ГРИНЬКО Сергей Дмитриевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Московского государственного областного университета
e-mail: [email protected]
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается состояние противодействия коррупции; указываются сферы общественных отношений, наиболее подверженные коррупции, и особенности противодействия коррупции в нашей стране. Проанализирована антикоррупционная политика и определены ее недостатки. На основании проведенного исследования практики борьбы с коррупцией предлагаются направления совершенствования антикоррупционной политики.
Ключевые слова: угрозы безопасности, причины, условия, распространение, предупреждение коррупции, противодействие, меры борьбы.
GRINKO Sergey Dmitrievich,
PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of criminal process and criminalistics,
Moscow Region State University
CRIMINOLOGICAL PROBLEMS OF ANTI-CORRUPTION POLICIES OF RUSSIA
Annotation. The article discusses the state of anti-corruption; indicates the most susceptible to corruption areas of public relations and features of the anti-corruption in our country. Аnti-corrup-tion policy was analyzed and its imperfections were identified. Directions for the improvement of anti-corruption policies are proposed on the basis of a research of anti-corruption practices.
Key words: threats to security, causes, conditions, distribution, prevention of corruption, counteraction, control measures.
Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене [6].
В п. 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности указан сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, а в п. 38 данной Стратегии в числе главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу указывается необходимость совершенствования норматив-
но-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышения эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере [12].
О коррупции говорят и защищают диссертации юристы, философы и социологи, психологи и политологи, математики и многие другие. Как правило, называют ее «явлением» в разных вариантах, но далеко не всегда утруждают себя необходимой для правового реагирования конкретизацией данного явления. Мало того, отмечается прямое игнорирование правовых понятий, что, в частности, легло в основу популярного смешения злоупотребления служебным положением и коррупции [1, с. 7].
Сегодня много говорится об антикоррупционной политике в России, ее содержании, структуре, правовых основах, соотношении с иными антикоррупционными инструментами. Однако
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
мы находимся пока еще в самом начале, как формирования, так и реализации названной политики.
В нашей стране крайне высокий уровень коррупции и очень низкая эффективность предпринимаемых антикоррупционных мер. Если противодействие коррупции не затрагивает ее причин, то оно фактически будет лишь имитацией. То, что делается в государстве по противодействию коррупции, не касается практически теневой экономики как главной экономической причины коррупции. Почему-то в борьбе с коррупцией перестала звучать тема борьбы с организованной преступностью, а ведь она главная социальная опора коррупции.
Наше государство значительно продвинулось в плане создания различных инструкций, регламентов, методичек, создания разнообразных планов, отчетов, что, конечно же, важно. Однако еще более важным является формирование реально работающей антикоррупционной системы, реализующей научно обоснованную и ресурсно обеспеченную антикоррупционную политику. В центре внимания должно быть отслеживание хода и результатов противодействия коррупции. Обилие всевозможных планов-отчетов никак не соотносится напрямую с эффективностью работы по борьбе с коррупцией [9, с. 30, 31].
Коррупция - общемировая проблема. Она продолжает свою разрушительную работу не только в России. По последним данным, в коррупцию вовлечено в мире 1.6 млрд человек. В год в среднем - каждый четвертый житель планеты (24%). Самый глубинный источник этого явления - просто чудовищное социальное расслоение населения Земли. Сегодня 1% самых богатых людей имеет доходы, равные доходам всего остального человечества (99%). Такое расслоение, в свою очередь, - закономерное следствие экономической глобализации, разворачивающейся в интересах глобального бизнеса и имеющего, по существу, паразитическую, эксплуататорскую направленность. Глобализация и дальше обогащает богатых и продолжает истощать бедных. Наиболее поражены коррупцией Либерия (77%) и Азербайджан (74%). В самой минимальной степени (до 1% населения) коррупция затронула Великобританию, Австралию, Японию и Финляндию [13, с. 32].
Россия - в трети государств, наиболее пораженных коррупцией. Коррупционный рынок страны поглощает до 80% легального выпуска продукции. В денежном исчислении это составляет 316 млрд долл. в год. Общемировой объем коррупции составляет 1 трлн долл. 69% опрошенных в нашей стране водителей признались,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
что давали взятки сотрудникам ГИБДД. 66% граждан уверены, что в декларациях чиновников представлена лишь малая часть их реальных доходов [5, с. 8].
Наиболее подверженными коррупции продолжают оставаться бюджетная сфера, закупки, ЖКХ, миграция, здравоохранение, земельные отношения, оборот государственного и муниципального имущества, внешнеэкономическая деятельность, лесная и рыбодобывающая промышленность.
Особенности противодействия коррупции в стране
1. Коррупция в России является системной и проросла и по вертикалям власти и по ее горизонталям. По экспертным оценкам, она образует краеугольный камень российской экономики, цементирует сформировавшуюся государственную олигархическую систему. Сложившиеся методы реализации государственных функций в управлении не только не подразумевают снижения или контроля за уровнем коррупции, а скорее стимулируют и легитимизируют ее, по сути, превращая коррупцию в один из наиболее существенных элементов-методов государственного управления [5, с. 25].
Если взять, например, достаточно нашумевшую проблему детей высокопоставленных ВИП персон, то многим хорошо известно, даже в персональном плане, дети и родственники каких государственных руководителей какие места в бизнес-элите занимают, а на уровне республик и областей то же самое известно о региональных начальниках. Это явление давно уже стало неотъемлемой чертой сложившейся у нас управленческой системы, важной составной частью процесса формирования «правящего класса» [3].
Данная система отчасти основана на патри-мониализме, в рамках которого органы центральной власти являются сферой персонального контроля правителя (или нескольких правителей), не делающего различий между государственной и частной собственностью. Такой правитель рассматривается своими сторонниками как обладающий властью распределять собственность по своему усмотрению. В награду за покорность, сторонники получают материальные и политические привилегии, благосклонность лидера. Патримониализм процветал в России сотни лет, но он редко был столь прочен, как в последнее время [7, с. 1, 2].
2. Формирование антикоррупционной политики находится в самом начале. Несмотря на обилие нормативно-правовых актов, планов, программ, совещаний, инструкций, семинаров, конференций, посвященных данной проблеме, реального существенного продвижения в деле
борьбы с коррупцией все же нет. Антикоррупционная политика все еще фрагментарна и бессистемна. Более того, государственная политика в сфере противодействия коррупции до сих пор не направлена своим острием на самый опасный сегмент коррупции - коррупцию в высших эшелонах власти (бичуем маленьких воришек для удовольствия больших?). Здесь и кроется главный секрет беспомощности антикоррупционных усилий в России.
3. Не осуществляется реальный антикоррупционный мониторинг. Нет ясности о том, что происходит с коррупцией, каковы особенности ее причин.
4. Преобладает ведомственный подход в ущерб общегосударственному. Нет должной координации деятельности органов государственной власти и управления, региональных и федеральных структур, правоохранительных органов и гражданского общества.
5. Отсутствует государственный уполномоченный орган, ответственный за формирование антикоррупционной политики, ее координацию, мониторинг и т.п. Между тем, Конвенция ООН против коррупции обязывает страны-участники такой орган создать и наделить соответствующими полномочиями. В Администрации Президента РФ создано Управление по противодействию коррупции, но вряд ли его можно рассматривать как самостоятельный федеральный уполномоченный орган, наделенный широкой компетенцией.
6. Отсутствует необходимое научное обоснование и сопровождение антикоррупционной политики. В результате воздействие на коррупцию является поверхностным, имитационным, не затрагивающим причин коррупции, а результаты деятельности нередко оцениваются по так называемой палочной системе.
7. Не изучается должным образом и не используется зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Есть работы, посвященные данной теме, но они по большей части носят не столько аналитический, сколько описательный характер.
8. Нет комплексной и всеобъемлющей системы антикоррупционного просвещения и воспитания (СМИ, Интернет, ведомства, организации и т.п.) [10, с. 317, 318].
Для преодоления сложившейся ситуации необходимы:
1. Масштабные и системные усилия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, на уровнях отдельных организаций и коллективов, системность в формировании и реализации антикоррупционной политики, которая должна включать политические, орга-
низационные, правовые, экономические и идеологические меры. Если, например, в мероприятиях по противодействию коррупции будут отсутствовать меры, направленные на минимизацию сектора теневой экономики, то эти мероприятия будут лишь имитацией борьбы.
2. Создание государственных специализированных уполномоченных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые взяли бы на себя непосредственную практическую работу по формированию, реализации и координации антикоррупционной политики. И прежде всего - на федеральном уровне нужна мощная организационная структура, не зависящая напрямую от исполнительной власти и ориентированная непосредственно на противодействие коррупции. В настоящее время, согласно Указу Президента РФ от 15 июля 2015 г. «О мерах по совершенствованию организационной деятельности по противодействию коррупции», в регионах создаются соответствующие организационные структуры. Следующим логичным шагом было бы создание аналогичной федеральной структуры.
3. Ликвидировать пробелы в законодательстве, привести его полностью в соответствие с требованиями Конвенции ООН против коррупции (уточнить и расширить понятие коррупции, понятие конфликта интересов, вернуть конфискацию в систему уголовных наказаний, криминализировать неосновательное обогащение и т.п.) [1, с. 8, 9].
4. В правоприменительной деятельности следует устранить «командное» и «теневое право», заказные дела.
5. Проведение реальной реформы госслужбы с максимальным очищением госаппарата от коррумпированных лиц (операция «Чистые руки»), обеспечение максимальной гласности и прозрачности в деятельности государственных и муниципальных служащих.
6. Осуществлять постоянный антикоррупционный мониторинг и проводить повсеместно специальные исследования с целью реальной оценки текущей коррупционной ситуации, общих и региональных особенностей причин коррупции, эффективности мер по противодействию коррупции [10, с. 319].
7. На регулярной основе осуществлять мониторинг результативности применения важных и неоднозначных законодательных новаций (уже принятых и которые будут приняты в будущем), а также более жесткий парламентский контроль [11, с. 49].
8. Создать систему официального мониторинга коррупционной преступности, которая
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
включала бы обязательные опросы населения и экспертов по стандартной методике [8, с. 56].
9. Пропагандировать личный пример руководителей государства как порядочных, неподкупных людей, не только не связанных с криминалом, но и занимающих бескомпромиссную позицию в противодействии коррупции, так как многих людей удивляет позиция демонстративного игнорирования властью сигналов общественности о вопиющих фактах сращивания чиновников и криминалитета в ее высших эшелонах [4].
10. Введение принципа обязательного ухода в отставку чиновника, который не может или не хочет предъявить доказательства своей непричастности к коррупции [8, с. 118].
Это показывает истинную цену громким заявлениям о борьбе с коррупцией и их соответствие коррупционным реалиям.
11. Проведение регулярной антикоррупционной профилактики в виде аналитических, просветительских и других информационных материалов в СМИ, Интернете, в виде тематических семинаров, конференций, дебатов и т.п. [10, с. 320].
При осознании всей опасности и масштабности коррупции, нависшей над страной, возникает чувство обреченности и безысходности, но испытывать его - это самое легкое. Более конструктивна позиция сопротивления, активного неприятия и отторжения коррупционной идеологии и практики. Когда привыкаешь, перестаешь сопротивляться и приспосабливаешься каждый раз к тому, что есть, - это заканчивается деградацией [2].
По выражению Платона, «наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев».
Коррупцию нельзя вырвать моментально из нашей жизни во всем ее многообразии, так как она присуща человеческому обществу, но при этом приемы и методы борьбы с ней необходимо постоянно совершенствовать с учетом меняющихся условий жизни. Это будет способствовать минимизации наносимого ею ущерба национальной безопасности Российской Федерации.
Список литературы:
[1] Долгова А.И. Реагирование на коррупцию: практика противодействия в России и направления оптимизации борьбы // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. - М., 2015. - С. 7 - 24.
[2] Зубаревич Н.В. В ближайшие пять -семь лет будет социальная деградация // Мид-гард - ИНФО. - 2016. - 13 февр.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019
[3] Ивахник А. Предвыборное обострение антикоррупции // Политком. ru. - 2016. - 14 янв.
[4] Иноземцев В. Опасное заявление // Коммерсант. - 2015. - 15 дек.
[5] Клейнер В.Г. Коррупция в России. Есть ли выход? - М., 2014. - 49 с.
[6] Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр.-2685 // Росс. газ. -
2013. - 14 нояб.
[7] Крамер М. Коррупция в высших эшелонах власти в России // Россия в глобальной политике. - 2018. - № 6. - С. 1, 2.
[8] Максимов С.В. Коррупция и новая антикоррупционная политика России. - М.,
2014. - 223 с.
[9] Номоконов В.А., Петрова Е. В. Антикоррупционная политика: проблемы остаются // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. - М., 2015.
- С. 30 - 38.
[10] Номоконов В.А. Российская политика в сфере противодействия коррупции: скорее коррупциогенна, чем оптимальна? // Преступность, уголовная политика, закон. - М., 2016. -С. 314 - 321.
[11] Скобликов П.А. Борьба с коррупцией и организованной преступностью в контексте парламентского контроля за результатами правоприменения // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. -М., 2015. - С. 47 - 55.
[12] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Росс. газ. - 2015. -31 дек.
[13] Шестаков Д.А. Преступность политики. - СПб., 2013. - 224 с.
Spisok literatury:
[1] Dolgova A.I. Reagirovanie na korrupciyu: praktika protivodejstviya v Rossii i napravleniya optimizacii bor'by // Korrupciya: sostoyanie protivodejstviya i napravleniya optimizacii bor'by.
- M., 2015. - C. 7 - 24.
[2] Zubarevich N.V. V blizhajshie pyat' -sem' let budet social'naya degradaciya // Midgard
- INFO. - 2016. - 13 fevr.
[3] Ivahnik A. Predvybornoe obostrenie antikorrupcii // Politkom. ru. - 2016. - 14 yanv.
[4] Inozemcev V. Opasnoe zayavlenie // Kommersant. - 2015. - 15 dek.
[5] Klejner V.G. Korrupciya v Rossii. Est' li vyhod? - M., 2014. - 49 s.
[6] Koncepciya obshchestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 14
поуаЬгуа 2013 g. № Рг.-2685 // Ross. gaz. - 2013.
- 14 поуаЬ.
[7] Кгатег М. Korrupciya V vysshih eshelonah vlasti V Rossii // Rossiya V global'noj ро1Шке. - 2018. - № 6. - S. 1, 2.
[8] Maksimov S.V. Korrupciya i novaya antikorrupcionnaya politika Rossii. - М., 2014.
- 223 s.
[9] Nomokonov V.A., Petrova Е. V. Ап^коггириоппауа politika: problemy ostayutsya // Коггирмуа: sostoyanie protivodejstviya i napravleniya optimizacii ЬОГ'ЬУ. - М., 2015. - S. 30 - 38.
[10] Nomokonov V.A. Rossijskaya ро1Шка V sfere protivodejstviya korrupcii: skoree
korrupciogenna, chem optimal'na? // Prestupnost', ugolovnaya politika, zakon. - М., 2016. - S. 314 - 321.
[11] Skoblikov Р.А. Вог'Ьа s korrupciej i organizovannoj prestupnost'yu V kontekste parlamentskogo kontrolya za rezul'tatami pravoprimeneniya / / Коггирмуа: sostoyanie protivodejstviya i napravleniya optimizacii ЬОГ'ЬУ. - М., 2015. - S. 47 - 55.
[12] Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 // Ross. gaz. - 2015. - 31 dek.
[13] Shestakov D.A. Prestupnost' politiki. -SPb., 2013. - 224 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019