Т.Ф. Рябова,
профессор, Т.В. Колпакова,
аспирант,
Московский государственный университет технологий и управления
Экономика
Критерии и индикаторы обеспечения экономической безопасности
Положительные тенденции, характеризующие функционирование социально-экономической системы страны, во всем мире признаны факторами, непосредственно воздействующими на уровень экономической безопасности государства. В свою очередь, ее эволюция характеризуется параметрами, установленными международными организациями, в частности, индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП). В данной статье рассматриваются критерии и индикаторы обеспечения экономической безопасности.
Специализированная международная организации — Программа развития ООН (ПРООН) — определила понятие -развитие общества- и предложила систему измерителей, позволяющих оценивать рейтинг продвижения отдельных стран и мирового сообщества в целом по пути реализации главных интересов населения. При этом обобщающим критерием развития экономики ПРООН признала индекс развития человеческого потенциала^ИРЧП). Этот критерий является производным от трех наиболее важных показателей развития общества: уровня благосостояния населения, продолжительности жизни и достигнутого образовательного ценза. Сущность этих трех критериев, согласно И.Н. Петренко, С.Ю. Глазьеву и др., заключается в следующем:
1) физическое состояние людей, их долголетие (показатель — средняя ожидаемая продолжительность жизни);
2) духовное и интеллектуальное развитие людей (показатель — уровень образования, рассчитываемый на основе двух элементарных показателей: а — доля грамотных среди взрослого населения; б — средняя продолжительность обучения):
3) материальная обеспеченность людей, т.е. реальные доходы на душу населения (показатель — ВНП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе).
Таким образом. ИРЧП может служить относительным критерием, обеспечивающим удовлетворение потребности населения в продуктах питания.
ИРЧП общепризнан универсальным сопоставимым показателем, поэтому используется в мировом сообществе при определении рейтинга развития разных стран. 13 соответствии с этим по каждой стране должны определяться общий и частные критерии развития общества. В зависимости от величины этих показателей все государства объединены в пять укрупненных групп: промышленно развитые страны; развивающиеся страны: страны с высоким, средним и низким уровнем развития.
ПРООН было принято решение измерять критерий оптимальности развития страны в долларах США согласно курсу национальных валют. Пороговая величина ВВП на душу населения в 1993 г. составляла 5120 долл., а в 1994 г. — 5798 долл.
В соответствии с этим 11РООН ежегодно осуществляет расчет динамики критериев развития всех стран, проводит определение отношения конкретной величины каждого индекса к его максимальному значению по наиболее передовой стране мира. Так осуществляется обобщенная оценка развития экономики стран мирового сообщества.
Критерий -уровень благосостояния населения» свидетельствует о величине валового внутреннего продукта, приходящегося на одного жителя страны, а следовательно, его покупательной способности.
В этой связи прежде всего рассмотрим понятие экономической безопасности, пороговые значения которой считаются главными характеристиками социально-экономической системы.
А. Илларионов иод экономической безопасностью страны понимает такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечи-
паст устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом. Важнейшим фактором, в значительной степени предопределяющим многие экономические и социальные характеристики страны, является уровень ее экономического развития, определяемый. по его мнению, в основном величиной производимого валового внутреннего продукта на душу населения. Именно от его величины во многом зависят уровень, качество и продолжительность жизни населения, состояние его здоровья, качество питания, уровень образования, финансовые возможности государства и общества по обеспечению социальной защиты нетрудоспособных. достижению необходимой степени обороноспособности страны, развитию науки, искусства, культуры. Поэтому уровень экономического развития выступает одним из важнейших показателей состояния экономической безопасности.
В данном исследовании был сделан вывод, что экономическая безопасность — это совокупность экономических, социальных, правовых, демографических мер, реализуемых федеральными и территориальными органами управления совместно с хозяйствующими субьектами всех форм собственности, видов отраслей экономики, для создания и предоставления всем слоям населения материальных, физических и других необходимых благ обеспечения качественного уровня жизни.
По рейтингу ИРЧП Россия находится на 62-м месте среди 177 стран мира и занимает пятое место в группе государств со средним уровнем развития ИРЧП. Крупные, наиболее развитые страны мира опережают Россию на 17.3 пункта.
В соответствии со значением ИРЧП продолжительность жизни в России по сравнению с Норвегией у женщин меньше на 9.8 лет, у мужчин — на 17.8 лет, по сравнению с Японией — на 13.3 и 19.4 гола соответственно.
По показателю ВВП на душу населения Россия практически в 10—13 раз
отстает от передовых сгран мира, несмотря на богатые запасы недр, лесов и их экспортный потенциал в возрастающей динамике.
Норвегия, Австралия, Швеция. Финляндия, Великобритания имеют, как правило, коэффициент поступивших в различные учебные заведения выше 100% за счет обучения в этих странах иностранных студентов.
Особенно высок рейтинг Великобритании, коэффициент которой по женщинам составляет 133%, а по мужчинам — 113%. Это подтверждается и статистикой обучения там российских студентов.
Оставляет желать лучшего показатель расчетного заработного дохода российских женшин и мужчин, который у первых ниже, чем в Норвегии, почти в 4,5 раза, а в Германии — в 2,3 раза, у мужчин — почти в 4 и 3,2 раза соответственно.
Анализ динамики показателей ИРЧП указывает на четкое повышение его значений по развитым странам мира. Так. в Норвегии ИРЧП вырос в 2003 г. но отношению к 1970 г. на 0,095, а по отношению к 1990 г. — на 0.051, в США
— на 0,077 и 0,028, Японии — на 0,086 и 0,032 соответственно. По Российской Федерации данные об уровне ИРЧП до 1990 г. отсутствуют. С этого момента показатель снизился на 0.022 и составил в 2003 г. 0.795 вместо 0.817. Это меньше, чем в Норвегии, на 0,168, Австралии
— на 0.160. Канаде и Швеции — на 0.154. США — на 0.149, Японии — на 0,148, Финляндии — на 0.146, Великобритании
— на 0.144, Франции — на 0.143, Италии — на 0.139 и Германии — на 0,135. Среднегодовой темп прироста ИРЧП по странам мира составляет не более 0,003.
При ежегодном увеличении ИРЧП такими же темпами, которые сложились в последние годы по развитым странам мира (например, Финляндии), Россия может выйти на достижение показателя 0,895 только через 33 года.
Проведенный анализ, кроме того, указывает на отрицательное воздействие рыночных преобразований на социально-экономическую систему России.
Как считает В.К. Сенчагов. методологической основой определения количественных параметров пороговых значений экономической безопасности является выбор индикатора, принятого в качестве исходного для расчета. Главный национальный интерес страны в области экономики — повышение благосостояния народа. Этот индикатор должен быть исходным для определения порогового значения величины ВВП и ряда других связанных с ним показателей.
Определение всех пороговых значений надо начинать с пороговых значений, характеризующих социальную сферу. Ключевое значение в оценке социального положения народа принадлежит трем индикаторам: доле населения с доходами ниже прожиточного минимума; отношению доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения, отношению среднедушевого дохода на одного члена семьи к прожиточному минимуму. Мировой опыт свидетельствует, что опасность социальных конфликтов минимальная, если доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составляет 7— 10% и разрыв между доходами богатых и бедных не превышает 10 раз. С учетом опыта дореформенных десятилетий, когда уровень последнего индикатора не превышал ч—5 раз, его значение принято равным 8.
На основе этих двух пороговых значений рассчитывается пороговое значение по отношению среднедушевого дохода к прожиточному минимуму. Он составит в этом случае 3,5 раза. Зная указанное соотношение, можно рассчитать необходимый для обеспечения пороговых значений по социальной сфере общий годовой объем денежных доходов населения, а на его основе и количественный параметр порогового значения по объему ВВП.
Аналитические расчеты порогового значения ВВП в 2004 г. с учетом индексов-дефляторов показали, что объем ВВП должен увеличиться в 1,6 раза (24.1 трлн руб.). Именно такой объем ВВП позволит сократить долю населения,
Экономика, Статистика и Информатика
37
№2, 2007
Экономика
жившего ниже прожиточного минимума, с 20.4 % в 2003 г. до 7 %, уменьшить разрыв в доходах между богатыми и бедными с 14 до 8 раз и обеспечить среднедушевой доход в 3.5 раза выше прожиточного минимума.
На современном этапе социально-экономического развития России фактические и прогнозные количественные параметры по многим индикаторам значительно ниже рекомендуемых пороговых значений экономической безопасности. Именно отклонения фактических и прогнозных параметров от пороговых значений показывают степень угроз экономической безопасности и очередность их устранения. Важно постоянно иметь в виду эти отклонения и осуществлять меры по нейтрализации возможных негативных последствий.
Дадим свою характеристику рассматриваемых показателей. Так, в 1999 г. оценка валового внутреннего продукта России по паритет)' покупательной способности составляла 24,2 % от уровня объема ВВП США, 31,6% — Германии, 33,1% — Франции. 34,5% — от уровня Великобритании. На душу населения в России приходилось более чем в 10 раз меньше валового внутреннего продукта, чем в США.
В 2000 г. на душу населения в России приходилось 50192 руб.. или 1673 долл. США. а в 2003 г. — 91897 руб., или 3063 долл. Следовательно, в среднем заработная плата одного жителя России за 1 ч не превышала 1.46 долл., в то время как в США уже в 2001 г. размер заработной платы за 1 ч был на порядок выше и составлял 14,3 долл.
Установлено, что фиксирование экономической опасности происходит, когда фактические показатели экономической безопасности оказываются ниже установленных пороговых значений. Однако определение предельных пороговых значений является сложной методологической проблемой, оно связано с определенным субъективизмом, а часто основывается на экспертных методах. В то же время значения пороговых оценок основываются также на показателях и темпах отдельных групп
развитых стран. Наиболее состоятельной системой критериев и параметров экономической безопасности является перечень показателей, разработанных экспертами Совета безопасности России, в частности С.Ю. Глазьевым.
Анализ состава приведенных показателей и их количественных пороговых значений свидетельствует, что они приемлемы для использования и имеют важное значение в качестве ориентира развития экономики и создания условий для экономической безопасности.
На наш взгляд, с пороговыми значениями показателей можно согласиться и принять их за ориентир в достижении экономического развития страны, так как с позиций ее состояния в настоящее время их вряд ли можно считать завышенными или нереальными.
В.К. Сенчагов тоже приводит систему критериев, состоящую из 19 показателей, которые имеют определенные отличия как по их названию, так и по пороговым значениям. Так, пороговое значение затрат на оборону составляет 3% вместо 5% в первом случае; доля инновационной продукции во всей промышленной продукции — 15%, а по критериям С.Ю. Глазьева — 6%; доля машиностроения в промышленном производстве — 25 и 20%: уровень безработицы по методологии МОТ — 5 и 7%; объем внешнего и внутреннего долга — 60 и 55%; доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета — 20 и 25%; дефицит федерального бюджета — 3 и 5%; уровень инфляции — 25 и 20% соответственно.
Из этого анализа следует, что по четырем критериям значения В.К. Сенча-гова выше параметров, установленных Советом безопасности России, и по четырем — ниже. Расхождения показателей находятся в пределах 2% по трем показателям. 5% — по четырем показателям. И только доля инновационной продукции в объеме всей промышленной отличается значительно — на 9%. Думается, что разница параметров связана в первую очередь с методологией
расчета: у В.К. Сенчагова значение определялось по всей промышленности, а у Совета безопасности — по машиностроению.
Учитывая незначительность расхождений параметров, допустим, что наиболее приемлемыми могут приниматься те, значения которых наиболее предпочтительны для страны. По нашему мнению, затраты на оборону, учитывая недостаточный уровень материального состояния вооруженных сил. можно принять в размере 5 %, долю машиностроения в промышленном производстве — 25%. уровень безработицы —7%, государственный долг — 55%, дефицит бюджета — 3%, а уровень инфляции — 20 %. Несмотря на объективность расчетных значений индикаторов. недоумение вызывает пороговое значение валового сбора зерна, которое составляет 70 млн. т, или менее 500 кг на человека.
Этот показатель не соответствует расчетам ученых, которые полагают, что объем производства зерна должен составлять 1 т на душу населения. Учитывая критерий, установленный по зерну ФАО ООН, с учетом объема, который должен производиться в стране, допустим, что его пороговое значение для обеспечения продовольственной безопасности должно составлять 144 млн. т. Тогда пороговое его значение должно быть не менее 100 млн. т. с учетом недостатка кормового высокобелкового зерна (кукуруза, горох, соя и т. д.).
В целом на основе выполненного исследования сделан вывод, что критерии и пороговые значения обеспечения экономической безопасности страны достаточно обоснованы.
Для их практической реализации необходимо принять на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях ряд действенных мер и обеспечить контроль их выполнения.
Вместе с тем для взаимосвязи различных уровней экономики целесообразно изучить критерии экономической безопасности для хозяйствующих субъектов, исследованию которых посвящен следующий раздел работы.