Научная статья на тему 'КРИПТОВАЛЮТА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ США: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ'

КРИПТОВАЛЮТА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ США: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1587
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОПЕРАЦИИ С КРИПТОВАЛЮТАМИ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / БИТКОЙН / ФИАТНЫЕ ДЕНЬГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмичев Максим Геннадьевич

В статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования электронных денежных средств в США. Изучаются вопросы налогообложения криптовалют и противодействия преступным деяниям, для совершения которых они могут использоваться. Дается определение понятия «криптовалюта», исследуется история ее создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRYPTOCURRENCY IN THE LEGAL SYSTEM OF THE USA: ISSUES OF LEGAL REGULATION, TAXATION AND COUNTER CRIME

The article examines some features of the legal regulation of electronic money in the United States. The issues of taxation of cryptocurrencies and counteraction to criminal acts for which they can be used are studied. The definition of the concept of «cryptocurrency» is given, the history of its creation is studied.

Текст научной работы на тему «КРИПТОВАЛЮТА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ США: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ»

Кузьмичев Максим Геннадьевич

Криптовалюта в правовой системе США: вопросы правового регулирования, налогообложения и противодействия преступлениям

В статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования электронных денежных средств в США. Изучаются вопросы налогообложения криптовалют и противодействия преступным деяниям, для совершения которых они могут использоваться. Дается определение понятия «криптовалюта», исследуется история ее создания.

Ключевые слова: налогообложение, операции с криптовалютами, отмывание денег, биткойн, фиатные деньги.

Cryptocurrency in the legal system of the USA: issues of legal regulation, taxation and counter crime

The article examines some features of the legal regulation of electronic money in the United States. The issues of taxation of cryptocurrencies and counteraction to criminal acts for which they can be used are studied. The definition of the concept of «cryptocurrency» is given, the history of its creation is studied.

Keywords: taxation, cryptocurrency transactions, money laundering, bitcoin, fiat money.

Среди ученых и практиков существуют различные точки зрения на сущность, перспективы развития, преимущества и потенциальные проблемы использования виртуальных денег. Одни исследователи полагают, что создание электронного платежного средства - криптовалюты является закономерным этапом развития финансовой системы на фоне инновационных достижений в сфере цифровых технологий. Вторые выступают против подобных нововведений в современной платежной системе, третьи не придают значения криптовалютам и предпочитают занимать нейтральную позицию по отношению к данному явлению.

В различных государствах подходы к правовому регулированию виртуальных валют также отличаются. В некоторых странах приняты ограничительные меры или запреты на их использование, в других, наоборот, разработаны специальные законы, легализующие их. Однако независимо от этого криптовалюты активно развиваются и используются в качестве платежных средств во всем мире.

Прежде, чем переходить к освещению актуальных проблем и перспектив использования криптовалют, представляется необходимым проанализировать историю их создания и развития. Криптовалюты часто ассоциируют с биткойном, представляющим собой программ-

ное обеспечение с открытым исходным кодом. Именно с ним оказалось связано развитие децентрализованных криптовалют как нового средства платежей, которое начало широко использоваться в 2013-2014 гг. С 2017 г. заработали специальные криптосервисы и магазины, в которых расчеты производятся с помощью виртуальных денежных средств.

Главная трудность, возникающая в сфере правового регулирования криптовалют, заключается в отсутствии общепринятого определения этого понятия. Сегодня под криптовалютой понимают: 1) вид цифровой денежной единицы; 2) денежные средства, созданные на основе криптографических методов.

Согласно определению Сатоши Накамото [1], создателя биткойна, это одноранговое устройство системы электронных денег, позволяющее совершать электронные переводы между участниками транзакции напрямую, т. е. без посредников [2].

Криптовалюту также определяют как цифровую валюту, «которая обычно не имеет централизованного органа по выдаче или регулированию, использует децентрализованную систему для записи транзакций и управления выпуском новых единиц и которая опирается на криптографию для предотвращения контрафакции и мошеннических операций» [3].

38

Ян Ланский, например, считает, что крипто-валюта - это система, отвечающая следующим условиям:

имеет децентрализованный характер, который поддерживается с помощью распределенного консенсуса;

осуществляет мониторинг единиц криптова-люты и их принадлежности владельцу;

определяет возможность создания новых единиц криптовалюты, обстоятельства их происхождения и способ установления права собственности на эти новые единицы;

ограничивает возможность определения права собственности на единицы криптовалю-ты криптографическими методами;

позволяет выполнять транзакции с изменением права собственности на криптографические единицы [4].

В 1983 г. С. Брэндс и Д. ли Чаум первыми предложили использовать виртуальные деньги вместо бумажных.

В 1997 г. А. Баков рекомендует применять систему Hashcash для противодействия DDoS-атакам и решения такой проблемы, как рассылка спама. Данная система стала основой для создания цепочки блокчейна и первой виртуальной валюты в мире - биткойна.

В 1998 г. Н. Сабо и В. Даем практически одновременно предложили свои концепции крипто-валют - Bit Gold и B-Money соответственно. Более того, Н. Саб создал децентрализованную систему по управлению инфляцией, Х. Финни -цифровую цепь хеш-блоков для Hashcash.

В середине 1990-х гг. компания DigiCash одной из первых предприняла попытку создать цифровые деньги. Разработанная ею технология обеспечивала анонимность электронных транзакций и в отличие от большинства современных крипто-валют носила централизованный характер. Однако компания DigiCash обанкротилась, так и не успев полностью реализовать свои идеи.

Следует заметить, что понятие «криптовалю-та» не использовалось до появления системы «Блокчейн» и биткойнов. Первая версия биткойна v0.1 была запущена в начале 2009 г. Затем Сатоши Накамото вместе со своей командой приступил к ее доработке, благодаря чему она стала проще в использовании. В тот же период был сгенерирован первый блок и около 50 монет, осуществлена финансовая транзакция в размере 10 биткойнов между Сатоши Накамото и Х. Финни. В том же году М. Мал-ми произвел обмен криптовалюты на фиат-ные деньги: пользователю NewLibertyStandard были переданы 5 050 биткойнов, за что М. Мал-ми посредством PayPal получил 5,02 долл.

В 2013 г. были созданы PoW-валюта Primecoin, Dodgecoin, Quark, Auroracoin, BlackCoin, Burstcoin, Dash, DigitalNote, Monero, Ethereum и Ethereum Classic, SixEleven, IOTA, Zcash, Decred, Waves Platform.

Исходя из основных системообразующих характеристик новой группы валют, можно отметить, что виртуальная валюта - это электронная валюта, которая не финансируется государством и не поддерживается центральным банком. Преимуществами ее являются более низкая стоимость транзакций и более быстрая скорость перевода средств за предоставленные услуги.

В 2013 г. Агентство по борьбе с финансовыми преступлениями (далее - FinCEN, Сеть), представляющее собой бюро в составе Министерства финансов США, определило виртуальную валюту как средство обмена, функционирующее в качестве валюты, однако не обладающее всеми ее атрибутами (например, в ряде стран она не имеет статуса законного платежного средства) [5].

Так, некоторые виртуальные валюты уже используются в качестве платежного средства в онлайн-играх или в цифровом мире, однако для них не существует эквивалентной стоимости в национальной валюте, т. е. они относятся к так называемым неконвертируемым валютам. С другой стороны, виртуальная валюта, которая имеет эквивалентную стоимость и может быть куплена и продана с использованием законных платежных средств, называется конвертируемой. Криптовалюты относятся как раз ко второму виду и представляют собой один из самых популярных типов конвертируемых венчурных капиталов. Они используют такие механизмы безопасности, как криптография, для создания единиц валюты и контроля транзакций.

Криптовалюта непосредственно связана с технологией «Блокчейн», основное свойство которой заключается в обеспечении анонимности транзакций. Ее можно рассматривать как последовательную распределенную базу данных, в которой вся предыдущая история транзакций хранится и совместно используется в цепочке блоков в публичной записи [7].

С 2016 г. технология «Блокчейн» является наиболее популярным направлением в рассматриваемой сфере. На сегодняшний день в ней представлены более 700 криптовалют. Основными факторами, способствующими ее развитию, являются скорость транзакций, снижение совокупной стоимости владения, неизменность и прозрачность [8].

39

Однако при анализе потенциала использования технологии «Блокчейн» отмечается ряд значимых рыночных барьеров и рисков: большой размер первичных вложений; трудности, связанные с обеспечением безопасности и конфиденциальности пользователей;

недостаточное нормативно-правовое обеспечение вопросов ее использования в различных сферах;

размывание сетевого эффекта, что впоследствии приводит к унификации системы;

изменение в бизнес-процессах ввиду внедрения приложений на основе технологических платформ «Блокчейн», требующих больших временных и материальных затрат [8].

Перечень рисков технологии «Блокчейн» и использующих ее криптовалют не ограничивается указанными выше. Появление виртуальных валют создает проблемы для федеральных агентств, отвечающих за финансовое регулирование, правоохранительную деятельность, защиту прав потребителей и инвесторов. Эти проблемы частично связаны с определенными характеристиками виртуальных валют, такими как более высокая степень анонимности, которую они обеспечивают, и легкость, с которой их можно отправлять через границу. При этом цифровые деньги могут использоваться для финансирования терроризма и совершения других преступных деяний, в частности отмывания денег и уклонения от уплаты налогов.

Соответственно, появление и распространение криптовалют вызывают у властей закономерное беспокойство, в том числе связанное с их оборотом в условиях современной правовой системы. К примеру, в 2011 г. FinCEN опубликовало комментарии к предлагаемым изменениям в так называемые «правила ведения учета» и иные нормативные акты, реализующие Закон о банковской тайне, в том числе касающиеся операторов денежных средств (т. е. фирм, оказывающих расчетно-кассовые услуги). Так, пользователь, который получает конвертируемую виртуальную валюту и использует ее для покупки реальных или виртуальных товаров либо услуг, не является оператором денежных средств. Подобная деятельность объективно не попадает под определение услуг по передаче денег и не регламентируется правилами регистрации, отчетности и ведения учета для операторов денежных средств FinCEN [9].

В 2013 г. было опубликовано руководство по применению правил FinCEN, адресованных пользователям виртуальных валют [5], призванное урегулировать деятельность как физи-

ческих, так и юридических лиц в этой сфере. В рамках этого документа пользователь (человек, приобретающий конвертируемую виртуальную валюту для покупки товаров и услуг) действительно не рассматривается как оператор денежных средств, на него не распространяются соответствующие нормы и правила, установленные РтСЕЫ для регулирования их деятельности [5].

Однако применительно к виртуальным валютам выделяются еще две категории субъектов - администратор и «обменник». В правилах РтСЕЫ они рассматриваются как операторы денежных средств и их деятельность регулируется соответствующим образом. Администратор - это лицо, занимающееся выпуском виртуальной валюты и имеющее право ее выкупать. «Обменник» - это лицо, занимающееся обменом виртуальной валюты на реальные денежные средства или другую цифровую валюту.

РтСЕЫ проведен анализ различных видов деятельности с виртуальной валютой и определен нормативный режим для администраторов и «обменников» в отношении следующих активов:

электронных валют и электронных драгоценных металлов;

централизованных конвертируемых виртуальных валют;

децентрализованных конвертируемых виртуальных валют.

Для последних переводчиком денег становится администратор репозитория либо иное лицо, использующее доступ к услугам конвертируемой виртуальной валюты для ее приема и передачи от имени других лиц.

Децентрализованные конвертируемые виртуальные валюты также не имеют механизма предоставления или продажи предоплаченного доступа, центрального хранилища и единого администратора. Пользователи приобретают валюту за счет собственных вычислительных или производственных усилий. Отправителем денег становится лицо, которое создает конвертируемые виртуальные валюты и продает их другим лицам [5]. Последние являются «обменника-ми», если передают валюту третьим лицам [5].

В ситуации, когда виртуальная валюта была создана и использована для приобретения какого-либо товара или услуги, данное лицо не получает статуса отправителя денег и его действия не подлежат регулированию [5]. в соответствии с правилами РтСЕЫ лицо, участвующее в обмене реальной валюты на виртуальную, не является дилером иностранной валюты.

40

Процесс обретения пользователем электронных денег характеризуют такими укоренившимися понятиями, как «майнинг», «сбор», «добыча», «создание», «автоматическое создание», «производство» либо «покупка» в зависимости от особенностей виртуальной валюты.

Вывод о том, что лицо не является отправителем денег, делается не на основе механизма, с помощью которого оно получает конвертируемую виртуальную валюту, а исходя из то, для чего ее использует, и кто является выгодоприобретателем.

В 2015 г. прокуратура США совместно с FinCEN оштрафовала компанию Ripple Labs Inc. и ее дочернюю фирму XRP II LLC за оказание денежных услуг и продажу собственной виртуальной валюты без регистрации в данной Сети [9].

Служба внутренних доходов (далее - IRS) характеризует виртуальные валюты как представление стоимости в цифровом виде, средство обмена, единицу счета либо способ хранения стоимости без статуса легального платежного средства [10].

В марте 2014 г. IRS выпустил уведомление, «предоставляющее основную информацию о последствиях федерального налога США для транзакций или операций, которые используют виртуальную валюту». В этом уведомлении электронные деньги рассматриваются в виде собственности, к которой применяются общие принципы налогообложения к транзакциям с использованием виртуальной валюты. Таким образом, каждая такая транзакция облагается налогом, что обязывает пользователя отслеживать прибыль или убытки для обеспечения налоговых выплат в соответствии с требованиями IRS [11].

В то же время принципы налогообложения собственности и операций с ней не совместимы напрямую с виртуальными валютами. Например, в соответствии с исключением положения 1031 из Налогового кодекса (IRC) транзакции «бизнеса или инвестиционной собственности» [12] не будут включать в себя налог или ограниченный налог, подлежащий уплате на момент обмена; это исключение можно использовать, объявив обмен виртуальной валюты инвестицией, что позволит избежать налогообложения. Эта лазейка была рассмотрена в Публичном законе № 115-97 2017 г. В сентябре этого же года был подготовлен законопроект HR 3708 с целью изменения IRC 1986 г., разработчики которого предлагают исключить из валового дохода доход от продажи или обмена виртуальных валют, не превышающий 600 долл. [13].

За последние несколько десятилетий Соединенные Штаты приняли несколько нормативных актов о борьбе с отмыванием денег. Согласно Закону о борьбе с отмыванием денег 1986 г. указанное деяние является федеральным преступлением . Закон о банковской тайне 1970 г. установил требования к ведению учета и отчетности с целью определения объема, источника, вовлеченных третьих сторон, места назначения транзакций [14]. Программа идентификации клиентов (далее - CIP) - это еще один свод правил, направленных на борьбу с отмыванием денег, в основном требующий от компаний особого внимания при установлении личности своих клиентов. Требования CIP для идентификации клиентов предусматривают сбор следующей информации: имя клиента, дата рождения, адрес и идентификационный номер [15].

Специфика законодательства США такова, что отдельные штаты могут самостоятельно устанавливать правила обращения с виртуальной валютой. Так, некоторые из них положительно оценивают использование виртуальной валюты в торговых обменах путем юридической идентификации компонентов, участвующих в электронной транзакции. Дружественными виртуальной валюте можно считать те штаты, которые не разделяют транзакции, основанные на технологии «Блокчейн», и «традиционные» транзакции с использованием посредника в виде банковской системы, и не требуют соблюдения дополнительных правил/лицензий для применения технологии «Блокчейн» в транзакциях [16]. Рассмотрим два различных подхода к правовому регулированию криптовалюты на примере штатов Нью-Йорк и Аризона.

В штате Нью-Йорк любая компания, желающая хранить, продавать или покупать криптовалюты, должна приобрести лицензию BitLicense. Хотя эта лицензия будет стимулировать торговлю криптовалютой путем легализации ее использования в транзакциях, она влечет значительные расходы для заявителя. Например, стоимость заявки на получение лицензии составляет 5 тыс. долл., при этом гарантии того, что она будет выдана, отсутствуют [17]. Требования, предъявляемые к претендентам на ее получение, очень жесткие, что связано с усилиями правительства, направленными на предотвращение возможного отмывания денег при проведении транзакций. С другой стороны, в Аризоне нет законодательно утвержденных правил, которые бы принуждали пользователей вести учет своих транзакций с использованием криптовалюты.

41

Таким образом, различие позиций властей в нормативно-правовом регулировании крипто-валют может иметь соответствующие последствия в плане эффективности нормативных актов, позволяющих прокурорам преследовать в судебном порядке лиц, причастных к незаконным финансовым операциям, связанным с отмыванием денег. В связи с этим возникает вопрос: насколько свойство анонимности технологии «Блокчейн» защищает личные данные пользователей? Технически криптовалюта предлагает идеальную конфиденциальность обеим сторонам транзакции независимо от публичной информации, которая состоит только из электронных адресов и переведенной суммы . На практике, помимо конвертации между фиатной валютой и криптовалютой (например, когда человек хочет обменять свои деньги на биткойны, ему может потребоваться предо-

ставить удостоверяющие личность документы для проверки), личность может быть легко раскрыта на этапах продолжения транзакции. Недавняя публикация, сделанная группой исследователей из Принстонского университета, определила способ утечки информации во время покупки цифровых денег, который позволяет устанавливать личность пользователя. Это открытие породило термин «псевдонимность» [18].

В заключение отметим, что криптовалюта, зачастую воспринимаемая как гарантия обеспечения анонимности, полностью не защищает от утечки информации и раскрытия личности участников транзакций. В то же время она может использоваться для выявления противоправных действий в виртуальном мире, в первую очередь связанных с налогообложением и отмыванием денег.

1. Zelic D., Baros N. Cryptocurrency: General Challenges of Legal Regulation and the Swiss Model of Regulation // Managerial Issues in Modern Business: 33rd International Scientific Conference on Economic and Social Development/ ed. by T. Studzieniecki, M. Kozina, D.S. Alilovic. Warsaw, 2018.

2. Накамото С. Биткойн: система цифровой пиринговой наличности. URL: https://bitcoin. org/files/bitcoin-paper/bitcoin_ru.pdf (дата обращения: 17.09.2020) (Nakamoto S. Bitcoin: a system of digital peer-to-peer cash. URL: https:// bitcoin.org/files/bitcoin-paper/bitcoin_ru.pdf (date of access: 17.09.2020).

3. Cryptocurrency // Merriam Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster. com/dictionary/cryptocurrency (date of access: 17.09.2020).

4. Lansky J. Possible State Approaches to Cryptocurrencies//Journal of Systems Integration. 2018. № 5.

5. Application of FinCEN's Regulations to Persons Administering, Exchanging, or Using Virtual Currencies. URL: https://www. fincen.gov/resources/statutes-regulations/ guidance/application-fincens-regulations-persons-administering (date of access: 08.03.2020).

6. Lawrence H. The troubling suppression of competition from alternative monies: the cases of the liberty dollar and e-gold// Cato Journal. 2014.

7. Van Alstyne M. Why Bitcoin has value // Communications of the ACM. 2014. Vol. 57. № 5.

8. Chernov A., Chernova V. Global Blockchain Technology Market Analysis - Current Situation and Forecast // Managerial Issues in Modern Business: 33rd International Scientific Conference on Economic and Social Development / ed. by T. Studzieniecki, M. Kozina, D.S. Alilovic. Warsaw, 2018.

9. URL: https://www.irs.gov/newsroom/irs-virtual-currency-guidance (date of access: 08.03.2020).

10. FinCEN Fines Ripple Labs Inc. in First Civil Enforcement Action Against Virtual Currency Exchanger. URL: https://www.fincen.gov/news/ news-releases/fincen-fines-ripple-labs-inc-first-civil-enforcement-action-against-virtual (date of access: 18.03.2020).

11. URL: www.irs.gov/pub/irs-drop/n-14-21 .pdf (date of access: 08.03.2020).

12. Like-Kind Exchanges Under IRC Code Section 1031. Like Kind Exchanges Under IRC Code Section 1031 | Internal Revenue Service. URL: https://www.irs.gov/newsroom/like-kind-exchanges-under-irc-code-section-1031 (date of access: 08.03.2020).

13. Brady and Kevin. H.R.1 - 115th Congress (2017-2018): An Act to Provide for Reconciliation Pursuant to Titles II and V of the Concurrent Resolution on the Budget for Fiscal Year 2018. Dec. 22, 2017. URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/ house-bill/1/text (date of access: 11.03.2020).

14. History of Anti-Money Laundering Laws. Financial Crimes Enforcement Network. URL: https://www.fincen.gov/history-anti-money-laundering-laws (date of access: 14.03.2020).

42

15. Customer Identification Program -Overview. FDIC: Federal Deposit Insurance Corporation Aug. 24, 2007. URL: https://www.fdic. gov/regulations/examinations/bsa/ffiec_cip.pdf (date of access: 14.03.2020).

16. Arizona Passes Groundbreaking Blockchain and Smart Contract Law - State Blockchain Laws on the Rise // New Media and Technology Law Blog. 2017. Apr. 20.

17. Regulations of the superintendent of financial services part 200. URL: https://www.dfs. ny.gov/legal/regulations/adoptions/dfsp200t.pdf (date of access: 14.03.2020).

18. When the Cookie Meets the Blockchain: Privacy Risks of Web Payments via Cryptocurrencies. URL: https://www. arxiv.org/abs/1708.04748 (date of access: 16.03.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кузьмичев Максим Геннадьевич, соискатель Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

M.G. Kuzmichev, Applicant for a Candidate's degree at MGIMO (u) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; e-mail: [email protected]

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.