Научная статья на тему 'Кришнаизм и саморазвитие личности'

Кришнаизм и саморазвитие личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА / РЕЛИГИЯ / КРИШНАИЗМ / SELFDEVELOPMENT / PERSONALITY / VITAL VALUES / VALUED-SEMANTIC STRUCTURE / RELIGION / KRISHNAIZM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатова-сафронова Маргарита Александровна

В статье рассматриваются основные положения религии кришнаизм, а также анализируются изменения, происходящие в личностной сфере людей зрелого возраста в ходе занятий данной духовной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRISHNAIZM AND SELFDEVELOPMENT OF PERSONALITY

This article discusses the basics of religion krishnaism, as well as changes in the personal structure of people coming of mature age during the course of this spiritual practice.

Текст научной работы на тему «Кришнаизм и саморазвитие личности»

А.Г. Хорошавина, А.А. Сулейманова, Л.А. Биккинина

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЛАКУН В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ..

17. 20 0.

Ш» 2013^12^26 0. 20. http://

18. Щичко В.Ф. Теория и практика перевода. Восток wendang.baidu.com/view/f3bl7beb6294dd88d0d26b66. Запад. - М., 2004. - С. 101. html

19. 201№0Я

ABOUT CLASSIFICATION OF LEXICAL GAPS IN MODERN RUSSIAN AND CHINESE TRANSLATION

© 2013

A.G. Horoshavina, candidate of philological sciences, associate professor of the chair of «Russian Language and Linguistics» A.A. Suleymanova, assistant professor of the chair of «Foreign Languages and Translation» L.A. Bikkinina, student of the chair of «Foreign Languages and Translation»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: In this article the authors consider the most current problem of modern translation science. The analysis is performed by the material of Russian and Chinese languages. The relevance of this investigation is due to the lack of researches which study this problem with regard to Russian and Chinese languages. Keywords: lexical gaps, classification of lexical gaps, translation analysis.

УДК 159.923.32

КРИШНАИЗМ И САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

© 2013

М.А. Филатова-Сафронова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются основные положения религии кришнаизм, а также анализируются изменения, происходящие в личностной сфере людей зрелого возраста в ходе занятий данной духовной практикой.

Ключевые слова: саморазвитие, личность, жизненные ценности, ценностно-смысловая структура, религия, кришнаизм.

Одна из основных целей существования человека -саморазвитие, реализация заложенного природой потенциала. В зрелом возрасте, когда материальные и карьерные вопросы в основном решены, когда создана семья, человек приходит к пониманию того, что материальное благополучие не всегда гарантирует духовное спокойствие [1]. И начинаются поиски определенного направления саморазвития. Одно из таких направлений - древнейшие знания Индии - кришнаизм (или вайшнаизм).

Религия кришнаизм имеет глубокие корни в инду-исткой традиции, которая в 20-х годах прошлого столетия проникла в США, затем в Европу. Общины вайшна-вов имеются более чем в 200 странах мира. Все общины вайшнавов, существующие в мире, объединены в единую организацию, которая называется «Международным Обществом Сознания Кришны» (МОСК). Смысл названия в том, что все члены этого международного общества должны стремиться постоянно находиться в сознании Кришны, то есть заниматься той деятельностью, которую требует от них Кришна [2].

В вероучении этой религии можно выделить шесть основных положений. Это религиозные учения: 1) о сверхъестественных существах, 2) о душе, 3) о загробной жизни, 4) о священных книгах, 5) о молитвах, 6) о пищевых запретах [3].

В учение о душе можно выделить шесть основных идей. Первая: душа (джива) - сверхъестественная часть человека. Вторая: душа не зависит от тела. Третья: душа - целостное образование (а не совокупность мельчайших частиц, как учит буддизм). Четвертая: души существовали всегда. Пятая: души бессмертны. Шестая идея сообщает о размерах души: «Душа по своим размерам равна одной десятитысячной кончика волоса» [2].

Каждый из вайшнавов обязан 1728 раз в сутки произносить главную молитву «махамантру» («маха»- великая, «мантра» - молитва).

Большинство положений морального кодекса кришнаизма сходны с положениями, которые есть во многих религиях. Это призыв к благотворительности, это запреты убивать, воровать, ставить материальное выше духовного, лгать, изменять, курить, употреблять наркотики. Но есть два специфических момента, присущих

только кришнаизму. Первый: по моральному кодексу кришнаизма муж и жена могут вступать в интимные отношения только для зачатия детей, т.е. в большинстве случаев 3-4 раза за всю жизнь. Нарушение этого правила считается развратом. Второй: участием в азартных играх (которые запрещены) считается не только игра на деньги или заключение пари, но и посещение светских кинофильмов, спектаклей, концертов, а также спортивных соревнований.

В Казани вайшнавы появились в 1989 году, а 5 июня 1991 г. было зарегистрировано отделение Международного Общества Сознания Кришны, как Татарский проповеднический центр «САНКИРТАНА». В начале мая 1992 года у казанских кришнаитов появился свой ашрам [4].

Многие религиозные общины, в том числе и сообщество кришнаитов, чаще являются закрытыми организациями, в этом трудность их психологического исследования. В научной литературе в основном рассматриваются вопросы механизмов и средств влияния на личность в общинах и сектах [5], и мало эмпирических данных по проблеме взаимосвязи духовной практики и саморазвития людей. Таким образом, возникает вопрос, что происходит с личностью в ходе занятий духовной практикой: саморазвитие или нивелирование духовных ценностей, и насколько это безопасно?

Объектом исследования выступило саморазвитие людей зрелого возраста. Предметом - саморазвитие людей зрелого возраста в ходе занятий кришназмом [6]. Было предположено, что в ходе занятий кришнаизмом происходит саморазвитие личности посредством изменения ценностей.

Методологической основой исследования выступили теоретические положения отечественных психологов (А. Н. Леонтьева; С.Л.Рубинштейна, В.Ф.Лазурского, В.Н. Мясищева, А.Г. Ковалёва, К.К. Платонова), также рассмотрены теоретические положения зарубежных авторов (З. Фрейда, К. Юнга, Г. Олпорта, Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса, Р.Ассаджиоли). Основным теоретическим постулатом выступило утверждение Б.С. Братусь, по мнению которого духовность является не структурой, а, наряду со свободой и ответственностью,

способом существования человека, достигшего личностной зрелости [7]. На уровне духовности на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей. Таким образом, духовность выступает предпосылкой личностной свободы и автономии.

Также были проанализированы основные положения духовной практики кришнаизма.

Методы исследования и обработки полученных данных включали логико-теоретический анализ, диагностические методы (тестирование), а также математическую обработку данных (статистическое сравнение средних показателей по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ).

Эмпирический инструментарий представлен опросником САТ (POI- Personal Orientation Inventory, содержащий 14 шкал, определяющий параметры самоактуализации), морфологическим тестом жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова Л.В. Карпушиной (содержит 14 шкал, диагностическим конструктом являются терминальные ценности).

Тестирование проходило непосредственно на территории Общества Сознания Кришны (ОСК) г. Казани. В исследовании приняло участие 60 человек зрелого возраста (от 30 до 45 лет), которые были поделены на две выборки. Первую выборку составили 30 «новичков» (15 мужчин и 15 женщин), те, кто приходили на воскресные праздники кришнаитов как гости (интересующиеся) и начинающие (духовная практика не более 3-х месяцев). Основные профессии людей этой выборки - менеджеры различных направлений, дизайнеры, несколько людей рабочих специальностей. У всех респондентов высшее и средне-специальное образование, все состоят в браке. Во вторую выборку вошло 30 человек (15 мужчин и 15 женщин), практикующих духовный путь от пяти до 16 лет. Респонденты различного материального и социального положения, состоят в браке, у некоторых пар нет детей. В этой выборке присутствовали люди, занятые работой как исключительно в ОСК, так и в миру.

На рис. 1 представлена гистограмма средних значений по методике САТ, отражающей ценности в обеих группах испытуемых. 45-55 баллов по ценностям свидетельствуют о психической норме. Диапазон самоактуализации составляет 55-70 баллов. Зашкаливание результатов свидетельствует о сильном влиянии на результаты обследования фактора социальной желательности, стремления испытуемого выглядеть в более благоприятном свете. Результаты ниже 45 баллов могут свидетельствовать о наличии неврозов.

Как видно из рис.1. в группе «новичков» средние значения по шкалам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12,13, 14 находятся в пределах психической нормы. Данные шкал 7, 8, 9, 10 - в диапазоне самоактуализации. Это может свидетельствовать о том, что исследуемые высоко ценят свои достоинства и положительные качества, уважают себя за них (шкала 7), объективно принимают себя такими, какие есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (шкала 8). Исследуемые 1-ой группы воспринимают других с положительной точки зрения, т. е. с позиции Добра (шкала 9). Средние значения показывают, что исследуемые воспринимают окружающий мир, происходящее в нём и людей целостно, во взаимосвязанности противоположностей, например: игра - работа; телесное - духовное (шкала 10).

Во второй группе средние значения по шкалам 1, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14 находятся в пределах нормы. Данные шкал 2, 3, 4, 5, 11 находятся ниже нормы. Это указывает на то, что испытуемые 2-й группы, практикующие духовную практику более пяти лет, находятся в высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности, т.е. извне направляемые личности (шкала 2). Они не разделяют общепринятые метаценности (Добро,

Красота, Справедливость и т.д.) или ценности бытия, не верят в человечество и людей (шкала 3). Низкие показатели по шкале 4 свидетельствуют об отсутствии гибкости в поведении человека, в реализации своих ценностей, во взаимодействии с окружающими людьми, в способности быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия. Низкие значения по шкале 5 отражают неглубокое осознание или осознанное отречение от собственных чувств и потребностей, по шкале - о нежелании человека принимать свое раздражение, гнев, агрессию как естественные проявления человеческой природы.

зо:

20:

ю:

ш

□ 1 группа

□ 2 группа

1 2 3 4 5 6 7 S 9 10 11 12 13 14

Примечание:

1. Тс Компетентность во времени

2. I шкала поддержки

3. Savценностные ориентации

4. Ех гибкость поведения

5. Fr сензитивность

6. S спонтанность

7. Sr самоуважение

S. Sa самопринятие

9. Ne представление о природе человека

10. Sy синергия

11. А агрессивность

12. С контактность

13. Cog познавательные потребности

14. Сгкреативность

Рисунок 1 - Средние значения по методике САТ Статистическое сравнение результатов показало наличие достоверных различий практически по всем показателям, за исключением шкал 13, 14 (см. Табл.1).

Таблица 1 - Результаты статистического сравнения средних значений по методике САТ

№ Шкалы САТ t р

1 Тс Компетентность во времени 3,85 0,001

2 I шкала поддержки 4,77 0,001

3 Sav ценностные ориентации 5,95 0,001

4 Ех гибкость поведения 4,01 0,001

5 Fr сензитивность 3,69 0,001

6 S спонтанность 4,36 0,001

7 Sr самоуважение 2,77 0,01

8 Sa самопринятие 3,97 0,001

9 № представление о природе человека 2,86 0,01

10 Sy синергия 4,16 0,001

11 А агрессивность 4,96 0,001

12 С контактность 4,17 0,001

Можно утверждать, что ценностная сфера начинающих адептов находится в пределах общепринятой нормы, а процессы самости - самоуважение, самопринятие - в диапазоне самоактуализации, что свидетельствует о процессах саморазвития данной категории людей. У кришнаитов со стажем (испытуемых 2-ой группы) значения по 12 шкалам достоверно ниже; ни по одной шкале нет значений в области самоактуализации, а в позициях Поддержка, Ценностные ориентации, Гибкость поведения, Сензитивность и Агрессивность данные находятся в диапазоне ниже нормы.

Это показывает, что исследуемые не проявляют активности в связях с внешним миром, не ориентируются на общепринятые нормы. Снижение сензитивности и агрессивности может указывать на то, что данные эмоциональные аспекты не являются актуальными для тех, кто занимается духовной практикой более 5-лет в силу религиозных положений.

На Рис.2. представлены графики терминальных ценностей и жизненных сфер испытуемых обеих групп, полученных при помощи методики МТЖЦ.

Рисунок 2 - Средние значения по методике МТЖЦ

Как видно из Рис.2 у испытуемых первой группы наибольшее значение имеет шкала 7 - «Достижение», что говорит о большой ценности этой мотивационной структуры в жизни исследуемых. Стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни, большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки. Наименьшее значение зафиксировано по шкале 11 - «Сфера семейной жизни», что свидетельствует о том, что данная область не является определяющей в жизни данных людей. Средние значения по остальным шкалам свидетельствуют о том, что ценности и жизненные сферы значимы и важны для испытуемых первой группы, причем одинаково ценны и духовные ценности, и материальные.

Во второй группе наивысший балл отмечен по шкале 2 - «Духовное удовлетворение», можно предположить, что духовная составляющая преобладает в жизни испытуемых. Наименьшее значение по шкале 6 - «Высокое материальное положение». С уверенностью можно сказать, что фактор материального благополучия не является главным смыслом существования участников 2-ой группы. Это подтверждается и тем, что блок нравственно-деловых ценностей выражен более динамично, ярко и значимо, чем блок эгоистично-престижных ценностей.

На Рис. 2 отчетливо видны различия по шкалам в обеих выборках, что подтверждено математической обработкой (Табл.2).

Наибольшее расхождение наблюдается по шкалам 1 «Развитие себя», 3 «Креативность», 4 «Активные социальные контакты», 5 «Собственный престиж», 6 «Высокое материальное положение», 7 «Достижение», 8 «Сохранение собственной индивидуальности» (достоверные различия при р=0,001). Это доказывает, что испытуемые обеих выборок имеют разные отношения к оценке аспектов мотивационно-нравственной области.

Таблица 2 - Результаты статистического сравнения средних значений по методике МТЖЦ

№ Шкалы МТЖЦ t R № Шкалы МТЖЦ t R

1 Развитие себя 9,35 0,001 8 индивидуально сти 10^6 0,001

2 Духовное удовлетворение 2.64 0,05 9 Сфера профессиональнойжизни S .76 0.001

3 Креативность 8,61 0,001 10 Сфера образования 10^3 0,001

4 Активные социальные 6.47 0,001 11 Сфера семе иной жизни 3,50 0,001

С о б стве нный пр е стиж 5=50 0,001 12 Сфера общественной активности 4,90 0,001

6 Высокое матернал&ное 14,39 0,001 13 Сфера увлечений 6,26 0,001

■ Достижение 9,23 0,001 14 Сфера физической активности 6,89 0,001

Как видно из Рис.3. ценностно-мотивационная структура в группе «новичков» представлена 22 взаимосвязями. Системообразующими компонентами являются показатели по шкалам «Сг. Креативность» (8 связей) и <^г. Самоуважение».

Креативность - это выраженность творческой направленности личности, стремление человека к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни, стремление избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Люди с таким выраженным качеством устают от размеренного хода своей жизни и всегда стараются внести в нее что-то новое, и не случайно такие люди заинтересовались духовной практикой. Для таких людей характерны изобретательность и увлеченность в самых обыденных ситуациях. Например, развитие в сфере физической активности. Она отражает значимость физической активности и физической культуры как элемента общей культуры для человека. Такие люди считают, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека, что необходимо уметь чередовать интеллектуальную деятельность с физической, что красота и внешняя привлекательность связаны со здоровым образом жизни, с физкультурой и спортом. Здоровая физическая жизнь поддерживает творческий дух человека зрелого возраста, помогает ему оставаться как можно дольше молодым и сильным.

А-Агрессивность Сг-Креапшность Зг-С ам »уважение

Хс-Представление о природе человека Со^-Познавательные потребности 7с Компетентность ео времени С- Контактность Йу-Синергия

Для выявления более глубоких различий в ценност-но-мотивационной структуре респондентов был проведен корреляционный анализ. На Рис. 3, 4 представлены плеяды полученных взаимосвязей.

Условные обозначения:

IJ Шкалы МТЖЦ I с Шкапы CAT

' Связь умеренная приО.ЗD.4S;

====== Связь средняя приОгз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-Развитие себя

2-Духовное удовлетв орение

3-Креативность

4-Активные социальные контакты ^-Собственный престиж 6-Еысокое материальное положение ^-Достижение

9-Сфера профессиональной шгзни

10-С фер= образ ов ання

12-Сфера общественной активности

13-С<| ера увлечений

14-Сфера физической активности

Рисунок 3 - Корреляционная плеяда ценностно-мо-

тивационной структуры в первой выборке Ещё один аспект самоактуализации человека зрелого возраста, начинающего заниматься духовной практикой - это самоуважение, - определяет способность человека ценить свои достоинства и положительные качества, уважать себя за них. Самоуважение связано с реализацией себя в сфере профессиональной жизни. Для такого человека имеет большое значение его профессиональная деятельность. Он отдаёт много времени своей работе, включаются в решение всех производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека.

Обращает внимание тот факт, что системообразующие компоненты имеют исключительно положительные прямые и опосредованные взаимосвязи со всеми показа-

телями, а наиболее тесно связаны с активными социальными контактами, сферой физической активности, достижениями, сферой профессиональной жизни. То есть, усиление одних качеств приводит к развитию других.

Во второй группе (Рис.4) структура несколько иная. Несмотря на то, что системообразующий компонент совпадает с таковым в первой выборке, характер взаимосвязей совершенно иной.

Рисунок 4 - Корреляционная плеяда ценностно-мо-

тивационной структуры во второй выборке Из 16 взаимосвязей, наибольшее количество имеет показатель «8г. Самоуважение» (8 связей), однако со всеми шкалами за исключением «достижений» имеются обратные взаимосвязи. Наиболее тесная взаимосвязь с показателем «Сфера общественной активности», свидетельствующая о том, что угнетение одного показателя жестко влияет на развитие другого.

Выраженные связи с показателями «Сфера увлечений», «Развитие себя», «Духовное удовлетворение», «Активные социальные контакты», «Высокое материальное положение» выступают как признак того, что влияние одного показателя на другой выражено неактивно.

Другим системообразующим компонентом выступает показатель «Ех. Гибкость поведения». Он также как и основной показатель имеет обратные взаимосвязи с активными социальными контактами, высоким материальным положением; и положительно взаимосвязан со шкалой 7 «Достижение».

Между собой системообразуюшие компоненты обратно опосредованно взаимосвязаны, что может свидетельствовать о некой дестабилизации личностной структуры.

Таким образом, исследование показало, что саморазвитие людей зрелого возраста происходит, однако характер этого развития несколько отличается от общепринятого. Можно утверждать, что у людей, занимающихся духовной практикой кришнаизма более пяти лет, происходит угнетение практически всех не только внешних (материальная, общественная, социальная, увлечения) областей жизни, но и внутренних областей, таких как духовное удовлетворение и развитие себя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотова А.К. Время и развитие личности в онтогенезе. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо,2005. - 524 с.

2. Дворкин А.Л. Сектоведение // www.koob.ru.

3. Ватман С.В. Современный вайшнашнаизм: история, учение, практика //Жизнь и безопасность. 1999, № 3-4 //www. kazan.hari.ru

4. www.kazan.hari.ru

5. Ахмеров Р.А. Субъективная картина жизненного пути у представителей религиозной секты Иеговы // Известия

Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук».- 2005 - № 1.- С. 126-137.

6. Филатова-Сафронова М.А. Саморазвитие людей зрелого возраста в ходе занятий духовной практикой // Материалы Конкурса научных работ среди студентов, аспирантов и преподавателей ИЭУП «Современные тенденции развития духовного воспитания молодежи» (декабрь, 2009), Казань: Изд-во «Познание» ИЭУП, 2009. - С. 232-238.

7. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005. - 524 с.

KRISHNAIZM AND SELFDEVELOPMENT OF PERSONALITY

© 2013

M.A. Filatova-Safronova, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Psychology of development and psychophysiology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: This article discusses the basics of religion krishnaism, as well as changes in the personal structure of people coming of mature age during the course of this spiritual practice.

Keywords: selfdevelopment, personality, vital values, valued-semantic structure, religion, krishnaizm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.