Научная статья на тему 'Критерии и индикаторы продовольственной безопасности'

Критерии и индикаторы продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2509
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и индикаторы продовольственной безопасности»

Таким образом, перспективным направлением на современном этапе является организация исследований в части разработки и формирования «продовольственного права» по аналогии Пакета пищевой гигиены ЕС, в рамках которого необходимо сформулировать все соответствующие особенности регулирования именно продукции АПК, производимой и реализуемой на территории Таможенного Союза.

Как показывает международный опыт, изложение в техническом регламенте на продукцию требований безопасности в виде конкретных характеристик может привести при необходимости их пересмотра и изменения не просто к длительности этой процедуры, но и к отрицательным последствиям для экономики АПК. Поэтому необходимо определить, какие показатели будут устанавливаться в виде конкретных числовых норм, а какие путем ссылки на стандарт. То есть первый способ не обязательно должен являться основным.

Важным направлением нормативного регулирования является формирование гармонизированной базы требований к параметрам качества сельскохозяйственной продукции. При этом не следует ориентироваться на старые ведомственные нормативные документы, а также действующие нормативы той или иной страны. Национальные требования разрабатывались для реализации определенных целей, которые не обязательно будут отвечать союзным. Следует исходить из целей обеспечения конкурентоспособности продукции как внутри интеграционного фор-

мирования, так и на международном рынке.

Гармонизация методов контроля и оценки показателей качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продукции также является одним из приоритетных направлений беспрепятственной реализации продовольствия на территории единого экономического пространства. Использование одинаковых методов контроля в целях исключения расхождения их результатов между торговыми партнерами является важным составляющим элементом обеспечения конкурентоспособности продукции по показателям качества и безопасности на рынке стран Таможенного союза. Следовательно, целесообразно законодательное закрепление торговыми партнерами применения одинаковых методов определения остатков вредных веществ, а также потребительских и технологических свойств продукции с целью признания результатов оценки соответствия и формирования единого подхода к контролю продукции.

Таким образом, решение обозначенных выше проблем направлено на формирование действенной системы регулирования качества и безопасности продовольствия в условиях Единого экономического пространства. При этом важным фактором эффективности аграрной и внешнеторговой политики является применение государствами-участниками однотипных механизмов, согласованных методов регулирования с учетом равенства экономических интересов каждого из них.

КРИТЕРИИ И ИНДИКАТОРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ильина З.М., д.э.н., зав. отд., Шпак А.П., д.э.н., дир. Института системных исследований

в АПК НАН Беларуси

Безопасность в продовольственной сфере государств, хотя и определяется развитием собственного производства, тем не менее, зависит от конъюнктуры мирового рынка, что обусловливает необходимость постоянного исследования мировых тенденций с целью выявления деструктивных факторов и угроз, а главное для обоснования мер по упреждению их проявления. Приоритеты стратегии Республики Беларусь, ориентированные на развитие потенциала безопасности в сфере продовольствия, базируются на достаточности собственного производства важнейших видов продукции. Однако это не предполагает абсолютную замкнутость, поскольку абсолютность связана с проявлением угроз деградации собственного производства. В целях упреждения проявления этих угроз, повышения сбалансированности внутреннего

рынка и конкурентоспособности отечественного производства, а также для удовлетворения спроса в продукции высокого качества учитывается необходимость постоянного развития и совершенствования внешнеэкономической деятельность в сфере АПК.

Понятие продовольственной безопасности включает аспекты социально-экономический (способность государства обеспечивать потребности населения в продуктах питания) и политико-экономический (способность мобилизовать внутренние ресурсы и агропромышленный потенциал страны для обеспечения этих потребностей). Критерии оценки продовольственной безопасности, характеризуя ее различные стороны, должны отвечать ее сущности. Встречаются различные подходы, как к определению сущности безопасности, так и критериям ее

оценки. В одном случае в качестве критерия используется уровень потребления продовольствия без учета источников формирования; в другом - замещение импорта продовольствия, в третьем - защита отечественного производителя путем создания необходимых условий для производства широкого ассортимента конкурентоспособной продукции.

Основные направления достижения продовольственной безопасности Республика Беларусь определены в Концепции национальной продовольственной безопасности, одобренной постановлением Совета Министров от 10.03.. 2004 г. № 252. Они корректируются и уточняются в рамках реализации Государственных программ социально-экономического развития республики и Государственных программ по развитию АПК. В соответствии с положениями Концепции критериями оценки безопасности являются: уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; качество жизни населения, а также степень зависимости снабжения страны и ресурсного обеспечения АПК от импорта; объемы стратегических и оперативных продовольственных запасов и их соответствие нормативной потребности; эффективность использования потенциала экспорта.

Основными индикаторы уровня безопасности в сфере продовольствия - показатели, характеризующие рациональное питание и качество жизни населения, включая определение перечня продуктов, достоверно отражающих структуру рациона питания; достижение уровня самообеспечения при сложившихся условиях производства (производство и потребление в расчете на душу населения по каждому продукту; индекс производства (потребления) продуктов, равный доле произведенного (потребленного) продукта от его физиологической нормы: интегральный индекс потребления продуктов, соответствующий сумме индексов потребления: интегральный индекс экспорта (импорта), равный разности индекса потребления и индекса производства: интегральный индекс энергетической ценности продуктов и многие другие. В качестве обобщенного показателя оценки продовольственной безопасности используется, так называемый, индекс жизнеспособности. Использование указанного индекса даже без конкретного учета факторов, определяющих их, позволяет установить: в какой области находится продовольственная безопасность (достаточная- > 0,8, недостаточная - <0,8 или критическая -

0,5). Наряду с общими подходами, следует учитывать факторы, негативно влияющие на

жизнедеятельность населения.

Гарантией продовольственной безопасности страны являются: физическая и экономическая доступность продуктов питания для различных категорий населения, а также степень удовлетворения физиологической потребности в энергетическом содержании пищевого рациона и компонентах, определяющих структуру и качество питания. В общем виде методика оценки продовольственной безопасности, используемая в Республике Беларусь, приведена на рис. 1.

Посредством специальных индикаторов, используемых в методике, выявляются и определяются количественно деструктивные факторы и угрозы продовольственной безопасности, а также прослеживается их влияние на уровень и качество жизни населения. Система индикаторов при сопоставлении их с нормативными параметрами позволяет оценить уровень безопасности в сфере продовольствия по конкретным направлениям, важнейшие из которых следующие:

- качество рациона питания населения (энергетическая ценность рациона на чел. в сутки (не менее 3000 ккал), потребление продуктов на чел в год (90-110% медицинской нормы), удельный вес в рационе белков животного происхождения (не менее 55% и др.);

- состояние здоровья населения (естественный прирост, ожидаемая продолжительность жизни, распространенность заболеваний из-за низкого статуса питания);

- уровень образования (удельный вес грамотного населения и др.)

- физическая доступность продовольствия (темп роста сельскохозяйственного производства (не менее 5-7 % в год), доля рентабельно функционирующих организаций (не менее 60%), устойчивость производства зерна (не менее 75%), соотношение кредиторской и дебиторской задолженности организаций (1:1), рентабельность сельскохозяйственной деятельности (не менее 40%), удельный вес инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме (не менее 10%);

- экономическая доступность продовольствия в разрезе социальных групп домохозяйств в городской и сельской местности (доля затрат на продовольствие в расходах (не более 35 %), темп роста покупательной способности реальных денежных доходов населения (не менее 1% в год), доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (не более 8% в городской и 10% в сельской местности), уровень концентрации доходов (не более 45%), уровень безработицы (не более 4%), удельный вес импорта в объеме внутреннего потребления (не более 20%) и др.

Рисунок 1 - Методика оценки продовольственной безопасности

Важным аспектом, который комплексно отражает уровень продовольственной безопасности, является состояние здоровья населения, качество и продолжительность жизни. Основной причиной появления и широкого распространения термина «качество жизни» является смена механизма всего социального развития. Вместо сугубо экономических критериев развития используются критерии качества жизни в контексте развития человеческого потенциала. Для интегральной оценки приоритетных компонентов качества жизни в республике используется индекс качества жизни, рассчитываемый по формуле:

Д + Е

А + В + С + ^

2

Индекс качества жизни =-

4

где: (1) А - индекс отношения среднедушевых доходов к прожиточному минимуму; В -индекс доли населения с доходами выше прожиточного минимума; С - индекс уровня занятости населения; D - индекс ожидаемой продолжительность жизни; Е - индекс младенческой смертности.

При этом целесообразно сочетать объективные (статистические) и субъективные измерения, основанные на массовых опросах населения или оценках экспертов. Актуализируется значение совершенствования организационно-экономических механизмов, позволяющих оперативно реагировать на изменения социально-экономических условий, определяемых посредством научно-обоснованной системы мониторинга с использованием соответствующих индикаторов (рис. 2).

Приведенная система мониторинга в республике используется с 2004 г. с учетом специфики анализируемого периода. В текущем году мониторинг продовольственной безопасности выполнен в контексте глобальных проблем в сфере продовольствия. Результаты анализа с выявлением потенциала угроз в сфере продовольствия ежегодно представляются республиканским и региональным органам управления для принятия необходимых мер по упреждению их проявления.

XL

уровень жизни; социальная инфраструктур^ /демографическая ситуация; ' качество образования, науки, культуры и др.

\ИРЧП = ^с

X, - m,

' M, - m

XL

производственно-экономические; инвестиционные; ' научно-технические; внеш-\ неэкономические и др. формирования и использования ресурсов

XL

состояние природной среды; природные ресурсы и их использование; отходы и вторичные ресурсы и др.

= 1 b

I

x

Рисунок 2 - Мониторинг устойчивости национальной продовольственной безопасности

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ

Гусаков Г.В., магистр экономических наук, науч. сотр. Института системных исследований в АПК НАН Беларуси

Продовольственная безопасность - ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни (Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности). Физическая доступность продовольствия предполагает бесперебойное его поступление в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих платежеспособному спросу и потребностям людей. Экономическая доступность предполагает возможность приобретения продовольствия домашними хозяйствами для собственного потребления. Необходимо отметить, что обеспечение продовольственной безопасности невозможно без поддержания рыночных правил поведения производителей и потребителей, защиты прав потребителей и производителей, перераспределения валового дохода и формирования бюджета,

в частности оказания социальной поддержки. Из этого следует, что продовольственная безопасность определяется экономической и аграрной стратегией государства, призванных направлять и координировать хозяйственную деятельность экономических субъектов. Состояние безопасности в сфере продовольствия обеспечивается посредством реализации государственных функций, определяющих стимулирование производителей, поддержку потребителей и определенные правила регулирования [1].

Поскольку продовольственная безопасность - это экономическое состояние, обеспечиваемое государством, то и структурные составляющие ее идентичны экономическим. Они включают численность населения, валовое производство, объем потребления, внешнюю торговлю, стратегические запасы. В Концепции продовольственной безопасности Республики Беларусь, модель национальной продовольственной безопасности кроме вышеизложенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.