Научная статья на тему 'Критериально-базисный подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении математике'

Критериально-базисный подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / БАЗИСНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ / СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИЕВ / REGULATORY / COMMUNICATIVE / COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / BASIC LIST / STRUCTURAL COMPOSITION / FORMEDNESS CRITERIA / CRITERIA INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Людмила Васильевна

В статье изучается состав универсальных учебных действий в аспекте определения подхода к измерению уровня их сформированности. Выделяется базисный состав этих действий, описывается их структура с опорой на известную структуру учебных действий, и формулируются основные принципы сформированности. Выделяется комплекс показателей каждого критерия сформированности базисного универсального учебного действия, и обосновываются их достаточность и валидность для создания результативных средств оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CRITERIA-BASIS APPROACH TO ESTIMATING UNIVERSAL LEARNING SKILLS OF SCHOOLCHILDREN IN TRAINING MATHEMATICS

The article studies the composition of universal learning actions in the aspect of determining the approach to measuring the level of their formedness. The basic composition of these actions is singled out, their structure is described basing on the wellknown structure of learning actions, and the basic principles of formedness are formulated. Besides, the article specifies a set of indicators of each criterion for the formedness of a basic universal learning action and justifies their sufficiency and validity for the creation of effective means of evaluation.

Текст научной работы на тему «Критериально-базисный подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении математике»

КРИТЕРИАЛЬНО-БАЗИСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

A CRITERIA-BASIS APPROACH TO ESTIMATING UNIVERSAL LEARNING SKILLS OF SCHOOLCHILDREN IN TRAINING MATHEMATICS

Л.В. Шкерина L.V. Shkerina

Регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия, базисный перечень, структурный состав, критерии сформированности, показатели критериев.

В статье изучается состав универсальных учебных действий в аспекте определения подхода к измерению уровня их сформированности. Выделяется базисный состав этих действий, описывается их структура с опорой на известную структуру учебных действий, и формулируются основные принципы сформированности. Выделяется комплекс показателей каждого критерия сформирован-ности базисного универсального учебного действия, и обосновываются их достаточность и валидность для создания результативных средств оценивания.

Regulatory, communicative, cognitive universal learning actions, basic list, structural composition, formedness criteria, criteria indicators. The article studies the composition of universal learning actions in the aspect of determining the approach to measuring the level of their formedness. The basic composition of these actions is singled out, their structure is described basing on the well-known structure of learning actions, and the basic principles of formedness are formulated. Besides, the article specifies a set of indicators of each criterion for the formedness of a basic universal learning action and justifies their sufficiency and validity for the creation of effective means of evaluation.

Универсальные учебные действия (УУД) входят в состав требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Среди них выделены три группы УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Такой подход к определению результатов обучения при условии остающегося прежним дисциплинарного обучения ставит перед современной педагогической наукой и образовательной практикой новые задачи целенаправленного и результативного использования дидактического потенциала каждой дисциплины учебного плана для формирования и развития УУД обучающихся.

На актуальность решения этих задач указывает существующий в настоящее время заметный интерес ученых и практиков к их исследованию, поиску путей решения. В последние 5-7 лет

появилось большое количество публикаций, посвященных формированию УУД в процессе обучения. В этих работах, как правило, рассматриваются суть и некоторый перечень групп действий, составляющих УУД, предлагаются конкретные задания, способствующие их формированию.

Основное назначение УУД и их содержательные характеристики изучались в работах Л.Г. Ше-стаковой. Регулятивные действия обеспечивают организацию своей деятельности. Познавательные - это система способов познания реального мира, построения собственного исследования (совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению, использованию полученных данных и информации). Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции другого человека, умение слушать собеседника и вступать с ним в продуктивный диалог,

участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы, организовывать (или участвовать) взаимодействие и сотрудничество в группе, со сверстниками и взрослыми [Шестакова, 2014].

И.И. Богданов и А.А. Богданова рассматривают проблему формирования регулятивных универсальных учебных действий. Выделяют типы учебных заданий, способствующих их формированию. Приводят примеры таких учебных заданий при изучении школьного курса математики в 5-6 классах. Выделяют критерии сформи-рованности у учащегося регуляции своей деятельности как способность:

1) выбирать средства для организации своего поведения;

2) запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

3) планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

5) начинать и заканчивать действие в нужный момент;

6) тормозить ненужные реакции [Богданова, Богданов, 2015].

Е.С. Матвеюк выделяет умения учащихся, в которых отражаются формирование и развитие рефлексии:

- умение диагностировать то, что уже знают и то, что еще не знают;

- умение ставить перед собой определенную учебную задачу и продумывать программу ее осуществления;

- умение реализовывать намеченные планы (подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его);

- умение регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий;

- умение анализировать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями;

- умение определять направление дальнейшей работы над собой (Е.С. Матвиюк, 2016).

Ряд авторов в составе познавательных УУД выделяют общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем. Каждую из этих групп действий, в свою очередь, представляют более частными действиями. Например, в составе общеучебных определяют: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование и др. [Формирование..., 2010].

Подобный подход к характеристике состава универсальных учебных действий может привести к нежелательному их пересечению по содержанию. В приведенном примере, очевидно, что такое пересечение наблюдается в описании коммуникативных и регулятивных УУД. Детальное изучение структуры УУД необходимо для разработки валидных средств измерения уровней освоения действий, но использование подобного перечня в полном составе для характеристики показателей сформированно-сти познавательных УУД не целесообразно, т.к. приведет к усложнению процедур измерения и оценивания, к большому количеству численных

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

показателей, которые нужно обрабатывать учителю. Для оптимизации этих процессов имеет смысл выделять базисный состав показателей критерия сформированности универсального учебного действия.

Базовый состав показателей критерия сформированности каждой группы УУД определяется с принципами:

- соответствие общему требованию к классификации объектов - непересечение выделенных классов, т.е. конкретные действия, описывающие состав одной группы УУД не должны использоваться при описании другой группы УУД. Другими словами, составы показателей критериев сформированности для каждой группы УУД не должны пересекаться;

- перечень показателей критериев сформированности для каждой группы УУД должен достаточно полно представлять ее состав, соответствовать ее принятому пониманию в научной литературе;

- количество показателей критериев сфор-мированности в перечне должно быть оптимальным с позиций требований квалиметрии;

- каждый показатель критерия сформиро-ванности УУД должен быть сформулирован грамотно и понятно и не допускать разночтения.

Опираясь на сформулированные принципы и опыт других авторов, представим базис УУД.

Познавательные базисные УУД:

- формулирование цели;

- анализ, обобщение, формулирование вывода;

- моделирование;

- установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные базисные УУД:

- формулирование вопросов и ответов;

- речевое общение, участие в диалоге;

- устная и письменная монологическая речь;

- поиск и сбор информации с целью общения.

Регулятивные базисные УУД:

- составление плана и алгоритма действий для достижения цели;

- самоконтроль и самооценка;

- корректировка планов и действий на определенном этапе.

Вопросам определения критериев сформированности УУД обучающихся в формате ФГОС посвящен ряд заметных исследований.

Слово «критерий» происходит от греческого criterion - «мерило для оценки чего-либо». «Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки» [Большая советская..., 1970-1978, с. 450]. К критериям предъявляются следующие требования: объективность, устойчивость и постоянство, повторяемость в предмете, способность устанавливать меру соответствия изучаемого предмета его эталону. В работах известных психологов и педагогов предложены различные подходы к определению критериев сформированности умений учебной деятельности. А.А. Бобров, А.В. Усова пишут: «Поскольку каждый вид деятельности слагается из системы элементарных действий и операций, в качестве основных критериев, общих для всех познавательных умений, можно выделить состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полноту и свернутость» [Усова, Бобров, 1987].

Исходя из того что для выполнения любой деятельности требуются наличие системы знаний о средствах и способах действий, необходимых для осуществления данной деятельности, и освоение совокупности данных действий, А.Д. Даржания выделяет когнитивный и деятельност-ный критерии - наличие системы знаний о способах и средствах действий и владение совокупностью требуемых действий [Даржания, 2009].

Кроме этого, для успешного осуществления различного рода деятельности, подчеркивает А.Д. Даржания, необходима ориентация самого субъекта на ценностное, заинтересованное отношение к данной деятельности, осознание ее личной и общественной значимости. В этой связи она вводит мотивационный критерий сформированности умений [Даржания, 2009].

Придерживаясь в этом вопросе точки зрения А.Д. Даржания и исходя из того, что умение -это освоенный субъектом способ выполнения

действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, среди основных критериев сформированности базисных умений 2. УУД обучающихся будем выделять: когнитивный, деятельностный и мотивационный [Шке-рина, Константинова, Курсиш, 2016]. 3.

Определим показатели, характеризующие каждый из этих критериев.

Когнитивный критерий - наличие системы знаний о средствах и способах выполнения УУД. Он выражается в передаче всех существенных 4. признаков, сторон рассматриваемого процесса или явления.

Деятельностный критерий сформирован-ности УУД характеризует освоение совокупности действий, составляющих структуру базисных УУД. Он выражается показателями правильности, переноса и скорости выполнения действий.

Мотивационный критерий отражает пони- 5. мание и положительную оценку обучающимися значимости освоения базисных УУД. В качестве показателей данного критерия выступают: 6. наличие мотива к овладению данными умениями, познавательная потребность.

Представленная структура базисных универсальных учебных действий, подход к опреде- 7. лению критериев сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий и их показателей позволяют создавать валидные средства оценивания уровня сформированности этих действий как специальные задания, сконструированные на основе математических задач. 8.

Библиографический список

1. Богданова И.И., Богданов А.А. Формирование регулятивных УУД при обучении математике

учащихся 5-6 классов // Актуальные проблемы образования. 2015. № 1(18). С. 114-117. Большая советская энциклопедия (БСЭ): 3-е изд.: в 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 19701978. Т. 12. 760 с.

Даржания А.Д. Критерии и уровни сформированности организационно-управленческих умений у студентов профессионального колледжа // Молодой ученый. 2009. № 11. С. 273-276.

Мезенцева В.Ю., Газейкина А.И. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся 7-9 классов // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвуз. сб. науч. работ / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2015. С. 171-176. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 80 с.

Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

Шестакова Л.Г. Возможности аналитико-синтетической деятельности для формирования у школьников универсальных учебных действий (на материале математики) // Реализация компетентностного подхода в процессе обучения математике. Соликамск, 2014. С. 25-38.

Шкерина Л.В., Константинова А.С., Курсиш И.Ф. Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1. С. 36-42.

<С £

d pq

0

ь

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о й

2S

ш Е-

S

о

Рч

W

13

о §

к

%

о W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.