Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ'

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старший дошкольник / детско-родительские отношения / совместная деятельность / сотрудничество / senior preschooler / child-parent relations / joint activity / cooperation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Калачян Александра Сергеевна

Авторы анализируют проблему продуктивной совместной деятельности в детско-родительских отношениях со старшим дошкольником. Показывается, что продуктивная совместная деятельность детей и родителей является фактором готовности старшего дошкольника к школе и учебному сотрудничеству. Целью данной статьи является представление результатов критериально-ориентированного определения уровней развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшим дошкольником. Были поставлены задачи: выявить и проанализировать показатели, критерии и уровни развития совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками; исследовать уровни развития совместной продуктивной деятельности родителей со старшими дошкольниками. Использовались метод констатирующего эксперимента и наблюдения. Авторами разработаны показатели, критерии и уровни развития продуктивной совместной деятельности в детско-родительских отношениях со старшим дошкольником. Разрабатывается и используется наблюдение на основе критериально-ориентированной оценки уровней развития совместной деятельности детей и родителей (О.В. Суворова, А.С. Калачян). В эмпирическом исследовании оценивается распределение уровней развития продуктивной совместной деятельности в детско-родительских отношениях. Позитивно-развивающее сотрудничество было выявлено у 25,80% родителей. Ситуативное сотрудничество фиксировалось у большинства респондентов (61,29%). Эпизодическое сотрудничество продемонстрировали 12,91% родителей. Разработка программ развития продуктивной совместной деятельности на основе предложенной критериально-ориентированной оценки позволит отслеживать результаты эффективности данных программ педагогом психологом детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Калачян Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors analyze the problem of productive joint activity in the parent-child relationship with an older preschooler. It is shown that the productive joint activity of children and parents is a factor of readiness of the senior preschooler for school and educational cooperation. The purpose of this article is to present the results of criteria-oriented determination of the levels of development of productive joint activity of parents with an older preschooler. The tasks were set: to identify and analyze indicators, criteria and levels of development of joint activity of parents with older preschoolers; to study the levels of development of joint productive activity of parents with older preschoolers. The method of ascertaining experiment and observation was used. The authors have developed indicators, criteria and levels of development of productive joint activity in the parent-child relationship with an older preschooler. Observation is developed and used based on a criterion-oriented assessment of the levels of development of joint activities of children and parents (O.V. Suvorova, A.S. Kalachyan). In an empirical study, the distribution of levels of development of productive joint activity in child-parent relationships is estimated. Positive developing cooperation was found in 25.80% of parents. Situational cooperation was recorded in the majority of respondents (61.29%). Episodic cooperation was demonstrated by 12.91% of parents. The development of programs for the development of productive joint activities based on the proposed criterion-oriented assessment will allow monitoring the results of the effectiveness of these programs by a kindergarten teacher psychologist.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Психология

УДК 159.923.5

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь); Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань); Федеральное государственное казенное военно-образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск); доктор психологических наук, профессор Сорокоумова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет», (г. Москва); аспирант Калачян Александра Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация. Авторы анализируют проблему продуктивной совместной деятельности в детско-родительских отношениях со старшим дошкольником. Показывается, что продуктивная совместная деятельность детей и родителей является фактором готовности старшего дошкольника к школе и учебному сотрудничеству. Целью данной статьи является представление результатов критериально-ориентированного определения уровней развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшим дошкольником. Были поставлены задачи: выявить и проанализировать показатели, критерии и уровни развития совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками; исследовать уровни развития совместной продуктивной деятельности родителей со старшими дошкольниками. Использовались метод констатирующего эксперимента и наблюдения. Авторами разработаны показатели, критерии и уровни развития продуктивной совместной деятельности в детско-родительских отношениях со старшим дошкольником. Разрабатывается и используется наблюдение на основе критериально-ориентированной оценки уровней развития совместной деятельности детей и родителей (О.В. Суворова, А.С. Калачян). В эмпирическом исследовании оценивается распределение уровней развития продуктивной совместной деятельности в детско-родительских отношениях. Позитивно-развивающее сотрудничество было выявлено у 25,80% родителей. Ситуативное сотрудничество фиксировалось у большинства респондентов (61,29%). Эпизодическое сотрудничество продемонстрировали 12,91% родителей. Разработка программ развития продуктивной совместной деятельности на основе предложенной критериально-ориентированной оценки позволит отслеживать результаты эффективности данных программ педагогом психологом детского сада.

Ключевые слова: старший дошкольник, детско-родительские отношения, совместная деятельность, сотрудничество.

Annotation. The authors analyze the problem of productive joint activity in the parent-child relationship with an older preschooler. It is shown that the productive joint activity of children and parents is a factor of readiness of the senior preschooler for school and educational cooperation. The purpose of this article is to present the results of criteria-oriented determination of the levels of development of productive joint activity of parents with an older preschooler. The tasks were set: to identify and analyze indicators, criteria and levels of development of joint activity of parents with older preschoolers; to study the levels of development of joint productive activity of parents with older preschoolers. The method of ascertaining experiment and observation was used. The authors have developed indicators, criteria and levels of development of productivejoint activity in the parent-child relationship with an older preschooler. Observation is developed and used based on a criterion-oriented assessment of the levels of development of joint activities of children and parents (O.V. Suvorova, A.S. Kalachyan). In an empirical study, the distribution of levels of development of productive joint activity in child-parent relationships is estimated. Positive developing cooperation was found in 25.80% of parents. Situational cooperation was recorded in the majority of respondents (61.29%). Episodic cooperation was demonstrated by 12.91% of parents. The development of programs for the development of productive joint activities based on the proposed criterion-oriented assessment will allow monitoring the results of the effectiveness of these programs by a kindergarten teacher psychologist.

Key words: senior preschooler, child-parent relations,joint activity, cooperation.

Введение. Позитивное развитие детско-родительских отношений - одно из приоритетных направлений государственной политики России в сфере образования. Особое значение совместная деятельность и сотрудничество детей и родителей имеютдля развития личности старшего дошкольника [7], [8], [11].

Ведущими аспектами готовности ребенка к школе являются социальная и коммуникативная готовность, предполагающие сформированность навыков взаимодействия и совместной деятельности со сверстниками и значимыми взрослыми [1], [6]. Учебное сотрудничество является ведущей формой обучения младших школьников, которое предполагает партнерское отношение к сверстнику и учителю, способность организовать и участвовать в совместной деятельности, проявлять инициативу и координировать совместные действия, оказывать поддержку партнеру в процессе достижения общего результата [6].

Опыт сотрудничества старший дошкольник получает в детском саду, а также в процессе семейного воспитания: в совместной бытовой, игровой, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности [3], [4]. Продуктивные виды деятельности дошкольника рисунок, аппликация, лепка составляют важный ресурс для развития детского творчества и опыта совместной деятельности в семье [2].

Современные родители имеют высокую занятость и предпочитают проводить свободное время с детьми в форме рекреационной активности, отдыха и развлечений. Все меньше времени уделяется чтению, развивающим играм и особенно специально организованному сотрудничеству с детьми в сфере продуктивной и творческой деятельности. Актуальность проблемы развития продуктивной совместной деятельности в детско-родительских отношениях со старшими дошкольниками определяется недостаточной сформированностью родительской культуры, коммуникативной компетентности молодых родителей, недостаточной представленностью программ развития совместной деятельности родителей с ребенком [3], [10].

Построение эффективной модели психолого-педагогического сопровождения развития совместной деятельности детей и родителей в дошкольной образовательной организации затруднено, в том числе, отсутствием системы содержательной

оценки совместной деятельности родителей и старших дошкольников. Поиск показателей, критериев и уровней развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшим дошкольников является актуальной проблемой психологии образования.

Изложение основного материала статьи. Целью данной статьи является представление результатов разработки критериально-ориентированной оценки продуктивной совместной деятельности родителей и старших дошкольников, а также эмпирического изучения уровней ее развития. Ставились задачи: выявить и проанализировать показатели, критерии и уровни развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками; исследовать уровни развития совместной продуктивной деятельности родителей со старшими дошкольниками. Использовались метод констатирующего эксперимента и наблюдения.

В исследовании использовалась авторская методика наблюдения за специально организованной совместной продуктивной деятельностью родителей со старшими дошкольниками в условиях дошкольной образовательной организации (О.В. Суворова, A.C. Калачян). В рамках плана работы с родителями в детском саду организовывались совместные мероприятия и конкурсы творческих работ на основе совместной деятельности детей и родителей старших дошкольников.

Нами была разработана критериально-ориентированная методика наблюдения за продуктивной совместной деятельностью детей и родителей. Критериально ориентированный подход предполагает определение показателей и критериев того, или иного аспекта развития и описание содержательных уровней продуктивной совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками [9].

В понимании совместной деятельности мы исходили из определения Г.М. Козимировой, понимающей ее как «организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры» (Г.М. Козимирова, 2016) [5]. Применительно к продуктивной совместной деятельности родителей и старших дошкольников продуктом этой деятельности выступает рисунок, поделка, аппликация как результат совместного рисования, лепки, конструирования и творчества. Наиболее ценным результатом являются эффекты развития воображения, мышления, личности ребенка, инициативности, планирования, саморегуляции ребенка, освоение им способов сотрудничества и совместного творчества [9]. Поэтому мы полагаем возможным определить продуктивную совместную деятельность родителей и старших дошкольников как специально организованную и спланированную родителями совместную целенаправленную разделенную с ребенком активность, направленную на создание продукта с элементами творчества и оригинальности.

Изучение уровней развития продуктивной совместной деятельности родителей и детей может быть реализовано с помощью методики наблюдения на основе критериально-ориентированного описания уровней развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками (приведено в таблице 1).

Таблица 1

Уровни развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками

Уровни Показатели совместной деятельности Критерии совместной деятельности

Позитивно- развивающее сотрудничество уровень совместности в планировании и замысле поделки, рисунка, продукта совместной деятельности; систематический характер совместной деятельности в семье; соотношение активности, инициативности детей и помощи родителей в совместной деятельности; баланс поддержки инициативы детей и родителей (взаимная инициатива/ невзаимная инициатива); эмоциональный фон сотрудничества: сопереживание и вовлеченность родителей; уровень диалога в коммуникации с ребенком (высокий/ средний / низкий); характер стимулирования активности ребенка (позитивное/ амбивалентное / негативное высказывание); степень развивающего воздействия родителей, стимулирование творчества родителями, творческие предложения родителей (высокий/ средний / низкий); уровень оригинальности продукта совместной деятельности. совместность в предварительном планировании и замысле; сотрудничество систематическое; преобладание инициативы ребенка, баланс поддержки инициативы; высокий уровень эмоциональной вовлеченности родителей, эмоциональный фон положительный; высокий уровень диалога; преобладание положительного стимулирования активности ребенка; высокий уровень развивающего взаимодействия; высокий уровень оригинальности.

Ситуативное сотрудничество присутствует совместность в предварительном планировании; сотрудничество несистематическое; преобладание родительской инициативы (дорисовывание, доделывание за ребенка); средний уровень эмоциональной вовлеченности родителей, эмоциональный фон положительный; средний уровень диалога; преобладание положительного и амбивалентного стимулирования активности ребенка; средний уровень развивающего взаимодействия; средний уровень оригинальности.

Эпизодическое сотрудничество слабая совместность в предварительном планировании; эпизодическое сотрудничество; прямая помощь родителей, преобладание родительской инициативы (дорисовывание, доделывание за ребенка); низкий уровень эмоциональной вовлеченности родителей, фон невыразительный, часто амбивалентный; низкий уровень диалога; преобладание амбивалентного стимулирования активности ребенка; нетерпеливость родителей к ошибкам, слабая обратная связь к действиям ребенка; низкий уровень развивающего взаимодействия; репродуктивный характер результата.

Таблица 1 иллюстрирует показатели критериально-ориентированноой оценки продуктивной совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками. В процессе наблюдения за продуктивной совместной деятельностью родителей и детей нами проводилась оценка по данным показателям.

Наблюдение проводилось педагогом-психологом на организованных коллективных мероприятиях-конкурсах совместного творчества с семьей в детском саду с интервалом в две-три недели. На каждом мероприятии предлагалось создать совместный рисунок, аппликацию и поделку. Это позволило оценить систематический и несистематический характер сотрудничества, а также устойчивость исследуемых показателей.

В исследовании принимали участие 62 старших дошкольника, из них 30 девочек и 32 мальчика. Возраст испытуемых: 5 6,5 лет. Взрослая выборка испытуемых (62 человека) включала родителей, возрастной диапазон составил 25-43 года. Выборка включала преимущественно матерей старших дошкольников (63%). Констатирующий эксперимент проводился в МАДОУ № 390 г. Нижнего Новгорода с сентября по ноябрь в 2022 2023 учебном году.

Результаты исследования уровней развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками (в %)

Уровни развития чел. %

Позитивно-развивающее сотрудничество 16 25,80

Ситуативное сотрудничество 38 61,29

Эпизодическое сотрудничество 8 12,91

Итого 62 100

Таблица 2 иллюстрирует в целом нормативное состояние уровней развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками. Четверть родителей продемонстрировали позитивно-развивающее сотрудничество с детьми, что превышает процентный показатель по нормальному распределению признака (25,80 %). Родители данной подгруппы во всех трех проведенных мероприятиях показали высокую вовлеченность в деятельность, способность планировать рисунок (аппликацию, поделку) совместно с ребенком, координировать действия, поощрять и поддерживать инициативу ребенка, давать позитивную обратную связь. Фиксировалась поддержка родителями интересных, необычных решений ребенка. Свои предложения о необходимых элементах рисунка родители формулировали корректно. Диалог родителей и детей поддерживался на протяжении всего мероприятия. Как правило, продукт совместной деятельности содержал признаки оригинальности и творчества.

Вторая подгруппа родителей (61,29%) показала средний уровень стабильности, систематичности взаимодействия в процессе продуктивной совместной деятельности. При общем позитивном эмоциональном фоне взаимодействия данная подвыборка родителей отличалась менее гибким и пластичным характером взаимодействия, ситуативным стилем сотрудничества. Родители иногда переходили на прямое руководство, доделывание, дорисовывание за ребенком, что ограничивалось правилами конкурса. Обращения к детям, время от времени носили не только стимулирующий, но и сдерживающий характер, иногда они «подгоняли» ребенка, демонстрируя нетерпеливость. Речевое взаимодействие не всегда носило форму диалога, родителями использовались прямые инструкции. Результат совместной деятельности содержал «взрослые» решения, не всегда с признаками оригинальности и спонтанности, характерными для детского творчества.

Третья группа родителей (12,91%) демонстрировала эпизодическое сотрудничество, часто переходящее в прямое руководство. Степень вовлеченности родителей, речевое взаимодействие, совместное обсуждение плана, диалог в паре были слабо выражены. Эмоциональный фон взаимодействия отличался нейтральностью, инициатива, творческие предложения и родителей, и детей проявлялись эпизодически. Результат совместной деятельности не отличался оригинальностью, часто носил репродуктивный характер.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать заключение о важной роли продуктивной совместной деятельности родителей со старшим дошкольником для развития его личности, прежде всего, для развития социальной компетентности ребенка.

Характер организации родителями продуктивной совместной деятельности с ребенком, стиль взаимодействия с ним имеет при этом решающее значение для передачи опыта сотрудничества. Продуктивная совместная деятельность родителей с ребенком может носить позитивно-развивающий характер, а может быть ситуативным или эпизодическим сотрудничеством. Передача опыта, структуры, характера и качества взаимодействия и сотрудничества ребенку родителями будет различной. Следовательно, возможности формирования готовности к учебному сотрудничеству на следующем возрастном этапе могут быть реализованы не в полной мере. Позитивно-развивающее сотрудничество содержит в себе навыки совместного планирования и творческого замысла, уважения инициативы, положительной поддержки действий партнера, вовлеченности в процесс и координации действий, что повышает оригинальность создаваемого вместе продукта, способствует развитию позитивных отношений.

Критериально-ориентированная оценка уровней развития продуктивной совместной деятельности родителей со старшими дошкольниками позволяет психологу детского сада организовывать обучение родителей сотрудничеству с ребенком на основе содержательных критериев, а также отслеживать результаты эффективности данных программ.

Литература:

1. Журавлев, А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы / А.Л. Журавлев // Психологический журнал. 2009. -Т.30. - № 5,- С. 72-80

2. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка / A.B. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

3. Захаров, А.И Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И Захаров. - СПб.: ПитерКон, 1997. - 254 с.

4. Карабанова, O.A. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину / О. А. Карабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 4. - С. 73-82

5. Козимирова, Г.М. Основные направления исследования совместной деятельности в отечественной психологии / Г.М. Козимирова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 3 (39). - С. 6. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osnovnye-napravleniya-issledovaniya-sovmestnoy-deyatelnosti-V" otechestvennoy-psihologii

6. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова // Науч. исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

7. Спиваковская, A.C. Как быть родителями: О психологии родительской любви / A.C. Спиваковская. - М.: Педагогика. -2001. - 160 с.

8. Суворова, О.В. Личностные предпосылки развития субъектной активности ребенка в условиях перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту / О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова, И.А. Рыбаков // Приволжский научный журнал. -2011. - № 4 (20). - С. 256-260

9. Ульенкова, У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В. Ульенкова // Вопросы психологии - 1983. -№ 4. - С. 62-70

10. Шалина, A.A. Личность старшего дошкольника как субъект нравственного выбора: условия и возможности развития / A.A. Шалина, О.В. Суворова, Е.В. Минаева. - Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина, 2022. - 174 с.

11. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.Э. Юстицкис. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008.-671 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат биологических наук, доцент Харрасова Гульемеш Ваисовна

Уфимский юридический институт МВД России (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент Халилуллин Фаиль Фаргатович Казанский юридический институт МВД России (г. Казань); старший преподаватель Старостин Вадим Геннадьевич

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ

ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Самооценка как сложное образование человеческой психики является одной из главных характеристик личности, имеющей отношение к психологическому благополучию. Самооценка, являясь ключевым элементом самосознания, предназначена для оценки личностью самого себя на основе знаний о себе. В работе рассмотрены различные трактовки понятия «самооценка». Описаны разновидности самооценки: адекватная (объективная) и неадекватная (завышенная и заниженная). На основании применения методик И.О. Будасси и Л.И. Вассермана представлены результаты эмпирических исследований особенностей самооценки слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Казанского юридического института МВД России. Профессионально-личностная самооценка слушателей рассмотрена как следствие соотнесения реального и идеального «Я», а так же удовлетворенности собой и сферами собственной жизни. Анализ полученных результатов показал, что большинство слушателей имеют средний уровень адекватной самооценки и пониженный уровень социальной фрустрированности.

Ключевые слова: самооценка, социальная фрустрированность, слушатели Казанского юридического института МВД России.

Annotation. Self-esteem as a complex formation of the human psyche is one of the main characteristics of a person related to psychological well-being. Self-esteem, being a key element of self-awareness, is intended for self-assessment by a person based on self-knowledge. The paper considers various interpretations of the concept of "self-esteem". The types of self-esteem are described: adequate (objective) and inadequate (overstated and understated). Based on the application of the methods of I.O. Budassi and L.I. Wasserman, the results of an empirical study of the features of self-assessment of students of the Faculty of Vocational Training, Retraining and advanced Training of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. The professional and personal self-esteem of the listeners is considered as a consequence of the correlation of the real and ideal "I", as well as self-satisfaction and the spheres of their own life. Analysis of the results showed that the majority of respondents have an average level of adequate self-esteem and a reduced level of social frustration.

Key words: self-assessment, social frustration, students of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Самооценка - это уважение, которое вам оказывают и которое вы испытываете к самому себе.

Уильям Дж. Макгрейн [7, С. 47].

Введение. Исследование самооценки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (ОВД РФ) имеет важное социально-психологическое и научно-практическое значение, так как для успешного выполнения служебных обязанностей необходимо обладать здоровой-адекватной самооценкой.

В связи с этим актуальность исследования заключается в том, что адекватный уровень самооценки является фактором успешной профессиональной деятельности и морально-психологического здоровья сотрудников ОВД РФ. Так, Л.Н. Корнеева подтверждает, что на профессиональную деятельность специалиста влияет «параметр высоты самооценки» [7, С. 4].

Итак, здоровое представление о себе (адекватная самооценка) показывает уровень личности в своих профессиональных и личных силах. И.А. Юрловская отмечает: «Еотовность к профессиональной деятельности - это не только теоретическая и практическая подготовка, но и созревание профессионального сознания и становления личности в целом».

Самооценка является предметом многочисленных трудов отечественных и зарубежных ученых: Агапов B.C., Б.Е. Ананьев, Л.И. Божович, А.К. Болотова, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, В.А. Зобков, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.И. Липкина, О.Н. Молчанов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.С. Шорохова; Р. Берне, У.Джемс, Дж. Мид, К. Мрук, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.

В следствии этого, существует множество различных трактовок понятия «самооценка» (табл. 1), которая своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования [8, С.1-348].

Исходя из множества подходов к пониманию «самооценка» все трактовки можно обобщить как «Я концепция», «образ-Ял, «представления о себе», «самоотношение», «удовлетворенность собой» и т.д.

Самооценка - это сложный компонент психики человека, которая проходя, различные этапы и уровни развития в ходе формирования личности постоянно изменяется. Елавная функция самооценки - внутренняя регуляция поведения психической жизни личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.