7. Особенности документирования фактов получения взятки // URL: http://www.superinf.ru/ view_helpstud.php?id=380.
8. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144 - ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-разыскной деятельности // Российская газета. - 1995. - № 160. - 18 авг.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174 - ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Российская газета. - 2001. - № 249. - 22 дек.
Куликов Александр Викторович, доктор юридических наук, профессор, председатель Уставного суда Калининградской области, заслуженный юрист РФ, e-mail: [email protected]
Куликов Никита Александрович, соискатель юридического института Балтийского федерального университета имени И. Канта.
Kulikov Alexander Victorovich, chairman of the Charter Court, Kaliningrad region, Honored Lawyer of the Russian Federation, doctor of law sciences, professor;
Kulikov Nikita Alexandrovich, competitor for candidate degree, Law Institute, Baltic Federal University named after
I.Kant.
УДК 343.98 (517.3) © Э.Л. Раднаева, А.Э. Гармаева
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ГРАЖДАН МОНГОЛИИ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В статье проводится анализ наиболее распространенных правонарушений, совершаемых гражданами Монголии на территории Сибирского федерального округа. На основе криминологической характеристики преступности авторами предлагается ряд мер по ее профилактике.
Ключевые слова: миграционная преступность, правонарушения граждан Монголии на территории Сибирского федерального округа, региональная преступность, меры профилактики преступности иностранных граждан, сотрудничество России и Монголии в сфере борьбы с преступностью.
E.L. Radnaeva, A.E. Garmaeva
CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTIC OF CRIMES COMMITTED BY CITIZENS OF MONGOLIA ON THE TERRITORY OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT
The article analyzes the most spread offenses committed by citizens of Mongolia on the territory of the Siberian Federal District. Basing on the criminological characteristic of crimes the authors propose a series of measures on their prevention.
Keywords: migration crimes, offenses by citizens of Mongolia on the territory of the Siberian Federal District, regional crimes, crime prevention measures for foreign citizens, Mongolia-Russia cooperation in the sphere of fight against crimes.
Российская Федерация и Монголия - это соседствующие страны, которые имеют исконно древние связи, развивающие всестороннее сотрудничество. Несомненно, что отношения двух стран в XXI в. прогрессируют, а также обогащаются их форма и содержание. Официально объявленное списание 10-миллиардного долларового долга Монголии перед СССР можно расценивать как небольшую сенсацию. До сих пор таких беспрецедентных списаний наша страна не осуществляла [1, с. 4-5].
Демократическая революция 90-х гг. XX в. обусловила в Монголии ряд экономических, политических и социокультурных процессов, в том числе миграцию. Внутренняя (урбанистическая) миграция выразилась в перемещении значительного числа сельского населения в города, в основном в столицу республики г. Улан-Батор, а внешняя - в отток из страны также довольного большого числа граждан. В результате, по статистическим данным, на 2011 г. из 3 179 997 жителей страны 1 млн, или треть населения, проживает в Улан-Баторе и около
1 100 000 монголов в настоящее время проживают за рубежом в более чем 30 странах. В основном монголы временно или постоянно живут в Южной Корее (33000), России и Казахстане (25000), Чешской Республике (7500), Германии (7000), Великобритании (5000), Ирландии (1500), Франции (1000), Польше (1000) [2].
Из-за низкого уровня жизни монголы активно мигрируют в соседние и отдаленные страны, наиболее часто данные процессы наблюдаются в приграничных районах Российской Федерации. Сибирь считается одним из ее богатейших регионов. В то же время Сибирский федеральный округ - один из наиболее сложных суперрегионов России (площадь составляет 30% от территории России), в котором тенденции миграционной преступности находят свое отчетливое проявление [3, с. 72-73]. Миграционная ситуация характеризуется интенсивностью
Э.Л. Раднаева, А.Э. Гармаева. Криминологическая характеристика преступности граждан монголии на территории Сибирского федерального округа_________________________________________________________________________________
потоков мигрантов, что обусловлено «прозрачностью» российско-китайской и российско-монгольской границы, недостаточно эффективной защитой государственной границы с Китаем и Монголией [4, с. 273].
В первом полугодии 2013 года в Сибирском округе почти на 60% возросло количество совершенных мигрантами тяжких и особо тяжких преступлений: убийств - на 20%, умышленных нанесений тяжкого вреда здоровью - на 37%. Также в пять раз возросло количество совершенных мигрантами мошенничеств. В то же время число выявляемых нарушений в миграционной сфере возросло на 40% [5].
Итак, для миграционной преступности в Сибирском федеральном округе, как и в целом по России, характерна тенденция к абсолютному и относительному росту в последние 10-15 лет (при общем снижении количества всех зарегистрированных преступлений в стране). При этом экспертами и учеными отмечается высокая латентность данного вида преступности. Удельный вес традиционно выделяемых преступлений (убийство, грабеж, разбой, вымогательство, изнасилование), совершенных мигрантами, составляет 11% всей миграционной преступности [6, с. 109].
Правовой режим при этом не обеспечивает ее эффективного предупреждения. Актуальность проблемы требует проведения глубокого анализа региональных особенностей преступности мигрантов в Сибирском округе, которые проявляются в установлении преступных связей между транснациональной, трансграничной преступностью и этнопреступными группировками и разделе ими сфер влияния.
Отношения между Россией и Монголией после определенного спада в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. начали приобретать прежний динамизм и адаптированность к современным реалиям. Крупным событием в двустороннем диалоге стал официальный визит в Москву президента Монголии (январь 1993 г.), в ходе которого был подписан российско-монгольский Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве. Монголия и Россия будут всемерно содействовать укреплению стабильности, утверждению атмосферы доверия и духа взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Согласно п. 3 ст. 18 Конституции Монголии, «права и обязанности лиц без гражданства, находящихся на территории Монголии, определяются внутренним законодательством». В Конституции Российской Федерации в п. 3 ст. 62 указано, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
По аналитическим данным миграционной службы Российской Федерации, наибольшее количество пересекших границу иностранцев - граждане Монголии. По соглашению между правительствами России и Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через монгольско-российскую границу от 10 августа 1994 г. жители приграничных районов Монголии вправе въехать на территорию Российской Федерации по удостоверениям на разовое пересечение границы и находиться в пределах приграничного района, указанного в удостоверении. В 2009 г. данная категория составила 88 738 человек, в 2010 г. - 106 623 человек, в 2011 г. - 133 401 человек, в 2012 г. - 354 038 и в первом полугодии 2013 г. - 168 496 человек [7]. Такой всплеск въезда граждан Монголии на территорию России сопровождается также ростом преступной деятельности.
В январе 2012 г. в министерстве внутренних дел по Республике Тыва состоялось совместное совещание министра А. Лобанова и делегации Управления полиции Увс аймака Монголии во главе с полковником полиции Ц. Намсрайжавом. Только за 2011 год на территорию Республики Тыва въехало 7796 граждан Монголии, выехало в Монголию 7564. Выдано 12 377 удостоверений на разовое пересечение государственной границы. Массовое пересечение госграницы гражданами обоих государств связано с коммерческой деятельностью с целью перевозки товаров народного потребления.
Практикуется взаимный обмен оперативной информацией о преступлениях, совершенных на территориях сопредельных государств, а также в отношении граждан, находящихся в розыске. Основная претензия с обеих сторон - нарушение границы, неумышленно (перепас скота) и целенаправленно (кражи животных) на территориях Тывы и Монголии.
В 2011 г. на территории приграничных районов отмечается увеличение числа зарегистрированных преступлений, связанных с кражами скота через российско-монгольскую границу, на 15,3%. Из 15 фактов краж скота по 9 фактам возбуждены уголовные дела по ч. 2 ст. 158 УК РФ. В результате совершенных преступлений с территории Республики Тыва похищено 133 лошади, монгольской стороной возвращено 110 лошадей. С территории Монголии гражданами Республики Тыва похищено 149 лошадей, из них возвращено хозяевам 22 лошади. И в России, и в Монголии созданы совместные комиссии по возвращению похищенного и перешедшего через государственную границу скота, они также вносят существенный вклад в дело розыска домашних животных [8].
В Сибирском федеральном округе часто встречаются преступления, связанные с кражей автотранспорта. В следственной части Следственного управления при Министерстве внутренних дел по Республике Бурятия расследовалось уголовное дело в отношении трех граждан по факту совершения ряда краж автомобилей иностранного производства на территории г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий установлено, что 7 ноября 2007 г. похищенная автомашина «Toyota Land Cruiser» на основании российского свидетельства о государственной регистрации транспортного средства, оформленного на имя гр. Иванова И.В., была зарегистрирована в государственной автоинспекции г. Улан-Батор Монголии гражданином Монголии Б. Пурэвом, который предоставил данное свиде-
тельство и указал, что приобрел данную автомашину на территории Российской Федерации у гр. Иванова И.В., после чего растаможил ее 10 октября 2007 г. в Алтанбулагском отделении таможни Монголии. Однако, согласно установленным сведениям из российской таможни, гражданин Монголии Б. Пурэв в 2007 году российско-монгольскую границу не пересекал.
Кроме того, согласно данным ГИБДД МВД по Республике Бурятия, указанное свидетельство о государственной регистрации транспортного средства на имя Иванова И.В. в Российской Федерации не выдавалось, по данным адресного бюро указанный адрес не существует и данный гражданин не значится. Таким образом, предъявленное гражданином Монголии Б. Пурэвом российское свидетельство о государственной регистрации транспортного средства на автомашину марки «Toyota Land Cruiser» на имя Иванова И.В. является поддельным. Впоследствии гр. Б. Пурэв продал данную автомашину «Toyota Land Cruiser» другому гражданину Монголии Л. Мягмарсурэну.
В целях допроса в качестве свидетелей граждан Монголии Л. Мягмарсурэна и Б. Пурэва, а также изъятия похищенной автомашины марки «Toyota Land Cruiser» возникла необходимость проведения следственных действий на территории Монголии.
На основании Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Договора между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г. были произведены следственные действия.
Достаточно актуальны нарушения при пересечении таможенной границы, в частности, ввозе запрещенных товаров. К примеру, гражданин Монголии Сэрээнэндорж Тунгалагтамир пытался незаконно ввезти желудок (рубец) крупного рогатого скота весом 8,78 кг и позы с начинкой из мяса весом 4,84 кг. В соответствии с подп.
2 п. 2 ст. 355 ТК ТС эти товары подлежат таможенному декларированию в письменной форме в пассажирской таможенной декларации. По факту недекларирования гражданином Монголии Сэрээнэндоржем Тунгалагтами-ром товаров ГТИ ОСТП таможенного поста ЖДПП Наушки А.И. Самойловым 2 февраля 2013 г. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.
Анализ правонарушений, совершаемых гражданами Монголии на территории Сибирского федерального округа, показал, что наиболее часто встречаются административные правонарушения: посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, административные правонарушения в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, нарушения таможенных правил, в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ, экологические правонарушения, а также правонарушения в области торговли и финансов и т.д.
Среди уголовно наказуемых деяний распространены преступления против собственности, также отмечены преступления в сфере охраны окружающей среды; преступления в сфере безопасности дорожного движения и порядка использования транспортных средств и др.
В настоящее время идет процесс консолидации этнических преступных групп с российскими региональными преступными группировками. Интернациональная кооперация преступности обусловила большее распространение в Сибирском федеральном округе таких специфических преступлений, как контрабанда наркотиков, боеприпасов и оружия, торговля малолетними детьми, вовлечение в проституцию женщин и детей, распространение порнографии, кража и вывоз за рубеж исторических и культурных ценностей и т.д.
В исследованиях известного исследователя транснациональной преступности А.Л. Репецкой отмечается доминирующая тенденция смещения преступной деятельности китайских ОПГ из общеуголовной в экономическую сферу [9, с. 53]. Подобная тенденция обнаруживается и при исследовании преступности граждан Монголии на территории Российской Федерации в последние годы. Проведенный анализ позволяет, с одной стороны, сделать вывод о реальности угрозы для Сибирского федерального округа, прежде всего, в экономической (незаконный вывоз сырья и стратегических ресурсов; наводнение страны контрабандными товарами широкого потребления), в политической (установление тесных связей с коррумпированными чиновниками и проникновение, таким образом, в правоохранительные структуры, органы власти и управления) и социальной сферах (сращивание с российскими организованными преступными группами, осложнение криминогенной обстановки, усиление социальной напряженности и т.п.), а с другой - выделить некоторые проблемы и выработать предложения по снижению уровня преступности мигрантов в целом.
Однако существующие пробелы в уголовном законодательстве Российской Федерации, Китая и Монголии, отсутствие в ряде регионов специализированных подразделений по борьбе с преступностью, связанной с мигрантами, пробелы в теории и практике предупреждения преступности, недостаточная криминологическая изученность миграционных преступлений, слабое понимание иностранными гражданами законодательства Российской Федерации ввиду его сложной, многоплановой, достаточно быстро развивающейся юридической конструкции затрудняют эффективность совершенствования мер борьбы с преступлениями мигрантов и против них.
Следовательно, к наиболее значимым, на наш взгляд, мерам предупреждения преступлений, совершаемых гражданами Монголии и других приграничных государств, можно отнести совершенствование экономических
мер по предупреждению нелегальной миграции; проведение постоянной целенаправленной работы по приему и обустройству трудовых мигрантов из иностранных государств; создание в городах (регионах) страны центров по оказанию правовой, психологической и социальной помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, при которых должны быть «телефоны доверия», курсы обучения русскому языку и т.д. Также в процессе проведения оперативно-разыскных и следственных мероприятий по уголовным делам, возбужденным по фактам совершения преступлений монголами и гражданами других зарубежных стран, возникает проблема языкового барьера, что значительно затрудняет раскрываемость данных дел. В связи с чем считаем, что необходимы специальные программы в плане подготовки специалистов не только с хорошим знанием иностранных языков, но и с глубокими знаниями зарубежного законодательства, с последующим их трудоустройством в соответствующие правоохранительные структуры.
Литература
1. Нарангэрэл С. Правовая система Монголии. - Улан-Батор; Москва, 2004.
2. Монголия сейчас. - URL: http://mongolnow.com/index.html.
3. Раднаева Э.Л., Будаева И.Б. Криминологическая характеристика преступности мигрантов (по материалам Сибирского федерального округа) // Современная миграционная преступность: состояние, тенденции, проблемы и возможности эффективного противодействия: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2009.
4. Пан Дунмэй. Противодействие преступлениям, совершаемым гражданами КНР на территории Российского Дальнего Востока. - Владивосток, 2008.
5. Егоров И. Нежданные гости // Российская газета. - 2013. - 5 авг.
6. Собольников В.В. Миграционная преступность: криминологический анализ и предупреждение. -Новосибирск: Наука, 2004.
7. Справочный материал УФМС по Республике Бурятия за 2009-2013 гг.
8. Пресс-служба МВД по Республике Тыва. - URL: http://mvd.ru/news/item/158714
9. Репецкая А.Л. Внешнеэкономическая деятельность китайских ОПГ в Восточной Сибири / Пролог Law. -2013. - №2.
Раднаева Эльвира Львовна, кандидат юридических наук, доцент заведующий кафедрой уголовного права и криминологии БГУ, председатель Бурятского регионального отделения Российской криминологической ассоциации, е-mail: [email protected]
Гармаева Арюна Эрдынеевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель восточного факультета Бурятского государственного университета, е-mail: [email protected]
Radnaeva Elvira Lvovna, candidate of law sciences, associate professor, head of the department of criminal law and criminology, Buryat State University, Chairman of the Buryat Regional Branch of the Russian Criminological Association,. E-mail: [email protected]
Garmaeva Aryuna Erdyneevna, candidate of philological sciences, senior lecturer, oriental faculty, Buryat State University. Е-mail: [email protected]
УДК 343.2 © Чен Йнг-уи
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ
Автор провел сравнительное исследование системы условного осуждения, установления испытательного срока и внес предложения по совершенствованию китайского законодательства, связанного с условным осуждением.
Ключевые слова: условное осуждение, меры безопасности, общественный контроль, испытательный срок.
Chen Ying-hui
A COMPARATIVE STUDY ON CRIMINAL RESTRAINING ORDER
The author has carried out a comparative study on the system of restraining order, determination a trial period, and puts forward recommendations on the improvement of Chinese legislation concerning restraining order.
Keywords: criminal restraining order, security measures, social control, community correction, trial period.
Criminal restraining order is prohibitive obligation issued by the court for the offender, which compels the offender to observe in a certain period and to forbid the offender to perform special action. From the perspective of other criminal legislation in other countries, many countries have regulations on this kind of system, but the names are different. Chinese criminal law has never set criminal restraining order system, but the system is added in the Eighth Amendment