Научная статья на тему 'Криминологические проблемы взаимосвязи рецидивной преступности и бандитизма'

Криминологические проблемы взаимосвязи рецидивной преступности и бандитизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНДИТИЗМ / РЕЦИДИВ / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / GANGSTERISM / RECIDIVISM / PAROLE / PUBLIC OBSERVATION COMMISSION / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич, Краснова Кристина Александровна

Исследуются криминологические характеристики рецидивной преступности и бандитизма, повышенный уровень рецидива среди участников банд, выявляются обстоятельства, обусловливающие подобное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological problems of the interaction between recidivism and gangsterism

Criminological problems of recidivism and gangsterism, and higher level of repeated offence among gangsters are examined, circumstances making for such state are revealed

Текст научной работы на тему «Криминологические проблемы взаимосвязи рецидивной преступности и бандитизма»

 ф ■

КРИМИНОЛОГИЯ

ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ КОБЕЦ,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА КРАСНОВА,

научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И БАНДИТИЗМА

Исследуются криминологические характеристики рецидивной преступности и бандитизма, повышенный уровень рецидива среди участников банд, выявляются обстоятельства, обусловливающие подобное состояние.

Ключевые слова: бандитизм, рецидив, условно-досрочное освобождение, общественная наблюдательная комиссия, социальная адаптация.

P.N. Kobetz, DSc (Law), Professor, Chief Researcher, Russia Ml FPI National Research Institute; e-mail: pkobets37@rambler.ru, tel.: (495) 667-43-84;

K.A. Krasnova, Researcher, Russia MI FPI National Research Institute; e-mail: krasnova_vnii@ mail.ru, tel.: (495) 667-12-47.

Criminological problems of the interaction between recidivism and gangsterism Criminological problems of recidivism and gangsterism, and higher level of repeated offence among gangsters are examined, circumstances making for such state are revealed.

Key words: gangsterism, recidivism, parole, public observation commission, social adaptation.

В плане изучения личности преступника -участника банды большое значение имеет криминологическое исследование вопроса о степени его социально-нравственной запущенности. О стойкости антиобщественного поведения лица свидетельствуют сведения о его поведении до совершения последнего преступления, в первую очередь информация о преступлениях, ранее совершенных участником банды.

В юридической литературе под личностью преступника, ранее совершавшего преступления, понимается совокупность его взаимосвязанных социально значимых отрицательных свойств, которые во взаимодействии с внешними условиями и обстоятельствами обусловливают совершение повторных преступлений1.

В уголовном законе рецидивом признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ч. 1 ст. 18 УК РФ). При этом в криминологии используется понятие так называемого фактического рецидива, которое намного шире уголовно-правового понимания этого явления. Фактический рецидив включает в себя также совершение новых преступлений: лицами, судимость которых снята или погашена; ранее совершившими преступления

и освобожденными от наказания по нереабили-тирующим основаниям; совершившими новое преступление в период отбывания наказания, предварительного расследования или судебного разбирательства дела о первом (предыдущем) преступлении2.

Общеизвестно, что социальная структура российского общества отягощена высокой долей ранее судимых лиц. Как показало исследование, в последние годы доля ранее судимых лиц в общем числе лиц, совершивших преступления, колебалась в пределах от 23,2% (2006, 2007) до 23,8% (2005, 2008)3. В 2009 г. данный показатель составил 23,9%4. В 2010 г. удельный вес ранее судимых лиц достиг 26,5%.

За последние пять лет почти каждое третье оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления (в 2010 г данный показатель достиг 37,1%)5.

Полученные сведения во многом совпадают с другими исследованиями. По данным Г.П. Ло-зовицкой, в общей структуре всех противоправных деяний преступления, совершенные лицами, ранее преступавшими уголовный закон, составляют около 28%6.

Надо отметить, что показатели рецидива среди участников банд устойчиво держатся на

S u_

О

S

X

s ^

s

а а

37

ее 5 и

О <

О X

X ^

X а а

более высоком уровне, чем в целом по преступности. Результаты исследования свидетельствуют, что из числа изученных преступников - участников банд почти каждый третий был ранее судим (29%).

В 2005 г. и 2008 г. доля лиц, повторно совершивших преступления, среди выявленных участников банд была несколько выше - 41,8 и 30,4% соответственно. В другие годы исследуемого периода данный показатель ниже: 26% - в 2009 г, 24,4% - в 2006 г., 22,3% - в 2007 г. В абсолютных величинах в 2005 г. количество лиц, ранее совершавших преступления, среди выявленных за бандитизм составило 228, в 2006 г. - 182, в 2007 г. -134, в 2008 г. - 153, в 2009 г. - 102.

Характерно, что в 2008 г в уголовной статистике появился показатель «ранее судимые» лица, их доля составила 36,2% от общего числа лиц, привлеченных к ответственности за бандитизм. В 2009 г данный показатель равнялся 31,6%7.

Значимость исследования лиц, ранее совершавших преступления, определяется крайне негативным влиянием таких преступников на состояние первичной преступности, ее воспроизводство и тем самым - на осложнение криминологической ситуации; ростом особо тяжких преступлений. Криминологические исследования указывают на то, что, как правило, совершение тяжких преступлений бывает результатом не скачка от нормального поведения к наиболее общественно опасному, преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения8.

Лица, имеющие несколько судимостей, нуждаются в повышенном внимании субъектов предупредительной деятельности, поскольку рецидивисты, составляя меньшую часть преступников, представляют повышенную общественную опасность, так как в силу психологической запущенности они легко находят подходящую ситуацию для совершения новых преступлений, а при отсутствии последней сами создают ее, оказывают отрицательное влияние на неустойчивых членов общества, вовлекая их в преступную деятельность9.

Кроме того, нередко не выявляются и уходят от уголовной ответственности самые опытные, организованные и профессиональные преступники10. Криминальный опыт населения настолько велик, что в определенной мере служит источником самовоспроизводства и самодетерминации преступности.

Одной из важных нравственных характеристик личности преступника является восприятие примененного к нему наказания. Подавляющее большинство лиц, совершивших бандитизм, оценивают наказание как несправедливое и не склонны к раскаянию в совершенных преступлениях.

Как отмечается в литературе, у рецидивистов, приговоренных к лишению свободы второй,

третий и более раз, вырабатываются в известной мере иммунитет к самому факту наказания и адаптация к условиям его отбывания, а также устойчивые и ярко выраженные склонности к преступной деятельности. У них вновь совершенное преступление углубляет антиобщественную ориентацию и облегчает совершение последующего преступления, чаще всего более тяжкого, снимая или уменьшая и без того ничтожные препятствия к реализации преступных намерений11.

При этом надо подчеркнуть, что речь идет о наличии таких склонностей лишь у отдельных лиц, но отнюдь не у всех. Если они сочетаются с профессиональными преступными умениями и навыками, то обладатель таких качеств представляет собой наибольшую общественную опасность12. Как правило, такие личности относятся к особо злостному типу преступников, т.е. характеризуются крайне отрицательно, имеют ярко выраженную установку на занятие преступной деятельностью и совершают повторные преступления, несмотря на то, что уже привлекались к уголовному наказанию13.

Исследование материалов уголовных дел о бандитизме показывает, что уголовно наказуемые деяния в большинстве случаев совершаются профессиональными бандами, состоящими из ранее судимых лиц либо с их активным участием (смешанный состав банды). Во втором случае они, как правило, играют в банде лидирующие роли. Как свидетельствуют результаты исследования, чаще всего функционируют банды со смешанным составом участников, состоящие как из судимых, так и ранее не судимых лиц (47,3%), чуть реже встречаются банды, состоящие из ранее не судимых лиц (36,9%), и профессиональные банды, состоящие только из ранее судимых лиц (15,8%).

Следует констатировать, что нападения в составе банд совершаются лицами, отбывшими наказание, исправительно-профилактическое воздействие на которых явилось недостаточным и неэффективным. Примечательно, что среди исследуемой категории преступников достаточно высок уровень специального рецидива (совершение однородных преступлений). Как показало проведенное исследование, значительная часть преступников имела определенный опыт асоциального поведения и ранее уже совершала корыстно-насильственные преступления (разбои, грабежи, кражи).

Личности рецидивиста свойственен устойчивый комплекс отрицательных свойств, черт, признаков, отражающих однородность и узость ценностных ориентаций, специфику ее социальных ролей, ожиданий и личностных установок.

В содержании антиобщественной ориентации личности рецидивиста можно выделить: пренебрежение интересами общества; игнорирова-

38

ф ■

ние труда как единственно приемлемой формы жизнедеятельности индивида; неумение контролировать свое поведение, неуважительное, безразличное отношение к интересам других людей; наличие ложных потребностей (употребление алкоголя, наркотиков); иные безнравственные побуждения, привычки, интересы14. Эти признаки в большей степени характеризуют личность рецидивиста, чем впервые осужденного.

Многолетняя преступная деятельность, отождествление себя с преступной субкультурой -все это накладывает отпечаток на поведение рецидивиста не только в момент совершения преступления, но и после осуждения. И.И. Карпец отмечал, что на путь преступников-рецидивистов встают во многих случаях незаурядные личности, с сильным характером, обладающие организаторскими способностями, притягивающие своими качествами к себе людей. Однако психологическая атмосфера, складывающаяся вокруг рецидивиста, характерна тем, что личность его, помимо всего прочего, сеет вокруг себя страх, который подавляет и полностью лишает человеческого достоинства людей, слабых характером15.

Отличительной чертой рецидивистов является устойчивость их антиобщественных взглядов и поведения, которая проявляется в игнорировании моральных и правовых норм, паразитизме, повторном, систематическом совершении преступлений16. Для лиц, ранее совершавших преступления, типичны крайний индивидуализм и эгоизм, отсутствие социально полезных жизненных целей, социальная безот-ветственность17.

Для личности преступника-рецидивиста, совершившего преступления в составе банды, характерно:

1) отчуждение от позитивной среды. Для большинства рецидивистов, особенно тех, которые судимы многократно, характерно отсутствие профессии, постоянного места работы, что свидетельствует о частичной или даже полной дезадаптации;

2) преобладание материальных потребностей, низкий образовательный и культурный уровень по сравнению с их законопослушными сверстниками18, потребности в большинстве случаев сводятся к удовлетворению материальных нужд, поддержанию желаемого социального статуса в банде (например, лидера);

3) наличие лидерских способностей у некоторых рецидивистов, что находит подтверждение в материалах уголовных дел. Так, в смешанных бандах ранее судимые лица зачастую становятся лидерами;

4) наличие негативных социальных контактов, преступный профессионализм, приобретаемые по мере роста числа осуждений;

5) деформированное правосознание, что проявляется в знании некоторых норм уголовного, уголовно-процессуального или уголовно-исполнительного права при отсутствии солидарности с ними.

Представляется, что одной из причин неэффективности исправительно-профилактического воздействия на лиц, отбывших наказание, является неполнота данных о личности преступника. Эти сведения особенно необходимы сотрудникам учреждений, исполняющих наказание, которые в качестве документации получают только приговор. Известно, что в нем содержатся лишь некоторые анкетные данные о преступнике и информация об обстоятельствах, характеризующих его в связи с совершением преступления.

Еще в 60-е годы некоторые авторы высказывали предложение охарактеризовать личность преступника в обвинительном заключении и приговоре суда либо в специальной справке, приложенной к делу19. В этом случае данные изучения личности преступника могут быть учтены при назначении наказания, и в результате возникнет «определенная преемственность в воздействии на виновного на всех стадиях: предварительного расследования, судебного рассмотрения и главным образом исполнения наказания»20.

На необходимость анализа обстоятельств жизни преступника в хронологическом порядке обращают внимание и зарубежные исследователи. В частности, отмечается, что исследование мотивов преступления должно быть основано на отслеживании процессов развития личности преступника. При этом надо принимать во внимание по возможности все факторы социализации личности, начиная с раннего детства и заканчивая временем совершения преступления21.

В связи с этим следователям, сотрудникам органов внутренних дел в ходе предварительного расследования необходимо в обязательном порядке устанавливать и фиксировать мотив участников банд, что позволит, на наш взгляд, оптимизировать деятельность по предупреждению бандитизма.

Взаимосвязь рецидивной преступности и бандитизма проявляется при исследовании практики применения института условно-досрочного освобождения и амнистии. Удельный вес рецидивистов, совершивших новые преступления после условно-досрочного освобождения, в общем числе рецидивистов с 1997 по 2003 г. увеличился с 2,2 до 3,7%. В этот же промежуток времени почти в три раза вырос удельный вес лиц, повторно совершивших преступления после применения к ним амнистии (с 3,1 до 8,9%)22. Среди лиц, условно-досрочно освобожденных, каждый пятый совершает новое преступление в течение трех лет после освобождения, а около половины из них - в год освобождения23. В процессе иссле-

СС

5 и

О

3

X

X ^

X а ы

39

ее 5 и

О <

О X

X ^

X а а

дования приходилось встречаться со случаями совершения в составе банды новых преступлений лицами в течение одного месяца после освобождения из мест лишения свободы.

Многие осужденные воспринимают условно-досрочное освобождение как обязанность государства. По смыслу ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение для осужденного является его законным интересом. Однако Р. А. Семенюк справедливо полагает, что осужденный должен доказать своим отношением к совершенному преступлению, труду, поведением в период отбывания наказания, что основные цели наказания достигнуты и он достоин досрочного освобождения24.

В связи с этим при решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания возможен учет мнения членов общественных наблюдательных комиссий, посещающих учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы. Оказывая осужденным содействие в формах, предусмотренных ст. 22 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»25, общественная наблюдательная комиссия может дать объективное и независимое заключение о степени исправления осужденного и перспективах его ресоциализации.

Следует признать, что на сегодняшний день отсутствует государственно-правовой механизм обеспечения социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, а также социальный контроль за поведением наиболее криминогенной их части, которая может способствовать росту профессиональной и организованной преступности, особенно в сохраняющихся неблагоприятных социально-экономических условиях при отсутствии системного подхода к данной проблеме.

Выстраивание столь необходимой системы социальной адаптации бывших осужденных затрудняет разрозненная правовая база в сфере предупреждения преступности, в том числе рецидивной, как на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, так и ведомственном. Так, законопроект федерального закона № 151943-4 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 18 марта 2005 г. и до сих пор не принят.

На уровне субъектов РФ ситуация ненамного лучше. К примеру, только в Республике Башкортостан, Красноярском и Краснодарском краях, Архангельской, Брянской, Липецкой, Московской, Оренбургской, Саратовской и Свердловской областях приняты нормативные право-

вые акты и целевые программы, направленные на обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и заинтересованных общественных объединений в решении проблем социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений.

Хотя последние годы ознаменовались принятием ряда нормативных правовых актов, призванных улучшить ситуацию в уголовно-исполнительной системе. Среди них следует отметить:

1) Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года26, которая предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую ее функционирование. В частности, одной из целей Концепции является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;

2) Федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (20072016 годы)»27, целью которой является приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания подследственных в следственных изоляторах;

3) Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»28, который устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе. Закон впервые урегулировал принципы осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, правовой статус общественных наблюдательных комиссий и их членов, порядок рассмотрения заключений, предложений и обращений общественной наблюдательной комиссии государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, а также порядок и формы оказания содействия общественных объединений лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

40

Следует отметить, что при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах во всех субъектах РФ созданы общественные советы для привлечения общественности к решению вопросов, связанных с деятельностью уголовно-исполнительной системы, и помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в обеспечении их нормальными условиями жизнедеятельности. Центры реабилитации оказывают поддержу указанным лицам, потерявшим связь с родными и близкими и не имеющим возможности устроиться на работу; юридическую, психологическую и социальную помощь; содействие в трудоустройстве. Полагаем, что следует оказывать поддержку инициативам субъектов РФ, направленным на социальную реабилитацию лиц, осужденных за совершение преступлений.

Представляется, что оптимизации деятельности, направленной на социальную адаптацию бывших осужденных, может способствовать разработка федеральной целевой программы социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений. В данной программе следовало бы предусмотреть вопросы разграничения ответственности и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в части социальной реабилитации, механизм организации службы пробации и реализации указанными лицами их конституционных прав на образование и медицинскую помощь, учитывая положительный опыт деятельности общественных наблюдательных комиссий и центров социальной реабилитации бывших осужденных29.

Таким образом, завершая рассмотрение проблемы влияния рецидивной преступности на бандитизм, можно сделать следующий вывод: в целях оптимизации предупредительной работы и снижения уровня рецидива среди участников банд должна быть сформирована надлежащая и детально проработанная система нормативных правовых актов, позволяющая создать условия для эффективной социальной адаптации лиц, осужденных за совершение преступлений, и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и продолжить реализацию современной уголовной политики, направленной на гуманизацию исполнения наказаний.

1 Гончарова М.В. Криминологическая характеристика лиц, ранее совершавших преступления на территории Российской Федерации / М.В. Гончарова, В.И. Шиян, А.Г. Липипин // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: Материалы междунар. науч.-практ. конференции (14-16 декабря 2005 г.). - М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 315.

2 Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций / А.И. Алексеев. - М., 1998. С. 178.

3 Краткий анализ состояния преступности. - М., 2006; Краткий анализ состояния преступности. - М., 2008.

4 Краткий анализ состояния преступности. - М., 2009.

5 Там же.

6 Лозовицкая Г.П. Преступления против участников уголовного судопроизводства: Монография / Г.П. Лозовицкая. -М., 2008. С. 77.

7 Преступность и правонарушения (2004-2008): Статистический сборник. - М., 2009; Преступность и правонарушения (2005-2009): Статистический сборник. - М., 2010.

8 Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. С. 345.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Панько К.А. Вопросы общей теории рецидива в советском уголовном праве / К.А. Панько. - Воронеж, 1988. С. 4.

10 Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. С. 338.

11 Лейкина Н.С. Влияние личностных особенностей на преступность / Н.С. Лейкина // Советское государство и право. 1961. № 1. С. 104; Абальцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия / С.Н. Абальцев. - М., 2000. С. 132.

12 Семенюк Р.А. Криминологические особенности повторной преступности: Учебно-методич. пособие / Р.А. Семенюк. - Барнаул, 2009. С. 9.

13 Там же / Р.А. Семенюк.

14 Современная криминальная ситуация на территории Российской Федерации и тенденции ее развития / Под общ. ред. С.И. Гирько. - М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 61.

15 Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность / И.И. Карпец. - М., 1992. С. 296.

16 Артемьев Н.С. Организация борьбы с рецидивной преступностью: Учеб. пособие / Н.С. Артемьев. - М., 1997. С. 9.

17 Семенюк Р.А. Указ. раб. / Р.А. Семенюк. С. 8.

18 В основном - общее образование. Это подтверждают и результаты проведенного исследования.

19 Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность / Н.С. Лейкина. - Ленинград, 1968. С. 128.

20 Герцензон А.А. Об изучении и предупреждении преступности / А.А. Герцензон // Советское государство и право. 1960. № 7. С. 86.

21 Кигас В.Н. Исследования в области криминологии и деятельности органов уголовной юстиции / В.Н. Кигас // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Вып. 6. - М., 2007. С. 37-38.

22 Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. С. 846.

23 Урусов А.А. Реформирование условно-досрочного освобождения в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве / А.А. Урусов // 10 лет УК РФ: опыт применения и перспективы совершенствования: Материалы междунар. науч.-практ. конференции (28 февраля 2007 г.). - Омск: ОЮИ, 2007. С. 34.

24 Семенюк Р.А. Указ. раб. / Р.А. Семенюк. С. 16.

25 Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

26 Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544. Далее - Концепция.

27 Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540 «О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)"» // СЗ РФ. 2006. № 39. Ст. 4075.

28 Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

29 Подобный центр действует в г. Екатеринбурге с 2009 г. (См. подробнее: www.myarh.ru/).

СС

5 и

О

3

X

X ^

X а ы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.