Научная статья на тему 'Критериальная основа мониторинга воспитывающей среды образовательного учреждения'

Критериальная основа мониторинга воспитывающей среды образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПАРАМЕТРЫ / КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ / MONITORING / A CLASSIFICATION OF MONITORING SYSTEMS / UP-BRINGING ENVIRONMENT / A SOCIAL COMPETENCE / CHARACTERISTICS / PARAMETERS / COMPONENTS OF THE UP-BRINGING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагайченко Наталья Николаевна

В статье автор представляет классификацию систем педагогического мониторинга, описывает систему мониторинга воспитывающей среды, направленной на формирование социальной компетентности старшеклассников. Особенное внимание с целью мониторинга уделяется характеристикам, параметрам, компонентам и показателям воспитывающей среды, отражающим уровень сформированности социальной компетентности старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criterion Basis of Monitoring of the Up Bringing Environment of the Educational Institution

In the article the author represents a classification of systems of pedagogical monitoring, describes a system of monitoring of the up bringing environment, which is aimed at formation of senior pupils’ social competence. The especial attention with the purpose of monitoring is given to characteristics, parameters, components and indicators of the up-bringing environment, reflecting a level of readiness of senior pupils’ social competence.

Текст научной работы на тему «Критериальная основа мониторинга воспитывающей среды образовательного учреждения»

УДК 37.07

Н. Н. Нагайченко

Критериальная основа мониторинга воспитывающей среды образовательного учреждения

В статье автор представляет классификацию систем педагогического мониторинга, описывает систему мониторинга воспитывающей среды, направленной на формирование социальной компетентности старшеклассников. Особенное внимание с целью мониторинга уделяется характеристикам, параметрам, компонентам и показателям воспитывающей среды, отражающим уровень сформированном^ социальной компетентности старшеклассников.

Ключевые слова: мониторинг, классификация систем мониторинга, воспитывающая среда, социальная компетентность, характеристики, параметры, компоненты воспитывающей среды.

N. N. Nagaychenko

Criterion Basis of Monitoring of the Up Bringing Environment of the Educational Institution

In the article the author represents a classification of systems of pedagogical monitoring, describes a system of monitoring of the up bringing environment, which is aimed at formation of senior pupils' social competence. The especial attention with the purpose of monitoring is given to characteristics, parameters, components and indicators of the up-bringing environment, reflecting a level of readiness of senior pupils' social competence.

Key words: monitoring, a classification of monitoring systems, up-bringing environment, a social competence, characteristics, parameters, components of the up-bringing environment.

Мониторинг - это система общенаучных и эмпирических методов познания, образованная в результате слияния различных методологических концепций и применимая на всех этапах получения нового знания для исследования любых объектов любой деятельности, независимо от предметного содержания и научной специальности [1, с. 32].

Различные классификации систем мониторинга рассмотрены в монографиях А. Н. Майорова «Мониторинг в образовании», М. И. Иродова, Т. А. Степановой, О. Ф. Рожковой, В. В. Юдина «Использование системы мониторинга для управления НПО в условиях рынка», В. А. Мокшеева «Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании».

Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как о целостном самостоятельном научно-практическом феномене. Различия в понимании его сущности, а также целеполагании и средствах осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем в каждой из областей применения.

В системе образования и воспитания мониторинг проводится педагогическими средствами с использованием особо оговоренных систем пока-

зателей и критериев и условно группируется по нескольким основаниям.

Первая группа предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т. д.

Вторая группа - мониторинг развития знаний учащихся, разработанный СИТО - голландским Национальным институтом по оценке достижений в области образования. Эта система построена с использованием модели «цель-результат» и учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений. Этими результатами пользуются педагоги и администраторы.

Третья группа системы мониторинга, построенная с использованием модели «вход-выход», была взята нами за основу в исследовании влияния воспитывающей среды на формирование социальной компетентности старшеклассников. В

© Нагайченко Н. Н., 2011

качестве входа рассматриваются характеристики воспитывающей среды, отражающие уровень сформированности социальной компетентности старшеклассников.

Четвертая группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью можно ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания и т. д.

Виды мониторинга социальных систем, к которым также относится и воспитывающая среда образовательного учреждения, определяют по их целям: информационный, базовый, проблемный и управленческий.

Информационный мониторинг предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. Базовый мониторинг выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления. Управленческий мониторинг имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений.

С учетом нашей задачи исследования мониторинг воспитывающей среды носил проблемный характер и был направлен на отслеживание развития социальной компетентности старшеклассников в динамике, с учетом закономерностей взаимодействия образовательных учреждений с внешней социальной средой, основных проблем формирования социальной компетентности в современном обществе. В то же время в короткие временные сроки проведения исследования решались вопросы инструментария педагогических технологий, направленных на эффективное внедрение модели воспитывающей среды. Проблемный мониторинг позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач: проблемный функционирования представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или проблеме; его применение не ограничено временными рамками; проблемный развития завершается после решения задачи, хотя количество параллельно существующих проблем может быть достаточно большим; его основная особенность - динамичность, когда вопросы качества, инструментария и всей его системы должны решаться в узких временных рамках.

Любая система мониторинга включает в себя определенные этапы.

Первый этап входного мониторинга - это сбор фактического материала, результатом которого является получение определенной информации об этом объекте. Данный этап позволил нам исследовать социальную ситуацию нескольких образовательных учреждений, выявить факторы среды, определить уровень развития личности и коллектива, определить события, которые необходимы для формирования социальной компетентности старшеклассников. Этап входного мониторинга включает в себя диагностику воспитывающей среды на входе и диагностику уровня подготовленности личности к событию, направленному на формирование социальной компетентности. К методам, позволяющим фиксировать эти изменения, относятся наблюдения, беседы, интервью, анализ разнообразных продуктов деятельности.

Второй этап - этап оценивания. Результатом становится информация, характеризующая состояние объекта мониторинга по определенным показателям.

Третий этап мониторинга - контроль. Результатом этого этапа становится оценка состояния объекта относительно его оптимального состояния.

Следующий этап прогнозирования позволяет получить информацию о перспективах развития объекта.

Последний этап - этап моделирования. В ходе него идет разработка приемов и способов приведения объекта мониторинга в оптимальное состояние. Результатом становится информация, содержащая такие приемы и способы.

Таким образом, мониторинг воспитывающей среды - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о воспитывающей среде или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о ее состоянии и может обеспечить прогноз развития.

Этап входного мониторинга в нашем исследовании оценивал условия образовательных учреждений для реализации основополагающего принципа воспитательного процесса воспитывающей среды, которая формирует социальность старшеклассника. Теоретические основы такого воспитательного процесса обосновал

М. И. Рожков [2]. Прежде всего, автор подчеркивает роль идей о единстве коллектива школы педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное).

Критериальная основа мониторинга воспитывающей среды образовательного учреждения 15

Руководствуясь концепцией образовательной среды, разработанной В. А. Ясвиным [3], нами выделены базовые параметры воспитывающей среды школы: широта, интенсивность, мобильность, социальная активность, модальность. Модальность воспитывающей среды характеризует воспитывающую среду с качественной точки зрения. В виде критериального показателя мы рассматриваем наличие или отсутствие в той или иной воспитывающей среде условий и возможностей для развития социальной компетентности старшеклассников. Коэффициент модальности тем больше, чем выше уровень сформированно-сти социальной компетентности у учащихся старших классов.

Широта воспитывающей среды показывает какие субъекты, объекты и процессы включены в эту воспитывающую среду, уровень организационного и психологического единства.

Интенсивность воспитывающей среды показывает степень насыщенности воспитывающей среды событиями, воспитывающими ситуациями, социальными пробами.

Мобильность воспитывающей среды служит показателем ее способности к эволюционным изменениям, к взаимоотношению с внешней средой обитания.

Социальная активность воспитывающей среды показывает уровень внутреннего и внешнего

социального потенциала воспитывающей среды. Главным критерием оценки социальной активно -сти становится количество социально активных, социально адаптивных старшеклассников, готовых творчески изменять среду обитания в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые они усвоили в условиях воспитывающей среды школы.

Выделенные параметры воспитывающей среды тесно связаны друг с другом, но в то же время независимы. И каждый параметр может иметь как высокий, так и низкий уровень. Однако системное описание обозначенных параметров позволяет осуществить системный мониторинг развития воспитывающей среды школы.

По результатам письменного опроса, анкетирования, наблюдения, интервьюирования, изучения воспитательных программ образовательных учреждений определялись коэффициенты по каждому параметру:

100 % - высокая активность;

75 % - активность выше среднего;

50 % - средняя активность;

25 % - активность ниже среднего;

10 % - пассивность.

Структура воспитывающей среды образовательного учреждения состоит из следующих компонентов, представленных в Таблице 1.

Таблица 1

Структура воспитывающей среды

Компоненты воспитывающей среды Содержание

Социально-контактный компонент - культура, образ жизни, поведение, взаимоотношения окружающих; - учреждения, группы, организации, с которыми взаимодействует школа; - устройство коллективов, место человека в коллективе, наличие неформальных и формальных органов ученического самоуправления, лидеров (изгоев), группировки; - психологический климат, атмосфера

Информационный компонент - Устав учреждения, правила внутреннего распорядка, программа развития школы, образовательная программа, программа воспитания; - традиции школы, нормы отношения, «неписанные» законы; - правила личной и общественной безопасности; - презентационные материалы; - персонально адресованные воздействия

Предметно-пространственный компонент - материальные условия; - биологические, химические, гигиенические условия

В отличие от воспитывающей среды в широком смысле, локальная воспитывающая среда -это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи [4].

Качество локальной воспитывающей среды определяется: качеством пространственно-предметного содержания среды; качеством соци-

альных отношений в среде; качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами среды.

Исходя из такого методологического подхода, мы рассматривали локальные воспитывающие среды различных школ и оценивали по 5-балльной шкале следующие показатели компонентов воспитывающей среды, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Показатели развития воспитывающей среды

Показатели Характеристики показателей

Пространственно-предметный компонент - благополучность района; - ухоженность территории; - комфортность учебных кабинетов; - оснащенность учебных кабинетов; - психологический климат

Социальный компонент - уровень взаимоотношений; - степень коллективизма; - наличие органов самоуправления; - степень развития личностного потенциала; - уровень методического обеспечения и эффективность использования образовательных ресурсов

Качество системных связей между пространственно-предметным и социальным компонентами

Результаты воздействия (эффективность) воспитывающей среды каждой школы можно представить в виде следующих обобщающих показателей: поступление в вузы; постоянные призовые места в олимпиадах, на конкурсах и т. п.; активное участие в жизни класса, школы, района, города; развитая сеть дополнительного образования; наличие действующих органов самоуправления; наличие внутришкольных средств информации (газета, журнал, радио, школьное телевидение, школьный сайт и т. п.); оснащенность школьной библиотеки; наличие действующего Попечительского совета школы (родительского актива); наличие развитой сети социальных связей.

Оценка воспитывающей среды конкретных школ, анализ состояния учебно-воспитательного процесса, причин негативных явлений и проблем дает возможность определить педагогическую стратегию, выделить приоритетные направления и первоочередные задачи.

Полученные сведения показали необходимость детального изучения проблемы и разработки модели воспитывающей среды - развертывание в процессе образования социально значимых событий, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несущих в себе воспитательный потенциал, направленный на формирование социальной компетентности учеников.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что для развития социальной компетентности старшего школьника необходимо разработать модель воспитывающей среды, от которой зависит эффективное существование социальных ролей учащихся, обеспечивается освоение и принятие ими общественных ценностей и идеалов, а

также обеспечивается реализация необходимого комплекса педагогических условий.

Основными признаками новой воспитывающей среды, сформированной на основе событийного подхода, должны стать: встреча заинтересованных друг в друге и в общем бытии субъектов; добровольность участия, свободный вход и выход; свобода и равенство участников, определяющих свою позицию; открытое межпозиционное взаимодействие; общие целевые ориентации и устремления; рефлексивные процессы, позволяющие воспитанникам осознавать происходящие события, выводящие их на индивидуальное самоопределение.

Результатом реализации модели воспитывающей среды на основе событийного подхода будет высокий уровень социальной компетентности старшеклассников, выраженной в адапти-рованности их к жизненным ситуациям, их самоутверждении и формировании активной жизненной позиции.

Библиографический список:

1. Жужков, И. В. Мониторинг: определение, соотношение с категориями: «наблюдение» и «управление» [Текст] / И. В. Жужков // Сборник научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. - Выпуск № 7. - Ставрополь, 2005.

2. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Ярославль, 2002.

3. Современная дидактика: теория-практика [Текст] / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -М. : ИТП и МИО РАО, 1993.

4. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001.

Критериальная основа мониторинга воспитывающей среды образовательного учреждения 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.