Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИКТИМИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ МИНИМИЗАЦИИ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИКТИМИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ МИНИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виктимизация / виктимизация несовершеннолетних / дети / деструктивные субъекты / несовершеннолетние / факторы / victimization / victimization of minors / children / destructive subjects / minors / factors

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эдуард Николаевич Лыков, Алексей Иванович Бельский

Приведен анализ, направленный на борьбу с виктимизацией несовершеннолетних, которая, в свою очередь, рассматривает факторы, связанные с возникновением проявлений виктимизации и способах борьбы с ними. Виктимизация несовершеннолетнего как огромная проблема в Российской Федерации на данный момент упоминается во многих научных журналах, статьях, сборниках. Эта проблема затрагивает огромный круг несовершеннолетних лиц. Рассмотрено, что необходимо для сведе́ния данной проблемы на нет. Наиболее значительное влияние на становление личности подростка оказывает семья, которая представляет собой главный институт социализации. Все особенности личности ребенка напрямую зависят от отношений, складывающихся между членами семьи. Так как семья – неотъемлемая часть жизни ребенка и человека в целом, стоит сказать, что при особых негативных обстоятельствах она действительно может стать первым толчком к виктимизации ребенка. Показаны конкретные практические советы по направлению деятельности правоохранительных органов и учебных учреждений для борьбы с виктимизацией несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological Analysis of Victimization of Minors and the Problems of its Minimization

The paper presents the analysis aimed at combating the victimization of minors, which, in turn, considers the factors associated with the occurrence of manifestations of victimization and ways to deal with them. Victimization of a minor as a huge problem in the Russian Federation is currently mentioned in many scientific journals, articles, collections. This problem affects a huge range of minors. It is considered what is necessary to reduce this problem to nothing. The family, which is the main institution of socialization, has the most significant influence on the development of a teenager's personality. All features of the child's personality directly depend on the relationships that develop between family members. Since the family is an integral part of the life of a child and a person as a whole, it is worth saying that, under special negative circumstances, it can really become the first impetus for child victimization. Specific practical advice is shown on the direction of the activities of law enforcement agencies and educational institutions to combat the victimization of minors.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИКТИМИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ МИНИМИЗАЦИИ»

УДК 159.99

DOI: 10.17277^^.2023.01^.064-070

Приведен анализ, направленный на борьбу с виктимизацией несовершеннолетних, которая, в свою очередь, рассматривает факторы, связанные с возникновением проявлений виктимизации и способах борьбы с ними. Виктимизация несовершеннолетнего как огромная проблема в Российской Федерации на данный момент упоминается во многих научных журналах, статьях, сборниках. Эта проблема затрагивает огромный круг несовершеннолетних лиц. Рассмотрено, что необходимо для сведения данной проблемы на нет. Наиболее значительное влияние на становление личности подростка оказывает семья, которая представляет собой главный институт социализации. Все особенности личности ребенка напрямую зависят от отношений, складывающихся между членами семьи. Так как семья - неотъемлемая часть жизни ребенка и человека в целом, стоит сказать, что при особых негативных обстоятельствах она действительно может стать первым толчком к виктимизации ребенка. Показаны конкретные практические советы по направлению деятельности правоохранительных органов и учебных учреждений для борьбы с виктимизацией несовершеннолетних.

Ключевые слова: виктимизация; виктимизация несовершеннолетних; дети; деструктивные субъекты; несовершеннолетние; факторы.

Эдуард Николаевич Лыков, канд. филос. наук, доцент,

кафедра юридических дисциплин, филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Домодедово Московской области,

Домодедово, Россия; likedik@mail.ru

Алексей Иванович Бельский, канд. юрид. наук, доцент, кафедра уголовно-правовых дисциплин, полковник полиции, ФГКОУ ВО «(Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;

sembel77@yandex.ru

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИКТИМИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ МИНИМИЗАЦИИ

Введение

Проанализировав ситуацию, которая складывается в последние годы, отметим, что множество факторов негативного характера оказывает отрицательное воздействие на становление личности. К этому перечню можно отнести различные экономические, демографические, политические и иные явления. Более всего пагубному влиянию подвержены лица, не достигшие совершеннолетнего возраста. В настоящее время все чаще можно услышать термин «жертвы социализации», который применяется исследователями по отношению к данной категории населения.

Обсуждение

Жертвами социализации, конечно, можно называть субъектов, которые этап социализации прошли либо не в полной мере, либо в окружении деструктивных элементов, либо же в обстановке халатности. Приведем примеры субъектов «неправильной социализацией».

1. «Не в полной мере прошли социализацию». Такая категория присуща субъектам, которые были отгорожены от общества в детском и подростковом возрасте. Очень ярким примером может являться такой знаменитый персонаж Редьярда Киплинга, как Маугли. Но, говоря более применимо о нашей обыденности, стоит привести более подходящий пример. Например, ребенок, который мало общается со сверстниками, не играет с ними и всю информацию о мире получает только от семьи. Вследствие этого у него начинает развиваться нездоровая тяга к общению, которая впоследствии вытекает в создание любых возможных обстановок, пригодных для данного общения.

2. «Прошли социализацию в кругу деструктивных субъектов». В данном случае проблема, так сказать «видна на лицо». Такая ситуация обуславливает поведение несовершеннолетних, направленное в деструктивную сферу. Находясь в окружении деструктивных элементов, ребенок начинает привыкать к нему и становиться его частью. Данное окружение формирует у ребенка искаженное понятие и ценности. Вследствие этого несовершеннолетний становиться не только участником преступной деятельности, но и ее объектом.

3. «Обстановка халатности». В данном случае неправильная социализация объясняется безразличным отношением родителей к ребенку, его развитию и общению с ним. Семья - неотъемлемая часть социализации, которая необходима для «здорового» развития ребенка и приспособления его к обществу, так как основные жизненные направления и понятия задает именно она. Без части семейной социализации, а именно когда родители не уделяют времени ребенку, постоянно находясь на работе или отдыхая с друзьями и знакомыми, развитие ребенка и приспособление его к обществу искажается [1, с. 19]. В данном случае ребенок будет стараться найти общение со взрослыми и обрести в этом общении ту поддержку, которую не смогли предоставить родители. Бесспорно, наиболее сильное влияние на развитие несовершеннолетнего оказывает семья - главный институт социализации.

Проанализировав причины виктимизации детей и подростков, исходящих из семьи, можно выделить следующие факторы:

1) индивидуально-личностные свойства родителей и особенности их поведения;

2) объективное материальное состояние в семье;

3) стиль и нормы воспитания в семье:

а) использование таких стилей воспитания, которые приводят к развитию виктимизации ребенка. К примеру, при применении родителями авторитарного стиля у ребенка формируется чувство неполноценности, а в случаях повышенной опеки у несовершеннолетних отмечается беспомощность и неуверенность в своих действиях;

б) рассогласованность норм в семье, размытость нравственных ценностей;

в) семейные конфликты и трудности увеличивают риск инцестов;

г) алкоголизм родителя(ей) ведет к становлению созависимости и брутальных отношений, запущенности детей, их виктимизации в семье.

Исследователями установлено, что для преодоления внешних и внутренних нежелательных факторов социализации подросткам необходима жизнестойкость, но они чаще всего не пользуются этим ресурсом, а используют ролевое поведение жертв, позволяющее им адаптироваться, а также реализовывать манипуляции [2, с. 34].

На данный момент существует особая система профилактики викти-мизации несовершеннолетних, которая начинает свое развитие на семейном этапе социализации. В нее входят следующие составляющие.

1. Институт социально-правовой помощи. Данная составляющая системы виктимизации несовершеннолетних помогает жертвам виктимизации по восстановлению социальных и правовых составляющих их жизни. Так, стоит сказать, что в нее входит обеспечение профессиональной юридической помощи несовершеннолетним, которая направлена на восстановление прав и возмещение полученного вреда путем уголовного судопроизводства, а также иных видов судов. Социальная же помощь представляет собой обеспечение возможности нормального возвращения в общество после перенесенных противоправных посягательств.

2. Социально-педагогический институт. Данный институт заключает в себе обязанности по нормализованию развития личности после произошедшего. Он направлен на развитие несовершеннолетнего как субъекта общества путем воспитания, бесед, мероприятий педагогического характера.

3. Психолого-педагогический институт. В данном «профилактико-реабилитационном» институте происходит морально-психологическое восстановление личности несовершеннолетнего путем психологических практик, моделирования ситуаций и впоследствии адаптации несовершеннолетнего путем психологических инструментов к нормальной жизни, в силу чего ненужные факторы произошедшего уходят на второй план и впоследствии забываются.

4. Медико-психологический институт. Деятельность данного института направлена, в свою очередь, на выявление и пресечение биолого-психологических отклонений у субъектов, с которыми ведется работа в данной среде. Она направлена в целом на недопущение появления психологических расстройств, а также на борьбу с усугублением виктимиза-ции несовершеннолетнего. В свою очередь, деятельность этого института направлена на борьбу с последствиями, которые могут вызвать проблемы высокого уровня, связанные с психикой человека.

Медико-психологическое направление представляет собой раннее выявление и лечение психических расстройств как у детей, так и у взрослых; реализация рассматриваемой профилактики также осуществляется посредством предоставления психологической помощи пострадавшим от насилия. Это необходимо для коррекции психических расстройств преду-

преждения суицидов, вторичной и третичной виктимизации, так как это не редкость у подростков [3, с. 14].

Виктимизация несовершеннолетнего, как огромная проблема в Российской Федерации на данный момент, упоминается во многих научных журналах, статьях, сборниках. Эта проблема очень остра, затрагивает огромный круг несовершеннолетних лиц и обуславливается несколькими факторами:

1) физической развитостью несовершеннолетних, которая в разы уступает взрослому человеку, в частности преступникам, которые хотят совершить противоправные действия в их отношении;

2) умственной недальновидностью и доверием, с помощью которого несовершеннолетних часто обманывают, даже в непреступных смыслах. Путем же мошенничества или обмана преступникам очень легко завладеть имуществом несовершеннолетних или же просто украсть их;

3) малым жизненным опытом, из-за которого дети не могут реагировать на некоторые ситуации правильно в полной мере.

Огромную роль в детской виктимизации играет относительно большое число преступников-педофилов, которые из года в год придумывают все новые способы для осуществления своих замыслов [4, с. 23]. Преступники находят способы завлечения несовершеннолетних, изучая их интересы, увлечения, и используют их в своих целях.

Меры, которые осуществляются в целях профилактического воздействия, целесообразно разделить на три уровня.

На первом уровне речь идет об осуществлении перечня мер, направленных на выявление и ликвидацию ситуаций, являющихся первопричиной совершения семейно-бытовых преступлений. К ним относится и занимает весомое место проведение профилактической, правовоспитательной и разъяснительной работы с несовершеннолетними, а также с их родителями и опекунами [5]. До последних очень важно довести недопустимость любого жестокого обращения с детьми, разъяснив при этом все возможные последствия негативного характера, объяснить, что такие действия могут повлечь за собой ответственность. В рамках рассматриваемого этапа важна профилактическая работа и с самими несовершеннолетними. Детей важно проинформировать об их правах, что в случае жестоких посягательств на них членами семьи, необходимо не терпеть, а обратиться за помощью. Такие меры очень важны, ведь в дальнейшем жестокое отношение со стороны родителей может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Ввиду сложности доведения такой информации до каждого ребенка, в том числе из семей, которые не состоят на учете как неблагополучные, необходимо внесение ее в массы другим путем: изданием брошюр, памяток, буклетов, социальных видеороликов, путем создания интернет-ресурсов, извещения граждан через средства массовой информации.

Второй уровень предполагает воздействие непосредственно несовершеннолетних, которые находятся или могут оказаться в затруднительном положении. Это дети, которые, в силу своего поведения, окружающей обстановки и иных факторов, вероятнее всего станут жертвами преступлений, совершенных в семье [3, с. 45].

Необходимо отметить, что к указанному виду можно отнести детей, относящихся к категории безнадзорных и беспризорных, которые ведут бродяжнический образ жизни, занимаются попрошайничеством, вовлечены в проституцию, и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

На третьем уровне предполагается работа уже непосредственно с теми несовершеннолетними, на которых уже было совершено преступное посягательство. «Их цель - девиктимизация жертвы, направленная на устранение или нейтрализацию негативных последствий виктимизации, реабилитацию жертвы преступления и предупреждение повторной викти-мизации». В рамках рассматриваемого уровня представляется важным оказание психологической помощи детям, которые стали жертвами жестокого обращения в семье. Необходимо повысить число специализированных кризисных центров со штатом квалифицированных психологов, к которым ребенок сможет обратиться за помощью.

Нередко встречаются случаи, когда в силу различных причин несовершеннолетний боится обратиться в подобное учреждение, поэтому необходимо доведение до масс информации о возможности анонимных звонков для разговоров со специалистами.

Заключение

Подводя итог, отметим, что виктимологическая профилактика, представляет собой весьма важную деятельность и входит в общую систему предупреждений. Наиболее значительное влияние на становление личности подростка оказывает семья, которая представляет собой главный институт социализации. Все особенности личности ребенка напрямую зависят от отношений, которые складываются между членами семьи [6, с. 13].

Так как семья является неотъемлемой частью жизни ребенка и человека в целом, стоит сказать, что при особых негативных обстоятельствах она действительно может стать первым толчком к виктимизации ребенка. Вследствие этого необходимо развивать работу по профилактике, направленную на выявление таких «виктимизирующих толчков». Именно профилактические мероприятия должны иметь приоритетное значение.

Подводя итоги по данной работе, стоит сказать, что виктимизация несовершеннолетних в Российской Федерации является очень сложной и многогранной проблемой, требующей проработки как научной, так и практической, а также широкого и всеобъемлющего изучения. Свое проявление она находит из-за различных факторов, которым подвергается ребенок как на пути социализации, так и просто в повседневной жизни. Проблему создает и фактор развития преступной среды, в которой развиваются преступники-педофилы, находя все новые способы для совершения своих преступных действий. В соответствии с этим для проработки данной проблемы стоит решать ее на различных уровнях, а именно: профилактическом, превентивном, пресекательном. Это в свою очередь позволит несовершеннолетним обойтись без горького опыта быть объектом преступления, из-за чего вся их будущая жизнь и морально-психологическое состояние будут уже не теми, что раньше. Будут запятнаны ситуацией столкновения с преступными проявлениями данного мира.

Список литературы

1. Мосюндзь А. В. Причины и пути профилактики семейной виктимизации детей и подростков // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. трудов. Сер.: Педагогика. Психология. 2017. № 54-1. С. 340 - 346.

2. Мосюндзь А. В. Профилактика семейной виктимизации детей и подростков // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Сер.: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (6). С. 116 - 119.

3. Оноколов Ю. П. Девиантное отклонение и виктимность несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2018. № 3. С. 6 - 8.

4. Савельева О. Ю. Виктимология: учебно-методическое пособие к практическим занятиям. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018. 31 с. URL: https://www.tltsu.ru/ instituty/institut-prava/legal-clinic/contact-the-legal-clinic/Виктимология (спецПД14-15).pdf (дата обращения: 23.03.2023).

5. Смолева Е. О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних. Текст электрон. // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9. URL: https://human.snauka.ru/2014/09/7741 (дата обращения: 02.10.2022).

6. Яценко Т. Е. Психологическая фиктимизация как фактор развития ролевого виктимного поведения подростков // Современное право. 2018. № 9. С. 7 - 15.

References

1. Mosyundz' A.V. [Causes and ways of preventing family victimization of children and adolescents], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya [Problems of modern pedagogical education: a collection of scientific papers. Ser.: Pedagogy. Psychology], 2017, no. 54-1, pp. 340-346. (In Russ.).

2. Mosyundz' A.V. [Prevention of family victimization of children and adolescents], Uchenyye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya [Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Pedagogy. Psychology], 2016, no. 4 (6), pp. 116119. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Onokolov Yu.P. [Deviant deviation and victimization of minors], Voprosy yuvenal'noyyustitsii [Issues of juvenile justice], 2018, no. 3, pp. 6-8. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Savel'yeva O.Yu. Viktimologiya: uchebno-metodicheskoye posobiye k prak-ticheskim zanyatiyam [Victimology: teaching aid for practical exercises], Tol'yatti : Izdatel'stvo TGU, 2018. 31 s. available at: https://www.tltsu.ru/ instituty/institut-prava/legal-clinic/contact-the-legal-clinic/Viktimologiya (spetsPD 14-15).pdf (accessed 23 March 2023).

5. Smoleva Ye.O. [Formation of deviant behavior of minors], Gumanitarnyye nauchnyye issledovaniya [Humanitarian scientific research], 2014, no. 9, available at: https://human.snauka.ru/2014/09/7741 (accessed 02 October 2022).

6. Yatsenko T.Ye. [Psychological fictimization as a factor in the development of the role of victim behavior in adolescents], Sovremennoye pravo [Modern Law], 2018, no. 9, pp. 7-15. (In Russ., abstract in Eng.)

Criminological Analysis of Victimization of Minors and the Problems of its Minimization

E. N. Lykov, Cand. Sci. (Philosophy), Associate Professor, Department of Legal Disciplines, Branch of the Russian State University for the Humanities in Domodedovo, Moscow Region, Domodedovo, Russia;

likedik@mail.ru

A. I. Belsky, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Police Colonel, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Belgorod, Russia;

sembel77@yandex.ru

The paper presents the analysis aimed at combating the victimization of minors, which, in turn, considers the factors associated with the occurrence of manifestations of victimization and ways to deal with them. Victimization of a minor as a huge problem in the Russian Federation is currently mentioned in many scientific journals, articles, collections. This problem affects a huge range of minors. It is considered what is necessary to reduce this problem to nothing. The family, which is the main institution of socialization, has the most significant influence on the development of a teenager's personality. All features of the child's personality directly depend on the relationships that develop between family members.

Since the family is an integral part of the life of a child and a person as a whole, it is worth saying that, under special negative circumstances, it can really become the first impetus for child victimization. Specific practical advice is shown on the direction of the activities of law enforcement agencies and educational institutions to combat the victimization of minors.

Keywords: victimization; victimization of minors; children; destructive subjects; minors; factors.

© Э. Н. Лыков, 2023 © А. И. Бельский, 2023

Статья поступила в редакцию 10.10.2022

При цитировании использовать:

Лыков Э. Н., Бельский А. И. Криминологический анализ виктимизации несовершеннолетних и проблемы ее минимизации // Право: история и современность. 2023. Т. 7, № 1. С. 66 - 70. doi: 10.17277/pravo.2023.01.pp.066-070

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.