И.А. Кравцов,
кандидат юридических наук
Р.В. Колесников,
кандидат юридических наук
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШАЮЩИХ ХИЩЕНИЯ
CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF JUVENILES
WHO COMMIT THEFT
В статье рассматривается характеристика несовершеннолетних, совершающих хищения. Анализируется понятие «личность преступника», раскрываются основные элементы структуры личности: социально-демографические, уголовно-правовые и нравственно-психологические. Дается криминологический портрет несовершеннолетних, совершающих хищения.
The article explores the characteristics of juvenile offenders who commit theft. The concept «personality of criminal» is analyzed, the main elements of person structure are explored such as social and demographic, criminal, moral and psychological. Given the criminological portrait of a minor who commits theft.
Согласно данным ГИАЦ МВД России, в 2010—2015 гг. более 70% всех зарегистрированных преступлений, совершаемых лицами в возрасте до восемнадцати лет (несовершеннолетними), относятся к корыстным и корыстно -насильственным посягательствам, прежде всего к различным формам хищений чужого имущества, уголовная ответственность за которые предусмотрена соответствующими нормами главы 21 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса Российской Федерации [1].
При этом необходимо учитывать, что роль личности в механизме противоправного поведения не стоит недооценивать, именно личность следует признавать первопричиной совершения преступления. Более того, в отечественной и зарубежной криминологической науке общепризнанным фактом является то обстоятельство, что определенные особенности личности предраспо-
лагают ее обладателя к нарушению норм действующего уголовного закона.
Именно по этой причине при разработке эффективной системы мер предупреждения хищений, совершаемых несовершеннолетними, которые являются основной разновидностью преступных деяний лиц этой возрастной группы, большое научно-практическое значение имеет детальное изучение криминологической характеристики личности несовершеннолетнего преступника. Без учета изменений характеристик личности преступника в определенный временной период невозможно представить полноценное прогнозирование тенденций развития основных показателей корыстной и корыстно-насильственной преступности в современной России в целом.
Следует признать, что в научных кругах имеют место различные определения личности преступника.
Ю.М. Антонян в своей работе, совместной с
B.Е. Эминовым, предлагает определить личность преступника как «личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения необходимой активности в предотвращении отрицательного результата» [2].
А.Б. Сахаров предлагает понимать под личностью преступника «определенную совокупность всех тех социально значимых признаков, свойств, связей и обстоятельств, которые в сочетании с иными условиями и обстоятельствами влияют на совершение преступления» [3];
C.М. Иншаков — «совокупность отрицательных, криминогенных качеств личности, которые обусловили (или могли обусловить) совершение человеком преступления» [4]; В.В. Лунеев — «человека, виновно совершившего уголовно наказуемое деяние, обладающего совокупностью социальных криминологически значимых свойств, которые во взаимодействии с криминогенными факторами внешней среды обусловили преступное поведение» [5].
Е.Б. Кургузкина считает, что «под личностью преступника в науке криминологии следует понимать динамическое состояние лица, определяемое совокупностью различных негативных факторов, внешних и внутренних, социальных, биологических, психологических, представляющее собой идеальную модель, отличающуюся от других людей такими особенностями, как отчуждение от нормальных связей, отношений, ценностей, более низкий уровень образования и культуры, более низкая нравственность, выражающаяся в признании возможности использования криминальных средств достижения цели, а также сочетание таких психологических черт, как гипертрофированная импульсивность, ригидность, тревожность, пара-нойяльность» [6].
На наш взгляд, определение, предложенное Е.Б. Кургузкиной, является наиболее удачным и универсальным.
Кроме того, в отечественной криминологии существуют различные подходы к изучению личности преступника [7—14].
Так, например, социально-демографические, уголовно-правовые, социально-ролевые, нравственно-психологические признаки личности преступника в первую очередь предлагает изучать А.Б. Сахаров [7].
В свою очередь, Ю.М. Антонян выделяет для изучения следующие элементы структуры личности преступника, позволяющие исследо-
вателю представить более подробную характеристику личности конкретного преступника: социально-демографические признаки; уровень умственного развития, образовательно-культурный уровень, знания, навыки, умения; нравственные качества, ценностные ориентации и стремления человека, взгляды, интересы, потребности, наклонности, привычки; психические процессы, свойства и состояния личности; физиологические признаки [8, 9].
В своем исследовании с учетом специфики несовершеннолетнего возраста мы опирались на анализ следующих основных элементов структуры личности преступника:
1) социально-демографические;
2) уголовно-правовые признаки;
3) социальные проявления в различных сферах общественной жизни;
4) нравственно-психологические свойства.
Рассмотрим подробнее структуру личности
несовершеннолетнего преступника, совершившего хищения.
Изучение 157 материалов уголовных дел за период с 2014 по 2015 год по фактам совершенных в Российской Федерации несовершеннолетними хищений чужого имущества (на территории 56 субъектов) позволило прийти к выводу о том, что, как и у взрослых, среди несовершеннолетних чаще хищения чужого имущества совершают лица мужского пола (90%). Несовершеннолетние лица женского пола являются более законопослушными (в отличие от «взрослой» преступности рассматриваемой категории, где соотношение по отдельным составам, предусматривающим ответственность за хищение чужого имущества, достигает 60% к 40%, яркий пример — ст. 159 УК РФ «Мошенничество» и ст. 160 УК РФ «Присвоение и растрата»).
Исследование подтверждает устоявшееся среди ученых-криминологов и практиков мнение о том, что наиболее часто несовершеннолетние совершают хищения чужого имущества в возрасте 16-17 лет (86%). Такие показатели криминальной активности не случайны. Как показывает практика, многие хищения чужого имущества, совершаемые подростками в возрасте 14-15 лет, относятся к категории административных правонарушений — ст. 7.27 «Мелкое хищение» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Таким образом, о пониженной криминальной активности этой возрастной группы говорить не следует, речь идет о меньшей общественной опасности самих посягательств.
Этот вывод сделан в том числе на основе анализа и обобщения результатов анкетирования
сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел — слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации Воронежского института МВД России, которые проходили обучение в период с 2010 по 2015 год (всего опрошено 168 человек из 62 субъектов Российской Федерации). На вопрос: «Какие возрастные группы подростков наиболее часто совершают корыстные и корыстно-насильственные преступные посягательства?» — были получены следующие ответы: в возрасте 14-15 лет — 37,5%, в возрасте 16-17 лет—62,5%.
Чаще хищения совершают несовершеннолетние, которые закончили 9 классов и больше (72%).
При этом все зарегистрированные преступления совершили граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории страны, 65% из них были местными жителями. Несовершеннолетние — иностранные граждане, согласно данным ГИАЦ МВД России за период с 2010 по 2015 год, совершили не более 1% хищений чужого имущества в общем массиве зарегистрированных хищений [1].
В основном несовершеннолетние совершают хищения в городах, краевых и областных центрах, только 10% из изученных преступлений совершены в сельской местности.
Анализ уголовных дел позволил прийти к выводу о том, что несовершеннолетний преступник, совершивший хищение, в большинстве случаев (73%) характеризуется положительно по месту жительства. На учете у психиатра не состоят 82% несовершеннолетних, 88% — не состоят на учете у нарколога. При этом несовершеннолетние преступники жили и воспитывались и в благополучной (63%), и в неполной семье (57%): воспитывались только матерью — 43% несовершеннолетних, отцом — 14%.
Во всех изученных случаях посягательство было направлено на хищение частной собственности.
В большинстве случаев несовершеннолетние совершили хищение впервые, только 5% лиц ранее привлекались к уголовной ответственности.
В содеянном раскаиваются 90% несовершеннолетних.
Больше половины несовершеннолетних совершили хищение в соучастии, а 73% — в составе группы лиц по предварительному сговору. Несовершеннолетним несвойственно совершение хищений в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации). При совершении хищения 89% несовершеннолетних участвовали в роли исполнителя, 11% — пособника.
Состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России за совершение административных правонарушений 14% несовершеннолетних.
Непосредственно перед совершением преступления употребляли алкоголь —13%.
Следует отметить, что среди преступлений, совершенных несовершеннолетними, преобладают ненасильственные формы хищений, в основном кражи (87%). Доля мошенничеств и грабежей составляет 9% и 4% соответственно. Несовершеннолетние редко совершают разбой.
Лица несовершеннолетнего возраста чаще совершают хищения, отнесенные к преступлениям средней тяжести (76%). Доля хищений небольшой тяжести и тяжких составляет 10 % и 14% соответственно. Для несовершеннолетних нехарактерно совершение хищений, отнесенных к особо тяжким преступлениям.
Таким образом, криминологический портрет личности несовершеннолетнего преступника, совершившего хищение, характеризуется следующими признаками: это преимущественно лица мужского пола, в возрасте 1 6-17 лет, имеющие общее образование, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории страны, местные жители, проживающие в городах, краевых и областных центрах, воспитывающиеся в благополучных семьях, положительно характеризующиеся по месту жительства, ранее не привлекавшиеся к уголовной ответственности, не состоящие на учете у психиатра, нарколога и в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России.
Криминологический портрет несовершеннолетнего преступника, совершающего хищения, противоречит устоявшемуся мнению ученых-криминологов о том, что несовершеннолетних во многих случаях подталкивает на совершение корыстного и корыстно-насильственного преступления нужда и фактор неблагополучной семьи (недостатки воспитания), в подавляющем большинстве случаев совершения хищения лицами, не достигшими совершеннолетия, наблюдается совершенно противоположная картина [15,16]. Большинство несовершеннолетних, совершивших хищения чужого имущества, были из благополучных семей, положительно характеризовались по месту жительства, ранее не привлекались к ответственности и не состояли на профилактическом учете.
Полученные характеристики личности несовершеннолетнего преступника сигнализируют о необходимости внесения корректировки в систему мер предупреждения корыстной и корыстно-насильственной преступности несо-
вершеннолетних (в том числе с точки зрения на нее как на фундамент «взрослой» преступности в целом), концентрируя усилия не только на несовершеннолетних, ведущих асоциальный образ жизни, но и лицах, не испытывающих нужды, материально обеспеченных, из относительно благополучных семей.
С учетом этого следует разработать и реализовать комплексную программу нравственно-правового воспитания современного подростка, которая будет направлена на устранение циничного отношения к общепринятым человеческим ценностям (жизни, здоровью, праву собственности); профилактику правового нигилизма и равнодушного отношения к уголовно-правовому запрету, преодоление склонности к импульсивным поступкам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. — ШЬ: ИИрБ:// мвд.рф / Deljatelnost/statistics (дата обращения: 06.05.2016).
2. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование. — М., 2010. — 368 с.
3. Личность преступника / под ред.
B.Н. Кудрявцева. — М., 1971. —356 с.
4. Курганов С. И. Теоретические вопросы изучения личности преступника // Личность преступника и предупреждение преступлений : сборник научных трудов ВНИИ МВД СССР. — М., 1987. — С. 26—33.
5. Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии: учебник : в 2 т. Т. 1: Общая часть. — М., 2011. —1002 с.
6. Кургузкина Е. Б. Учение о личности преступника : монография. — М., 2002. —212 с.
7. Сахаров А. Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. — М., 1961. — 279 с.
8. Антонян Ю. М. О структуре личности преступника и особенностях ее системных связей // Труды ВНИИ МВД СССР. — 1974. — № 29. —
C. 99—100.
9. Антонян Ю. М. Системный подход к изучению личности преступника // Советское государство и право. — 1974. — № 4. — С. 88—93.
10. Дагель П. С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. — Владивосток, 1979. —132 с.
11. Колесников Р. В. Криминологическая характеристика лиц, совершающих угоны и хищения транспортных средств // Вестник Воронежского института МВД России. — 2010. — № 2. — С. 38—45.
12. Соловьев В. С. Социально-правовые свойства личности преступников, совершающих преступления против общественной нравственности в отношении несовершеннолетних // Вестник Владимирского юридического института. —2011. — № 3. — С. 140—143.
13. Польшиков А. В. Криминологическая характеристика лиц, совершающих изготовление и оборот детской порнографии в сети Интернет // Общество и право. —2009. — № 3. — С. 190—194.
14. Шебанов Д. В. О некоторых проблемах криминологической обоснованности современного российского уголовного законодательства // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 1. — С. 51—53.
15. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. Ювенальная криминология : учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 2013. — 299 с.
16. Буслов М. М. Предупреждение краж и грабежей, совершаемых молодежью : методические рекомендации. — Воронеж, 2013. — 75 с.
REFERENCES
1. Ofitsialnyiy sayt MVD Rossii [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://mvd.rf /Deljatelnost/statistics (data obrascheniya: 06.05.2016).
2. Antonyan Yu. M., Eminov V. E. Lichnost prestupnika: kriminologo-psihologicheskoe issledova-nie. — M., 2010. — 368 c.
3. Lichnost prestupnika / pod red. V.N. Kudryavtseva. — M., 1971. —356 c.
4. Kurganov S. I. Teoreticheskie voprosyi izucheniya lichnosti prestupnika // Lichnost prestupnika i preduprezhdenie prestupleniy: sbornik nauchnyih trudov VNII MVD SSSR. — M., 1987. — S. 26—33.
5. Luneev V. V. Kurs mirovoy i rossiyskoy kriminologii: uchebnik : v 2 t. T. 1: Obschaya chast. — M., 2011. —1002 c.
6. Kurguzkina E. B. Uchenie o lichnosti prestupnika : monografiya. — M., 2002. —212 s.
7. Saharov A. B. O lichnosti prestupnika i prichinah prestupnosti v SSSR. — M., 1961. —279 c.
8. Antonyan Yu. M. O strukture lichnosti prestupnika i osobennostyah ee sistemnyih svyazey // Trudyi VNII MVD SSSR. — 1974. — # 29. — S. 99—100.
9. Antonyan Yu. M. Sistemnyiy podhod k izucheniyu lichnosti prestupnika // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. — 1974. — # 4. — S. 88—93.
10. Dagel P. S. Uchenie o lichnosti prestupnika v sovetskom ugolovnom prave. — Vladivostok, 1979. —132 c.
11. Kolesnikov R. V. Kriminologicheskaya harakteristika lits, sovershayuschih ugonyi i hischeniya transportnyih sredstv // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. —2010. — # 2. — S. 38—45.
12. Solovev V. S. Sotsialno-pravovyie svoystva lichnosti pre-stupnikov, sovershayuschih prestupleniya protiv obschestvennoy nravstvennosti v otnoshenii nesovershennoletnih // Vestnik Vladimirskogo yuridi-cheskogo instituta. —2011. — # 3. — S. 140—43.
13. Polshikov A. V. Kriminologicheskaya harakteristika lits, sovershayuschih izgotovlenie i oborot detskoy pornografii v seti Internet // Obschestvo i pravo. —2009. —# 3. —S. 190—194.
14. Shebanov D. V. O nekotoryih problemah kriminologicheskoy obosnovannosti sovremennogo rossiyskogo ugolovnogo zakonodatelstva // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya.—2015. —# 1. — S. 51—53.
15. Lelekov V. A., Kosheleva E. V. Yuvenalnaya kriminologiya : uchebnik. — Izd. 2-e, pererab. i dop. — M., 2013. — 299 s.
16. Buslov M. M. Preduprezhdenie krazh i grabezhey, sovershaemyih molodezhyu : metodicheskie rekomendatsii. — Voronezh, 2013. — 75 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Кравцов Иван Александрович. Заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук.
Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-31.
Колесников Роман Викторович. Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук.
Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-37.
Kravtsov Ivan Alexandrovitch. Deputy head of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate
of Law.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-31.
Kolesnikov Roman Viktorovitch. Senior lecturer of the chair of Criminal Law and Criminology. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-37.
Ключевые слова: криминологическая характеристика; личность несовершеннолетнего преступника; пол; возраст; мотив; хищение.
Key words: aiminological characteristics; personality of juvenile offenders; sex; age; motive; theft.
УДК 343.9