Научная статья на тему 'Критерии экономической эффективности современных организаций транспортной сферы'

Критерии экономической эффективности современных организаций транспортной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
транспорт / результативность / транспортные услуги / рентабельность / качество транспортных услуг / transport / efficiency / transport services / profitability / quality of transport services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панько Юлия Владимировна

Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью предприятия транспортной сферы для развития экономики любого уровня. Целью статьи является изучение сущности экономической эффективности в современных условиях и теоретическое обоснование критериев эффективности организаций транспортной сферы. Для достижения поставленной цели были поставлены задачи: систематизировать основные подходы к определению эффективности предприятий транспортной сферы; определить критерии для расчета эффективности современных транспортных организаций. В статье использовались методы системного подхода; структурно-логического и семантического анализа при обосновании категорийного базиса экономической эффективности современных организаций транспортной сферы. В статье обосновано, что эффективность деятельности организаций транспортной сферы в современных условиях зависит от результативности, устойчивости и развития взаимоотношений производителей и потребителей транспортных услуг, причем немаловажное значение имеет качество оказываемых услуг. Предложена систематизация основных подходов к сущности экономической эффективности предприятий транспортной сферы в зависимости от критериев оценки, определены преимущества и недостатки каждого из подходов. На основании проведенного анализа предложены группы критериев экономической эффективности. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования предложенных критериев экономической эффективности для комплексной оценки деятельности современных транспортных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панько Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of economic efficiency of modern organizations of transport sphere

The relevance of the article is due to the high importance of a transport enterprise for the development of an economy of any level. The purpose of the article is to study the essence of economic efficiency in modern conditions and the theoretical substantiation of the criteria for the effectiveness of organizations in the transport sector. To achieve this goal, the following tasks were set: to systematize the main approaches to determining the efficiency of transport enterprises; define criteria for calculating the efficiency of modern transport organizations. The article used the methods of a systematic approach; structural-logical and semantic analysis when substantiating the categorical basis of the economic efficiency of modern organizations in the transport sector. The article substantiates that the efficiency of activities of organizations in the transport sector in modern conditions depends on the effectiveness, sustainability and development of relationships between producers and consumers of transport services, and the quality of the services provided is of no small importance. The systematization of the main approaches to the essence of the economic efficiency of transport enterprises, depending on the evaluation criteria, is proposed, the advantages and disadvantages of each of the approaches are identified. Based on the analysis, groups of criteria for economic efficiency are proposed. The practical significance of the results obtained lies in the possibility of using the proposed criteria of economic efficiency for a comprehensive assessment of the activities of modern transport organizations.

Текст научной работы на тему «Критерии экономической эффективности современных организаций транспортной сферы»

Критерии экономической эффективности

V V |

современных организаций транспортной сферы

Панько Юлия Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «экономическая теория и менеджмент», российский университет транспорта, panko_roat_dot@bk.ru

Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью предприятия транспортной сферы для развития экономики любого уровня. Целью статьи является изучение сущности экономической эффективности в современных условиях и теоретическое обоснование критериев эффективности организаций транспортной сферы. Для достижения поставленной цели были поставлены задачи: систематизировать основные подходы к определению эффективности предприятий транспортной сферы; определить критерии для расчета эффективности современных транспортных организаций. В статье использовались методы системного подхода; структурно-логического и семантического анализа - при обосновании категорийного базиса экономической эффективности современных организаций транспортной сферы. В статье обосновано, что эффективность деятельности организаций транспортной сферы в современных условиях зависит от результативности, устойчивости и развития взаимоотношений производителей и потребителей транспортных услуг, причем немаловажное значение имеет качество оказываемых услуг. Предложена систематизация основных подходов к сущности экономической эффективности предприятий транспортной сферы в зависимости от критериев оценки, определены преимущества и недостатки каждого из подходов. На основании проведенного анализа предложены группы критериев экономической эффективности. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования предложенных критериев экономической эффективности для комплексной оценки деятельности современных транспортных организаций.

Ключевые слова: транспорт, результативность, транспортные услуги, рентабельность, качество транспортных услуг

о см о см

О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

Транспорт является одной из базовых отраслей национальной экономики, эффективное функционирование которой является необходимым условием для устойчивого функционирования всех отраслей национальной экономики, обеспечения обороноспособности, защиты экономических интересов государства, повышение уровня жизни населения. При организации транспортных перевозок важным является своевременная доставка, сохранения качества, снижение материальных и трудовых затрат, эффективное использование техники.

Управлению транспортными предприятиями и исследования эффективности транспортных услуг посвящено много публикаций, которые определили основную структур транспортного комплекса, выделили ключевые экономические показатели деятельности транспортных предприятий. Однако на сегодняшний день существующие исследования недостаточно обосновали узкие направления методологии эффективности управления транспортным предприятием, качеством и безопасностью транспортных услуг.

Эффективность деятельности транспортной системы России на сегодняшний день зависит от результативности устойчивости и развития взаимоотношений перевозчика и потребителя транспортных услуг. Согласно указанных условий необходимо обосновать систему оценки эффективности и развития транспортного обеспечения отраслей национальной экономики. Изложение основного материала. На сегодняшний день национальная экономика России имеет фрагментарный и узкоспециализированный характер. Основным фактором, влияющим на формирование, объемы и структуру рынка транспортных услуг является деятельность компаний, которые предоставляют российскому бизнесу комплексные логистические услуги [1].

В современных условиях развития рыночной среды весьма важным является внедрение и организация логистических систем, а также оценка их влияния на общую эффективность транспортного обеспечения предприятия, ведь она обеспечивает совокупность необходимого объема транспортных услуг и максимально возможное уменьшение затрат, связанных с выполнением транспортных операций. Данные условия обусловливают необходимость исследования эффективности транспортной системы, нужно оценивать с точки зрения определения величины общих затрат на осуществление транспортных операций, уровня удовлетворенности потребителей, а также способности предприятия быстро реагировать на запросы покупателей. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единый методический подход к оценке эффективности функционирования предприятий транспортной сферы (табл.1).

Основным элементом гармоничного функционирования транспортной системы является достижение экономической эффективности. Поэтому основным элементом в системе оценки эффективности транспортного обеспечения, как и других экономических процессов на

предприятии, является прибыль. Понятие эффективности нельзя характеризовать и подчинять только совокупной труда и совокупном экономическому росту или только микроуровнем производственных отношений, забывая об анализе макроэкономической среды, а также не исследуя влияние всех факторов, имеющихся ресурсов. Эффективность транспортного обеспечения можно разделить по отдельным категориям [2]:

Таблица 1

Основные подходы к определению эффективности предпри-

Подход к определению эффективности преимущества недостатки

Критерии оценки: расходы, удовлетворение потребителей (качество), время, активы Простой в расчете, позволяет системно подходить к анализу проблем и осуществлять сопоставление полученных результатов. Показатели должны применяться только по сравнению с определенными стандартами.

Критерии оценки: экономического эффекта; качество при заданном уровне транспортных издержек; эффективность функционирования транспортного потока логистической цепи. Точность в расчетах, возможность сравнить полученные результаты с нормативными. Показатели отражают прошлые результаты, а не текущие; медленно реагируют на изменения, зависят от бухгалтерских приемов.

Сбалансированная система показателей Определяются преимущества и недостатки системы, возможности использования и уменьшения угроз, ориентированные на стратегические цели, взаимосвязаны и определены по сгруппированными признакам. Есть недостаточно действенны в краткосрочной перспективе, используются только финансовые показатели.

Диаграмма сбалансированных преимуществ Оценка с позиции процессного подхода к управлению логистической деятельностью, использование для расчета доступны для предприятия данные. Требует дальнейшего исследования вопроса оценки транспортных расход разрезе бизнес-процессов.

При определении уровня результативности в процессе оценки эффективности выделяют три общие подходы:

1. под эффектом принимается валовая стоимость созданного за определенный период продукта.

2. эффектом является полученная прибыль.

3. в качестве результата берется сумма прибыли и амортизации.

Для достижения максимальной эффективности предприятия транспортной сферы нужно показать высокие показатели хозяйственной деятельности и сравнивать с теми затратами, в результате использования которых они получены. Основные критерии для расчета эффективности изображены в таблице 2.

Таблица 2

Основные критерии для расчета эффективности предприя-

1. по результатам - экономическая, социальная и экологическая;

2. по месту получения эффекта - локальная, национальная, международная;

3. по степени увеличения - первичная и мультипликационная;

4. по цели определения - абсолютная и сравнительная.

Методология оценки эффективности основывается на трех общепринятых подходах:

1. ресурсный: экономический результат сопоставляется с экономической оценкой ресурсов, которые применяются при производстве;

2. затратный: экономический результат сравнивается с текущими расходами, непосредственно связанные с его достижением;

3. ресурсно-затратный: представляет собой определенный компромисс между двумя предыдущими.

Группа критериев Перечень критериев

I. Обобщающие показатели экономической эффективности уровень удовлетворения потребностей рынка, предоставление одной услуги на единицу затрат ресурсов, затраты на единицу груза / пассажиров, прибыль на единицу общих затрат, рентабельность перевозок.

II. Показатели эффективности при использовании живого труда трудоемкость единицы перевозок, относительное высвобождение работников, темпы роста производительности труда, доля прироста продукции за счет роста производительности труда, коэффициент эффективности использования рабочего времени, экономия фонда оплаты труда, выпуск продукции на 1 руб.

III. Показатели эффективности при использовании основных средств Фондоотдача предприятия, фондоемкость, рентабельность транспортных средств, фондоотдача транспортных средств.

IV. Показатели эффективности при использовании материальных ресурсов материалоемкость перевозок, материалоот-дача, коэффициент использования важнейших видов сырья и материалов, затраты топ-пива и энергии на 1 руб. чистой продукции, экономия материальных затрат

V. Показатели эффективности при использовании финансовых средств коэффициент рентабельности, оборачиваемости активов, уровень высвобождения оборотных средств, удельные капиталовложения, капиталовложения на единицу введенных мощностей, рентабельность инвестиций, срок окупаемости инвестиций

VI. Показатели качества транспортных услуг экономический эффект от улучшения качества продукции, соответствующей лучшим мировым и отечественным образцам

В рамках определения экономической эффективности логистической системы был выделен основной подход, характеризующийся функциональной эффективностью, который количественно выражается как полезный эффект, полученный в результате функционирования транспортной системы за определенный период времени. В статье рассмотрены экономические условия функционирования и развития транспортного обеспечения отраслей России. Исследована система анализа эффективности управления на транспортных предприятиях. Проведенное исследование позволило определить основные подходы к оценке эффективности транспортного обеспечения и логистического сопровождения процесса предоставления транспортных услуг.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м о

о es о es

Литература

1. Зюзя Е.В. Методика оценки эффективности экономического механизма межотраслевых связей // Эпоха науки. 2019. №20. С.385-390.

2. Канунников Е.В. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности транспортных предприятий: комплексный подход // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №4. С.83-88.

3. Мироседи С.А., Архангельская В.Д. Факторы, влияющие на эффективность автотранспортных перевозок пассажиров // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №5-1. С.161-165.

4. Моисеева И.И., Тормышев Д.С. Методические аспекты оценки эффективности деятельности предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2018. №4. С.198-206.

5. Тимошенко Н.В., Радченко М.В. Критерии оценки деловой активности российских организаций // Вестник Академии знаний. 2020. №2 (37). С.479-482.

6. Кукушкина В.В. Тенденции развития стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2007. № 1 (17). С. 109-117.

7. Использование метода межотраслевого баланса для научного обоснования стратегического развития железнодорожной системы России / Ивантер В.В., Узяков М.Н., Широв А.А., Михайлов В.В., Пехтерев Ф.С., Замковой А.А., Шестаков П.А., Попова Е.В., Лещев М.В. Ответственный за выпуск О.В.Павлова. Москва, 2015

8. Безпалов В.В. Особенности механизма реструктуризации системы управления промышленным предприятием // Интеграл. 2012. № 2. С. 104-105

О ш m х

Criteria of economic efficiency of modern organizations of transport sphere

Panko Ju.V.

Russian University of transport

The relevance of the article is due to the high importance of a transport enterprise for the development of an economy of any level. The purpose of the article is to study the essence of economic efficiency in modern conditions and the theoretical substantiation of the criteria for the effectiveness of organizations in the transport sector. To achieve this goal, the following tasks were set: to systematize the main approaches to determining the efficiency of transport enterprises; define criteria for calculating the efficiency of modern transport organizations. The article used the methods of a systematic approach; structural-logical and semantic analysis - when substantiating the categorical basis of the economic efficiency of modern organizations in the transport sector. The article substantiates that the efficiency of activities of organizations in the transport sector in modern conditions depends on the effectiveness, sustainability and development of relationships between producers and consumers of transport services, and the quality of the services provided is of no small importance. The systematization of the main approaches to the essence of the economic efficiency of transport enterprises, depending on the evaluation criteria, is proposed, the advantages and disadvantages of each of the approaches are identified. Based on the analysis, groups of criteria for economic efficiency are proposed. The practical significance of the results obtained lies in the possibility of using the proposed criteria of economic efficiency for a comprehensive assessment of the activities of modern transport organizations.

Keywords: transport, efficiency, transport services, profitability, quality of transport services

Reference

1. Zyuzya E.V. Methodology for assessing the effectiveness of the

economic mechanism of intersectoral relations // Epoch of Science. 2019. No. 20. S. 385-390.

2. Kanunnikov E.V. Improving the methodology for assessing the

competitiveness of transport enterprises: an integrated approach // Problems of Economics and Legal Practice. 2018. No. 4. S.83-88.

3. Mirosedi S.A., Arkhangelskaya V.D. Factors Affecting the Efficiency of Passenger Transportation by Road // Economy and Business: Theory and Practice. 2018. No. 5-1. S.161-165.

4. Moiseeva I.I., Tormyshev D.S. Methodological aspects of assessing the effectiveness of the enterprise // Socio-economic phenomena and processes. 2018. No. 4. Pp. 198-206.

5. Timoshenko N.V., Radchenko M.V. Criteria for assessing the

business activity of Russian organizations // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 2 (37). S.479-482.

6. Kukushkina V.V. Trends in the development of strategic management in Russia // Bulletin of the Russian State Trade and Economic University (RGTEU). 2007. No. 1 (17). S. 109117.

7. The use of the input-output balance method for scientific substantiation of the strategic development of the railway system of Russia / Ivanter VV, Uzyakov MN, Shirov AA, Mikhailov VV, Pekhterev FS, Zamkovoy AA. , Shestakov P.A., Popova E.V., Leshchev M.V. Responsible for the release of O. V. Pavlov. Moscow, 2015

8. Bezpalov V.V. Features of the mechanism for restructuring the

management system of an industrial enterprise // Integral. 2012. No. 2. P. 104-105

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.