Научная статья на тему 'Критериальный компонент модели процесса развития мотивации учащихся старших классов к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе'

Критериальный компонент модели процесса развития мотивации учащихся старших классов к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / МОДЕЛЬ / ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ / ИЗУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / DEVELOPMENT OF PUPILS'' MOTIVATION / THE CRITERIAL COMPONENT / MODEL / PROCESS / STUDYING / FOREIGN LANGUAGE / PEDAGOGICAL IMAGE / SCHOOL / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевникова Анна Александровна

Проблема мотивации учащихся возникает по каждому учебному предмету, однако в области изучения иностранных языков особенно актуальна, т.к. несмотря на то, что до момента изучения данного учебного предмета у учащихся, как правило, высокая мотивация, при начале процесса овладения иностранным языком, интерес к данному учебному предмету постепенно снижается. Для решения актуальной проблемы развития мотивации учащихся, автором была разработана модель процесса развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе, которая представлена четырьмя блоками, в каждый из которых включены соответствующие им компоненты: блок управления, блок педагогических условий, процессуальный блок, результативный блок. Спроектированная модель работает на конечный результат достижение более высокого уровня развития мотивации учащихся. Для того, чтобы оценить эффективность данной модели, автором был разработан критериальный компонент, который использовался для выявления и измерения изменений, происходящих в мотивационной сфере учащихся старших классов. Результаты исследования дополняют теоретическое представление о путях решения проблемы развития мотивации, учащихся в образовательном процессе в школе, и в частности, к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожевникова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author has created the model of pupils'' motivation development in studying foreign language, based on pedagogical image to solve an actual problem of pupils'' motivation at school. It consists of four units with corresponding components. They are: control unit; unit of pedagogical circumstances; process unit; result unit. The model works for the final resultpupils'' motivation development. The author has created the criterial component for assessment of model efficiency. It was used for detection and measure of changes in motivation sphere of senior pupils. The research results complete theoretical idea of the ways of pupils'' motivation development at school, in particular, in studying foreign language.

Текст научной работы на тему «Критериальный компонент модели процесса развития мотивации учащихся старших классов к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе»

УДК 373.1

Кожевникова Анна Александровна

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3

Россия, Магнитогорск1 Учитель английского языка Funnycat8787@mail.ru

Критериальный компонент модели процесса развития

мотивации учащихся старших классов к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе

Аннотация. Проблема мотивации учащихся возникает по каждому учебному предмету, однако в области изучения иностранных языков особенно актуальна, т.к. несмотря на то, что до момента изучения данного учебного предмета у учащихся, как правило, высокая мотивация, при начале процесса овладения иностранным языком, интерес к данному учебному предмету постепенно снижается.

Для решения актуальной проблемы развития мотивации учащихся, автором была разработана модель процесса развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе, которая представлена четырьмя блоками, в каждый из которых включены соответствующие им компоненты: блок управления, блок педагогических условий, процессуальный блок, результативный блок.

Спроектированная модель работает на конечный результат - достижение более высокого уровня развития мотивации учащихся.

Для того, чтобы оценить эффективность данной модели, автором был разработан критериальный компонент, который использовался для выявления и измерения изменений, происходящих в мотивационной сфере учащихся старших классов.

Результаты исследования дополняют теоретическое представление о путях решения проблемы развития мотивации, учащихся в образовательном процессе в школе, и в частности, к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: критериальный компонент; модель; процесс; развитие мотивации учащихся; изучение; иностранный язык; педагогический имидж учителя; школа; образовательный процесс.

1 Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Набережная 22/1, кв. 47; почт. индекс- 455023 1

Наиболее четко и детально представить процесс развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя, а также выделить существенные характеристики данного процесса (особенности содержания и функций, компонентов и связей между ними) позволяет моделирование, которое представляет собой анализ объектов, явлений, процессов, систем путем создания их моделей.

Структурно-функциональная модель процесса развития мотивации учащихся с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе представлена на рис. 1. Модель представляет собой четыре взаимосвязанных блока: блок управления, блок условий, процессуальный блок, результативный блок. Каждый из них, в свою очередь, состоит из компонентов.

Главным достоинством построенной модели является её относительная независимость от конкретной реализации в образовательном процессе любой школы. Спроектированная модель работает на конечный результат - достижение более высокого уровня развития мотивации учащихся.

и

о и

Нормативный компонент: Социальный заказ: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного обшего образования (приказ Минобразования Росснн от 5 марта 2004 г. № 1039); региональный (национально -региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Целевой компонент:

развитие мотивации

учащихся старших классов к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя

Методологический компонент:

Подходы: системный, личностно- деятельностный. модульный

т §

£

Комплекс педагогических условий:

- реализация содержания общеобразовательных дисциплин осуществляется с опорой на учебно-дидактические модули, основой которых являются способы повышения ысгГЕвацииучащихся;

- формирование позитивного опыта деятельностиучашихся на основе целенаправленной совместной деятельнее™ учителя и учащихся, основой которой является поэтапный процесс формирования мотивации;

- осознание учителем значения имиджа дтя повышения мотивации учащихся в образовательном процессе б школе: готовность учителя к созданию, коррекции и презентации своего имиджа.

ИХ

£ ц Щ

и 1

Содержательный компонент: мотивация учащихся к изучению иностранного языка; знания н умения учащихся.

Методический компонент: вовлечение учащихся б самостоятельную работу на уроке; словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика: актуальность и новизна содержания учебного материала; использование наглядности, ннформ ационно-коммуникационных технологий, занимательно сти: эмоциональности. сравнения; педагогический имидж учителя.

Организационный компонент:

зтап вызывания исходной мотивации; этал подкрепления и усиления возникшей мотивации; мотивация завершения.

I

1.0

12

Й и

Критерии [образованность учащихся; характер учебной деятельности: самостоятельность учащихся в учебной деятельности: интерес к учебному предмету); показатели критериев, диагностические методики и методы статистической обработки результатов.

Уровни: отрицательное отношение к учению; безразличное отношение к учению; положительное отношение к учению.

Результат:

переход учащегося на более высокий уровень развития мотивации.

Рис. 1. Структурно - функциональная модель процесса развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в

образовательном процессе в школе

Для того, чтобы оценить эффективность данной модели, необходимо охарактеризовать критериальный компонент, который использовался для выявления и измерения изменений, происходящих в мотивационной сфере учащихся. Для этого возникает необходимость в выявлении критериев и показателей уровней развития мотивации учащихся старших классов.

При выявлении критериев необходимо учитывать следующее: 1) критерии должны быть объективными; 2) содержать существенные признаки или качества; 3) быть устойчивыми и постоянными (хотя бы на определенном отрезке времени); 4) сравнимыми [4, с.838].

Под критериями понимается ведущий признак изучаемого объекта, явления, процесса, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо [6, с.70; 5, с.664]. Следуя данной логике, можно сделать вывод, что критерий является измерителем качественной стороны явления. Для перевода критерия в квалиометрическую область, используют конкретные показатели, которые позволяют оценить уровень достижения заданного качества в принятых исследователем единицах измерения.

Учитывая вышеизложенное, в контексте данного исследования, определены следующие критерии эффективного развития мотивации учащихся старших классов к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе: образованность учащихся; характер учебной деятельности; самостоятельность учащихся в учебной деятельности; интерес к учебному предмету.

Выделенные критерии отражают абстрактный (теоретический) уровень описания объекта измерения - мотивацию учащихся старших классов к изучению иностранного языка, в то время как мы планируем получить ответы, которые носят конкретный характер. Переход от абстрактного уровня к конкретным наблюдениям осуществляется с помощью эмпирических индикаторов, которые обеспечивают операционализацию теоретических понятий. Эмпирический индикатор - это внешне хорошо различимый показатель измеряемого критерия. Показатель - это количественная или качественная характеристика выбранного критерия изучаемого объекта [7].

Поскольку в данном исследовании объектом измерения выступает мотивация учащихся, которая является абстрактным процессом, то возникает необходимость использования качественных показателей. Переход к количественным показателям, которые позволяют осуществить статистический анализ, был осуществлен с опорой на работы М. И Грабарь [8], Т.Е. Климовой [7].

Кроме этого, мы считаем, что наиболее плодотворным в данном случае является уровневый подход к выбору основных критериев. Он позволяет проанализировать динамику изучаемого процесса как переход от одного уровня к другому по каждому критерию. Определены следующие уровни по каждому критерию: высокий, средний и низкий.

При этом были учтены следующие принципы:

• максимальная независимость критериев друг от друга;

• диагностичность признаков, входящих в систему оценки достигнутого результата;

• однозначность выделения диагностируемого качества;

• наличие «инструмента» для измерения;

• возможность шкалирования измеряемого признака.

Таким образом, критерий образованности учащихся определяется их знаниями и умениями на уроках иностранного языка.

Характер учебной деятельности - репродуктивный, поисковый, творческий.

Самостоятельность учащихся в учебной деятельности определяется следующими показателями: отсутствие самостоятельности; частичная самостоятельность; полная самостоятельность с консультацией в частных случаях (самоуправляемая).

Интерес к учебному предмету определяется потребностями учащихся в изучении иностранного языка; способность к творчеству на уроках иностранного языка; уровнем тревожности учащихся на уроках иностранного языка.

В табл.1 представлены все соответствующие показатели и диагностические методики, соответствующие критериям. Данные методики являются адаптированными и хорошо известны в научной литературе.

Таблица 1

Критерии, показатели и методики определения развития мотивации учащихся старших классов к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе

Критерии Показатели Диагностические методики по определению показателей

Образованность учащихся Знания и умения учащихся Дидактические тесты; экспертная оценка учителя; наблюдение.

Характер учебной деятельности - репродуктивный, - поисковый, - творческий. Наблюдение; экспертная оценка учителя.

Самостоятельность учащихся в учебной деятельности - Отсутствие самостоятельности; - частичная самостоятельность; - полная самостоятельность с консультацией в частных случаях (самоуправляемая) Наблюдение; экспертная оценка учителя.

Интерес к учебному предмету Потребности учащихся в изучении иностранного языка Тесты Ю.М.Орлова: «Потребность в достижении», «Потребность в общении; анкета В.С.Юркевича «Познавательная потребность»; наблюдение.

Способность к творчеству на уроках иностранного языка Тест В.И.Андреева на самооценку способности к творческой реализации; наблюдение.

Уровень тревожности учащихся на уроках иностранного языка Тест на исследование тревожности (Тест Спилбергера-Ханина); наблюдение.

Для оценки выделенных критериев были введены следующие количественные показатели:

• балл «1» - низкий уровень сформированности рассматриваемого критерия;

• балл «2» - средний уровень;

• балл «3» - высокий уровень.

Критериально-уровневая характеристика развития мотивации учащихся старших классов к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя представлена в табл.2. Введение балльных оценок позволяет количественно оценить каждый из критериев и определить уровень развития мотивации учащихся с использованием педагогического имиджа учителя.

Таблица 2

Критериально-уровневая характеристика процесса развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка в образовательном процессе в школе

Крите рии

Уровень

высокии

среднии

низкий

я с

х

и щ

а

ч

у

ь т с о н н а в о з

а р

б

О

Имеют глубокие, устойчивые научные знания в учебно-познавательной деятельности, высокие

показатели. Владеют

разными действиями,

входящих в состав учебно-познавательной деятельности. Могут

находить нестандартные решения в поставленной проблеме. Имеют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собственную позицию.

Владеют знаниями

основных понятий и закономерностей учебно-познавательной деятельности, но не всегда могут быстро найти нестандартные и

оригинальные пути

решения возникших

проблем. Владеют

большинством базовых умений, но испытывают трудности в

нестандартных, ситуациях. В учебно-познавательной деятельности не всегда могут отойти от выученного образца и найти решение в конкретной ситуации.

Усваивают научные знания формально.

Собственная точка зрения формируется с трудом; ориентированы на действия педагога и одноклассников. Ограниченность и

замедленный темп

работы: выработка

отдельных умений идет на уровне репродукции. Не владеют умениями целеполагания, реконструирования учебного материала.

и о н б

еи

ч ти

у с ро н

те ь

атк льте

ара яте

а.

Творческий.

Самостоятельное получение новых знаний. Деятельность выполняется независимым способом, а её результаты непредсказуемы. Выполнение операций

строится на прочности умений и осознанности выполнения действий.

Поисковый. Деятельность по самостоятельно

выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и условиям.

Репродуктивный. Деятельность осуществляется по

образцу, по алгоритму. Ученик не всегда проявляет стремление изучить предмет, чаще всего, не проявляет самостоятельность в учебно-познавательной деятельности

Крите Уровень

рии высокий средний низкий

Самостоятельность учащихся в учебной деятельности Учебная деятельность выполняется самостоятельно. Учебная деятельность выполняется частично учеником под руководством учителя. Учебная деятельность выполняется с помощью учителя.

Интерес к учебному предмету Ученики с желанием включаются в выполнение заданий. Деятельность становится привлекательной. Ученик стремится осуществлять самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Проявляется мотивация, связанная с жизненными планами и профессиональными намерениями ученика. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда. Задания выполняются охотно, присутствует осознанное, инициативное отношение к проблемам. Повышенный интерес к предметам. Работа мысли, стремление к более глубокому анализу явлений действительности, к познанию новой неизвестной закономерности. Интерес поверхностный, ситуативный, связанный с отношением к предмету в данный момент. Выражена потребность в помощи товарищей, учителя. Интерес лишь к результату.

Для анализа уровня развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка необходимо перейти к количественным (числовым) характеристикам (табл.3).

По каждому ученику суммировались баллы, которые позволяли отслеживать выделенные критерии, показатели и уровень развития мотивации учащихся.

Таблица 3

Уровни и баллы по каждому ученику

Критерий Показатель Уровни и баллы

Образованность Знания и умения учащихся высокий средний низкий (3) (2) (1)

Характер учебной деятельности Творческий высокий (3)

Поисковый средний (2)

Репродуктивный низкий (1)

Самостоятельность учащихся в учебной деятельности Полная высокий (3)

Частичная средний (2)

Отсутствие низкий (1)

Интерес к учебному предмету Потребности учащихся в изучении иностранного языка высокий (3)

средний (2)

низкий (1)

Способность к творчеству на уроках иностранного языка высокий (3)

средний (2)

низкий (1)

Уровень тревожности учащихся на уроках иностранного языка высокий (3)

средний (2)

низкий (1)

Поскольку в исследовании суммарный балл меняется в пределах от 0 до 18 по параметрам оценки показателей первого критерия, то выбор интервалов при группировке данных распределения уровня развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка осуществлялся на основе методики А.А.Кыверялга [9]. Средний уровень определяется 25%-м отклонением оценки от среднего по диапазону оценок балла, тогда оценка из интервала от R(min) до 0.25R(mах) позволяет констатировать низкий уровень развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка. О высоком уровне свидетельствуют оценки, превышающие 75% максимально возможных. Данные уровни представлены в табл. 4.

Таблица 4

Уровни развития мотивации учащихся старших классов к изучению иностранного

языка

уровень высокий средний низкий

баллы 18-14 13-4 3-0

Таким образом, выделенный критериальный компонент модели процесса развития мотивации учащихся старших классов к изучению иностранного языка с использованием педагогического имиджа учителя в образовательном процессе в школе позволяет оценить эффективность данной модели путем выявления и измерения изменений, происходящих в мотивационной сфере учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И. Л.Бим // ИЯШ. - 2001. N 4. - С. 21.

2. Кожевникова А. А. Мотивация деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка / А. А. Кожевникова // Проблемы образования и развития личности учащихся: сборник научных трудов / под ред. В.А. Беликова. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. - с.73 - 77.

3. Кожевникова А. А. Оценка эффективности развития мотивации учащихся с использованием педагогического имиджа / А. А. Кожевникова // Вестник АКАДЕМИИ ЭНИКЛОПЕДИЧЕСКИХ НАУК №4 (13) / Главн. Ред. Ю. Г. Маковецкая. - АЭН, 2013. - с. 28 - 30.

4. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под общ. ред. С. Я. Батышева.

- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

5. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров, изд. 4-е. М: Советская энциклопедия, 1989. - 1632 с.

6. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

7. Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 124 с.

8. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская.

- М.: Педагогика, 1997. - 135 с

9. Кыверялг, А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. - Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

10. Проблемы исследования систем и структур: Материалы к конференции / Ред. М.Ф. Веденов. - М.: 1995. - 231 с.

11. Калюжный, А. А. Педагогическая имиджелогия: вчера, сегодня, завтра // Имиджелогия - 2005: Материалы Третьего Международного Симпозиума по имиджелогии / под ред. Е. А. Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2005 - 162 с

Рецензент: Беликов Владимир Александрович, заведующий кафедрой ОТиДО ЧГПУ, доктор педагогических наук, профессор, Челябинский государственный педагогический университет (представительство в г. Магнитогорске).

Anna Kozhevnikova

Specialized (correctional) general education boarding school № 3, Magnitogorsk

Russia, Magnitogorsk Funnycat8787@gmail.com

The criterial component of model of pupils' motivation development in studying foreign language, based on pedagogical image

Abstract. There is a problem of motivation in studying in every school subject. However, the problem of motivation in studying foreign language is especially urgent as in spite of high motivation at the beginning of studying foreign language, in the process of studying, the interest gradually reduces.

The author has created the model of pupils' motivation development in studying foreign language, based on pedagogical image to solve an actual problem of pupils' motivation at school. It consists of four units with corresponding components. They are: control unit; unit of pedagogical circumstances; process unit; result unit.

The model works for the final result- pupils' motivation development.

The author has created the criterial component for assessment of model efficiency. It was used for detection and measure of changes in motivation sphere of senior pupils.

The research results complete theoretical idea of the ways of pupils' motivation development at school, in particular, in studying foreign language.

Keywords: the criterial component; model; process; development of pupils' motivation; studying; foreign language; pedagogical image; school; educational process.

REFERENCES

1. Bim I. L. Nekotorye aktual'nye problemy sovremennogo obuchenija inostrannym jazykam / I. L.Bim // IJaSh. - 2001. N 4. - S. 21.

2. Kozhevnikova A. A. Motivacija dejatel'nosti uchashhihsja v processe izuchenija inostrannogo jazyka / A. A. Kozhevnikova // Problemy obrazovanija i razvitija lichnosti uchashhihsja: sbornik nauchnyh trudov / pod red. V.A. Belikova. -Magnitogorsk: MaGU, 2013. - s.73 - 77.

3. Kozhevnikova A. A. Ocenka jeffektivnosti razvitija motivacii uchashhihsja s ispol'zovaniem pedagogicheskogo imidzha / A. A. Kozhevnikova // Vestnik AKADEMII JeNIKLOPEDIChESKIH NAUK №4 (13) / Glavn. Red. Ju. G. Makoveckaja. - AJeN, 2013. - s.28 - 30.

4. Professional'naja pedagogika: uchebnik dlja studentov, obuchajushhihsja po pedagogicheskim special'nostjam i napravlenijam / pod obshh. red. S. Ja. Batysheva. -2-e izd. pererab. i dop. - M.: Associacija «Professional'noe obrazovanie», 1999. - 904 s.

5. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. A. M. Prohorov, izd. 4-e. M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1989. - 1632 s.

6. Zagvjazinskij, V. I. Issledovatel'skaja dejatel'nost' pedagoga: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V. I. Zagvjazinskij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. - 176 s.

7. Klimova, T. E. Pedagogicheskaja diagnostika: ucheb. posobie / T. E. Klimova. -Magnitogorsk: MaGU, 2000. - 124 s.

8. Grabar', M. I. Primenenie matematicheskoj statistiki v pedagogicheskih issledovanijah. Neparametricheskie metody / M. I. Grabar', K. A. Krasnjanskaja. -M.: Pedagogika, 1997. - 135 s

9. Kyverjalg, A. A. Metody issledovanija v professional'noj pedagogike / A. A. Kyverjalg. - Tallin: Valgus, 1980. - 334 s.

10. Problemy issledovanija sistem i struktur: Materialy k konferencii / Red. M.F. Vedenov. - M.: 1995. - 231 s.

11. Kaljuzhnyj, A. A. Pedagogicheskaja imidzhelogija: vchera, segodnja, zavtra // Imidzhelogija - 2005: Materialy Tret'ego Mezhdunarodnogo Simpoziuma po imidzhelogii / pod red. E. A. Petrovoj. - M.: RIC AIM, 2005 - 162 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.