Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЛИКТЫ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОРРУПЦИОНЕР / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьева Ольга Романовна, Колчевский Игорь Борисович

На основе анализа ведомственной статистики МВД России за 2012-2016 гг. представлена общая характеристика коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, также рассмотрены основные показатели преступлений коррупционной направленности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL ASSESSMENT OF THE STATUS OF CORRUPTION CRIMES IN THE INTERNAL AFFAIRS RUSSIAN FEDERATION

The article based on the analysis of departmental statistics Ministry of Internal Affairs of Russia for 2012-2016 years. It provides a general description of corruption offenses committed by members of the Interior, as the basic indicators of the crimes of corruption of law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КРИМИНОЛОГИЯ

УДК343.97

ОЛЬГА РОМАНОВНА АФАНАСЬЕВА,

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник НИЦ № 1 ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

ИГОРЬ БОРИСОВИЧ КОЛЧЕВСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника НИЦ № 1 ФГКУ «ВНИИ МВД России»

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основе анализа ведомственной статистики МВД России за 2012-2016 гг. представлена общая характеристика коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, также рассмотрены основные показатели преступлений коррупционной направленности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: преступление коррупционной направленности, гражданско-правовые коррупционные деликты, дисциплинарные коррупционные правонарушения, административные коррупционные правонарушения, коррупционные преступления, органы внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел, коррупционер,личность преступника.

0. R. Afanasyeva, Doctor of Juridical Sciences, Assistant Professor, Chief Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: afanasevaor@yandex.ru, tel.: 8 (499) 230-17-09;

1. B. Kolchevkiy, Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, Deputy Head, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: Kolchevsky@yandex.ru, tel.: 8 (499) 230-19-20.

Criminological assessment of the status of corruption crimes in the internal affairs Russian Federation.

The article based on the analysis of departmental statistics Ministry of Internal Affairs of Russia for 2012-2016 years. It provides a general description of corruption offenses committed by members of the Interior, as the basic indicators of the crimes of corruption of law enforcement officers.

Key words: crime of corruption, civil torts corruption, disciplinary offenses of corruption, administrative corruption offenses, crimes of corruption, police, internal affairs officials, corrupt, criminal personality.

В действующем российском законодательстве не закреплены ни понятие коррупционного преступления, ни перечень статей Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) [9], образующих коррупционную преступность. В соответствии с положениями международных правовых актов и Федерального закона от 25 декабря 2008 г № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3, с. 107 - 108; 4] коррупция - это обобщающая категория, объединяющая достаточно широкий круг коррупционных действий, следовательно, понятие коррупционного преступления нетождественно категории «коррупция» и, тем более, не сводится только ко взяточничеству и коммерческому подкупу. Общепризнанным является и тот

факт, что категория «коррупционное правонарушение» имеет межотраслевой характер и включает коррупционное административное правонарушение, коррупционное дисциплинарное нарушение, коррупционное гражданское правонарушение, коррупционное этическое нарушение, влекущее дисциплинарную ответственность, и коррупционное преступление [2, с. 16-25]. В связи с этим коррупционное поведение сотрудников органов внутренних дел можно подразделить на следующие виды:

1) гражданско-правовые коррупционные деликты - нарушение правил дарения. В 2015 г в целях соблюдения антикоррупционного законодательства поступило 74 уведомления о получении

Таблица 1

Сведения об исполнении установленного порядка сообщения о получении подарка в 2015 г. (данные предоставлены ДГСК МВД России)

Наименование позиции Центральный аппарат (далее — ЦА) Территориальные органы (далее - ТО)

Количество поступивших уведомлений о получении подарка 74 164

Количество сданных подарков 231 216

Количество поступивших заявлений о выкупе подарка 2 0

Количество выкупленных подарков 2 0

Общая сумма, полученная по итогам выкупа подарков, тыс. рублей 23 0

Количество уничтоженных подарков 0 0

Таблица 2

Динамика привлечения служащих (сотрудников, военнослужащих) к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Наименование позиции 2013 2014 2015

ЦА ТО ЦА ТО ЦА ТО

Количество служащих (сотрудников, военнослужащих), привлеченных к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений 11 3 130 122 1 922 7 6 003

Количество служащих (сотрудников, военнослужащих), привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений 11 2 675 82 1 668 7 5 549

Удельный вес лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений 100 85,5 67,2 86,8 100 92,4

ос

и,

О <

О X X

X а

подарков сотрудниками центрального аппарата МВД России и 164 - сотрудниками территориальных органов МВД России (табл. 1);

2) дисциплинарные коррупционные правонарушения - виновно совершенные деяния, выражающиеся в нарушении сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством ограничений и запретов, влекущих дисциплинарную ответственность (табл. 2). Однако дисциплинарные коррупционные проступки не только не имеют нормативно утвержденного перечня, но и выделение их конкретных составов вызывает определенные сложности в правоприменительной практике;

3) административные коррупционные правонарушения - виновно совершенные деяния, содержащие признаки коррупционного поведения,

за совершение которых КоАП РФ установлена административная ответственность;

4) коррупционные преступления - виновно совершенные общественно опасные деяния, содержащие признаки коррупционного поведения, запрещенного УК РФ под угрозой наказания.

Из-за отсутствия в уголовном законодательстве понятия коррупционного преступления наличествует проблема определения круга общественно опасных деяний, которые следует относить к преступлениям коррупционной направленности.

В связи с тем, что ни в УК РФ, ни в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» не раскрывается понятие преступлений коррупционной направленности, а только лишь дается их примерный перечень (ст. 201, 285, 291, 290, 204 УК РФ и др.), в научной

литературе предпринимались многократные попытки по доктринальному определению как признаков коррупционных преступлений, так и их видов.

Необходимость единства понимания коррупции при определении ее масштабов, отражении в уголовной статистике, формировании уголовной политики и выработке эффективных мер по ее предупреждению и искоренению обосновала принятие ведомственного акта, закрепившего перечень статей, образующих преступления коррупционной направленности: указание Генпрокуратуры России № 797/11, МВД России № 2 от 13 декабря 2016 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (перечень № 23). В данном указании закреплены признаки, характерные для преступлений коррупционной направленности, а также перечень преступлений, который был разделен на несколько групп [9]:

1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий (ст. 141.1, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, 204.1, 204.2, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ).

2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий (при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности; в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основ-

ного преступления отметки о его коррупционной направленности; при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом и т. д.).

3. Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности (ст. 159, 159.1, 159.2, 159.3, 159.4, 159.5, 159.6, 169, 178, 179 УК РФ).

Анализ данных уголовной статистики ФКУ «ГИАЦ МВД России» [5] и приговоров суда о привлечении сотрудников органов внутренних дел к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности позволяет сделать вывод, что к числу наиболее распространенных их видов относятся (рис.1):

получение взятки (ст. 290 УК РФ) - 54,6%; мошенничество (чч. 3, 4 ст. 159 УК РФ) -21,8%;

превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) - 7,1%;

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) - 6,2%;

служебный подлог (ст. 292 УК РФ) - 3,9%; посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) - 1,1%;

присвоение и растрата (чч. 3, 4 ст. 160 УК РФ). Такая совокупность преступлений не только представляет наибольшую общественную опасность, но и относится к числу традиционных и наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности.

Рис. 1. Структура преступлений коррупционной направленности, за совершение которых выявлены сотрудники органов внутренних дел в 2015 г.

Рис. 2. Динамика регистрации преступлений коррупционной направленности в 2012-2016 гг.

В целях определения масштабов поражен-ности органов внутренних дел преступностью коррупционной направленности считаем необходимым представить краткий криминологический анализ коррупционной преступности в целом, основываясь на статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России» за 2012-2016 гг. Несмотря на солидный информационный массив, объективная оценка коррупционной преступности затруднена как в силу известных пороков существующей системы учета преступлений и лиц, их совершивших, так и по причине чрезвычайно высокого уровня ла-тентности такого вида преступности [8, с. 625]. Следовательно, анализируемые статистические данные отражают не ее фактическое состояние, а

статистику реакций правоохранительных органов на криминальные явления.

Последние три года в Российской Федерации наблюдается незначительная тенденция к увеличению числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности: в 2014 г. - 32 204; в 2015 г. - 32 455 и в 2016 г. - 32 924, при этом в период с 2012 по 2014 г. темпы снижения коррупционной преступности значительно превышали темпы снижения преступности в целом. Так, в 2013 г. количество всех зарегистрированных преступлений снизилось на 4,2%, а количество преступлений коррупционной направленности - на 14,2%; в 2014 г. общее снижение преступности в стране составило 1,8%, а коррупционной преступности - 24,2%.

Рис. 3. Динамика удельного веса преступлений коррупционной направленности в структуре зарегистрированной преступности в России в 2012-2016 гг.

Изменение количественных показателей регистрации преступлений коррупционной направленности объясняется рядом фактов:

изменениями уголовного законодательства. Например, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (традиционно коррупционная преступность относится к числу наиболее высоколатентных. Например, коэффициент латент-ности (показывает во сколько раз фактическая преступность больше зарегистрированной) получения взятки (ст. 290 УК РФ) равен 75, дачи взятки (ст. 291 УК РФ) - 70) ряд коррупционных деяний был переведен в разряд преступлений небольшой тяжести, в отношении которых не могут производиться основные оперативно-розыскные мероприятия. Поскольку большинство преступлений коррупционной направленности регистрируется только при условии наличия определенной оперативной информации, это могло повлиять на регистрируемые показатели;

улучшением учетно-регистрационной дисциплины;

активизацией прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания по делам о преступлениях коррупционной направленности;

снижением темпов низовой преступности коррупционной направленности за счет проводимых государством профилактических, а также организационных мер, направленных на выявление преступлений.

Оценивая степень распространенности преступлений коррупционной направленности в фе-

деральных округах Российской Федерации, необходимо отметить, что по итогам 2016 г. наиболее сложной в этом смысле следует признать ситуацию в Приволжском и Центральном федеральных округах, где отмечаются наивысшие показатели регистрации преступлений: 6 488 и 5 329 соответственно. Наименьшие показатели отмечаются в Северо-Кавказском (1 727) и Дальневосточном (1 218) федеральных округах. Наибольшие темпы увеличения количества выявленных преступлений коррупционной направленности зафиксированы в Сибирском федеральном округе, а снижения количества выявленных преступлений - в Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральных округах: -6,9 и -4,9 соответственно.

Несмотря на рост показателей зарегистрированных преступлений исследуемого вида, число лиц, выявленных за их совершение, в 2016 г., напротив, снизилось и составило 16 680, что на 1,5% ниже значений предыдущего года. При этом на каждое выявленное лицо приходилось практически по два зарегистрированных преступления (в 2016 г. - 1,97, в 2015 г. - 1,91, в 2014 г. - 2,02, в 2013 г. - 2,6; в 2012 г. - 3,7) (рис. 4).

На фоне снижения в 2012-2014 гг. и незначительного роста в последующие годы показателей зарегистрированных преступлений коррупционной направленности зафиксирован ежегодный прирост правонарушений и преступлений данного вида, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Об этом косвенно могут свидетельствовать следующие статистические данные.

1. Увеличилось как число фактов, являющих-

Рис. 4. Динамика зарегистрированных преступлений коррупционной направленности и лиц, выявленных за их совершение, в 2012-2016 гг.

Рис. 5. Динамика показателей работы комиссий по соблюдению

требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в 2012-2015 гг.

ся основанием для рассмотрения материалов в отношении сотрудников в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссиях), так и количество сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности, по результатам их заседаний (рис. 5).

2. В 2015 г., несмотря на уменьшение количества поступивших сообщений о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими органов внутренних дел, в центральном аппарате МВД России, напротив, увеличились показатели удельного веса служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности, в 4 раза, уволенных - в 9,4 раза, возбужденных уголовных дел - в 3,1 раза (табл. 3). Результаты проверок в центральном аппарате МВД России также свидетельствуют об увеличении показателей обоснованности поступающих сообщений о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими органов внутренних дел. Также статистические данные показывают, что все чаще в качестве дисциплинарного наказания к сотрудникам органов внутренних дел применяется увольнение.

Между тем рост показателей зарегистрированных правонарушений коррупционной направленности не всегда свидетельствует о негативной криминальной ситуации в исследуемой сфере, он может являться результатом ужесточения борьбы с коррупцией, в том числе реализации профилак-

тических мероприятий, а также повышения эффективности реализуемых мер по противодействию коррупционным правонарушениям, что стало возможным в том числе и за счет улучшения кадрового потенциала подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений (рис. 6).

Положительно можно оценить и ежегодный рост количества уведомлений служащих органов внутренних дел о фактах обращений к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Наблюдаемая динамика свидетельствует о росте неприемлемости сотрудниками коррупционной формы поведения и готовности активно противодействовать коррупционным правонарушениям (табл. 4)

Между тем анализ уголовных дел и результаты отдельных криминологических исследований показывают, что наиболее общественно опасные коррупционные проявления, как-то: организованные формы коррупции, системы «откатов», взяточничество в крупных, особо крупных размерах, по-прежнему редко выявляются и остаются латентными.

Характеристика лиц, выявленных за совершение преступлений коррупционной направленности, по месту их работы свидетельствует, что в 2015 г. в сравнении с показателями 2013 и 2014 гг. наблюдается увеличение числа и удельного веса лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, проходивших службу в правоохранительных органах.

Таблица 3

Результаты проверок обращений о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими федеральных государственных органов

к; 5 и

О <

0

1 5

5 а ы

№ п/п Наименование позиции 2011 2012 2013 2014 2015

ЦА ТО ЦА ТО ЦА ТО ЦА ТО ЦА ТО

1 Количество поступивших сообщений о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими (сотрудниками, военнослужащими) 974 34 312 729 10 620 552 8 889 1 115 9 282 416 8 095

2 Количество рассмотренных сообщений о коррупционных правонарушениях служащих (сотрудников, военнослужащих) 938 24 531 718 9 918 520 8 469 1 098 8 666 410 7 650

3 Количество служащих (сотрудников, военнослужащих), привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения 388 14 071 13 2 218 18 2 015 86 2 136 127 1 469

4 Удельный вес служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности 41,4 57,4 1,8 22,4 3,5 23,8 7,8 24,6 31,0 19,2

5 Из них уволено 95 2 132 2 517 1 533 21 645 73 509

6 Удельный вес уволенных служащих от количества рассмотренных сообщений 10,1 8,7 0,3 5,2 0,2 6,3 1,9 7,4 17,8 6,7

7 Удельный вес уволенных служащих от количества привлеченных к дисциплинарной ответственности 24,5 15,2 15,4 23,3 5,6 26,5 24,4 30,2 57,5 34,6

8 Количество возбужденных уголовных дел 49 718 80 700 42 589 84 429 98 531

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Удельный вес возбужденных уголовных дел 5,2 2,9 11,1 7,1 8,1 7,0 7,7 5,0 23,9 6,9

Рис. 6. Штатная численность и укомплектованность подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Таблица 4

Результаты проверок обращений о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими федеральных государственных органов

№ п/п Наименование позиции 2011 2012 2013 2014 2015

ЦА ТО ЦА ТО ЦА ТО ЦА ТО ЦА ТО

1 Количество поступивших уведомлений служащих (сотрудников, военнослужащих) о фактах обращений в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений 0 654 44 1 023 23 2 513 45 3 951 54 5 049

2 Количество рассмотренных уведомлений служащих (сотрудников, военнослужащих) о фактах обращений к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений 0 649 44 1 019 23 2 507 45 3 931 54 5 045

3 По результатам рассмотрения направлено материалов в правоохранительные органы 0 500 17 940 12 2 070 45 3 376 54 4 421

4 Удельный вес материалов, направленных в правоохранительные органы 77,0 38,6 92,2 52,2 82,6 100,0 85,9 100,0 87,6

5 Возбуждено уголовных дел 0 443 17 682 22 1 516 33 2 511 39 3 225

6 Удельный вес возбужденных уголовных дел от количества рассмотренных уведомлений 68,3 38,6 66,9 95,7 60,5 73,3 63,9 72,2 63,9

7 Удельный вес возбужденных уголовных дел от количества материалов, направленных в правоохранительные органы 88,6 100,0 72,6 183,3 73,2 73,3 74,4 72,2 72,9

8 Привлечено к уголовной ответственности лиц 0 294 3 426 13 911 19 1 838 44 2 233

Значительным остается число сотрудников органов внутренних дел, совершивших противоправные деяния коррупционной направленности. Более того, отмечается тенденция роста их числа среди лиц, выявленных за совершение преступлений коррупционной направленности. Они составляют наибольшую долю среди выявленных лиц, проходивших службу в иных правоохранительных органах (рис. 7). Однако абсолютные статистические показатели искажают параметры криминальной пораженности органов внутренних дел, поскольку не учитывают того, что органы внутренних дел, согласно показателям штатной численности, установленным указами Президента РФ, относятся к наиболее многочисленной правоохранительной службе. Количество сотрудников ОВД превышает, например, органы прокуратуры, следственные органы СК России в несколько раз. Следовательно, в целях получения объективной криминальной картины следовало бы оперировать значениями коэффициента криминальной активности сотрудников правоохранительных органов, достоверное определение которых ввиду отсутствия требуемой статистиче-

ской информации в настоящий момент не представляется возможным.

Отметим, что согласно данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» в 2015 г. число всех сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности, составило примерно 0,1% от их общей штатной численности.

В 2015 г. общее число выявленных сотрудников органов внутренних дел за совершение преступлений коррупционной направленности возросло по сравнению с 2014 г. на 24,3% и составило 916. При этом каждый второй выявленный сотрудник привлекался к уголовной ответственности за взяточничество, 200 сотрудников ОВД, т. е. 21,8% от всех выявленных сотрудников, - за мошенничество (+ 69,5% к 2014 г.), 57 (+ 1,8% к 2014 г.) - за злоупотребление должностными полномочиями, 65 (+ 18,2% к 2014 г.) - за превышение должностных полномочий. Данные негативные тенденции криминализации полицейской среды можно объяснить влиянием совокупности как объективных, так и субъективных факторов.

Рис. 7. Структура выявленных лиц - сотрудников правоохранительных органов за совершение преступлений коррупционной направленности в 2015 г.

Что касается размера взятки, то согласно результатам анализа уголовных дел в 38% случаев он составлял от 3 тыс. до 10 тыс. руб., в 29,8% -свыше 20 тыс. руб., в 9,9% - от 1 501 до 3 тыс. руб., в 5% случаев - от 501 до 1 500 руб. и от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Результаты исследований свидетельствуют, что размеры взяток, полученных сотрудниками органов внутренних дел, привлеченными к уголовной ответственности, позволяют отнести коррупцию в ОВД к низовой, поскольку ее объемы несопоставимы с показателями коррупционного рынка деловой коррупции, где средний размер взятки равен средней по России стоимости одного квадратного метра на первичном рынке жилья [7].

Выбор места совершения преступлений коррупционной направленности предопределялся совокупностью обстоятельств, в том числе связанных с необходимостью маскировки преступной деятельности и обеспечением личной безопасности, возможностью визуально выявить сотрудников правоохранительных органов и скрыться с места совершения преступления, а также видом преступления и личностью виновного лица. Результаты изучения приговоров свидетельствуют, что в 33,1% случаев преступления совершались сотрудниками ОВД на иной территории, не относящейся ни к служебному

помещению, ни к служебному автотранспорту, в 32,2% - в служебном помещении, изолированном от посторонних, в 19,0% - в служебном автотранспорте, в 8,3% - в личном транспортном средстве, в 7,4% - на территории, прилегающей к служебному зданию.

Наиболее распространенное время проявления максимальной «коррупционной активности» -это рабочее время с 12.00 до 18.00 часов (47,1%) и вечернее - с 18.00 до 00.00 часов (28,9%). Реже преступления совершались в утренние часы - с 06.00 до 12.00 часов (18,2%) и ночное время - с до 06.00 часов (5%).

Таким образом, несмотря на существенное снижение с 2012 г. количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, число данных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, напротив, ежегодно увеличивается, что является не только следствием криминальной пораженности органов внутренних дел, но и результатом эффективной деятельности по профилактике и противодействию коррупции в органах внутренних дел. Между тем анализ уголовных дел позволяет заключить, что общественно опасные коррупционные проявления, как-то: организованные формы коррупции, системы «откатов», взяточничество в крупных, особо крупных размерах, по-прежнему редко вы-

являются и остаются высоколатентными. В связи с этим отмечается недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений коррупционной направленности, усилия правоохранительных органов сосредоточены в основном на выявлении «низовой» коррупции. Следовательно, латентная составляющая коррупционных правонарушений по-прежнему достаточно высока и требует адекватного реагирования.

Список использованной литературы

1. Багмет, А. М. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование) [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Багмет Анатолий Михайлович. - М., 2014.

2. Занина, Т. М. К вопросу о коррупции в органах внутренних дел [Текст] / Т. М. Занина, Е. В. Позднякова // Общество и право. - 2009. - № 3.

3. Максимов, С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы [Текст] / С. Максимов // Уголовное право. - 1999. - № 2.

4. Мирошниченко, Д. В. Коррупция и уголовно-правовое воздействие [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Мирошниченко Даниил Викторович. - Саратов, 2009.

5. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности [Текст] : [указание Генпрокуратуры России № 797/11, МВД России № 2 от 13 дек. 2016 г.]. (Документ опубликован не был).

6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ] [ред. от 3 июля 2016 г.]. - Режим доступа : http : // www.pravo.gov.ru

7. О противодействии коррупции [Текст] : [Федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1), ст. 6228.

8. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности [Текст] / под ред. С. М. Иншакова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2013.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25, ст. 2954.

10. Фадеев, А. В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран : криминологическое исследование [Текст] : монография / А. В. Фадеев. - М., 2013.

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.