УДК 330.47 © О. С. Лобанов
О. С. Лобанов
КРИТЕРИАЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО УРОВНЯМ ОБЛАЧНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
В статье рассматриваются особенности построения информационного пространства Санкт-Петербурга. Обнаруживается значительный уровень неэффективности инвестиций в существующие информационные системы Санкт-Петербурга. Предлагается реструктуризация российских региональных информационных ресурсов в отечественные облачные платформы. Показано, что такой подход повышает загрузку информационных ресурсов, исключает дублирование информации в системе исполнительных органов государственной власти, повышает эффективность расходования бюджетных средств.
Ключевые слова: информатизация, централизация, центр обработки данных, интеграция, инновации, облачные вычисления, информационное общество.
1. Введение
К настоящему времени в России созданы достаточно развитые региональные информационные ресурсы органов государственной власти. Виртуальный способ получения услуг предпочитает сегмент пользователей, активно и длительно время использующих компьютерные сети.
Однако, степень удовлетворенности населения уровнем зрелости региональных информационных ресурсов органов государственной власти невысока. Анализ причин такого несоответствия позволяет выявить, во-первых, рост компьютерной грамотности в России, во-вторых, заметное отставание информационных ресурсов органов государственной власти от стремительно развивающихся сервисов Интернета, социальных сетей, виртуальных предприятий, интернет-магазинов, систем заказов товаров, их доставки и т.п. [14].
Актуальной поэтому является проблема адекватного трендам времени развития информационной инфраструктуры органов государственной власти регионов. Основной проблемой, указываемой в программах развития регионов, является недостаточность финансовых ресурсов. Нельзя не отметить, что подход, основанный на экстраполяции достигнутых результатов, является экстенсивным, ориентированным на устаревшие технологии. Их характерный признак - разнообразие платформ, которые были ранее выбраны по отраслевым предпочтениям или в силу других ограничений. В результате население при получении государственных услуг многократно заполняет бесчисленные бланки, извещения, квитанции и
т.п. Дублируются персональная информация о месте жительства и регистрации пользователя услуг, контактные данные, данные о страховом свидетельстве, ИНН и др.
Сопоставительный анализ существующих информационных ресурсов регионов и облачно-технологических (Cloud) позволяет установить, что последние, во-первых, характеризуются более высоким темпом формирования и роста доходов. Появились облака-инфраструктуры, облака-платформы, облака-сервисы. Во-вторых, проявляется отставание региональных информационных ресурсов от потребностей пользователей виртуальных ресурсов [14]. Облака, наоборот, создаются и развиваются опережающими по сравнению со спросом темпами.
Тем не менее, на текущем этапе, согласно годовому отчету о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [1, 2], такой показатель эффективности использования информационных технологий, как удельный вес сектора информационных технологий в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, не превышает 3,2 %, то есть практически в 2 раза ниже, чем в Швеции [3]. Следовательно, важно облегчить подъем сектора до мирового уровня, а также использовать информационно-технологическую инфраструктуру как фактор стимулирования развития других отраслей экономики.
Ключевым фактором перехода клиентов в сегмент дистанционных продуктов стали информационные технологии и системы. Факт
доминирования инновационных элементов инфраструктуры наиболее ярко проявился в деятельности российского банка «Тинькофф кредитные системы». Более того, такая деятельность получила признание на Лондонской бирже после первичного размещения акций названного банка. Соотношение привлеченных средств и собственного капитала банка стало рекордным даже по сравнению с ведущими мировыми банками США и Европы и к октябрю 2013 года достигло кратности, равной 7, что не характерно ни для одного другого банка [13].
Важно отметить, что в Санкт-Петербурге социально значимые отрасли, включающие науку и образование, социальные услуги и здравоохранение, показывают недостаточный уровень оснащенности информационными ресурсами [15], что говорит о необходимости развития стратегии в части информатизации и внедрения информационных технологий.
Отдельно следует отметить тот факт, что развитие инфокоммуникационных систем исполнительных органов государственной власти технологий зачастую отстает от запросов пользователей, что можно охарактеризовать как сдержанный рост в условиях недостаточности развития инфраструктуры. Тем не менее, указанное направление является одним из наиболее стремительно развивающихся [1, 8, 10], а соответственно, требует определения вектора развития региональной информационной инфраструктуры на уровне принятия решений и адекватных мероприятий по их реализации.
Внедрение информационных технологий и развитие информационного общества в Санкт-Петербурге сдерживается, кроме того, существующим различием по глубине использования информационных технологий и неоптимальной структурой информационных ресурсов в органах власти, организациях, учреждениях и домашних хозяйствах [6, 11, 12]; разрозненностью, ведомственной несогласованностью ресурсов, а также дублированием информации в базах данных, функционирующих в информационных системах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
При этом на реализацию указанных направлений расходуются значительные финансовые средства. Только в 2013 году Комитетом по информатизации и связи Администрации Санкт-Петербурга было запланировано инвестирование в размере 4 798 447,3 тыс. рублей. При этом проектом программы «Развитие информационного общества в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы» предусмотрено прогнозное
значение объемов бюджетного ассигнования данного направления за 2013 - 2016 гг. в размере 44 841 022,45 тыс. рублей [9].
2. Проблемная ситуация
Отметим, что существующие объекты информатизации отличаются крайней неэффективностью. Следовательно, требуются переосмысление структур информационных ресурсов регионов, их реструктуризация на основе показателей эффективности вложенных средств, соответствия решаемым задачам информатизации, и, особенно, потребностям населения.
Таким образом, возрастает важность проведения реинжиниринга и перепроектирования информационных ресурсов региональных исполнительных органов государственной власти. Важно учесть, что для частного бизнеса России характерно стремление к использованию на коммерческих условиях уже имеющихся информационных ресурсов [8, 13]. Переход к облачным технологиям является общемировой тенденцией. В частности, по этой причине кадровые перестановки в корпорации Microsoft потребовали назначения на пост исполнительного директора руководителя подразделения облачных технологий [17]. Следовательно, годограф вектора предложения на рынке IT-технологий на ближайшие годы описывает траекторию движения к облачным технологиям.
3. Методы и мероприятия
Для развертывания облачной инфраструктуры нами предлагается создание регионального центра обработки данных (РЦОД), предусматривающего консолидацию и эффективное развитие государственных информационных ресурсов на базе единой облачной мультисер-висной телекоммуникационной сети, информационных систем, системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ СПб), системы защиты информации (СЗИ) и других систем.
РЦОД позволяет предоставить облачную систему централизованного хранения и обработки данных, агрегирование государственных информационных ресурсов, включая информацию о предоставлении государственных услуг населению и информационно-аналитические данные, консолидированные из общих источников (информационных систем). В частности, это даст возможность принимать решения на основании данных из образованных благодаря агрегированию систем в части имеющихся показателей на основании их взаимосвязи между собой [6, 7].
Российский опыт эволюции информационных ресурсов доказывает, во-первых, возможность реструктуризации региональных инфраструктур в облачные ресурсы. В течение 2011 и 2012 годов ведущие российские частные компании, развернувшие облачные инфраструктуры (Мой склад, Мегаплан, Softline, Корус Консалтинг, Манго-Телеком, Барс-Груп, СКБ Контур), получили доходы от предоставления сервисов (Software as a Service, SaaS) от 100 млн. руб. до 3,75 млрд. руб. Обращает внимание наличие высокого спроса на облачные сервисы (SaaS) и достаточная платежеспособность не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах: Свердловской области, Татарстане. Более того, лидерами объемов выручки являются Екатеринбург и Казань. Во-вторых, важным является установление факта положительной динамики доходности облачных инфраструктур. Их среднегодовой рост выручки составил 15% [4, 12].
4. Развертывание облачных сервисов
Для определения стратегии создания облачных сервисов в соответствии с вышеизложенными требованиями необходимо осуществить группировку информационных систем в соответствии с ранее проведенной классификацией [6, 8] и ранжировать кластеры информационных систем по степени целесообразности размещения в облачном пространстве в зависимости от соотношения затрат на обслуживание данных информационных систем по сравнению с размещением их в РЦОД. Для этого вводим показатель суммарной стоимости обслуживания кластера информационных систем в год:
= х
+
где Рк - капитальные затраты на реорганизацию; Рс - постоянные затраты на эксплуатацию и обслуживание; Р¥ - переменные затраты на обслуживание; / - число периодов, за которые производятся затраты.
Для оценки целесообразности введем понятие критерия целесообразности перехода в облачный сервис. В основе критерия - соотношение показателей:
^ /Р*
где Ро6л - среднее значение стоимости размещения данной информационной системы в РЦОД.
В зависимости от соотношения затрат и соответствующего ему значения К выделим следующие уровни целесообразности перехода к облачной инфраструктуре:
1) наивысший уровень.
Ру » Ро6л , К > 1,5
Затраты на обслуживание системы превышают стоимость размещения данной информационной системы в РЦОД более чем в 1,5 раза.
2) средний уровень.
Ру > Ро6л, К 1,1 ... 1,5
Затраты на обслуживание системы превышают стоимость размещения данной информационной системы в РЦОД в 1,1 - 1,5 раза.
3) низкий уровень.
Р^ и Родя, К « 1
Затраты на обслуживание системы примерно равны стоимости размещения данной информационной системы в РЦОД.
4) нецелесообразный уровень.
РТ < Ро6я> К< 1
Затраты на обслуживание системы меньше стоимости размещения данной информационной системы в РЦОД.
Практическая деятельность по реорганизации информационного пространства Санкт-Петербурга требует формализованного её представления в соответствующей нотации, в связи с чем разработана контекстная модель построения системы управления информационным пространством Санкт-Петербурга в стандарте IDEF0, декомпозиция которой приводится на рис. 1.
При рассмотрении данной модели становится очевидным, что на текущий момент переход информационных систем Санкт-Петербурга к облачным технологиям требует принятия мер по оптимизации как нормативных документов, так и технической составляющей. В то же время анализ технической инфраструктуры позволяет говорить о необходимости разработки единых решений для различных кластеров систем, позволяя добиться централизации и оптимизации информационных потоков, что позволит исключить дублирование функциональных компонентов и обрабатываемых данных между различными информационными системами.
Декомпозиция модели на рис. 1 позволяет определить основные мероприятия по переходу к облачной архитектуре. Компоненты информационного пространства города характеризуются структурой и связью, то есть являются по своей сути системой.
используется а
АВТОР ЛаЕлпвОС ЯЛТА 27 01 ЗОН
ПРОЕКТ гчряол ннфориационного АПО- РЕВИЗИЯ 16.012014 странны Санст-Петар^урга к абла'лаЬ инфраструктура
ЗАМЕЧАНИЯ 13345&7в3 10
■ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ЧИТАТЕ1Ъ ДАТА КОНТЕКСТ
ЧЕРНОВИК
РЕКОМЕНДОВАНО
ПУБЛИКАЦИЯ А4)
Ин^^^Фншг СИПНИ
МПЦДМЧВеИН ПОЛ ■i'Atrf к
ма*щарты
управления
ннфариалюаиреА
Уровень Saftwiie а* э Stwc а
/pot ="t BesHaps is а Ser-к е
^паень Pisiform it i Sarrn-a
r 1С n.J Lit.- I-Kjo^u JIII.NC
АкМнТнчКнпй
показатели
* Оцв««
предаедемнык иедоприяый £
ОпНМЫО длн
федеральны* ИС
ОВйруДйв |HUt.
LjL'h'l L'L- D&pu&DlKll Д4ННЫЛ
ВЕТКА
AO
HA53AhHE
Переход информационного пространства Санкт-Петербурга к облачной инфраструктуре
НОМЕР 2
Рис. 1. Декомпозиция контекстной модели перехода к облачным сервисам
В соответствии с представленной на рис. 1 моделью и на основании данных, представленных в Законе Санкт-Петербурга от 27.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014
год и на плановый период 2015 и 2016 годов» проведем ранжирование кластеров информационных систем в соответствии с предложенным выше критерием (табл. 1). Средние значения
Таблица 1
Ранжирование кластеров государственных информационных систем Санкт-Петербурга по уровням перехода в облачную инфраструктуру
№ п. п. Наименование кластера Кол- во ИС в кластере Среднее значение Р^ , тыс руб. Среднее значение Рш , тыс. руб. Зна-че-ние К Целесо- образный уровень сервиса
1 Кластер многопользовательских, аналитических систем поддержки принятия решений 11 23 002,56 1 222,89 * 11 ИС = 13 451,79 1,71 1
2 Кластер многопользовательских, информационно-справочных систем функционального назначения 15 26 781,29 1 222,89 * 15 ИС =18 343,35 1,46 2
3 Кластер многопользовательских, представительских информационно-справочных систем 12 15 408,41 1 222,89 * 12 ИС =14 674,68 1,05 3
4 Кластер многопользовательских, инфраструктурных систем 14 36 637,78 1 222,89 * 14 ИС =17 120,46 2,14 1
5 Кластер однопользовательских, функциональных систем 10 9 538,54 1 222,89 * 10 ИС =12 228,90 0,78 4
Итого 62 111 .368,58 75 819,18 — —
Ь и Рбл определены для периода в 3 года, что обусловлено особенностями бюджетного планирования в рамках текущего законодательства. При этом указанным законом о бюджете предусмотрены затраты по направлению РЦОД на 2014, 2015 и 2016 годы в размере 23 862,28 тыс. руб., 25 246,3 тыс. руб. и 26 710,6 тыс. руб. соответственно, то есть суммарное финансирование составляет 75 819,18 тыс. руб. С учетом данных о количестве государственных информационных систем, зарегистрированных в Реестре государственных информационных систем Санкт-Петербурга [16], определим среднюю стоимость размещения одной информационной системы в размере 75 819,18 / 62 = 1 222,89 тыс. руб.
Таким образом, целесообразность перехода на облачную инфраструктуру для двух кластеров информационных систем является обоснованной. С учетом количества информационных систем стратегия развертывания облачной инфраструктуры обеспечит существенную экономию бюджетных средств, необходимых для развития информационных ресурсов региональных органов государственной власти.
6. Заключение
Предоставленное решение по реструктуризации государственных информационных систем в государственное облако с частным партнерством позволяют повысить эффективность инвестиций в информационные технологии. Использование предлагаемой концепции реинжиниринга городских информационных систем является экономически оправданным, о чем говорят результаты анализа проводимых Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга закупок [5, 6]. На основании данных фактов можно сделать выводы о важности применения методики в целях дополнительной экономии бюджетных средств и повышения эффективности управления ими. Авторская структура облачного информационного пространства обеспечивает централизованную систему управления исполнительных органов государственной власти и подведомственных им государственных учреждений различного уровня и планомерное, контролируемое развитие информационного пространства Санкт-Петербурга. Уровень зрелости облачно-информационных ресурсов и эффективность бюджетных затрат на их создание и эксплуатацию соответствует современному мировому уровню высокоразвитых стран.
Библиографический список
1. Воробьев, В.П. Эффект инновационных процессов - генерирование денежного потока [Текст] / В.П. Воробьев, В.Ф. Минаков, Т.Е. Минакова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 3. - С. 27-32.
2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=764, свободный.
3. Индикаторы информационного общества: 2013: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 328 с.
4. Крупнейшие поставщики SaaS в России 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.cnews.ru/reviews/new/oblachnye_servisy_2013/review_table/4ce9d9835ce6afba87fb54f6dc16c2a 5d97d537d/, свободный.
5. Лобанов, О.С. Экономическое обоснование применения программных решений, реализующих функцию бюджетирования в организациях [Текст] // Материалы конференции «Студенты -городу». - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - С. 89-95.
6. Лобанов, О. С. Построение системы управления единым информационным пространством Санкт-Петербурга, его принципы, особенности и результаты применения [Текст] / О. С. Лобанов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 444.
7. Лобанов, О. С. Облачные технологии в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга [Текст] / О. С. Лобанов, В. Ф. Минаков, А. В. Артемьев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies, 2014. - № 1-1 (20). - С. 67-68.
8. Лобанов, О. С. Особенности построения системы управления единым информационным пространством Санкт-Петербурга [Текст] / О. С. Лобанов // Известия СПбУЭФ. - 2013. - № 6 (84). - С. 110-113.
9. Лобанов, О.С. Облачные технологии в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга [Текст] / О. С. Лобанов, В. Ф. Минаков, А. В. Артемьев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 67-68.
10. Минаков, В.Ф. Математическое моделирование автоматизированных информационных процессов [Текст] / В.Ф. Минаков, Д. Н. Корчагин, А.С. Король, М.А. Шевцов, С.К. Пустахайлов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2006. - № 3 (7). - С. 15-18.
11. Минаков, В.Ф. Информационное общество и проблемы прикладной информатики [Текст] / В.Ф. Минаков, Т.Е. Минакова // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 69-70.
12. Минаков, В.Ф. Модернизация региональных информационных ресурсов в облачные платформы и сервисы [Текст] / В.Ф. Минаков, Т.Е. Минакова // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies, 2013. - № 10 (17). - С. 56-57.
13. Минаков, В.Ф. Обобщенная экономико-математическая модель распространения и замещения инноваций [Текст] / В.Ф. Минаков, Т.Е. Минакова, А.Ш. Галстян, А.А. Шиянова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 47(302). - С. 49-54.
14. Минакова, Т.Е. Инновационное развитие региональных информационных ресурсов как облачных платформ [Текст] / Т.Е. Минакова, В.Ф. Минаков // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. - № 12 (79). - С. 116-117.
15. Наука и инновации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Статистический бюллетень [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ ru/publications/official_publications/electronic_versions/, свободный.
16. Реестр государственных информационных систем Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.reestr-gis.spb.ru/#regis, свободный.
17. Microsoft Board names Satya Nadella as CEO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.microsoft.com/en-us/news/press/2014/feb14/02-04newspr.aspx, свободный.
CRITERIAL STRUCTURING OF REGIONAL INFORMATION RESOURCES INTO THE CLOUD ARCHITECTURE LEVELS
Oleg S. Lobanov,
postgraduate, Saint Petersburg State Economic University
Abstract. The article discusses the features of building the information space of St. Petersburg. Found a significant level of investment inefficiencies in existing information systems in St. Petersburg. Proposed restructuring of regional information resources into domestic cloud platforms. It is shown that this approach increases the load of information resources, avoids duplication of information in the system of executive bodies of state power and increases the efficiency of budget spending.
Keywords: informatization, centralization, datacenter, integration, innovation, cloud computing, information society.
Сведения об авторе:
Лобанов Олег Сергеевич - аспирант кафедры информатики Санкт-Петербургского экономического университета (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 10.03.2014.