Научная статья на тему 'Критерии анализа ресоциализации подростков в условиях воспитательного учреждения'

Критерии анализа ресоциализации подростков в условиях воспитательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
512
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕВИАЦИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ЕEDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / RESOCIALIZATION / DEVIATION / REMEDIAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бухарова Марина Викторовна

В статье приводятся критерии процессуального анализа ресоциализации подростков с девиантным поведением в условиях воспитательного учреждения, рассматриваются интерпретации термина «ресоциализация» с точки зрения различных методологических подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author studies the resocialization of teenagers with deviant behavior in training institutions and criteria for remedial analysis. The article offers the interpretations of the term of resocialization in the context of different methodological approaches.

Текст научной работы на тему «Критерии анализа ресоциализации подростков в условиях воспитательного учреждения»

$

Марина БУХАРОВА

критерии анализа ресоциализации подростков в условиях воспитательного учреждения

В статье приводятся критерии процессуального анализа ресоциализации подростков с девиантным поведением в условиях воспитательного учреждения, рассматриваются интерпретации термина «ресоциализация» с точки зрения различных методологических подходов.

The author studies the resocialization of teenagers with deviant behavior in approved schools and criteria for its remedial analysis. The article offers the interpretations of the term of resocialization in the context of different methodological approaches.

Ключевые слова:

ресоциализация, воспитательные учреждения, девиация, процессуальный анализ; resocialization, approved schools, deviation, remedial analysis.

БУХАРОВА

Марина

Викторовна —

старший

преподаватель

кафедры социальной

работы и

гуманитарных

дисциплин

Георгиевского

технологического

института,

филиала СевКавГТУ

тЬиШагоуа@

gmail.com

В настоящее время Россия позиционируется как социальное государство с развитой системой социальной поддержки слабо защищенных категорий населения, в первую очередь подростков и молодежи. Значительное число правонарушений и преступлений, совершенных подростками и молодыми людьми, не может не вызывать озабоченность общественных институтов, заинтересованных в снижении уровня детской и подростковой преступности. Это, в свою очередь, актуализирует проблему поиска научно обоснованных способов совершенствования процесса ресоциализации подростков и молодежи, прошедших через систему пенитенциарных учреждений страны или находящихся в ней.

Являясь одной из наиболее трудно разрешимых социальных проблем современного российского общества, ресоциализация получила достаточное освещение лишь в юридической литературе. Социологическая наука до недавнего времени не уделяла этой проблеме должного внимания.

Необходимо отметить, что семантика рассматриваемого понятия обусловлена его грамматическим строением. Социализацией называют процесс, в результате которого происходит усвоение и инте-риоризация знаний, норм и ценностей, принятых в данной культуре и дающих возможность адекватно существовать в социальной среде (И.С. Кон, Л.Н. Митрохин, Б.Д. Парыгин и др.). Префикс «ре» указывает на повторение или возобновление действия либо на противодействие. Ю.В. Жулева отмечает «необходимость учитывать значение префикса “ре”, позволяющего понимать ресоциализацию как возобновление или повторность действия и как противодействие асоциальной деградации личности»1. В этой связи под ресоциализацией правонарушителей понимается процесс повторного усвоения норм и ценностей, принятых в данном обществе на определенном историческом этапе. Большинством исследователей признано, что ресоциализация — это «восстановление ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе»2.

В педагогической науке ресоциализация понимается как целена-

1 Жулева Ю.В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: правовые и криминологические аспекты : дисс. ...к. ю.н. — Рязань, 2000, с. 26.

2 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. — М. : Юристъ, 1996, с. 597.

$

правленная, комплексная, педагогически ориентированная система воспитательного воздействия, направленная на преодоление у социально-неадаптивной личности асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности.

В социальной и культурной антропологии трактовка термина «ресоциализация» близка по содержанию к термину «адаптация». Ресоциализация рассматривается как процесс освоения новой социокультурной среды, который предполагает интеграцию в систему общественных отношений, удовлетворенность субъекта своим материальным положением, чувство эмоционального комфорта1.

В юридических науках ресоциализация понимается как процесс повторного вживания бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе. Примечательно, что большинство научных исследований, посвященных анализу различных аспектов процесса ресоциализации, выполнено по юридическим специальностям.

В политической науке традиционно делается акцент на изучении политической социализации молодого поколения. Ресоциализация понимается как синоним «обратной социализации»2. Этот процесс играет ключевую роль на этапе вторичной политической социализации, то есть на таком этапе деятельности человека, когда он, освоив приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции, производить переоценку культурных норм и традиций.

В психологии термин «ресоциализация» впервые был введен американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социокультурную среду в результате «дефектов» социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социокультурного окружения (ресоциализация мигрантов). Сегодня этот термин в социальной психологии понимается достаточно широко и вне специфики субъектов процесса — как

1 Taft R. From Stranger to Citizen. — London: Tavistok Publication, 1966.

2 Соловьев А.И. Политология: Политические теории и политические технологии. — М., 2002, с. 392.

осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха3.

Социологи предлагают рассматривать ресоциализацию как одну из сторон взрослого этапа социализации. При этом отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за этим этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией4.

Мы понимаем ресоциализацию как процесс усвоения социальных норм, ценностей и правил поведения, утраченных индивидом вследствие социальной изоляции и/или прерванной социализации. По нашему мнению, очевидно, что процессу ресоциализации предшествует процесс десоциализации личности, результатом которого является процесс утраты социальных норм и правил поведения, принятых в данном обществе.

К анализу процесса ресоциализации могут применяться различные теоретико-методологические подходы, в первую очередь системный, структурно-функциональный, интеракционистский и процессуальный.

С точки зрения системного подхода ресоциализация подростков с девиантным поведением в условиях воспитательного учреждения представляет собой целостную систему воспитательно-профилактических мероприятий, направленных на изменение ценностных установок и социальных норм личности, оказавшейся в условиях ограничения свободы. С точки зрения системного подхода необходимо соблюдение следующих принципов: целостности (рассмотрение ресоциализации как целостной системы, состоящей из ряда подсистем — адаптации, социализации, реадаптации); иерархичности (наличие в исправительных учреждениях для подростков двух структурированных подсистем — администрации воспитательного учреждения и воспитанников колонии, ей подчиняющихся); структуризации (взаимосвязь анализа ресоциализации подростков с девиантным поведением и особенностей конкретного воспитательного учреждения); множественности (описание механизмов и осо-

3 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.В. Социальная психология личности. — М., 2001, с. 31.

4 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализацион-ная траектория // Социс, 2003, № 3, с. 14.

бенностей ресоциализации подростков с девиантным поведением с точки зрения различных научных методов и моделей).

Структурно-функциональный подход ориентирует изучение ресоциализации подростков с девиантным поведением, находящихся в условиях воспитательного учреждения, как систему, состоящую из четырех сбалансированных подсистем — адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания латентных образцов. Каждая из данных подсистем выполняет свойственные ей функции.

Сетевая теория при исследовании ресоциализации предполагает концентрацию на социальном окружении подростка, а также на количестве и качественных характеристиках его социальных связей. В ходе рассмотрения данной теории определено, что именно сети придают ресоциализации ту «социальность», которая делает более эффективным воздействие воспитательно-профилактических мероприятий в условиях исправительно-трудового учреждения.

Теория рационального выбора предполагает, что действия подростков с девиантным поведением переносятся на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов.

Возможно рассматривать ресоциализацию подростков с девиантным поведением не только как систему, но и как социальный процесс. В широком смысле — это основная цель государства и общества в отношении подростка-правонарушителя, комплекс правовых, социальных и педагогических мер, приводящих к снижению числа правонарушений среди несовершеннолетних. В узком смысле процесс ресоциализации подростков с девиантным поведением заключается в целенаправленном социальном и педагогическом воздействии на внутренние установки личности правонарушителя со стороны социальных институтов и отдельных индивидуумов (акторов) с целью возвращения его к осознанному правопослушному поведению.

Для развития процессуальных характеристик ресоциализации подростков с девиантным поведением необходимы определенные условия:

— интеграция усилий агентов ресоциализации, укрепление взаимосвязи компонентов процесса ресоциализации (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);

— расширение диапазона возможностей за счет вовлечения в процесс ресоциализации фундаментальных и частных социальных институтов и отдельных индивидуумов;

— признание возможности оптимизации процесса в связи с преемственностью и диалектичностью в содержании и методах ресоциализации и др.

Процесс ресоциализации должен быть адекватен совокупности причин девиантного поведения подростков. Данное условие является необходимой основой эффективности процесса ресоциализации подростков, находящихся в местах лишения свободы. Ресоциализация может пониматься как движение и изменение статуса воспитанника в системе его отношений с администрацией учреждения и ближайшим социальным окружением, обусловленные соотношением между его личностными позициями, ресурсами, тяжестью совершенного правонарушения в конкретный период нахождения в данном учреждении. Критерии и показатели процессуального анализа ресоциализации подростков с девиантным поведением разработаны на основе критериев анализа социальных процессов1. Нами предложены следующие критерии процессуального анализа ресоциализации подростков с девиантным поведением:

1) критерий объективных возможностей повторного включения подростка в нормальную общественную жизнь, учитывая его социально-демографические, статусные и личностные характеристики;

2) критерий динамичности ресоциализации;

3) критерий социальной мобильности;

4) критерий социального пространства и социальных сетей подростка.

В заключение необходимо заметить, что типологизация и описание механизмов ресоциализации подростков с девиантным поведением являются объектом первостепенного научного интереса. Решение этих задач будет способствовать приращению научного знания в области современной социологии и оптимизации управления процессом ресоциализации несовершеннолетних граждан, находящихся в местах ограничения и лишения свободы.

1 Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ., под ред. В.А. Ядова. — М. : Аспект Пресс, 1996, с. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.