Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика преступности трудовых мигрантов'

Криминологическая характеристика преступности трудовых мигрантов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1018
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MIGRATION / LABOR MIGRANTS / CRIMES OF LABOR MIGRANTS / EXTREMISM / EXTREMIST ORIENTATION / MIGRATORY PROCESSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черепашкин А.С.

В статье проанализированы процессы, связанные с преступностью трудовых мигрантов, криминологическая характеристика преступности трудовых мигрантов, преступления экстремистской направленности в условиях миграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological characteristics crime migrants

In article the processes connected with crime of labor migrants, the criminological characteristic of crime of labor migrants, crimes of an extremist orientation in the conditions of migratory processes are analyzed.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика преступности трудовых мигрантов»

V-

УДК 343.918.2+343.2

Виктимология 4(6) / 2015, стр. 15-18

Черепашкин А. С.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

В статье проанализированы процессы, связанные с преступностью трудовых мигрантов, криминологическая характеристика преступности трудовых мигрантов, преступления экстремистской направленности в условиях миграционных процессов.

Ключевые слова: миграция, трудовые мигранты, преступления трудовых мигрантов, экстремизм, экстремистская направленность, миграционные процессы.

В последние годы наблюдается устойчивый рост внимания специалистов различных отраслей науки к проблеме миграции, в том числе предупреждения преступлений со стороны мигрантов.

Рост числа мигрантов, прибывших в нашу страну, сопровождается увеличением числа совершаемых ими на территории России противоправных деяний. Анализ статистических данных, характеризующих преступность мигрантов, отражает новую волну миграционной преступности с 2013 года.

Рост преступлений данного вида нельзя назвать устойчивым, т. к. значительный рост миграционной преступности в период с 1991 по 2005 г. сменялся относительным спадом в период с 2009 по 2012 год. Однако 2013 год уже ознаменован новым ростом миграционной преступности. Так, в 1991 г. количественный показатель преступлений мигрантов составлял 308 преступлений в год, в 1995 г. уже 32 258 преступлений; в 2009 году этот показатель составил 57 975 преступлений, в 2012 году снизился до 42 650 преступных деяний. Однако анализ аналогичных периодов с января по ноябрь 2012 и 2013 годов доказывает увеличение преступности указанного вида на 10% [4. С. 120].

Доля преступлений трудовых мигрантов в общей структуре преступности

в стране представляет собой в 1991-1995 гг. 0.6 %, а в 1997-2004 гг. данный показатель вырос в три раза и составил 1.8%, в 2012 году до 3,4%. По данным на 2014 год составляет 3,8% от совершенных в стране преступлений. Нужно отметить, что это средний показатель по России, где максимальное значение в 20 раз больше минимального [4. С. 121].

Относительно невысокий удельный вес рассматриваемых преступлений в общем числе совершенных преступлений в России, их динамика и интенсивность начинают носить все более угрожающий характер.

Только за 11 месяцев 2014 года среди 11 039 622 иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, 2 349 863 человек были привлечены к административной ответственности (составлено протоколов), на 5 937 331 были наложены административные штрафы.

В общем массиве незаконной миграции можно выделить несколько устойчивых групп: бывшие студенты стран Азии и Африки, граждане Китая, Вьетнама, Кореи, Афганистана, у которых истек срок пребывания, но они отказываются вернуться на родину.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что динамика, региональная распространенность и интенсив-

ность преступности трудовых мигрантов в России приобретают угрожающий характер. Неблагоприятные изменения количественных показателей данной преступности сопровождаются опасной качественной трансформацией [1].

Изучая процессы, связанные с преступностью трудовых мигрантов, нельзя обойти вниманием вопросы, связанные с характеристикой личности данных преступников, их рассмотрение позволит глубже понять обнаруженные закономерности, наметив пути предупреждения указанных преступлений.

Необходимо рассмотреть характеристику личности преступника — трудового мигранта по полу, возрасту, образованию, роду занятий, семейному положению и т. д., чтобы иметь представление о типичных чертах преступников рассматриваемой категории. «Наряду с общими чертами, характерными для правонарушителей вообще, — отмечает Б. С. Волков, — можно говорить о признаках, характерных для определения групп преступников, например, о чертах личности хулигана, грабителя, спекулянта и т. д. Только при этом условии понятие личности преступника приобретает конкретный смысл и практическую значимость» [2].

Говоря о личности в целом, необходимо отметить, что личностные свойства человека проявляются в процессе его социализации. Личность — деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Сказанное может служить первой предпосылкой, позволяющей оценить высокую актуальность исследований вопросов организации предупреждения преступности трудовых мигрантов и иных правонарушений в нашей стране.

Рассмотрение проблемы личностных особенностей преступников — трудовых мигрантов требуется и при ориентировании правоприменительной практики. Ранее проведенные исследования дают основание утверждать, что без учета психологического аспекта проблемы очень сложно в дальнейшем прогнозировать возможные тенденции соответствующих видов преступности, разрабатывать опережающие меры профилактики, обеспечивать достаточную справедливость уголовно-правовых мер воз-

действия их личности и поведения в нетрадиционных для них условиях жизни и деятельности. Для многих из рассматриваемой категории лиц преступников с психологической точки зрения условия пребывания в России можно охарактеризовать как экстремальные в силу ряда объективных причин.

Ситуация складывается в большинстве случаев таким образом, что качественное различие среды жизнедеятельности по сравнению с привычной для трудовых мигрантов в стране, откуда они прибывают, оказывает существенное влияние на личность и поведение. В частности, трудовые мигранты сталкиваются с непригодностью ряда привычных для них ценностных ориентаций, стереотипов поведения и необходимостью существенной психологической переориентации, зачастую трудовые мигранты сталкиваются с проблемой несовпадения некоторых правовых требований страны, откуда они прибыли, и страны, в которой они находятся в данной момент, несовпадением функциональных характеристик и роли в обществе некоторых органов, осуществляющих контрольную и правоохранительную деятельность. Как правило, большинство из прибывших в Россию трудовых мигрантов имеют недостаточные представления о деловом и бытовом укладе страны пребывания.

В связи с вышесказанным необходимо отметить, что благодаря прочности ранее усвоенных стереотипов бытового и делового поведения иностранные граждане и лица без гражданства переносят эти стереотипы на конкретные ситуации в стране пребывания. Опасность эта возникает после прибытия на территорию Российской Федерации в связи со своеобразным психическим состоянием трудовых мигрантов. С одной стороны — страхи и неуверенность, связанные, в частности, с языковыми барьерами, утратой привычных партнеров по общению, непривычностью атмосферы взаимодействия с различными службами и учреждениями. Эти страхи и неуверенность в себе подогреваются также слухами и неточной информацией, черпаемыми из бесед с соотечественниками, ранее прибывшими в нашу страну, из материалов прессы, телевидения своей страны. Но, с другой стороны, на поведение трудовых мигрантов влияет ощущение освобож-

16

ВИКТИМОЛОГИЯ № 4(6) / 2015

денности от неформального социального контроля в их постоянной жизненной среде. В соединении с реакцией на характерное для наших граждан недоверие по отношению к трудовым мигрантам это также усиливает негативную реакцию рассматриваемой категории лиц.

Традиционно считается, что одним из важных криминологических признаков, характеризующих личность преступника, является возраст [3].

В ходе проведенных исследований выяснилось, что наиболее активной из числа трудовых мигрантов является возрастная группа 31-35 лет, на долю которой в структуре преступности трудовых мигрантов приходится 28,9%. При этом не менее криминогенной является возрастная группа 25-30 лет, которой совершено 24,7% указанных преступлений. Третьей по криминогенности является возрастная группа 36-40 лет, на долю которой приходится совершение 22,9% преступлений. Исследование возрастных характеристик личности преступника показало, что при планировании деятельности по предупреждению преступлений среди трудовых мигрантов следует обратить особое внимание на возрастную группу 25-40 лет.

Преобладание среди совершивших преступления лиц зрелого среднего возраста можно объяснить отчасти тем, что возрастные границы 25-40 лет охватывают наиболее активную и мобильную в социальном плане часть трудовых мигрантов. Исследование уголовных дел показало, что период высокой социальной ак-

тивности связан с активным поиском материальных средств, конфликтов личности со средой, обществом, как правило, государственными структурами, и пр. Поэтому на рассматриваемую возрастную группу выпадает большое число совершенных преступлений.

Углубленное изучение личностных особенностей преступников - трудовых мигрантов, как одного из основных факторов, влияющих на совершение преступлений, позволит вскрывать закономерности их преступного поведения, детерминации преступности, так как подавляющее большинство трудовых мигрантов, прибывающих не только в нашу страну, но и в целом в наиболее развитые страны международного сообщества, воспитаны в исламской религиозной традиции, что обусловливает предрасположенность этой группы мигрантов к совершению преступлений, в том числе экстремистской направленности. Являясь естественными носителями ислама и закономерно вступая в противоречия с культурно-историческими и религиозными традициями стран, в которые они прибывают, «мигранты-исламисты» стремятся изменить существующий порядок в соответствии с их религиозно-нравственным восприятием и наиболее приемлемыми, по их мнению, средствами, что в контексте светского государства однозначно понимается как преступления, посягающие на общественную безопасность государства, в которое они прибывают, и носящие выраженный экстремистский характер.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Черепашкин А. С. Преступления экстремистской направленности в условиях миграционных процессов : Наука ЮУрГУ - Сб. мат. 67-й научной конференции. - 2015. -С. 1668-1673.

2. Личность преступника как предмет уголовно-правового и криминологического исследования / под ред. Б. С. Волкова. - К.: 1972.

3. Криминология : Учебник для вузов / под ред. А. И. Долговой. - М. : НОРМА, 2001.

4. Черепашкин А.С. Миграционные процессы и преступность: криминологический аспект // Правопорядок: история, теория, практика. - 2014. - № 1. - С. 120-122.

Черепашкин Алексей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Правовые дисциплины», ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), филиал в г. Озерске E-mail: och97@mail.ru

Cherepashkin A. S.

CRIMINOLOGICAL

CHARACTERISTICSCRIME

MIGRANTS

In article the processes connected with crime of labor migrants, the criminological characteristic of crime of labor migrants, crimes of an extremist orientation in the conditions of migratory processes are analyzed.

Keywords: migration, labor migrants, crimes of labor migrants, extremism, extremist orientation, migratory processes.

Cherepashkin Alexey, Candidate of Law Sciences, Associate Professor of Department of Legal Disciplines, South Ural state university (NRU) branch in Ozyorsk E-mail: och97@mail.ru

18

BI/IKTI/IMOflOn/lfl № 4(6) / 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.