Научная статья на тему 'Критерии и пути достижения эффективности социальной политики'

Критерии и пути достижения эффективности социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1730
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / SOCIAL STATE / SOCIAL POLICY / MODERN SOCIAL CRITERIA POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лыкова О.А.

В статье представлен анализ деятельности современного социального государства в системе приоритетов государственной власти Российской Федерации. Целью данной научной статьи является изучение основных путей и критериев достижения эффективности социальной политики, анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты малоимущих граждан в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and achieving the efficiency of social policy

The article analyzes the modern welfare state in the context of priorities of the state authorities of the Russian Federation. The purpose of this research article is to study the main pathways and criteria for achieving the effectiveness of social policy, analysis of state and prospects of development of Institute for social safety nets to the poor in Russian society.

Текст научной работы на тему «Критерии и пути достижения эффективности социальной политики»

Критерии и пути достижения эффективности социальной политики

О.А. Лыкова

Ростовский государственный строительный университет, г.Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье представлен анализ деятельности современного социального государства в системе приоритетов государственной власти Российской Федерации. Целью данной научной статьи является изучение основных путей и критериев достижения эффективности социальной политики, анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты малоимущих граждан в российском обществе.

Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, современные критерии эффективности социальной политики.

Фундаментальные изменения в нашей стране за последнее десятилетие затронули все сферы жизни российского общества: экономическую, духовно-культурную, политическую и, конечно, социальную. Объективные и субъективные ошибки при осуществлении стратегии и тактики реформ привели к негативным экономическим и социальным последствиям. Поэтому преобразования, касающиеся социальной сферы должны базироваться на тщательно продуманных концепциях. Определяющим критерием для функционирования социальной структуры является эффективность соответствующих социальных институтов, но, несмотря на это возникает ряд проблем, которые выражаются в степени влияния на деятельность различных организаций — предприятий, сообществ и индивидов.

Социальную политику можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, как механизм различных мероприятий, проводимый государством через региональные и местные органы власти, направленный на достойное функционирование различных социальных страт за счет бюджета. С другой, как взаимодействие главных составных частей социальной структуры: общностей, классов, также различных социальных групп в рамках преобразования и изменения социального кластера населения.

При этом одна из главных ролей принадлежит государству среди разнообразных социальных институтов. С одной стороны, государство выступает гарантом взаимодействия социальных групп и различных подразделений социальной структуры, как главного системообразующего и общественно защищаемого процесса. С другой, гарантирует реализацию ряда программ социального обеспечения и системы социальных услуг сквозь призму социального страхования. Система социального страхования компенсирует часть дохода из фонда социального страхования людям, которые потеряли работу в связи с болезнью, пенсионным возрастом или безработицей.

В мае 2012 года было создано Министерство труда и социальной защиты РФ, деятельность которого будет нацелено на решение различных социальных проблем. В рамках этого министерства будут решаться такие задачи, как установление минимального прожиточного минимума, пособий по безработице, решение проблем матерей одиночек, инвалидов, малоимущих. Так же основной задачей будет являться взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО) [13].

Одной из главных задач государственной социальной политики в рыночной экономике - это создание условий обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, что создает равенство возможностей и выравнивает положение граждан, через механизм создания системы социальных гарантий для всех слоев населения. К основным принципам социальной политики можно отнести: выдачу помощи на случай безработицы; защиту уровня жизни путем внедрения различных компенсаций при росте цен; обеспечение помощи малоимущим гражданам; обеспечение политики социального страхования и индексации минимальной заработной платы; развитие образования, охрана здоровья, окружающей

среды в основном за счет государства [4-5].

Особое внимание в рамках государственной социальной политики следует уделить развитию и рациональному использованию трудового потенциала общества. Развитие именно этого направления актуально в нынешней ситуации дефицита бюджета. Бесплатное и доступное образование поможет обеспечить все сектора экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и прогнозными потребностями рынка рабочей силы. Поэтому все социальные мероприятия направлены на повышение качества жизни, выравнивание доходов населения и уменьшение социального расслоения населения, то есть на повышение эффективности государственной социальной политики [6].

Важнейшее значение для характеристики социальной политики имеет выяснение вопроса, насколько результативны общественные усилия в регулировании социальной сферы, то есть степень решения социальных проблем. При этом необходимо учитывать два соображения:

- последствия социальной политики сказываются на состоянии не только непосредственно социальных, но и экономических и политических проблем. В данном случае эффективность выясняется только на примере отдельных, наиболее общих социальных явлений.

- теоретически механизм общественного регулирования представляется единым, хотя практика дает немало примеров отсутствия единства его отдельных направлений. Состояние социальной сферы складывается под влиянием, как социальных мер, так и экономической политики, экономики. Выделить прямой эффект социальной политики, отделить его от социальных последствий экономической политики крайне сложно, если вообще возможно[7-8].

Уровень жизни. В современном обществе предотвращению падения или стабилизации уровня и качества жизни (благосостояния) придается

особенно большое значение из-за их резкого обострения. Существенную роль в противодействии тенденции к падению жизненного уровня играет приобретение навыков самостоятельного решения материальных трудностей, изменение экономического поведения, преодоление психологии иждивенчества и патернализма.

Различные социально-демографические группы населения обладают различными субъективными способностями и объективными возможностями приспособления к радикально меняющимся условиям существования. У разных групп неодинаковы и формы такого приспособления. Многое зависит от возраста, здоровья, степени трудоспособности, семейного положения, уровня и содержания общего и специального образования, специальности и квалификации, профессиональной подготовки и трудового опыта, степени их соответствия требованиям, предъявляемым общественным производством.

Процессы самостоятельного приспособления проявляются разнообразно, например, в виде упоминавшихся феноменов продолжения работы после достижения пенсионного возраста, второй занятости работающих, а также участия населения в процессах финансового накопления и др. Приведенные, а также аналогичные формы активного и пассивного, прямого и косвенного противостояния тенденции к падению жизненного уровня, в том числе на индивидуальной основе, получают распространение.

Дифференциация доходов, тенденция к падению жизненного уровня неравномерно касается различных слоев населения. Она развивается на фоне резко усилившейся дифференциации доходов. В экономически передовых странах с рыночным хозяйством чрезмерная с экономической и социальной точек зрения дифференциация доходов снимается в ходе перераспределительной деятельности государства (через прогрессивное налогообложение и т. п.). Практически не сдерживаемое государством

возрастание разрывов доходов особенно характерно для экономически относительно слабых, развивающихся стран, где рыночные отношения еще не приняли полностью завершенного вида. Такая специфика частично связана и с политическим устройством этих стран.

Усиление дифференциации доходов служит проявлением того, что сглаживание чрезмерных социальных различий не стало целью политики российского государства. Фактически, несмотря на официальные заявления, оно стоит на позициях невмешательства в этой области. Возможности перераспределения доходов используются здесь лишь в незначительной степени [9].

Дифференциация доходов является одним из источников имущественного неравенства.

Социальное расслоение. Увеличение разрывов в величине доходов отражает растущее расслоение общества по различным социальным категориям.

Основным фактором малообеспеченности была высокая иждивенческая нагрузка в многодетных семьях, что косвенным образом свидетельствовало о крайне низком уровне социальной поддержки семей и детей. Увеличение в составе населения двух крайних категорий доходополучателей — бедных и богатых — служит признаком поляризации социальной структуры. Она, в свою очередь, свидетельствует о «вымывании» средних категорий доходополучателей, существование и расширение которых так необходимо для укрепления социальной и политической стабильности российского общества.

Так же можно сказать, что эффективность социальной политики в современной России зависит от инвестиционной активности и экономического положения регионов. Поскольку для благоприятного

привлечения инвестиций в стране и её регионах требуется, создать благоприятный инвестиционный климат [10].

Необходимым условием успешной реализации комплекса мер по дальнейшему реформированию социальной сферы, является согласованность основных мероприятий, принимаемых решений и действий органов власти на всех уровнях — общегосударственном, региональном и местном.

1. Галкина Е.В. Социальная политика современного Российского государства: концептуальные дискуссии и проблемы функционирования // Общество: политика, экономика, право. 2015. - №4. - С.8-11.

2. Люблинский В.В. Социальная политика в условиях трансформации общества в странах Запада (вторая половина ХХ - начало ХХ1. - М.,2005.-С.112-117.

3. Храмцов А.Ф.Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России. // Социс.-2007.-№2-с.31.

4. Шамшурин В.И. Социальная политика государства и гражданское общество // Гражданское общество и общество граждан: вопросы теории и практики. 2014. - Т. 6. Вып. 1- С.22-37.

5. Шамшурин В.И. Показатели эффективности социальной политики государства //Росмедпортал.ком. Научно-практический медицинский журнал.

rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1824:2012-03-27-20-37-24&catid=25:the-project.

6. Аксенов А.А. Региональный рынок образовательных услуг высшего профессионального образования: особенности и перспективы развития. //Научное обозрение, 2013. - №2. - С.228-230.

Литература

2012.

Т.

2.

ШЪ:

7. Furniss, N. The case for the Welfare State.From social security to social equality / Bloomington-London, 1977. 430 с.

8. Marshall, T. H. Citisenship and social class /T. H. Marshall. N. Y., 1981.

348 с.

9. Лыкова О. А. Управление недвижимостью с помощью зонирования территорий // Инженерный вестник Дона, 2013, №3 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1941

10. Бердник Н.А., Котенко Ю.С., Макареня Т.А., Сташ С.В. Институты реализации социальной политики и услуг на макро и микроуровне// Инженерный вестник Дона, 2012, №4(часть2) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1464.

References

1. Galkina E.V. Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo, 2015. №4. pp.8-11.

2. Ljublinskij V.V.Social'naja politika v uslovijah transformacii obshhestva v stranah Zapada (vtoraja polovina HH - nachalo HHI). [Social policy in the transformation of society in the countries of the West (the second half of XX -beginning XXI]. M., 2005. Pp.112-117.

3. Hramcov A.F.Social'noe gosudarstvo. Praktiki formirovanija i funkcionirovanija v Evrope i Rossii. Socis. 2007, №2, р.31.

4. Shamshurin V.I. Grazhdanskoe obshhestvo i obshhestvo grazhdan: voprosy teorii i praktiki. 2014. V. 6. N. 1. pp.22-37.

5. Shamshurin V.I. Rosmedportal.kom. Nauchno-prakticheskij medicinskij zhurnal, 2012. V. 2. URL: rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1824:2012-03-27-20-37-24&catid=25:the-project.

6. Aksenov A.A. «Nauchnoe obozrenie», 2013. №2. pp.228-230.

7. Furniss, N. The case for the Welfare State. From social security to social equality. Bloomington-London, 1977. 430 p.

8. Marshall, T. H. Citisenship and social class. N. Y., 1981. 348 p.

9. Lykova O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1941.

10. Berdnik N.A., Kotenko Ju.S., Makarenja T.A., Stash S.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4(p. 2). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.