УДК 343.9
DOI 10.23672^8555-4314-4924^
Михайлов Алексей Евгеньевич
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры
правового обеспечения государственного
и муниципального управления,
Владимирский филиал
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Семенов Сергей Александрович
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний [email protected]
Alexey E. Mikhailov
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department the Legal Provision of State and Municipal Administration, Vladimir branch
Russian Academy of National Economy and Public Service President of the Russian Federation Administration [email protected]
Sergey A. Semenov
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of the Department
of Public Law Disciplines,
Vladimir Law Institute
Federal Penitentiary Service
Криминологический аспект
борьбы с преступностью
Criminological aspect
of the fight against crime
Аннотация. Борьба с преступностью отличается сложным объектом воздействия. Он выражен как в совершенном или совершаемом преступлении, так и в наличии замысла по его совершению. Это предполагает разные формы воздействия. На стадии обнаружения преступного замысла и на стадии неоконченного преступления формы воздействия характеризуется реализаций, в первую очередь, профилактической функции. В контексте предотвращения преступления. эта функция является превалирующей. В рамках пресечения преступления, реализуется одномоментно с охранительной функцией и решает задачу недопущения наступления общественно опасных последствий преступления в полном объеме.
Ключевые слова: борьба с преступностью, предупреждение преступности, предотвращение преступлений, пресечение преступлений.
Annotation. The fight against crime is characterized by a complex object of influence. It is expressed both in the crime committed or being committed, and in the presence of an intention to commit it. This implies different forms of influence. At the stage of detection of a criminal intent and at the stage of an unfinished crime, the forms of influence are characterized by the implementation of the preventive function in the first place. Within the framework of crime prevention, this function is predominant. As part of the suppression of a crime, it is implemented simultaneously with the protective function and solves the problem of preventing the occurrence of socially dangerous consequences of a crime in full.
Keywords: crime fighting, crime prevention, crime prevention, crime suppression.
Государственная политика в области противодействия преступности реализуется в рамках разных направлений, позволяющих осуществить комплексное воздействие на данное негативное социально-правовое явление и его последствие. Одним из таких направлений является борьба с преступностью, объектом которой выступают замышляемые, совершаемые и совершенные уголовно-наказуемые деяния.
Анализ федерального законодательства Российской Федерации, а также, результатов
исследований ученых-криминалистов позволяет включить в объем борьбы с преступностью такие компоненты, как предупреждение (предотвращение) преступлений; выявление преступлений; пресечение преступлений; раскрытие преступлений; расследование преступлений; применение мер уголовно-правового воздействия [5]. В таком логическом расположении данные компоненты отчасти соответствуют развитию механизма преступного поведения и последующей государственно-правовой реакции на него во времени и, по сути, представляют из себя различающие по
характеру этапы воздействия на общественные отношения, возникающие в связи с замышляемым, совершаемым или совершенным преступлением. Именно эти преступления и формируют объект борьбы с преступностью
Следует отметить, что объект борьбы с преступностью разнороден. Воздействие на него протекает как перспективно (на уровне замышляемого преступления и отчасти приготовления к преступлению, когда его юридические признаки не позволяют привлечь лицо к уголовной ответственности (по преступлениям небольшой и средней тяжести)), так и ретроспективно (при признаках неоконченного и оконченного преступления).
Перспективное воздействие на объект борьбы с преступностью преследует цель недопущение совершение преступления, в связи с чем, имеет явно выраженный профилактический характер при сохранении, свойственных для борьбы с преступностью, принудительных методов воздействия. Эти методы проявляются в таких компонентах борьбы с преступностью, как предупреждение (предотвращение) преступлений и пресечение преступлений. Интересно отметить, что категории, обозначающие данные компоненты борьбы с преступностью, несмотря на свою распространенность, как в правоприменительной деятельности, так и в науке, а также, давнюю историю применения в контексте правоохранительной деятельности, нередко обнаруживают определенную дискуссионность.
Предупреждение преступления в классическом понимании представляет из себя выявление и устранение причин и условий преступлений, что является центральным компонентом другого направления противодействия преступности -профилактики преступлений. Очевидно, что позиция законодателя, фактически дублирующего предупреждение преступности в рамках профилактики правонарушений и в рамках борьбы с ними в федеральных законах о противодействии коррупции и терроризму, требует дальнейшего изучения и корректировки.
А.Г. Лекарь отмечал, что предупреждение преступлений представляет из себя деятельность по установлению лиц, обнаруживающих намерение совершить преступление и склонению их к отказу от этого намерения. При этом предупреждение наряду с профилактикой (выявлением и устранением причин и условий преступлений), а также пресечением (деятельностью по недопущению совершаемых преступлений) являются компонентами предотвращения преступлений [4]. Нам представляется, что именно такая позиция легла в основу конструирования законодателем понятия «борьба с правонарушениями (коррупционных и террористической направленности) в части включения в него компонента «предупреждение правонарушений». Однако это не объясняет включение этого же компонента в понятие «профилактика правонарушений.
В целом, данный подход в настоящий момент в науке криминологии применяется крайне мало. Во многом это связано с оценкой семантики слов.
В частности, если обратиться к смысловому значению слова «предотвратить», то становится очевидно, что предотвращение преступлений представляет из себя недопущение их совершения. Например, С.И. Ожегов толкует слово «предотвратить» как «заранее отвратить», а «отвратить» соответственно - «не дать осуществиться чему-нибудь плохому». При этом предупредить означает «заранее принятыми мерами отвратить [6]. При внешнем сходстве данных слов нам представляется, что предупреждение предполагает более ранний уровень воздействия на какие-либо отношения, поскольку допускает применение для этого специальных мер заранее.
Еще более четко разница просматривается у
B.И. Даля, который использует для толкования слова «предотвращение» такие сочетания, как «предустранить», «отвратить завременным распорядком», «устранить ранними мерами, загодя» «предупреждение» такие сочетания, как «быть прежде, наперед», «отклонить», избавиться от чего заранее» [1]. Как мы видим, при оценке сущности «предотвращения» применяется слово «устранить», значение которого и у В.И. Даля и у
C.И. Ожегова сводится к наличию неминуемой опасности. То есть, предотвращение преступности - деятельность связанная с недопущением именно замышляемых преступлений.
В настоящий момент в криминологии распространена и другая точка зрения. Например, Г.А. Ава-несов в смысловом плане воспроизводит ранее рассмотренную систему А.Г. Лекаря, но использует иные термины. Так, обобщающую форму воздействия он именует не предотвращением преступности, а предупреждением, а ее элементы соответственно: профилактикой (воздействие причины и условия еще не совершенных преступлений), предотвращением преступлений (воздействием на криминогенную ситуацию, характеризующуюся проявлением преступного замысла еще не приобретшего самостоятельного уголовно-правового значения) и пресечением преступлений (воздействие на уже начатое и совершаемое преступление [3].
Как мы видим, в данном случае Г.А. Аванесов фактически поменял местами термины «предотвращение» и «предупреждение», в результате чего, данная система стала более семантически выверенной.
Не вдаваясь в полемику по поводу соотношения понятий профилактика и предупреждение преступности, отметим, что с учетом объекта борьбы с преступностью, предупреждение преступности как ее компонент следует рассматривать в значении предотвращения преступлений. Следует отметить, что подобный взгляд получил довольно широкое распространение в современной отечественной криминологии [7].
А.И. Долгова отмечала, что предотвращение преступности, также, как и пресечение, представляет из себя своеобразный мостик между предупреждением в классическом понимании данного термина и последующей правоохранительной
деятельностью, связанной ориентированной на привлечение лица, совершившего преступление к уголовной ответственности [2]. Действительно, предотвращение преступлений влияет не на преступление как таковое, а только на его причины и условия, хотя и находящиеся на таком уровне развития, когда совершение преступления становиться неизбежным или очень вероятным, т.к. преступный замысел у лица уже сформировался.
Характеризуя пресечение преступлений, отметим, что данный термин, в целом, не характеризуется наличием какой-либо заметной полемики и понимание его сущности и большинства криминологов и криминалистов единое. Традиционно, под пресечением преступлений понимается деятельность, направленная на прекращение происходящего преступления [7]. В целом, такой подход полностью соответствует значению слова
Литература:
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 3 т. Т. 3: «П». М. : ГИ иностранных и национальных словарей, 1955. 555 с.
2. Долгова А.И. Криминология : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. 1008 с.
3. Аванесов Г.А. Криминология : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г.А. Аванесов, С.М. Иншаков, Д.И. Аминов; Под ред. Г.А. Аванесов. 6-е изд.; Перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 576 с.
4. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М. : Юридическая литература, 1972. 104 с.
5. Михайлов А.Е. Объем деятельности по борьбе с преступностью / А.Е. Михайлов // Ученые записки. 2021. № 2. С. 99-104.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. Проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М. : ООО «Оникс, 2005. 1200 с.
7. Шведко А.В. Соотношение понятий «предупреждение», «пресечение» и «профилактика» в контексте исследования коррупционной преступности / А.В. Шведко // Всероссийский криминологический журнал. 2014. № 1 С. 177-179.
«пресечь», что означает прекратить, остановить силой, резким вмешательством [6].
Подводя итог изложенному, отметим, что борьба с преступностью, отличаясь сложным объектом воздействия, выраженном как в наличном преступлении, так и в существовании замысла по его совершению, предполагает и разные формы воздействия. На стадии обнаружения преступного замысла и на стадии неоконченного преступления, формы воздействия характеризуется реализаций, в первую очередь, профилактической функции. В рамках предотвращения преступления эта функция является превалирующей, а в рамках пресечения преступления реализуется одномоментно с охранительной функцией и решает задачу недопущения наступления общественно опасных последствий преступления в полном объеме.
Literature:
1. Dal V. Explanatory dictionary of the living Great Russian language : in 3 vol. Vol. 3: «P». M. : GI. of foreign and national dictionaries, 1955. 555 p.
2. Dolgova A.I. Criminology : textbook. 4th edition, revised and supplemented. M. : Norma : INFRA-M, 2019. 1008 p.
3. Avanesov G.A. Criminology : textbook for university students studying in the specialty «Jurisprudence» / G.A. Avanesov, S.M. Inshakov, D.I. Aminov; Edited by G.A. Avanesov. 6th e edition, revised and supplemented. M. : UNITY-DANA, 2015. 576 p.
4. LekarA.G. Crime prevention. M. : Legal literature, 1972. 104 p.
5. Mikhailov A.E. The scope of activities to combat crime / A.E. Mikhailov // Scientific Notes. 2021. № 2. P. 99-104.
6. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Approx. 53000 words / S.I. Ozhegov; under the general ed. Prof. L.I. Skvortsova. 24th edition, corrected. M. : Onyx LLC, 2005. 1200 p.
7. Shvedko A. V. Correlation of the concepts of «prevention», «suppression» and «prevention» in the context of corruption crime research / A.V. Shvedko // All-Russian Journal of Criminology. 2014. № 1. P. 177-179.