Научная статья на тему 'Криминологическое значение сказочных произведений для индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками'

Криминологическое значение сказочных произведений для индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
384
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ФАНТАЗИРОВАНИЕ / CRIMINOGENIC FACTOR / OFFENDER’S PERSONALITY / WORLDVIEW / SOCIAL CONSCIOUSNESS / PSYCHOLOGICAL OPPORTUNITIES / THERAPY / FANTASY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Касторский Геннадий Львович

Статья содержит криминологический анализ влияния сказочной литературы на формирование личности несовершеннолетних читателей. Предназначена для педагогов учебных заведений различного уровня и специализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL SIGNIFICANCE OF FANTASY NOVELS FOR PREVENTIVE WORK WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article contains a piece of criminological analysis of the influence of fairytale literature on the formation of the personality of juvenile readers. It is intended for teachers of establishments at the different educational levels and specialization

Текст научной работы на тему «Криминологическое значение сказочных произведений для индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками»

W С

s

л

s О X X

w

ss w

Рн

со

0

и <

1 t* s s

X

w

£ Рн

С

и s

Рн

si

УДК 378

криминологическое значение сказочных произведений

для индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками

Касторский Геннадий Львович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, д.ю.н., профессор, e-mail: mihail.kastorskii@mail.ru

Статья содержит криминологический анализ влияния сказочной литературы на формирование личности несовершеннолетних читателей. Предназначена для педагогов учебных заведений различного уровня и специализации

Ключевые слова: криминогенный фактор; личность преступника; мировоззрение; общественное сознание; психотерапевтические возможности; сказкотерапия; фантазирование

criminological significance of fantasy novels for preventive work with children and adolescents

Kastorsky Gennady L.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Criminal Law Disciplines, Doctor of Law, Professor, e-mail: mihail.kastorskii@mail.ru

The article contains a piece of criminological analysis of the influence of fairy-tale literature on the formation of the personality of juvenile readers. It is intended for teachers of establishments at the different educational levels and specialization

Keywords: criminogenic factor; offender's personality; worldview; social consciousness; psychological opportunities; therapy; fantasy

Для цитирования: Касторский Г.Л. Криминологическое значение сказочных произведений для индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 80-85.

Говоря об отношении к сказкам вообще и к отдельным сказочным сюжетам, в частности, редко можно обнаружить увлечённость подобной литературой на протяжении всей жизни какого-либо человека. Криминологию интересует признак массовости определённого исследуемого явления, поэтому в данном случае имеет значение влияние сказок на несовершеннолетних, большинство из которых так или иначе увлекается сказками в большей или меньшей степени в продолжение определенного количества времени - обычно от нескольких месяцев до ряда лет.

Мировоззрение сказочника, внедряясь в процесс формирования личности читателя, может оказать влияние на этот процесс. Законные представители несовершеннолетнего редко остаются равнодушными к выбору литературы их подопечными, а чаще - активно влияют на такой выбор. С точки зрения педагогики, а значит и криминологии, маловероятно, чтобы сказки своим отрицательным повествованием могли способствовать формированию личности преступника, тем более, в дореволюционный, да и в советский период, когда существовала государственная цензура.

Рождаясь из фантастических мечтаний человека, сказочные сюжеты и образы влияют на развитие этноса, но в этом взаимодействии обнаруживается и обратная связь. При смене поколений в процессе экономического и духовного развития в произведения вносятся соответствующие изменения, актуализирующие содержание. В противном случае сказки теряли бы популярность по причине, так сказать, «морального износа», устаревания. Вносили в них

свои коррективы также и научные достижения, опровергавшие прежние представления о каком-либо сказочном предмете.

Интересна эволюция художественной литературы, в том числе сказочной. Появившиеся в Древности и в Средневековье народные сказки наполнены духом творческого свободомыслия. Неизвестные нам авторы без аристократического воспитания и образования не стремились сочинением сказок угодить власти, прославиться и заработать.

Авторские сказки Нового времени также источают творчество без оглядки на цензуру, церковь и общественное мнение. Их пишут талантливые и образованные люди, которые своими мыслями, изложенными на бумаге, стремятся повлиять на поведение людей и улучшить мир, сознавая свою ответственность за авторство обнародованных произведений.

В советский период авторство носило в большей мере заказной, чем творческий, характер. Многочисленные цензурно-идеологические условности подавляли талант, вынуждая его приспосабливаться. Свободомыслие могло стоить лишения свободы и самой жизни. Чтобы завоевать популярность масс, к которой стремились авторы художественных произведений, и иметь источник существования, необходимо было угодить господствующей политической доктрине и иметь интеллектуальную изворотливость, чтобы создаваемые произведения были читаемы не только благодаря школьной программе и официальной пропаганде.

Конец ХХ века, ознаменовавшийся плюрализмом, почему-то не породил долговременных

произведений, несмотря на широкие возможности для свободного творчества в условиях либерально-демократических реформ. Начало XXI века, напротив, характеризуется экстремальными условиями творческой деятельности, поскольку появившиеся в России так называемые антиэкстремистские нормы [1, с. 101-133] сжимают свободомыслие в тисках неопределённых правовых запретов, свидетельствующих о стремлении властей «заглушить» любой источник угроз государственной безопасности.

Профессор С.Л. Лесков считает, что несколько популярных сказок посягают на современные моральные ценности, в частности, «Марья-Моревна», «Емеля», «Морозко», «Дюймовочка», «Карлсон...», «Красная шапочка», «Репка», «Колобок», и предлагает их запретить!? Он пытается обосновать своё мнение тем, что элементы насилия и пропаганды превосходства одних социальных групп над другими отрицательно сказываются на формировании личности [2].

Можно было бы предположить, что если не вседозволенность, то экстремальные условия наказуемости творчества при жёсткой политической цензуре стимулируют рождение наиболее талантливых и популярных произведений. Но и этого не происходит. Кроме того, трудно представить, как много художественных произведений сгинуло в недрах домашних архивов вместе с захватывающими сюжетами сказочных историй!

Сказки - сокровище простой жизненной мудрости, доступной для детского ума и полезной человеку на протяжении всей его жизни. Они учат добру даже тогда, когда повествуют о зле, показывая его последствия. А.С. Пушкин написал в конце одного из своих сказочных произведений: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» [3, с. 422].

Загадочная русская душа - не научная категория, но популярная среди обывателей, то есть широких слоёв российского населения, склонного рассчитывать на чудо. Отсюда - и любовь к сказкам, то есть фантастическим историям и персонажам, олицетворяющим собой мечту на осуществление счастья без усилий.

Поскольку фантастическая концепция «загадочной русской души» владеет миллионами, она, эта гипотеза, попадает в сферу внимания криминологии - науки о преступном поведении и его побудителях, и о противодействии тому и другому. В России XXI века - один из самых высоких в мире уровень криминализации населения самых разных его слоёв, в население России входят также дети и подростки, которые читают сказки - народные, классические, а также современных писателей.

Одним из наиболее известных собирателей русских народных сказок в XIX веке был писатель А.Н. Афанасьев, труды которого для криминологов, изучающих личность несовершеннолетнего преступника, наиболее ценны ещё и потому, что он одновременно был юристом. Вот одно из его изречений:

«Чудесное сказки есть чудесное могучих сил природы; в собственном смысле оно нисколько не выходит за пределы естественности, и если поражает нас своею невероятностью, то единственно потому, что мы утратили непосредственную связь с древними преданиями и их живое понимание» [4, с. 37].

Осуществляя криминологический анализ содержания различных сказочных произведений, можно разобраться в некоторых вопросах:

- каким образом влияют сказки на формирующуюся личность, определяя её законопослушный либо правонарушающий образ жизни;

- какова степень внедрения мифологии в право выбора человека.

Сказки рождались из примет, традиций, языческих верований. С годами в них вносились интерпретации, изменения и дополнения, приспосабливающие художественный вымысел к меняющимся требованиям соответствующей эпохи. Развенчивая распространённые мифические заблуждения, наука также влияла на процесс преобразования сказок. Художественная обработка появлялась и из амбициозных стремлений стать создателем произведения, не имеющего автора. Известно, например, что переводчиков стихов считают поэтами, - «...переводчик в стихах - соперник», - сказал Василий Андреевич Жуковский. Следовательно, допустимо считать писателями-сказочниками и собирателей, обрабатывающих русские народные сказки на современный лад.

А.Н. Афанасьев считал, что нет лишённых смысла поверий и преданий, а смысл этот нужно отыскивать и даже находить связь между ними, созданными в разные исторические периоды существования нашей страны: «В донесённых до нас веками обломках язычества лежат мысль и некогда живое чувство; обломки эти имеют между собою весьма близкую связь» [5, с. 9]. И ещё: «Мысль о едином Боге, Творце всего сущего, недоступна народу, живущему грубою жиз-нию язычника, погружённого в природу» [5, с. 12].

Какова роль сказок в общественном сознании? Со временем назначение отдельных видов художественных произведений меняется. Неизменными остаются функции развлечения и распространения идей автора. В последнем случае решающим фактором является его мировоззрение. Бескорыстие авторов русских народных сказок Древности и Средневековья сменилось стремлением прославиться и обогатиться авторов сказочной литературы XIX века. В советский период условия плановой экономики и идеологических ограничений требовали от сочинителей художественных произведений вообще, а литературы для детей в особенности, выполнения педагогических задач воспитания подрастающего поколения в духе коммунистической концепции формирования нового человека.

Даже многотомный труд не в состоянии охватить всё огромное наследие народного фантазирования, передававшегося в многообразии сказок из поколения в поколение на территории самой

большой страны. Исходя из этого, данная статья касается лишь наиболее популярной и известной сейчас части творчества писателей-сказочников, заслуживающей внимания с точки зрения криминологии, являющейся одной из социальных наук, существующей исторически непродолжительный период времени. Снижение педагогических возможностей современной семьи и школы в значительной степени связано с негативным влиянием Интернет-источников, используемых и самими подростками для организации «травли» ровесников и даже учителей. Опросив десять тысяч педагогов, Всероссийский профсоюз образования установил среди причин такой «травли» следующие факторы:

- современная вседозволенность детей;

- неудовлетворительное воспитание;

- неуважительное отношение родителей к учителям;

- переутомляемость детей и родителей;

- негативное влияние СМИ и Интернет-сообщества [6].

О криминогенном климате в сети Интернет всё чаще говорится в научной литературе, иногда с настораживающими статистическими данными: по результатам выборочных опросов пользователей, «83 % респондентов сталкиваются с распространением экстремистских материалов, 82 % респондентов - с попытками совершения в отношении них мошеннических действий, 63 % - с оборотом контрафактного алкоголя, 61 % - с рекламой коммерческих услуг сексуального характера, 56 % -с распространением материалов, содержащих порнографические изображения несовершеннолетних, 52 % - с распространением информации пронарко-тического характера» [7, с. 154].

Педагоги, подтверждая глубокий кризис своей науки, утверждают, что «Интернет-ресурсы на патриотическую тематику способствуют повышению социальной активности пользователей глобальной сети, развивают интерес к теме патриотизма в условиях взаимодействия в социальной сети» [8]. В этом смысле Интернет «полезен» как средство зомбирования носителей несостоявшегося самосознания и несформировавшегося мировоззрения: «В некоторых странах уже проводят эксперименты по управлению сознанием с помощью новостей в со-цсетях» [9]. Компьютер взял на себя многие мозговые функции. Со временем он «превратится в горошину, которую можно будет просто вживить в мозг и соединить его с нейронами прямыми контактами» [10, с. 504-505]. Ещё удобнее будет управлять человеком, превращая его в послушное орудие труда, убийства, секса. [11, с. 208-214].

Психолог С. Ениколопов отмечает рост агрессии в современном российском обществе, а Институт психологии Российской академии наук провёл исследования причин агрессии, грубости и ненависти человека к своему окружению. Иерархия выявленных причин представлена в следующем порядке убывания уровня их влияния и распространённости:

1) страна «переживает моральное бездорожье»;

2) все ненавидят всех (в каждом социальном слое свои объекты для ненависти);

3) агрессия - индикатор неблагополучия (в стране 22 млн бедных);

4) какие-то вещи государство вправе регулировать, но далеко не все;

5) насилие со стороны женщин в отношении мужчин теперь всё чаще получает оправдание общественности;

6) любой «чужак» сегодня вызывает подозрение [12].

Психолог Ольга Коношенко считает сказку эффективным психотерапевтическим средством, обеспечивающим развитие: а) воображения и фантазии;

б) способностей к глубокому образному мышлению с установлением причинно-следственных связей;

в) творческого (креативного) мышления; г) эмпа-тии и умения слушать; д) вербального языка, способствующего формулировке мыслей и передачи их в понятной окружающим речи [13, с. 71].

В 1855-1863 гг. А.Н. Афанасьевым впервые публикуется трёхтомник русских сказок, положивший «начало научному собирательству сказок». До этого уже издавались собрания сказок П.И Якушкина, И.А. Худякова, Е.А. Чудинского, А.А. Эрленвейна (работавшего с Л.Н. Толстым) и безвестных собирателей [14, с. 5]. Но учёный-фольклорист и юрист А.Н. Афанасьев первый занялся собиранием и классификацией максимально возможного количества русских народных сказок. В постсоветский период «Лениздат» выпустил пятнадцатитомное собрание «Библиотеки для детей», составленной А.И. Белинским тиражом 90 000 экземпляров, где седьмой том посвящён русским волшебным сказкам [15].

В юриспруденции, предназначенной для формирования правил поведения в различных сферах общественной жизни и деятельности, особое положение занимают вопросы кодификации, систематизации и классификации. Кодификация - это объединение в общую совокупность однородных элементов, систематизация - распределение данных элементов в определённом порядке (последовательности), а классификация - выстраивание структурированной системы путём разделения тех же элементов на подгруппы по определённым основаниям (признакам).

Б.П. Кирдан писал: «При подготовке второго издания "Русских народных сказок" (вышедшего уже посмертно, в 1872 году) А.Н. Афанасьев продумал и осуществил классификацию материала. Сказки были распределены по разделам: животный эпос, мифологические сюжеты, сюжеты былинные и навеянные историей, суеверные рассказы о колдунах и мертвецах, сказки с бытовой и юмористической окраской. Это было, подчёркиваем, первое издание, в котором сказки систематизированы. В дальнейшем классификацию упростили (сказки о животных, волшебно-фантастические, социально-бытовые),

но в её основе остаётся принцип, выработанный А.Н. Афанасьевым» [16, с. 16].

Основаниями распределения сказок на подгруппы могут быть:

1) хронологические признаки (по годам появления, обнародования): а) в Древности; б) в Средневековье; в) в Новое время; г) в советский период; д) в современный период;

2) по читательской аудитории: а) детские сказки; б) сказки для школьников; в) сказки для взрослых;

3) по основным участникам: а) о людях (по полу, сословиям, профессиям и т.д.); б) о животных (домашних, диких, летающих, мифических и т.д.); в) об оборотнях (о людях, меняющих внешность на облик животных, птиц, предметов и т.д.);

4) по тематикам: а) о взаимоотношениях полов и членов семьи; б) о различных видах службы и профессии; в) о преодолении трудностей; г) о богатырской силе и героизме; д) о самопожертвовании и благотворительности; е) о различных качествах (положительных и отрицательных); ж) волшебные сказки; з) сатирические сказки; и) бытовые сказки; к) сказки ужасов; л) сказки явлений природы и т.д.

5) в алфавитном порядке: а) по названиям; б) по фамилиям авторов и т.д.

Использование наследия А.Н. Афанасьева в криминологических исследованиях имеет целью обоснование актуальности его творчества и в современный период, а в первую очередь - свидетель-ствование важности трудов писателя для подрастающего поколения, представителям которого сказочная литература, созданная учёным, поможет приобрести прекрасные нравственные качества.

Разносторонний талант собирателя сказок А.Н. Афанасьева был положительно воспринят современниками и последующими поколениями критиков. Н.А. Добролюбов в 1858 году писал: «Вы читаете у г. Афанасьева подлинные сказки русского народа, без прикрас и почти без пропусков, расположенные более или менее удачно, сообразно с их содержанием» [16, с. 17].

Советские критики также находили в трудах фольклориста нечто пригодное для эпохи развитого социализма: «Огромный фактический материал, который был в его распоряжении, приводил учёного к материалистическому выводу о том, что в основе мифов, мифических образов, всех олицетворений лежат наблюдения людей над их собственной жизнью, трудовой деятельностью» [16, с. 18].

В постсоветский период внимание учёных к творчеству А.Н. Афанасьева не снизилось. Наш современник профессор А.Л. Топорков пишет об А.Н. Афанасьеве, что он «ориентируется в первую очередь на те жанры фольклора, которые несут ярко выраженную образность (загадки, заговоры, обрядовые песни) или элементы чудесного (сказки)» [17, с. 451]. И далее: «Опираясь на работы своих предшественников, Афанасьев проследил, как на основе простейших оппозиций, обусловленных

эмоционально-чувственным восприятием человека и наблюдениями над реальными природными явлениями, выстраивается целая система мифологических представлений» [17, с. 459].

Украинский фольклорист Б.П. Кирдан (19202006 гг.) также писал: «А.Н. Афанасьев и в самом начале своей научной деятельности не отрицал связи народных преданий с реальной действительностью. Наоборот, он утверждал, что "в предания много вошло из непосредственного наблюдения явлений природы"» [16, с. 14]. Следовательно, сказки имеют познавательный характер. Они могут играть роль вспомогательного учебного материала по природоведению и биологии, а в какой-то степени - по основам безопасности жизнедеятельности и обществоз-нанию, не говоря уже о литературе и русском языке.

Педагогическая составляющая сказочной литературы является важным подспорьем воспитания и образования несовершеннолетних не только в дошкольном возрасте, но и в последующие периоды. Отдельные сказочные сюжеты и персонажи могут стать на всю жизнь путеводной звездой для человека, увлечённого произведением в тот период своей жизни, когда первые впечатления наиболее ярки и запоминаемы.

Психологи считают, что чтение сказок стимулирует формирование творческого начала в человеке: «Творчество (креативность), как говорил Э. Фромм, - это способность человека удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [13, с. 71].

Творческие способности, если они оказались достаточно чётко выраженными в понимании самого их носителя и окружающих его людей, могут иметь социально-полезную или общественно опасную направленность. Сказки позволяют на основе демонстрации положительных качеств любимых героев сформировать позитивные ценностные ориентации юных читателей, стремящихся подражать благородству, честности, альтруизму и уважительному отношению к чужому мнению.

В период формирования личности ребёнка, подростка, юноши доступные его восприятию сведения в процессе познания усваиваются неодинаково. Отношение несовершеннолетнего к конкретному источнику информации складывается в зависимости от ряда обстоятельств: а) от озвученной оценки его взрослыми; б) от жизненной ситуации, при которой усваивались зрительные образы или вербальные факты; в) во время целенаправленного наставления или обучения; г) при удовлетворении возникшего любопытства.

Процесс познания может осуществляться целенаправленно с использованием педагогических методик, сортирующих поступающие сведения с точки зрения их вреда, бесполезности и необходимости для формирования личности. Но этот процесс может осуществляться и хаотично, когда случайная

встреча с источником информации может стать ярким впечатлением или не оказать никакого влияния на сознание несовершеннолетнего. В обоих случаях постепенно осуществляется формирование представлений о предпочтительном, приятном или неинтересном и нежелательном виде информации и конкретном её источнике.

Психологическая особенность восприятия окружающего мира ребёнком во многом определяет его будущее бытие. При недостатке информации о наблюдаемом объекте или явлении включаются фантазирования, дополняющие отсутствующие элементы. Действительность искажается, но данное обстоятельство может оказаться весьма существенным в созревании и развитии молодого человека.

Представители оригинального направления в психологии - сказкотерапии - отмечают положительное влияние сказок на развитие несовершеннолетних, в частности:

- «. бессознательно идентифицируя себя с героем, ребёнок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствие и необходимые дела;

- на примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека;

- сказка предоставляет возможность проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений;

- наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок во многом формирует для себя картину мира и, в зависимости от этого, ребёнок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом» [13, с. 70].

Интересно наблюдение А.Н. Афанасьева: «... дитя и простолюдин не способны к отвлечённому созерцанию, мыслят и выражаются в наглядных пластических образах. Ушибётся ли ребёнок о какую-нибудь вещь, в уме его тотчас же возникает убеждение, что она нанесла ему удар, и он готов отплатить ей тем же; катящийся с пригорка камень кажется ему убегающим; журчание ручья, шелест листьев, плеск волны - их говором. Первобытный человек, по отношению к окружающему его миру, был также дитя и испытывал те же психические обольщения» [18, с. 39].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На детском этапе формирования личности сказки могут оказаться удобной подмогой для законных представителей несовершеннолетнего, если обеспечить их надлежащий подбор и последовательность ознакомления. Симпатии и антипатии родителей влияют на библиографию источников, предлагаемых ребёнку, но совпадение вкусов, которое обеспечивает такой отбор, способствует предотвращению возможных внутрисемейных противоречий и конфликтов, а опосредованно служит и профилактике бытовой преступности.

Академик В.В. Козлов пишет: «Добрые и мудрые сказки... помогут взрослым прикоснуться к красоте

внутреннего мира своего ребёнка, его природной мудрости, по-новому взглянуть на некоторые детские проблемы и страхи, обратить внимание на особенности восприятия и мотивы поступков своих детей. А детям - сформировать позитивное отношение к миру и к самому себе, повысить самооценку и развить способность сопереживать и бережно относиться ко всему живому» [13, с. 2].

Современные учёные отмечают ряд психотерапевтических возможностей сказок: а) развитие у детей умения преодолевать трудности и страхи; б) формирование навыков конструктивного выражения эмоций; в) выявление и поддержка творческих способностей; г) развитие способностей к естественной коммуникации и эмоциональной регуляции; д) снижение уровня агрессивности и тревожности у ребёнка; е) развитие умения преодолевать страхи и трудности [13, с. 70].

Вспоминая яркие впечатления детского возраста, взрослый человек в неординарной жизненной ситуации подсознательно выберет вариант решения, свойственный сказочным героям, которым он хотел бы подражать в период увлечения детской литературой, подбираемой когда-то законными представителями несовершеннолетнего с учётом соответствующих этапов его созревания и целенаправленного формирования личности.

Рассмотрение содержания исследуемых источников в русле криминологических исследований охватывает характеристики факторов, влияющих на преступность, как положительных, так и отрицательных с точки зрения их социально-правовой оценки. Наличие тех и других в одном художественном произведении, в зависимости от популярности, силы воздействия и объёма, позволяет в целом характеризовать произведение в качестве способного воздействовать на формирование личности, прежде всего несовершеннолетнего человека, как криминогенный или антикриминогенный либо как нейтральный фактор.

Библиографический список:

1. Касторская Е.В., Касторский Г.Л. Экстремизм в религии и праве: криминологический анализ. Монография. СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, Алеф-пресс, 2015. 252 с.

2. Программа «Отражение» //Телеканал ОТР. 2019. 23 апреля. 20.00-20.30.

3. Сказка о золотом петушке // Пушкин А.С. Собрание сочинений: Стихотворения; Сказки / Ред. С. Чумаков. М.: Мир книги, Литература, 2008. С. 417-422.

4. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения //Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подг. текста и коммент. Ю.М. Медведева, вст. ст. Б.П. Кирдана. М.: Современник, 1982. С. 21-37.

5. Афанасьев А.Н. Рецензия на книгу Д.О. Шеп-пинга «Мифы славянского язычества» // Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору,

этнографии и мифологии / Сост. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 1996. С. 9-15.

6. Новосёлова Е. Чучело и все остальные // Российская газета. 2019. 8 апреля. С. 10.

7. Соловьев В.С. Роль социальных сетей Интернета в детерминационном комплексе современной преступности // Материалы XXVIII международной балтийской криминологической конференции «Преступность и социальный контроль в обществе постмодерна» 27-28 мая 2015 г. СПб., 2015. Ч. 2. С. 153-157.

8. Соломин В.П., Сморгунова В.Ю. Правовые основы патриотического воспитания несовершеннолетних и молодёжи как фактор укрепления духовного потенциала населения России // Вестник Орловского государственного университета, 2014, № 6. С. 75-76.

9. Шадрина Т. Разрыв в сети // Российская газета, 8 апреля 2015 г. С. 4.

10. Кузина С.В. Все врут! Учимся вычислять людей по их внешнему виду. М.: АСТ: Астрель, 2012. 544 с.

11. Касторский Г.Л. Ложь как социально-правовое явление и криминогенный фактор. Монография. СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016. 238 с.

12. Выжутович В. Мы стали злее и агрессивнее // Российская газета. 2019. 30 апреля. С. 6.

13. Коношенко О.Л. Домашний психолог. Сказкотера-пия. М.: Эксмо, 2002. 72 с.

14. Шевцов А.А. Русские сказки и побасенки: Сборники Е.А. Чудинского и А.А. Эрленвейна. М.: Роща, 2015. 268 с.

15. Русские волшебные сказки / Ред.-сост. Наан Н.Г. СПб.: Лениздат, 1994. 480 с.

16. Кирдан Б.П. А.Н. Афанасьев - фольклорист, гражданин, демократ // Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подг. текста и коммент. Ю.М. Медведева, вст. ст. Б.П. Кирдана. М.: Современник, 1982. С. 5-20.

17. Топорков А.Л. Творческий путь А.Н. Афанасьева // Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / Сост. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 1996. С. 409-471.

18. Афанасьев А.Н. Свет и тьма // Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подг. текста и ком-мент. Ю.М. Медведева, вст. ст. Б.П. Кирдана. М.: Современник, 1982. С. 37-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.