Научная статья на тему 'Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена'

Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2574
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / КРИТЕРИИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / COMPETENCE APPROACH / GENERAL COMPETENCIES / STRUCTURAL COMPONENTS OF COMPETENCIES / COMPETENCY CRITERIA / COMPETENCY INDICATORS / PERSONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL RESULTS / LEVELS OF COMPETENCE FORMATION / DIAGNOSTICS OF COMPETENCE FORMATION / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лумбунова Наталья Баировна

Статья посвящена определению общих компетенций специалиста среднего звена, критериям и показателям их сформированности у студентов колледжа. Рассматриваются предпосылки введения нового состава общих компетенций при подготовке современных выпускников колледжа. На основе анализа и обобщения научной литературы выделены три базовых критерия сформированности общих компетенций: мотивационный, когнитивный и поведенческий. Блоки критериев и показателей общих компетенций систематизированы, что позволяет в последующем охарактеризовать уровни сформированности общих компетенций у студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лумбунова Наталья Баировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and Indicators of the Level of Formation of the General Competencies of a Middle-Level Specialist

The article is devoted to defining the general competencies of a middle-level specialist, criteria and indicators of their level of formation at college. The prerequisites for the introduction new general competencies while training college graduates are discussed in the article. Having analyzed the scientific literature, three basic criteria of general competencies were defined: motivational, cognitive and behavioral. The blocks of criteria and indicators of general competencies were systematized, it allowed to characterize the levels of general competences for college students.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена»

Педагогический ИМИДЖ

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 377.5

Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена

Н. Б. Лумбунова

Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ербанова, г. Улан-Удэ

Аннотация.

Ключевые слова:

Статья посвящена определению общих компетенций специалиста среднего звена, критериям и показателям их сформированности у студентов колледжа. Рассматриваются предпосылки введения нового состава общих компетенций при подготовке современных выпускников колледжа. На основе анализа и обобщения научной литературы выделены три базовых критерия сформированности общих компетенций: мотивационный, когнитивный и поведенческий. Блоки критериев и показателей общих компетенций систематизированы, что позволяет в последующем охарактеризовать уровни сформированности общих компетенций у студентов колледжа.

компетентностный подход, общие компетенции, структурные компоненты компетенций, критерии компетенций, показатели компетенций, личностное развитие, образовательные результаты, уровни сформированности компетенций, диагностика сформированности компетенций, личностные качества.

Дата поступления В последние годы в российской образовательной

статьи в редакцию: системе широкое применение получил компетентност-

7 ¿л. 7 1 1

/ ноября 2017 г. ный подход. В федеральном государственном образо-

вательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) сформулированы требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Выпускник должен обладать как профессиональными, так и общими компетенциями, поскольку современные условия на рынке труда требуют от профессиональных образовательных организаций подготовки специалиста с глубокими профессиональными знаниями, обладающего «универсальными способами деятельности, общими для всех (большинства) профессий и специальностей, направленных на решение профессионально-трудовых задач и являющихся условием интеграции выпускника в со-

циально-трудовые отношения на рынке труда» [3].

Большой вклад в разработку проблем сущности и содержания понятий «компетенция» и «компетентность» был внесён отечественными исследователями среднего образования И. А. Зимней, А. В. Хуторским, Г. К. Селевко и др., применительно к системе среднего профессионального образования в части общих компетенций - работами Г. В. Кураковой, Е. Ю. Голохвасто-вой, Т. В. Монастыревой и др.

В научной литературе под общими компетенциями понимают совокупность социально-личностных качеств выпускника колледжа, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на определённом квалификационном уровне. Основной целью развития СПО является подготовка кадров в соответствии с международными стандартами, передовыми технологиями, текущими экономическими и производственными требованиями. В этом плане немаловажную роль сыграло присоединение России в 2003 году к Болонской декларации, что способствовало реформированию российской системы образования и её вхождению в единое европейское образовательное пространство.

В Российской Федерации был принят ряд документов, направленных на повышение уровня подготовки студентов СПО. В частности, приоритеты развития системы СПО были определены Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года, федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы. Был также разработан комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы.

Все эти меры способствовали тому, что в федеральные государственные образовательные стандарты четвёртого поколения (ФГОС СПО-4) был введён новый состав общих компетенций. Здесь на первый план выходят вопросы личностного развития будущего специалиста среднего звена, обеспечивающие профессиональный универсализм, т. е. способность человека менять способы и сферы своей деятельности. На современном рынке труда наиболее ценными и важными качествами специалиста считается умение решать проблемы, возникающие в ходе познания, во взаимоотношениях людей, в профессиональной деятельности и в личностном самоопределении.

Эффективное формирование и развитие общих компетенций у студентов колледжа возможно только в случае предварительного выбора критериев и показателей сформированности общих компетенций специалиста среднего звена. Данный этап является одним из важнейших, так как на нём определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем выявлять уровни сформированности общих компетенций и делать обоснованные суждения о результативности учебно-воспитательного процесса в колледже. В педагогических исследованиях, посвящённых оценке эффективности формирования общих компетенций, проблема обоснования критериев и показателей их сформированности занимает особое место и относится к числу наиболее сложных и неразработанных теоретических проблем.

В Советском энциклопедическом словаре «критерий» - (от греч. кгкёгюп) средство для суждения, мерило, признак, на основании которого

проводится подбор параметров, классификация чего-либо. В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки». Критерий является своеобразным эталоном, на основе которого даётся оценка, происходит сравнение результатов. Между тем в научной литературе есть разные подходы к определению его содержания. К примеру, в педагогической литературе критерий выступает как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных [6]. В частности, М. И. Шилова считает, что критерий - «это мерило, признак для оценки, классификации; суждение, позволяющее из множества возможных решений выбрать одно» [9]. В свою очередь И. А. Маврина полагает, что «критерий» является этаким средством, с помощью которого измеряется уровень, степень проявления того или иного явления, выступает в роли мерила, оценки суждений. Применение критерия позволяет определить преимущество какого-либо выбора, по сравнению с остальными, проверить, насколько результат отвечает поставленной цели [5]. Наиболее полно сущность понятия «критерий» отражена в работах В. И. Загвязинско-го. Под критерием он понимает обобщённый показатель развития процесса, успешности деятельности, по которому выполняется оценка происходящих педагогических явлений [2].

Поскольку общие компетенции являются личностными качествами, то для определения критериев формирования общих компетенций рассмотрим процесс формирования качеств. Изучению данного процесса в педагогической литературе посвящены работы И. С. Кона, И. С. Марьенко, И. Ф. Харламова и других исследователей. В контексте нашего исследования, согласно их точке зрения, в структуре общих компетенций можно выделить компоненты, предполагающие потребность и стремление овладевать данными компетенциями, владение знанием содержания компетенций посредством включения студентов в познавательную деятельность и практическое применение знаний, связанных с формируемой компетенцией, опыт их проявления в различных ситуациях [8].

На основе обобщения данной структуры нами выделены три базовых критерия сформированности общих компетенций, соответствующие структурным компонентам компетенций:

1) мотивационный - совокупность мотивов для овладения конкретной общей компетенцией, понимание её значения в профессиональной подготовке и практической деятельности. Методами диагностики данного компонента компетенции может служить опрос в виде анкетирования или беседы;

2) когнитивный - совокупность знаний, на основе которых формируется общая компетенция с проекцией на будущую профессиональную деятельность. Для диагностики когнитивного компонента компетенции можно воспользоваться такими инструментами, как тестирование, анкетирование, наблюдение, решение ситуационных задач, беседа;

3) поведенческий - совокупность умений и навыков для решения профессиональных задач с использованием общей компетенции. Методами диагностики являются наблюдение на лабораторных, практических и семинарских занятиях, изучение продуктов деятельности студентов, выполнение исследовательских и внеаудиторных работ студентов, участие в различных проектах, мероприятиях, соревнованиях.

О развитии личности студента, сформированности у него компетенций в ходе образовательного процесса можно судить по показателям критериев. В этой связи одной из задач нашего исследования является формулирование и систематизация критериев и показателей сформированности общих компетенций у студентов колледжа на основе анализа научной литературы. С учётом специфики исследуемого объекта и многообразия видов профессиональной деятельности критерии оценки уровня сформированности общих компетенций должны удовлетворять следующим признакам: объективность суждения, достаточность для корректного фиксирования качественной определённости общих компетенций, однозначность оценки исследуемого признака, универсальность.

Г. П. Иванова отмечает, что для создания критерия необходимо пройти определённые этапы: выделение показателей для поиска критериев; выделение признака, объединяющего показатели; поиск оснований, позволяющих судить о проявлении показателей, обозначение индикаторов критерия, которые могут быть зафиксированы. Критерии проявляются на основе системы показателей, которые дают достаточно полную характеристику формирования общей компетенции и предоставляют возможность судить об эффективности процесса формирования общей компетенции [3].

По мнению Г. П. Ивановой, показатель есть конкретный измеритель критерия, он делает его доступным для измерения и наблюдения. Главными характеристиками понятия «показатель» являются конкретность и диагно-стичность, что предполагает доступность его для наблюдения, учёта и фиксации, а также позволяет рассматривать показатель как более частное по отношению к критерию. Число показателей должно быть сведено до минимума, потому что процедура оценивания должна быть простой. Кроме того, каждый из показателей должен быть достаточно ёмким, с тем чтобы отражал основные области деятельности [3].

М. И. Рожков и Л. В. Байбородова, говоря об эффективности воспитательной деятельности, выделяют результативные и процессуальные критерии, отдавая приоритет результативным. По их мнению, результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своём социальном развитии [7].

В ФГОС СПО-4 предусмотрены одиннадцать общих компетенций специалиста среднего звена (ОК). На основе вышеуказанных базовых критериев нами отмечены их показатели.

При формировании компетенции «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам» выделены такие показатели, как понимание студентами возможности возникновения различных стандартных и нестандартных ситуаций в профессиональной деятельности и понимание необходимости их решать; знание способов решения типовых ситуаций в профессиональной деятельности; умение найти эффективное решение стандартной и нестандартной ситуации в профессиональной деятельности и взять на себя ответственность за выбор способа разрешения ситуации.

Компетенция «Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности» требует от студентов понимания необходимости поиска, анализа и интерпретации информации для решения профессиональных задач; знания ос-

новных видов и способов представления информации, алгоритма поиска информации; умения определять признаки поиска информации, оценивать найденную информацию, выделять, сопоставлять информацию из различных источников, преобразовывать информацию из одного вида в другой, систематизировать и представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач, делать выводы на основе сопоставления информации.

Для выявления уровня сформированности компетенции планирования и реализации собственного профессионального и личностного развития можно воспользоваться такими показателями, как заинтересованность в самообразовании и саморазвитии, знание об имеющихся образовательных возможностях, умение определять для себя образовательные задачи, находить условия и варианты их решения, доводить решения до конечного результата, в дальнейшем анализировать и проектировать на их основе последующие актуальные для себя образовательные задачи.

Умение работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами выявляется на основе понимания важности командной работы и взаимодействия с коллегами, руководством и клиентами в будущей профессиональной деятельности; знание особенностей поведения и взаимодействия в коллективе, стиля общения с коллегами, руководством, клиентами и умение анализировать особенности социальных групп, применять правила общения и этикета, толерантно воспринимать этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для осуществления устной и письменной коммуникации на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста нами выделены: понимание важности и полезности правильных коммуникативных действий, знание правил оформления документов, правил сетевого этикета, невербальных средств общения, умение в различных ситуациях начинать, продолжать, поддерживать и завершать разговор, анализировать результаты общения и вносить коррективы в свои действия, чтобы успешно выступать перед знакомой и незнакомой аудиторией.

Проявление гражданско-патриотической позиции, демонстрирование осознанного поведения на основе традиционных общечеловеческих ценностей требует от студентов желания выполнять гражданский и воинский долг по отношению к Родине; стремления руководствоваться в жизни нравственными установками и выбирать нравственные ценности, проявления интереса к истории, культуре, традиции, достижениям, проблемам родного края, России; понимания роли, места и значения России на мировой арене; знания о духовно-нравственных ценностях, основах общечеловеческой морали, человеческих отношений, а также разработки различных проектов по развитию своего города, региона, страны; опыта участия в различных граж-данско-патриотических мероприятиях, соревнованиях; системы поступков, выражающих и формирующих нравственное сознание.

Содействие сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях выражается через интерес к экологическим вопросам, потребность в повышении уровня экологических знаний, желание участвовать в экологической деятельности, объём, осознанность, прочность экологических знаний, умение творчески подхо-

дить к решению учебных экологических задач, опыт участия в делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды.

Использование средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности требует осознания потребности в сохранении и укреплении здоровья, здорового образа жизни как жизненной ценности; овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для создания индивидуальной системы здоровья, соблюдения правил, принципов и пропаганды здорового образа жизни; участия в соревнованиях, занятиях в спортивных секциях и спортивных клубах; профилактики различных заболеваний.

Для формирования компетенции «Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности» необходимо ориентироваться на понимание целесообразности применения информационных технологий в профессиональной деятельности, знание основных понятий в области информационных технологий, умение применять программные средства для решения профессиональных задач, самосовершенствование в области информационных технологий.

Для формирования умения пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке необходимы осознание важности иностранного языка в последующей профессиональной деятельности, что обеспечивает свободную межъязыковую коммуникацию и позволяет стать конкурентоспособным специалистом, преодолеть дефицит иноязычных знаний, понятий, навыков и умений в процессе профессиональной подготовки; преодоление недостатка своих иноязычных знаний; развитие познавательных способностей, связанных со знанием, мышлением и процессом понимания на иностранном языке, достижение письменно-коммуникативного потенциала путём вхождения в иноязычную среду.

Умение планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере определяется в ходе диагностики на выявление осознания того, что предпринимательство является выбором студента в качестве приоритетных ценностей, отражающих не только личный, но и общественный интерес, знание основ предпринимательской деятельности, бизнес-планирования, умение проектировать предпринимательскую деятельность.

Выявленные показатели позволяют охарактеризовать уровни сформиро-ванности общих компетенций у студентов колледжа. Проблема определения уровня сформированности умений рассматривается такими исследователями, как О. А. Абдуллина, Г. А. Засобина, Л. Ф. Спирин, Н. В. Кузьмина, А. В. Усова, Н. М. Яковлева и другие. Опираясь на исследования В. А. Беликова, А. В. Усовой, А. А. Боброва, мы можем выделить три уровня сформированности общих компетенций: низкий, средний и высокий [1]. Овладение тем или иным умением до соответствующего уровня предполагает, что студент свободно оперирует знаниями и умениями, определяющими предшествующий уровень. Чтобы отследить уровень сформированности общих компетенций, необходим длительный мониторинг динамики личных достижений студента на протяжении всего периода обучения в учебном заведении, а процесс формирования самих общих компетенций должен носить поэтапный и системный характер, поскольку овладение ими является долговременным и сложным процессом.

Формирование общих компетенций у студентов колледжа может осуществляться в процессе изучения ими всех структурных единиц программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): учебных дисциплин и профессиональных модулей. В рамках изучения структурной единицы ППССЗ могут быть выбраны конкретные компетенции таким образом, чтобы работа над ними способствовала получению образовательных результатов, а также формированию и развитию других компетенций. Владение и применение преподавателем различных приёмов, методов, технологий обучения, организация воспитательной работы в учреждении являются важнейшими условиями формирования общих компетенций специалиста среднего звена у студентов колледжа [4].

В связи с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N° 273-Ф3 в системе СПО отменена система вступительных экзаменов, что не позволяет на этапе приёма в профессиональные образовательные организации (ПОО) объективно оценить уровень подготовки и развития абитуриентов. Достоверные данные о новых студентах могут быть получены только в результате входной психолого-педагогической диагностики и мониторинга по общеобразовательным дисциплинам. Поскольку общие компетенции базируются на личностных и метапредметных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень их сформи-рованности на начальном этапе обучения в ПОО у студентов первого курса очень разный. В настоящее время общепринятые единые методические рекомендации по формированию и применению фондов оценочных средств для определения уровня сформированности общих компетенций студентов не составлены, поэтому перед педагогами ПОО ставится задача оценки уровня сформированности общих компетенций. Для решения данной задачи на этапе формирования фондов оценочных средств нами будет использована составленная и систематизированная таблица критериев и показателей сформированности общих компетенций специалиста среднего звена.

Список литературы

1. Беликов, В. А. Формирование у учащихся понятия «система познавательной деятельности» / В. А. Беликов // Совершенствование процесса формирования научных понятий у учащихся школ и студентов педвузов : Тезисы докладов. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1986. - С. 26 - 27.

2. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2005. - 208 с.

3. Князева, О. Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО / О. Г. Князева // Проблемы и перспективы развития образования : мат-лы VI Междунар. науч. конф. ; г. Пермь, апрель 2015 г. - Пермь : Меркурий, 2015. - С. 236-237.

4. Лумбунова, Н. Б. Инверсное обучение как фактор повышения эффективности учебной деятельности студентов в колледже / Н. Б. Лумбунова, В. Б. Цыренова // Син-тексис и семантика логических систем - Улан-Удэ : БГУ, 2017. - С. 56-62.

5. Маврина, И. А. Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения / И. А. Маврина, А. А. Мотышева // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - № 4. - С. 30-39.

6. Мендубаева, З. А. Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы учебной книги / З. А. Мендубаева // Молодой учёный. - 2012. - № 7. - С. 291-299.

7. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

8. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов / И. Ф. Харламов ; 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1997. - 506 с.

9. Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников / М. И. Шилова. - М. : Педагогика, 1990. - С. 12.

Criteria and Indicators of the Level of Formation of the General Competencies of a Middle-Level Specialist

N. B. Lumbunova

Buryat Agricultural College named after M. N. Erbanov, Ulan-Ude

Abstract. The article is devoted to defining the general competencies of a middle-level specialist, criteria and indicators of their level of formation at college. The prerequisites for the introduction new general competencies while training college graduates are discussed in the article. Having analyzed the scientific literature, three basic criteria of general competencies were defined: motivational, cognitive and behavioral. The blocks of criteria and indicators of general competencies were systematized , it allowed to characterize the levels of general competences for college students.

Keywords: competence approach; general competencies; structural components of competencies; competency criteria; competency indicators; personal development; educational results; levels of competence formation; diagnostics of competence formation; personal qualities.

Лумбунова Наталья Баировна

преподаватель

Бурятский аграрный колледж имени М. Н. Ербанова

670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Трубачеева, 140

тел.: 8(3012)433382 e-mail: gnat6856mk@rambler.ru

Lumbunova Natalya Bairovna

Lecture

Buryat Agricultural College Named after M.N. Erbanov

140 Trubacheev St, Ulan-Ude, The Republic of Buryatia, 670031

tel.: 8(3012)433382

e-mail: gnat6856mk@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.