Научная статья на тему 'Критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы'

Критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER OF ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Марина Владимировна

В данной статье автор выделяет критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы, а также описывает методы и средства их диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criteria, and indicators of professional competence of the future teacher of elementary school

The author attempts to find criteria, indicators and levels of professional competence of the future teachers of elementary school, and also describes methods and means of their diagnostics.

Текст научной работы на тему «Критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы»

5. Якупов, А. М. Социальные и психолого-педагогические предпосылки формирования транспортной культуры школьников [Текст] / А. М. Якупов // Жизнь. Безопасность. Экология. - 2008. - № 1-2. - С. 162-176.

6. Якупов А. М. Транспортная культура школьников и условия ее формирования [Текст]: монография / А. М. Якупов. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 283 с.

7. Якупов А. М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система [Текст]: монография / А. М. Якупов. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 243 с.

8. Манюрова, Г. Х. Самостоятельная работа и познавательная самостоятельность как психолого-педагогические категории [Текст] / Г. Х. Манюрова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 170-176.

9. Жирохова, З. Т. Функциональная модель формирования у сельских школьников потребности в созидательной деятельности [Текст] / З. Т. Жирохова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 254-259.

10. Беловолов, В. А. Защита прав личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 88-99.

11. Арефьев, И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития [Текст] / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 409- 419.

12. Болотова, М. И. Событие как основа воспитательного пространства детс-ко-взрослой общности [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 318-327.

УДК.378.14

М. В. Шустова, M. V. Shustova.

Cтарший преподаватель кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова, Ишим

Senior teacher of the Chair of Algebra, Geometry and Methods of Teaching Mathematics of the P. P. Ershov Ishim State Pedagogical Institute, Ishim

КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ АППАРАТ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Для того чтобы выделить критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности у студентов - будущих учителей начальной школы необходимо выявить основные структурные компоненты профессиональной компетентности учителя начальной школы.

Мы определили профессиональную компетентность учителя как совокупность необходимых психолого-педагогических, предметных и методических знаний и умений, готовность к их практическому применению. Причем, понятие «готов-

ность» рассматривается нами и как психическое состояние и как сформировавшееся качество личности.

Специфика профессиональной компетентности учителя начальной школы заключается в содержании предметных, психолого-педагогических и методических знаний и умений, а также в содержании основных компонентов готовности к практической деятельности, которые выделяет М. И. Дьяченко: мотивационного (отношение к предмету, интерес к нему, другие достаточно устойчивые мотивы); ориентационного (знания и представления об особенностях и условиях будущей профессиональной деятельности, ее требованиях к личности); операционного (знания, умения и навыки, владение процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения); волевого (самоконтроль, умение управлять действиями); оценочного (самооценка своей подготовленности) [1].

Изучив особенности профессиональной деятельности учителя начальной школы в работах В. Ю. Бабайцевой, В. В. Горбенко, Н. Л. Дмитриевой, Н. В. Колпаковой, В. П. Кузовлева, М. Р. Львова, Л. В. Трубайчук, Н. В. Фетисовой и др. мы пришли к выводу, что учитель начальных классов:

1. обладает развитыми педагогическими способностями и системой знаний о ребенке младшего школьного возраста, его психофизиологических особенностях;

2. является носителем информации из разных областей наук;

3. владеет множеством предметных методик и педагогическими технологиями, а также ориентируется в современных вариативных программах;

4. является профессионалом с развитыми личностными функциями: мотивационной, рефлексивной, коммуникативной, эмоционально-волевой и др.

На основании вышеизложенного нами выделены следующие основные компоненты в структуре профессиональной компетентности учителя начальной школы:

- психолого-педагогическая компетентность - владение системой знаний о ребенке младшего школьного возраста как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; осведомленность в области процессов общения; владение умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в начальной школе;

- предметная компетентность - наличие знаний и умений в области истории, теории и методологии педагогики начального образования и в необходимых для учителя начальной школы предметных областях (русский язык и литература, математика, естествознание и др.);

- методическая компетентность - знание классических и современных методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания в начальной школе, способность их применять, перерабатывать;

- личностная компетентность - развитие личностных функций учителя начальной школы (мотивационной, рефлексивной, коммуникативной, эмоционально-волевой и др.); владение навыками самообразования и саморазвития.

Рассмотрим взаимосвязанность всех компонентов профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы.

Взаимосвязь психолого-педагогической компетентности с остальными структурными компонентами объясняется тем, что без знания психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста невозможно провести соответс-

твующий отбор содержания предметного материала, методов и приемов обучения. При этом очень важен психологический и эмоциональный климат на уроке, что в немалой степени зависит от личностных качеств учителя.

В то же время, отбор предметного материала, его переработка, выбор форм и методов обучения, а также рефлексия собственной деятельности влияют на развитие одного из показателей психолого-педагогической компетентности - умение проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать учебный процесс в начальной школе.

Взаимосвязь предметной компетентности с методической и личностной заключается в том, что в зависимости от содержания предметного материала учителем выбираются и формы, методы и приемы обучения. Причем, учителю важно показать свое отношение к излагаемому материалу, сформировать познавательный интерес у учащихся, что, безусловно, зависит от его личностных качеств и способностей. С другой стороны выбор такого метода обучения, как например, интегрирование отдельных предметов начальной школы заставляет учителя пересмотреть содержание предметного материала и переработать его в зависимости от цели интегрирования, что влияет на уровень сформированности предметной компетентности.

Взаимосвязь методической и личностной компетентности заключается в следующем: при выборе форм и методов обучения учитель основывается не только на предметном содержании и психофизиологических особенностях учащихся, но и на уровень развития своих личностных функций, педагогических способностей, на то, чем он в совершенстве владеет, и что еще надо в себе развивать. И, наоборот, саморазвитие и самообразование помогает учителю начальных классов постоянно совершенствовать свой методический арсенал.

Для выявления уровня сформированности у будущих учителей начальной школы профессиональной компетентности необходимо определить критерии и соответствующие показатели. Критерий - это «признак, на основании которого производится оценка, суждение» [2, с. 768]. Он должен устанавливать связи между всеми компонентами профессиональной компетентности учителя; отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве; охватывать основные виды педагогической деятельности; сочетать количественные и качественные показатели, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного феномена [3; 4].

Опираясь на вышесказанное, мы выделяем следующие критерии, определяющие сформированность профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы и соответствующие ее основным структурным компонентам: психолого-педагогический, предметный, методический, личностный. Охарактеризуем каждый.

Психолого-педагогический критерий характеризуется входящими в него показателями: знанием возрастных психофизиологических особенностей ребенка младшего школьного возраста; умениями оперировать знаниями; умениями осуществлять исследовательскую деятельность; владением разнообразными способами решения познавательных задач.

Предметный критерий характеризуется следующими показателями: знанием основ профессионально-педагогической деятельности; профессионально-педагогическими умениями; предметными знаниями и умениями, необходимыми будущему учителю начальной школы для качественной профессиональной деятельности.

Методический критерий характеризуется умениями проектировать, реализовать, оценивать и корректировать учебно-воспитательный процесс в начальной школе и обобщать личный педагогический опыт.

Личностный критерий характеризуется: наличием положительных мотивов и интереса к профессионально-педагогической деятельности; удовлетворенностью избранной профессией; развитием профессионально важных качеств личности учителя; владением техникой самодиагностики и уровень самооценки; владением навыками самообразования и саморазвития.

Выделенные нами критерии и показатели позволяют определить уровни сфор-мированности профессиональной компетентности у студентов - будущих учителей начальной школы. Характеристика уровней относительно выделенных критериев и показателей отражена в табл. 1.

На констатирующем этапе эксперимента - определении уровня сформиро-ванности профессиональной компетентности студентов 3-го, 4-го и 5-го курсов факультета педагогики и методики начального образования Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова - принимали участие 128 человек. Для выявления уровня сформированности профессиональной компетентности студентов педагогического факультета - будущих учителей начальной школы нами подобраны следующие методы и средства диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ конспектов уроков, анализ и самоанализ уроков, анализ педагогических дневников, анализ проектов и курсовых работ, создание педагогических ситуаций, ретроспективный анализ деятельности своих школьных учителей, метод экспертных оценок, методика незаконченных предложений, методика самооценки. В процессе использования методик диагностирования, бесед, наблюдений мы учитывали такие регулятивы измерений, как валидность и надежность, направленные на отражение точности и устойчивости полученных результатов и избежание случайных ошибок.

Например, для того чтобы определить уровень психолого-педагогической компетентности студентов факультета педагогики и методики начального образования, им было предложено выполнить тест на знание возрастных психофизиологических особенностей, а именно: особенностей развития психических процессов в данном возрасте; доминирующего вида деятельности младших школьников, а также других частных видов их деятельности; механизмов закладывания предпосылок самостоятельной ориентации в учении; особенностей развития интеллекта как совокупности сенсорно-перцептивных, мнемологичес-ких и аттенционных функций и др. Для обработки полученных результатов мы использовали коэффициент активности: К=^ где п - количество выполненных заданий, а N - общее количество заданий.Зтчения коэффициентов позволили распределить студентов по уровням: 0,5< К<0,6 - низкий уровень; 0,7< К<0,9 -средний уровень; 0,9< К<1,0 - высокий уровень.

Таблица 1

Характеристика уровней сформированности профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы

Кри- терии Уровни сформированности профессиональной компетентности

Высокий Средний Низкий

Психолого -педагогический знание возрастных психофизиологических особенностей и владение техникой диагностики личности младшего школьника; владение методами научно-исследователь-ской деятельности и разнообразными способами решения познавательных задач частичное знание возрастных психофизиологических особенностей и владение техникой диагностики личности младшего школьника; недостаточное владение методами научно-исследовательской деятельности, однообразие способов решения ПЗ недостаточное владение знаниями и умениями, отражающими практическую готовность к педагогической деятельности, недостаточное владение методами научноисследовательской деятельности, затруднения в решении познавательных задач

Предмет-ный владение базовыми предметными и профессиональными знаниями и умениями частичное владение базовыми предмет-ными и профессио-нальными знаниями и умениями недостаточное владение базовыми предметными и профессиональными знаниями и умениями

Методический разработка авторских элементов содержания и технологии профессиональной деятельности; умение обобщать личный педагогический опыт частичная разработка авторских элементов технологии профессиональной деятельности; попытки обобщения личного педагогического опы-та применение уже известных разработок элементов содержания и технологии профессиональной деятельности; неумение обобщать личный педагогический опыт

Личностный глубокий осознанный интерес к педагогичес-кой деятельности, удовлетворенность избранной профессией; владение техникой са-модиагностики, стрем-ление к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию, адекватная самооценка устойчивый интерес к педагогической деятельности, удовлетворенность избранной профессией; не достаточное владение техникой самодиагностики, стремление к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию, не всегда адекватная самооценка неустойчивый интерес к педагогической дея-тельности и в целом положительное отно-шение к ней, частич-ное владение техни-кой диагностики лич-ности и самодиагностики; часто неадекватная самооценка, отсутствие стремления к постоянному саморазвитию

Для определения уровня сформированности личностной компетентности студентам были предложены анкеты для выявления: наличия положительных мотивов и интереса к педагогической деятельности, удовлетворенности избранной про-

фессией; развития профессионально-важных качеств личности будущего учителя начальной школы; владения техникой самодиагностики, навыками самообразования и саморазвития; уровня самооценки. Кроме этого были проанализированы результаты методики незаконченных предложений и уровни самооценки студентов в сравнении с экспертной оценкой. Также был проведен ретроспективный анализ деятельности их школьных учителей на основании микросочинения на тему «Мой любимый учитель, какой он?», результатом которого были определены характеристики современного учителя начальной школы:

- ценностные ориентации: свобода личности, ее приоритет в образовательном процессе, законность и порядок в обществе; труд, развитие нравственных качеств и др.;

- личностные качества: любовь и понимание детей; высокая эрудиция и культура; способность к творчеству, к саморазвитию; способность к самоанализу и рефлексии, эмоциональное равновесие и др.;

- профессионально-коммуникативные способности: умение организовать свою деятельность и деятельность учащегося; грамотное использование форм общения с младшими школьниками; сотрудничество и взаимопомощь; избегание конфликтов в процессе совместной деятельности;

- профессиональная устойчивость: отстаивание своей точки зрения и избегания других в процессе дискуссии; уверенность в себе как в учителе; удовлетворенность педагогической деятельностью, отсутствие тревожности.

Полученные результаты уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы были объединены нами в табл. 2.

Таблица 2

Уровни сформированности компонентов профессиональной компетентности студентов ПиМНО

Компоненты профессиональной компетентности Уровни сформированности ПК

Высокий Средний Низкий

Абс. % Абс. % Абс. %

Психолого-педагогическая компетентность 23 17,9 43 33,6 62 51,5

Предметная компетентность 14 10,9 51 39,8 63 49,3

Методическая компетентность 20 15,6 41 32,0 67 52,4

Личностная компетентность 23 17,9 53 41,4 52 40,7

Среднее значение 20 15,6 47 36,7 61 47,7

Анализ результатов говорит о необходимости формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы. Результаты исследования послужили основой и отправной точкой в планировании опытно-экспериментальной работы, цель которых выявление организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ...

Библиографический список

1. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

2. Большой Российский энциклопедический словарь. [Текст] - М.: Научное изд-во «БРЭ», 2003. - 1888 с.

3. Мамонтова, Т. С. Компетентностный подход как основное направление совершенствования методической подготовки студентов на современном этапе модернизации педагогического образования [Текст] / Т. С. Мамонтова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 37-42.

4. Баликаева, М. Б. Специфика компетентностного подхода в процессе развития самообразования студентов вуза [Текст] / М. Б. Баликаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 21-29.

УДК 37

О. А. Веденеева, O. A. Vedeneyevа.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», pedagog@masu.ru, Магнитогорск

Candidate of Pedagogy, senior lecturer of the chair of Pedagogics, the Magnitogorsk State University, pedagog@masu.ru <mailto:pedagog@masu.ru>, Magnitogorsk

Д. А. Савельев, D. A. Savelyev.

Кандидат педагогических наук, доцент Магнитогорского государственного технического университета, pedagog@masu.ru, Магнитогорск

Candidate of Pedagogy, senior lecturer of the Magnitogorsk State Technical University, pedagog@masu.ru <mailto:pedagog@masu.ru>, Magnitogorsk

М. А. Пущаева, M. A. Pushchaeva.

Заведующий кафедрой правовых дисциплин Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт права» филиал в г. Орске Оренбургской области, pedagog@masu.ru, Орск

Head of the chair of Legal Disciplines of the Private Moscow School of Law, the Orsk branch in the Orenburg area, pedagog@masu.ru <mailto:pedagog@masu.ru>, Orsk

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ (на примере филиалов вузов)

Филиал вуза в системе российского профессионального образования представляет собой инновационное образовательное учреждение, образовательную систему, способную качественно изменить выпускника и значительно повысить и количественно и качественно соответствующие результаты массовой профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.