Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКЛОНЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРИ ОПАСНОМ И ОСОБО ОПАСНОМ РЕЦИДИВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКЛОНЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРИ ОПАСНОМ И ОСОБО ОПАСНОМ РЕЦИДИВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛОНЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Знобищева Анастасия Сергеевна

В статье поднят вопрос о понятии уклонения от административного надзора, рассматривается правовая природа деяния, дается криминологическая характеристика уклонения от административного надзора лиц, совершивших преступление при опасном и особо опасном рецидиве преступлений. В работе также выявлена причинная обусловленность необходимости применения ограничений, установленных судом, в рамках института административного надзора. Анализируются статистические данные, рассматриваются факторы, способствующие уклонению от административного надзора, а также меры борьбы с преступностью в сфере уклонения от административного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Знобищева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF EVASION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION BY PERPETRATORS OF DANGEROUS AND ESPECIALLY DANGEROUS RECIDIVISM

The article raises the question of the concept of evasion from administrative supervision, considers the legal nature of the act, gives criminological characteristics of evasion from administrative supervision of persons who have committed a crime with dangerous and especially dangerous recidivism of crimes. The paper also reveals the causality of the need to apply restrictions imposed by the court within the institute of administrative supervision. Analyzes statistical data, considers the factors contributing to the evasion of administrative supervision, as well as measures to combat crime in the field of evasion from administrative supervision.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКЛОНЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРИ ОПАСНОМ И ОСОБО ОПАСНОМ РЕЦИДИВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УДК 343.97

DOI 10.23672/12033-3231 -4930-j

Знобищева Анастасия Сергеевна

адъюнкт кафедры криминологии, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя lyjnova667687@mail.ru

Anastasiya S. Znobishcheva

Postgraduate Student of the Department of Criminology, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot lyjnova667687@mail.ru

Криминологическая

характеристика уклонения

от административного надзора

лиц, совершивших преступление при опасном и особо опасном рецидиве преступлений

Criminological characteristics

of evasion of administrative supervision by perpetrators of dangerous and especially dangerous recidivism

Аннотация. В статье поднят вопрос о понятии уклонения от административного надзора, рассматривается правовая природа деяния, дается криминологическая характеристика уклонения от административного надзора лиц, совершивших преступление при опасном и особо опасном рецидиве преступлений. В работе также выявлена причинная обусловленность необходимости применения ограничений, установленных судом, в рамках института административного надзора. Анализируются статистические данные, рассматриваются факторы, способствующие уклонению от административного надзора, а также меры борьбы с преступностью в сфере уклонения от административного надзора.

Ключевые слова: уклонение от административного надзора, преступление, криминологическая характеристика, предупреждение.

Annotation. The article raises the question of the concept of evasion from administrative supervision, considers the legal nature of the act, gives criminological characteristics of evasion from administrative supervision of persons who have committed a crime with dangerous and especially dangerous recidivism of crimes. The paper also reveals the causality of the need to apply restrictions imposed by the court within the institute of administrative supervision. Analyzes statistical data, considers the factors contributing to the evasion of administrative supervision, as well as measures to combat crime in the field of evasion from administrative supervision.

Keywords: evasion from administrative supervision, crime, criminological characteristic, prevention.

Борьба с преступностью в целях защиты общества и государства всегда оставалась и остается приоритетной задачей для государства и правоохранительных органов. Не теряет своей актуальности и применение мер, способствующих снижению преступности среди лиц, ранее совершавших преступления, что вполне оправдано, так как данные статистики за 2020 год распределились следующим образом: из всех совершенных преступлений (а именно 1890,6 тыс.) больше половины (59,6 % или 1126,8 тыс.) [3] совершены лицами, ранее совершавшими преступления. Министр внутренних дел на заседании коллегии МВД в 2020 году отметил, что на устранение факторов повторного совершения преступлений направлены мероприятия региональных программ профилактики в части социальной адаптации ранее судимых граждан [1]. Такой подход к работе с ранее судимыми лицами, безусловно, закладывает позитивные тенденции в сферу предупреждения повторного совершения преступлений, однако количественные показатели демонстрируют актуальность данной проблемы и

требуют повышения эффективности мероприятий, направленных на предупреждение преступлений среди лиц, повторно их совершающих. Среди повторно совершающих преступления, одной из самых сложных, деморализованных и устойчивых групп являются лица, которые совершили преступление при опасном и особо опасном рецидиве преступлений. Следует отметить, что такая категория преступников представляет наибольшую общественную опасность, несмотря на меры, применяемые к лицу в процессе исправления осужденного. Общественная опасность, в данном случае, заключается в характере, степени тяжести совершенных преступлений, личным извращённым пониманием законодательной системы, особыми девиантными чертами поведения, заимствованными из мест лишения свободы. Стоит отметить, что доля рецидивной преступности среди всех совершенных преступлений чрезвычайно высока, что обязывает правоохранительные органы обратить пристальное внимание на данный фактор. Для реализации политики предупреждения преступлений среди лиц, ранее

совершавших преступления, законодатель разработал ряд мер, направленных на ресоциализа-цию этой категории граждан. Одной из таких мер является разработка организация и осуществление федеральных и региональных программ ре-социализации. К сожалению, данные программы не реализуют в полной мере свой потенциал. Это может быть связано с множеством факторов: недостаточность финансовой поддержки, большое количество освободившихся лиц, отсутствие доступных рабочих мест и др. Отсутствие работы, средств к существованию, сложности в социализации побуждают освободившихся к вынужденному совершению преступлений. Вторая категория мер ориентирована на оказание помощи в социальной адаптации освободившегося из мест лишения свободы лица, а также осуществляет контрольно-надзорную функцию. Последняя функция занимает одну из основополагающих мест в системе реабилитации осужденного. Обеспечение надзора за освободившимися из мест лишения свободы снижает риск повторного совершения преступлений. Такая категория мер осуществляется институтом административного надзора. Согласно Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы» [5] лица, совершившие преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений, подпадают под категорию, в отношении которых устанавливается административный надзор. Рассмотрим подробнее основополагающий термин.

Административный надзор представляет собой осуществление органами внутренних дел несоблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также, за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом [5]. Такой подход к определению изложен в вышеупомянутом Федеральном законе, однако, с позиции криминологического исследования, данный институт представляет собой определенный комплекс мер, направленных на предупреждение преступности в отношении к более подверженной к совершению преступных действий лиц.

Исходя из положений Федерального закона от 06.04.11г. № 64-ФЗ, категория лиц, совершивших преступление при опасном и особо опасном рецидиве преступлений, подлежит административному надзору для предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов [5].

Лица, совершившие преступление при опасном и особо опасном рецидиве преступлений, и в отношении которых установлен административный надзор, обязаны соблюдать определенные ограничения, установленные судом, и, соответственно, в случае уклонения от административного надзора или неоднократного несоблюдения установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений,

они подлежат уголовной ответственности по статье 314.1 УК РФ [4].

Исходя из вышесказанного, отметим, что на поднадзорное лицо судом налагаются определенные обязательства, при нарушении которых он подлежит уголовной ответственности. Важно понимать, что ограничения для такой категории граждан на период освобождения из мест лишения свободы, что подразумевает под собой процесс ресоциали-зации и адаптации к новым жизненным условиям необходимы по ряду следующих причин:

Личность лица, совершившего преступление повторно. Для рецидивистов характерен эгоизм, неуважение к обществу, социальная безответственность, ненависть к правоохранительным органам [2, с. 84]. Находясь под административным надзором, такие лица демонстрируют негативное отношение к правоохранительным органам через несоблюдение наложенных судом ограничений, отказываются идти на контакт с инспектором административного надзора или участковым уполномоченным полиции, не принимают или же чрезмерно пользуются помощью от сотрудников правоохранительных органов. Такое отношение к своему статусу лица, находящегося под административным надзором, способствует уклонению от административного надзора.

Негативное настроение группы лиц, совершивших преступление при опасном и особо опасном рецидиве, по отношению к сотрудникам, совершенствование способов уклонения от административного надзора, излишняя бюрократизация и нехватка кадров оказывает давление на институт административного надзора. Часто такое давление на сотрудника, ответственного за поднадзорных лиц, вызывает отток кадров, в связи с чем, теряется высокий уровень квалификации среди сотрудников полиции. В результате, снижается уровень контроля за поднадзорными и увеличивается количество преступлений, предусмотренных ст. 314.1 УК РФ. Такие детерминанты способствуют росту преступности в сфере уклонения от административного надзора.

Латентность нарушений установленных ограничений. Такое явление имеет место в современных реалиях. Недостаточное выполнение контрольно-надзорной функции, формальность проведения проверок поднадзорных лиц, малоэффективное осуществление контроля местонахождения поднадзорного лица позволяет им нарушать установленные судом ограничения безнаказанно. Если, в случаях своевременного обнаружения нарушений, поднадзорное лицо подлежало бы привлечению к ответственности, то, в рамках латентного характера установленных ограничений, лицо ощущает безнаказанность и продолжает игнорировать установленные ему судом ограничения. Особенно часто так поступают лица с аморальными жизненными позициями, привыкшими к жизни в местах лишения свободы, а именно повторно совершающие преступления.

Таким образом, повышение уровня квалификации сотрудников в сфере административного надзора, снижение латентности нарушения

установленных судом ограничений и индивидуальная работа с лицами, совершившими преступление при опасном и особо опасном рецидиве преступлений положительно отразится на предупреждении преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ.

В заключении хотелось бы отметить, что проблема борьбы с преступностью в сфере уклонения от административного надзора актуальна и

Литература:

1. Заседание коллегии МВД России за 2020 год. иЯ1- : http://www.kremlin.ru/events/president/trans cripts/62860 (дата обращения 14.05.2022).

2. Попов Г.Г. Криминологическая характеристика рецидивной преступности и ее предупреждение / Г.Г. Попов, М.Ю. Прокопенко // Вестник магистратуры. 2016. № 12-3. C. 84-85.

3. Состояние преступности // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL : https://мвд.рф/reports/item/27566319 (дата обращения 14.05.2022).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 28.01.22) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

5. Федеральный закон от 06.06.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (ред. от 01.10.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 15. Ст. 2037.

требует детальной практической и теоретической доработки в отношении одной из самых опасных категорий лиц - лиц, совершивших преступление при опасном и особо опасном рецидиве преступлен и й. Вышеупомянутые категории граждан представляют собой одну из самых сложных, деморализованных и асоциальных категорий преступников. Для поиска должного и эффективного подхода к ним необходимо всесторонне исследовать данную проблему.

Literature:

1. Meeting of the Collegium of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2020. URL : http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/62860 (date of appeal 14.05.2022).

2. Popov G.G. Criminological characteristics of recidivism and its prevention / G.G. Popov, M.Y. Pro-kopenko // Bulletin of the Master's degree. 2016. № 12-3. P. 84-85.

3. State of crime // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL : https://мвд.рф/reports/ item/27566319 (date of appeal 14.05.2022).

4. Criminal Code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (ed. from 28.01.22) // Sobranie zakonodatelstva RF. 17.06.1996. № 25. Art. 2954.

5. Federal Law of 06.06.2011 № 64-FZ «On administrative supervision over persons released from places of incarceration» (ed. from 01.10.2019) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. № 15. Art. 2037.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.