Научная статья на тему 'Критерии дидактического руководства по эколого-экономическому воспитанию подростка в семье'

Критерии дидактического руководства по эколого-экономическому воспитанию подростка в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИРОВАНИЕ / DIDACTIC GUIDANCE / EDUCATIONAL PROCESS / MODELLING / ECOLOGICO-ECONOMIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукурзод Тагойбобо, Абдурахимова Бибишамсия

В статье рассматриваются решение воспитательных проблем и объективная оценка его результатов. Упоминается что “эффективность воспитания школьников характеризуется их воспитанностью, и в оценке воспитанности выступают критерии эффективности воспитательного процесса”. В разработке программы данного исследования, в которой моделированию придается значение не только анализирующее, но и прогнозирующее, авторы руководствовались определенными методами. Поскольку проблема касается взаимодействия воспитывающих сил учителя и родителей, то в качестве его показателей избрана степень консолидации воспитателей, а также активность родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of Didactic Guidence on Ecologico-Economic Upbringing of Teenager in the Family

The article dwells on the problems of upbringing and an objective assessment of the former ’s result. The authors mention that “effectiveness of upbringing in regard to schoolchildren is characterized by their being well-bred; as for its assessment, these are the criteria of educational process effectiveness that count”. In the elaboration of the programme included into the given research where not only analysis means much for modelling, but prognostication does either, the authors followed certain methods taken as guidance. In so far as the problem refers to an interaction of educating forces those of teachers and parents a degree of consolidation between tutors; parents ’ activeness being chosen as its indicator.

Текст научной работы на тему «Критерии дидактического руководства по эколого-экономическому воспитанию подростка в семье»

166 ч НОМАИ донишгох )

Т. А. Шукурзод, Б. Абдурахимова

КРИТЕРИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ

Ключевые слова: дидактическое руководство, эколого-экономическое воспитание, воспитательный процесс, моделирование

В научных исследованиях, посвященных решению воспитательных проблем, принципиальное значение приобретает объективная оценка его результатов. Нельзя не согласиться с Н.И. Манаховым в том, что "эффективность воспитания школьников характеризуется их воспитанностью, и критерии оценки воспитанности выступают как критерии эффективности воспитательного процесса" (2).

По мнению ряда исследователей (И.С.Марьенко, Н.И.Монахов и др.) критерий является тем мерилом, эталоном, который выражает высший уровень изучаемого явления и помогает выявить при сравнении с реальными явлениями их соответствие или несоответствие идеальному образцу. В то же время для оценки воспитанности личности, по справедливому замечанию М.И.Монахова, одного критерия недостаточно. Исследователю необходимо иметь ряд довольно разнообразных показателей этого критерия. Иначе говоря, "критерий должен быть достаточно развернутым, расчлененным, то есть включать в себя определенные компоненты, некие единицы измерения, позволяющие "замерять", отражать действительность в сопоставлении с нормой, идеалом -как полное соответствие или как известную долю", часть, некоторый промежуточный уровень" (3).

В разработке программы данного исследования в которой моделированию придается значение не только анализирующее, но

и прогнозирующее, мы руководствовались определенными методами. Поскольку наша проблема касается взаимодействия воспитывающих сил - учителя и родителей, то мы избрали в качестве его показателей степень консолидации воспитателей, а также активность родителей.

Результативность влияния воспитателей на подростков мы решили измерять их познавательной и трудовой активностью, поскольку в поисковом исследовании была установлена нейтральная, а у определенной части негативная позиция учащихся по отношению к экономическим и экологическим знаниям.

Так как конечной целью воспитания определенного в данном исследовании является формирование у подростков экономного и бережного отношения к природе и к производству, то уровень сформированности ответственного отношения стал критерием результативности избранной системы работы учителя с детьми и их родителями.

Результативность предпринятого исследования оценивалась по следующим критериям показателей.

Критерий показателей - воспитательная активность родителей - предполагает:

- осознанное систематическое использование рационального природопользования и хозяйственной деятельности в воспитании подростков, многообразие форм экологического и экономического воспитания в семье, активность в разных видах деятельности школы (контроль за качеством знаний) и создание необходимых условий в семье для развития познавательных интересов ученика к природе и к труду, а также проблема ее охраны, участие в работе эколого-экономических кружков;

- работу школьника на садовом участке, в семейном подряде и фермерских хозяйствах, ЛПХ, озеленении, пропаганде экономических и экологических знаний". Эти показатели рассматриваются также как содержание совместной работы родителей и учителя по эколого-экономическому воспитанию учащихся.

Критерии показателей педагогической активности родителей:

- осознанное систематическое использование экономики рационального природопользования в воспитании подростков;

—168- НОМАИ донишгох )

- многообразие форм эколого-экономического воспитания в семье;

- активность в разных видах деятельности школы;

- пропаганда эколого-экономических знаний и эколого-экономического воспитания;

- обеспечение участия учащихся в работах ЛПХ и в семейной аренде.

Критерии показателей - познавательная активность подростков, которая включает:

- осознание роли основ науки как важного, интересного учебного предмета, стремление углубить и расширить свои знания разными путями; - в специальной и эколого-экономической литературе;

- в опытнической и кружковой работе, в труде в семейных арендных подрядах;

- участие в познавательных и экономических играх.

Критерии познавательной активности подростков:

- осознание предметов естественно-математического цикла как важных, интересных и любимых дисциплин;

- стремление расширить свои эколого-экономические знания разными путями;

- участие в познавательных и экономических играх;

- развитие экономического мышления и рост качества успеваемости.

Критерии-показатели, определяющие позитивное изменение в отношении подростков к производству и к природе. Идеальная модель ответственного отношения к природе и к производству представляет собой тот высший уровень, к которому стремятся воспитатели и воспитуемые.

Высший уровень характеризуется осознанной потребностью в познании природы и основ рыночно-экономических знаний; личной инициативой в получении знаний из равных дополнительных к учебнику источников; материалистическим пониманием природы как единого целого; понимание взаимосвязей в жизни природы, осознанием норм взаимодействия человека с природой, в том числе закона невозобновимости ряда природных ресурсов, закона отсроченности результатов воздействия на природу; любовью к природе, основанной

на хозяйственных чувствах; пониманием природы как общенародного и общечеловеческого достояния, в основе которого лежат ответственность и хозяйственность; активной потребностью в охране и приумножении природных богатств; способностью организовать других на рациональное природопользование.

Уровень выше среднего: обладает основными чертами высшего уровня, но отличается от него отсутствием практической направленности; ученик не проявляет инициативы в природо-пользовательной деятельности, участвует в ней только как добросовестный исполнитель.

Средний уровень: обладает основными чертами предыдущего уровня, но отличается от него неустойчивостью и избирательностью интереса к познанию природы и к участию в природопользовательской деятельности, повышает необходимость охраны природы, но не считает себя лично ответственным за это дело, поэтому в природопользовательной деятельности участвует эпизодически и только как исполнитель.

Низкий уровень: может проявляться активный интерес к познанию природы и к производству, но мотивы его корыстолюбивы, представление "природа - всенародное достояние" искажено и фигурирует в сознании как вседозволенность её потребления, отсутствие хозяйственных качеств, активное потребительское, стяжательское отношение, стремление как можно больше взять, ничего не вкладывая, не заботясь о будущем.

Данные уровни позволяют описать структуру отношения подростков к природе и к производству. Исходя из философского положения о том, что о человеке надо судить не по его словам, а по его делам, были установлены интегральные показатели сформированности у подростков ответственного отношения к природе, к производству, и к людям, которые оценивают в баллах практическую направленность личности в деле рационального природопользования. Таких признаков было избрано шесть:

1) овладевает знаниями об экономике рационального природопользования;

2) бережет продукты питания и изделия из природных материалов;

3) охраняет среду от экономического "ущерба";

4) занимается хозяйственной деятельностью;

5) ведет экологическую и экономическую пропаганду среди сверстников и взрослых;

6) активно защищает природу и участвует в уборке сельскохозяйственных культур.

Критерии показателей характеризуют состояние единства и преемственности деятельности учителя и родителей по следующим этапам:

- Первый этап опытной работы, соответствующий модели массовой практики взаимодействия учителя-предметника с многодетной семьей, характеризуется недостаточно активной позицией учителя как воспитателя детей и родителей. Его учебная деятельность направлена только на передачу научных знаний по предмету, не включает задач всестороннего воспитания на уроке специфическими средствами своей учебной дисциплины. Экологическая и нравственно-экономическая пропаганда среди родителей отсутствует, связь с семьей минимальная, эпизодическая, опосредованная. Семья оказывает на подростка своим личным примером воздействие позитивного, нейтрального или негативного плана.

- Второй этап опытной работы, соответствующий первоначальной гипотезе, характеризуется активной позицией учителя по отношению к экологическому и экономическому воспитанию учащихся и их родителей, включением родителей в целенаправленный воспитательный процесс в семье и школе по привитию подросткам ответственного отношения к природе, выработкой индивидуальных форм воздействия на семью с разумно потребительским отношением к природе и к сельскохозяйственному производству.

- Третий этап опытной работы, который соотносится с развитой гипотезой, включал дополнительно к тому, что предполагалось вторым вариантом, организацию экономического и экологического воспитания подростков в школе и многодетной семье, исходя из тезиса, что экономическое и экологическое воспитание есть, с одной стороны, неотъемлемая часть всестороннего развития

личности, а с другой стороны, может быть рассмотрено как важный показатель этого развития, как критерий общей воспитанности подростка. То есть, имеется ввиду, что создаются такие педагогические условия, при которых взаимодействие учителя-предметника с многодетными семьями поднимается от узкоспециальной линии воспитания (в данном случае экологической) до более высокого общепедагогического уровня целенаправленного воспитания личности подростка. При этом специальное воспитание и общее взаимно обогащают одно другое, выступая и как цель, и как средство, и как результат разумно организованной педагогической деятельности взрослых.

Критерии-показатели педагогической активности родителей в экологической и экономической игре:

1)одобряют игру, но не участвуют в ней;

2)одобряют игру и одновременно в неё включаются;

3 Систематически помогают советами;

4)систематически сами собирают материал;

5)проявляют большую личную заинтересованность;

6)берут на себя функцию руководителя;

7)участвуют в итоговых мероприятиях по игре в школе;

8)по собственной инициативе организуют в школе и семье новую акцию.

Анализ творческих работ, сочинений, рефератов, дневников наблюдений, рисунков, диаграмм, плакатов об экономике природопользования, поделок из природного материала и т.п. помог выявить у подростков интерес к изучению природы и к экономике, рациональное отношение к окружающей действительности и к сельскохозяйственному производству. Реальные поступки в природопользовательной работе явились важным показателем экономической и экологической воспитанности учащихся.

Анализ литературы, а также данных поискового эксперимента привел нас к выводу о том, что для определения эффективности в эколого-экономическом воспитании подростков предлагаемые критерии являются дидактическим руководством по эколого-экономическому воспитанию подростка в семье.

— 172~С НОМАИ донишгох__)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Макаренко A.C. Воспитание в семье и школе. - Соч.: В 7-ми т. Т4,

2. Монахов Н.И. Проблема критериев эффективности воспитания школьников. - Советская педагогика, 1977. № 2

3. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. - М.: Педагогика, 1981

Критерии дидактического руководства по эколого-экономическому воспитанию подростка в семье

Т. А. Шукурзод, Б. Абдурахимова

Ключевые слова: дидактическое руководство, эколого-экономическое воспитание, воспитательный процесс, моделирование

В статье рассматриваются решенне воспитательных проблем н объективная оценка его результатов.

Упоминается что "эффективность воспитания школьников характеризуется их воспитанностью, и в оценке воспитанности выступают критерии эффективности воспитательного процесса ".

В разработке программы данного исследования, в которого моделированию придается значение не только анализирующее, но и прогнозирующее, авторы руководствовались определенными методами. Поскольку проблема касается взаимодействия воспитывающих сил - учителя и родителей, то в качестве его показателеft избрана степень консолидации воспитателей, а также активность родителей.

Criteria of Didactic Guiclence on Ecologico-Economic Upbringing of Teenager in the Family

T.A. Shukurzod, B. Abdurakhimova

Key words: didactic guidance, ecologico-economic upbringing, educational process, modelling

The article dwells on the problems of upbringing and an objective assessment of the former s result. The authors mention that "effectiveness of upbringing in regard to schoolchildren is characterized by their being well-bred; as for its assessment, these are the criteria of educational, process effectiveness that count". In the elaboration of the programme included into the given research where not only analysis means much for modelling, but prognostication does either the authors followed certain methods taken as guidance. In so far as the problem refers to an interaction of educating forces - those of teachers and parents - a degree of consolidation between tutors; parents ' activeness being chosen as its indicator

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.