КРИТЕРИИ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Томаева З.Г. Email: [email protected]
Томаева Зарина Геннадьевна - магистрант, Высшая школа государственного аудита (факультет), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в условиях социализации экономики особое значение приобретает социально-ответственное поведение бизнеса. Обеспечить развитие социально ориентированных направлений экономического развития призвана концепция социальной ответственности. Статья посвящена рассмотрению основ правового регулирования социальной ответственности предпринимателя, а также определению ее принципов. Для развития концепции особое значение имеет анализ существующих критериев и форм социально-ответственного поведения предпринимателя, в связи с чем в данной статье этим аспектам социальной ответственности уделена особая роль.
Ключевые слова: государство, бизнес, экономика, социальная ответственность бизнеса, мировой опыт, благотворительность.
CRITERIA AND FORMS OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE
BUSINESSMAN Tomaeva Z.G.
Tomaeva Zarina Gennadyevna - Graduate Student, HIGHER SCHOOL OF STATE AUDIT (FACULTY), MOSCOW STATE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: in the conditions of socialization of the economy socially responsible behavior of business acquires special significance. The concept of social responsibility is designed to ensure the development of socially oriented directions of economic development. The article is devoted to the consideration of the bases of legal regulation of social responsibility of business, as well as the determination of its principles. special importance. For the development of the concept the analysis of existing criteria and forms of socially responsible behavior of the business has particular importance that is why in this article these aspects of social responsibility are given a special role.
Keywords: state, business, economics, social responsibility of business, world experience, charity.
УДК 4414
Объективная потребность формирования социально ориентированной экономики, с необходимостью вынуждает нас задуматься и об изменениях правового регулирования предпринимательской деятельности. Социально ориентированная экономика требует формирования сообщества свободных и ответственных предпринимателей. Следовательно, ревизии подлежит, прежде всего, институт юридической ответственности.
Сегодня в юридической литературе, юридической науке и правосознании присутствует некая неразбериха в понятиях, которая приводит к отождествлению при использовании таких различных понятий как «юридическая ответственность», «ответственность», «наказание» и «санкция».
Термин «юридическая ответственность» появился в юридической науке на рубеже XIX-XX вв. Ответственность всегда коррелирует со свободой: там, где нет свободы,
нет и ответственности, и наоборот. Ответственность имеет место вне вины, а наказание только в ситуации виновности.
Сущность гражданского права, как сохранение состояния системы гражданских правоотношений, является отражением сущности юридической ответственности, как обязанности каждого перед каждым соблюдать права и охраняемые законом интересы каждого, то есть соблюдением определенного правопорядка.
Санкции гражданско-правовых норм понуждают субъектов гражданско-правовых отношений к сохранению status quo либо надлежащему исполнению принятых на себя каждым обязанным субъектом гражданско-правовых отношений ex contractu или ex legis.
Потому и сущность гражданско-правовых санкций обеспечительная; они обеспечивают надлежащее исполнение участниками гражданско-правовых отношений своих обязательств в отсутствие карательного («наказательного») контекста.
Именно этим обстоятельством и объясняется возможность применения восстановительных санкций материального характера в иных отраслях права (например, в трудовой, административном и уголовном праве) одновременно с применением санкций-наказаний отраслевого характера.
Таким образом, построение системы социально ориентированной экономики требует формирования идеи юридической ответственности как свободы субъекта, свободы предпринимателя, понимаемых как ответственное существование, то есть существование в условиях соблюдения всеми правопорядка - обязанности каждого в своих действиях не нарушать прав и охраняемых законом интересов другого, каждого другого.
Как отмечает И.С. Глебова, проблема участия бизнеса в решении социальных проблем общества очень актуальна в России. Мировой опыт показывает, что от успешного формирования системы партнерских отношений частного предпринимательства, власти и гражданского общества в социальной сфере, от эффективности такого партнерства во многом зависит качество жизни населения, а также социальная стабильность [2, с. 6].
С определенной стадии развития предпринимательства каждый руководитель, собственник бизнеса, менеджер высшего звена задумывается о том, какую роль он играет в жизни общества, государства, и начинает формировать индивидуальную концепцию социальной ответственности своего юридического лица. Создание системы социальной ответственности предпринимателей, а также ее развитие является комплексной проблемой как в сфере экономики, так и в сфере права.
В соответствии с этим есть возможность обратиться к правовым аспектам данной проблемы по нескольким причинам. Во-первых, потому что каждое лицо является субъектом (как экономических, так и правовых) общественных отношений. Во-вторых, потому что современные ученые в сфере социологии, политологии, экономики и права до сих пор не имеют целостных представлений о социальной ответственности. В-третьих, социальная ответственность - это реализация стратегии субъектов предпринимательской деятельности, а также учет социальных воздействий на активность работников. В-четвертых, в современном обществе часто стали говорить о партнерстве между государством и бизнесом в различных отраслях предпринимательства в сфере социальной ответственности. В-пятых, регулирование отношений в сфере социальной ответственности предпринимателей предполагает существование соответствующих контрольно-обеспечительных механизмов. В-шестых, до конца не сформирована нормативная правовая база в сфере социальной политики субъектов предпринимательской деятельности.
Критерием социальной ответственности поведения предпринимателя является наличие не только рыночных элементов в воспроизводственном поведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с формированием партнерских отношений, но и правовых элементов.
Правовую основу социальной ответственности предпринимателей составляют нормы Конституции РФ; Трудовой кодекс РФ; Кодекса корпоративного поведения;
Хартии корпоративной и деловой этики; Декларации, объявлявшая социальную ответственность бизнеса перед обществом приоритетом экономической политики; Устава Московской торгово-промышленной палаты; региональные нормативные правовые акты (такие как, Закон республика Саха «О социальной ответственности бизнеса», Закон г. Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве», Закон Московской области «О социальном партнерстве в Московской области»); подзаконные акты (например, Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении долго-срочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года»); а также локальных актов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (таковыми являются Коллективный договор, Положение о социальном партнерстве).
Социальная ответственность любого предпринимателей имеет свою адресность и направленность по отношению к государству, к потребителям, к партнерам, к конкурентам, к работникам, к кредиторам, к инвесторам и другим лицам [3].
Действующее законодательство предусматривает следующие формы социальной ответственности предпринимателей: участие в благотворительности; охрана и безопасность окружающей среды; развитие инфраструктуры города, округа, района; формирование гражданского общества и гражданской позиции; уплата налогов без оптимизации и прочее [1, с. 320].
Следовательно, социальная ответственность предпринимателей включает в себя: имущественную ответственность перед инвесторами и кредиторами; ответственность перед клиентами за качество товаров, оказываемых услуг и выполненных работ; ответственность перед работниками за соблюдение норм трудового законодательства и охраны труда; финансовую ответственность перед государством по уплате налогов и выполнению государственных контрактов.
На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей в 2004 году принята Социальная хартия российского бизнеса (с измен. 2007 г.), которая устанавливает этические принципы деятельности российских предпринимателей.
К числу принципов относятся: принцип свободы предпринимательства, принцип добропорядочности и справедливости, честности во взаимоотношениях со своими партнерами и конкурентами, принцип поддержания собственной деловой репутации и репутации российского бизнеса в целом, Принцип добросовестной конкуренции, принцип справедливого ценообразования и добросовестной рекламы [4, с. 5].
Изложенные основные принципы охватывают сферы экономической и финансовой устойчивость, рентабельности и платежеспособности, качество продукции и взаимоотношения с потребителями/покупателя/контрагентами, деловая этика и этикет предпринимательских отношений, взаимоотношения с работниками (сотрудниками) и соблюдение их прав и законных интересов, экологическая безопасность, участие в развитии современного общества. Тем самым очерчиваются границы социальной ответственности бизнеса и лежащих на нем обязательств, что позволяет каждой компании определить свою социальную роль, сформулировать свои собственные цели и задачи.
На сегодняшней момент к Социальной хартии присоединились 254 организации (компании, отраслевые и региональные объединения бизнеса и другие), с общей численностью более шести миллионов работников, такие как АО «ЛУКОЙЛ», АО «Роснефть», АО «Татнефть», АО «Трансаэро», АО «РЖД», АО «РОСБАНК», АО «Газпромбанк», АО «Балтика», АО «Российские коммунальные системы» и другие.
Все большее число индивидуальных предпринимателей и представителей малого и среднего предпринимательства заявляют о своей приверженности к принципам социальной ответственности, применяют их в деловой деятельности как необходимое условие эффективного управления и успешного развития. Это подтверждает проведенный опрос отдельных индивидуальных предпринимателей, руководителей юридических лиц малого и среднего бизнеса и их работников в г. Москва позволил выявить следующие направления социальной ответственности, которая закреплена в
их локальных актах: обеспечение достойных условий труда и своевременной оплаты; разработки современных требований к модернизации производства и организации труда; повышение квалификации работников; внедрения новой техники и технологий в деятельности субъекта предпринимательской деятельности; разработка социальных программ; осуществление благотворительной и спонсорской деятельности, меценатство; участие в социальных программах города и др. Большинство (85%) опрошенных респондентов считают, что для развития социального партнерства и ответственности должно стимулироваться государством. Опрос позволил сделать вывод о том, что: многие респонденты готовы развивать социальное партнерство, нести социальную ответственность; уровень современной социальной ответственности не высок; должно быть разумное взаимодействие государственных органов и субъектов предпринимательства; исторически нашему государству характерна традиция «с миру по нитке», «поможем всем миром».
Многие предприниматели сегодня в сети Интернет опубликовывают социальные отчеты о своей деятельности, то есть содержат информацию о результатах деятельности в соответствии с принципами ответственного ведения бизнеса, позитивно влияет не только на деловую репутацию индивидуального предпринимателя и юридических лиц, на экономических климат и улучшает имидж бизнес-сообщества в целом. Это немаловажно для понимания сути социальной ответственности и реального вклада предпринимательства в социально-экономическое развитие страны.
Таким образом, формирование системы социальной ответственности предпринимателей позволит развить благоприятные условия для социального климата граждан России.
Список литературы /References
1. Васильева О.Н. Об общих положениях правового аспекта социальной ответственности предпринимателей // Материалы II Международного научного конгресса «Предпринимательство и бизнес: инновационный путь развития» (25 -26 июня 2014 года). Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кафедра «Экономика организации». М.: изд. ФУ, 2014. 396 с.
2. ГлебоваИ.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. Казань: Казанский государственный университет, 2015. 112 с.
3. Камнева Е.В., Анненкова Н.В. Личная социальная ответственность и ее правовое регулирование // Акмеология, 2014. № S 1-2. С. 95-96.
4. Социальная хартия российского бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.roscomsys.ru/data/content/content_files/socialnaja_khartija_rossijjskogo_bi
znesa.pdf/ (дата обращения: 06.12.2017).