юридические науки
наука без границ • № 10 (15) • 2017
УДК 343.341.1 ББК 67.308
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПРИЧИННАЯ СОВОКУПНОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОПРЯЖЕННЫХ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ЭКСТРЕМИЗМОМ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ РФ
Дадаева Макка Сапарбековна, старший преподаватель, Чеченский государственный университет, Грозный, Чеченская Республика
В статье представлено исследование криминологической оценки правонарушений, сопряженных с политическим экстремизмом в Северокавказском регионе РФ; выполнено исследование количественных и качественных проявлений экстремисткой деятельности в ее противозаконных формах.
Ключевые слова: экстремизм; политический экстремизм; экстремистская деятельность.
CRIMINOLOGICAL ASSESSMENT AND CAUSAL SET OF OFFENSES
RELATED TO POLITICAL EXTREMISM IN THE NORTH CAUCASUS REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Dadaeva Makka Saparbekovna, senior lecturer, The Chechen State University, Grozny, Chechen Republic
The article presents a study of the criminological evaluation of offenses associated with political extremism in the North Caucasus region of the Russian Federation; The study of quantitative and qualitative manifestations of extremist activity in its unlawful forms. Keywords: extremism; political extremism; extremist activities.
Для цитирования: Дадаева М. С. Криминологическая оценка и причинная совокупность правонарушений, сопряженных с политическим экстремизмом в Северокавказском регионе РФ // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 97-100.
Выполняя сопоставительный анализ динамики и закономерностей проявлений противозаконных типов экстремизма в РФ и на Северном Кавказе, стоит отдельно подчеркнуть тот факт, что элементарное сопоставление статистических характеристик способно послужить причиной ошибочного заключения о том, что экстремизм чаще встречается не на Северном Кавказе, а в остальных российских регионах. При этом в изучаемом регионе экстремизм в основном выражается в терактах и иных террористических действиях и правонарушениях, подрывающих безопасность общества, направленных против правитель-
ства и существующего конституционного порядка.
В работе российских правоохранителей стали преобладать преступления, описанные в статье 282 Уголовного Кодекса. Удельный вес правонарушений, описанных данной статьей, среди общего количества правонарушений исследуемого типа (правонарушений экстремистской ориентации) за период с 2011 по 2017 гг. превысил показатель в 60 %. Суммирование всех правонарушений против должностных лиц, совершаемых вооруженными группировками на Северном Кавказе, дает возможность получить информацию, демон-
наука без границ • № 10 (15) • 2017
юридические науки
стрирующую тот факт, что экстремизм в этом регионе и с качественной, и с количественной точки зрения сильно отличается от остальных регионов РФ. Сбору и беспристрастному изучению статистической информации о совершении и расследовании правонарушений рассматриваемого типа мешают погрешности системы накопления и обмена данными между разными госорганами [1, с. 47]. Этот недостаток обуславливается отсутствием общей формы статистических отчетов, предназначенных для изучаемой группы правонарушений, и критериев их различения с иными деяниями.
Руководствуясь статистическими данными, итогами выполненных социологических исследований, суждениями государственных и общественных деятелей РФ, а также прежде выполненными научными исследованиями, можно обнаружить причинный комплекс экстремизма с политической мотивацией. Нами замечается, что на процедуру создания данного комплекса впрямую воздействуют такие взаимосвязанные друг с другом факторы, как большое количество безработных, слаборазвитая социальная инфраструктура территории, клановость, межэтнические столкновения и территориальные споры, многонациональность и поликонфессио-нальность населения страны [2, с. 145].
К специфическим детерминантам, формирующим обстоятельства, подходящие для распространения политического экстремизма, можно отнести: скученное проживание на довольно маленькой территории разных народностей, обладающих несовместимым мировоззрением, культурой, обычаями и жизненным укладом. Именно это является причиной того, что Северокавказский регион обладает богатой историей межэтнических столкновений, что влияет на менталитет и политические взгляды местных народностей.
Причина политического экстремизма
порождается разнородной религиозной структурой населения, в котором христиане соседствуют с мусульманами, иудеями и язычниками. При этом специально выделяется, что многоконфессиональная структура населения не всегда сопровождается повышенной частотой конфликтов. Однако в случае, если в многонациональном социуме в течение долгого периода не исчезают признаки социально-экономического и политического неравенства, остается огромное число традиционных институтов, а кроме того, предопределенное историей обоюдное недоверие между разными этносами, в таком случае можно утверждать о наличии этнополитической стратификации, формирующей фундамент для созревания политически обоснованного острого конфликта [3, с. 56]. Отсюда следует, что экстремизм в Северокавказском регионе является проявлением желания верхушек некоторых народностей поменять в интересах собственной этнической группы сформировавшуюся либо только складывающуюся народную стратификацию как одну из форм общественно-политического неравенства.
Многоаспектный, комплексный характер предотвращения правонарушений, сопряженных с экстремизмом, более наглядно выражается на общественном уровне и подразумевает улучшение ситуации в местной экономике, области соцобеспе-чения, образования и культуры. Криминологическое предотвращение незаконных проявлений экстремизма является работой специализированных правительственных и неправительственных органов, а кроме того, их официальных представителей, направленной на то, чтобы выявить и устранить детерминанты правонарушений, и проводится на уровне всего государства, отдельного региона либо индивида.
В последнее время общегосударственному уровню предотвращения правонарушений на почве ненависти стало уделяться
юридические науки
наука без границ • № 10 (15) • 2017
больше внимания. Национальная политика нацелена на непрерывное и публичное рассмотрение проблем межэтнического и межрелигиозного единства, развитие этнических культур. Был сформирован особый госорган по межэтническим отношениям для координации национальной политики в РФ. Местные органы в первую очередь нужны для предотвращения и противодействия криминализации общества.
Для предотвращения экстремизма на Северном Кавказе было предложено коренным образом поменять имеющийся там общинный механизм выбора и расстановки сотрудников на официальные правительственные должности в госорганах и муниципалитетах. Подобный механизм провоцирует возмущение жителей, дискредитирует правительство, ведет к разрастанию коррупции, а патриархальность местной жизни замедляет развитие социума. В статье приводится комплекс мероприятий по устранению иных детерминант регионального экстремизма, при этом особенный упор делается на религии.
Правовая база предотвращения экстремизма предназначена для обеспечения скоординированной антиэкстремистской работы, как правоохранителей, так и местных госорганов, социальных и религиозных организаций (принимая во внимание многочисленность (свыше 800) законов, обусловливающих неоднозначность принципов предотвращения экстремизма). В исследовательских целях все методы законного противодействия экстремизму были разделены на отдельные категории. К первой категории относятся правовые и административные способы профилактики экстремизма и сопутствующих ему правонарушений, ко второй - правовые и административные способы предотвращения подобных правонарушений, а к третьей - методы привлечения к ответственности.
Изучая практические случаи прокурор-
ского реагирования на экстремизм, можно заметить, что прокуроры уделяют повышенное внимание предупреждениям и представлениям.
На Северном Кавказе очень эффективен такой метод предупредительного влияния, как призыв со стороны правоохранителей к индивидам, участвовавшим либо участвующим в деятельности бандформирований, к добровольному уходу из криминальной сферы. Субъекты предупреждения правонарушений в данном регионе осуществляют разъяснительную работу, в процессе которой освещаются не только наказания в рамках УК, но и поощрения. К примеру, привлечение к профилактическим мероприятиям членов семьи, старейшин и священнослужителей дало возможность Ингушетии значительно уменьшить, а Чечне полностью ликвидировать эпизоды ухода представителей молодого поколения в бандформирования. Разъяснительная деятельность с индивидами, втянутыми в криминальную сферу, и их родными, объяснение им сути статей 31 и 75, а также пункта «и» части 1 статьи 61 российского Уголовного Кодекса, а кроме того, примечаний статей Особой части УК, дала возможность возвратить множество людей в социум.
Изучение профилактических возможностей уголовного законодательства подталкивает к заключению о нецелесообразности использования статьи 66 «Назначение наказания за неоконченное преступление» применительно к обвиняемым, готовившим либо посягавшим на правонарушение террористического типа с экстремистской мотивацией. Мы предлагаем расширить данную статью частью 3.1 нижеследующего содержания:
«3.1. Положения ч. 2 и ч. 3 данной статьи не используются при присутствии в совершенном преступлении отягчающего обстоятельства, указанного в п. «е» статьи 63 Уголовного Кодекса».
наука без границ • № 10 (15) • 2017
юридические науки
Обосновывается утверждение о том, что при установлении диапазона правонарушений, в которых наличествует экстремистская компонента, следует принимать во внимание то, что все признаки экстремизма исходят из 2-х мотиваций - ненависти и вражды, считающихся ключевым субъективным признаком криминальных проявлений политического экстремизма. Объективные признаки подобных правонарушений описывают объект престу-
пления, а кроме того жертву, владеющую определенной половой, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежностью и социальным статусом. Следовательно, профилактическая функция статьи 30 состоит в оценивании совершенного как подготовки к правонарушению на почве ненависти либо вражды, посягательства на преступление с подобной мотивацией и прекращения деяния до его завершения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кагерманов А. С. С., Бидова Б. Б. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX - начала ХХ вв. // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 2 (39). С. 45-48.
2. Бидова Б. Б. Проблема противодействия политическому экстремизму на северном Кавказе: анализ и пути решения // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. Спецвыпуск. С. 145-147.
3. Бидова Б. Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления // В сборнике: Государство и право: теория и практика. Материалы II Международной научной конференции. 2013. С. 55-59.
REFERENCES
1. Kagermanov A. S. S., Bidova B. B. Ideologicheskie napravleniia rossiiskogo ekstremizma kontsa XIX - nachala KhKh vv. [The ideological direction of the Russian extremism of the late XIX -early XX centuries]. Nauchno-informatsionnyi zhurnal Armiia i obshchestvo, 2014, no. 2 (39), pp. 45-48.
2. Bidova B. B. Problema protivodeistviia politicheskomu ekstremizmu na severnom Kavkaze: analiz i puti resheniia [Problem counter political extremism in the North Caucasus: analysis and solutions]. Mezhdunarodnoe nauchnoe izdanie Sovremennye fundamental'nye i prikladnye issledovaniia, 2014, no. special issue, pp. 145-147.
3. Bidova B. B. Sotsial'no-ekonomicheskie i politicheskie prichiny religioznogo ekstremizma. Religiozno-politicheskii ekstremizm i puti ego preodoleniia [Socio-economic and political causes of religious extremism. Religious-political extremism and ways to overcome it]. Gosudarstvo i pravo: teoriia ipraktika, 2013, pp. 55-59.
Материал поступил в редакцию 09.10.2017 © Дадаева М. С., 2017