Научная статья на тему 'Критерии и показатели эффективности развития и эксплуатации информационной системы вуза'

Критерии и показатели эффективности развития и эксплуатации информационной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ OPTIMIZATION / HIGH SCHOOL / INFORMATION SYSTEM / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова О. Г.

Предлагаются методические подходы к оценке эффективности и оптимизации затрат на развитие информационной системы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and factors to efficiency of the development and usages of the information system of the high school

The methodical approaches are offered to estimation of efficiency and optimization of the expenses on development of the information system of the high school.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели эффективности развития и эксплуатации информационной системы вуза»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

272 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

АБАКАРОВА О.Г.,

старший преподаватель, заместитель декана, Дагестанский государственный технический университет,

e-mail: oksanarnd@yandex.ru

Предлагаются методические подходы к оценке эффективности и оптимизации затрат на развитие информационной системы вуза.

Ключевые слова: вуз; информационная система; эффективность; многокритериальная оптимизация.

The methodical approaches are offered to estimation of efficiency and optimization of the expenses on development of the information system of the high school.

Keywords: high school; information system; efficiency; многокритериальная optimization.

Коды классификатора JEL: D53, E54.

Рассматривая информационный ресурс, с одной стороны, как один из видов производственного ресурса, а с другой стороны, как фактор эффективного управления вузом, можно говорить об эффективности его развития и использования. В экономической интерпретации эту задачу можно рассматривать как задачу эффективного использования средств, выделяемых вузом на его развитие.

При этом задача может быть поставлена следующим образом. Найти такой объем перерабатываемой в учебном процессе и в процессе принятия решений информации, который бы гарантировал качество образовательного процесса и принимаемых решений, а также минимизировал расходы, связанные с его обеспечением.

Таким образом, для оценки эффективности использования информационного ресурса вуза необходимо оценить его влияние на качество образовательного процесса и эффективность принимаемых решений.

К числу факторов, существенно снижающих эффективность применения информационных систем в образовательном процессе (или в управлении вузом), можно отнести:

■ разбалансированность объема информации, требуемого для освоения дисциплин (эффективного принятия решений) по всем вопросам учебной и хозяйственной деятельности с объемами информации, которые способна переработать информационная система вуза;

■ отсутствие взаимосвязанного рассмотрения совокупности показателей эффективности и качества информационных процессов;

■ недифференцированный подход к оценке эффективности использования отдельных информационных технологий в учебном процессе и в автоматизированной системе обработки данных;

■ необоснованность стоимости, временных и достоверных характеристик в разрезе каждой функциональной задачи в учебном процессе и в условиях интегрированной обработки информации;

© Абакарова О.Г., 2010

17892822

■ нерациональное и неоптимальное распределение затрат между звеньями системы;

■ методические погрешности определения показателей эффективности и качества информационных процессов.

С учетом данных факторов для оценки качества информационных процессов, протекающих в системе управления вуза, предлагается использовать следующую методику.

1. Выбирается система показателей качества информационных процессов.

2. Каждому показателю качества в соответствие ставится коэффициент его важ-

где г — число принятых в системе показателей.

3. Определяются оценки П. принятых показателей качества по каждому варианту строящейся системы на основе прямого счета или экспертным путем.

4. Вычисляется сводный показатель качества системы путем свертки локальных показателей по формуле

5. За наиболее качественный вариант принимается система, для которой сводный показатель имеет наибольшее значение.

Анализ опыта разработки и эксплуатации современных информационных систем управления показывает, что одним из важнейших факторов, существенно влияющих на экономическую эффективность их использования в управлении сложными объектами, являются затраты на их создание и внедрение.

На рис. 1 показана зависимость экономической целесообразности Э(К) внедрения системы управления от объема капитальных вложений К и уровень технологической эффективности С(К) системы управления в предположении о линейной зависимости С =/(К) [1]. Эффективность Эф(К) информационных систем организационного управления имеет более сложный характер в зависимости от совершенства создаваемой системы (определяется совершенством технических средств и информационного обеспечения) и отражает:

ности^ / = 1,/, К, 6 [ 0,1],

г=|

Рис. 1. Зависимость экономической и технологической эффективности информационной системы в зависимости от капитальных вложений

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

♦ проявление экономической эффективности после достижения определенного уровня технологической С;

♦ резкий рост технологической эффективности на участке С—С2, что соответствует так называемому эффекту «первого шага», приводит к резкому росту экономической эффективности информационной системы;

♦ первый изгиб (С2) и рост технологической эффективности (участок С2-С3) за счет использования технических средств и информационных технологий, интегрировано решающих более сложные задачи управления, приводящий к пропорциональному росту экономической эффективности;

♦ второй изгиб и значительное уменьшение роста технологической и, соответственно, экономической эффективности системы управления лишь за счет совершенствования технических и информационных средств свидетельствуют об исчерпании возможностей принятой структуры, алгоритмов обработки информации или же самой технологии управления вузом.

Экономическую эффективность Эф(К) можно определить как разность

Эф(К) = Э(К) = С(К),

где все показатели выражаются в стоимостном выражении в рублях.

График Э(К) свидетельствует о том, что при слишком малых и слишком больших затратах на создание информационной системы управления ее внедрения может быть убыточным. Это объясняется тем, что на участке от 0 до С1 объемы обрабатываемой системой информации малы для принятия эффективных решений, т.е. на этом участке не может быть достигнута необходимая технологическая эффективность, а после участка С3 функциональные возможности системы начинают превышать необходимые для принятия эффективных решений объемы информации. Это также приводит к снижению экономической эффективности формируемой информационной системы.

Достижение максимальной эффективности в точке С3 за счет повышения технологической эффективности информационной системы С возможно при некотором разумном компромиссе между затратами на ее создание и совершенствование.

Можно сделать и другой вывод, что для любого вуза в соответствии с объемами перерабатываемой информации может быть выбран оптимальный вариант производительности информационной системы, позволяющей получить максимум экономической эффективности системы управления Э(К) в точке С3.

Исследуя эффективность информационных систем в зависимости от объемов циркулирующей в ней информации, следует различать два слагаемых эффекта: внешний и внутренний [2].

Внешний экономический эффект (ЭШ получают в сфере коммерческой деятельности на рынке образовательных услуг вследствие совершенствования маркетинговых исследований и внешних функций управления, т. е. за счет улучшения условий взаимодействия с внешней средой.

Внутренний экономический эффект (Эвнут) достигается в сфере обработки информации за счет совершенствования образовательного процесса и внутренних функций управления.

Следует отметить, что с ростом объема обрабатываемой информации растет внешний экономический эффект (Эвнеш) за счет улучшения качества выходной информации (рис. 2). Однако это усложнение снижает внутренний реальный экономический эффект, так как обработка информации становится дороже, а темпы роста качества образовательного процесса и качества процесса принятия решений существенным образом снижаются.

На рис. 2 по оси абсцисс откладывается количество обрабатываемых системой документов и соответствующее различным программам производства информации упоря-

доченные по возрастанию внешнего экономического эффекта. Экономический эффект всей информационной системы в целом Э определяется суммой:

Э = Э + Э .

внеш внут

Из приведенного рисунка видно, что может быть выбран оптимальный вариант информационного обеспечения, а формирование оптимальной программы производства информации должно осуществляться по критерию максимума суммы внутреннего и внешнего экономического эффекта от внедрения информационной системы в учебный процесс и в управление.

Рис. 2. Взаимосвязь показателей экономической эффективности и качества информационного обеспечения системы управления

Очевидно, что максимальный экономический эффект от внедрения информационной системы управления достигается при минимальных затратах на информационное обеспечение, позволяющее достичь с помощью информационной системы требуемой технологической эффективности или возможностей решения заданного класса задач.

Удобней всего данный экономический эффект выразить через прирост качества образовательного процесса и прирост прибыли от коммерческой деятельности, получаемый за счет внедрения информационной системы управления. Это может быть достигнуто за счет более эффективного использования информационного и технического обеспечения, приводящего к увеличению качества образовательного процесса и повышения число студентов обучающихся на коммерческой основе, а также снижения затрат на управление вузом. В этом случае прирост прибыли за отчетный период может быть равен:

П(Т) = По(Т) + Пу(Т),

где По(Т) и П (Т) — соответственно приросты прибыли за счет увеличения числа студентов, обучающихся на коммерческой основе и снижении затрат на управление. объема производства и снижения себестоимости работ.

Прирост прибыли, получаемый за счет увеличения числа студентов, обучающихся на коммерческой основе можно рассчитать по следующей известной формуле:

Г

где П(Т) — объем прибыли, получаемый вузом в соответствии с числом коммерческих студентов до внедрения информационной системы в учебный процесс за отчетный период Т (учебный год);

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

П2(Т) — объем прибыли, получаемый вузом в соответствии с числом коммерческих студентов, обучающихся после внедрения информационной системы в учебный процесс и повышение его качества за отчетный период Т (учебный год).

При этом прибыль, получаемая вузам в результате его коммерческой деятельности, может определяться следующим образом:

м/»д,

/=1

где П (Т) — прибыль, получаемая вузом в]-й отчетный период; п(ф) — число специальностей, по которым обучаются студенты в_/-й отчетный период; С, З. — соответственно стоимость и затраты на обучение одного студента на коммерческой основе по ¡-той специальности в ф-й период отчетного времени; к.. — контингент студентов обучающихся на ¡-ой специальности в ф-й отчетный период.

Увеличение контингента студентов, обучающихся на коммерческой основе в отчетный период Т2, связано с повышением качества образовательного процесса и как результат имиджа вуза на рынке образовательных услуг.

Прирост прибыли Пу за счет повышения эффективности управления вузом связан с оптимальным планированием расходов на основе более качественной информации, будет определяться следующим образом:

ад-ад

Т

где З(1), З(2) — соответственно суммарные затраты вуза на развитие учебного процесса и хозяйственную деятельность до и после внедрения информационной системы.

Прирост прибыли за отчетный период П^а за счет сокращения численности административно-управленческого аппарата будет определяться по формуле:

¿(Я,(1)-Я,(2))ЗР,

Псул = —---------------,

где Н(1) и Н .(2) соответственно численность административно-управленческого аппарата вуза на ¡-й должности до и после внедрения информационной системы; ЗР. — оклад работника на ¡-й должности.

Затраты, связанные с внедрением и эксплуатацией информационной системы, будут определяться следующими образом:

■ ■■ . ,

где Зпос — постоянная составляющая затрат;

З — переменная составляющая затрат.

пер г • Г

Постоянные затраты складываются: из стоимости оборудования системы и стоимости используемых в системе информационных технологий.

Переменные затраты складываются из: затрат, связанных с построением обновлением базы данных, эксплуатации системы, стоимости расходных материалов, используемых при обработке информации (бумага, ксерокопировании, распечатка на принтере и т. д.).

Величина затрат, связанных с построением и пополнением базы данных, будет определяться следующим образом:

___ ш

: ^\_ ; , ,

1-1 №

где п — количество массивов, хранящихся в базе данных;

Зф — удельные затраты, требуемые для хранения и обновления одного документа ф наименования в . массиве;

З2(ф)— удельные затраты, связанные с построением одного документаф наименования в . массиве;

т — количество наименований документов в . массиве;

У(ф) — количество документовф наименования в I массиве.

Эксплуатационные расходы, в свою очередь, включают величину заработной платы, выплаченной обслуживающему персоналу ЗЪр, плюс расходы за электроэнергию Р3 плюс расходы, связанные с привлечение сторонних организаций к обслуживанию Р0 и т. п.

Затраты, связанные с обработкой документов в процессе принятия решений, определяются выражением:

; XX ; ' : ' '

N1 /=1

где З0(ф) — удельные затраты, связанные с обработкой одного документа ф наименования в . массиве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда эффективность информационной системы в режиме ее эксплуатации будет определяться согласно следующему соотношению:

э = ЩТ)

IJT)

Причем максимум эффективности Эт при фиксированных объемах обрабатываемой информации достигается при минимальных затратах С, Зсис(Т) ^ min, максимальной производительности системы С ^ max.

Следовательно, задача повышения эффективности развития и эксплуатации информационной системы управления сводится к определению такой ее производительности, при заданном объеме обрабатываемых в ней информации во время учебного процесса и в процессе управления, при которой показатели С, Зсис(Т) и принимают соответствующие максимальное и минимальное значения при следующих ограничениях:

З (Т)* < З* , V> V

сит / — сис

где З*сис — имеющиеся у вуза средства на развитие и эксплуатации системы;

V* — максимальные объемы информации, обрабатываемой в учебном процессе и в процессе принятия управленческих решений.

Таким образом, имеет место многокритериальная задача оптимизации:П(Т) ^ max; З (Т) ^ min; C ^ max, которая решается методом Парето [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Радионов, В.Д. и др. Технические средства АСУТП / В.Д. Радионов, В.А. Терехов, В.Б. Яковлев. — М.: Высшая школа, 1989.

2. Растригин, Л. А. Современные принципы управления сложными объектами / Л.А. Растригин. — М.: Советское радио, 1980.

3. Соколов,Р.В. Экономико-информационное моделирование процессов преобразования информации в АСУП / Р.В. Соколов. — Л.: Ленинградский университет, 1980.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.