Научная статья на тему 'Крипто активы как объект гражданских прав и их оборотоспособность'

Крипто активы как объект гражданских прав и их оборотоспособность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
707
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
криптоактивы / криптовалюта / объекты гражданского права / блокчейн / крипто-биржи / оборотоспособность. / crypto assets / cryptocurrency / civil rights objects / blockchain / crypto exchanges / turnover.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касымжан Садуллаев, Дилором Караходжаева

В настоящей статье была рассмотрена роль криптоактивов в системе объектов гражданских прав и их оборотоспособность. Также был проведен сравнительный анализ зарубежного законодательства касательно определения места криптоактивов в системе объектов гражданских прав и их оборотоспособности. Были выяснены проблемы гражданского оборота крипто активов в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crypto assets as an object of civil rights and their turnover

In this article, the place of crypto assets in the system of objects of civil rights and their turnover was considered. Also, a comparative analysis was carried out in foreign legislation regarding the determination of the place of crypto assets in the system of objects of civil rights and their turnover capacity. The problems of the civil circulation of cryptoassets in the Republic of Uzbekistan were clarified.

Текст научной работы на тему «Крипто активы как объект гражданских прав и их оборотоспособность»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Crypto assets as an object of civil rights and their turnover

Kasimjan SADULLAEV1 Dilorom KARAKHODZHAEVA2

Tashkent State Law University

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received March 2021 Received in revised form 20 March 2021 Accepted 15 April 2021 Available online 20 May 2021

Keywords:

crypto assets, cryptocurrency, civil rights objects, blockchain, crypto exchanges, turnover.

In this article, the place of crypto assets in the system of objects of civil rights and their turnover was considered. Also, a comparative analysis was carried out in foreign legislation regarding the determination of the place of crypto assets in the system of objects of civil rights and their turnover capacity. The problems of the civil circulation of cryptoassets in the Republic of Uzbekistan were clarified.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Крипто активлар фукаролик хукуклари объекти сифатида ва уларнинг муомалада булиши

Калит сузлар:

криптоактивлар,

криптовалюта,

фукаролик хукуклари

объектлари,

блокчейн,

крипто-биржа,

муомалада булиш.

АННОТАЦИЯ

Ушбу ма;ола криптоактивларининг фукаролик хукуклари объектлари тизимида урни ва уларнинг муомалада булишини урганади. Фукаролик хукуклари объектлари тизимида криптоактивларининг урнини аниклаш ва уларнинг муомалада булиши буйича хорижий конунчиликни киёсий тахлил килиш хам амалга оширилди. Узбекистан Республикасида криптоактивларининг фукаролик муомалада булиши муаммолари аниклаштирилди.

1 Master's degree student of Tashkent State Law University, Tashkent, Uzbekistan. E-mail: sadullaevkasimzhan@gmail.com.

2 Doctor of Law, Professor, Tashkent State University of Law, Tashkent, Uzbekistan.

Крипто активы как объект гражданских прав и их оборотоспособность

_ АННОТАЦИЯ_

В настоящее время несмотря на то, что в мире законодательство в сфере оборота крипто активов находится на стадии формирования, необходимо отметить, что крипто активы представляет собой особую экономическую ценность, и вопреки отсутствия правового регулирования процесс гражданского оборота постепенно растет, что является предпосылкой для разработки эффективной соответствующей законодательной базы.

Президент Российской ассоциации крипто индустрии и блокчейна Юрий Припачкин в качестве вступительного слова в рамках доклада Евразийской экономической комиссии к теме, посвященной «Криптовалюты и блокчейн как атрибуты новой экономики. Разработка регуляторных подходов: международный опыт, практика государств-членов ЕАЭС, перспективы для применения в Евразийском экономическом союзе» сказал следующее:

«Мир изменился с появлением на блокчейн системы учета новых цифровых сущностей. Если раньше вся система отношений строилась вокруг физического лица, то криптоэкономика подразумевает под собой формирование экономики вокруг человека с гаджетом, вокруг его цифрового профиля...

Поскольку история с криптоэкономикой носит наднациональный характер и ее невозможно регулировать национальным законодательством, то должно быть принято 2 законодательства: (1) связь физического лица с его цифровым профилем и защита прав физического лица на новый вид собственности (цифровой профиль); (2) взаимодействие фиатных денег и криптовалюты» [12].

Правовое регулирование криптоактивов начинается с определения места криптоактивов в системе объектов гражданских прав. В современном понимании по законодательству Республики Узбекистан к объектам гражданских прав относятся вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, другие предметы, имущество, включая имущественные права, работы и услуги, изобретения, промышленные образцы, произведения науки, литературы, искусства и иные результаты интеллектуальной деятельности, а также личные неимущественные права и другие материальные и нематериальные блага [2].

На сегодняшний день законодательство стран мира применяют разные подходы к регулированию оборота криптоактивов, в некоторых странах криптоактивы исключены из гражданского оборота по разным соображениям, начиная от защиты от массовых обманов населения, афер, финансовых пирамид до

Ключевые слова:

криптоактивы,

криптовалюта,

объекты гражданского

права,

блокчейн,

крипто-биржи,

оборотоспособность.

В настоящей статье была рассмотрена роль криптоактивов в системе объектов гражданских прав и их оборотоспособность. Также был проведен сравнительный анализ зарубежного законодательства касательно определения места криптоактивов в системе объектов гражданских прав и их оборотоспособности. Были выяснены проблемы гражданского оборота крипто активов в Республике Узбекистан.

недопущения повышенного потребления электроэнергии. К странам, запретившим оборот криптоактивов на законодательном уровне, относятся: Боливия, Ливия, Индонезия, Ливан, Непал, Эквадор [12], Бангладеш, Таиланд, Вьетнам, Индия, Иран [14].

Между тем есть государства, в которых оборот криптоактивов носят ограниченный характер. Например, в Китайской Народной Республике сделки с криптоактивами запрещены для финансовых учреждений, разрешены лишь для частных лиц.

В странах,где криптоактивы находятся в свободном гражданском обороте отсутствуют единое понимание сущности криптоактивов и определения их места в системе гражданских прав криптоактивы, далее мы приведем опыт некоторых стран, которые установили роль криптоактивов в системе объектов гражданских прав.

В Федеративной Республике Германия криптоактивы признаются как частные деньги, с помощью которых могут осуществляться многосторонние клиринговые операции. Однако отрицается отождествление криптоактивов с денежными средствами, поскольку у криптоактивов отсутствуют централизованный эмитент [12].

Интересная ситуация наблюдается в Швейцарии, где налоговые органы приравнивают криптоактивы к иностранной валюте, однако Управлением надзора за операциями финансового рынка было разграничено, следующие виды токенов, в зависимости от использования которых будет применяться то или иное правовое регулирование:

• платежные токены (payment tokens), синоним «криптовалюты» - токены, которые предназначены для использования в настоящий момент или в будущем либо в качестве средства платежа за приобретенные товары или услуги, либо в качестве средства платежа или ценности. примерами платежных токенов являются биткоин (bitcoin) и эфир (ethereum);

• имущественные токены (utility tokens) - токены, которые предназначены для предоставления цифрового доступа к приложению или сервису посредством использования блокчейн-технологии, т.е. держатели таких токенов имеют доступ к каким-либо услугам, опциям. примером может служить внутренняя игровая валюта.

• токены-активы (asset tokens) - представляют собой активы, такие как долговые обязательства или требования по акциям эмитента. содержат элементы ценных бумаг, являются инструментом инвестиций - право на долю в капитале проекта, право на получение дивидендов, право голоса и т.д. токены-активы (кроме чисто долговых) наделяют держателя правом на долю в будущей прибыли компании. с точки зрения их экономической функции такие токены аналогичны акциям, облигациям или деривативам [13].

В Республике Беларусь в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 8 от 21.12.2017 года «О развитии цифровой экономики» следующую определение криптовалюте и владельцу цифрового знака (токена):

«Криптовалюта - биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена;

Владелец цифрового знака (токена) - субъект гражданского права, которому цифровой знак (токен) принадлежит на праве собственности или на ином вещном праве» [11].

Таким образом, становится понятно, что по белорусскому законодательству криптоактивы включены в систему гражданских прав в качестве объекта вещного права.

Оборот криптоактивов в Республике Беларусь никак не ограничен, однако следует отметить, что был создан Парк высоких технологий, для резидентов которых созданы благоприятные условия для осуществления деятельности по обороту криптоактивов.

В частности, в соответствии с подпунктами 2.1. - 2.5. пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь были определены перечень участников в области оборота криптоактивов и их возможности по обороту:

- так юридические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных Декретом, совершать следующие операции:

- через резидента Парка высоких технологий, осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом;

- хранить токены в виртуальных кошельках;

- через операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, иных резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих соответствующий вид деятельности, приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции).

Юридические лица - резиденты Парка высоких технологий вправе осуществлять правомочия, указанные в части первой настоящего подпункта, а также иную деятельность с использованием токенов в порядке, установленном Положением о Парке высоких технологий.

физические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных Декретом, совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение,отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены.

Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовыми (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской деятельностью. Токены не подлежат декларированию.

Индивидуальные предприниматели - резиденты Парка высоких технологий вправе:

- осуществлять правомочия, указанные в части первой настоящего подпункта;

- через резидента Парка высоких технологий, осуществляющего соответствующий;

- вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом;

- осуществлять иную деятельность с использованием токенов в порядке, установленном Положением о Парке высоких технологий;

- операторы криптоплатформ, операторы обмена криптовалют обязаны обеспечивать наличие на счетах в банках Республики Беларусь денежных средств в размере не менее 1 млн. белорусских рублей для оператора криптоплатформы, не менее 200 тыс. белорусских рублей для оператора обмена криптовалют.

Оператор криптоплатформы вправе:

- открывать счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях в Республике Беларусь и за рубежом для проведения расчетов по торгам и осуществляемым им операциям;

- получать за оказываемые услуги вознаграждение, в том числе токенами, устанавливать его размер и порядок взимания с участников торгов (клиентов);совершать (организовывать) сделки с резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, направленные на размещение токенов, в том числе за рубежом, приобретение и(или) отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, обмен токенов на иные токены в интересах клиентов либо в своих интересах;

- совершать (организовывать) иные сделки (операции) с токенами, за исключение мопераций по обмену токенов на объекты гражданских прав иные, чем белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, токены;

- для перехода к другому лицу прав, которые удостоверяются токенами, достаточно передачи токена этому лицу, за исключением перехода права, требующего;

- государственной регистрации. Передача токена считается совершенной в момент отражения подтвержденной операции по передаче токена адресату в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе согласно действующим в них правилам(протоколам).

Допускается использование токенов в качестве вознаграждения за верификацию,совершение других операций в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе;

реализация проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе с использованием технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), иной распределенной информационной системы, может осуществляться на основании соглашений о государственно-частном партнерстве [11].

Таким образом можно сделать вывод, что законодательство Республики Беларусь является в области оборота криптоактивов прогрессивным, поскольку необходимое правовое регулирование со стороны государства уже создано.

В Соединенных Штатах Америки к криптоактивам применяется два правового режима, в части первичного размещения токенов (ICO) криптоактивов к ним применяются законодательство о ценных бумагах, а в отношении сделок по купле-продаже или обмену криптоактивов на эти сделки распространяется законодательство FinCEN в части соблюдения требований по противодействию отмывания денег, полученными преступными путями, противодействию финансирования терроризма (ПОД/ФТ), а также KYC [12].

Япония - единственная страна мира, которая придала криптовалюте -«Bitcoin» статус платежного средства, параллельно законному платежному средству Японии - иене [12].

Из соседних стран одним из первых соответствующие изменения в Гражданский Кодекс внесла Российская Федерация в 2019 году, а именно в объекты гражданских прав было введено понятие «цифровые права» которое имеет нижеследующее определение:

«1. Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

2. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо.

3. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву» [10].

По вышеприведенной норме можно сделать вывод криптоактивы, точнее токен фактически подпадает под понятие цифровых прав, поскольку криптоактивы оборот, в том числе эмиссия критоактивов происходит в информационном пространстве.

Республика Узбекистан в 2018 году взяла курс на развитие технологий блокчейн, в том числе деятельность по обороту криптоактивов. В частности, 3 июля 2018 года Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» было отмечено, что криптоактивы являются одним из направлений развития цифровой экономики во многих странах мира. Необходимо отметить, что в данный момент оборот криптоактивов в Республике Узбекистан является лицензионным видом деятельности и регулируются пока исключительно подзаконными актами:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.07.2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан»;

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.09.2018 года № ПП-3926 «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан»

3. Приказ Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 21.01.2019 года №16 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж».

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 22 от 12.01.2018 г года «О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом».

В Постановлении Президента Республики Узбекистан №3832 «О мерах по развитию цифровой экономики Республике Узбекистан» у были приведены ответы на важные вопросы по обороту криптоактивов в Республике Узбекистан:

1. Оборот криптоактивов не запрещен в Республике Узбекистан, однако деятельность, связанная с оборотом криптоактивов, подлежит лицензированию, уполномоченным органом по лицензированию деятельности в области оборота криптоактивов является Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее по тексту - НАПУ);

2. Торговля криптоактивами допускается только на крипто-биржах. (В настоящее время в Республике Узбекистан функционирует одна крипто-биржа «UZNEX», //www.uznex.com);

3. Операции по обороту криптоактивами не являются объектом налогообложения;

4. Валютные операции, связанные с оборотом крипто-активов, проводимые лицами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности в области оборота криптоактивов, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании

В соответствии с вышеприведенными нормативно-правовыми актами, законодатель дает следующие определения понятиям «криптоактив», «токен» «блокчейн»:

«криптоактив - совокупность записей в блокчейне, имеющая ценность и владельца».

«токен - единица учета, предназначенная для представления цифрового баланса, выполняющая функцию «заменителя ценных бумаг» в цифровом мире, представляющая собой запись в регистре, распределенную в блокчейне. Токен выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (эмитент) с целью привлечения инвестиций и финансирования к деятельности».

«блокчейн - распределенный реестр данных, в котором все данные записываются последовательно и распределены в блоках, при этом каждый новый блок связан с предыдущим блоком криптографической подписью» [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время встал вопрос о причислении криптоактивов к одному из поименованных объектов гражданских прав, либо выделения их в качестве нового объекта гражданских прав.

По нашему мнению, криптоактивы в силу своей специфики нуждаются в выделении их в качестве отдельного объекта гражданских прав.

Поскольку в криптоактивы возникают исключительно в информационном пространстве и не имеет материального выражения, соответственно оборот криптоактивов возможен только в информационном пространстве.

Часто криптоактивы отождествляют с деньгами, однако это ошибочное суждение, поскольку деньги в отличие от криптоактивов, если брать в пример денежную единицу Республики Узбекистан - сум, является законным платежным средством, обязательный к приему по нарицательной стоимости.Также государство в лице Центрального Банка Республики Узбекистан контролирует обращение, а также имеет исключительное право на эмиссию денежных средств,[2]в то время как криптоактивы, как отмечалось по немецкому опыту, не имеют централизованного эмитента и поддерживаются лишь их участниками закрытого распределенного реестра данных по всему миру, соответственно в настоящее время ни о каком государственном регулировании не может идти речь в этой части. Кроме того, НАПУ, как уполномоченный орган в сфере оборота криптоактивов в Республике Узбекистан закрепил следующую позицию:

«Крипто-активы не могут быть использованы на территории Республики Узбекистан в качестве средства платежа или приема оплаты» [6].

Однако некоторые государства дают возможность принятия к оплате определенные виды криптовалют исключительно на добровольной основе.

Также следует отметить, что в проекте новой редакции Гражданского Кодекса Республики Узбекистан присутствует норма о криптовалютах:

«Цифровые деньги (криптовалюта) - это имеющая ценность и владельца совокупность обязательственных и иных прав, содержание и условия которых определяются электронными информационными системами в порядке, установленном законом.

Цифровые деньги (криптовалюта) являются объектом гражданских прав и находится в свободном обороте, если иное не установлено законом.

Свободный оборот, отчуждение или иное распоряжение цифровых денег возможны только в информационной системе, если иное не установлено законом» [7].

Вышеприведенная норма очень схожа с российской нормой о цифровых правах, однако у последнего, на наш взгляд более выгодная имплементация, поскольку российская норма подлежит расширительному толкованию.

Касательно оборотоспособности криптоактивов на территории Республики Узбекистан необходимо отметить, что на сегодняшний гражданский оборот криптоактивов является ограниченным, а именно резиденты Республики Узбекистан ограничены в сделках с криптоактивами:

«Резиденты Республики Узбекистан вправе заключать на крипто-биржах исключительно сделки по продаже крипто-активов и токенов» [6].

Однако эта позиция со стороны НАПУ пересматривается, о чем свидетельствует проект внесения изменений и дополнений в Положение о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж. На наш взгляд, проект является позитивным явлением, поскольку фактически участники оборота криптоактивов ушли в т.н. «тень» [8].

Также со стороны НАПУ был внесен проект о создании в качестве правового эксперимента Регулятивной песочницы по развитию цифровых технологий «Uzbekistan Blockchain Valley» и Национального майнинг-пула «Uzbekistan Cryptocurrency Mining Pool», в соответствии с проектом НАПУ получает монополию в области оборота всего рынка криптоактивов в Республике Узбекистан, в том числе с правом установления правил оборота, лишения статусов резидентов и т.д. [9].

Резюмируя вышесказанное, обращаем внимание, что основными проблемами по гражданскому обороту криптоактивов в настоящее время являются:

1. Отсутствие нормы, устанавливающей правовой статус криптоактивов, как объекта гражданских прав.

2. Ограничение по заключению сделок для резидентов Республики Узбекистан.

3. Запрет торговли вне крипто-бирж, фактически возможно заключение купли-продажи криптоактивов, а также мена криптоактива на другой криптоактив. Возможность заключения иных сделок с криптоактивами не предусмотрено.

Как итог можно сказать, что в законодательстве Республики Узбекистан есть возможность оборота криптоактивами, однако она ограниченная. Однако в силу того, что правоотношения возникают вне поля регулирования юрисдикции конкретного государства [15], то ограничения или запреты фактически неконтролируемы, а субъекты правоотношений предпочтут скрываться, что может привести к негативным последствиям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан (Национальная база данных законодательства, 23.01.2020 г., № 03/20/603/0071)

2. Закон Республики Узбекистан №ЗРУ-582 от 11.11.2019 года «О Центральном банке Республики Узбекистан».

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.07.2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан».

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.09.2018 года № ПП-3926 «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан».

5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 22 от 12.01.2018 г года «О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом».

6. Приказ Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан от 21.01.2019 года №16 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж».

7. Проект новой редакции Гражданского Кодекса Республики Узбекистан URL: https://regulation.gov.uz/uz/d/29059#tab-ru.

8. Проект «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж». URL: https://regulation.gov.uz/ru/d/44561.

9. Проект Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан» URL: https://regulation.gov.uz/ru/document/12538.

10. Гражданский Кодекс Российской Федерации URL: http: //base.garant.ru/10164072/.

11. Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1700008&p1=1&p5=0.

12. Доклад Евразийской экономической комиссии к теме, посвященной «Криптовалюты и блокчейн как атрибуты новой экономики. Разработка регуляторных подходов: международный опыт, практика государств-членов ЕАЭС, перспективы для применения в Евразийском экономическом союзе» http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/SiteAs sets/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf.

13. Лифшиц И.М., Лосева А.В. - Правовое регулирование криптоактивов в Швейцарии // Международное право. - 2020. - № 4. - С. 1-10. DOI: 10.25136/26445514.2020.4.34370. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34370.

14. Гаврилов В.Н., Рафиков Р.М. Криптовалюта как объект гражданских прав в законодательстве России и ряда зарубежных стран/ Вестник экономики, права и социологии, 2019. - №1 - С. 51-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kriptovalyuta-kak-obekt-grazhdanskih-prav-v-zakonodatelstve-rossii-i-ryada-zarubezhnyh-gosudarstv/viewer.

15. Выступление Башкатова Максима Леонидовича на тему: «Криптоактивы -новые объекты гражданских прав» в рамках Третьего Кубанского юридического форума. URL: https://www.youtube.com/watch?v=B5Q1TuDo9JQ&t=1759s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.