Научная статья на тему 'Криминологическое предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков'

Криминологическое предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4184
942
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рэнцэндорж Ганболд

В статье дается анализ общекриминологического и специально-криминологического предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рэнцэндорж Ганболд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kriminologicheskoe warning the crimes, in accordance with illegal turn drug

In article is given analysis kriminologicheskoe and specially-kriminologicheskoe of the warning to criminality, connected with illegal turn drug.

Текст научной работы на тему «Криминологическое предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков»

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Рэнцэндорж Г анболд,

ст. преподаватель кафедры уголовного процесса Академии полиции Монголии, докторант юридических наук

В статье дается анализ общекриминологического и специальнокриминологического предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

In article is given analysis kriminologicheskoe and specially-kriminologicheskoe of the warning to criminality, connected with illegal turn drug1.

Анализ криминологического предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, предполагает выделение двух его видов -общекриминологического и специально-криминологического.

Отличие между этими двумя видами криминологического предупреждения может быть осуществлено на основании сравнения таких его элементов, как объект воздействия, меры предупреждения, субъекты такой деятельности. Меры предупреждения преступности характеризуют механизм профилактического воздействия; объекты предупреждения включают негативные явления и процессы; лиц и группы, которые эти явления воспроизводят; круг субъектов предупреждения преступности дает представление о носителях активности этой деятельности1.

Объектом специально-крими-нологического предупреждения является преступная социальная среда, состоящая из преступных групп и лиц, совершающих преступления. Цель такого предупреждения - устранение общественной опасности преступных групп и лиц, совершивших преступления. Такое предупреждение осуществляется в основном правоохранительными органами и в значительной степени при помощи мер, связанных с принуждением2.

Указанные теоретические суждения должны быть отправными для характеристики общекриминологического и специально-криминоло-гического предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических или психотропных веществ, препаратов и медикаментов.

Общекриминологическое предупреждение наркопреступлений. Общее предупреждение преступности - это система мер по устранению процессов детерминации и причинности преступности, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по общим экономическим, социальным, иным критериям, и создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.

1 Ganbold Rentsendorj. Kriminologicheskoe warning the crimes, in accordance with illegal turn drug.

В основе экономических мер общекриминологической профилактики наркопреступности должна лежать такая экономическая политика государства, которая приостановит стагнацию экономической жизни страны, дает импульс постепенному восстановлению, а затем дальнейшему развитию всей хозяйственной сферы. Специфика собственно криминологических экономических мер предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, может основываться на двух взаимосвязанных стратегиях, применяемых к экономической преступности: стратегии

ограничений и пресечений нежелательных форм экономического поведения, а также стратегии, предполагающей поощрение желательных, общественно полезных, экономически эффективных форм поведения3.

Государственная политика в целом должна быть направлена на создание благоприятных условий для нормальной экономической деятельности, которая будет рентабельной по сравнению с незаконным предпринимательством, в том числе наркобизнесом. В связи с этим актуальным становится вопрос экономического анализа борьбы с наркотиками.

Основоположником «экономики наркотиков» стал американский экономист С. Роттенберг, опубликовавший в 1968 г. статью «Тайное распространение героина, его обнаружение и подавление»4.

«Экономика наркотиков» базируется на некоторых общих принципах, присущих экономическому образу мышления как таковому. Экономисты предполагают, что поведение всех людей (в том числе наркоманов) является рациональным - они сознательно и обдуманно стремятся максимизировать свое благосостояние при имеющихся в их распоряжении ограниченных ресурсах. Аналогично задачей правоохранительных органов является оптимизация соотношения «выгоды-потери» для общества как коллектива всех граждан5. В «экономике наркотиков», как и в современной экономической теории в целом, можно проследить интеллектуальное противоборство различных парадигм, прежде всего кейнсианства и неоклассики.

Другим способом борьбы с наркотиками является ограничение спроса (усиление профилактики наркомании, направление наркоманов на принудительное лечение и т.д.). В результате уменьшатся и потребляемое количество наркотиков и общие расходы потребителей на героин, его цена падает.

Альтернативой традиционной политике борьбы с предложением наркотиков может стать и их медицинская легализация, как это было в В еликобритании.

Медицинский подход к проблеме наркотиков имеет несколько явных экономических преимуществ. Однако данный подход сопровождают некоторые отрицательные явления. Если героин будет общедоступен, возможно, повысится уровень терпимости. Повысившаяся терпимость будет иметь результатом растущий спрос на героин.

Дж. Кох и С. Групп приходят к выводу, что насильственное

ограничение предложения нежелательно, поскольку это повысит цены на

6

наркотики и увеличит преступную деятельность .

Неоинституциональная парадигма экономической теории наркотиков была основана К. Мэрфи и Г. Беккер. Они разработали модель рационального

поведения потребителя «вредных благ», которая анализирует зависимость масштабов индивидуального потребления наркотиков от их цены в долгосрочном аспекте7. Согласно модели Беккера-Мерфи - модели рациональной вредной привычки - поведению лиц, потребляющих «вредные блага» (наркотики, алкоголь, табак и т.д.), присущи следующие закономерности8:

- долгосрочная ценовая эластичность спроса значительнее и выше, чем краткосрочная эластичность;

- более высокие в будущем (равно как и в прошлом) цены снижают текущее потребление;

- лица с более низким доходом на изменения цен вредных благ реагируют сильнее, чем лица с более высоким доходом, которые при этом больше учитывают будущие вредные последствия;

- молодежь сильнее реагирует на изменение цен, чем пожилые люди, поскольку у молодых навыки рационального поведения более слабы9.

Таким образом, к 90-м гг. «экономика наркотиков» замкнула в своем развитии диалектическую триаду «тезис - антитезис - синтез». Начав с априорной уверенности в

необходимости целенаправленной государственной политики в борьбе с наркопотреблением, она затем усомнилась в ее эффективности, но, в конце концов, приходит все же к мнению о ее необходимости.

Нынешняя наркоситуация в Монголии, на наш взгляд, такова, что, как и легализация наркотиков, так и декриминализация действий, связанных с наркотиками, могут вызвать нежелательные последствия, стимулировать рост наркоманов. Следовательно, необходима более взвешенная политика антипрогибиционизма, требуется золотая середина между полным запретом наркотиков и их полной легализацией.

Общекриминологическая про-филактика наркопреступности в идеологической сфере предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что одним из главных условий развития наркомании является непонимание молодежью, особенно подростками, опасности приема наркотических, лекарственных и других средств, влекущих одурманивание. Поэтому основной акцент в антинаркотической пропаганде следует сделать на тяжких последствиях для организма, наступающих при потреблении наркотиков, правовом аспекте, ответственности лиц за незаконный оборот наркотиков. Разъяснение эйфорического эффекта должно носить критический характер, показывающий неизбежность наступления пагубных результатов.

Анализ газетных и научных публикации по данной тематике позволяет утверждать, что прос-матривается устойчивая тенденция к увеличению обьема информации, касающейся темы наркотиков (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика количества газетных и научных публикаций в Монголии на тему «Наркотизм» в 1990-2010 гг.

Содержательный анализ газетных публикации по данной тематике показывает, что более 80 % всех публикаций занимают материалы чисто информационного характера в виде репортажей с залов судебных заседаний, рассматривав-ших уголовные дела, где фигурируют наркопреступники, или публицистические статьи журналистов, специализирующихся на криминальной хронике. Материалов аналитического характера катастрофически мало, они занимают 1,6 % всех публикаций.

На этом фоне особую тревогу внушает тот факт, что в объеме публикаций, рассчитанных на широкий круг читателей, возрастает доля печатных материалов, где пропагандируется субкультура наркоманов. Некоторые материалы, имея целью предостеречь молодежь от наркотиков, невольно становятся пособием для начинающих наркоманов. Из этих материалов можно извлечь информацию относительно места, где можно добыть наркотики, цены на них, методов приготовления наркотических средств и т.п.

Материалы судебной практики Монголии свидетельствуют о том, что именно из газетных публикаций получали наркоманы сведения, проливающие свет на то, что наркотикосодержащие растения культивируются и в Монголии, их легко можно распознать по фотоснимкам, опубликованным в этих же газетах и журналах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что публицистическая политика СМИ в Монголии относительно наркотизма приносит скорее отрицательный эффект, чем антинаркотический.

В рамках общекриминологического предупреждения наркотической преступности среди школьников и студентов Монголии мы предлагаем следующие рекомендации.

В образовательный процесс могут внедряться элементы профилактики

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2006 2008 2010

И Газетная —■—Научная

наркомании, реализовываться образовательные антиалкогольные и антинаркотические программы в рамках учебного процесса, например, в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», «Профилактика наркомании» и т.п. Преподаватели обязаны рассматривать правовые аспекты распространения,

хранения, употребления наркотиков в курсах юридических дисциплин. Учебное заведение должно поощрять тех педагогов, которые включают в разработанные ими учебные программы по преподаваемым дисциплинам информацию о проблемах наркомании и ее профилактике.

Целесообразно создание координационной группы, состоящей из преподавателей, родителей студентов и самих студентов. Задача этой группы: разрабатывать и проводить мероприятия, направленные против употребления и распространения наркотиков, организовывать кампании, митинги, конференции и т.п. Все стратегические решения координационной группы должны приниматься профессорско-препо-давательским составом и ректором (директором) учебного заведения совместно. Конкретная реализация отдельных мероприятий должна проводиться самими студентами с помощью координационного совета. Для повышения эффективности такой работы желательно создание комитета, который бы планировал и способствовал проведению совместных или отдельных мероприятий в рамках координационных групп различных учебных заведений. Это потребует меньших финансовых затрат каждого учебного заведения и будет способствовать большему общественному резонансу 10.

Необходимо создание информационного центра в учебных заведениях. Целесообразно при помощи работников библиотеки и других заинтересованных лиц координационной группы собирать и постоянно обновлять информацию о наркомании. Этот центр должен снабжать студентов полезной и достоверной информацией, номерами телефонов доверия, материалами по проблемам наркотиков, а также раздавать брошюры и листовки.

Профилактика наркомании в семье является одним из основных средств антинаркотического воспи-тания, поскольку именно в ней закладываются те сознательные установки личности, которые определяют выбор индивидом образа жизни в дальнейшем. Если в семье обеспечивается нормальная социализация индивида, а в структуре ее ценностей, мотиваций и установок доминируют творческий труд, здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, высокие духовные ценности, то индивид обладает устойчивым иммунитетом против всевозможных вредных привычек, создающих основу для наркомании. Правильное семейное воспитание помогает нейтрализовать врожденные черты психики, представляющие опасность в плане появления тяги к употреблению наркотиков11.

Просветительская работа в данном направлении очень важна, так как изучение судебной практики Монголии выявило, что большинство родителей наркопреступников, в том числе наркоманов (65 %), не подозревали о наркотическом пристрастии подопечных.

Необходимо также создание центров помощи семье, где любой гражданин мог бы получить квалифицированную консультацию в области семейного воспитания, конкретные рекомендации по оздоровлению образа жизни.

Следует осуществить поворот общественного сознания в сторону более

последовательного признания социально-экономической ценности и нравственной значимости забот по рождению и воспитанию детей. Крайне важно обеспечить сохранение уровня жизни семей после рождения ребенка. Не создав условий для осуществления родителями общих воспитательных функций, невозможно реализовать и специфические принципы профилактики наркомании12.

Роль религии как социального института в профилактике наркотизма и наркопреступности сложно переоценить. Все официально действующие в Монголии религиозные конфессии, такие как буддийские, исламские, христианские считают тяжким грехом употребление психоактивных веществ, прежде всего наркотиков, алкоголя.

Опыт борьбы с наркоманией в зарубежных странах показывает, что нередки случаи, когда именно церковь является последней инстанцией, в которую обращаются наркоманы, желающие избавиться от зависимости. Они обращаются к вере, когда традиционное лечение и дорогостоящие программы по избавлению от наркотической зависимости не могут помочь13. Во многих странах существуют реабилитационные центры, деятельность которых направлена на помощь в избавлении от наркотической и алкогольной зависимости. С этими реабилитационными центрами сотрудничают специалисты-медики, психологи и добиваются хороших результатов, влияя на душу, а не только на физическое состояние человека.

Перечисленные мероприятия составляют часть широкого комплекса социальных мер, нацеленных на борьбу с наркоманией и наркопреступностью. Очевидно, противодействие этому социальному злу предполагает как решительные меры правоохранительных органов по пресечению распространения наркотиков, так и эффективную сеть медицинских учреждений по лечению и реабилитации наркоманов.

Специалъно-криминологческое предупреждение наркопреступлений должно осуществляться правоох-ранительными органами, специально созданными для воздействия на наркопреступность. В Монголии нет таких организаций. Пока, как считают многие, не возникла необходимость в создании такой организации, которая занималась бы контролем, профилактикой и пресечением незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В настоящее время в Монголии функции по противодействию незаконному обороту наркотиков выполняют органы полиции, таможенная и пограничная служба, органы разведки (органы государственной безопасности).

В 2000 г. в Монголии была утверждена «Национальная программа по борьбе с наркоманией на 2000-2005 годы», которая стала программным документом по противодействию незаконному обороту наркотиков. Выполнение намеченных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту было возложено на Национальный совет.

В рамках национальной программы был осуществлен комплекс мер, нацеленных на предупреждение наркопреступности, выявление причин и условий возникновения наркомании, совершенствование правовой базы борьбы с

наркопреступностью и многое другое.

Национальная программа обязывала Правительство Монголии, Министерство юстиции (ныне Министерство юстиции и внутренних дел), Министерство просвещения (ныне Министерство образования, культуры и науки), Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Главное таможенное управление, Главное управление полиции, Главное разведывательное управление, органы средств массовой информации, общественные организации и органы местного самоуправления осуществлять конкретные меры, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков, злоупотреблению наркотическими средствами.

Однако наркоситуация в Монголии за эти годы не улучшилась, самое главное не снизился уровень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а наоборот удвоился, резко возросло число лиц, злоупотребляющих наркотиками.

Криминогенная ситуация, сложившаяся в данной сфере преступности, естественно, обусловлена многими факторами, от социального до правового. Безусловно, что государство и общество озабочены проблемами наркопреступлений и принимают немало мер для их предотвращения и предупреждения. Однако этих мер явно недостаточно, они и не изменят кардинальным образом сложившуюся криминогенную ситуацию.

Тенденция роста наркопреступности, неэффективность принимаемых мер, на наш взгляд, приводят к необходимости наиболее полного исследования проблем, связанных с предотвращением, пресечением, профилактикой наркопреступности и совершенство-ванием законодательной базы противодействия незаконному обороту наркотиков, коренным изменениям деятельности правоох-ранительных органов в данном направлении.

Надо сказать, институт наркопреступности, особенно в уголовноправовом и криминологическом аспектах, в монгольской юридической литературе и правоприменительной практике не исследован должным образом.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков и в целях совершенствования предупреждения наркопреступности, нами предлагаются следующие мероприятия:

- создание специального правоохранительного органа, который занимался бы борьбой с незаконным оборотом наркотиков в Монголии (прообраз Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - Госнаркоконтроль России). Указанный орган будет координировать деятельность органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, раскрывать и проводить предварительное расследование наркопреступлений, заниматься пресечением и профилактикой незаконного оборота наркотиков;

- внесение соответствующих изменений в законодательство Монголии в связи с предполагаемой функцией предварительного расследования преступлений, подследственных органу наркоконтроля;

- вновь разработать национальную программу по борьбе с наркоманией и наркопреступностью, рассчитанную на 2009-2014 гг. и проводить работу по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, концентрации усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков, осуществлению постоянного контроля масштабов распространения и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- внедрять новые методы и средства лечения, медицинской и социальнопсихологической реабилитации больных наркоманией;

- создать единый банк данных по вопросам, касающимся наркотических средств, психотропных веществ, а также противодействия их незаконному обороту;

- выполнять обязательства в области контроля над наркотиками по универсальным международным договорам и двусторонним соглашениям;

- обмениваться опытом с зарубежными партнерами в отношении применения мер борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- уделять серьезное внимание пресечению контрабанды наркотиков через границу Монголии, ввозу-вывозу и транзиту;

- соблюдать основополагающие ринципы правосудия и уважения прав граждан, и в этой связи обеспечивать защиту судей, работников прокуратуры, сотрудников полиции, следователей, свидетелей:

- активно внедрять новые методы расследования, повышать профессиональную подготовленность кадров:

- продолжать и углублять научно-исследовательские работы в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

Специально-криминологичес-кое предупреждение наркопреступности на психологическом уровне предполагает позитивное воздействие на отдельных лиц, деятельность которых связана с незаконным оборотом наркотиков. В.В. Жалыбин разделяет специально-криминологическое воздействие на указанных

14

лиц условно на три этапа .

Первый этап связан с выявлением лиц, совершающих наркопреступления.

Второй этап предполагает привлечение наркопреступников к уголовной ответственности с применением к ним предусмотренных уголовным законом мер наказания и иных мер уголовно-правового воздействия.

Третий этап предполагает применение мер специальнокриминологического воздействия в соединении с наказанием или иными мерами уголовно-правового воздействия.

К лицам, осужденным к реальному отбыванию наказания, в качестве специально-криминологического предупреждения применяются меры, составляющие содержание режима отбывания наказания (например, изоляция осужденных от общества в местах лишения свободы:)15.

Таким образом, вопросы общекриминологического и специальнокриминологического предупреждения наркомании и наркопреступности должны составлять единую стратегию проводимой антинаркотической политики

государства.

В тесном взаимодействии с государственными, общественными и иными организациями органы полиции вырабатывают единый сбалансированный подход в вопросах профилактики наркопреступности.

ПРИМЕЧАНИЯ

См.: Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Указ. соч. С. 199-200.

Там же. С. 201.

См.: Яковлев А.М. Социология экономической преступности. М., 1988. С. 236-237. Rottenberg S. Clandestine Distribution of Heroin, its Discovery and Suppression //Journal Political Economy. 1968. Vol. 76. P. 78-90.

5 См.: Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учебное пособие. М.: Норма, 2006. С. 237.

6 Там же. С. 242.

7 Becker G., Murphy K.M. A Theory of Rational Addiction // Journal of Political Economy. 1988. Vol. 96. P. 675.

8 См.: Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Указ. соч. С. 248.

9 Там же.

10 См.: Евлоев Д.И. Некоторые проблемы профилактики наркомании среди

студенчества // Проблемы борьбы с преступностью в ЦФО РФ. Ч. 3. Брянск, 2002. С. 31-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 См.: Борьба с наркоманией. Проблемы и перспективы / отв. ред. Е.Г. Мартынчик. Кишинев, 1990. С. 76.

12

13

Там же. С. 78.

См.: Жалыбин В.В. Криминологическая характеристика и профилактика

преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. С. 111.

14

15

Там же. С. 136. Там же. С. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.