Научная статья на тему 'Критерии аудита эффективности расходов организации среднего профессионального образования и механизм применения их показателей'

Критерии аудита эффективности расходов организации среднего профессионального образования и механизм применения их показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1218
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ / BUDGETARY ORGANIZATIONS / STATE AUDIT / ORGANIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION / CRITERIA FOR EFFECTIVENESS AUDIT COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарец Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются показатели критериев аудита эффективности расходования государственных средств организаций с учетом специфики сферы их функционирования среднего профессионального образования (СПО). В условиях финансово-экономического кризиса роль государственного аудита в системе управления бюджетными организациями усиливается в направлении эффективности использования бюджетных ресурсов, полученных организациями из разного рода источников. В статье определены показатели критериев аудита эффективности расходования государственных средств организаций, функционирующих в сфере СПО, обоснован и детализирован механизм их применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Criteria for Secondary Vocational Education Expenses Audit Effectiveness and Their Use

The article discusses the criteria for performance audit of public funds in secondary vocational education organizations. In the financial and economic crisis conditions the role of public audit in the control system of budgetary organizations is enhanced, the efficiency of usage of budgetary resources received by organizations from various sources is of growing importance. The article identifies performance criteria for public funds allocation effectiveness audit in organizations operating in the field of open source software, and examines their application in detail.

Текст научной работы на тему «Критерии аудита эффективности расходов организации среднего профессионального образования и механизм применения их показателей»

Самарец Т.В.

Критерии аудита эффективности расходов организации среднего профессионального образования и механизм применения их показателей

Самарец Татьяна Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, факультет бизнеса и экономики, Астраханский государственный университет, Астрахань, РФ. E-mail: samarez [email protected] SPIN-код: 3648-3200

Аннотация

В статье рассматриваются показатели критериев аудита эффективности расходования государственных средств организаций с учетом специфики сферы их функционирования — среднего профессионального образования (СПО). В условиях финансово-экономического кризиса роль государственного аудита в системе управления бюджетными организациями усиливается в направлении эффективности использования бюджетных ресурсов, полученных организациями из разного рода источников. В статье определены показатели критериев аудита эффективности расходования государственных средств организаций, функционирующих в сфере СПО, обоснован и детализирован механизм их применения.

Ключевые слова:

Бюджетные организации, государственный аудит, организации среднего профессионального образования, критерии аудита эффективности расходов.

Система управления организацией может быть оптимально эффективной, если в ней предусмотрен надежный механизм контроля над ее деятельностью. В коммерческих организациях указанный контроль осуществляется в интересах частного собственника. В бюджетных учреждениях и организациях контроль строится на базе государственных интересов, важнейший из которых — использование бюджетных ресурсов на выполнение государственного задания с предельной эффективностью1. Контроль как механизм управления бюджетной организацией преследует цель — выявлять возможные отклонения от установленных заданий, причины этих отклонений и построение механизмов их предотвращения. Надежность учетной информации организации может быть признана в основном удовлетворительной после ее проверки внешним контролером2. Среди имеющихся у государства инструментов контроля важное место занимает государственный аудит.

Аудитом (от латинского «audio» — слушаю) всегда считался процесс независимой проверки законности и целесообразности финансово-хозяйственной

1 Губанова Е.Е. Эффективность бюджетных расходов // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 169-171. URL: www.moluch.ru/conf/econ/archive/57/3099/ (02.04.2015).

2 Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны. Серия «Экономика и право». 2013. №№ 3-4. URL: http://www.nauteh-iournal.ru/index.php/ru/---ep 13-03/818-a (01.02.2015).

деятельности экономического субъекта. В сферах, финансируемых из бюджета государства, аудит расширяет свои рамки — от процесса решения задач проверки законности и целевого расходования бюджетных средств до процесса оценки результатов их использования. С помощью аудиторских инструментов появляется возможность «диагностировать» возможные финансовые нарушения, отклонения от государственных нормативов, существенные ошибки и проблемы в освоении выделяемого бюджетного финансирования или в направлении доходов, полученных от предпринимательской деятельности3.

Одним из главных направлений бюджетной политики государства является эффективность расходования государственных средств4. В условиях реализации антикризисных мер организациям необходимо оптимально расходовать средства как в рамках выделяемого финансирования, так и в пределах доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности5.

Целью настоящего исследования стало определение критериев аудита эффективности расходования государственных средств организаций с учетом специфики сферы их функционирования; в качестве примера мы взяли среднее профессиональное образование (СПО). Задачи исследования — выявить существующие критерии; дополнить этот перечень; обосновать и детализировать механизм их применения.

Вопросы аудита эффективности государственных расходов рассматриваются в трудах М.В. Мельник, где раскрываются правовое обеспечение, особенности проведения контрольных мероприятий при аудите автономных, бюджетных, казенных учреждений, а также опыт Международной организации высших органов финансового контроля (International Organisation of Supreme Audit Institutions, INTOSAI). Принципам организации и методике проведения аудита эффективности использования государственных ресурсов посвящены работы О.О. Колчеевой. Публикации таких авторов, как Е.В. Дроботова, Б.А. Шогенов, Ш.Э. Амирханов, М.Ю. Иванов, содержат алгоритмы решения проблем аудита эффективности бюджетных средств, применения механизма внутреннего контроля в системе государственного финансового контроля.

3 Романова Д.А. Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 544-546. URL: http://www.moluch.ru/archive/61/9196/ (24.03.2015).

4 Тоичко Н.Ю. Государственный финансовый контроль в России: проблема совершенствования // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2014/431/632 (12.02.2015).

5 Самарец Т.В., Самсонова О.В., Рудык Л.Ю., Войнова Ю.С. Государственный аудит результативности финансирования в учреждениях здравоохранении на основе механизма расчета коэффициента сложности курации пациентов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014: № 4. С. 72-76.

Указанные научные разработки затрагивают концептуальные подходы и методы организации системы контроля. Однако в настоящем исследовании внимание сконцентрировано на детализации отдельных критериев аудита эффективности применительно к организациям СПО.

Бюджетные организации, в том числе организации среднего профессионального образования, могут расходовать средства, выделяемые из государственного бюджета, только по целевому назначению, которое указано в реестрах расходов6. Это предусмотрено ст. 28 Бюджетного кодекса РФ «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств», поэтому правильное формирование сметы доходов и расходов — важный элемент в оценке эффективности использования бюджетных средств7. Контроль же за ее исполнением обеспечивает целевое использование бюджетных средств и планируемый эффект от их использования .

Именно аудит эффективности использования государственных средств становится для бюджетных организаций необходимым элементом в управлении бюджетными ресурсами. Основной его целью является подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности по исполнению сметы доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности и бюджетным средствам, а также оценка эффективности использования ресурсов9. Критерии оценки, их сочетание, соотношение количественных и качественных, относительных и динамических значений при аудите эффективности могут быть различными в зависимости от целей и специфики проверяемой сферы10. Содержание критериев зависит от предмета проверки и конкретных вопросов эффективности использования государственных ресурсов. На Рисунке 1 представлены общие критерии и их характеристики.

В процессе проведения аудита используются положения стандартов INTOSAI — «Методических указаний по аудиту эффективности» (General Auditing Guidelines on

6 МельникМ.В., Антипова Т.В. Особенности аудита эффективности государственных (муниципальных) учреждений // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 6. С. 11.

7 Калуцкая Н.А. Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 344-348. URL: www.moluch.ru/archive/53/7101/ (02.04.2015).

8 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Российская газета. 12.08.1998. URL: http://www.rg.ru/2008/05/20/budgetny-kodeks-dok.html (19.10.2015).

9 Даниленко Н.И. Методика проведения внешнего аудита бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. № 4. URL: http://www.lawmix.ru/bux/14567 (08.02.2015).

10 Колчеева О. Организация и методика проведения аудита эффективности использования государственных ресурсов: автореф. дис... канд. эконом. наук. М., 2011.

Performance Audit, ISSAI 3000-3999)п. В них аудит эффективности определяется как проверка соответствия критериям экономичности, продуктивности и результативности использования ресурсов при выполнении той или иной организацией своих задач и обязательств.

Общие критерии эффективности государственного финансового контроля

результативность продуктивность экономичность

1. Результаты по достижению установленных целей и выполнению поставленных задач: - объем средств, использованных с нарушениями з аконо д ате льства; - объем неэффективно использованных средств, - объем средств, использованных не по целевому назначению, - количество подготовленных представлений и предписаний. 2. Сравнение достигнутых результатов с законодательно утвержденными. 1. Результаты производственной деятельности: - количество исполненных представлений и предписаний; - объем средств, возвращенных в федеральный бюджет; - объем средств, возвращенных на бюджетные счета организаций. 1. Организация управленческой деятельности,ее соответствие основным принципам, методам и практике: - объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля; - объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготовку материалов для проверяющих.

Рисунок 1. Критерии оценки эффективности государственного финансового контроля12

Экономичность трактуется как минимизация расходов на ту или иную цель при обеспечении требуемого качества работы. Продуктивность рассматривается по схеме «вход — выход» — как соотношение результатов деятельности организации и использованными на их производство ресурсами. Результативность характеризуется уровнем выполнения организацией поставленных задач в виде соотношения между запланированными и фактическими результатами ее деятельности.

Рассмотрим опыт проведения аудита эффективности государственных расходов системы общего образования. Счетная палата РФ в апреле 2012 года использовала 38 критериев оценки, содержащих в общей сложности 81 показатель (выборочно представлены в Таблице 1).

11 МельникМ.В. Международные стандарты ISSAI И INTOSAI GOV: структура, содержание и практика применения высшими органами финансового контроля // Бухгалтерский учет, аудит и статистика. 2012. № 6. С. 135-144.

12 Там же.

Таблица 1. Оценка критериев контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в т. ч. расположенных в сельской местности» (фрагмент)13

Критерии (подкритерии) оценки эффективности Фактические данные, полученные по результатам аудита эффективности, соответствуют критерию (подкритерию)

да не в полной мере нет

Нормативно-правовая база содержит четко сформулированные цели, задачи, направления деятельности в сфере общего образования +

Разработан и утвержден перечень мероприятий, обеспечивающих решение задач, поставленных в области общего образования +

Организация деятельности общеобразовательных учреждений, включая вопросы их финансового обеспечения, обеспечения трудовыми и материальными ресурсами, доступности и качества образования, регламентирована нормативными и методическими документами +

Создание казенных, бюджетных и автономных учреждений в соответствии с Ф3-83 от 08.05.2010 обеспечено нормативными правовыми актами и методическими документами +

Законами субъектов РФ установлен порядок финансирования малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений по нормативам независимо от количества обучающихся +

Установленные нормативы обеспечивают реализацию основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях, в том числе расположенных в сельской местности. В части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды +

Финансовое обеспечение общеобразовательных учреждений осуществляется в достаточных объемах и не требует привлечения средств семей учеников +

Учет, в том числе статистический и ведомственный, дает полную и достоверную информацию об общем количестве общеобразовательных учреждений и численности обучающихся +

Среднее учебное заведение финансируется за счет: средств бюджетов разного уровня, взносов учредителей, средств от платных образовательных услуг, иной приносящей доход деятельности и других средств в соответствии с законодательством РФ14. Причем привлечение сузом дополнительных средств не

13 Аудит эффективности: опыт проведения // Финансовый справочник бюджетной организации. 2013. № 1. http://www.gosfinansY.ru/publication2/9223/83341/index.php (19.10.2015).

14 Кошелева Ю.А. Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность? // Бюджетный учет в вопросах и ответах. 2012. № 8. URL: http://www. audit-it. ru/articles/account/otrasl/a100/486617.html (08.02.2015).

понижает размеры бюджетного финансирования15. Оно осуществляется за счет

определенного бюджета (как правило, местного) с учетом установленного

государственного задания и нормативов финансирования, определенных в расчете на

одного студента и предусмотренных для конкретного образовательного учреждения

(ОУ). Это утверждено в «Типовом положении об образовательном учреждении

среднего профессионального образования»16.

Важным источником развития материально-технического обеспечения

учреждений СПО являются внебюджетные средства, получаемые от образовательной,

производственной, консалтинговой деятельности и реинвестируемые в «-» 17

образовательный процесс . Это позволяет осуществлять поддержку основных фондов учебных заведений, переоснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, развивать спортивно-оздоровительную базу.

В настоящее время финансово-хозяйственная деятельность организаций среднего профессионального образования регулируется гражданским и бюджетным законодательством18. Схему финансирования организаций устанавливает Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 года № 145-ФЗ19. В смете должны быть отражены все доходы из бюджета, государственных внебюджетных фондов, от оказания платных услуг, от использования государственной собственности, закрепленной за учреждением

(например, сдача имущества в аренду), а также расходы, исходя из показателей

20

утвержденного бюджета и на установленные цели (ст. 161 БК РФ) .

Эффективность расходов предлагается анализировать и оценивать по следующим четырем показателям аудита эффективности.

1. Проверка законности, целесообразности расходов по данным проведенных тендеров на государственные закупки согласно финансово-хозяйственному плану

15 Попова А.Д. Содержание элементов системы внутреннего контроля доходов и расходов в бюджетном образовательном учреждении // Управление экономическими системами. Электронный журнал. 2014. № 7. URL: http://uecs.ru/uecs67-672014/item/2999-2014-07-31-07-58-19 (10.03.2015).

16 Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543) // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/193595. (10.02.2015).

17 Дроботова Е. В. Аудит эффективности бюджетных средств // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 390-392. URL: www.moluch.ru/archive/78/13566/ (02.04.2015).

18 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н г. Москва «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» // Российская газета. 19.10.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/10/19/gos-sayt-dok.html (09.02.2015).

19 Евлашева Н., Самарец Т.В. Комплексный подход к проблеме финансового контроля в регионе // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики. Материалы V Междунар. науч. конф. (г. Астрахань, апр. 2014 г.). Астрахань: ИД «Астраханский Университет», 2014. C. 61-64.

20 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. 12.08.1998. URL: http://www.rg.ru/2008/05/20/budgetny-kodeks-dok.html (19.10.2015).

образовательной организации СПО21 на основе информации официальных сайтов «ГосЗатраты» и госзакупок22.

Для аудита и в рамках подготовительного этапа контрольных мероприятий

важен анализ размещенных в интернете данных о проведенных конкурсных работах

23

образовательной организации СПО .

В ходе изучения материалов портала госзакупок (http://www.zakupki.gov.ru) об образовательных организациях СПО был выявлен ряд различных неточностей и несоответствий, подлежащих более подробному рассмотрению при проведении очного этапа аудита эффективности. К ним можно отнести крайне близкие сроки размещения информации, подведения итогов конкурсных мероприятий и оплаты услуги / работы подрядчика. Например, образовательная организация СПО поместила информацию о конкурсе на выполнение работ «Капитальный ремонт "жилой секции" общежития» в следующем порядке:

Таблица 2. Данные для анализа выполнения государственного контракта на выполнение работ «Капитальный ремонт "жилой секции" общежития образовательной организации СПО»

Дата начала подачи заявок 28.11.2014

Дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 05.12.2014

Дата публикации результатов 23.12.2014

Дата заключения контракта 23.12.2014

Дата окончания работ по гос. контракту 25.12.2014

Дата оплаты, согласно платежному поручению 26.12.2014.

Цена контракта 2 760 784,21

Согласно данным, приведенным в таблице, процедуры освоения бюджетных средств по системе государственного контракта вполне последовательны. Однако для государственного аудитора в процессе мониторинга законности и эффективности бюджетных расходов важно назначение анализируемого контракта — на выполнение работ «Капитальный ремонт "жилой секции" общежития образовательной организации СПО». В этом случае сроки заключения, выполнения контракта и оплаты работ по нему расположены слишком близко — один календарный день и должны

21 Лапушинская Г.К. Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения // Нормативные документы образовательного учреждения. 2012. № 6. URL: http://www.meno br.ru/materials/34/29448/ (08.02.2015).

22 Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 12.04.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/04/12/goszakupki-dok.html (01.02.2015).

23 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н г. Москва «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта».

вызвать в процессе контрольных мероприятий вполне объективные сомнения. Даже не обладая специальными знаниями в области строительно-ремонтных работ, аудитор обязан проверить факт выполнения капитального ремонта объекта за столь сжатые сроки и соответствие установленному в контракте качеству.

Кроме того, в результате анализа конкурсных материалов выяснилось, что на официальном сайте размещен документ, не имеющий юридической силы, так как в нем отсутствуют печати сторон заказчика и поставщика, подписи ответственных лиц (Рисунок 2).

Рисунок 2. Фрагмент размещения информации о госконтракте образовательной

организации СПО24

Также государственному аудитору следует обратить внимание на документ, подтверждающий исполнение государственного контракта. В частности, товарная накладная не может служить документом, подтверждающим окончание работ (Рисунок 3).

Как известно, таким документом должен быть акт приема-передачи выполненных работ, заверенный подписями приемной комиссии заказчика и представителем подрядчика. В этой связи специалист государственного контроля должен проверить сам факт проведения строительно-ремонтных работ в запланированных объемах, качество работ согласно сметной документации, а также факт приема указанных работ в соответствии с регламентом.

24 Источник: Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

иИЬ: http://www.zakupki.gov.ru (21.10.2015).

D mmzakuplti.gcY.ru ■: p^contracVramraaCard/process- hfo.html ?reeitrN u mber- 0525 Ю00054МОООМ-

MCriHCiHiCJAK, ф Отерыпчпо Фрлн... ф Перш нмиумерч.. - Юршрчкйн ttnp.. tm ¿¿тсринцяя - Пор-

Информацкя о контраете № 0325100005414000014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S RS-S-ni>ßni-h:(C3 на собьет но контракта в

ипубпиковаю ¿3.12,20м 16:14 (MSK (LTTC+1) Москва, стзнчвртное вренй) (по иятнаку времени организации, осуществляй!^ закупку)

Информации о уонтракте

11 чфСрКЭцЗ! О ППаТЗХЗ* И Сб^КТЕ

Информация об исготне«« (рзоврмянин) нсмтракгэ Дс-у-^яты opfernd

Цена контракта 2 760 784.il ¡¡жгтески »jw 2760 784,21

исполнение ко играна

Этап контракта Фактически оплачс-ио Документы, подтверждающие исполнение контакта htefaoHKH ¡штрафы. вапО

* Декабрь 2Я14 2 76« 784,21 1 TOMÜHC? НёКЛ^ЦЩР, нет

Рисунок 3. Фрагмент размещения информации

ч25

об исполнении госконтракта образовательной организации СПО2

2. Непосредственная аудиторская проверка реализации сметы расходов в образовательной организации на основе специально проводимой инвентаризации.

Наличие расходов при приобретении оборудования необходимо проверять на основе актов его приема-передачи объектов, при строительстве и ремонте основных средств — актов приема выполненных ремонтных работ, заверенных подписями членов приемной комиссии. Кроме того, проведение ремонта и внесение суммы затрат в финансово-хозяйственный план должно быть принято на основе актов о техническом состоянии объекта; эти документы также должны быть заверены подписями членов инвентаризационной комиссии.

Методологически проработанная инвентаризация, традиционно применяемая в повседневной работе бухгалтерских служб, является надежным инструментом государственного аудита для выявления фактического направления расходов организации — на создание и укрепление материальной базы.

3. Использование аудиторского опроса потребителей государственных образовательных услуг учреждения — обучающихся и их родителей / попечителей.

Эффективность и целевое назначение расходов образовательной организации можно оценивать по результатам собеседования с потребителями образовательных услуг — обучающимися и их родителями, а также по результатам их анкетирования.

25 Источник: Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. URL: http://www.zakupki.gov.ru (21.10.2015).

Уровень эффективности освоения бюджетных средств оценивается по следующим показателям:

• удовлетворенности родителей и учащихся уровнем и качеством знаний, которые обучающийся получает в образовательной организации СПО по основным предметам;

• уровню учебной нагрузки на обучающегося (в пределах норматива);

• возможности получения профильного обучения с использованием технических средств, учебного оборудования, отвечающего современным требованиям,

• качеству медицинского обслуживания;

• организации питания;

• организации досуга;

• возможности получения дополнительного образования,

• обеспеченности обучающихся учебными пособиями и литературой;

• состоянием материально-технической базы организации.

4. Анализ внутренних нормативных документов образовательного учреждения для определения наличия, степени разработанности и условий освоения государственных ресурсов, полученных в виде доходов от платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности. Под государственными ресурсами, полученными в виде дохода от приносящей доход деятельности организации, понимается та часть государственных средств, которая была получена бюджетной организацией при использовании государственного имущества. Сюда не относятся средства, полученные в объеме бюджетного финансирования деятельности организации СПО.

Расшифровывая алгоритм применения данного контрольного инструмента, проакцентируем свое внимание на том, что нормативное регулирование процесса освоения средств, полученных в виде доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, осуществляется в РФ в соответствии с частью 9 статьи 54, статьи 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)26. Контрольные мероприятия направлены на оценку рациональности и эффективности бюджетных расходов, результативности вложений средств27.

26 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31.12.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (21.10.2015).

27 Федотова Ю.Э. Организация финансового контроля и анализ расходов по содержанию бюджетных учреждений // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск,

При этом образовательная организация самостоятельно, в рамках действующего законодательства разрабатывает механизм направления полученных средств из дополнительных источников финансирования. Такой механизм закрепляется внутренними актами образовательной организации. Чем точнее и детальнее указанный механизм, тем ниже риск нецелевого использования средств. Целевым использованием в этом случае является направление указанных средств на уставные цели организации СПО, а значит — на улучшение образовательного процесса.

Нами были изучены локальные нормативные акты, а именно положения о правилах оказания платных образовательных услуг образовательной организации СПО. Как показал анализ, раздел этих актов — «Порядок получения и расходования средств» — не отражает конкретный механизм распределения средств, полученных в виде доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

В этой связи контрольным мероприятием должна стать выборочная проверка использования государственных ресурсов на основе документов на поступление средств от платных образовательных услуг или иной предпринимательской деятельности, а также организации их раздельного учета от средств, полученных в рамках бюджетного подушевого финансирования. Далее проверяется наличие и содержание документов на принятие решения о направлении указанных доходов на покрытие расходов строго по целевому назначению и в пределах установленных нормативов28.

Таким образом, в целях совершенствования деятельности учреждений СПО необходимо использовать инструменты аудита эффективности через анализ динамики, соответствия планам, целесообразности сметных расходов. Эффективность сметных расходов образовательных организаций СПО нужно, на наш взгляд, анализировать и оценивать по следующим критериям продуктивности (Таблица 3).

Экономическими эффектами применения перечисленных инструментов на практике являются сохранность и использование бюджетных ресурсов строго по

29 -30

целевому назначению , исключение и предупреждение коррупционных явлений в

декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 95-97. URL: www.moluch.ru/conf/econ/archive/12/ 921/ (02.04.2015).

28 Шогенов Б.А., Амирханов Ш.Э. Проблемы развития внутреннего аудита эффективности государственных расходов // Финансы и кредит. 2012. №38. URL: http://www.uecs.ru/uecs-38-382012/item/1018-2012-02-09-10-50-45 (07.02.2015).

29 Кулагина Ю.В., Самарец Т.В. Государственное регулирование бюджетной системы РФ // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики: материалы V Междунар. науч. конф. (город Астрахань, апр. 2014 г.). Астрахань: ИД «Астраханский Университет», 2014. С. 64-68.

30 Котельников В.Ю. Коррупция в сфере размещения бюджетного заказа как угроза экономической безопасности государства // Управление экономическими системами. Электронный журнал. 2012. № 37. URL: http://uecs.ru/ru/ekonomicheskaya-bezopasnost/item/999-2012-01-31-06-10-54 (21.10.2015).

процессе распределения ресурсов, а в совокупности — достижение российской системой среднего профессионального образования своей главной цели — подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями научно-технического прогресса и обеспечение реального сектора экономики высокопрофессиональными кадрами.

Таблица 3. Рекомендуемые критерии оценки эффективности — «продуктивности» использования бюджетных средств ОУ СПО при проведении аудита

эффективности

№ Наименование критерия Объект аудита эффективности Аудиторские инструменты Заключение: + эффективно, - неэффективно

1 Целесообразность расходов Данные проведенных тендеров на госзакупки согласно финансово-хозяйственного плану образовательной организации Анализ данных официальных сайтов «Госзатраты», госзакупок

2 Сте пень реализации (выполнения) смет расходов (по плану финансо во -хозяйственно й деятельности) • Сметы расходов в ОУ СПО • объекты расходов • Визуальный аудиторский контроль • Специально проводимая инвентаризация

3 Уровень качества выполнения государственной услуги, финансируемой из бюджетных средств Мнение потребителей государственных образовательных услуг ОУ - обучающихся и их родителей/попечителей. Использование технологии аудиторского опроса

4. Оценка наличия, степени разработанности и условий для реализации механизма освоения государственных ресурсов, полученных в виде доходов от платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности ОУ СПО Внутренние локальные нормативные документы образовательного учреждения СПО Анализ внутренних локальных актов ОУ СПО

В сфере образования повышение эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации проводится по тем же направлениям, что и повышение эффективности бюджетных расходов в целом, по всем сферам бюджетной деятельности. В России в настоящее время присутствуют элементы как программно-целевой модели, так и контрактной модели повышения эффективности бюджетных расходов на образование, применяемых в зарубежных странах. При этом механизм оценки эффективности бюджетных расходов на образование в России не применяется31.

31 Марков С. Н. Анализ мирового и российского опыта повышения эффективности бюджетных расходов на образование // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 262-265. URL: http://www.moluch.ru/archive/50/6362/ (02.04.2015).

Список литературы:

1. Аудит эффективности: опыт проведения // Финансовый справочник бюджетной организации. 2013. № 1. URL: http://www.gosfinansy.ru/publication2/9223/83341/index.php (19.10.2015).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Российская газета. 12.08.1998. URL: http://www.rg.ru/2008/05/20/budgetny-kodeks-dok.html (19.10.2015).

3. Губанова Е.Е. Эффективность бюджетных расходов // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 169-171. URL: www.moluch.ru/conf/econ/archive/57/3099/ (02.04.2015).

4. Даниленко Н.И. Методика проведения внешнего аудита бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. № 4. URL: http://www.lawmix.ru/bux/14567 (08.02.2015).

5. ДроботоваЕ. В. Аудит эффективности бюджетных средств // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 390-392. URL: www.moluch.ru/archive/78/13566/ (02.04.2015).

6. Евлашева Н., Самарец Т.В. Комплексный подход к проблеме финансового контроля в регионе // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики. Материалы V Междунар. науч. конф. (город Астрахань, апр. 2014 г.). Астрахань: ИД «Астраханский Университет», 2014. C. 61-64.

7. Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2013. №№ 3-4. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/---ep13-03/818-a (01.02.2015).

8. Калуцкая Н.А. Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 344-348. URL: www.moluch. ru/archive/53/7101/ (02.04.2015).

9. Колчеева О. Организация и методика проведения аудита эффективности использования государственных ресурсов: автореф. дис... канд. эконом. наук. М., 2011.

10. Котельников В.Ю. Коррупция в сфере размещения бюджетного заказа как угроза экономической безопасности государства // Управление экономическими системами. 2012. № 37. С. 42-51.

11. Кошелева Ю.А. Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую

доход деятельность? // Бюджетный учет в вопросах и ответах. 2012. № 8. URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/486617.html (08.02.2015).

12. Кулагина Ю.В., Самарец Т.В. Государственное регулирование бюджетной системы РФ // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики: Материалы V Междунар. науч. конф. (город Астрахань, апр. 2014 г.). Астрахань: ИД «Астраханский Университет», 2014. С. 64-68.

13. Лапушинская Г.К. Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения // Нормативные документы образовательного учреждения. 2012. № 6. URL: http://www.menobr.ru/materials/34/29448/ (08.02.2015).

14. Марков С. Н. Анализ мирового и российского опыта повышения эффективности бюджетных расходов на образование // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 262-265. http://www.moluch.ru/archive/50/6362/ (02.04.2015).

15. МельникМ.В. Международные стандарты ISSAI И INTOSAI GOV: структура, содержание и практика применения высшими органами финансового контроля // Бухгалтерский учет, аудит и статистика. 2012. № 6. С. 135-144.

16. Мельник М.В., Антипова Т.В. Особенности аудита эффективности государственных (муниципальных) учреждений // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 6. С. 8-20.

17. Попова А.Д. Содержание элементов системы внутреннего контроля доходов и расходов в бюджетном образовательном учреждении // Управление экономическими системами. Электронный журнал. 2014. № 7. URL: http://uecs.ru/uecs67-672014/item/2999-2014-07-31 -07-58-19 (10.03.2015).

18. Романова Д.А. Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 544-546.

URL: http://www.moluch.ru/archive/61/9196/ (24.03.2015).

19. Самарец Т.В., Самсонова О.В., Рудык Л.Ю., ВойноваЮ.С. Государственный аудит результативности финансирования в учреждениях здравоохранении на основе механизма расчета коэффициента сложности курации пациентов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 4. С. 72-76.

20. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543) // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/193595 (10.02.2015).

21. Тоичко Н.Ю. Государственный финансовый контроль в России: проблема совершенствования // Материалы VI Международной студенческой электронной

научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.r u/2014/431/632 (12.02.2015).

22. Федотова Ю.Э. Организация финансового контроля и анализ расходов по содержанию бюджетных учреждений // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 95-97. URL: www.moluch.ru/conf/econ/archive/12/921/ (02.04.2015).

23. Шогенов Б.А., Амирханов Ш.Э. Проблемы развития внутреннего аудита эффективности государственных расходов // Финансы и кредит. 2012. № 38. URL: http://www.uecs.ru/uecs-38-382012/item/1018-2012-02-09-10-50-45 (07.02.2015).

24. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Российская газета. 12.08.1998. URL: http://www.rg.ru/2008/05/20/budgetny-kodeks-dok.html (19.10.2015).

25. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010. № 81н г. Москва «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» // Российская газета. 06.10.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/10/06/trebovaniya-dok.html (11.02.2015).

26. Приказ Министерства Финансов Российской федерации от 21.07.2011 № 86н г. Москва «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» // Российская газета. 19.10.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/10/19/gos-sayt-dok.html (09.02.2015).

27. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31.12. 2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (21.10.2015).

28. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 12.04.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/04/1 2/goszakupki-dok.html (01.02.2015).

Samarets T. V.

The Criteria for Secondary Vocational Education Expenses Audit Effectiveness and Their Use

Tatiana V. Samarets — Ph.D., Associate Professor, Faculty of Business and Economics, Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation. E-mail: samarez 1 @ gmail. com

Annotation

The article discusses the criteria for performance audit of public funds in secondary vocational education organizations. In the financial and economic crisis conditions the role of public audit in the control system of budgetary organizations is enhanced, the efficiency of usage of budgetary resources received by organizations from various sources is of growing importance. The article identifies performance criteria for public funds allocation effectiveness audit in organizations operating in the field of open source software, and examines their application in detail.

Keywords

Budgetary organizations, state audit, the organization of vocational education, criteria for effectiveness audit costs.

References:

1. Audit effektivnosti: opyt provedeniia. Finansovyi spravochnik biudzhetnoi organizatsii, 2013, 1. URL: http://www.gosfinansy.ru/publication2/9223/83341/index.php (19.10.2015).

2. Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31 iiulia 1998 g. №145-FZ. Rossiiskaia gazeta, 12.08.1998. URL: http://www.rg.ru/2008/05/20/budgetny-kodeks-dok.html (19.10.2015).

3. Gubanova E.E. Effektivnost' biudzhetnykh raskhodov. Ekonomika, upravlenie, finansy: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', dekabr' 2012 g.). Perm': Merkurii, 2012. pp. 169-171. URL: www.moluch.r u/conf/econ/archive/57/3099/ (02.04.2015).

4. Danilenko N.I. Metodika provedeniia vneshnego audita biudzhetnogo uchrezhdeniia. Bukhgalterskii uchet v biudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiiakh, 2010, 4. URL: http://www.lawmix.ru/bux/14567 (08.02.2015).

5. Drobotova E. V. Audit effektivnosti biudzhetnykh sredstv. Molodoi uchenyi, 2014, 19, pp. 390-392. URL: www.moluch.ru/archive/78/13566/ (02.04.2015).

6. Evlasheva N., Samarets T.V. Kompleksnyi podkhod k probleme finansovogo kontrolia v regione. Regional'naia spetsifika i rossiiskii opyt razvitiia biznesa i ekonomiki. Materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (gorod Astrakhan', apr. 2014 g.). Astrakhan': ID "Astrakhanskii Universitet", 2014. Pp. 61-64.

7. Ivanov M.Iu. Gosudarstvennyi finansovyi kontrol' v Rossiiskoi Federatsii: skrytyi potentsial velikoi strany. Sovremennaia nauka: Aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriia "Ekonomika i pravo", 2013, 3-4. URL: http://www.nauteh-iournal.ru/index.php/ru/---ep 13-03/818-a (01.02.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kalutskaia N.A. Osobennosti finansirovaniia biudzhetnykh uchrezhdenii kul'tury. Molodoi uchenyi, 2013, 6, pp. 344-348. URL: www.moluch.ru/archive/53/7101/ (02.04.2015).

9. Kolcheeva O. Organizatsiia i metodika provedeniia audita effektivnosti ispol'zovaniia gosudarstvennykh resursov: avtoref. dis... kand. ekonom. nauk. M., 2011.

10. Kotel'nikov V.Iu. Korruptsiia v sfere razmeshcheniia biudzhetnogo zakaza kak ugroza ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2012, 37, pp. 42-51.

11. Kosheleva Iu.A. Kak biudzhetnomu uchrezhdeniiu pravil'no otnosit' raskhody, osushchestvliaemye za schet sredstv subsidii, esli organizatsiia ne vedet prinosiashchuiu dokhod deiatel'nost'? Biudzhetnyi uchet v voprosakh i otvetakh, 2012, 8. URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/486617.html (08.02.2015).

12. Kulagina Iu.V., Samarets T.V. Gosudarstvennoe regulirovanie biudzhetnoi sistemy RF. Regional'naia spetsifka i rossiiskii opyt razvitiia biznesa i ekonomiki: Materialy VMezhdunar. nauch. konf. (gorod Astrakhan', apr. 2014 g.). Astrakhan': ID "Astrakhanskii Universitet", 2014. pp. 64-68.

13. Lapushinskaia G.K. Formirovanie plana finansovo-khoziaistvennoi deiatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniia. Normativnye dokumenty obrazovatel'nogo uchrezhdeniia, 2012, 6. URL: http://www.menobr.ru/ materials/34/29448/ (08.02.2015).

14. Markov S. N. Analiz mirovogo i rossiiskogo opyta povysheniia effektivnosti biudzhetnykh raskhodov na obrazovanie. Molodoi uchenyi, 2013, 3, pp. 262-265. URL: http://www.moluch.ru/archive/50/6362/ (02.04.2015).

15. Mel'nik M.V. Mezhdunarodnye standarty ISSAI I INTOSAI GOV: struktura, soderzhanie i praktika primeneniia vysshimi organami finansovogo kontrolia. Bukhgalterskii uchet, audit i statistika, 2012, 6, pp. 135-144.

16. Mel'nik M.V., Antipova T.V. Osobennosti audita effektivnosti gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdenii. Audit i finansovyi analiz, 2010, 6, pp. 8-20.

17. Popova A.D. Soderzhanie elementov sistemy vnutrennego kontrolia dokhodov i raskhodov v biudzhetnom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. Elektronnyi zhurnal, 2014, 7. URL: http://uecs.ru/uecs67-672014/item/2999-2014-07-31-07-58-19 (10.03.2015).

18. Romanova D.A. Osobennosti predprinimatel'skoi deiatel'nosti biudzhetnykh uchrezhdenii. Molodoi uchenyi, 2014, 2, pp. 544-546. URL: http://www.moluch.ru/archive/61/9196/ (24.03.2015).

19. Samarets T.V., Samsonova O.V., Rudyk L.Iu., Voinova Iu.S. Gosudarstvennyi audit rezul'tativnosti finansirovaniia v uchrezhdeniiakh zdravookhranenii na osnove mekhanizma rascheta koeffitsienta slozhnosti kuratsii patsientov. Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura, 2014, 4, pp. 72-76.

20. Tipovoe polozhenie ob obrazovatel'nom uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniia (srednem spetsial'nom uchebnom zavedenii) (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 18 iiulia 2008 g. № 543). Informatsionno-pravovoi portal "Garanf. URL: http://base.garant.ru/193595 (10.02.2015).

21. Toichko N.Iu. Gosudarstvennyi finansovyi kontrol' v Rossii: problema sovershenstvovaniia. Materialy VI Mezhdunarodnoi studencheskoi elektronnoi nauchnoi konferentsii "Studencheskii nauchnyi forum". URL: http://www.scienceforum.ru/2014/431/632 (12.02.2015).

22. Fedotova Iu.E. Organizatsiia finansovogo kontrolia i analiz raskhodov po soderzhaniiu biudzhetnykh uchrezhdenii. Problemy sovremennoi ekonomiki: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Cheliabinsk, dekabr' 2011 g.). Cheliabinsk: Dva komsomol'tsa, 2011. pp. 95-97. URL: www.moluch. ru/conf/econ/archive/12/921/ (02.04.2015).

23. Shogenov B.A., Amirkhanov Sh.E. Problemy razvitiia vnutrennego audita effektivnosti gosudarstvennykh raskhodov. Finansy i kredit, 2012, 38. URL: http://www.uecs.ru/uecs-38-382012/item/1018-2012-02-09-10-50-45 (07.02.2015).

24. Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31 iiulia 1998 g. №145-FZ. Rossiiskaia gazeta, 12.08.1998. URL: http://www.rg.ru/2008/05/20/budgetny-kodeks-dok.html (19.10.2015).

25. Prikaz Ministerstva finansov Rossiiskoi Federatsii ot 28.07.2010. № 81n g. Moskva «O trebovaniiakh k planu finansovo-khoziaistvennoi deiatel'nosti gosudarstvennogo (munitsipal'nogo) uchrezhdeniia». Rossiiskaia gazeta, 06.10.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/10/06/trebovaniya-dok.html (11.02.2015).

26. Prikaz Ministerstva Finansov Rossiiskoi federatsii ot 21.07.2011 № 86n g. Moskva "Ob utverzhdenii poriadka predostavleniia informatsii gosudarstvennym (munitsipal'nym) uchrezhdeniem, ee razmeshcheniia na

ofitsial'nom saite v seti Internet i vedeniia ukazannogo saita". Rossiiskaia gazeta, 19.10.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/10/19/gos-sayt-dok.html (09.02.2015).

27. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2012 № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii". Rossiiskaia gazeta, 31.12. 2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (21.10.2015).

28. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 05.04.2013 № 44-FZ "O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd". Rossiiskaia gazeta, 12.04.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/04/12/goszakupki-dok.html (01.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.