Научная статья на тему 'Криминологические аспекты экономической безопасности туристской деятельности в Республике Крым'

Криминологические аспекты экономической безопасности туристской деятельности в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
криминологическая безопасность / экономическая безопасность / безопасность туристской деятельности / угрозы безопасности / безопасность курортного сектора / criminology security / economical security / tourism activity safety / safety threats / resort region safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Александровна Кравченко

Дана характеристика экономической безопасности туристской деятельности с привлечением криминологического потенциала. Проведен анализ криминологических угроз экономической безопасности, характерных для крымского региона, рассмотренных в контексте его туристско-рекреационной направленности. Предложены некоторые подходы к обеспечению криминологической безопасности туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF ECONOMIC SAFETY OF TOURISTIC ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The author gives the characteristic of economic safety of tourist activity with attraction of criminological potential, the analysis of criminological threats of economic safety, characteristic for the Crimean region is carried out. These threats are considered in the context of the tourist-recreational focus of the region. Some approaches to ensuring criminological safety of tourist activities are suggested.

Текст научной работы на тему «Криминологические аспекты экономической безопасности туристской деятельности в Республике Крым»

УДК 343 ББК 67.4

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Наталья Александровна Кравченко,

начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения Крымского филиала Краснодарского университета МВД России,

кандидат экономических наук E-mail: nataliakravchenko85@gmail.com Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Дана характеристика экономической безопасности туристской деятельности с привлечением криминологического потенциала. Проведен анализ криминологических угроз экономической безопасности, характерных для крымского региона, рассмотренных в контексте его туристско-рекреационной направленности. Предложены некоторые подходы к обеспечению криминологической безопасности туристской деятельности.

Ключевые слова: криминологическая безопасность, экономическая безопасность, безопасность туристской деятельности, угрозы безопасности, безопасность курортного сектора.

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF ECONOMIC SAFETY OF TOURISTIC ACTIVITY

IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Natal'ya A. Kravchenko,

Head of the research and editorial and publishing department of the Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Candidate of Economic Sciences

Abstract. The author gives the characteristic of economic safety of tourist activity with attraction of criminological potential, the analysis of criminological threats of economic safety, characteristic for the Crimean region is carried out. These threats are considered in the context of the tourist-recreational focus of the region. Some approaches to ensuring criminological safety of tourist activities are suggested.

Keywords: criminology security, economical security, tourism activity safety, safety threats, resort region safety.

С каждым годом туристская отрасль занимает все более весомое место в мировом хозяйстве и по прогнозам экспертов в будущем станет одним из приоритетов мировой экономики [6]. Сегодня во многих странах туризм является ведущей отраслью экономики, серьезным источником пополнения бюджета. Для России характерной современной тенденцией выступает значительное сокращение, более чем на 20%, организованного выездного туризма за границу и увеличение, свыше 18%, объемов рынка внутреннего организованного туризма [7]. При этом потребители туристских услуг, равно как и их организаторы, выбирая между различными туристскими направлениями, как правило, больше беспо-

коятся не о стоимости тура, а о его безопасности. Именно безопасность стала ключевым фактором, конкурентным преимуществом как внутреннего, так и внешнего туристского направления.

Общее осложнение криминологической ситуации в мире, связанной с эскалацией многих криминальных угроз, объективно оказывает влияние и на туристскую сферу. В свою очередь это обстоятельство требует системного совершенствования соответствующей ресурсной инфраструктуры предупреждения преступлений и формирования отвечающей характеру и степени опасности таких угроз оптимальной модели криминологической безопасности туризма. Криминологическая составляющая

в данном случае должна выступать (и, отчасти, выступает), в определенном смысле, гарантией обеспечения общей экономической безопасности туристической отрасли. Потому с уверенностью можно утверждать о необходимости и целесообразности активного развития криминологических, отвечающих требованиям безопасности от преступных угроз, ресурсов экономической безопасности всей системы туристической деятельности. По сути, формирование в рамках традиционно существующих и развивающихся экономических систем криминологически обоснованного потенциала безопасности от преступлений, призвано создавать дополнительные стимулы привлекательности таких отраслей для потребителя. Следовательно, одновременно успешно решать экономические задачи той или иной отрасли. В широком смысле можно говорить и о развитии криминологической безопасности какой-либо отрасли экономики. Однако главной целью, на достижение которой будет в итоге направлена такая криминологическая безопасность, безусловно, остается безопасное функционирование самой отрасли. Собственно, ради этого и должно быть обеспечено взаимодействие криминологических и собственно экономических ресурсов безопасности любой из сфер экономики, включая, сферу туристических услуг. Потому и следует стремиться к активному междисциплинарному (в нашем случае, криминологии и экономики) взаимодействию, способному существенно повысить эффективность развития сферы туризма.

В криминологии проблема криминологической безопасности нашла свое предметное воплощение, главным образом, в трудах российских правоведов М.М. Бабаева, С.Я. Лебедева, Иванцова С.В. [1, 4, 2]. При этом криминологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности законных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, источниками которых выступают явления, в той или иной степени связанные с преступностью, общественно опасными посягательствами, криминальной деятельностью, интересами криминалитета [4]. В таком контексте понятия «криминологическая безопасность», «социальная защита» и «национальные интересы» становятся, в известной степени, тождественны. Соответственно, с учетом такой тождествен-

ности, можно, в определенном смысле, судить и тождественной связи между криминологическими и экономическими целями, присутствующими и в сфере туризма. Просто здесь обычные гарантии безопасной жизнедеятельности, обеспечиваемые криминологическими и экономическими средствами, реализуются в локальной сфере, определяемой спецификой предоставляемых потребительских услуг. Эти услуги, как известно, обеспечивают человеку реализацию конституционного права на отдых. Следовательно, устойчивое развитие туризма, реализация его репродуктивной, восстанавливающей функции, способствует реализации основных прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, право на отдых и оздоровление является фундаментальным по отношению к обеспечению прогрессивного развития общества, государства и его граждан. Экономика здесь непосредственно нацелена на обеспечение такого права. Криминология же призвана устранить из экономики туризма то, что мешает ей (экономике) полномасштабно обеспечивать право на отдых.

Продолжая анализировать взаимосвязь криминологических и экономических ресурсов в обеспечении в рамках туристической сферы права человека на отдых, важно отметить, что туристская сфера представляет собой симбиоз хозяйственно-экономической и социальной сфер. Социальная составляющая эффекта от развития туристической отрасли заключается в достижении социально значимых целей: воспроизводства кадрового потенциала за счет оздоровления; сохранение и приумножение социально-культурного разнообразия; обеспечение удовлетворенности трудом и социальной защитой; развития социального туризма. Иными словами, реализуется важнейший компонент — «социальная защита». На нее, как уже подчеркивалось, нацелена и криминологическая безопасность. То есть, опять-таки, именно безопасность, во всех смыслах, находится сегодня в центре обеспечения права на отдых, реализуемого в рамках туристической отрасли. Нельзя не согласиться с С.Я. Лебедевым в оценке того, что большинство людей в современном мире, беспокоясь за свою безопасность от новых криминальных угроз, обоснованно требует от правоохранительных сил принятия адекватных мер социальной защиты [5]. Потому любые кри-

минальные угрозы, направленные на важнейшую часть жизни каждого человека — отдых, безусловно, требуют дополнительного внимания со стороны государства, как в части реализации правоохранительной функции, так и в части ее экономического обеспечения. Отсюда криминологическая безопасность туристской отрасли представляет собой объективное состояние защищенности потребителей и поставщиков туристских услуг от рисков преступных угроз и собственно преступных посягательств, порождаемых различными криминогенными факторами, источником которых являются как общие противоречия общественного развития, так и противоречия развития самой туристической отрасти, дополняемые местными (географическими) социально-экономическими противоречиями существования тех или иных объектов туристической сферы.

Оценка современного состояния криминологической безопасности в анализируемой сфере экономических услуг позволяет судить о том, что межотраслевой транснациональный характер туристской деятельности открывает сегодня множество каналов для проникновения в свою сферу различных криминальных угроз. Все они, большей частью, нашли отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Следует заметить, что современные форматы организации туристической деятельности, как раз, свидетельствуют о том, что в ней существуют собственные криминогенные стимулы активного проникновения в эту сферу перечисленных приоритетных криминальных угроз. К примеру, так с криминологических позиций можно оценивать некоторые сегодняшние формальные процедуры, сопровождающие туристскую деятельность: упрощение паспортных, таможенных, валютных, медицинских формальностей по отношению к субъектам туристской деятельности — туристам. Думается, что в условиях, когда туризм все чаще становится мишенью для терактов, такие процедуры с учетом антитеррористической безопасности нуждаются в более серьезной регламентации.

Ясно, что всякая активизация криминальных угроз требует системного и оперативного антикриминогенного реагирования и предупреждения преступлений, должна учитывать передовой опыт

развитых стран и потенциальные возможности расширения туристского рынка за счет развивающихся стран. Между тем, представляется, по меньшей мере, странной и криминологически необоснованной позиция Всемирной туристской организации, выступающей с декларацией о необходимости упрощения формальностей, связанных с обеспечением безопасности туризма, уменьшения количества жалоб по поводу дополнительных мер досмотра лиц, совершающих поездки, уменьшения расходов на обеспечение безопасности. Потому пока остается весьма проблемным вопрос поиска оптимального баланса между превентивными мерами, призванными ужесточить контроль за процедурами формального сопровождения туристкой деятельности (например, паспортного и таможенного контроля), позволяющими своевременно выявить потенциальных преступников или их мотивы, и упрощением различного рода туристических формальностей, в особенности по отношению к иностранным туристам. Обеспечивая криминологическую безопасность туристической деятельности, следует учитывать и эволюцию преступного мира, который идет в ногу с научно-техническим процессом и эволюцией общества, что также имеет свою криминологическую специфику, проявляющуюся в сфере туризма. Следовательно, обеспечение безопасности туризма необходимо рассматривать как динамичный процесс, требующий постоянного мониторинга и корректировки.

Анализируя современный криминологический потенциал обеспечения безопасности туристической сферы, важно отметить, что у такой безопасности есть своя правовая основа. Однако, в большинстве своем нормативные правовые акты не рассматривают ситуации криминологического обеспечения безопасности вне чрезвычайных ситуаций, упуская из виду множество криминальных угроз, которые могут (и должны) быть предупреждены и, тем самым, нивелированы в условиях устойчивого экономического развития, в том числе требуемого для стабильной туристической деятельности. Это предопределяет развития своих (непосредственно для туристической сферы) нормативных правовых регламентов обеспечения безопасности.

Не секрет, что в отношении Крымского полуострова вопрос эффективной реализации государ-

ственной политики обеспечения национальной безопасности стоит особенно остро. С одной стороны, антиконституционный государственный переворот на Украине в 2014 году, глубокий раскол в украинском обществе и возникновение вооруженного конфликта на востоке Украины, определяющий судьбу крымчан референдум в Крыму и последующее за ним вхождение Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, в некотором роде, спровоцировали в отношении России ряд угроз политического, криминального и экономического характера. С другой стороны, факт присоединения Крыма к Российской Федерации обеспечил ему надежную безопасность в самом широком смысле слова. И в этих новых условиях развитие туристической отрасли в Крыму должно способствовать реализации важнейшей функции государства — обеспечению общественного воспроизводства и увеличения человеческого капитала за счет реабилитационного восстановления. Ясно, что вопросы безопасности такого экономического сегмента должны решаться в Крыму специально с учетом его современной социально-политической, экономической и, безусловно, криминологической ситуации.

В то же время, развитие крымского региона и его безопасность нельзя рассматривать в отрыве от общемировых тенденций и условий. Учитывая тот факт, что масштабная криминологическая безопасность туристской деятельности может быть обеспечена во взаимосвязи и взаимодействии с иными гарантиями безопасной жизнедеятельности (экономическими, политическими, социальными и др.), нельзя недооценивать потенциальные угрозы, которые в современном мире приобретают многофакторный комплексный характер. Достаточно, опять-таки, вспомнить, о геополитических изменениях, связанных с вхождением Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, оказавших как прямое, так и косвенное воздействие на структуру и интенсивность формирования и развития новых угроз национальной безопасности как в самом Крымском регионе, так и России в целом. Такие глобальные изменения, несомненно, создают специфические внешние социально-политические, экономические и криминологические условия, требующие своего

учета в формировании и развитии внутренних систем безопасности. То есть, и во внутреннем, и во внешнем сегментах развития экономики туристического сектора в Крыму должны развиваться соответствующие антикриминогенные ресурсы, учитывающие проявления внешних и внутренних криминологических обстоятельств [2].

Новые социально-политические и экономические условия развития Крыма закономерно формируют специфический криминологический фон, обоснованно негативно отражающийся как в целом на экономике региона, так и на отдельных ее секторах [3], в том числе, разумеется, на экономике туристской сферы. В частности, учитывая территориальную отдаленность Крымского полуострова от континентальной России, а также условия геополитической изоляции со стороны Украины, смещаются привычные для прошлой жизни крымчан центры тяжести криминологических угроз: наравне со столицей Республики Крым увеличивается количество преступлений в портовых городах Керчи и Феодосии, что объективно связано с транспортно-логистической компонентой.

Геополитические реалии крымского региона скрывают множество потенциальных опасностей, связанных с различными вариантами террористических атак. Несмотря на тот факт, что железнодорожное сообщение с континентальной Украиной приостановлено, а перемещение через границу контролируется пограничным войсками, на территории Крыма продолжают оставаться и даже проживать на законных основаниях лица, ориентированные на восстановление прежнего режима и возврат к украинской государственности. Наличие тесных взаимосвязей, в том числе родственных, между жителями Крымского полуострова и жителями континентальной Украины, многонациональный состав крымского населения выступают благодатной почвой для организаций диверсий и террористических атак, представляя собой латентную криминологическую угрозу безопасности в Крымском регионе.

Анализ экономической составляющей обеспечения криминологической безопасности позволяет судить, прежде всего, о том, что экономика Крыма ранее была довольно сильно ориентирована на материковую часть Украины. Вся инфраструктурная сеть, система водо- и электроснабжения, агропро-

довольственный, промышленный, транспортный комплекс — были полностью интегрированы в экономическую систему Украины. Эти прошлые экономические связи стали объектами активного криминального воздействия не только на хозяйственные системы Крыма, но и на население полуострова, когда в апреле 2014 г. был перекрыт Северо-крым-ский канал, обеспечивавший до 85% потребностей Крыма в пресной воде; в ноябре 2015 года — подорваны опоры двух ЛЭП в Херсонской области, в результате чего снабжение полуострова электричеством со стороны Украины полностью прекратилось, и регион остался в прямом смысле «без света». Экономические угрозы превратились в криминогенные и криминальные действия, повлекшие причинение масштабного вреда.

Негативно отразились на туристской отрасли и экономике региона в целом угрозы финансовой системе Республики Крым, которая была в 2014 году фактически «вырвана» из финансового поля Украины. В украинских банках остались значительные «кредитные» и «депозитные портфели», а санкции в отношении Российской Федерации вынудили уйти с крымского рынка практически все крупные банки («Сбербанк Россия», «ВТБ Банк» и многие другие). Недоступной для крымских жителей стали и системы Visa и Master Card.

На криминологическую безопасность туристкой деятельности в Крыму оказывает влияние ярко выраженный сезонный характер туризма: средний прирост преступлений в курортный сезон (период с июня по сентябрь) составляет 37%, при этом, ежемесячно число преступлений в анализируемый период возрастает в среднем на 15% и снижается до среднегодового уровня к октябрю. Здесь неотъемлемым элементом обеспечения безопасности туризма является сезонная слаженность и организованность в работе правоохранительных органов.

Таким образом, обеспечение криминологической безопасности туристской деятельности в Республике Крым сегодня находится в известном смысле в новых обстоятельствах, требующих создания и развития адекватных современным криминальным угрозам и оптимальных по своим ресурсам антикриминогенных систем, способных не только эффективно снижать объем этих угроз и минимизировать их общественно опасные последствия, но и

значительно оберегать экономику этой (да и не только этой) сферы от преступных посягательств [5]. Тем самым, криминологическая безопасность будет одновременно выполнять и функцию защиты этой сферы от преступности, и обеспечивать в результате экономическую привлекательность крымской сферы туризма для многочисленных ее почитателей, а, следовательно, укреплять социально-политические преференции развития Крыма в составе Российской Федерации и свой авторитет на международной арене.

Литература

1. Бабаев М.М., Рахманова М.М. Права человека и криминологическая безопасность. М., 2004. С. 25—27.

2. Иванцов С.В. Глобализация, миграция, преступность: современные криминологические реалии и перспективы. // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 588—591.

3. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А., Новиков Д.В. Криминологический анализ угроз экстремистского характера в Крымском федеральном округе: монография. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016.

4. Лебедев С.Я. Криминологические предпосылки и перспективы научного обеспечения развития системы общественной безопасности в южном регионе России («новая криминология российского юга») // Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Краснодарский университет МВД России. 2015. С. 95—103.

5. Лебедев С.Я. Перспективы криминологического обеспечения общественной безопасности и предупреждения преступности в Крымском федеральном округе // Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе: материалы Всерос. науч.- практ. конф., 16 июня 2016 г. / под общ. ред. С. А. Буткевича. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016.

6. UNWTO Tourism highlights — 2016 // URL:http://publications.unwto.org/

7. URL:http://mtur.rk.gov.ru/rus/info. php?id=627271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.