Научная статья УДК: 338.2-049.5(470)
Садык Сабирович Низамов
Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, [email protected]
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация. Научная статья посвящена проблеме обеспечения экономической безопасности государства. Автор анализирует понятие «экономическая безопасность», устанавливает критерии демаркации понятий «критерий» и «показатель». В статье содержится перечень и характеристика критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Ключевые слова: экономическая безопасность государства, критерий экономической безопасности, показатели экономической безопасности, продовольственная безопасность
Для цитирования: Низамов С. С. Критерии и показатели экономической безопасности государства // Право: ретроспектива и перспектива. 2022. № 3 (11). С. 23-27.
Original Article
Sadyk S. Nizamov
Ufa Law Institute Ministry of Internal Affairs of
Russia, Ufa, Russia, [email protected]
CRITERIA AND INDICATORS OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Abstract. The scientific article is devoted to the problem of ensuring the economic security of the state. The author analyzes the concept of "economic security", establishes criteria for the demarcation of the concepts of "criterion" and "indicator". The article contains a list and characteristics of criteria and indicators of economic security of the Russian Federation in accordance with the current regulatory legal acts.
Keywords: economic security of the state, criterion of economic security, indicators of economic security, food security
For citation: Nizamov S. S. Criteria and indicators of economic security of the state // Law: retrospective and perspective. 2022. No. 3 (11). P. 23-27.
Для того, чтобы оценить уровень безопасности экономической системы государства, важно выделять критерии и показатели экономической безопасности страны. Экономическая безопасность государства, которая является объектом исследования, входит в систему национальной безопасности страны. Национальная безопасность страны - это комплекс разнообразных факторов, направлений работы, которые разрабатываются для того, чтобы обеспечивать благоприятное осуществление жизни в стране, устранение угроз государству,
людям, которые в нем живут. Экономическая безопасность государства включает не только обеспечение стабильной глобальной экономики, но и мелких домохозяйств. Ключевым документом в этой сфере является Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1]. В данном документе дается определение понятия «национальная безопасность» и других, перечисляются угрозы национальной безопасности и способы их преодоления.
© Низамов С. С., 2022
Национальная безопасность включает в себя политическую безопасность государства, социальную, экономическую, экологическую, информационную безопасность. При этом экономическая безопасность -чрезвычайно важное направление, требующее особого внимания, особенно в актуальной для Российской Федерации ситуации. Состояние экономической безопасности страны регулируется политикой государства, направленной на обеспечение экономической стабильности. Указом Президента от 13 мая 2017 г. был утвержден документ «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации в период до 2030 года» [2]. В данном документе определяются ключевые понятия, а также указываются угрозы для экономической безопасности Российской Федерации, перспективны развития экономики страны. Стратегии экономической безопасности государства создаются с той целью, чтобы определить возможные угрозы экономической безопасности и предвидеть пути их решения.
Актуальность работы обусловлена непростой для современной России экономической ситуацией, связанной с введением множества санкции в адрес Российской Федерации. Все это порождает угрозы для экономической безопасности страны. Ввиду чего важно четкое следование разработанной стратегии экономической безопасности. В связи с этим является важным анализ критериев и показателей экономической безопасности страны.
Прежде чем говорить о критериях и показателях экономической безопасности Российской Федерации, следует провести разграничения между терминами «критерий» и «показатель», т. к. они могут рассматриваться как взаимозаменяемые, однако таковыми не являются. Р. В. Илюхина и Е. А. Федотова указывают на то, что критерий экономической безопасности государства следует рассматривать как качественный признак, который используется для сравнения исследуемых систем (в нашем случае - системы экономической безопасности государства) по степени достижения ими одинаковых
целей. В свою очередь показатель экономический безопасности - это количественная оценка качественного признака отдельного свойства или совокупности свойств рассматриваемой системы [3].
К критериям экономической безопасности государства относятся:
1. Способность государства выполнять свои функции в режиме расширенного производства.
2. Размер государственного долга.
3. Конкурентоспособность экономики.
4. Продовольственная безопасность.
5. Структура внешней торговли.
6. Устойчивость финансовой системы.
7. Уровень поддержки государством потенциала страны в научной сфере.
8. Социальная стабильность государства.
9. Суверенитет государства.
10. Уровень участия государства в регулировании экономических процессов в стране.
Рассмотрим названные критерии более подробно. Способность экономической системы государства выполнять свои функции в режиме расширенного воспроизводства, т. е. непрерывного процесса производства экономических благ во все больших размерах подразумевает, что государство должно способствовать беспрерывному производству экономических блага.
Уровень внешнего и внутреннего долга государства, а также возможности избавления от него является важным критерием экономической безопасности страны. Внутренний долг государства - это его долг перед компаниями, функционирующими внутри государства, а также перед населением. Внешний долг государства может выражаться в виде задолженности перед кредиторами из других государств, перед непосредственно другими государствами.
Конкурентоспособность государства подразумевает выгодную позицию страны во внешнеэкономической деятельности. Важным критерием является рациональная структура внешней торговли государства. Рациональность определяется уровнем зависимости положения экономики государства
от импорта самых важных видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Считается, что для государства гораздо выгоднее налаженное внутреннее производство необходимых видов продукции, чем активный импорт. Необходимо поощрять отечественных производителей, создавать благоприятные условия для осуществления гражданами экономической деятельности в области предпринимательства и производства благ.
Одним из актуальных направлений экономической безопасности является продовольственная безопасность, которая является важной составляющей национальной безопасности страны. Продовольственная безопасность - это решение комплекса взаимосвязанных проблем в направлении продовольственной самодостаточности населения. Уровень продовольственной безопасности страны и ее продовольственную независимость определяет состояние агропромышленного производства, а именно сельское хозяйство и его потенциальные возможности [4; 5; 6].
Рациональная структура внешней торговли - это удовлетворение потребностей населения в тех или иных импортных продуктах, а также налаженный экспорт продукции. Для стабильной экономики важно какую-то часть продукции поставлять из-за рубежа, при этом не находиться в зависимости от этой продукции. Как правило, это должны быть товары не первой необходимости. Государство должно стремиться к производству качественных товаров и услуг, которые сможет предложить не только населению, но и экспортировать в другие страны, тем самым увеличивая уровень своего дохода и экономического показателя соответственно.
Устойчивость финансовой системы - это состояние постоянной платежеспособности. Государственные органы исполнительной власти должны поддерживать платежеспособность государства на внешнем и внутреннем уровне. Государство должно быть в состоянии выплачивать внешние и вну-
тренние долги. Кроме того, в обязанности государства входит обеспечение достаточного уровня платежеспособности населения страны, т. е. давать людям возможность брать кредиты и выплачивать их.
Для обеспечения экономической безопасности необходима поддержка потенциала страны в научной сфере, поддержка функционирования важных объектов науки, а также содействие сохранению отечественных научных школ. Развитие научной области в государстве имеет тесную взаимосвязь с экономической сферой, потому что ученые - это производители новых технологий, разработок, которые могут быть проданы за границу, а также населению. Кроме того, образованные люди - это рабочие, специалисты. Они активно участвуют в экономической жизни страны. Государству необходимы специалисты в разных сферах деятельности.
Следующий важный критерий экономической безопасности - это социальная поддержка государством своих граждан. В качестве подвида данного критерия рассматривают соответствие показателя бедности населения, а также уровня безработицы в стране максимально допустимым значениям с точки зрения социально-экономической стабильности общества. В стране, которая претендует на высокий уровень экономической безопасности, уровень бедности населения не должен достигать нижних границ. Кроме того, должна быть обеспечена занятость населения, т. е. ликвидирована безработица. Ликвидация безработицы закономерным путем ведет к повышению экономического благосостояния населения страны.
Кроме того, важно обеспечить доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания и т. п., одним словом, всего того, что составляет благосостояние человека (еще одно направление обеспечения социальной стабильности - гаранта экономической безопасности). Государство должно предоставлять гражданам возможность получить образование и медицинскую помощь для
того, чтобы вырастить хороших специалистов. Затем, например молодым специалистам, государство должно обеспечить нормальные условия для жизни. Граждане, в свою очередь, должны работать на благо государства, платить налоги и т. п. Так они участвуют в экономической жизни страны, поддерживают стабильность экономической системы.
Суверенитет государства с точки зрения экономического развития включает стабильность и сохранение общего экономического пространства в стране, компоненты которого взаимодействуют между собой и способствуют обеспечению общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций (т. е. тенденций, направленных на отделение и обособление). Российская Федерация - большая страна, которая требует особого внимания к урегулированию экономических взаимоотношений между субъектами, входящими в ее состав.
Для обеспечения экономической безопасности важна поддержка требуемого уровня участия государства в регулировании экономических процессов, который необходим для хорошего функционирования рыночной экономики. Экономические отношения, которые возникают внутри государства, должны регулироваться органами государственной власти. Это можно делать посредством издания определенных нормативно-правовых актов, направленных на контроль и систематизацию экономической деятельности внутри страны.
В соответствии с критериями экономической безопасности Российской Федерации выделяются показатели экономической безопасности Российской Федерации:
1. Коэффициент напряженности на рынке труда, т. е. отношение числа незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к числу вакантных рабочих мест.
2. Число граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
3. Число граждан, чья заработная плата не соответствует уровню прожиточного минимума.
4. Децильный коэффициент, т. е. отношение доходов 10 % населения с высоким уровнем благосостояния и 10 % населения с низким уровнем благосостояния.
5. Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения.
6. Распределение численности занятых в экономике по уровню образования, т. е. соотношение групп работников с разным уровнем образования в общей численности занятых в экономике.
7. Уровень преступности в сфере экономики (мошенничества, налоговой преступности и т. п.).
Таким образом, экономическая безопасность страны - это понятие, охватывающее как жизнь государства вообще, так и жизнь каждого отдельного гражданина. Государство осуществляет экономическую деятельность на глобальном уровне, а также способствует созданию благоприятных условий для осуществления экономической деятельности граждан внутри государства. Экономическая безопасность - очень важный аспект национальной безопасности. В Российской Федерации издаются специальные стратегии по обеспечению экономической безопасности страны. Выделяются критерии и показатели экономической безопасности, т. е. качественные и количественные характеристики экономической жизни государства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Илюхина Р. В., Федотова Е. А. Критерии и индикаторы оценки экономической безопасности социальной сферы кооперативных объединений регионов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. №. 3. С. 45-51.
4. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Продовольственный потенциал и продовольственная безопасность страны // Устойчивое развитие агропродовольственного комплекса как фактор обеспечения продовольственной безопасности России : сборник материалов Всероссийской научной конференции «Островские чтения». Саратов : ИАгП РАН, 2021. 299 с.
5. Гусманов Р. У., Низамов С. С. Состояние продовольственной безопасности Республики Башкортостан // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. Пенза : РИО ПГАУ, 2017. 154 с.
6. Низамов С. С. Продовольственная безопасность Республики Башкортостан на фоне санкций против России // Продовольственная безопасность: XXI век : сборник научных трудов. М. : Фонд «Кадровый резерв». Выпуск 1. 496 с.
REFERENCES
1. On the National Security Strategy of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400 // Access from the "ConsultantPlus" legal system. (In Russ.)
2. On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 : Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 / Access from the "ConsultantPlus" legal system. (In Russ.)
3. Ilyukhina R. V., Fedotova E. A. Criteria and indicators for assessing the economic security of the social sphere of cooperative associations of regions // Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. 2020. No. 3. P. 45-51. (In Russ.)
4. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. Food potential and food security of the country // Sustainable development of the agro-food complex as a factor in ensuring food security in Russia : collection of materials of the All-Russian Scientific Conference "Ostrov Readings". Saratov : IAgP RAN, 2021. 299 p. (In Russ.)
5. Gusmanov R. U., Nizamov S. S. The state of food security in the Republic of Bashkortostan // Regional problems of sustainable development of rural areas : collection of articles of the XIV International scientific and practical conference / MNIC PGAU. Penza : RIO PGAU, 2017. 154 p. (In Russ.)
6. Nizamov S. S. Food security of the Republic of Bashkortostan against the backdrop of sanctions against Russia // Food security: XXI century : collection of scientific papers. M. : Fund "Personnel reserve". Issue 1. 496 p. (In Russ.)
Информация об авторе:
Низамов С. С. - кандидат экономических наук.
Information about the author:
Nizamov S. S. - Candidate of Economy
Статья поступила в редакцию 15.07.2022; одобрена после рецензирования 01.09.2022; принята к публикации 23.09.2022.
The article was submitted 15.07.2022; approved after reviewing 01.09.2022; accepted for publication 23.09.2022.