Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жиляков Иван Александрович

В современной российской действительности остается актуальной проблема предупреждения и пресечения экстремистских и террористических угроз на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. В статье с учетом специфики функционирования транспортной инфраструктуры раскрываются криминологические особенности преступлений экстремистской направленности и террористического характера, совершаемых на объектах транспортной инфраструктуры, приводится краткий анализ причин и условий, способствующих их совершению. В ходе исследования автор приходит к выводу об актуальности проблемы выявления, предупреждения и пресечения преступлений экстремистской и террористической направленности на объектах транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL FEATURES OF EXTREMIST AND TERRORIST CRIMESAT TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

In modern Russian reality, the problem of preventing and suppressing extremist and terrorist threats at railway, water and air transport facilities remains urgent. The article, taking into account the specifics of the functioning of the transport infrastructure, reveals the criminological features of extremist and terrorist crimes committed at transport infrastructure facilities, provides a brief analysis of the causes and conditions conducive to their commission. In the course of the study, the author comes to the conclusion about the urgency of the problem of detecting, preventing and suppressing crimes of extremist and terrorist orientation at transport infrastructure facilities.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Криминологические особенности преступлений экстремистской направленности и террористического характера на объектах транспортной инфраструктуры

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЖИЛЯКОВ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: izhiliakov@mvd.ru

Criminological features of extremist and terrorist crimes at transport infrastructure facilities

IVAN ALEXANDROVICH ZHILYAKOV,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: izhiliakov@mvd.ru

УДК 343.34

Аннотация. В современной российской действительности остается актуальной проблема предупреждения и пресечения экстремистских и террористических угроз на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. В статье с учетом специфики функционирования транспортной инфраструктуры раскрываются криминологические особенности преступлений экстремистской направленности и террористического характера, совершаемых на объектах транспортной инфраструктуры, приводится краткий анализ причин и условий, способствующих их совершению. В ходе исследования автор приходит к выводу об актуальности проблемы выявления, предупреждения и пресечения преступлений экстремистской и террористической направленности на объектах транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова и словосочетания: экстремизм; терроризм; органы внутренних дел на транспорте; объекты транспортной инфраструктуры; транспортная безопасность.

Annotation. In modern Russian reality, the problem of preventing and suppressing extremist and terrorist threats at railway, water and air transport facilities remains urgent. The article, taking into account the specifics of the functioning of the transport infrastructure, reveals the criminological features of extremist and terrorist crimes committed at transport infrastructure facilities, provides a brief analysis of the causes and conditions conducive to their commission. In the course of the study, the author comes to the conclusion about the urgency of the problem of detecting, preventing and suppressing crimes of extremist and terrorist orientation at transport infrastructure facilities.

Keywords and phrases: extremism; terrorism; internal affairs bodies in transport; transport infrastructure facilities; transport security.

Анализ мер противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации приводит к выводу о пристальном внимании экстремистских и террористических группировок к транспортному комплексу с учетом его стратегического значения

К числу правонарушений экстремистской и террористической направленности, совершаемых на транспорте, в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г . № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 6 марта 2006 г . № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», относится тринадцать деяний, ответственность за которые предусматривается нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) .

1 . Террористическая деятельность, совершаемая на транспортных средствах и объектах транспортного комплекса, в том числе террористические акты, включая захват транспортных средств, их пассажиров в качестве заложников .

В современных условиях террористическая деятельность экстремистских организаций различной направленности предстает как специально организованная деятельность, подготавливаемая в течение долгого времени. Террористические акты, совершаемые на транспортном комплексе, наносят ущерб всей системе жизнеобеспечения страны, ее оборонному потенциалу, национальной безопасности в целом Так, достаточно вспомнить один из самых страшных терактов в истории России, который произошел десять лет назад, в январе 2011 г .В зале для встречи прилетающих пассажиров аэропорта Домодедово произошел взрыв, осуществленный смертником . 37 человек погибло, и 180 человек получили ранения . После теракта прошли массовые проверки всех объектов транспортного комплекса страны По сути, началась серьезная перестройка системы транспортной безопасности

2 . Транспортировка и пересылка боеприпасов, оружия, его составных частей, отравляющих и взрывчатых веществ и устройств, элементов оборудования для подготовки и совершения террористических и диверсионных актов на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, а также на других объектах, разрушение и приостановление деятельности которых преследует политические и экономические цели, дестабилизирует социально-политическую ситуацию в регионе и в стране .

3 . Ввоз на территорию Российской Федерации экстремистских материалов или перемещение их внутри страны

Это могут быть листовки, брошюры, журналы, книги, аудио- и видеоматериалы экстремистской направленности, излагающие идеологию насилия, пропагандирующие ненависть или вражду по отношению к представителям определенных национальностей, этносов, рас, религий и конфессий, запрещенных к ввозу и распространению на территории Российской Федерации

4 Перемещение членов незаконных вооруженных формирований, террористических и экстремистских группировок .

5 . Осуществление на объектах транспортной инфраструктуры пропаганды экстремистских взглядов и идей, склонения, вербовки или иное вовлечение российских граждан и находящихся на территории страны иностранных граждан в деятельности экстремистских сообществ и иную противоправную деятельность

6 . Стимулирование на транспортных средствах, объектах транспортной инфраструктуры столкновений, конфликтов, массовых беспорядков на основе межнациональной, межэтнической, межрасовой, межконфессиональной, политической, идеологической ненависти или вражды

7 . Нарушение функционирования объектов транспортного комплекса, в том числе незаконное вмешательство в деятельность персонала таможенных органов, паспортного контроля членами структур экстремистской и террористической направленности

8 . Информационно-телекоммуникационные преступления, т. е . вмешательство в деятельность систем управления транспортным комплексом посредством использования современных технологий, совершаемых членами и пособниками группировок и организаций экстремистской и террористической направленности

9 . Нарушение функционирования объектов, входящих в единый транспортно-пере-садочный узел (специальные сооружения или комплекс сооружений, объединяющий вестибюли станций транспорта, посадочные перроны наземного пассажирского транспорта, объекты попутного обслуживания пассажиров, в том числе привокзальные и пристанционные площади и другие объекты для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров ТПУ) .

Данные объекты следует рассматривать в качестве мест возможного проявления активности

лиц, группировок и организаций экстремистской и террористической направленности .

Участниками правонарушений на этих объектах могут быть трудовые мигранты и иммигранты, прибывающие из стран с повышенной террористической опасностью; члены различных молодежных националистических объединений; агрессивно настроенные футбольные фанаты; активисты различной политической ориентации, стимулирующие проведение несогласованных митингов, шествий, демонстраций

Криминологическое изучение лиц, совершающих преступления экстремисткой направленности и террористического характера, дает возможность диагностировать мотивы, выявить личностные факторы, подтолкнувшие к совершению преступлений, определить социальный круг, из которого наиболее вероятно «рекрутирование» будущих террористов [15, с .91].

Изучение социально-демографических признаков личности преступников показывает, что основным субъектом преступлений экстре-мисткой направленности и террористического характера выступают мужчины Их доля среди совершивших деяния составляет более 90 % . Впрочем, в указанные преступления вовлекаются и женщины [2; 5, с . 172; 10; 19, с . 230—231] . При этом, по мнению специалистов, «часто организаторы террористического акта при выборе женщины в качестве исполнительницы играют на ее родственных связях, религиозных чувствах либо делают ставку на ее этническое самосознание» [2; 17; 19, с . 231].

Анализ характеристики лиц, совершивших преступления экстремисткой направленности и террористического характера, показал, что их криминогенная активность приходится на возрастной диапазон от 22 до 40 лет . Дифференцируя их с учетом криминальной роли, следует выделить группу несовершеннолетних или лиц в возрасте до 25 лет, являющихся непосредственными исполнителями террористических актов . Организаторы преступлений принадлежат к старшей возрастной группе По всей видимости, это обусловлено тем, что руководитель террористов должен иметь определенные навыки, опыт, а также сформировавшиеся психологические установки [6, с . 154; 9; 12, с . 6] .

Примечательным является то, что лица, совершившие преступления экстремисткой направленности и террористического характера, имеют в большинстве случаев неполное среднее или незаконченное среднее образование [16].

Соответственно, лица, совершившие экстремистские и террористические преступле-

ния, имели низкое социальное положение и занимались примитивным трудом: почти одна треть среди них — безработные; такая же по численности группа — неквалифицированные рабочие; все остальные являлись работниками различного рода частных предприятий, но в основном не имеющие стабильного источника доходов . Особо следует выделить группу лиц, совершающих экстремистские преступления на транспорте — учащиеся образовательных организаций, которые являются членами различных молодежных националистических объединений либо агрессивными футбольными фанатами

Уровень рецидива среди преступников террористов невелик, наличие судимости характерно лишь для организаторов совершения преступлений экстремисткой и террористической направленности . Исполнители, как правило, не имеют криминального опыта [21, с .58; 24 с . 144].

Среди указанных лиц на момент совершения преступления большинство никогда не состояли в браке либо являлись вдовцами (вдовами), так что семья не выступала сдерживающим фактором

В целом указанные выше криминогенные особенности присущи в той или иной степени большинству лиц, совершающих преступления И только особые нравственно-психологические свойства личности, антиобщественные установки выделяют среди всех преступников именно экстремистов и террористов К числу таких свойств личности необходимо отнести: повышенную агрессивность; жестокость, порой смешанную с садизмом; пренебрежение общечеловеческими ценностями и откровенный цинизм; демонстрацию превосходства над окружающими и ненависть по отношению к тем, кто не принимает экстремистские идеи и установки; болезненную мнительность и высокий уровень тревожности; расчетливую подозрительность; потерю традиционных связей и межличностных контактов . Безусловно, следует выделить национально-религиозные условия, которые будут только усиливать негативный потенциал личности экстремистов и террористов, а без надлежащего реагирования правоохранительных органов — успешно его реализовывать в преступлениях экстремистской и террористической направленности

При этом необходимо учитывать и происходящие в обществе процессы

Стагнация экономики, рост числа безработных и откровенно нищенствующих граждан на фоне резкого имущественного расслоения населения и нахлынувших миграционных волн

создают весьма тяжелый социально-психологический фон

Раскрывая типологию экстремистов и террористов, выделяют следующие типы:

— устойчиво-отрицательный;

— агрессивно-злостный .

С учетом мотивационной направленности выделяют:

— профессиональных террористов — лиц, отчетливо представляющих себе, что они делают и зачем, имеющих цель дестабилизировать обстановку;

— террористов-идеологов — лиц, участвующих в террористических актах по идеологическим мотивам (политическим, религиозным и социальным) [4; 13, с . 12; 14, с . 12—17; 20; 23].

Смертников-шахидов, террористическая деятельность которых основывается на полном пренебрежении собственной жизнью, обусловлена религиозным подчинением, бедственным социальным положением (вознаграждение за террористический акт после гибели смертников-шахидов получают их родственники) или необходимостью отмщения за гибель кого-то из родственников . В последнее время среди смертников-шахи-дов немало женщин [18, с .59]. Женщина легче поддается зомбированию, ее заставляют принимать психотропные вещества и наркотики . Человек с нормальной психикой вряд ли согласится стать ходячей бомбой [1, с . 628; 25 с .237].

Выделяют шантажистов (телефонных террористов, лиц, нарушающих закон в состоянии алкогольного опьянения, в силу ревности или по глупости)

Характеризуя экстремистскую и террористическую транспортную преступность, следует обратить внимание на ряд особенностей

Во-первых, экстремисты и террористы (далее — преступники), а также их жертвы (обычные граждане — пассажиры) появляются на объектах транспортной инфраструктуры с прилегающих к ним территорий . Имеются в виду не только территории пристанционных скверов, садов, привокзальных площадей, территории, предназначенные для обслуживания пассажиров железнодорожного, водного и воздушного транспорта, прилегающие к железнодорожным станциям, вокзалам, автовокзалы, входящие в единый транспортно-пересадочный узел, а также территории населенных пунктов

Их нахождение на объектах транспорта носит временный, транзитный характер, что в какой-то степени обуславливает значи-

тельные сложности в раскрытии преступлений по горячим следам и предопределяет необходимость мониторинга за обстановкой на этих территориях

Во-вторых, необходимо учитывать особую роль жертв преступлений, совершаемых на транспорте, в том числе экстремистской и террористической направленности .

Результаты исследования свидетельствуют о том, что пострадавшие от преступлений, совершаемых на объектах транспорта, имеют несколько иные характерологические особенности, чем жертвы от криминальных событий на территории населенных пунктов

В первую очередь это связанно со спецификой их поведения Так, если граждане, проживающие на территории населенных пунктов, легко идут на контакт с незнакомыми людьми, могут спокойно доверить им свое имущество, привести незнакомца к себе домой, устроить совместное употребление спиртных напитков или наркотических веществ, позволить вовлечь себя в азартные игры и т д , т е могут реализовать свою потенциальную виктимность, то жертвы транспортной преступности не могут себе этого позволить в силу ряда обстоятельств К их числу следует отнести высокий уровень обеспечения безопасности на объектах транспорта, тотальный контроль за пассажиропотоком и в помещениях транспортной инфраструктуры Результативное взаимодействие органов внутренних дел на транспорте и соответствующих служб безопасности исключает любую возможность злоупотребления спиртными напитками и наркотиками, организацию азартных игр и многое другое, что создает виктимогенные факторы, обуславливающие совершение преступлений

Также необходимо учитывать и высокую динамику пассажиропотоков, автоматизацию управления пассажирскими перевозками и оперативное сервисное обслуживание пассажиров, которые сокращают время их нахождения на объектах транспорта Иными словами, сегодня транспортная логистика, оптимизировав пассажирские перевозки, минимизировала пустое времяпрепровождение граждан в аэропортах и на вокзалах

Учитывая указанное, а также характер поведения, предлагается следующая типология жертв преступлений экстремистской и террористической направленности на объектах транспорта Она построена с учетом наиболее распространенных оснований: роли пострадавшего в совершенном преступлении и степени взаимодействия между преступником и жертвой [11, с .213].

Из всех типов пострадавших, на основании их роли в совершенном преступлении, следует выделить четыре группы

1 . Случайно-виктимный тип жертвы . Эта группа состоит из тех, кто пострадал от преступлений экстремистской и террористической направленности в силу случайного стечения обстоятельств

2 . Профессионально-виктимный тип жертвы . В эту группу входят граждане, которые в силу своих профессиональных, служебных обязанностей оказываются жертвами преступлений экстремизма и терроризма (сотрудники правоохранительных органов, служб безопасности) .

3 . Пассивно-виктимный тип жертвы . В эту группу входят лица, которые в силу различных причин (преклонного возраста, несовершеннолетние, больные) не оказывают противодействие преступнику

4 . Некритично-виктимный тип жертвы. В эту группу входят лица, которые из-за невнимательности, неосмотрительности, неумения правильно оценить складывающуюся ситуацию оказываются жертвами [7, с . 538; 8, с . 12—22] .

По степени взаимодействия следует выделить непосредственных жертв и опосредованных. К числу непосредственных жертв, в первую очередь, относятся физические лица, те, кто понес физический, материальный или моральный вред (например, лица, физически вовлеченные в совершенный теракт, заложники, пострадавшие сотрудники правоохранительных органов) . Юридические лица также относятся к непосредственным жертвам Им в результате совершения преступления экстремистского или террористического характера причиняется материальный или моральный вред (например, лица, чье имущество было уничтожено, собственники объектов транспортной инфраструктуры, транспорта) [3, с . 15].

Особо следует выделить опосредованных жертв — это те, кому вред лично не был причинен, но они понесли его косвенно, например, в силу того, что являлись родственниками пострадавших

Обращаясь к причинному комплексу преступлений экстремистской направленности и террористического характера, совершаемых на объектах транспортного комплекса, представляется целесообразным выделить общие причины и специальные, обусловленные транспортной спецификой

Раскрывая общие причины, в первую очередь, следует обратить внимание на комплекс социально-экономических факторов, который приводит к росту социальной напряженности и протестной активности в ре-

гионах и создает резерв для воспроизводства преступности, в том числе экстремизма и терроризма

При этом специальные исследования указывают на «возрастание доли преступлений, совершаемых из-за крайней нужды, которая, по экспертным оценкам, составляет более 20 % (в то время как в 60—70 гг. доля этих преступлений оценивалась в 3—4%)» . Граждане в условиях несбывшихся надежд, потери смысла жизни рассчитывают только на свои силы, при этом преследуют сиюминутные интересы, направленные на решение только текущих задач [22, с .134].

Безусловно, все это способствует формированию личности преступника

Преступления экстремистской и террористической направленности, совершаемые на транспорте, определяются рядом причин

1 . Геополитической ситуацией, особенностью которой является растущая взаимосвязь различных государств, углубление мирового разделения труда, международных экономических связей и процессов, нуждающихся в расширении мировых транспортных сетей, в ускорении перемещения пассажиров и грузов

Это расширение сопровождается как положительным, так и отрицательными последствиями В частности, наблюдается изменение как грузового, так и пассажирского потоков Они становятся транснациональными А это стимулирует увеличение попыток международных и правительственных структур ряда государств активизировать деятельность экстремистских и террористических организаций на территории Российской Федерации .

2 Особой ролью транспортного комплекса России, в том числе:

— спецификой функционирования системы железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта;

— необходимостью перемещения природных ресурсов;

— неравномерным экономическим развитием регионов;

— геостратегическим положением территории государства на Европейском континенте;

— возрастанием стратегического значения Сибири и регионов Дальнего Востока

Учет этих особенностей приводит к выводу о насущной потребности развития транспорта и обеспечения его безопасности для национальных интересов Российской Федерации . Именно поэтому транспортный комплекс России выступает одним из приоритетных объектов устремлений экстремистских и террористических группировок различной направленности .

3 Существование в Российской Федерации внутренних экстремистских угроз вследствие негативного влияния некоторых зарубежных государств на общественно-политическую и социальную ситуации в России, включая инспирирование цветных революций

В соответствии с Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года «внутренними экстремистскими угрозами являются попытки осуществления националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями, отдельными лицами экстремистской деятельности для реализации своих целей, распространение идеологии насилия, склонение, вербовка или иное вовлечение российских граждан и находящихся на территории страны иностранных граждан в деятельность экстремистских сообществ и иную противоправную деятельность, а также формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов .

К внутренним угрозам также относятся межнациональные (межэтнические) и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах Российской Федерации, обусловленные историческими и социально-экономическими особенностями и приводящие к сепаратистским проявлениям, заключающимся в попытках нарушения территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отделения части ее территории) или дезинтеграции государства, а также в организации и подготовке таких действий, пособничестве в их совершении, подстрекательстве к их осуществлению»1 .

Поскольку транспортный комплекс выступает средством перемещения людей и различных грузов как между государствами, так и между регионами и населенными пунктами внутри страны, то естественным фактом является то, что им пользуются экстремистские и террористические структуры, группы и лица, вовлеченные в противоправную экстремистскую деятельность

Структуры экстремисткой и террористической направленности нуждаются в привлечении и вербовке новых сторонников, в пропаганде идеологии насилия, в получении финансовых средств, в организационной поддержке

Без этого они не могут существовать и оказывать свое деструктивное воздействие на отдельные социальные группы и слои населения

1 Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

Группировки и структуры экстремисткой и террористической направленности нуждаются в координации своей деятельности на уровне регионов и страны в целом Именно поэтому транспортный комплекс рассматривается идеологами и лидерами экстремистских и террористических структур как средство перемещения своих сторонников в населенные пункты, где складывается благоприятная обстановка для активизации экстремистской деятельности В этом случае транспортный комплекс представляется средством перемещения лидеров, активистов и пособников экстремистских и террористических структур . То есть наблюдаются попытки наращивания экстремистского потенциала в тех или иных регионах и населенных пунктах, его передислокации по территории страны

4 . Различные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный) ввиду своего функционального предназначения соединяют во временные группы представителей различных профессий, возрастов, жизненного опыта, национально-этнических и конфессиональных групп Зачастую атмосфера дороги, путешествия толкает людей к общению и доверительности И это общение тем или иным образом способствует пропагандистской работе идеологов, лидеров и активистов экстремистских и террористических структур и группировок

В то же время трудности поездок, путешествий, перелетов способствуют нагнетанию социально-психологической напряженности, усталости, раздражения На этой почве формируется неприязнь к другим пассажирам, обостряются ксенофобные, националистические настроения, т е складывается благоприятная почва для столкновений, ведущих к нагнетанию атмосферы нетерпимости, проявлений экстремизма на бытовом уровне

Таким образом, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений экстремистской и террористической направленности, совершаемых на транспортных средствах и объектах транспортного комплекса имеют свою специфику и требуют:

— знания особенностей данных преступлений и правонарушений, их общественной опасности;

— повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на транспорте, овладения средствами и методами профайлинга, с учетом особенностей данных преступлений и стратегического значения транспортного комплекса для Российской Федерации

Список литературы:

1 . Бессонова С. И. Женский терроризм: «бес-

корыстные убийцы» // Молодой ученый. 2014 .№ 3 (62) .

2 . Будницкий О. В. Женщины-террористки:

политика, психология, патология Ростов-на-Дону, 1996

3 . Вишневецкий К. В. Криминогенная викти-

мизация социальных групп в современном обществе: автореф . дис . ... д-ра юрид . наук . Москва, 2007

4 . Гаврилин Ю. В., Смирнов Л. В. Современ-

ный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия: учебное пособие Москва, 2003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 . Доронин С. П., Фёдорова К. В. Феномен

женского терроризма и проблема его интерпретации в обществе // Казанский педагогический журнал . 2016 . № 3 (116) .

6 . Дронзина Т. А. Террористки-смертницы:

гендерное измерение феномена нового глобального терроризма // Вестник Евразии 2005 № 1

7 . Ищенко Е. П., Алымов Д. В. Основные на-

правления виктимологической профилактики преступлений террористической направленности: криминологический и криминалистический аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права . 2015 . Т. 9 . № 3 .

8 . Кабанов П. А. Виктимология терроризма:

вопросы формирования и развития // Вик-тимология 2016 № 4

9 . Кафтан В. В. Противодействие терроризму:

учебное пособие Москва, 2017

10 . Ким И. В. Гендерное неравенство в исламе:

женский терроризм // Аналитика культурологи 2006 № 2

11 . Макарова Т. В. Типология жертв террориз-

ма // Юридические исследования . 2013 . № 8

12 . Марьин М. И., Касперович Ю. Г. Психоло-

гия террористов-смертниц // Психопедагогика в правоохранительных органах . 2012 . № 1(48) .

13 . Махненко С. И. Анализ влияния социаль-

но-экономических аспектов терроризма // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика . 2017 . № 13 .

14 . Паненков А. А. Борьба с преступления-

ми террористического характера в России и проблемы реагирования на них в 2011 г . // Военно-юридический журнал . 2012 . № 9 .

15 . Панов С. П. Типология лиц, совершающих

преступления террористической направленности // Современное право . 2007 . № 10 .

16 . Петрянин А. В. Противодействие престу-

плениям экстремисткой направленности: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис . ... д-ра юрид . наук . Москва, 2014 .

17 . Попов И. М. У терроризма женское лицо .

URL: http://www . milresource . ru/Article-1 . html/ (дата обращения: 03 .10 .2021) .

18 . Попова С. А. Женский терроризм: история

и современность // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке . Москва, 2005 .

19 . Салыкина Д. А. Причины возникновения

экстремизма . Его признаки и профилактика // Молодой ученый. 2017 . № 19 (153) .

20 . Семыкин Н. В. Создание террористических

групп: проблемы криминализации // Право и политика . 2003 . № 4 .

21 . Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Оператив-

но-розыскная деятельность в среде осужденных за совершение преступлений экстремистского характера // Пролог: журнал о праве .2014 . Т .2 .№ 4 .

22 . Сунчалиева Л. Э. Мошенничество: уголов-

но-правовой и криминологический аспект: дис . канд юрид наук Ставрополь , 2004

23 . Сундиев И. Ю. Террористическое вторже-

ние: криминологические и социально-политические аспекты проблемы: монография Москва, 2008

24 . Сысоев А. М. Личность экстремиста: опыт

криминологического исследования: монография Москва, 2008

25 . Шур А. В. У террора женское лицо . Москва,

2012 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.