УДК 340
Галецкий Виталий Сергеевич
адъюнкт кафедры уголовной политики, Академия управления МВД России [email protected]
Криминологический
анализ преступлений против собственности, совершаемых на объектах московского метрополитена
Vitaly S. Galetsky
Graduated in a military academy of department of criminal policy, Academy of the Department of MIA of Russia [email protected]
Criminological analysis
of crimes against ownership on objects of moscow metropolitan
Аннотация. В статье рассматриваются основанные на авторском исследовании криминологические особенности преступлений против собственности, совершаемых на объектах Московского метрополитена, анализируются их современное состояние и тенденции, в том числе связанные с технико-эксплуатационными характеристиками и спецификой функционирования «подземного мегаполиса».
Ключевые слова: Московский метрополитен, преступления против собственности, кража, мошенничество, грабеж, разбой.
Annotation. The article examines the criminological features of crimes against property committed at the Moscow metro facilities based on the author's research, their current state and trends are analyzed, including those related to the technical and operational characteristics and specificity of the functioning of the «underground metropolis».
Keywords: Moscow Metro, crimes against property, theft, fraud, robbery, robbery.
Преступность в сфере отношений собственности - явление вечное и будет существовать, по всей видимости, до тех пор, пока существует сама собственность [1, с. 51-52]. Причем, как свидетельствует статистика, основной сегмент преступлений против собственности в России (92 % - 95 %) традиционно составляют кражи, мошенничества, грабежи и разбои. Во многом они не только обусловливают состояние имущественной безопасности в различных сферах жизнедеятельности, но и определяют криминологический «климат» в целом в стране [2, с. 5].
Между тем, такой криминальный «приоритет», угрожающий собственности, а во многих случаях здоровью и жизни людей, по-разному проявляет себя не только применительно к административно-территориальному делению (региональная специфика), но и приобретает свои особые криминологические формы на объектах транспортного комплекса, и в частности, метрополитена.
Ведя речь о Московском метрополитене, занимающем особое место не только среди отечественных метрополитенов (их всего 8) и других видов транспорта, следует подчеркнуть, что он выделяется и в масштабах мировых транспортных систем. Сегодня доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта сто-
лицы составляет около 56 %. По транспортной статистике, в среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 миллионов пассажиров, а в будни этот показатель превышает 9 миллионов. Это наивысший объем пассажиров метро в мире. Ежедневно по 14 линиям метрополитена (включая Московское центральное кольцо (МЦК) и Московскую монорельсовую транспортную систему), общей протяженностью 424,7 км (365,7 км - метро, 54 км - МЦК, 5 км -Монорельсовая система) с 252 станциями (215 станций метро, 31 станция МЦК и 6 станций монорельса) пропускается более 11 тыс. поездов. Только в 2017 г. количество пассажиров, воспользовавшихся услугами метро, составило -2442,4 млн человек [3].
Представленные технико-эксплуатационные характеристики Московского метрополитена позволяют отнести его к «подземному» мегаполису, представляющему, по своей сути, замкнутое закрытое пространство, в котором любые криминальные (и не только) угрозы резко обостряются. По вполне понятным причинам, объекты Московского метрополитена рассматриваются и изучаются криминологами и другими специалистами, в первую очередь, с точки зрения повышенной потенциальной опасности, связанной с возможностями совершения преступлений террористического характера.
Вместе с тем, и специалистов, и обычных граждан, пользующихся услугами метро, весьма беспокоят вопросы, связанные с посягательствами на собственность пассажиров. Представляя, на первый взгляд, менее опасную, по сравнению с терроризмом, криминологическую проблему, преступления против собственности, безусловно, имеют право на самостоятельную криминологическую оценку и соответствующую научно обоснованную правоохранительную реакцию.
Это тем более важно и актуально, поскольку на протяжении многих лет преступления против собственности составляют ядро преступности на объектах Московского метрополитена. Это, главным образом, корыстные и корыстно-насильст-венные преступления против собственности пассажиров: кражи, мошенничества, грабежи и разбои. Данные деяния, как показывает практика, имеют свои криминологические особенности, обусловленные, технико-эксплуатационными характеристиками «подземного» мегаполиса, а именно:
- сосредоточением на его объектах большого количества пассажиров, имеющих при себе порой весьма значительные суммы денежных средств и иное ценное имущество;
- достаточно быстрым перемещением пассажирских потоков в пространстве, затрудняющим определение места совершения преступлений (как правило, краж), и позволяющим преступникам скрыться («раствориться в толпе»), а соответственно, - избежать уголовной ответственности;
- высоким уровнем шума на объектах метрополитена, отвлекающим внимание пассажиров, и часто не позволяющим потерпевшему своевременно обнаружить действия преступника, а окружающим услышать просьбы (крики) о помощи в случае совершения каких-либо преступлений, в том числе, корыстных или корыстно-насильственных посягательств против собственности ;
- интенсивным режимом работы метрополитена.
Подобные обстоятельства в значительной степени оказывают влияние на состояние криминологической обстановки на Московском метрополитене и, одновременно, ее динамичность.
Анализ статистических данных о корыстных и корыстно-насильственных преступлениях против собственности пассажировМосковского метрополитена: краж, мошенничества, грабежей и разбоевпоказал, что в 2017 г. краж было зарегистрировано на 75,3 % меньше чем в 2013 г. При этом и состояние всей группы анализируемых преступлений против собственности сократилось на 75,2 %. Причем, удельный вес преступлений против собственности в структуре всей преступности на Московском метрополитене в период 2013-2107 гг. варьировался в достаточновысо-ких пределах - 55,1 % - 75,1 %, подавляющее большинство среди которых составляли кражи (43,3 % - 59,7 %).
Всего же в 2017 г. по сравнению с 2013 г. преступность в столичном «подземном мегаполисе»
сократилась на 66,2 %, из которых 56,4 % составили именно преступления против собственности пассажиров, и главным образом, кражи (44,6 %). Такое взаимовлияние и соотношение преступности и корыстной ее части объяснимо, поскольку круг криминальных проявлений, совершаемых в метро, весьма ограничен. Здесь не совершаются автотранспортные, бытовые преступления, единичны случаи убийств, изнасилований [4, с. 11] и, являясь самыми распространенными преступлениями, преступления против собственности, и в первую очередь, кражи, по сути, предстают в виде «регулятора» состояния преступности на объектах Московского метрополитена.
Вместе с тем, представляя собой систему разнообразных по своему предназначению объектов, столичный метрополитен все более обеспечивается современными высокотехнологичными средствами видеонаблюдения и контроля, расширяющими предупредительный потенциал правоохранительных органов. Становятся более совершенными возможности:
- установления личности подозреваемых в совершении преступлений против собственности, прослеживания маршрутов их передвижения и задержания «по горячим следам»;
- установления свидетелей и различных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений.
В конечном счете, это нацелено на профилактику преступлений, т.е., на удержание людей от их совершения, а также, безусловно, на защиту граждан от криминала.
Наряду с этим, рассматривая преступления против собственности, совершаемые на объектах Московского метрополитена, следует подчеркнуть, что особенности таких преступлений заключаются не в количественных показателях их состояния, а главным образом, все-таки проявляются в изначальной криминологической сущности данных посягательств: видах и формах проявления, детерминации, личности преступника, последствиях.
Изучение самого распространенного вида преступлений - краж показало, что подавляющее большинство таких хищений, совершаемых на объектах Московского метрополитена, составляют так называемые карманные кражи (около 80 %), т.е. тайные хищения чужого имущества из одежды, сумки или другой ручной клади потерпевших.
Наряду с существованием профессиональных воров-карманников, совершающих преступления на объектах Московского метрополитена, следует упомянуть и о тех лицах, которых по определенной периодичности и регулярности, совершаемых ими преступлений, как правило, краж и грабежей, можно отнести к профессионалам. Это лица, страдающие от алкогольной и (или) наркотической зависимости. Как отмечают М.Ю. Воронин и М.И. Прохорова: «Постоянная потребность в наркотиках, высокая цена на неза-
конно распространяемые наркотические средства, отсутствие денег на их покупку толкают многих наркоманов на противоправные действия против чужой собственности» [5, с. 22].
По нашим данным, около 45 % рассматриваемых преступлений против собственности совершаются именно на почве наркотизма и алкоголизма, которые, по оценкам криминологов, ближе всего расположены к преступному поведению, образующему значительную часть преступников. Это, как правило, лица, неоднократно судимые за кражи и грабежи, незаконное приобретение, хранение, перевозку наркотических средств.
Одной из особенностей краж и грабежей, совершаемых на почве алкоголизма и наркомании на объектах Московского метрополитена, является их, так сказать, тандемный характер: когда, на-чиняясь как тайное хищение (кража), преступное посягательство заканчивалось как открытое хищение (грабеж). Иными словами, при совершении кражи, когда действия преступника обнаруживает потерпевший или очевидцы, в случае дальнейшего продолжения преступления, хищение начинает принимать открытый характер и кража перерастает в грабеж. Согласно нашим данным, на объектах столичного «подземного мегаполиса» регистрируется до 20,7 % подобных грабежей, которые можно условно назвать ситуационно-импульсивными. Собственно, это характерно и для 6,2 % грабежей, которые начинаясь как мошенничество, перерастали в форму открытого хищения. Это происходило в тех ситуациях, когда потерпевшие осознавали попытку обмана или злоупотребления их доверием со стороны преступников, которые, несмотря на неудавшееся мошенничество (их действия принимали явный характер), завладевали чужим имуществом. Причем, почти в 90 % случаев таких «тандемных» грабежей (перерастающих из краж и мошенничества), носят ненасильственный характер, поскольку преступники попросту скрываются (или пытаются скрыться) после совершения преступления, не предпринимая никаких насильственных действий.
Другой характерной особенностью грабежей на объектах Московского метрополитена является способ их совершения. Это так называемые «рывки», когда преступник выхватывает, например, телефон или какой-либо другой гаджет из рук пассажира. Как показывает статистика и су-дебно-следственная практика, «рывки» составляют 68 % - 70 % от общего числа всех регистрируемых грабежей. Причем периодичность и регулярность таких преступлений часто зависят, как уже отмечалось, от постоянной потребности воров или грабителей в наркотиках или алкоголе. При этом за сравнительно короткий период времени преступники совершают не одно преступление, а два, три и более.
Между тем, проблема взаимосвязи алкоголизма и наркомании с преступлениями против собственности осложняется все возрастающими, по оценкам специалистов, наркотизацией и алкоголизацией населения. Как показывают криминологические исследования, имеющаяся статисти-
ка, отражающая количество потребителей наркотиков и лиц, злоупотребляющих алкоголем, существенно отличается от реальной картины. Например, согласно результатам экспертного опроса, проведенного М.Ю. Ворониным в рамках криминологического исследования, посвященного проблемам защиты населения от наркотизации, было установлено, что около половины (45,9 %) опрошенных автором респондентов из числа врачей-наркологов полагают, что реальное число потребителей наркотиков превышает более чем в два раза официальные статистические данные» [6, с .24].
Говоря о наиболее тяжких преступлениях против собственности, разбойных нападениях, следует отметить, что данные посягательства в целом не характерны для столичной «подземки». Их количество, особенно в последние два-три года, измеряется единичными случаями. Однако и у этих корыстно-насильственных преступлений есть особенности, типичные для других преступлений против собственности, совершаемых на объектах метрополитена. В первую очередь, это те, что названы нами имеющими «тандемный» характер. Изучение уголовных дел показало, что встречаются случаи, когда неудавшиеся грабежи в виде «рывков», как правило, телефонов, перерастают в более тяжкие преступления - разбои, происходящие в тех случаях, когда жертвы преступлений оказывают активное сопротивление преступникам, которые, желая довести свой криминально-корыстный умысел до конца, угрожают или применяют насилиеопасное для жизни или здоровья.
Определяющей чертой таких нападений является их ситуативный, импульсивный, эмоциональный характер, часто с проявлением агрессии: преступники переходят тот предел насилия, который в таких ситуациях был бы достаточен для достижения их цели. Наряду с этим, в 75 % случаев разбои в условиях столичного метро совершаются лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения и в 100 % случаев в группе, как правило, состоящей из 2-3 человек; в более половины (55 %) таких нападений, потерпевшим причиняется вред здоровью легкой или средней тяжести.
Подводя итоги криминологического анализа преступлений против собственности, следует подчеркнуть, что современная ситуация в сфере охраны имущества пассажиров Московского метрополитена характеризуется:
- снижением числа корыстных и корыстно-насильственных посягательств, составляющих «ядро» преступности столичного «подземного» мегаполиса;
- импульсивно-эмоциональным характером части совершаемых грабежей и разбоев, перерастающих из менее тяжких деяний - краж и мошенничества;
- весьма незначительными причинениями (в отличие от общих показателей преступности в России) вреда здоровью потерпевших, в случаях
совершения преступлений против собственности с использованием насилия;
- подавляющим большинством мужчин (91 %), совершающих имущественные преступления, что в целом, вполне укладывается в общероссийские статистические показатели, характеризующие гендерное соотношение среди лиц, совершающих преступления против собственности.
Одновременно с отмеченными криминологическими качествами преступлений против собственности, совершаемых на объектах Московского метрополитена, следует подчеркнуть соответствующие таким качествам их профилактические предпосылки. Именно они составляют базу организации целенаправленного предупредительного правоохранительного процесса.
Литература:
1. Солодовников С.А. Преступления в сфере отношений собственности граждан. М., 2003.
2. Шебанов Д.В. Криминологическая обоснованность уголовного законодательства и практики его применения в сфере охраны собственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2017.
3. Официальный сайт Московского метрополитена. Ш1_ : ИйИ//дир. mosmetro.ru/o-metropolitene/ (дата обращения: 25.06 2018).
4. Уткин В.А. Криминологическая характеристика и предупреждение правонарушений на Московском метрополитене. М., 2007.
5. Прохорова М.И. Немедицинское потребление наркотиков как один из факторов, обуславливающих корыстно-насильственную преступность / М.И. Прохорова, М.Ю. Воронин // Российский следователь. 2008. № 13.
6. Воронин М.Ю. Криминологическая политика защиты населения от наркотизации : автореф. дис. .д-р. юрид. наук. М., 2010.
Literature:
1. Solodovnikov S.A. Crimes in the sphere of property relations of citizens. M., 2003.
2. Shebanov D. V. Criminological validity of criminal law and practice of its application in the field of property protection : Author's abstract. diss. ... cand. jurid. sciences. Krasnodar, 2017.
3. Official site of the Moscow Metro. URL : htth // gup. mosmetro.ru/o-metropolitene/ (date of access: 25.06 2018).
4. Utkin V.A. Criminological characteristics and prevention of violations on the Moscow metro. M., 2007.
5. Prokhorova M.I. Non-medical use of drugs as one of the factors causing mercenary-violent crime / M.I. Prokhorova, M.Yu. Voronin // The Russian investigator. 2008. № 13.
6. Voronin M.Yu. Criminological policy of protecting the population from narcotization. Author'sabstract : dis. ... Doct. jurid. sciences. M., 2010.