УДК 343.9 DOI: 10.37973/KUI.2020.41.3.011
JL
ш
А.Е. Шалагин, О.Н. Хрусталева
КРИМИНОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
CRIMINOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRIMINAL'S PERSONALITY: FROM THEORY TO PRACTICE
Введение: статья посвящена криминологическим и психологическим характеристикам личности преступника. Особое внимание обращается на процесс формирования личности преступника, а также на его структуру, типологии и классификации. Проанализированы детерминанты преступного поведения.
Материалы и методы: при подготовке исследования были использованы современные труды по криминологии, психологии, девиантологии, аддиктологии, социологии, уголовному праву, посвященные личности преступника и ее особенностям, а также произведения русской классической литературы. Применялись как общенаучные, так и специальные методы познания: анализ литературы по проблеме исследования, классификация, обобщение теоретических знаний и практического опыта преподавателей.
Результаты исследования: рассмотрены различные подходы современных ученых к типологии и классификации личности преступника в юридических науках (криминологии, криминалистике и др.), а также различные модели этой личности, представленные в ряде смежных наук (психологии, социологии, культурологии и др.).
Обсуждения и заключения: представленные подходы к типологии и классификации личности преступника предложено рассматривать не только в качестве теоретического материала в виктимологиче-ском аспекте, прогнозировании в криминологии, профилактике преступлений - представлены дидактические возможности использования данных теорий в практико-ориентированном обучении курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: личность преступника; преступление; преступное поведение; преступность; криминогенная ситуация; типология; классификация; предупреждение; криминология; психология; прак-тикоориентированное обучение
Для цитирования: Шалагин А.Е., Хрусталева О.Н. Криминолого-психологические характеристики личности преступника: от теории к практике // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 3 (41). С. 329 - 337. DOI: 10.37973/KUI.2020.41.3.011
Introduction: the authors discuss criminological and psychological features of personality of criminals. Special attention is on the formation of the personality, its structure, typology and classifications; analyse criminal behavior determiners.
Materials and Methods: current works on criminology, psychology, deviance, addictology, sociology, criminal law that study criminal personality and its features. The authors also used classic Russian literature. General and special methods of research were used in the study: literature analysis, classification, theoretical generalization and teachers' experience.
Results: various approaches of modern academicians to typology and classification of criminal personality in jurisprudence (criminology, criminalistics etc.), various models of the personality that exist in interdisciplinary sciences (psychology, sociology, culturology etc.).
Discussion and Conclusions: the authors suggest study the given approaches to the typology and classification of the personality not only as theory from victimological point of view, predicting in criminology and crime prevention but in didactive usage of the theories in practice-oriented training of educational establishments of MIA of Russia cadets and students.
Keywords: criminal identity; crime; criminal behaviour; criminogenic situation; typology; classification; warning; criminology; psychology; training
For citation: SHalagin A.E., Khrustaleva O.N. Criminological and Psychological Characteristics of Criminal's Personality: from Theory to Practice // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11, No . P. 329 - 337. DOI: 10.37973/KUI.2020.41.3.011
Введение индивидуальная теория Альфреда Адлера (1870 -
Личность преступника является объектом кри- 1937), аналитическая теория Карла Густава Юнга минологических, психологических, антропологи- (1875 - 1961), гуманистическая теория Эриха
ческих, социологических, культурологических и иных исследований на протяжении длительного времени. В обобщенном виде ее можно представить как определенную модель (криминологический, криминалистический, психологический портрет правонарушителя), обладающую характерными чертами и особенностями.
В русском языке слово «личность» (от «лицо», «личный») уже со второй половины XVII в. стало распространяться в значении «духовно-разумного образа человека» и в качестве «субъекта социальных отношений». Понимание человеческой личности вначале формировалось на теологическом уровне, в дальнейшем стало уже объектом научного осмысления [1, с. 117].
Современное изучение личности преступника осуществляется с целью определения эффективных, практико-ориентированных подходов, минимизирующих (предупреждающих) ее противоправные проявления, а также своевременного воздействия на детерминанты преступности и преступного поведения. Криминологический (криминалистический) портрет личности преступника используется для предупреждения и пресечения преступления, при расследовании и рассмотрении конкретного уголовного дела, в пенитенциарной практике, а также в процессе ресо-циализации (адаптации) лиц, ранее отбывавших наказания в местах лишения свободы.
Важная роль при определении вменяемости отводится взаимосвязи биологического и социального в личности преступника. Совокупность кри-минолого-психологических признаков (свойств) личности позволяет составить представление о субъекте преступления, его взглядах и убеждениях, жизненных ориентирах и потребностях, интересах и мотивах.
Среди наиболее известных направлений исследования личности выделяются: психодинамическая теория Зигмунда Фрейда (1856 - 1939),
Фромма (1900 - 1980), диспозициональная теория Гордона Олпорта (1897 - 1967), социокультурная теория Карен Хорни (1885 - 1952), теория социального научения Джулиана Роттера (1916 -2014), феноменологическая теория Карла Роджерса (1902 - 1987), структурная теория личностных особенностей Рэймонда Кеттела (1905 - 1998), теория типов личности Ганса Айзенка (1916 - 1997), эго-теория личности Эрика Эриксона (1902 -1994) и проч. [2].
Личность человека индивидуальна и неповторима. Формируемые особенности личности находятся в прямой зависимости от условий воспитания и образования, семейного благополучия, поведения ближайшего окружения индивида, а также от темперамента, характера, гормонального фона, функционирования головного мозга и центральной нервной системы. Личность связывает воедино различные психические процессы, происходящие в человеке, и придает им последовательное и устойчивое проявление1.
На формирование личности влияют как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) факторы. В связи с этим особое место в исследовании личности преступника отводится криминогенной ситуации, причинам и условиям противоправного поведения, взаимодействию индивида с окружающими людьми, его психическому и физическому состоянию, механизму совершения им уголовно наказуемого деяния. Изучая прошлое человека, можно понять мотивы его поступков в настоящем, а также спрогнозировать возможную линию поведения в будущем.
Личность преступника по-своему представлена в отечественной литературе: в сатирических произведениях Н.В. Гоголя, в пьесах А.Н. Островского, в романах Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, в рассказах Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова, а также в произведениях И. Ильфа и В. Петрова, А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова,
психологический словарь / [подг. Айрапетянц А.Т., Альтман Я.А., Анохин П.К. и др.]; ред. кол. В.В. Давыдов и др. М.: Педагогика, 1983. С. 179.
С.Д. Довлатова, Ю.С. Семенова, братьев Вайне-ров [3]. Писатели-современники (Б. Акунин, М. Есаулов, А. Кивинов, А.Д. Константинов, Д.А. Ко-рецкий, А. Маринина, Е. Топильская и др.) также уделяют значительное внимание этому аспекту в своих рукописях [4, с. 107].
Проблемой отражения уголовного права и криминологии в произведениях художественной литературы на протяжении многих лет успешно занимается ученый-юрист Л.Р. Клебанов [5]. Высказанная им мысль по-своему близка и авторам этой статьи. Преподавателям юридического вуза порой для иллюстрации учебного материала очень недостает живых, реальных примеров. Абстрактные личности в этом качестве мало подходят, особенно поколению Z с его «клиповым мышлением» и потребностью анализировать факты. На помощь преподавателю приходит художественная литература, примеры из которой помогут «визуализировать» отдельные положения юридической науки. Значительными плюсами здесь выступают следующие моменты: форма изложения становится более яркой, убедительной, содействует формированию мировоззрения слушателей, повышает общую культуру обучающихся [6], выступает одним из основных средств формирования правосознания [7].
Так, например, составив «профиль убийцы» (хотя, конечно, такого понятия во времена Ф.М. Достоевского еще не существовало), талантливый следователь Порфирий Петрович, наделенный интуицией, опытом, прозорливостью, обладающий хорошей памятью, владея приемами психологического воздействия на собеседника при общении, обращая внимание на детали, интонации, жесты в разговоре, поведении собеседника, не только понимает, кого он должен искать, но и на какие тонкие струны души человека необходимо воздействовать, чтобы тот признался в совершенном преступлении. Увлекающийся психологией следователь, даже при отсутствии улик и доказательств причастности Раскольникова к убийству, воздействуя на его личность путем бесед на вечные нравственные темы, доведя своего собеседника до нервного срыва, практически вынуждает виновного признаться в преступлении.
Обзор литературы
Начало изучения проблемы личности преступника было заложено учеными второй половины XIX - начала ХХ столетий (Д.А. Дриль, М.Н. Гер-нет, А.А. Жижиленко, А.И. Зак, Н.С. Лобас, С.В. Познышев, Н.С. Таганцев, П.Н. Тарновская, И.Я. Фойницкий, А.И. Ющенко и др.). После восстановления криминологии в системе юридических дисциплин во второй половине ХХ столетия личность преступника снова становится объектом
научного исследования. Свои труды ей посвящали Ю.М. Антонян, Б.С. Волков, Я.И. Гилинский, А.А. Герцензон, А.И. Долгова, П.С. Дагель, М.И. Еникеев, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Н.С. Лейкина, В.В. Лунеев, С.В. Максимов, И.М. Мац-кевич, В.А. Номоконов, А.Б. Сахаров, О.В. Старков, Д.А. Шестаков, В.Е. Эминов, А.М. Яковлев.
К современным диссертационным исследованиям данной проблемы относятся рукописи Е.А. Антонян «Личность рецидивиста: криминологическое и уголовно-исполнительное исследование» (2014), М.В. Гончаровой «Рецидив корыстных преступлений и его предупреждение» (2014), Е.Б. Кургузкиной «Теория личности преступника и проблемы индивидуальной профилактики преступлений» (2003), Р.Л. Ахмедшина «Криминалистическая характеристика личности преступника» (2006), Е. Флоря «Личность преступника (криминологическое и уголовно-правовое исследова-ние)»(2002)и др.
Значительный интерес представляют коллективные монографии: «Личность преступника и профилактика преступлений» (2017), «Личностные характеристики преступников» (2018), «Личность осужденного» (2017), «Преступник. Основные понятия и черты личности» (2020).
Материалы и методы
Материалом междисциплинарного исследования послужили труды ученых по криминологии, психологии, социологии, девиантологии, уголовному праву, криминалистике, по теории личности, а также литературные произведения русских классиков, в которых рассматривается проблема формирования личности преступника. Исследование-систематизация знаний по обозначенной проблеме проводилось с целью повышения эффективности преподавания юридических дисциплин курсантам и слушателям образовательных организаций системы МВД России.
Для решения поставленных задач использовались специально подобранные методы исследования: анализ и обобщение научных, учебных и литературных источников, практического опыта авторов статьи и их коллег; интерпретация положений педагогики и психологии в плоскости предметных методик, конкретизация общих положений до уровня методических рекомендаций. Кроме того, статья продолжает междисциплинарное исследование авторов, начатое ими в статье «Теории преступного поведения: от истоков к современности» [8].
Результаты исследования
Преступное поведение является результатом взаимодействия социальной среды и личности преступника, в котором доминирующую роль
играет то одна, то другая сторона. Виновным в совершении преступления может быть признан вменяемый, достигший определенного возраста гражданин, который способен отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Российский криминолог В.В. Лунеев под личностью преступника понимает личность человека, виновно совершившего уголовно наказуемое деяние, обладающего совокупностью криминологически значимых свойств (признаков), которые во взаимодействии с внешней средой (криминогенной ситуацией) обусловливают совершение преступления [9, с. 173].
В.Н. Кудрявцев считал, что преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественно полезной деятельности [10, с. 80]. В современных условиях мы наблюдаем, что такое высказывание не всегда соответствует реальной действительности. Появление новых криминальных «профессий», «специализаций», «квалификаций» заставляет переосмысливать существующие подходы к личности преступника и проблеме противостояния преступности.
Рассматривая преступление как результат сложного взаимодействия множества факторов, среди которых важную роль играет личность (с ее признаками, свойствами, связями, отношениями), можно исходить из того, что не существует таких черт (свойств) личности, которые неизбежно предопределяют совершение лицом преступления. На общественно опасные (противоправные) поступки основополагающее значение оказывают сознание и воля человека, способствующие выбору различных вариантов поведения. Биопсихологические свойства личности сами по себе не приводят к совершению преступного деяния, на них могут оказывать непосредственное воздействие жизненные условия, социальная среда, криминальная субкультура [11, с. 92].
Ю.М. Антонян и В.Е. Эминов под личностью преступника понимают личность индивида, который совершил преступление вследствие определенных психологических особенностей, антиобщественных взглядов (установок), негативного отношения к нравственным и культурным ценностям, выбравший криминальный образ жизни для удовлетворения своих потребностей и не предпринимавший мер для предотвращения общественно опасных последствий. Кроме того, они считают, что личность преступника представляет собой совокупность интегрированных в ней социально
значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми, осуществивших привитие антиобщественных взглядов и установок, ориентированных на криминальный образ жизни, а также правил, обычаев и традиций преступной среды [12, с. 12].
Заслуживает внимания еще одно определение личности осужденного: она является составной частью более общей проблемы - личности человека, личности преступника. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Также индивид не рождается преступником, а становится им в результате неблагоприятного формирования его личности. Личность осужденного является основным объектом воспитательной работы, превентивного воздействия, что требует всестороннего и глубокого ее изучения. Такая личность представляет собой совокупность социальных и психологических признаков, присущих ей как человеку, а также возникших под воздействием микросредовых факторов в условиях изоляции от общества [13, с. 9].
Общественная опасность личности преступника складывается из степени опасности самого преступления и готовности к нему или рецидиву уголовно наказуемого деяния. К криминологическим признакам личности преступника относятся: а) криминальная активность; б) степень вины; в) мотив преступления; г) отношение лица к противоправному поступку; д) склонность виновного к употреблению алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ; е) криминальный «статус», «стаж», выполняемые функции; ж) бытовая, учебная, производственная, иная характеристика личности; з) психофизическое состояние здоровья; и) отношение лица к своей дальнейшей жизнедеятельности (исправление, желание начать все с начала, рецидив, злостное нарушение порядка отбывания наказания) и др.[14, с. 62].
В философской литературе структура (от М. строение, расположение, порядок) рассматривается как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях1.
Традиционно в структуру личности преступника включают такие элементы, как: а) биофизиологические признаки; б) социально-демографические; в) нравственно-психологические; г) социально-ролевые или функциональные; д) уго-
1 Философский энциклопедический словарь / [подг. А.Л. Грекулова и др.]; ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 629.
ловно-правовые и криминологические [15, с. 86]. Существуют различные подходы и точки зрения на наполняемость структуры личности правонарушителя (А.И. Долговой, В.Н. Кудрявцева, Ю.М. Антоняна, Я.И. Гилинского, С.М. Иншакова и др.).
По мнению И.М. Мацкевича, психологическая подструктура личности включает в себя четыре уровня: 1) биологический (пол, возраст, особенности нервной системы и физической конституции, темперамент); 2) индивидуальный - включает в себя память, эмоции, ощущения, способы восприятия реальной действительности, мышление, волевые характеристики; 3) общественный - непосредственно связан с приобретением социального опыта, а также наличием знаний, умений, навыков, привычек; 4) функциональный - отражающий позицию личности в современном обществе, которая может быть оценена как включенная/исключенная в систему общественных отношений (убеждения, желания, потребности, интересы, влечения, наклонности, ожидания). Перечисленные компоненты тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга, они являются неотъемлемой частью сознания индивида. Таким образом, человек представляет собой сложную, противоречивую, взаимодополняющую систему самоорганизации [16, с. 12].
Психологические особенности включают интеллектуальные, эмоциональные и волевые стороны личности преступника. К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, жизненный и практический опыт, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов, нравственные и культурные потребности. Эмоциональные качества представлены уравновешенностью или подвижностью нервных процессов, динамичностью чувств, степенью эмоциональной возбудимости, скоростью и типом реакции на различные раздражители, постоянством или частой сменой настроения. Волевые свойства личности состоят из умения регулировать свою жизнедеятельность, способности принимать ответственные решения и добиваться намеченной цели. Это обнаруживается в таких качествах личности, как целеустремленность, последовательность, выдержка, самообладание, решительность, энергичность, а также в противоположных им чертах и свойствах личности [17, с. 65 - 67].
Для составления криминологического портрета личности наиболее часто используют такие элементы, как: пол, возраст, место жительства (проживания), род трудовой или учебной деятельности, особенности внешности и физической конституции, семейное и материальное положение, нравственно-психологические характеристики, возможный мотив совершения преступления (ху-
лиганский, экстремистский, насильственный, сексуальный и проч.), наличие соучастников в преступной деятельности, выполняемые роли (организатор, пособник, подстрекатель, исполнитель), использование орудий и средств при совершении преступления, дополнительные сведения, характеризующие личность (эгоизм, садизм, нарциссизм, криминальный карьеризм) [18, с. 189], данные об образе жизни, личных качествах и чертах характера, интересах, потребностях [19], зависимостях. В процессе расследования уголовного дела данный портрет существенно может быть дополнен криминалистическими характеристиками личности преступника.
Процесс формирования личности в научной, учебной и в художественной литературе рассматривается как социализация, т.е. процесс интеграции человека в общество, установления связей (контактов), принятие социальных норм, запретов, ограничений, дозволений, освоение новых ролей и функций.
На формирование личности существенное влияние оказывают семейное и школьное воспитание, трудовой коллектив, средства массовой информации, взаимоотношения индивидов в малых и больших группах, информационная телекоммуникационная сеть «Интернет». В современных условиях происходит трансформация преступности, а вместе с ней меняется личность преступника. Наряду с общеуголовной и бытовой преступностью, все больше заявляют о себе экономическая, политическая, олигархическая, коррупционная, экологическая, нарко- и киберпреступность. Для такой категории правонарушителей будут свойственны иные кримино-лого-психологические характеристики. В частности, несмотря на широкую популярность так называемой теории поколений («миллениалы», «поколение 2» и др.), которую активно разрабатывают отечественные и зарубежные представители педагогической общественности, социологи и психологи, пытаясь выработать стратегии эффективного обучения нового поколения и иного взаимодействия с ним, в криминологической науке исследований в этой области пока не наблюдается. Личность представителя поколения описывается рядом нестандартных характеристик: стертая грань между реальностью и жизнью в сети, появление новых путей идентификации личности (например, «личный бренд», как у графферов), потребность в создании медийного контента (блоги, страницы в интернете, написание электронных книг), фрагментарность мышления («клиповое мышление»), интровертиро-ванный индивидуализм [20].
Криминология придает важное значение типологии и классификации преступников. При этом типология обобщает совокупность однородных признаков, свойственных определенным социальным группам, а классификация подразделяет преступников на отдельные виды по различным основаниям. Типология в определенном смысле является результатом классификации. Последующее объединение и систематизация данных, полученных на основе классификации, позволяет определить тип правонарушителя, который воплощает в себе характерные особенности. Таким образом, типология продолжает развивать классификацию и представляет собой более высокий уровень абстракции [21, с. 8 - 9].
Одна из традиционных типологий преступников была предложена доктором юридических наук, профессором А.Б. Сахаровым. Развивая свое учение о личности преступника, он выделял: а) случайных; б) ситуационных; в) неустойчивых; г) злостных; д) особо опасных преступников [22, с. 21].
По характеру преступной деятельности они делятся на: 1) лиц, совершивших преступления против интересов государства; 2) корыстных преступников; 3) насильственных преступников; 4) лиц, совершивших преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
5) лиц, совершивших преступления по легкомыслию или небрежности (неосторожный преступник); 6) лиц с негативным (пренебрежительным) отношением к нравственности, морали, традициям и правилам общежития [23, С. 132 - 133].
А.И. Долгова предлагала выделять: а) тип с устойчивой преступной деформацией поведения;
6) с нравственно-правовой деформацией поведения, когда противоправное поведение носило эпизодический или единичный характер; 3) с асоциальной деформацией поведения, когда нарушение нравственных требований могло привести к аморальному поступку, административному правонарушению, но не перерастало в уголовно наказуемое деяние. Позже она выделит глобальный, парциальный, с частичной криминальной зараженностью, предкриминальный, ситуативный тип преступного поведения [24, с. 235].
В своем фундаментальном труде «Преступник. Основные понятия и черты личности» Ю.М. Ан-тонян и В.Е. Эминов останавливаются на таких типах, как убийцы, сексуальные преступники, корыстные и корыстно-насильственные преступники, участники организованных преступных групп (сообществ), коррупционеры, террористы, неосторожные преступники, рецидивисты, ки-берпреступники и др. [25]
По иным критериям выделяют следующие типы личности преступников: 1) самоутверждающийся тип; 2) алкогольный; 3) наркотический; 4) игровой; 5) дезадаптивный; 6) маниакальный; 7) конформистский; 8) экстремистский; 9) престижный; 10) маргинальный; 11) с психическими аномалиями, не исключающими вменяемость [26].
Только на примере главы 25 Уголовного кодекса Российской Федерации можно выделить различные типы преступников (наркодилеров, организаторов и содержателей притонов, производителей фальсифицированных лекарственных средств, биологически активных добавок к пище, сектантов, представителей сексуальной и порнографической индустрии, вандалов и «черных копателей», торговцев людьми, должностных лиц, нарушающих санитарно-эпидемиологические правила, скрывающие информацию об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья граждан и др.) [27, с. 260].
Обсуждение и заключения
Существует несколько научных теорий, касающихся личности преступника: социологическая, нормативистская, криминологическая, психологическая. Все они в той или иной степени описывают и анализируют объект исследования. Взаимодополняя, обогащая друг друга, исследуя проблему с различных позиций (точек зрения), они поступательно развивают, формируют более четкое представление о личности преступника [28, с. 129].
Такие исследования дают возможность продвинуться дальше в научном поиске, сделать правильные выводы, внести предложения и рекомендации. Изучение личности преступника позволяет своевременно реагировать на происходящие трансформации преступности, криминальных «профессий», «специализаций», «функций». Данная проблема тесно связана с изучением количественных и качественных показателей преступности, ее причин и условий, профилактикой преступлений, виктимологическим аспектом, прогнозированием, планированием и программированием в криминологии.
Задача глубокого и конкретного изучения личности преступника обусловлена потребностями практики противодействия преступности. Правильное понимание, взвешенная законодательная и правоприменительная оценка характера и степени общественной опасности личности, ее роли в совершенном преступлении чрезвычайно важны для эффективной уголовной политики и превентивной деятельности в отношении уголовно наказуемых деяний [29, с. 22]. К основным методам изучения личности преступника и преступного
поведения относятся: а) наблюдение; б) анкетирование; в) интервью; г) тестирование; д) документальный и статистический методы; е) эксперимент [30, с. 40].
При бурном развитии современных технологий (искусственный интеллект, 3D-принтеры, Big data (Большие данные), робототехника, Интернет вещей) всегда будут находиться люди, которые захотят воспользоваться достижениями цивилизации в своих корыстных (преступных) целях. Поэтому разработка профилактических мер в сфере защиты персональных данных, банковских счетов, авторских и смежных прав нацелена на упреждение и минимизацию противоправных деяний. Процессу предупреждения, пресечения, расследования преступлений будет способствовать дальнейшее развитие профайлинга, распознание преступников, поиск людей, пропавших без вести, на базе нейронных сетей и передовых IT-технологий, глобальные навигационные системы [31], новые способы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
В условиях реализации компетентностной парадигмы в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции - тех, кто будет предупреждать, пресекать, расследовать преступления, важное значение приобретает практико-ориенти-рованный подход в обучении. Возможности метода анализа жизненных ситуаций, актуализированного в связи с включением его в требования ФГОС ВО [32, с. 29], в этой ситуации становятся весьма эффективными, как и кейс-метод. Являясь неигровым имитационным методом активного обучения, анализ конкретной ситуации, метод кейсов помо-
гают обучающимся решать профессиональную задачу (в плане теоретической, психологической подготовки или в воспитательном личностном плане), способствует повышению практической составляющей в обучении будущих правоохранителей. Теоретические знания о личности преступника, проиллюстрированные примерами из классической литературы, помогут обучающимся не только структурировать имеющиеся знания по проблеме, но и будут способствовать воспитанию готовности к профессиональной деятельности, формированию нравственных, эстетических знаний, ценностей для решения правовых проблем [32, с. 33].
При этом использование литературного материала на занятиях обеспечивает формирование как общекультурных компетенций (например, способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстре—мальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6); способности к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7); способности принимать оптимальные организационно-управленческие ре—шения (ОК-8); способности осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10) и др.), так и профессиональных (способности применять при решении профессиональных задач психологиче—ские методы, средства и приемы (ПК-20); способности принимать оптимальные управленческие решения (ПК-24) и других).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жигарев Е.С. Курс лекций по криминологии. Общая часть: учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2020. 280 с.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2020. 608 с.
3. Харабет К. Криминологическая проблематика в русской драматургии середины XIX - конца XX веков. М.: Т. 8 Издательские технологии / RUGRAM, 2020. 208 с.
4. Шалагин А.Е., Гребенкин М.Ю. Российская криминология: история и современность // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 4. № 2(8). С. 101 - 108.
5. Клебанов Л.Р. Преступник и преступление на страницах художественной литературы. URL: Ы:1р//сооШЬ.сот (дата обращения 14.08.2020).
6. Маркова М.Г. Художественная литература в преподавании советского гражданского и семейного права // Правоведение. 1974. № 3. С. 57.
7. Нейстат А.А. Формирование правосознания и художественная литература в Советской России 1917-1929 гг. Уголовно-правовой и уголовно-процессуальный аспект: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2000. С. 3.
8. Шалагин А.Е., Хрусталева О.Н. Теории преступного поведения: от истоков к современности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 4(34). С. 556 - 564. DOI: 10.24420/ KUI.2018.24.39.019.
9. Лунеев В.В. Криминология: учебник. М.: Юрайт, 2019. 686 с.
10. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 800 с.
11. Варыгин А.Н., Громов В.Г., Шляпникова О.В. Основы криминологии и профилактики преступлений: учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 165 с.
12. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 368 с.
13. Личность осужденного: монография / под ред. ЮМ. Антоняна. M.: Юрлитинформ, 2017. 288 с.
14. Криминология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / под ред. В.Н. Бурлакова, H.M. Кропачева. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
15. Криминология: учебник / под ред. В.Д. Mалкова. M.: Юстицинформ, 2011. 544 с.
16. Mацкевич ИМ. Криминальное поведение человека: психическая и психологическая предрасположенность // Союз криминалистов и криминологов. 2018. № 3. С. 7 - 20.
17. Флоря E. Личность преступника (криминологическое и уголовно-правовое исследование): дис. .. .канд. юрид. наук. Кишинев: Mолдавский гос. университет, 2002. 185 с.
18. Курганов С.И. Криминология: учебное пособие. M.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. 183 с.
19. Mацкевич ИМ. Криминологический портрет Степана Бандеры: монография. M.: РГ-Пресс, 2017. 192 с.
21. Захарова В.А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Mосковского гуманитарного университета. 2019. № 4. С. 47 - 55. DOI : 10.17805/ trudy. 2019.4.5.
22. Антонян ЮМ., Эминов В£. Портреты преступников: криминолого-психологический анализ: монография. M.: Норма: ИНФРА-M, 2014. 240 с.
23. Сахаров А.Б. Личность преступника и типология преступников // Социалистическая законность. 1973. № 3. С. 19 - 23.
24. Криминология: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. M.: Волтерс Клувер, 2004. 640 с.
25. Долгова А.И. Криминология. M.: Норма: ИНФРА-M, 2013. 384 с.
26. Антонян ЮМ., Эминов В£. Преступник. Основные понятия и черты личности: монография. M.: Норма: ИНФРА-M, 2020. 384 с.
27. Криминология: учебник / под ред. Г.А. Аванесова. M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 575 с.
28. Шалагин А£. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 259 - 262.
29. Кургузкина E^. Теория личности преступника и проблемы индивидуальной профилактики преступлений: дис. ... докт. юрид. наук. M.: ВНИИ MВД России, 2003. 423 с.
30. Номоконов В.А. Возвращение личностного подхода необходимо // В сб.: Личность преступника и ее криминологическое изучение / под ред. А.И. Долговой. M.: Российская криминологическая ассоциация, 2018. 195 с.
31. Овчинский В.С. Технологии будущего против криминала. M.: Книжный мир, 2017. 288 с.
32. Зиннуров Ф.К., Илиджев А.А., Романюк В.С. Использование форм и методов активного обучения при формировании компетенции на занятиях в образовательных организациях MВД России. Казань: Казанский юридический институт MВД России, 2020. 75 с.
REFERENCE
1. ZHigarev E.S. Kurs lekcij po kriminologii. Obshchaya chast': uchebnoe posobie. M.: YUrlitinform, 2020. 280 s. DOI
2. H'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. SPb.: Piter, 2020. 608 s. DOI
3. Harabet K. Kriminologicheskaya problematika v russkoj dramaturgii serediny XIX - konca XX vekov. M.: T. 8 Izdatel'skie tekhnologii / RUGRAM, 2020. 208 s. DOI
4. SHalagin A.E., Grebenkin M.YU. Rossijskaya kriminologiya: istoriya i sovremennost' // Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2019. T. 4. № 2(8). S. 101 - 108.
5. Klebanov L.R. Prestupnik i prestuplenie na stranicah hudozhestvennoj literatury. URL: http//soollib.com (data obrashcheniya 14.08.2020).
6. Markova M.G. Hudozhestvennaya literatura v prepodavanii sovetskogo grazhdanskogo i semejnogo prava // Pravovedenie. 1974. № 3. S. 57.
7. Nejstat A.A. Formirovanie pravosoznaniya i hudozhestvennaya literatura v Sovetskoj Rossii 1917-1929 gg. Ugolovno-pravovoj i ugolovno-processual'nyj aspekt: avtoref. dis. ...kand. yurid. nauk. M., 2000. S. 3.
8. SHalagin A.E., Hrustaleva O.N. Teorii prestupnogo povedeniya: ot istokov k sovremennosti // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. T. 9, № 4(34). S. 556 - 564. DOI: 10.24420/ KUI.2018.24.39.019.
9. Luneev V.V Kriminologiya: uchebnik. M.: YUrajt, 2019. 686 s.
10. Kriminologiya: uchebnik / pod red. V.N. Kudryavceva, VE. Eminova. M.: Norma: Infra-M, 2010. 800 s.
11. Varygin A.N., Gromov V.G., SHlyapnikova O.V. Osnovy kriminologii i profilaktiki prestuplenij: uchebnoe posobie. M.: YUrajt, 2020. 165 s. DOI
12. Antonyan YU.M., Eminov VE. Lichnost' prestupnika. Kriminologo-psihologicheskoe issledovanie: monografiya. M.: Norma: INFRA-M, 2015. 368 s.
13. Lichnost' osuzhdennogo: monografiya / pod red. YU.M. Antonyana. M.: YUrlitinform, 2017. 288 s.
14. Kriminologiya: uchebnoe posobie. Standart tret'ego pokoleniya / pod red. V.N. Burlakova, N.M. Kropacheva. SPb.: Piter, 2013. 304 s.
15. Kriminologiya: uchebnik / pod red. V.D. Malkova. M.: YUsticinform, 2011. 544 s.
16. Mackevich I.M. Kriminal'noe povedenie cheloveka: psihicheskaya i psihologicheskaya predraspolozhennost' // Soyuz kriminalistov i kriminologov. 2018. № 3. S. 7 - 20. DOI
17. Florya E. Lichnost' prestupnika (kriminologicheskoe i ugolovno-pravovoe issledovanie): dis. ...kand. yurid. nauk. Kishinev: Moldavskij gos. universitet, 2002. 185 s.
18. Kurganov S.I. Kriminologiya: uchebnoe posobie. M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2010. 183 s.
19. Mackevich I.M. Kriminologicheskij portret Stepana Bandery: monografiya. M.: RG-Press, 2017. 192 s. DOI
21. Zaharova V.A. Studenty pokoleniya Z: real'nost' i budushchee // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2019. № 4. S.47-55. DOI : 10.17805/ trudy. 2019.4.5.
22. Antonyan YU.M., Eminov V.E. Portrety prestupnikov: kriminologo-psihologicheskij analiz: monografiya. M.: Norma: INFRA-M, 2014. 240 s.
23. Saharov A.B. Lichnost' prestupnika i tipologiya prestupnikov // Socialisticheskaya zakonnost'. 1973. № 3. S. 19 - 23.
24. Kriminologiya: uchebnik / pod red. N.F. Kuznecovoj, VV. Luneeva. M.: Volters Kluver, 2004. 640 s.
25. Dolgova A.I. Kriminologiya. M.: Norma: INFRA-M, 2013. 384 s.
26. Antonyan YU.M., Eminov V.E. Prestupnik. Osnovnye ponyatiya i cherty lichnosti: monografiya. M.: Norma: INFRA-M, 2020. 384 s. DOI
27. Kriminologiya: uchebnik / pod red. G.A. Avanesova. M.: YUNITI-DANA, 2010. 575 s.
28. SHalagin A.E. Kriminologicheskaya harakteristika lic, sovershayushchih prestupleniya, posyagayushchie na zdorov'e naseleniya i obshchestvennuyu nravstvennost' // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2015. № 4. S. 259 - 262.
29. Kurguzkina E.B. Teoriya lichnosti prestupnika i problemy individual'noj profilaktiki prestuplenij: dis. ... dokt. yurid. nauk. M.: VNIIMVD Rossii, 2003. 423 s.
30. Nomokonov VA. Vozvrashchenie lichnostnogo podhoda neobhodimo // V sb.: Lichnost' prestupnika i ee kriminologicheskoe izuchenie / pod red. A.I. Dolgovoj. M.: Rossijskaya kriminologicheskaya associaciya, 2018. 195 s.
31. Ovchinskij V.S. Tekhnologii budushchego protiv kriminala. M.: Knizhnyj mir, 2017. 288 s.
32. Zinnurov F.K., Ilidzhev A.A., Romanyuk VS. Ispol'zovanie form i metodov aktivnogo obucheniya pri formirovanii kompetencii na zanyatiyah v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2020. 75 s.
Об авторах: Шалагин Антон Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России е-mail: [email protected]
Хрусталева Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник редакционно-издательского отделения Казанского юридического института МВД России е-mail: [email protected]
© Шалагин А.Е., 2020 © Хрусталева О.Н., 2020
About the authors: SHalagin Anton E., Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminology and Penal Enforcement Law, the Kazan Law Institute of MIA of Russia email: [email protected]
Hrustaleva Ol'ga N., Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor, Head of Editorial-and-Publishing Office, the Kazan Law Institute of MIA of Russia email: [email protected]
Статья получена: 13.08.2020. Статья принята к публикации: 18.09.2020. Статья опубликована онлайн: 23.09.2020.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final version of the manuscript.
Заявленный вклад авторов
Шалагин Антон Евгеньевич - разработка концептуальных подходов исследования, сбор и анализ данных; подготовка первоначального варианта текста; проведение критического осмысления и структурирование собранных материалов; формулировка выводов и практических рекомендаций.
Хрусталева Ольга Николаевна - структурирование методической части статьи, формулировка выводов и практических рекомендаций; доработка текста исследования.