Научная статья на тему 'Критериальный аппарат оценки сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена'

Критериальный аппарат оценки сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ТУРИЗМУ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОЛЛЕДЖ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HEALTH PROTECTING ACTIVITY / CRITERIA / INDICATORS / LEVELS / FUTURE TOURISM SPECIALISTS / FORMATION OF READINESS / PROFESSIONAL TRAINING / COLLEGE / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царева Наталья Олеговна

В статье обоснована необходимость принципиально новых подходов к подготовке специалистов по туризму среднего звена, учитывающая как общие тенденции развития активных форм туризма, так и стремление населения к оздоровительным практикам. Показаны характерные особенности отбора критериев и показателей в связи со спецификой профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена. Сформулированы специфические требования к деятельности будущего специалиста по туризму, позволяющие обеспечить более эффективное продвижение регионального туристского продукта. В статье дано обоснование и характеристика критериального аппарата оценки сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена. Обосновано выделение системно-знаниевого, практико-деятельностного, физкультурно-рефлексивного и личностно-мотивационного критериев сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности. Охарактеризованы показатели и уровни сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности обучающихся по специальности туризм в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA APPARATUS OF THE FORMATION OF FUTURE MIDDLE LINK TOURISM SPECIALISTS’ READINESS TO HEALTH PROTECTING ACTIVITIES

The paper substantiates the necessity of fundamentally new approaches to the training of middle link tourism specialists in terms of general trends in the development of active forms of tourism as well as aspiration of the population to health practices. It points out characteristic features of criteria and indicators selection in regard to the specifics of future professional activity of middle link tourism specialists. The author has formulated specific requirements to the activity of the future tourism specialist that allow providing more effective promotion of a regional tourism product. The paper substantiates and characterizes criteria apparatus of the formation of future middle link tourism specialists’ readiness to health protecting activities. It provides grounds for the selection of the system-knowledge, practice and activity, sports and reflexive as well as personal-motivational criteria of the formation of future middle link tourism specialists’ readiness to health protecting activities. Indicators and levels of future middle link tourism specialists’ readiness to health protecting activities in college have been characterized.

Текст научной работы на тему «Критериальный аппарат оценки сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена»

педагогические науки

Царева Наталья Олеговна КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ...

УДК 377.5: 37.013

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0081

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО ТУРИЗМУ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

© 2019

Царева Наталья Олеговна, преподаватель

Крымский федеральный университет (295007, Россия, Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4, e-mail: 1992averast@mail.ru) Аннотация. В статье обоснована необходимость принципиально новых подходов к подготовке специалистов по туризму среднего звена, учитывающая как общие тенденции развития активных форм туризма, так и стремление населения к оздоровительным практикам. Показаны характерные особенности отбора критериев и показателей в связи со спецификой профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена. Сформулированы специфические требования к деятельности будущего специалиста по туризму, позволяющие обеспечить более эффективное продвижение регионального туристского продукта. В статье дано обоснование и характеристика критериального аппарата оценки сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена. Обосновано выделение системно-знаниевого, практико-деятель-ностного, физкультурно-рефлексивного и личностно-мотивационного критериев сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности. Охарактеризованы показатели и уровни сформированности готовности к здо-ровьесберегающей деятельности обучающихся по специальности туризм в колледже.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, критерии, показатели, уровни, будущие специалисты по туризму, формирование готовности, профессиональная подготовка, колледж, среднее профессиональное образование.

CRITERIA APPARATUS OF THE FORMATION OF FUTURE MIDDLE LINK TOURISM SPECIALISTS' READINESS TO HEALTH PROTECTING ACTIVITIES

© 2019

Tsareva Natalya Olegovna, teacher

Crimean Federal University (295007, Russia, Simferopol, Academic Vernadsky Аvenue, 4, e-mail: 1992averast@mail.ru)

Abstract. The paper substantiates the necessity of fundamentally new approaches to the training of middle link tourism specialists in terms of general trends in the development of active forms of tourism as well as aspiration of the population to health practices. It points out characteristic features of criteria and indicators selection in regard to the specifics of future professional activity of middle link tourism specialists. The author has formulated specific requirements to the activity of the future tourism specialist that allow providing more effective promotion of a regional tourism product. The paper substantiates and characterizes criteria apparatus of the formation of future middle link tourism specialists' readiness to health protecting activities. It provides grounds for the selection of the system-knowledge, practice and activity, sports and reflexive as well as personal-motivational criteria of the formation of future middle link tourism specialists' readiness to health protecting activities. Indicators and levels of future middle link tourism specialists' readiness to health protecting activities in college have been characterized.

Keywords: health protecting activity, criteria, indicators, levels, future tourism specialists, formation of readiness, professional training, college, secondary vocational education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Трансформация представлений о здоровье и его роли в развитии человеческого потенциала, начавшаяся во второй половине двадцатого столетия, привела к развитию межсекторального подхода к проблеме сохранения и укрепления здоровья населения. Одним из секторов, имеющих значительный потенциал для сохранения и укрепления здоровья всех групп населения, является туризм. Развитие активных форм туризма, появление разнообразных видов рекреационных и реабилитационных туристских практик делает востребованным здоровьео-риентированный вектор профессиональной деятельности специалистов отрасли. Однако, как показал анализ исследований [1-7], в настоящее время не ведется целенаправленная подготовка специалистов по туризму к здоровьесберегающей деятельности.

Актуальность проблемы обусловлена и тем, что здоровьесберегающий контекст подготовки будущих специалистов по туризму является как средством повышения профессионализма и конкурентоспособности кадров в сфере туризма, так и инструментом повышения качества жизни потребителей туристских услуг за счет сохранения и улучшения здоровья. Особое значение подготовка будущих специалистов по туризму к здоро-вьесберегающей деятельности имеет для регионов, обладающих санаторно-курортным потенциалом, климатическими и природными ресурсами для оздоровления и т.п. [8]. Продвижение здоровьеориентированных туристских продуктов требует формирования соответствующих компетенций в сфере здоровья и безопасности, Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

место которых до настоящего времени не определено в системе профессиональной подготовки специалистов по туризму.

Особое место здоровьесберегающая деятельность приобретает в структуре профессиональной деятельности специалистов по туризму среднего звена, работающих непосредственно в контакте с потребителями туристских услуг. Для данной категории специалистов здоровьесберегающая деятельность предполагает не только продвижение здоровьеориентированных туристских услуг, но и обеспечение безопасности туристов, оказание при необходимости первой помощи пострадавшим и ряд других навыков и умений, требующих специальной подготовки. Оценка сформированности компетенций в сфере здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена требует особого инструментария, имеющего определенную специфику и до настоящего времени неразработанного. В связи с вышеизложенным разработка критериального аппарата, позволяющего адекватно оценить сформиро-ванность компетенций, определяющих успешность здо-ровьесберегающей деятельности в туристской отрасли, является актуальной проблемой теории и методики профессионального образования.

Анализ последних исследований и публикаций, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Внимание исследователей к профессиональной подготовке специалистов по туризму (И. А. Дрогов, Ю. С. Константинов, Д. В. Смирнов, С. А. Сергеева, А. А. Остапец-Свешников, А. И. Сесёлкин и др.) значительно

Tsareva Natalya Olegovna pedagogical

CRITERIA APPARATUS ... sciences

возросло с конца ХХ века. Ученые обосновывают особые требования к выпускникам средних и высших учебных заведений, обучающихся по данному профилю подготовки (М. Б. Биржаков, Г. А. Папирян, Е. Н. Ильина, Г. А. Карпова и др.). Отдельные аспекты подготовки кадров сферы туризма рассматривали И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, В. И. Кружалин, Н. А. Лоншакова, В. П. Моченов, Т. И. Черняева. Однако специалисты практически не рассматривали подготовку специалистов по туризму среднего звена к здоровьесберегающей деятельности, а критерии, показатели и уровни подготовки будущих специалистов по туризму среднего звена ранее не были предметом исследования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является обоснование критериев, показателей и уровней сформированности готовности к здо-ровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Результатом подготовки будущих специалистов по туризму к здоровьесберегающей деятельности является сформированность готовности будущих специалистов по туризму к здоровьесберегающей деятельности, которую мы определяем как совокупность качеств личности, интегрирующих приобретенные в процессе обучения систематизированные знания, умения, навыки, ценностные ориентации и практический опыт, необходимые для удовлетворения социального и государственного заказа на предоставление здоровьеориентированных и безопасных туристских услуг, обеспечение деятельности по сохранению и укреплению здоровья субъектов профессиональной деятельности.

В структуре готовности к здоровьесберегающей деятельности выпускника колледжа - будущего специалиста по туризму среднего звена - мы выделили взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:

когнитивный - представляющий совокупность систематизированных знаний о теоретических и методических основах здоровьесберегающей деятельности;

технологический - отражающий комплекс умений и навыков по практической реализации здоровьесберега-ющей деятельности;

физический - определяющий индивидуальный достижимый уровень развития физических качеств выпускника, позволяющий в должном объеме обеспечивать различные стороны здоровьесберегающей деятельности в системе оказания туристских услуг;

личностный - объединяющий систему личностных качеств, определяющих заинтересованность в реализации различных аспектов здоровьесберегающей деятельности, эффективность реализации здоровьесберегаю-щей деятельности и способность к рефлексивной оценке результатов здоровьесберегающей деятельности.

В соответствии с компонентами готовности определены критерии сформированности готовности к здоро-вьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму: системно-знаниевый, практико-деятель-ностный, физкультурно-рефлексивный и личностно-мо-тивационный критерии.

При обосновании критериальной базы исследования были учтены современные требования к специалистам по туризму среднего звена, изложенные в профессиональном стандарте [9] и в федеральном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм [10], данные научных исследований [11, 12, 13], результаты опроса экспертов - региональных работодателей и специалистов в сфере туризма.

При выделении уровней готовности обучающихся к здоровьесберегающей деятельности мы опирались на подходы по оценке готовности студентов к здоровьесбе-регающей деятельности, обоснованные в высшей школе (О. М. Панюкова [14], В. В. Буторин [15], М. В. Козуб 314

[16]); учитывали творческий характер профессиональной деятельности специалистов по туризму и специфику здоровьесберегающей деятельности, требования к обеспечению безопасности и ряд других особенностей профессиональной деятельности специалистов по туризму.

В основу разработки критериев сформированности готовности мы положили представления о здоровьес-берегающей деятельности специалистов по туризму как системе профессиональных действий, целью которых является сохранение и укрепление здоровья потребителей туристских услуг на основе выбора и реализации здоровьеориентированного туристского продукта.

Для оценки сформированности когнитивного компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности мы разработали системно-знаниевый критерий, под которым подразумеваем владение системой знаний о здо-ровьесберегающей деятельности и туристских услугах по ее реализации.

К основным показателям, входящим в содержание когнитивного компонента готовности к здоровьесбере-гающей деятельности, мы отнесли:

- знание принципов планирования экскурсии и формирования туристских групп в соответствии с возрастными особенностями туристов (экскурсантов), интересами и уровнем их физической подготовленности;

- знание правил и технологий обеспечения безопасности туристов (экскурсантов), правил оказания первой доврачебной и допсихологической помощи;

- знание теоретических и технологических основ реализации туристских продуктов лечебного и оздоровительного характера в соответствии с природно-климатическими особенностями региона, санитарно-эпидемиологической обстановкой и пр.

Для оценки сформированности технологического компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности мы сформулировали практико-деятельностный критерий, под которым подразумеваем владение системой умений и навыков здоровьесберегающей деятельности в продвижении и реализации туристских услуг.

К основным показателям, входящим в содержание технологического компонента готовности к здоровьес-берегающей деятельности мы отнесли:

- умение планировать экскурсии и формировать туристские группы на основании предварительной дифференциации экскурсантов (туристов) по группам (возрастным, социальным, по интересам и т.д.);

- способность провести инструктаж по соблюдению правил безопасности, оказать первую доврачебную и допсихологическую помощь;

- готовность к продвижению ресурсов региона лечебного и оздоровительного характера в качестве туристского продукта.

Для оценки сформированности физического компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности мы сформулировали физкультурно-рефлексивный критерий, под которым подразумеваем владение системой практических действий по личному физическому совершенствованию и сопровождению физической активности потребителей туристских услуг.

Сформированность физического компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности предполагает:

- наличие достаточного уровня здоровья и физической работоспособности для работы в заданных профессиональным стандартом условиях труда (ненормированный рабочий день, деятельность в стандартных предсказуемых и внештатных ситуациях и прочее);

- умение провести оценку уровня здоровья и физического развития для формирования туристских групп в соответствии с возрастными особенностями туристов (экскурсантов) и уровнем их физической подготовленности;

- владение навыками физического самосовершенствования.

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Царева Наталья Олеговна КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ...

Для оценки сформированности личностного компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности мы разработали личностно-мотивационный критерий, под которым подразумеваем владение личностными качествами, способствующими саморазвитию и практическим действиям по сохранению и укреплению здоровья и обеспечению безопасности потребителей туристских услуг.

Таблица 1 - Уровни сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена

Технологический компонент

Когнитивный компонент

- системные знания о принципах планирования экскурсии И формир! туристских групп б : о ответствии с возрастными особенностями туристов Экскурсантов), интересами и уровнем их физической подготовленности;

- устойчивая система знаний о правилах и технологиях обеспечения безо па сно ста туристов [экскурсантов). правилах оказания первой медицинской и допсихол огич еской помощи;

- знание теоретических н технологических основ реализации туристских продуктов лечебного и оздоровительного характера в соответствии с прнродно-1.1 им а тич ескими особенностямирегаона,

аннтарно-

э пидемиол о гич еской обстановкой и пр.

Физический компонент

Личностный компонент

Продуктивный уровень| Репродуктивный уровень | Базовый уровень

Системно-знаниебый критерий

- адекватные представления о принципах планирования экскурсии и формирования туристских групп б соответствии с возрастными особенностями туристов

(экскурсантов),интересами и уровнемих физической подготовленности:

- достаточное знание правил и технологий обеспечения безопасности туристов

(экс курсантов), правил ока за ния пер во й медицинско й и допсихологической помощи;

- достаточное знание теоретических и технологических основ реализации туристских продуктов лечебного и оздоровительного характера в соответствии с Природно-клим а тич ескими особенностями региона, санитарно-эпидемиологической обстановкой и пр.

Практико-деятелъностный критерий

- фрагментарные знания о принципах планирования экскурсии и формирования гурнстских групп б соответствинс возрастными особенностями туристов [экскурсантов), интересами и уровнемих физической подготовленности;

■ поверхностное знание правил и технологий обеспечения безопасности туристов (экскурсантов), правит оказания первой медицинской и цопсихологическойпомощи:

- недостаточное знание теоретических и технологических основ

р е ал иза ции тур нстских продуктовлечесного и оздоровительного характера в соответствинс природно-климатическими о с о б е нностями р егион а, санитарно-эпидемиологической обстановкойипр._

- сформированные "мення планировать экскурсии« формировать туристские группы на основании предварительной классификации экскурсантов (туристов) по группам (возрастным,

социальным по интересам и гл.);

- владение навыками для комплексного обеспечения безопасности туристов экскурсантов);

- сформированные навыки практических действий для продвижения ресурсов региона лечебного и о зд ор о вит ел ьного характерах качестве туристского продукта._

сформированные умения планировать экскурскии формировать туристские труппы на основании предварительной классификации экскурсантов (туристов) по группам (возрастным, социальным, по интересам и тд.);

- владение навыками для обеспечения безопасности туристов (экскурсантов);

- недостаточно сформированные навыки практических действий для продвижения ресурсоврегиона лечебного и оздоровительного характера в качестве туристского продукта.

- несформир! умения планировать экскурсии к формировать туристские группы на основании предварительной

клас сифика ции 5 кскур сайтов (туристов)по группам (возрастным, социальным, по интересами т.д.);

- недостаточное владение кавыками для обеспечения оезопа сности турист о в (экскурсантов):

- несформировашше навыки практических действий для продвижения ресурсов региона лечебного и

О зд ор О бит ельн о ГО X аракт ер а в качестве туристского продукта.

Физкул ь турни -рефл

- отличный уровень здоровья и физической работоспособности, оптимальный для выполнения профессиональных обязанностей с учетом требований работодателя и клиента:

- способность провести комплексную оценку уровн здоровья и физического развития;

владение навыками системных действий по физическому

»совершенствованию и контролю физического

- хорошииуровень здоровь; и физической работоспособности, достаточный для выполнения профессноналыдах обязанностей с учетом требований работодателя;

- способность провести ча стачную оценку уровня здороБьяи физического развития;

- владение навыками действий по физическому самосовершенствоватшю и контролю физического состояния

- уровень здоровья и физической работоспособности минимальный для выполнения профессиональных обязанностей:

- неспособность провести оценку уровня здоровья и (или) физического развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. фрагментарное владение иавыкамндействий по физическому

самосовершенствованию и контролю физического состояния.

Личностпо -мотиеаиионныи критерий

- устойчивая внутренняя мотивация к осуществлению разнообразных форм оздоровительной

ельн О Ста, практическим действиям по укреплению и сохранению собственного здоровья и здоровья потребителей туристских слуг;

- устойчивая у становка на предоставление безопасных туристских

слуг;

- высокая мотивация к спешной

профессиональной деятельности, низкий уровень мотивации к избеганию неудач, стремление к профессиональному развитию, карьерному спеху._

- внешняя мотивация к о сущ ествл е нию р а зно о б р а: форм оздоровительной деятельности, практическим действиям по укреплению и сохранению собственного здоровья и здоровья потребителей туристских

предоставление оезопасных туристских у слуг;

умеренное стремление к пр о фес с иональному р а звитию. карьерному у спеху, применению знаний, умений и опыта вобласти здоровьесбережения для предоставления туристских услуг

здоровьеориентированной направленности.

- слаоо выраженная [ешняя мотивация к

осуществлению разнообразных форм оздоровительной деятельности, практическим действиям по укреплению и сохранению собственного здоровья и здоровья по тр еоител ей туристских услуг:

- несформированность общейустановки на

пр е дост а вл енне безо пасных туристских услуг;

- низкие показатели интереса к предоставлению здоровьеориентированной туристской услуги; недостаточныйуровень мотивациик

пр о фессионал ьным успехам, ответственности за свои действия.

Показателями сформированности личностного компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности является:

- внутренняя мотивация к осуществлению разнообразных форм оздоровительной деятельности, практическим действиям по укреплению и сохранению соб-

ственного здоровья и здоровья потребителей туристских услуг;

- установка на предоставление безопасных туристских услуг;

- гармоничное развитие личностных качеств - дисциплинированности, нацеленности на успех, способности преодолевать трудности, высокий уровень профессиональной ответственности, коммуникативных и организаторских способностей.

Согласно разработанным критериям, нами были выделены уровни сформированности готовности к здоро-вьесберегающей деятельности (таблица 1).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, в соответствии с компонентами готовности к здоровьесберегающей деятельности (когнитивный, технологический, физический, личностный) будущих специалистов по туризму среднего звена охарактеризованы критерии сформированности данной готовности (системно-знаниевый, практико-деятельностный, физкультурно-рефлексивный и личностно-мотивацион-ный), определены показатели и уровни (базовый, репродуктивный, продуктивный) сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности.

Перспективами дальнейших изысканий является экспериментальная проверка эффективности модели подготовки на основе разработанного нами критериального аппарата оценки готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брель О. А. Развитие региональной многоуровневой системы профессионального туристского образования: дисс. ... доктора пед. наук : 13.00.08 /Брель Ольга Александровна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. — Кемерово, 2016. — 355 с.

2. Кнодель Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в странах-членах Всемирной туристской организации [текст] : дисс ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Кнодель Людмила Владимировна ; Межрегиональная академия управления персоналом.

- К., 2008. — 465 л.

3. Бачурина Н. С. Формирование профессионально и личностно значимых качеств будущего специалиста по сервису и туризму : ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 /Воронеж. гос. техн. ун-т.

- Воронеж, 2006. - 26 с.

4. Богданова А. А. Формирование профессиональных компетенций у студентов по культурному туризму : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Богданова Анна Алексеевна; [Место защиты: Рос. междунар. акад. туризма]. — Москва, 2009. — 26 с.

5. Воронова К.—С. Подготовка специалистов в области туризма к использованию экотуристского потенциала Ставропольского края : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 /Воронова Ксения Станиславовна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. — Ставрополь, 2011. —182 с.

6. Osieja H. Challenges of teaching English for the travel agent higher vocational program (Проблемы обучения английскому языку менеджеров по туризму в системе среднего профессионального образования) //Вестник ЮУрГУ. Образование. Педагогические науки. 2017. Т.9 (1). С.17-21.

7. Weiermair K. (2000). Tourists' perceptions towards and satisfaction with service quality in the cross-cultural service encounter: Implications for hospitality and tourism management. Managing Service Quality, 10(16), 397—407.

8. Ефимова В. М. К вопросу о здоровьесберегающей деятельности будущего специалиста по туризму / В. М. Ефимова, Н. О. Царева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Сб. статей: — Ялта: РИО ГПА, 2016. — Вып. 52. — Ч. 2. — С. 72 — 81.

9. Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг». [Интернет].

10. URL: http: // www.russiatourism.ru/data/File/prof_standarty/poy-asnit_zapiska_prof_standart.rtf.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 «Туризм». [Интернет]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m474. pdf.

12. АникееваН. Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе: на материале дисциплины «Физическая культура»: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08/АникееваНаталия Геннадьевна; [Местозащиты: Тул. гос. унивеситет]. — Тула, 2009. — 25 с.

13. Гладких Д. Г. Формирование компетентности студентов вуза в области активных видов туризма : автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ Гладких Дмитрий Геннадьевич; [Место защиты: Сев.-

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

315

Tsareva Natalya Olegovna CRITERIA APPARATUS ...

pedagogical sciences

Кавказ. гос. техн. унивеситет]. — Ставрополь, 2009. — 25 с.

14. Керими К. М. Профессиональная карьера специалиста в сфере российского туризма : автореф. дисс. ... канд. социол. наук : 22.00.04/ Керими Кира Мухамедовна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т им. Гагарина Ю. А.]. — Саратов, 2015. — 19 с.

15. Панюкова О. М. Педагогическое обеспечение подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности : автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Иркут. гос. пед. ун-т. — Иркутск, 2006. — 22 с.

16. Буторин, В. В. Формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровому стилю жизни у студентов педвуза : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 /Буторин Владимир Владимирович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. — Москва, 2008. — 21 с.

17. Козуб, М. В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесбе-регающей деятельности в школе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Козуб Марина Васильевна; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина]. — Елец, 2007. — 22 с.

Статья поступила в редакцию 05.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

316

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.