2015, том 17 [3]
КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
К.В. Сударенко, Э.И. Хакимова
Российский университет дружбы народов Кафедра управления и экономики фармации, г. Москва
Аптечная организация (АО), выполняя социальную функцию по оказанию фармацевтической помощи населению, должна поддерживать рентабельность собственного предприятия, которая в значительной степени зависит от рациональности ассортиментного портфеля, имеющего общие критерии и закономерности формирования. Выявить которые возможно с помощью сравнительного анализа структуры ассортимента нескольких АО с использованием метода АВС-анализа. В настоящей работе представлена методика и основные результаты предложенного анализа, которые необходимо учитывать аптечной организации при формировании ассортимента.
Ключевые слова: АВС-анализ, ассортимент, безрецептурные лекарственные препараты, валовый доход, объем продаж.
Целью настоящего исследования стало выявление критериев и закономерностей формирования ассортимента АО на примере безрецептурных лекарственных препаратов (БЛП), взятых за основу как стратегический сегмент ассортиментного портфеля, который обеспечивает по различным данным 50% всех продаж АО [1].
Исследование проводилось по следующей методике: 1) АВС-анализ ассортимента БЛП по количеству проданных упаковок; 2) АВС-анализ ассортимента БЛП по объему продаж (руб.); 3) АВС-анализ ассортимента БЛП по валовому доходу (руб.). Результаты анализа продаж БЛП (в натуральных показателях и денежном выражении) использовались для определения критерия «генератор потока», а результаты изучения распределения БЛП по валовому доходу — для «генератора прибыли» [2].
Для нашего исследования были использованы следующие границы определения стратегических групп ассортимента: Группа А — около 50% (продаж, валового дохода), условно мы их назвали «генераторы потока» и «генераторы прибыли» 1 ряда; Группа В — около 30% (продаж, валового дохода), обозначенная как «генераторы потока» и «генераторы прибыли» 2 ряда; Группа С — около 20% (продаж, валового дохода).
По данной методике нами был проведен сравнительный анализ институциональных показателей трех аптечных организаций г. Москвы за календарный год. Ассортимент исследуемых аптек насчитывал от 4394 до 9084 позиций, которые представлены лекарственными препаратами (ЛП), БАДами, лечебной косметикой и другими ассортиментными группами.
В результате первого варианта АВС-анализа было установлено, что во всех аптечных организациях 50,0% продаж в натуральном выражении дают от 3,54% до 5,33% (70—78 ед.) позиций безрецептурных препаратов, следующие 30,0% продаж обеспечивают 12,91—17,55% наименований (234—255 ед.). В то же время 80% продаж аптек в упаковках БЛП обеспечивают 22,88%, 19,07% и 16,45% позиций ассортимента соответственно. Таким образом, соотношение ассортимента первого и второго ряда находится в соотношении 73 ± 3 к 262 ± 10 или 1 : 3,6. Соотношение по всем группам А : В : С оказалось следующим 1 : 3,5 : 19,5, а АВ : С — 1 : 4.
Анализ по наименованиям ЛП Группы А показал, что во всех аптеках высоким спросом пользуются практически одни и те же лекарственные препараты, причем, существующие на фармацев-
—-----------------------------—
~ 48 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [3]
тическом рынке не одно десятилетие: Активированный уголь, Анальгин и др. Оказалось, что ассортимент группы А в исследуемых аптеках совпадает приблизительно на 74%.
Аналогичным образом был проведен анализ по всем предложенным показателям, в результате чего выявлены критерии: «генератор потока» — Группа А, обеспечивающая 50% объема продаж в денежном выражении (от 8,21% до 9,08% позиций), «генераторы прибыли» — Группа А
(от 8,35% до 9,75% позиций), приносящая 50,0%
валового дохода. Определены закономерности соотношения стратегических групп и ассортиментных позиций, позволившие установить устойчивые потребительские предпочтения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лоскутова Е.Е., Сударенко К.В. Трансформация потребительских предпочтений на рынке ОТС-препа-ратов // Ремедиум. 2012. № 4. С. 48—50.
2. Сысоева С., Бузукова Е. Категорийный менеджмент. СПб.: Питер, 2008. 31 с.
CRITERIA FOR MAKING EFFICIENT ASSORTMENT OF A PHARMACY ORGANIZATION
K. V. Sudarenko, E.I. Khakimova
Peoples ’ Friendship University of Russia
The Department of management and economics ofpharmacy, Moscow
Pharmacy organization (PhO) while caring on its social function of providing pharmaceutical assistance to the population should maintain profitability of the enterprise, which considerably depends on efficiency of the portfolio assortment that is subject to certain common criteria and regularities. Those are educible by comparative analysis of assortment structure of several PhOs with a use of ABC analysis. Present work describes technique and basic results of the analysis given to be considered by pharmacy organization when building its assortment.
Key words: ABC analysis, assortment, over-the-counter pharmaceuticals, gross revenue, sales volume.
REFERENCES
1. Loskutova E.E., Sudarenko K.V. Transformatsiya potrebitel'skikh predpochtenii na rynke OTS-preparatov. Remedium, 2012, no. 4, pp. 48—50.
2. Sysoeva S., Buzukova E. Kategoriinyi menedzh-ment. St.Petersburg: Piter, 2008. 31 p.