Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
о
http://saf.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Издатель
ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Студенческий научный электронный журнал
StudArctic Forum
http://saf.petrsu.ru
XX / 2019
Главный редактор
В. С. Сюнёв
Редакционный совет
С.Б.Васильев Г. Н.Колесников А. Н. Петров
Редакционная коллегия
М. И.Зайцева А. Ю. Борисов Т. А. Гаврилов А. Ф. Кривоноженко
Е. И. Соколова Л. А. Девятникова Ю. В. Никонова Е. О. Графова А. А. Кузьменков
Р. В. Воронов М. И. Раковская
Редакция
А. Г. Марахтанов А. А. Малышев Р. А. Мацуев
ISSN 2500-140Х
Адрес редакции
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33.
Е-mail:saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru
© ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет», 2012
Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum
ПЕТРОЭАЕ
http://saf.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Образование и педагогические науки
Критерии гуманитарной образованности студентов технических специальностей
творческие способности способности к саморазвитию самообразованию студентов.
Основной текст
Подъем интереса к вопросам гуманитарной образованности студентов технических специальностей обозначился в учебной деятельности, связанной с естествознанием и техникой. Перестраивается ритм жизни, трансформируются отношения между людьми, увеличивается поток информации, наша жизнь наполняется искусственным интеллектом, созданиями новых технологий, а кризис в сфере экологии и социализации человека стремится к непредсказуемому результату. Опыт прошлого не отвечает запросам настоящего. Образование, которое передает накопленные обществом знания, меняется инерционно, не успевая за временем. Гуманитарная образованность получила развитие в силу провозглашения «отношения к человеку как высшей ценности бытия» [1]. В результате развития производственных технологий ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающий организацию знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. В направлении гуманитарной образованности происходит последовательная смена систем учебной
ХУДЯКОВА Светлана Викторовна
магистратура, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17,), svetlana.teh@gmail.com
Ключевые слова:
гуманитарная образованность математические методы исследования коммуникативные и
Аннотация: В статье представлены составляющие гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности, диагностический инструментарий, база исследования, этапы эксперимента и его результаты.
деятельности: от технократической через личностно-ориентированную к гуманитарной. Необходимо изменить направление вектора технической образованности в соответствии с требованиями времени.
Цель исследования выявить особенности гуманитарной образованности студентов технических специальностей и на этой основе разработать методические рекомендации по ее развитию в учебной деятельности.
Цель определяет задачи исследования:
• изучить теоретические основы и выявить сущность гуманитарной образованности студентов;
• выявить и охарактеризовать особенности условий необходимости развития гуманитарной образованности студентов в учебной деятельности;
• разработать методические рекомендации по развитию гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности;
• в опытно-экспериментальной работе применить методические рекомендации, проанализировать степень развития гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности.
С учетом исследовательских задач использовались следующие методы: это анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, образовательного и профессионального стандарта; диагностика коммуникативных и организаторских способностей, оценка способности к саморазвитию, самообразованию, самооценка уровня творческих способностей, оценка эффективности учебной деятельности, эксперимент, количественные и качественные методы обработки данных, анализ результатов исследования.
Генеральной совокупностью эксперимента представлены студенты профессионального учреждения ГБПОУ АО «Архангельский техникум строительства и экономики». Для корректного исследования была принята выборка из двух групп С-33 и С-42. Это студенты одного курса. Выборка соответствует генеральной совокупности обучающихся и отражает наблюдаемые в ней явления, их изменчивость, т. е. является репрезентативной. Объем выборки составил 17 человек контрольной группы С-33 и 23 человека экспериментальной группы С-42. Малый объем выборки предполагает увеличение уровня значимости (не менее 1 %), т. к. низкий уровень значимости может сказаться на достоверности полученных результатов.
Методы педагогического анализа и обобщения экспериментальных данных, поиска, сбора, хранения, обработки информации проводились с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Сбор данных диагностики коммуникативных и творческих способностей, оценки способности к саморазвитию, самообразованию производился в программе TestTurn.
Развитие гуманитарной образованности студентов технических специальностей в учебной деятельности происходит эффективнее с применением методических
рекомендаций. Таким образом, результаты итогового среза показали, что группы, участвовавшие в педагогическом эксперименте, имеют существенные различия в распределении по уровням сформированности коммуникативных, творческих, способностей к саморазвитию, самообразованию студентов двух групп. Значительные изменения были выявлены по всем параметрам по сравнению с нулевым срезом между контрольной и экспериментальной группами.
Был осуществлен анализ выявленных в результате педагогического эксперимента различий между группами по уровням личностных качеств и показателям эффективности учебного процесса, сравнение их с показателями констатирующего педагогического эксперимента.
Зафиксированные в эксперименте изменения не случайны и значимы на 1% уровне, согласно парного критерия Т - Вилкоксона. Использование методических рекомендаций способствует развитию коммуникативных и творческих способностей, способностей к саморазвитию, самообразованию в экспериментальной группе в значительно большей степени, чем в контрольной.
В результате педагогического эксперимента:
1 Констатирующий этап эксперимента выявил низкий уровень сформированности коммуникативных, способностей к саморазвитию, самообразованию и достаточно высокий уровень сформированности творческих способностей. Успеваемость в контрольной группе хорошая с высоким качественным показателем и удовлетворительная - в экспериментальной группе с низким качественным показателем.
2 Формирующий этап эксперимента потребовал разработки и внедрения в учебную деятельность методических рекомендаций развития гуманитарной образованности студентов технических специальностей, и определения эффективности их применения.
3 Контрольный этап эксперимента подтвердил, что гуманитарная образованность студентов технических специальностей успешно формируется при использовании методических рекомендаций в учебной деятельности по существующим рабочим программам. Контрольная и экспериментальная группы значительно повысили личностные уровни коммуникативных, способностей к саморазвитию, самообразованию, причем экспериментальная в большей степени. На небольшое повышение уровня сформированности творческих способностей в экспериментальной группе повлиял его высокий уровень на начальном этапе эксперимента, а в контрольной - он остался на том же уровне при p < 0,01. Количественный показатель успеваемости в контрольной группе повысился на 3 % больше, чем в экспериментальной. Средний уровень успеваемости в контрольной группе остался на том же уровне при p < 0,01, а в экспериментальной существенно вырос за счет увеличения качественного показателя успеваемости. Из всех уровней и показателей
развитие гуманитарной образованности наиболее повлияло на качественный показатель успеваемости в экспериментальной группе.
Список литературы
1. Алмазова, Н. И. Гуманитаризация высшего технического образования: от теории к практике [Текст] / Н. И. Алмазова, А. В. Рубцова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - № 4 (232). - С. 128-136
Humanitarian education criteria students of technical
creative abilities ability to self-development self-education of students.
Bibliography
1. Almazova, N.I. Humanitarianization of higher technical education: from theory to practice [Text] / N.I. Almazova, A.V. Rubtsova // Scientific and Technical Journal of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences. - 2015. - No. 4 (232). - S. 128-136
Education and teaching science
specialties
KHUDIAKOVA Svetlana Viktorovna
Magistracy, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, emb. Northern Dvina, 17,), svetlana.teh@gmail.com
Ключевые слова:
humanitarian education mathematical research methods communicative
Аннотация: The article is dealing with the components of the humanitarian education of students of technical specialties in educational activities, diagnostic tools, the research base, its stages and results.