Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ'

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ / CRITERIA AND INDICATORS / ADDITIONAL COMPETENCIES / PERSONAL QUALITIES OF CADETS OF THE INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна, Бабушкин Михаил Михайлович

В статье рассматриваются критерии и показатели оценки сформированной дополнительной компетентности курсантов института ФСИН России и сотрудников, работающих в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна, Бабушкин Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF THE FORMATION OF ADDITIONAL COMPETENCIES AND PERSONAL QUALITIES OF CADETS OF THE INSTITUTE OF THE FPS OF RUSSIA AND THEIR THEORETICAL JUSTIFICATION

The article considers the criteria and indicators for assessing the pre-full competence of cadets of the Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia and employees working in the penal system.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ»

УДК 378

© Кундозерова Л. И., Бабушкин М. М., 2020

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

В статье рассматриваются критерии и показатели оценки сформированной дополнительной компетентности курсантов института ФСИН России и сотрудников, работающих в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: критерии и показатели; дополнительные компетентности; личностные качества курсантов института ФСИН России.

© Kundozerova L. I., Babushkin M. M., 2020

CRITERIA AND INDICATORS OF THE FORMATION OF ADDITIONAL COMPETENCIES AND PERSONAL QUALITIES OF CADETS OF THE INSTITUTE OF THE FPS OF RUSSIA AND THEIR THEORETICAL

JUSTIFICATION

The article considers the criteria and indicators for assessing the pre-full competence of cadets of the Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia and employees working in the penal system.

Keywords: criteria and indicators; additional competencies; personal qualities of cadets of the Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Исследование выполнено в рамках НИОКТР «Профессионализация сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», рег. № АААА-А20-120021790006-6, дата регистрации 17.02.2020.

Профессиональная подготовка тентностям и личностным качествам

курсантов института ФСИН России к курсантов в период обучения в вузе. служебной деятельности в уголовно- Проблема исполнения уголовного

исполнительной системе (далее — наказания — это, по существу, про-

УИС) постоянно совершенствуется в блема психолого-педагогическая и со-

соответствии с современными требо- циальная, так как главной целью УИС

ваниями к социально-педагогическим, является исправление осужденных и

социально-психологическим компе- возвращение их к нормальной,

законопослушной, уважающей требования нравственных, моральных, правовых норм жизни.

Критерии и показатели сформиро-ванности дополнительной компетентности курсантов института ФСИН России и сотрудников, работающих в уголовно-исполнительной системе, разработаны и теоретически обоснованы в результате исследований содержания профессиональной педагогической деятельности сотрудников УИС, особенностей профессиональной деятельности, специфики труда, основной цели педагогической деятельности (приобщение человека к жизни в обществе) и требований нормативно правовых документов, регламентирующих деятельность ФСИН России.

Критерий выражает общий признак, по которому происходит оценка или сравнение реальных педагогических явлений, качеств, процессов, а степень проявления критериев выражается в конкретных показателях. Каждый критерий может включать несколько показателей. Измерителями критериев являются показатели, доступные для измерения и наблюдения.

В настоящее время идет поиск критериев, показателей и диагностического инструментария оценки эффективности развития и формирования дополнительных компетентностей и личностных качеств курсантов ин-

ститута ФСИН России и сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Критерии и показатели оценки сформированности дополнительной компетентности курсантов института ФСИН России и сотрудников уголовно-исполнительной системы разработаны в соответствии с:

требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность ФСИН России:

Конвенции по правам ребенка [23], Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него [24], Всеобщей декларация прав человек, в которых основными правилами обращения с осужденными являются:

- уважительное отношение к лицам, лишенным свободы;

- недопустимость дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или по другому признаку;

- ответственность за содержание заключенных;

- создание условий, дающих заключенным возможность заниматься образованием, полезным вознаграждаемым трудом, для реинтеграции бывших заключенных в общество[10];

особенностями профессиональной деятельности сотрудников УИС,

связанными с опасностью и риском для жизни, постоянными физическими и эмоциональными перегрузками, специфическим режимом работы, дефицитом позитивных впечатлений, постоянно действующими экстремальными и психотравмирующими ситуациями и др.) (см. [19; 30; 31]);

спецификой труда (нормативность поведения, необходимость сдерживания эмоций и др.);

целью педагогической деятельности (приобщение человека к жизни в обществе) (В. В. Краевский) [21];

гуманистическим подходом к процессу исправления и воспитания осужденных.

Предполагается, что курсанты института ФСИН России и сотрудники УИС должны владеть развитыми педагогическими, психологическими, социальными, а также общечеловеческими ценностями, необходимыми при исполнении уголовных наказаний:

уважительным, справедливым, гуманным отношением сотрудников УИС между собой и осужденными, пониманием необходимости сохранения, укрепления и поддержания социально полезных связей осужденных и развитыми социально-

профессиональными, управленческими навыками, артистическими качествами (сотрудники УИС выступают в роли педагога, психолога, воспитате-

ля, социального педагога, начальника отряда).

При определении критериев и показателей сформированности дополнительной компетентности и личностных качеств курсантов института ФСИН России также следует обратиться к положениям проекта Концепции уголовно-исполнительной системы на 2020-2030 годы [25], в которой особое внимание обращено на необходимость развития дополнительных компетенций и личностных качеств курсантов, формирование содержания понятий «профессиональные (специальные и междисциплинарные)», «дополнительные (одинаковые для всех сфер профессиональной деятельности)» компетенции, «профессиональная компетентность», «профессионализм», «профессионально важные качества» (Н. А. Рыбаков, Б. Г. Ананьев, В. Д. Шадриков, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. А. Дружилов, С. А. Минюрова, О. В. Москаленко, А. А. Деркач и др.) [14; 15; 26; 27; 29].

Так как деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы проходит в постоянно изменяющейся среде и, зачастую, в экстремальной обстановке, задача определения критериев и показателей сформированно-сти дополнительных компетенций и личностных качеств курсантов института ФСИН России вызывает определенные трудности.

Например, к особой категории относятся сотрудники оперативных подразделений УИС, работа которых связана, прежде всего, с оперативно-розыскной деятельностью.

Особенностью служебной деятельности сотрудников подразделений режима и надзора является ежедневная коммуникация сотрудников подразделений режима и надзора со спецконтингентом в целях обеспечения режима и безопасности в учреждениях УИС.

Работа с осужденными подростками девиантного поведения требует от социальных педагогов, воспитателей отрядов владения психолого-педагогическими и специальными компетенциями в области педагогики, психологии, социологии, медицины, правоведения и зависит от личностных особенностей и качеств (коммуникативных и перцептивных) как осужденных, так воспитателей и социальных педагогов.

В этой связи дополнительные компетенции сотрудников УИС невозможно алгоритмизировать, они ситуативны (зависят от среды УИС) и определяются специализацией подготовки курсантов в вузе.

Критерии, определяющие сфор-мированность дополнительных компетентностей курсантов

Предполагается, что сотрудники УИС должны быть компетентны в об-

ласти теоретических знаний, владеть практическими навыками и сочетать в себе качества педагога, психолога, уметь применять свои компетенции на практике: обучать, воспитывать, исправлять, развивать и социализировать осужденных, оказывать своим личным примером влияние на нравственно-психологический климат в коллективах сотрудников и осужденных. Результативность профессиональной деятельности (речь идет только о дополнительных компетенциях) курсантов зависит от сформиро-ванности компетенций мышления, взаимодействия с другими, взаимодействия с собой и определяет правильность принятия решений и совершения действий в различных ситуациях.

В зависимости от типа решаемой социально-педагогической задачи выделены следующие виды профессиональной социально-педагогической деятельности сотрудников УИС:

1) практическая социально-педагогическая деятельность (т. е. деятельность по исправлению, воспитанию, обучению и социализации осужденных);

2) методическая деятельность (связана с разработкой планов воспитательной работы, сценариев индивидуальных и коллективных бесед, лекций, праздничных мероприятий и др.);

3) организационно-управленческая деятельность воспитателей, начальников воспитательных отрядов, руководителей пенитенциарных учреждений;

4) научно-исследовательская (или научно-педагогическая) деятельность воспитателей, начальников воспитательных отрядов, руководителей пенитенциарных учреждений.

Исходя из анализа основных положений нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ФСИН России, особенностей профессиональной деятельности сотрудников УИС и специфики труда сотрудников разработан критериально-оценочный аппарат, определяющий сформированность дополнительной компетентности курсантов / сотрудников УИС.

1) Критерий сформированности социально-педагогической компетентности курсантов / сотрудников УИС.

2) Критерий сформированности социально-психологической компетентности курсантов / сотрудников УИС.

3) Критерий, определяющий развитость эмоционально-волевой компетентности курсантов (сотрудников УИС).

4) Критерий, определяющий развитость мотивационно-ценностной

компетентности курсан-

тов / сотрудников УИС

5) Критерий сформированности научно-исследовательской и информационной компетентности курсантов / сотрудников УИС.

6) Критерий, определяющий сфор-мированность деятельностно-практической компетентности курсантов / сотрудников УИС.

Критерий сформированности социально-педагогической компетентности курсантов

Образовательный процесс в УИС — это процесс исправления, обучения, воспитания, развития и социализации осужденных.

Педагогическая система УИС — это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности осужденного.

Особенности образовательного процесса в УИС предполагают создание социальных условии, способствующих исправлению осужденных. Данное предположение основано на исследовании и разработке теории иерархии потребностей А. Х. Маслоу.

В иерархической системе потребностей физиологические потребности (голод, жажда и т. д.), а также потребности в безопасности, принадлежности и любви, самоуважении, самоак-

туализации лежат в основе пирамиды А. Х. Маслоу.

А. Х. Маслоу утверждал, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей, но если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на прежний уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены [28].

Организация социальной жизни, позволяющая удовлетворять различные уровни потребностей человека (от физиологических до нравственных), является необходимым условием всей социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения.

Показатели, определяющие сформированность социально-

педагогической компетентности курсантов

1) Владеет навыками социально-педагогического взаимодействия (общение, коммуникация) в процессе воспитательной работы с осужденными.

Социально-педагогическое взаимодействие — это не только взаимные действия (общение, воздействия) осужденного и его окружения в среде УИС (с сотрудниками и другими осужденными), но установление социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы, направленное на изменение осуж-

денного и его продвижение на пути к достижению целей исправления и воспитания.

В социальной психологии коммуникация (общение) — это способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других в процессе которого постоянно происходят изменения психических состояний у сотрудников и осужденных (на физиологическом, моторном, эмоциональном уровнях), психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых...), психических свойств (характер, способности личности.), поведения, межличностных отношений и условий социальной среды.

Деятельность сотрудников УИС осуществляется в профессиональной сфере типа «человек — человек», поэтому решение задачи исправления и воспитания неразрывно связано с взаимодействием осужденных и сотрудников, осужденных между собой, сотрудников между собой, осужденных с родственниками.

При взаимодействии (общении) сотрудники постоянно сталкиваются с ситуацией неопределенности выбора способов реализации своей активности в решении проблемы. Снятие неопределенности возможно лишь путем регулирования своего поведения, а когда речь идет о психике, то средствами саморегуляции своего поведе-

ния, когда сотрудник сам исследует ситуацию, программирует свою активность, контролирует и корректирует ее результаты.

Коммуникация в УИС регламентирована нормативными документами (положениями, приказами, уставами); строго целенаправленна; эстетически, иерархично и пространственно оформлена, т. е. предполагает определенное помещение, обстановку, что создает оптимальные, с точки зрения психологии условия.

Коммуникация важна для установления контактов и доверительных отношений между сотрудником УИС и осужденным. Какое значение имеет доверие в отношениях?

Доверие является главным потенциальным ресурсом договоренностей, решения конфликтов, важным средством управления. Обратимся к Толковому словарю русского языка под ред. Д. Н. Ушакова: «Доверие — убежденность в чьей-то честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-либо». Почему трудно договариваться в пенитенциарной системе и в вузе? Договоренностям препятствует большая дистанция между субъектами общения.

Формирование такого качества, как доверие, начинается с семьи, школы, вуза и проявляется в процессе работы в команде, в совместной деятельности.

Взаимодействия с другими — это успешное сотрудничество в совместной работе (в том числе в роли лидера и в роли участника взвода, группы, команды); способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий), разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и учитывать их при принятии решений.

Взаимодействия с собой — это владение приемами саморегуляции и самоконтроля (управляет своими эмоциями, способен рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач, выбирать стратегию настойчивости или гибкости).

Овладение навыками коммуникации проявляется в эффективности принятия решений и практических действий в различных ситуациях, а также способности к саморазвитию. Развитие навыков взаимодействия с собой (знание «кто я», «какой я») определяет эффективность принятия решений и совершения действий в различных ситуациях («умеет учиться», владеет новыми навыками, в которых возникает необходимость).

2) Понимает ценность общего и профессионального образования для себя в целях эффективной служебной

деятельности в УИС и осужденных в целях адаптации и социализации в обществе после освобождения.

3) Применяет на практике средства и формы исправления и воспитания, методы и приемы (для эмоциональной разрядки осужденного, отряда осужденных и коллектива) в целях успешного выполнения оперативно-служебных, производственных задач и функциональных обязанностей.

Для достижения цели УИС курсантам необходимо овладеть педагогическими методами, педагогическими приемами, формами организации воспитания и исправления, педагогическими технологиями и мастерством.

Для этого на этапе квазипрофессиональной или учебно-профессиональной деятельности в институте (1-2 курсы) в психолого-педагогический и социальный контекст дисциплин включается профессиональное содержание (структура УИС, содержание, технологии, условия, необходимые для исправления и воспитания, отношения, складывающиеся между сотрудниками и осужденными и др.).

Квазипрофессиональная деятельность курсантов осуществляется в учебном процессе, например, в ходе деловой, имитационной, ролевой или дидактической игры, тренинга.

Квазипрофессиональная деятельность курсантов, оставаясь учебной по

содержанию, методам, формам и технологиям, переходит в профессиональную на 3-5 курсах. Плавный переход от квазипрофессиональной деятельности курсантов в профессиональную результативно обеспечивают проблемные лекции, семинары-дискуссии, групповые практические занятия, проведение анализа конкретных производственных ситуаций, тренинги, спецкурсы, спецсеминары [9].

Курсанты обучаясь, выполняют реальные исследовательские (УИРС, НИРС, дипломные работы) проекты, включаются в производственную практику, практически выполняют профессиональную деятельность в процессе которой формируются и развиваются такие качества, как эмпа-тия, доверие к себе и другим, исследовательские умения.

4) Исполняет принятые и провозглашенные резолюцией нормы и требования Основных правил обращения с осужденными: уважительно относится к лицам, лишенным свободы; не допускает дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или по другому признаку.

5) Владеет управленческими и организаторскими навыками и умениями.

Организаторские умения — это умения сбора, обработки и анализа управленческой информации и, на ос-

нове этих знаний, принятие управленческих решений, организация исполнения принятых решений, оценки оперативной обстановки. Организационно-педагогические умения — это умения организовать индивидуальную, групповую и коллективную формы работы; правильно распределить обязанности между сотрудниками.

Критерий сформированности социально-психологической компетентности курсантов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие «коммуникация» рассматривается в общей педагогике, психологии, дидактике, теории и методике воспитания, социальной психологии и др. В социальной психологии коммуникация рассматривается как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других. Поэтому первым показателем, определяющим сформированность социально-

психологической компетентности курсантов, является владение навыками психологического взаимодействия.

Показатели, определяющие сформированность социально-

психологической компетентности курсантов

1) Владеет навыками психологического взаимодействия (общение, коммуникация) в процессе воспитательной работы с курсантами. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России к со-

трудникам исправительных учреждений предъявляются специальные требования к овладению социально-психологической компетентностью (психологической устойчивости в сложных и экстремальных условиях, способности применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния).

2) Владеет социальными компетенциями (навыками).

Управляет собой (способен взять паузу и адекватно эмоционально отреагировать на ситуацию), управляет отношениями (проявляет самостоятельность, ответственность за свои поступки.

3) Проявляет эмпатию, толерантность (уважительно и гуманно относится к другим культурам, людям, способен с ними взаимодействовать, сотрудничать).

4) Способен быстро адаптироваться к особенностям среды института и к будущей профессиональной деятельности (осведомлен о режиме содержания спецконтингента в пенитенциарных учреждениях, осознает значимость обеспечения режима в пенитенциарных учреждениях, проявляет профессиональный интерес к работе в пенитенциарных учреждениях).

В связи с тем, что сотрудники УИС работают в постоянно меняю-

щейся среде осужденных, им необходимо обладать способностью быстрой адаптации к среде, ситуации, проблеме и при этом способностью оставаться полностью функциональным оптимистом. Оптимист непредвиденную ситуацию рассматривает не как препятствие, которое нужно преодолеть, а как новую возможность. В педагогике «адаптация» — это процесс плавного перехода обучающихся из одного состояния в другое, из одной сферы деятельности в другую (адаптация к школе, вузу; адаптация выпускников колледжей и вузов к производству).

5) Владеет социальным сознанием. Почему это так важно? Социальное сознание помогает человеку реагировать на происходящее и управлять ситуацией. В таком случае курсанты способны осознавать ситуации и проблемы, существующие вокруг, умеют управлять собой, своими эмоциями, адекватно эмоционально реагировать на ситуацию.

6) Устойчив к разным, в том числе непредсказуемым, событиям.

Способность к устойчивости заключается в том, чтобы извлечь пользу из неприятного события, что в результате повышает знания, гибкость, настойчивость.

7) Социально активен (умеет оценивать, рисковать в изменяющихся условиях).

Для достижения успеха в любой сфере профессиональной деятельности (речь идет только о дополнительных компетенциях) курсанты / сотрудники должны овладеть компетентностью мышления, компетентностью взаимодействия с другими, компетентностью взаимодействия с собой, уровень развития которых определяет эффективность принятия решений и совершения действий в различных ситуациях, способность к саморазвитию («умеет учиться», владеет новыми навыками, в которых возникает необходимость).

8) Готов к действиям в экстремальных ситуациях.

Сотрудники пенитенциарной системы постоянно испытывают физические и психологические перегрузки (нормативность поведения), часто сталкиваются с различными экстремальными и психотравмирующими ситуациями (массовые беспорядки, групповое хулиганство, неповиновение осужденных, ситуации захвата заложников, ситуации групповых побегов и др.), эмоциональными нагрузками и невозможностью немедленного снятия эмоционального напряжения, необходимостью сдерживания отрицательных эмоций, которые вызывают серьезные личностные проблемы, затрудняющие эффективно выполнять служебную деятельность.

9) Владеет приемами саморегуляции и самоконтроля. Результативность действий в экстремальных ситуациях во многом зависит от степени овладения курсантами в период учебной деятельности средствами саморегуляции, обеспечивающими сохранность их психического здоровья. Способность рефлексивно проанализировать свою деятельность, мобилизовать себя на выполнение задач, выбрать стратегию настойчивости или гибкости обеспечивает стрессоустойчивость и сохранность психического здоровья.

Рефлексия как качество личности проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности, инициативности, склонности к самоанализу и является регулятором личностных достижений, профессионального роста и совершенствования мастерства.

10) Развито креативное мышление.

Благодаря развитому креативному

мышлению курсанты / сотрудники УИС находят нестандартные решения в экстремальных ситуациях, ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации и создают собственные интеллектуальные продукты, отличающиеся новизной и оригинальностью (средства, приемы, методы, технологии решения проблем в ситуациях неизвестности), самостоятельно генерируют и принимают пе-

дагогические решения в воспитательном процессе с осужденными.

11) Способен обеспечить информационную и эмоциональную безопасность для себя и окружающих.

Исследованиями психологов выявлено, что введение в деятельность сотрудников УИС информационных технологий повышает психологический стресс (информационный и эмоциональный). Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда сотрудник не справляется с потоком информации, невнимателен, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за свои действия. Эмоциональный стресс (страх, гнев, удрученность), появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Если сотрудник не справляется с нагрузками, то это является угрозой информационной безопасности.

Курсанты, обладающие сформировавшейся психолого-педагогической компетентностью, характеризуются самостоятельным переносом ранее усвоенных психолого-педагогических знаний, методов, приемов, навыков и умений, способов деятельности в новые учебно-служебные, профессиональные ситуации; у них есть видение актуальной проблемы с различных ролевых позиций и в контексте применяемых педагогических подходов.

Критерий, определяющий развитость эмоционально-волевой компетентности курсантов / сотрудников УИС

Эмоционально-волевая сфера личности является базовой составляющей в таких проявлениях как эмоционально-волевая устойчивость, социальная коммуникативность и адаптивность поведения в среде жизнедеятельности курсантов / сотрудников УИС и является важной в овладении волевыми качествами.

Эмоциональные и волевые особенности человека играют важную роль в процессе выполнения служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов, от них зависит успешность выполнения служебных действий, поэтому выделены в отдельный вид дополнительных компетенций, а именно эмоционально-волевую компетентность курсантов / сотрудников правоохранительных органов.

Специфика служебной деятельности сотрудников УИС предполагает постоянное взаимодействие с различными категориями осужденных и, зачастую, в разных экстремальных ситуациях, что требует от курсантов / сотрудников решительных действий, способности пойти на риск, находить выход из различных экстремальных ситуаций, противостоять преступникам.

Анализируя условия служебной деятельности курсантов / сотрудников правоохранительных органов, можно утверждать, что эмоциональные и волевые качества личности (эмоциональная возбудимость, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус) занимают особое место в структуре профессиональной компетентности.

Поэтому одним из важных показателей оценки работы курсанта / сотрудника УИС является эмоциональная устойчивость.

1. Эмоционально устойчив, значит, контролирует собственное эмоциональное состояние. Эмоциональная устойчивость — интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности в экстремальных ситуациях. Этот показатель компетентности уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, которым подвержены сотрудники, работающие в экстремальных ситуациях.

2. Развита эмоциональная стабильность и уравновешенность.

Эмоциональная уравновешенность для сотрудников УИС является важным качеством и относится к разряду стрессогенных ресурсов самоконтроля

и саморегуляции и способствует процессу успешной адаптации курсантов к профессиональной деятельности.

3. Владеет приемами эмоциональной разрядки при преодолении личных трудностей и препятствий.

Владение приемами эмоциональной разрядки достигается изменением негативных эмоциональных переживаний в повседневной профессиональной деятельности в пенитенциарной системе в позитивные, чем создается позитивная атмосфера для самовоспитания качеств эмоционально-волевой культуры будущего специалиста.

4. Развитая сила воли проявляется в настойчивости в решении поставленных задач, активности и самостоятельности в достижении цели профессиональной деятельности — исправления, воспитания и развития осужденных.

Исследования ученых показали, что волевые качества личности не наследуются, а развиваются в процессе воспитания и социализации. Волевые качества — это относительно стойкие, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые отражаются в сознательной саморегуляции поведения, власти над собой, умении взять вовремя паузу.

Такие качества, как настойчивость, целенаправленность, выдержка определяют сильную волю.

Слабость воли личности определяется такими качествами, как беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство.

Сумма волевых качеств образует силу воли личности. Известно, что люди с сильной волей имеют высокий уровень мотивации достижения цели. Сотрудники с развитыми эмоционально-волевыми качествами в процессе служебной деятельности проявляют целенаправленность и настойчивость в достижении поставленной цели, трудолюбие и терпеливость в работе с осужденными, решительность и инициативность, эмоциональную стабильность и уравновешенность.

Критерий, определяющий развитость мотивационно-ценностной компетентности курсантов / сотрудников УИС

В мотивационно-ценностную сферу личности интегрируются потребности, мотивы, интересы, склонности, цели, установки, стремления и желания. Мотивация — процесс образования, формирования мотивов, а также «движущая сила», характеристика процесса, который вызывает, стимулирует, управляет и поддерживает на определенном уровне ориентированную на цель поведенческую активность.

Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность — «состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности» (С. Д. Смирнов) [28].

Мотивационно-ценностной критерий курсантов проявляется в позитивной мотивации выбора профессии, профессионального обучения, эмоциональном отношении к выбранной профессиональной деятельности, к себе как будущему профессионалу, в наличии внутренних мотивов профессиональной деятельности и профессиональных ценностей, позитивной мотивации профессионального обучения и профессиональной деятельности.

Показатели развитости мотива-ционно-ценностного критерия курсантов / сотрудников УИС.

1. Проявляет положительную мотивацию выбора профессиональной деятельности (проявляет интерес к процессу и результатам обучения).

2. Оценивает себя адекватно (умеет учиться, изучать и знать «кто я», «какой я», что определяет эффективность принятия решения в УИС).

3. Владеет развитыми общечеловеческими ценностями, необходимыми при исполнении уголовных наказаний (уважительно, справедливо, гуманно относится к осужденным).

4. Понимает ценность образования для себя, что проявляется в го-

товности к самообразованию, потребности в самовыражении и самореализации, независимости, уверенности, статусе и признании.

5. Готов к позитивным отношениям в коллективе, рассматривая готовность как необходимость в защите от физических и психологических опасностей со стороны коллег и осужденных.

6. Проявляет выраженную потребность в понимании, терпимости в отношениях; стремится сдерживать действия, которые могут причинить вред другим.

7. Владеет педагогическим артистизмом, творческими способностями.

Педагогический артистизм проявляется в способности к импровизации, убедительному общению, выбору слов, формулировке высказываний, приданию им нужной интонации. Курсант владеет интуицией, техникой и выразительностью речи, способен контролировать выражение лица, глаз, позы, движения; умеет выражать свои чувства и отношения, чем вызывает доверие к себе. Доверие — это основной ресурс исправления, воспитания и решения социальных проблем осужденных, а процессы, технологии, инновации являются инструментами решения разных задач и проблем.

Педагогический артистизм относится к эмоционально-волевой сфере

личности. Педагогический артистизм проявляется при выполнении сотрудниками ролей педагога, социального психолога, воспитателя, начальника воспитательного отряда, руководителя досуговой деятельностью, тренера спортивных секций.

Критерий сформированности научно-исследовательской и информационной компетентности курсантов/сотрудников

Этот критерий выявляет научно -исследовательскую и информационную компетентность курсантов (будущих сотрудников УИС) и определяется специальными показателями.

Показатели, определяющие сформированность научно-

исследовательской и информационной компетентности

1. Умеет составлять и анализировать тексты заявлений рапортов, объяснительных, служебных и докладных записок.

2. Владеет навыками, связанными со сбором и анализом информации (сотруднику УИС необходимы навыки и умения сбора актуальной информации об отряде, интересах, склонностях и потребностях осужденных и их взаимоотношениях с целью выбора эффективных форм средств, методов, приемов (для положительной эмоциональной разрядки осужденных) воспитания и исправления разных кате-

горий осужденных, определения видов взаимодействия с ними.

3. Умеет проводить научно-экспериментальные исследования (анкетирование, беседы, использовать метод самооценки и экспертной оценки, применять разные виды наблюдения, анализировать и решать разнообразные педагогические ситуации, задачи, практические задания, разрабатывать и проводить тестирование, анализировать результаты научной деятельности курсантов (рецензировать тексты лекций, диктантов, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, научных проектов).

4. В нормотворческой деятельности способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

Критерий, определяющий

сформированность деятельностно-практической компетентности курсантов / сотрудников УИС

Деятельностно-практический критерий характеризует способность курсантов / сотрудников УИС применять знания, умения и навыки в практической деятельности по исправлению, воспитанию, развитию, адаптации и социализации осужденных, управлению поведением осужденных и собственным поведением, взаимодействию с осужденными и коллегами.

Теоретические исследования по подготовке курсантов к работе в УИС, изучение опыта работы сотрудников в пенитенциарной системе, анализ специфики обучения курсантов в Кузбасском институте ФСИН России позволили составить содержательную основу деятельностно-практической компетентности курсантов / сотрудников УИС.

Показатели, определяющие сформированность деятельностно-практической компетентности курсантов / сотрудников УИС.

1. Способен к гибкости в общении с подчиненными.

Умеет общаться, находить контакт, вести диалог с осужденными, родственниками осужденных, коллегами по службе. Избегает самоуверенности в принятии решений и излишней агрессивности при отстаивании собственной точки зрения.

2. Способен обеспечить выполнение режимных требований, предъявляемых к осужденным (изоляцию различных категорий осужденных, осмотры территорий и досмотры лиц, входящих на объекты учреждений УИС и выходящих из них).

3. Способен обеспечить выполнение распорядка дня осужденными

(проводит проверку осужденных, развод, съем с работы, осмотр внешнего вида).

4. Умеет использовать технические средства надзора и контроля.

5. Умеет организовывать взаимодействие отделов и служб учреждений УИС по проведению мероприятий и нормализации оперативной обстановки.

6. Умеет разработать тематический план проведения занятий по специальной подготовке.

7. Способен извлекать и анализировать недостающую информацию о состоянии безопасности и правопорядка в учреждении, дисциплинарной практике, выявлять причины и условия, приводящие к нарушению режима.

Выводы по статье

Курсанты, обладающие сформированной социально-психологической, социально-педагогической компетентностью, развитой социальной активностью, владеющие организаторскими и управленческими навыками, нравственными качествами, характеризуются умением самостоятельного переноса ранее приобретенных психолого-педагогических знаний, методов, приемов, навыков и умений, способов деятельности в новые учебно-служебные профессиональные ситуации; у них есть видение возникшей проблемы с различных ролевых позиций и в контексте применяемых педагогических подходов.

Для достижения успеха в любой сфере профессиональной деятельности (речь идет только о дополнительных компетенциях) курсанты / сотрудники УИС должны овладеть компетентностью мышления, компетентностью взаимодействия с другими, компетентностью взаимодействия с собой (изучить и знать, «кто я», «какой я»), уровень развития которых определяет эффективность принятия решений и совершения действий в различных ситуациях, способность к саморазвитию («умеет учиться», владеет новыми навыками, в которых возникает необходимость).

Востребованными качествами личности являются смелость, способность расставлять приоритеты, рисковать, действовать на основе интуиции в незнакомых обстоятельствах, а так-

же умения делать выбор, выявлять и принимать новые идеи; готовность к самообразованию, освоению новых технологий, креативность, солидарность, умение работать в команде и на результат, способность к самоанализу.

К личностным компетенциям (психологические компетенции и навыки, которые помогают человеку успешно справляться с различными задачами как в профессиональной, так и личной сферах деятельности) относятся: эмоциональное сознание, самоуважение (адекватная самооценка); доверие к себе, устойчивость, толерантность, социальная активность, способность оценивать результаты своего труда, способность анализировать и оценивать свои поступки, эмоциональное сознание, самоуважение

(адекватная самооценка). Литература

1. Акрамова, М. Т. Педагогический артистизм как компонент профессиональной компетенции учителя // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С.287-290.

2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990. — 311 с.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2016. — 363 с.

4. Баламут, А. Н. Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях : учебное пособие. — Вологда, 2013. — 83 с.

5. Беловолов, В. А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 9. — С. 41-50.

6. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 666 с.

7. Бойченко, Г. Н., Кундозерова, Л. И. Психология и педагогика : учебный курс / Г. Бойченко, Л. Кундозерова; Национальный открытый университет «ИНТУИТ» (опубликовано: 13.03.2013). — URL: http://www.intuit.ru/ studies/courses/3465/707.

8. Булатова, О. С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студ. высш. пед. : учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования : учебное пособие. — М.: Изд-во МПГУ, 2017.

10. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10.12.1948.

11. Волков, А. Е., Реморенко, И. М., Кузьминов, Я. И., Рудник, Б. Л., Фрумин, И. Д., Якобсон, Л. И. Российское образование 2020: модель для инновационной экономики // Вопросы образования. — 2008. — № 1.

12. Гамезо, М. В. Общая психология : учебно-методическое пособие / под общ. ред. М. В. Гамезо. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2008. — 350 с.

13. Галажинский, Э. В., Краснорядцева, О. М. О месте и роли мышления в организации инновационного поведения // Современная психология мышления: Смысл в познании : тезисы докл. науч. конф. — М.: Смысл, 2008. — С. 15-17.

14. Дружилов, С. А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. — 2003. — № 4-5. — С. 35-45.

15. Дубов, Г. В. Этика сотрудников правоохранительных органов. — М., 2002.

16. Ежова, О. Н. Проблема психологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе : материалы научно-практической конференции психологов УИС / под ред. М. Г. Дебольского. — Москва: ФСИН России, 2006. — С. 10-14.

17. Изард, К. Э. Психология эмоций. — СПб., 1999. — 460 с.

18. Ильин, Е. П. Психология воли. — 2-е изд. — СПб., 2009. — 368 с.

19. Казак, Б. Б., Ушатиков, А. И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений : учеб. пособие. — Рязань, 2006. — 147 с.

20. Климов, Е. А. Психология профессионала. — М., 1996.

21. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учебник для студ. высш. пед. уч. зав. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

22. Компетентностный подход в образовательном процессе : монография / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова. — Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. — 210 с.

23. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

24. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года.

25. Концепция развития уголовно-исполнительной системы на 2020-2030 годы: проект // Селиверстов, В. И. Уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные исследования и их отражение в концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года // Уголовно-исполнительное право. — 2019. — Т. 14. — № 2. — С. 119-127.

26. Ломакина, А. Н. Педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы как необходимое условие их профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 300-302.

27. Москаленко О.В. Развитие профессионализма на предпрофессиональной стадии формирования личности будущего специалиста: возможности и факторы // Развитие профессионализма: новые подходы в интегративных исследованиях личности / под ред. А. А. Деркача. — М.: НИИ школьных технологий, 2019.

28. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб: Питер, 2011. — 508 с.

29. Можейко, Л. М., Купалы, Я. Педагогический артистизм и его роль в процессе обучения // ГГМУ. — 2004. — № 3.

30. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. — № 41.

31. Полякова, Я. Н. Специфика психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к служебной деятельности (сравнительный анализ) / Я. Н. Полякова, А. В. Поляков // Уголовно-исполнительное право. — 2018. — Т. 13. — № 1. — С. 75-79.

32. Поляков, А. В., Полякова, Я. Н. Мотивационная структура личности оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы в период вхождения в должность // Вестник Владимирского юридического института. — 2016. — № 2 (39). — С. 31-35.

33. Пучкова, И. М., Хакимзянов, Р.Н. Профессиональная компетентность как критерий развития профессионализма // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — Казань, 2012. — Т. 154. — № 6.

34. Социально-психологическая компетентность сотрудников и особенность ее формирования / Л. С. Качкина; Межрегиональная психологическая лаборатория Федерального бюджетного учреждения «Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новосибирской области».

35. Стрельцов, Р. В. Компетентностный подход как основополагающий элемент профессиональной подготовки офицерского состава в области информационных и коммуникационных технологий // Современное состояние и пути развития системы подготовки специалистов силовых структур : сборник статей. — Пермь, 2016. — С. 282-284.

36. Хакимзянов, Р. Н. Эмоционально-волевая компетентность субъекта профессиональной деятельности: на примере служебной деятельности сотрудников МВД : дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13. — Казань, 2016. — 175 с.

Сведения об авторах

Людмила Ивановна Кундозерова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: kundozerova@gmail.com

Михаил Михайлович Бабушкин: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник отделения информационно-технического обеспечения, связи и вооружения. E-mail: tombraider666@mail.ru

Information about the authors

Lyudmila I. Kundozerova: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: kundozerova@gmail.com

Mikhail M. Babushkin: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk,

Russia), chief of the Information Technology, Communications and Weapons

Department. E-mail: tombraider666@mail.ru

УДК 378.147

© Новоселова Д. В., Новоселов Д. В., 2020 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Статья посвящена технологи дистанционного обучения в условиях пандемии. Рассматриваются основные отличительные черты дистанционного обучения от традиционного, различные средства дистанционного обучения. Приводится пример минимальных требований к заполнению Электронной образовательной среды Moodle.

Ключевые слова: дистанционное обучение; дистанционное образование; дистантное образование; Электронная образовательная среда Moodle; Электронная Школа 2.0.

© Novoselova D. V., Novoselov D. V., 2020 THE DISTANCE LEARNING IN A PANDEMIC

The article is devoted to the need to introduce distance learning in a pandemic. The main distinctive features of distance learning from traditional are considered. Various distance learning tools are also discussed. Provides an example of the minimum requirements for completing the Moodle eLearning environment.

Keywords: distance learning; remote education; Electronic educational Moodle environment; Electronic School 2.0.

В современных условиях, когда в стране и мире распространяется новая коронавирусная инфекция COVID-19, функционирование всех сфер жизни сильно изменилось. В целях предотвращения распространения коронави-русной инфекции Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ рекомендо-

вали перейти на дистанционную форму обучения.

В связи с тем, что «кризис из-за коронавируса затронул 421 миллион учащихся во всем мире» [1], необходимо было определяться с формами дистанционного обучения, которые образовательные организации определяли для себя сами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.