Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА'

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / критерий / показатель / мониторинг качества формирования российской гражданской идентичности школьников / ценностные ориентации / профилактика деструктивного поведения / civic identity / criterion / indicator / monitoring the quality of the formation of Russian civil identity of schoolchildren / value orientations / prevention of destructive behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухин Степан Геннадьевич, Чухина Елена Викторовна

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций предусматривает три основные позиции: формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся; приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы; историческое просвещение. Поэтому важным является мониторинг практики формирования российской гражданской идентичности школьников на муниципальном уровне, выражающейся в наличии управленческого цикла для достижения качественных и количественных показателей по формированию традиционных ценностей российской гражданской идентичности школьников. Цель исследования – обоснование и презентация результатов мониторинга качества организации гражданского воспитания в формировании российской гражданской идентичности школьников в контексте системно-деятельностного подхода. В мониторинге принимали участие обучающиеся 151 образовательной организации муниципальной системы общего образования г. Омска в составе 117868 респондентов. Период мониторинга – 2022/2023 учебный год. Мониторинг формирования российской гражданской идентичности школьников включал два трека: ТРЕК 1 «Формирование ценностных ориентаций обучающихся»; ТРЕК 2 «Профилактика деструктивного поведения обучающихся». Методами исследования явились контент-анализ документов образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска, методы математической статистики (регистрация, ранжирование, шкалирование). Результаты мониторинга позволяют сформулировать наиболее значимые выводы: чем выше показатели психологической безопасности образовательной среды, тем выше сформированность ценностных ориентаций у обучающихся и уровень их субъективного благополучия и ниже склонность к девиантному поведению; при высоком уровне сотрудничества родителей со школой уровень сформированности ценностных ориентаций у обучающихся выше, особенно это проявляется в части семейных ценностей; в тех школах, где раз в год или чаще проводился мониторинг психологической безопасности образовательной среды, качество школьного климата лучше; большинство обучающихся положительно оценивают деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; в тех школах, где осуществляют деятельность службы школьной медиации или школьные службы примирения по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, уровень склонности обучающихся к противоправному и агрессивному поведению ниже; наличие первичного отделения РДДМ «Движение первых» положительно связано с ценностными ориентациями и безопасностью личностного развития обучающихся, качеством школьного климата; наиболее высокую оценку со стороны обучающихся получили: занятия «Разговоры о важном», рассказы о профессиях во время классных часов, профориентационное тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чухин Степан Геннадьевич, Чухина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND QUALITY INDICATORS FOR THE FORMATION OF RUSSIAN CIVIC IDENTITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF A SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

The approximate work program of education for general education organizations provides for three main positions: the formation of the Russian cultural and civic identity of students; familiarization of students with Russian traditional spiritual values, including the values of one’s ethnic group; historical education. Therefore, the subject of monitoring is the practice of formation of the Russian civic identity of schoolchildren at the municipal level, which is expressed in the presence of a management cycle for achieving qualitative and quantitative indicators for the formation of traditional values of the Russian civic identity of certain schoolchildren. The purpose of the study is to substantiate and present the results of monitoring the quality of the organization of civic education in the formation of Russian civic identity of schoolchildren in the context of a system-activity approach. Materials and methods: students from 151 educational organizations of the municipal general education system of the city of Omsk, consisting of 117,868 respondents, took part in the monitoring. The monitoring period is the 2022/2023 academic year. Monitoring of the formation of Russian civic identity of schoolchildren included two tracks. TRACK 1: formation of value orientations of students; TRACK 2: prevention of destructive behavior of students. The methods involved are content analysis of documents from public organizations of the municipal education system of Omsk; the methods of mathematical statistics (registration, ranking, scaling). The monitoring results allow us to formulate the most significant conclusions: the higher the indicators of psychological safety of the educational environment, the higher the formation of value orientations among students, the higher the level of subjective well-being and the lower their tendency to deviant behavior; with a high level of cooperation between parents and the school, the level of formation of value orientations among students is higher, this is especially evident in terms of family values; in those schools where the psychological safety of the educational environment was monitored once a year or more often, the quality of the school climate was better; the majority of students positively evaluate the activities of the director’s adviser on education and interaction with children’s public associations; in those schools where school mediation services or school reconciliation services carry out activities to prevent and resolve conflict situations, the level of students’ tendency to engage in illegal and aggressive behavior is lower; the presence of a primary branch of the Russian Movement of Children and Youth “The Movement of the First” is positively related to the value orientations and safety of personal development of students, the quality of the school climate; the following classes received the highest ratings from students: “Conversations about important things”, stories about professions during class hours, and career guidance testing.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

УДК 37.017.4 Б01 10.37972/^ри.2023.121.4.015

С. Г. Чухин12, Е. В. Чухина1

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

1 Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия

2Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия

Аннотация. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций предусматривает три основные позиции: формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся; приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы; историческое просвещение. Поэтому важным является мониторинг практики формирования российской гражданской идентичности школьников на муниципальном уровне, выражающейся в наличии управленческого цикла для достижения качественных и количественных показателей по формированию традиционных ценностей российской гражданской идентичности школьников. Цель исследования - обоснование и презентация результатов мониторинга качества организации гражданского воспитания в формировании российской гражданской идентичности школьников в контексте системно-деятельностного подхода.

В мониторинге принимали участие обучающиеся 151 образовательной организации муниципальной системы общего образования г. Омска в составе 117868 респондентов. Период мониторинга - 2022/2023 учебный год. Мониторинг формирования российской гражданской идентичности школьников включал два трека: ТРЕК 1 «Формирование ценностных ориентаций обучающихся»; ТРЕК 2 «Профилактика деструктивного поведения обучающихся». Методами исследования явились контент-анализ документов образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска, методы математической статистики (регистрация, ранжирование, шкалирование).

Результаты мониторинга позволяют сформулировать наиболее значимые выводы: чем выше показатели психологической безопасности образовательной среды, тем выше сформированность ценностных ориентаций у обучающихся и уровень их субъективного благополучия и ниже склонность к девиантному поведению; при высоком уровне сотрудничества родителей со школой уровень сформированности ценностных ориентаций у обучающихся выше, особенно это проявляется в части семейных ценностей; в тех школах, где раз в год или чаще проводился мониторинг психологической безопасности образовательной среды, качество школьного климата лучше; большинство обучающихся положительно оценивают деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; в тех школах, где осуществляют деятельность службы школьной медиации или школьные службы примирения по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, уровень склонности обучающихся к противоправному и агрессивному поведению ниже; наличие первичного отделения РДДМ «Движение первых» положительно связано с ценностными ориентациями и безопасностью личностного развития обучающихся, качеством школьного климата; наиболее высокую оценку со стороны обучающихся получили: занятия «Разговоры о важном», рассказы о профессиях во время классных часов, профо-риентационное тестирование.

Ключевые слова: гражданская идентичность, критерий, показатель, мониторинг качества формирования российской гражданской идентичности школьников, ценностные ориентации, профилактика деструктивного поведения

S. G. Chukhin1'2, E. V. Chukhina1

CRITERIA AND QUALITY INDICATORS FOR THE FORMATION OF RUSSIAN CIVIC IDENTITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF A SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

1Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia 2Omsk State Medical University, Omsk, Russia

Abstract. The approximate work program of education for general education organizations provides for three main positions: the formation of the Russian cultural and civic identity of students; familiarization of students with Russian traditional spiritual values, including the values of one's ethnic group; historical education. Therefore, the subject of monitoring is the practice of formation of the Russian civic identity of schoolchildren at the municipal level, which is expressed in the presence of a management cycle for achieving qualitative and quantitative indicators for the formation of traditional values of the Russian civic identity of certain schoolchildren. The purpose of the study is to substantiate and present the results of monitoring the quality of the organization of civic education in the formation of Russian civic identity of schoolchildren in the context of a system-activity approach. Materials and methods: students from 151 educational organizations of the municipal general education system of the city of Omsk, consisting of 117,868 respondents, took part in the monitoring.

The monitoring period is the 2022/2023 academic year. Monitoring of the formation of Russian civic identity of schoolchildren included two tracks. TRACK 1: formation of value orientations of students; TRACK 2: prevention of destructive behavior of students. The methods involved are content analysis of documents from public organizations of the municipal education system of Omsk; the methods of mathematical statistics (registration, ranking, scaling).

The monitoring results allow us to formulate the most significant conclusions: the higher the indicators of psychological safety of the educational environment, the higher the formation of value orientations among students, the higher the level of subjective well-being and the lower their tendency to deviant behavior; with a high level of cooperation between parents and the school, the level of formation of value orientations among students is higher, this is especially evident in terms of family values; in those schools where the psychological safety of the educational environment was monitored once a year or more often, the quality of the school climate was better; the majority of students positively evaluate the activities of the director's adviser on education and interaction with children's public associations; in those schools where school mediation services or school reconciliation services carry out activities to prevent and resolve conflict situations, the level of students' tendency to engage in illegal and aggressive behavior is lower; the presence of a primary branch of the Russian Movement of Children and Youth "T he Movement of the First" is positively related to the value orientations and safety of personal development of students, the quality of the school climate; the following classes received the highest ratings from students: "Conversations about important things", stories about professions during class hours, and career guidance testing.

Keywords: civic identity, criterion, indicator, monitoring the quality of the formation of Russian civil identity of schoolchildren, value orientations, prevention of destructive behavior

Введение. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [12] предусматривает три основные позиции: формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся; приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы; историческое просвещение. Поэтому важным видится мониторинг практики формирования российской гражданской идентичности школьников на муниципальном уровне, выражающейся в наличии управленческого цикла для достижения качественных и количественных показателей по формированию традиционных ценностей российской гражданской идентичности школьников.

Цель исследования - обоснование и презентация результатов мониторинга качества организации гражданского воспитания в формировании российской гражданской идентичности школьников в контексте системно-деятельностного подхода.

Актуальность исследуемой проблемы. Формирование российской гражданской идентичности выступает в качестве системы, обладающей всеми системными параметрами - структурой, процессом, функциями, состояниями, системными эффектами, возможностью структурной оптимизации. «Идентификация позволяет субъекту рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям» [21, с. 231].

Феномен системного подхода является традиционным направлением в методологии общенаучного познания, его фундаментальной идеей выступает взгляд на любое явление как на систему. Среди разработчиков методологии системного подхода выделяются А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Э. де Боно, Л. ла Руш, Г. Саймон, П. Друкер, А. Чандлер, С. А. Черногор, А. Н. Малюта.

Известны десятки вариантов определения термина «система» в спектре от узкоспециального до философского понимания. Все данные варианты определения «оперируют терминами "взаимодействие" ("связь") и "элемент". Качество системы обусловливается количеством и природой элементов и характером связей между элементами» [7, с. 279-280]. Итак, явление «система» предстает как многообразие взаимосвязанных элементов, которые воплощают в себе некое целостное образование. Основные положения системного подхода: весь мир состоит из систем; системная интерпретация явлений является истинной; системы находятся в состоянии взаимодействия друг с другом, и поэтому все в мире является взаимосвязанным; практически любой элемент системы можно интерпретировать системно.

Гражданская идентичность «проявляется в рефлексивно-критическом отношении к миру, имеющем в своей основе стремление получать и опираться в своих оценках на разнообразную информацию, а также сознательную свободу и ответственную личность» [21, с. 232]. Нужно, чтобы «его семья считала его гражданином; как и другие референтные лица, которые также идентифицируют его личность как гражданина» [22, с. 50].

Принципы мониторинга качества организации формирования российской гражданской идентичности школьников:

1) принцип организации воспитывающей среды (Ю. С. Мануйлов [9], А. Н. Ту-бельский [18], Н. Б. Крылова [8]). Воспитание средой представляет собой особую форму управления посредством среды, с помощью среды - это форма опосредованного управления развитием и формированием человеческой личности;

2) принцип событийности (В. И. Слободчиков [15], Л. И. Новикова [10], И. Ю. Шустова [23], Д. В. Григорьев [3], Б. В. Куприянов [2]);

3) принцип позитивной социализации (Г. П. Семенова [14], А. К. Лукина [17]). Понятие позитивной социализации мы рассматриваем в контексте социологического, психологического и педагогического подходов: социологический подход предполагает процесс принятия общественных эталонов, правил и моделей поведения в контексте культуры, что актуализирует активность либо пассивность личности в этом процессе; психический подход рассматривает процесс развития индивидуальных качеств и свойств личности как результат взаимодействия со средой, при этом обусловливает явления интериори-зации - осуществления личностного присвоения социального опыта, и экстериоризации -влияния собственного опыта на существующую действительность;

4) принцип педагогического сопровождения (Ш. А. Амонашвили [1], С. Л. Соловейчик [16], И. П. Иванов [5]).

На государственном уровне система традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые законодательно провозглашены основой воспитания граждан, фиксируется в Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования [6],

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [13], Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [4], Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 09.11.22 [19]. В федеральных государственных образовательных стандартах описаны ожидаемые воспитательные результаты в формате портретов выпускника, а также личностные результаты освоения программ начального, основного, среднего общего образования. Предметом оценки результатов воспитательной работы в формировании российской гражданской идентичности выступают когнитивно-смысловой компонент (фиксируется как уровень знаний, являющихся базой для формирования ценностных ориентаций), эмоционально-ценностный компонент (оценивается как уровень принятия ценностных приоритетов), деятельностный компонент (диагностируется как уровень распространения в практической деятельности и социальных взаимодействиях группы негативных и позитивных проявлений) [20].

Материал и методы исследования. В качестве материала исследования выступали анкеты закрытого типа, рабочие программы воспитания и программы развития школ г. Омска, нарративно ориентированное интервью «Моя малая Родина».

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ документов образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска, методы математической статистики (регистрация, ранжирование, шкалирование).

Гипотеза: в современных социокультурных условиях цифрового общества формирование российской гражданской идентичности школьников будет обеспечено, если обосновать критерии и параметры, системно отражающие мониторинг всех компонентов структуры формирования российской гражданской идентичности школьников.

Результаты исследования и их обсуждение. Мониторинг качества организации формирования российской гражданской идентичности школьников на уровне муниципальной системы образования г. Омска был осуществлен в течение 2022/2023 учебного года в соответствии с разработанной Стратегией развития и организации воспитания и социализации обучающихся муниципальной системы образования города Омска на период до 2025 года [11]. Предметом диагностики процесса реализации Стратегии является система формирования российской гражданской идентичности школьников в образовательных организациях муниципальной системы образования г. Омска.

Мониторинг включал два трека:

- ТРЕК 1 «Формирование ценностных ориентаций обучающихся»;

- ТРЕК 2 «Профилактика деструктивного поведения обучающихся».

Контингент респондентов - 117868 человек. Количество образовательных организаций, участвовавших в мониторинге, - 151.

Аналитика результатов мониторинга и рекомендаций для муниципальной системы образования города Омска по ТРЕКу 1 «Формирование ценностных ориентаций обучающихся» (см. рис. 1, 2, 3) позволяет сформулировать три ключевых противоречия:

1) по параметру «Сформированность ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека» (см. рис. 1) - между общим значительным числом организованных мероприятий воспитательной направленности (охват 15230 чел.), количеством родителей, включенных в данные мероприятия (79,7 %), наличием в образовательных организациях школьных пресс-центров (58 %) и незначительной вовлеченностью учащихся в организованный детский познавательный туризм (4,4 %);

2) по параметру «Сформированность ценностных ориентаций в области социального взаимодействия» (см. рис. 2) - между наличием в образовательных организациях систематически действующих органов школьного самоуправления (84 %) и недостаточной вовлеченностью обучающихся в волонтерскую деятельность (19,6 %);

3) по параметру «Сформированность ценностных ориентаций личностного развития» (см. рис. 3) - между значительным количеством обучающихся, принимающих участие в субботниках, трудовых десантах и др. мероприятиях, занимающихся в объединениях и научных обществах организаций дополнительного образования детей (18,3 %), и минимальным количеством обучающихся, занятых детским трудом (только официальное трудоустройство) (1,04 %), количество обучающихся.

1.7.Кол-во участников ДПТ

1.6.Медийно-информационная культура

1.1 .Мероприятия медиаграмотности ЮОООСК

1.5.Школьны пресс-центр

1.2.Кол-во частников ДОЛ

1.3.Кол-во участников ШСК

■ 1 .Ценностные ориентации -здоровье и безопасность

1.4.Кол-во участников ДО спорт

Рисунок 1 - Сформированность ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека

Обеспечение эффективности патриотического воспитания, формирования гражданской идентичности в современной социально-политической ситуации, гордости за свою Родину, уважения к государственным символам Российской Федерации, а также воспитания уважения к закону и правопорядку выстраивается на основе системы мероприятий, позволяющих оценить роль омичей в Великой Отечественной войне (воины, труженики тыла, организация госпиталей, продовольственное и промышленное снабжение фронта), роль предприятий Омской области как крупного военно-промышленного комплекса во времена СССР, вклад региона в социально-экономическое развитие современной России. Особое внимание уделяется организации мероприятий, посвященных омичам-интернационалистам, защищающим российские рубежи и государственность.

Патриотическое воспитание детей и молодежи, формирование у них гражданственности будет наиболее эффективным в процессе организации краеведческой, поисковой, исследовательской деятельности, детского познавательного туризма, привлечения школьников к воссозданию и паспортизации школьных музеев и музейных комнат в образовательных учреждениях.

Формирование представлений обучающихся о возможностях физической культуры в повышении работоспособности и профилактике профессиональных заболеваний в г. Омске осуществляется через популяризацию физической активности в процессе организации ежегодных спортивных марафонов, праздников, фестивалей и соревнований, таких как «Сибирский международный марафон», «Омский полумарафон-гандикап», «Рождественский полумарафон», «Весенний полумарафон», «Лыжня России», «Королева спорта», областные и муниципальные спартакиады школьников, а также другие спортивно-массовые мероприятия, в том числе по туризму и ориентированию.

Однако при большом разнообразии спортивно-массовых мероприятий на уровне школы, муниципального района и региона, а также при наличии возможности включения в образовательный модуль «Спорт» разных видов спорта, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, наблюдается снижение мотивации детей к занятиям школьным спортом. Обучающиеся будут проявлять двигательную активность, понимать ценность физической культуры и ее оздоровительных систем, если эта деятельность будет осуществляется на основе индивидуализации, а также активного знакомства и освоения таких новых видов спорта, как бадминтон, регби, скиппинг, алтимат-фрисби, скандинавская ходьба, хоккей, туризм и другие. Общеразвивающий и оздоровительный потенциал этих и других видов спорта школьники могут использовать в целях подготовки к сдаче спортивных испытаний «Готов к труду и обороне», повышения работоспособности и профилактики профессиональных заболеваний. Увеличение количества школьных спортивных и туристических клубов, включающих разнообразные направления и виды деятельности, позволит удовлетворить интересы и потребности различных категорий обучающихся, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование у детей современного экологического мышления, ответственности за сохранение природных богатств Омской области и России будет более эффективным, если они будут включены в исследовательскую, природоохранную, опытническую, экспериментальную и проектную деятельность, в том числе в рамках освоения дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности, реализуемых на базе как общеобразовательных организаций, так и учреждений дополнительного образования.

2.1. Органы школьного самоуправления

2.Ценностные ориентации социального взаимодействия

2.4.Кол-во включенных в ДОО

Рисунок 2 - Сформированность ценностных ориентаций в области социального взаимодействия

Для защиты здоровья и психического развития детей и подростков в процесс изучения школьных предметов необходимо включить уроки по повышению медиаграмотно-сти и безопасного поведения в интернет-среде, а для повышения эффективности таких уроков нужно выстроить систему просветительской работы с родителями. Количество мероприятий, организованных в образовательных организациях муниципальной системы

образования г. Омска в 2022/2023 учебном году, в ходе которых осуществлялось обучение детей основам информационной безопасности, включая участие обучающихся в уроках безопасности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и повышение медиаграмотности, составило 15230 наименований. Количество родителей, охваченных мероприятиями, направленными на повышение медийно-информационной культуры обучающихся и безопасности детей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», насчитывало 93976 человек (79,7 % родительской общественности муниципальной системы образования г. Омска). В указанном учебном году было зафиксировано 89 школьных пресс-центров (58 % образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска).

Мониторинг реализации рабочих программ воспитания показывает высокий процент образовательных организаций, в которых деятельность ученического самоуправления осуществляется формально, чаще всего дети выполняют поручения педагогов. Именно поэтому необходимо создавать условия для формирования субъектной позиции обучающихся в реализации своих управленческих инициатив, проектов и мероприятий творческой, спортивно-оздоровительной, добровольческой (волонтерской) направленности, в реализации которых принимало бы участие школьное сообщество.

Обеспечение условий для включения обучающихся в поисковую, исследовательскую, проектную, спортивно-оздоровительную, туристическую, творческую, военно-патриотическую, волонтерскую, научную деятельность в рамках детских клубных объединений на базе образовательных организаций общего/профессионального и дополнительного образования рассматривается как ответ на вызовы по обновлению содержания воспитания с целью приобретения детьми опыта разных видов совместной деятельности, освоения новых социальных ролей, развития управленческих и социальных инициатив и удовлетворения своих интересов и образовательных потребностей. Сложилась определенная практика организации жизни общественных объединений, сообществ, созданных на основе общих интересов в рамках разных направлений воспитания. Количество обучающихся образовательных организаций, включенных в деятельность детских и молодежных объединений и организаций, в том числе общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение детей и молодежи», по данным 2022/2023 учебного года составляло 29245 человек (24,8 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска).

Однако в муниципальной системе воспитания необходимо выстроить системную работу по отбору разных направлений деятельности любого общественного или клубного объединения для того, чтобы удовлетворить потребности детей в разных видах и формах деятельности, в социальных и управленческих практиках, получения опыта поисковой, исследовательской, проектной, просветительской деятельности, а также для того, чтобы формировать у детей навыки 21 века.

Повышение уровня осведомленности родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания в целях укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления воспитательного потенциала семьи; повышение уровня активности родителей для совместного со школой и классным руководителем решения вопросов воспитания обучающихся и снижения факторов риска детско-родительских отношений, в том числе через деятельность родителей в различных формах государственно-общественного управления образованием, является одной их ключевых целей обеспечения продуктивной коммуникации образовательной организации и родительской общественности. Мониторинг реализации муниципальной Стратегии воспитания показывает, что количество родителей, включенных в деятельность общественных объединений родителей обучающихся (совет/общественная организация),

по данным 2022/2023 учебного года составило 8749 человек (7,4 % родительской общественности муниципальной системы образования г. Омска). В каждой образовательной организации созданы органы государственно-общественного управления образованием, на заседаниях которых рассматриваются вопросы, волнующие современных родителей; на сайте каждой образовательной организации имеется раздел для получения обратной связи с родителями по различным вопросам обучения и воспитания детей. Количество обучающихся образовательных организаций, родители которых активно вовлечены в жизнь школы, включены в работу муниципальных общественных объединений родителей обучающихся (совет/общественная организация), по данным 2022/2023 учебного года составляет 13660 человек (11,5 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска).

С целью повышения уровня родительской компетенции в Омском регионе функционируют 346 консультационно-диагностических пунктов, где родители (иные законные представители) могут получить консультативную, психолого-педагогическую, методическую помощь (в 2023 году консультационные услуги получили более 400 тысяч родителей). Для оказания доступной и качественной помощи родителям создана информационная платформа «Семейный навигатор», где размещены статьи и памятки по наиболее актуальным вопросам, связанным с воспитанием детей, их возрастными особенностями, наиболее типичными трудностями, с которыми могут столкнуться родители, и способами их преодоления. Интерактивная карта на платформе предусматривает удобную систему навигации и включает перечень организаций и учреждений, в которых родители (иные законные представители) могут получить помощь, учитывая принцип территориальной доступности; с сентября 2022 года запущен телеграм-канал «Омский родитель», на котором размещаются статьи по наиболее актуальным вопросам воспитания и развития детей в формате «вопрос-ответ», полезные ссылки и анонсы интересной литературы для родителей в рамках повышения их психолого-педагогической грамотности, обучающие модули и видеоматериалы по разным темам, а также интерактивная площадка для общения родителей со специалистами различных служб. Организована работа бесплатного единого телефона горячей линии психологической поддержки родителей Омской области (в 2022 г. на телефон горячей линии поступило более 65 тысяч звонков). Помимо традиционных родительских собраний введена практика проведения областных родительских собраний и педагогических советов во взаимодействии с государственной телерадиокомпанией «Иртыш», МКР-Медиа, городским пространством «Точка кипения» для неограниченного круга лиц.

3.1.Кол-во участников НОУ ДО

100000

3.Ценностные ориентации личностного развития

3.3.Кол-во

3.2.Трудовая занятость

участников ТД

Рисунок 3 - Сформированность ценностных ориентаций личностного развития

Однако результаты анкетирования родителей показывают, что формы взаимодействия руководителей образовательных организаций, классных руководителей с родителями не способствуют развитию их активной позиции в решении вопросов воспитания современных детей.

Для эффективного решения данной цели Стратегии, особенно в школах с низкими образовательными результатами, необходимо активно внедрять в практику современные приемы, методы и стратегии продуктивной коммуникации образовательной организации и педагогов с родителями, представителями старшего поколения семьи, в том числе через создание общественных организаций родителей как на уровне образовательной организации, так и на уровне муниципального района; для повышения педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической поддержки и сопровождения, а также осведомленности в вопросах здоровья, права, выбора профессии необходимо разрабатывать, презентовать и делать доступной в понимании такого рода информацию.

Мониторинг реализации рабочих программ воспитания демонстрирует, что во многих образовательных организациях данное направление отражено в календарных планах воспитательной работы лишь досуговыми мероприятиями, тогда как духовно-нравственное воспитание детей, формирование у них доброжелательных отношений в многонациональной среде будут наиболее эффективными, если будут реализованы мероприятия, направленные на развитие культуры межнационального общения, социальную и культурную адаптацию обучающихся, включая детей из семей мигрантов, в воспитательном пространстве школы и муниципального района.

Вместе с тем необходима целенаправленная работа по приобщению детей к музейной и театральной культуре, развитию музейной и театральной педагогики, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей, в том числе в рамках изучения школьных предметов, на повышение роли библиотек, приобщение учащихся к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий, по созданию условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества Омской области, а также включению образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска в реализацию проекта «Школа Мин-просвещения России».

Приобщение детей к научно-техническим достижениям Российской Федерации, популяризация научных знаний, поддержка и развитие научно-технического творчества детей в условиях региональной системы образования осуществляются через деятельность Центра развития креативности детей и молодежи «Технопарк», детского технопарка «Кванториум», а также центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданных в муниципальной системе образования г. Омска. Мониторинг деятельности данных центров показывает, что доля дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной, технической направленности, ориентированных на развитие исследовательских, проектных, конструкторских умений обучающихся разного возраста с использованием созданных условий, незначительна, а программное содержание не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентностным олимпиадам и турнирам муниципального и регионального уровней. Количество обучающихся образовательных организаций, занимающихся в объединениях и научных обществах организаций дополнительного образования детей, по данным 2022/2023 учебного года составило 21600 человек (18,3 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска).

Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и ответственного выбора профессии, формирования у детей уважения к труду и трудовым достижениям, навыков самообслуживания, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних

обязанностей, в региональной системе образования осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Билет в будущее», проведения профильных смен «Профканику-лы», «Бренд-смены», которые ориентируют школьников в мире современных профессий и профессий будущего на основе проведения профессиональных проб на базе профессиональных организаций среднего и высшего образования, а также на предприятиях реального сектора региональной экономики. Однако результаты анкетирования подростков, выпускников 9, 11 классов, а также статистика обращений в региональный профцентр указывают на необходимость развития системы раннего профессионального самоопределения детей на муниципальном уровне, в том числе через сетевое взаимодействие образовательных учреждений Омской области на договорной основе, что позволит школьникам не только осуществить различные профессиональные пробы, но и ответственно подойти к выбору будущей профессии. Количество обучающихся образовательных организаций, занятых детским трудом (только официальное трудоустройство!) по данным 2022/2023 учебного года составило 1236 человек (1,04 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска), количество обучающихся, принимающих участие в субботниках, трудовых десантах и др. мероприятиях, - 92653 человек (78,6 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска).

Рисунок 4 - Выявление групп социального риска среди обучающихся

Аналитика результатов мониторинга и рекомендаций для муниципальной системы образования г. Омска по ТРЕКу 2 «Профилактика деструктивного поведения обучающихся» (см. рис. 4, 5, 6) показывает, что количество обучающихся образовательных организаций, состоящих на профилактическом учете (официальные данные органов внутренних дел), вовлеченных в различные виды занятости и досуга в молодежных организациях и объединениях, в том числе в каникулярное время, по данным 2022/2023 учебного года составляет 422 человека (0,3 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска), временно трудоустроенных в свободное от учебы время, - 139 человек (0,1 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска); число учащихся, охваченных индивидуальными профилактическими мероприятиями, осуществляемыми школой в отношении подростков с проявлениями деструктивного поведения, обучающихся и семей, находящихся

в социально опасном положении, с низким уровнем сформированности ценностных ориента-ций, - 1560 человек (1,3 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска); количество обучающихся, принявших участие в индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних обучающихся), - 3784 человека (3,2 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска).

Рисунок 5 - Учет обучающихся с деструктивными проявлениями

Сформированная система профилактической работы в муниципальной системе образования г. Омска нуждается в расширении и индивидуализации ресурсов сопровождения обучающихся, целенаправленном использовании технологий с учетом индивидуальных особенностей, интересов несовершеннолетних и внешних обстоятельств, сопровождающих процесс становления личности. По данным 2022/2023 учебного года в образовательных организациях муниципальной системы образования г. Омска реализовывалась 131 программа мероприятий по противодействию деструктивным проявлениям в поведении обучающихся (86,7 % образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска). Было задействовано 107 специализированных психодиагностических инструментариев для выявления деструктивных проявлений в поведении обучающихся (70 % образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска).

За период 2022/2023 учебного года:

- снизилась численность подростков, совершивших уголовно-наказуемые деяния, уменьшилась доля подростков указанной категории в общей численности детей в возрасте от 14 до 17 лет (с 0,11 % до 0,10 %);

- зарегистрировано снижение на 47 % количества преступных посягательств, совершенных в отношении детей родителями или иными законными представителями (с 19 до 10 преступлений);

- снизилось на 50 % количество особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии (с 10 до 5 преступлений);

- выявлено снижение на 25 % количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения (с 20 до 15 преступлений). Количество обучающихся образовательных организаций, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения (официальные данные отделения по делам несовершеннолетних), составило 88 человек (0,07 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска);

- отмечено заметное снижение (на 89 %) количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в сфере незаконного оборота наркотиков (с 9 до 1 преступления);

- значительно снизилось количество завершенных суицидальных попыток среди несовершеннолетних (с 6 до 2 случаев). Количество обучающихся образовательных организаций, демонстрирующих суицидальное поведение, насчитывало 38 человек (0,03 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска).

Несмотря на перечисленные положительные результаты, существует ряд проблем:

- недостаточный уровень охвата дополнительным образованием несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете разного вида, несоответствие предлагаемых к реализации программ запросам несовершеннолетних. Количество обучающихся образовательных организаций, находящихся в социально опасном положении, по данным 2022/2023 учебного года составляло 228 человек (0,1 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска);

- слабая вовлеченность несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете разного вида, в социально-активную, значимую деятельность. Количество обучающихся образовательных организаций, находящихся на учете, в том числе по результатам проведения социально-психологического тестирования, по данным 2022/2023 учебного года насчитывало 1143 человека (0,9 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска);

- неукомплектованность образовательных организаций педагогами-психологами;

- недостаточная индивидуализация, формализация процесса сопровождения несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете разного вида. Количество обучающихся образовательных организаций, совершивших антиобщественные действия (официальные данные отделения по делам несовершеннолетних), по данным 2022/2023 учебного года составляло 507 человек (0,4 % обучающихся муниципальной системы образования г. Омска).

Рисунок 6 - Качество профилактики деструктивного поведения обучающихся

Выводы. В статье представлены критерии, показатели и управленческие рекомендации для образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска по мониторингу качества организации формирования российской гражданской идентичности школьников.

1. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций предусматривает три основные позиции: формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся; приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы; историческое просвещение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В качестве критериев формирования российской гражданской идентичности школьников выступают компоненты функциональной структуры данного феномена: когнитивно-смысловой (фиксируется как уровень знаний, являющихся базой для формирования ценностных ориентаций); эмоционально-ценностный (оценивается как уровень принятия ценностных приоритетов); деятельностный (диагностируется как уровень распространения в практической деятельности и социальных взаимодействиях группы негативных и позитивных проявлений).

3. Мониторинг качества формирования российской гражданской идентичности школьников на муниципальном уровне включает два трека: ТРЕК 1 «Формирование ценностных ориентаций обучающихся»; ТРЕК 2 «Профилактика деструктивного поведения обучающихся». ТРЕК 1 содержит следующие критерии: сформированность ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека; сформирован-ность ценностных ориентаций в области социального взаимодействия; сформированность ценностных ориентаций личностного развития. ТРЕК 2 включает такие критерии, как выявление групп социального риска среди обучающихся; учет обучающихся с деструктивными проявлениями; качество профилактики деструктивного поведения обучающихся. Ведущим методом диагностики избран контент-анализ документов образовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Амонашвили Ш. А. «Почему не прожить нам жизнь Героями Духа». - М. : Свет, 2018. - 80 с.

2. Внешкольные пространства социализации советских школьников (социально-педагогическая реконструкция). - 2-е изд. / Б. В. Куприянов, А. В. Кудряшев, П. И. Арапова. - М. : Издательство ООО «Сам Полиграфист», 2023. - 322 с.

3. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Воспитательная работа в школе. - 2014. - № 10. - С. 28-32.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2014. - 24 с. (Серия: Стандарты второго поколения).

5. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя. - М. : Просвещение, 1990. -

144 с.

6. Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. - М. : Институт воспитания РАО, 2023. - 38 с.

7. Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. - М. : Проспект, 2008. - 496 с.

8. Крылова Н. Б. Становление гражданской миссии школьного сообщества // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 9. - С. 11-22.

9. Мануйлов Ю. С. Воспитание средой: управленческие задачи // Воспитательная работа в школе. -2012. - № 10. - С. 57-58.

10. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. 1918-2004 . - М. : Изд-во «ПЕР СЭ», cop. 2010. - 335 с.

11. Приказ об утверждении Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся муниципальной системы образования города Омска на период до 2025 года от 31 мая 2023 года № 58 [Электронный ресурс]. - URL : http://omsk.edu.ru/sites/default/files_oficial/pov_kach/07/prik_2023_58.pdf (дата обращения: 15.11.2023).

12. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций / Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 № 3/22. - М., 2022. - 44 с.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. - Федеральный выпуск № 122 (6693). - URL : https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 15.11.2023).

14. Семенова Г. П. Инновационная технология позитивного социального становления учащихся // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 5. - С. 83-86.

15. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования [Электронный ресурс] // Новые ценности образования. - 2010. - Т. 43, № 1. - С. 4-13. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14308754 (дата обращения: 1S.11.2G23).

16. Соловейчик С. Л. Непрописные истины воспитания. Избранные статьи. - М. : Первое сентября, 2019. - 22G с.

17. Становление идентичности и толерантности в условиях поликультурного образования : монография / отв. ред. А. К. Лукина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2G1S. - 26G с.

18. Тубельский А. Н. Уклад школьной жизни: теория и практика его создания и обеспечения // Уклад школы будущего / под ред. Н. Б. Крыловой. - М. : НИИ школьных технологий, 2GG7. - С. S-35.

19. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № SG9 от G9.11.22 [Электронный ресурс]. - URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 1S.11.2G23).

20. Чухин С. Г., Чухина Е. В. Мониторинг качества организации воспитательной работы муниципальной системы образования : учебное пособие. - Омск : КАН, 2G22. - S4 с.

21. Чухин С. Г. Системный подход в гражданском воспитании школьников // Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой (1S-19 октября 2G1S г., г. Москва) / нод ред. Н. Л. Селивановой, И. Ю. Шустовой. - М. : АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2G1S. - С. 230-240.

22. Шакурова М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. - 2014. - № 1. - С. 44-57.

23. Шустова И. Ю. Ситуативная педагогика: событийный подход к воспитанию школьников // Воспитательная работа в школе. - 2015. - № 3. - С. S-12.

Статья поступила в редакцию G7.12.2G23

REFERENCES

1. Amonashvili Sh. A. «Pochemu ne prozhit' nam zhizn' Gerojami Duha». - M.: Svet, 2018. - 80 s.

2. Vneshkol'nye prostranstva socializacii sovetskih shkol'nikov (social'no-pedagogicheskaja rekonstrukcija). 2-e izd. / B.V. Kuprijanov, A.V. Kudrjashev, P.I. Arapova. - M.: Izdatel'stvo OOO «Sam Poligrafist», 2G23. - 322 s.

3. Grigor'ev D. V. Kak shkola formiruet u detej rossijskuju identichnost' // Vospitatel'naja rabota v shkole. -2014. - № Ю. - S. 28-32.

4. Daniljuk A. Ja., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitan-ija lichnosti grazhdanina Rossii. - M.: Prosveshhenie, 2014. - 24 s. (Serija: Standarty vtorogo pokolenija).

5. Ivanov I. P. Metodika kommunarskogo vospitanija: kniga dlja uchitelja. - M.: Prosveshhenie, 1990. - 144 s.

6. Koncepcija vospitanija i razvitija lichnosti grazhdanina Rossii v sisteme obrazovanija. - M.: Institut vospitanija RAO, 2023. - 38 s.

7. Kratkij filosofskij slovar' / pod red. A.P. Alekseeva. - M.: Prospekt, 2008. - 496 s.

8. Krylova N. B. Stanovlenie grazhdanskoj missii shkol'nogo soobshhestva // Vospitatel'naja rabota v shkole. - 2011. - № 9. - S. 11-22.

9. Manujlov Ju. S. Vospitanie sredoj: upravlencheskie zadachi //Vospitatel'naja rabota v shkole. - 2012. -№ 10. - S. 57-58.

10. Novikova L. I. (1918-2004). Pedagogika vospitanija: izbrannye pedagogicheskie trudy / L. I. Novikova. -M.: Izd-vo «PER SJe», cop. 2G1G. - 335 s.

11. Prikaz ob utverzhdenii Strategii razvitija i organizacii vospitanija i socializacii obuchajushhihsja munici-pal'noj sistemy obrazovanija goroda Omska na period do 2G2S goda ot 31 maja 2G23 goda № SS. - URL: http://omsk.edu.ru/sites/default/files/_oficial/pov_kach/07/prik_2023_58.pdf

12. Primernaja rabochaja programma vospitanija dlja obshheobrazovatel'nyh organizacij / Odobrena resh-eniem Federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob#edinenija po obshhemu obrazovaniju, protokol ot 23 ijunja 2022 № 3/22. - M., 2022. - 44 s.

13. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2G1S g. № 996-г g. Moskva «Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2G2S goda» // Rossijskaja gazeta - Federal'nyj vypusk № 122 (бб93). 8 ijunja 2015 g. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

14. Semenova G. P. Innovacionnaja tehnologija pozitivnogo social'nogo stanovlenija uchashhihsja // Vospitatel'naja rabota v shkola. - 2013. - № S. - S. 83-86.

15. Slobodchikov V. I. So-bytijnaja obrazovatel'naja obshhnost' — istochnik razvitija i sub#ekt obrazovanija // Novye cennosti obrazovanija. 2G1G. T. 43. № 1. - S. 4-13. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14308754

16. Solovejchik S. L. Nepropisnye istiny vospitanija. Izbrannye stat'i. - M.: Pervoe sentjabrja, 2019. - 220 s.

17. Stanovlenie identichnosti i tolerantnosti v uslovijah polikul'turnogo obrazovanija: monografija / otv. red. A.K. Lukina. - Krasnojarsk: Sib. feder. un-t, 2015. - 260 s.

18. Tubel'skij A. N. Uklad shkol'noj zhizni: teorija i praktika ego sozdanija i obespechenija // Uklad shkoly budushhego / pod red. N. B. Krylovoj. - M.: NII Shkol'nyh tehnologij, 2007. - S. 8-35.

19. UKAZ Prezidenta RF «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» № 809 ot 09.11.22. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019

20. Chuhin S. G. Monitoring kachestva organizacii vospitatel'noj raboty municipal'noj sistemy obrazovanija: ucheb. posobie / S.G. Chuhin, E.V. Chuhina. - Omsk: KAN, 2022. - 84 s.

21. Chuhin S. G. Sistemnyj podhod v grazhdanskom vospitanii shkol'nikov // SISTEMNYJ PODHOD V VOSPITANII: RAZVITIE VO VREMENI I PROSTRANSTVE. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju so dnja rozhdenija akademika RAO Ljudmily Ivanovny Novikovoj (18-19 oktjabija 2018 g., g. Moskva) / Pod red. N.L. Selivanovoj, I.Ju. Shustovoj. - M.: ANO Izdatel'skij Dom «Pedagogicheskij poisk», 2018. - S.230-240.

22. Shakurova M. V. Rossijskaja grazhdanskaja identichnost' kak lichnostnyj rezul'tat obrazovanija // Klassnyj rukovoditel'. - 2014. - № 1. - S. 44-57.

23. Shustova I. Ju. Situativnaja pedagogika: sobytijnyj podhod k vospitaniju shkol'nikov // Vospitatel'naja rabota v shkole. - 2015. - № 3. - S. 5-12.

The article was contributed on December 7, 2023

Сведения об авторах

Чухин Степан Геннадьевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г. Омск, Россия; доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Омского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-7593-6223, chukin2009@mail.ru

Чухина Елена Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г. Омск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2088-6545, chukina2008@mail.ru

Author Information

Chukhin, Stepan Gennadyevich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia; Associate Professor of the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Disciplines, Omsk State Medical University, Omsk, Russia, https://orcid.org/0000-0001-7593-6223, chukin2009@mail.ru

Chukhina, Elena Viktorovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, https://orcid.org/ 0000-0002-2088-6545, chukina2008@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.