КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ГРИНЬКО Сергей Дмитриевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Московского государственного областного университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются состояние противодействия организованной преступности, причины и условия, способствующие вовлечению молодых людей в преступную деятельность. Анализируются проблемы противодействия данному явлению и на основании проведенного исследования предлагаются меры предупреждения молодежной преступности.
Abstract: The article examines the state of countering organized crime, the causes and conditions that contribute to the involvement of young people in criminal activity. The problems of countering this phenomenon are being analyzed and, based on the study, measures are proposed to prevent youth crime.
Ключевые слова: молодежная преступность, причины, условия, предупреждение, профилактика.
Keywords: youth crime, causes, conditions, prevention, prevention.
Организованная преступность представляет повышенную опасность для общества и государства, обладает наибольшими масштабами и устойчивостью по сравнению с другими видами преступности. Она не только подрывает экономические основы, порождает коррупцию, способствует распространению терроризма, незаконного оборота наркотиков, оружия и других опасных последствий, но и приводит к самодетерминации преступности, вовлечению в преступную деятельность новых членов.
В этом отношении особую опасность представляет молодежная организованная преступность, поскольку способствует распространению криминальной субкультуры и преступного образа жизни среди молодежи, которая представляет собой одну из наиболее активных социально-демографических групп. Кроме того, молодежная преступность служит основой для «взрослой» преступности [1, с. 210-211].
Неслучайно Стратегией национальной безопасности отмечается, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних [2].
Как известно, молодежь отличается повышенной криминогенностью среди остальных категорий населения. Удельный вес молодых людей (18-29 лет) среди лиц, совершивших преступления составляет 34,6 % среди мужчин и 28,2 среди женщин. При этом общая доля молодежи и несовершеннолетних среди населения России составляет 21,3 %.
Однако следует отметить, что согласно официальной статистике, с 2014 г. среди молодежи наблюдается стабильное снижение числа выявленных лиц, совершивших преступления, и их удельного веса в общем числе преступников, но необходимо учитывать, что представленные количественные данные не в полной мере отражают реальную ситуацию, поскольку не учитывают изменения численности населения.
С учетом данного показателя, снижение выглядит не таким значительным, а применительно к возрастной группе молодежи 18-24 лет вообще можно говорить об определенной
стагнации ситуации и отсутствии положительных изменений, поскольку темпы снижения числа преступников примерно соответствуют снижению общей численности населения [3, с. 77].
Как справедливо отмечал В. Н. Кудрявцев, молодежная организованная преступность является следствием внедрения «преступных или около преступных навыков и традиций в кругу молодежи» [4, с. 106]. Характеризуя данный процесс, следует отметить, что формирование молодежной организованной преступности может происходить несколькими способами.
Первым их них является последовательная криминализация молодежных неформальных групп асоциальной направленности. Будущие организованные преступники входили в состав таких групп или поддерживали отношения с их членами. Примером могут служить преступные формирования, начавшие свою противоправную деятельность в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. на территории г. Москвы, Подмосковья, г. Рязани, Самарской области, Республики Татарстан и ряде других регионов [5, с. 26]. Местом организации таких групп являются микрорайон, близлежащие улицы, дома и др., а их членами обычно выступают молодые люди, ранее знакомые друг с другом.
Вторым способом является вовлечение молодежи во «взрослые» преступные организации, а также формирование смешанных преступных групп, состоящих из представителей различных возрастных групп, в том числе представителей молодежи и несовершеннолетних. Особую активность в отношении молодежи организованные преступные группы проявляют в депрессивных регионах, где участились случаи насильственных преступлений, разбойных нападений, угона автотранспорта, хищения автомобильных колес. При этом работа криминала по вовлечению молодых людей начинается с раннего возраста, с периода обучения в образовательных организациях. В зоне риска оказываются даже лица 10-11 лет. Сами молодежные организованные преступные группы выступают нижним звеном криминальных групп, которые обеспечивают их защиту и координируют преступную деятельность. По результатам исследования криминогенной активности молодежи М. А. Соколов отметил, что лица раннего молодежного возраста выступали в роли
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное
право
организаторов преступных формирований в случаях, когда в их состав входили преимущественно их сверстники и младшие по возрасту лица либо когда их положение подкреплялось авторитетом более взрослого лица [6, с. 162].
Следует указать, что в силу социально-психологических характеристик молодых людей, организованная преступность молодежи имеет и иные особенности, отличающие ее от организованной преступности в целом.
Так, по оценкам В. С. Харламова, устойчивые, организованные преступные группы присущи совершеннолетней молодежи, а лица, не достигшие совершеннолетия, чаще совершают групповые преступления спонтанно, под влиянием ситуации, их совершение преимущественно не охватывается единым преступным умыслом [7, с. 82].
Также следует отметить такую черту молодежных преступных формирований как дерзость, агрессивность поведения, склонность решения вопросов посредством насилия.
Одной из тенденций молодежной организованной преступности является совершение преступлений по мотивам борьбы за справедливость, в понимании таких лиц, а также противодействия преступности и иным негативным явлениям (наркомании, педофилии, проституции, нарушений Правил дорожного движения и др.). Как отмечают С. Я. Лебедев и М. В. Валуев, такие «санитары» формируются и действуют в больших городах по принципу «дворовой» (территориальной) общности и состоят из молодых людей в количестве от 7-10 до 3050 человек и в возрасте от 14 до 30-35 лет, главным образом мужского пола. Как правило, указанные лица совершают умышленные преступления против личности, среди которых побои, истязание, причинение различной степени тяжести вреда здоровью, доведение до самоубийства, похищения людей или незаконное лишение их свободы и др. В последующем материалы преступной деятельности могут быть размещены для популяризации идей в сети Интернет. К таким молодежным сообществам можно отнести «Оккупай-Педофиляй», «Тесак против Педофила», «Город без наркотиков», «Московский антинаркотический спецназ» и др. [8, с. 70].
Молодежным преступным группировкам присущи и другие черты организованных преступных групп: распределение границ между ними, наличие иерархической системы взаимоотношений и правил, во многом заимствованных из криминального мира, общий образ жизни, наличие явного лидера, которыми в основном выступают молодые люди, имеющие большой опыт совершения правонарушений или обладающие физической силой [1, с. 215].
При этом, как отмечает Н. А. Подольный, характерной особенностью молодежных групп является совершение так называемых «ритуальных» преступлений, поручаемых кандидатам на вступление в молодежную преступную группировку.
Совершение данных преступлений сопровождается определенными действиями, повышающими риск задержания правоохранительными органами, но не имеющими существенного значения для достижения преступной цели [9, с. 97].
Следует отметить и специфику мотивации членов молодежных преступных формирований. Если «взрослые» организованные преступные группы, как правило, объединяются на основе корыстного мотива или экономических интересов, то в основе мотивации членов молодежных преступных групп лежит цель совместного проведения досуга, который последовательно приобретает антиобщественные и криминогенные формы, а затем уже приводит и к совершению преступлений.
Достаточно распространенными причинами совершения преступлений являются характерные для молодых людей стремление к самореализации и сильная зависимость от мнения окружающих, особенно значимых для них лиц. Указанная причина во многом объясняет участие в организованной преступной деятельности молодых людей из обеспеченных семей, не имеющих трудностей с денежными средствами.
Но основное число участников молодежных преступных групп составляют так называемые «трудные» подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях (часто злоупотребляющих алкоголем, наркотиками), а также находящиеся в изоляции в своих учебных или трудовых коллективах и имеющие ограниченный круг общения. Трудные условия жизни и воспитания таких лиц, а также дефицит социальных лифтов для молодых людей и расслоение общества, затрудняющие самореализацию, способствуют выбору ими преступной деятельности, обещающей быстрый способ получения материальных и иных благ. По результатам исследований, проведенных Институтом психологии Российской академии наук, было установлено, что начиная с 1990-х годов, среди молодежи усилилась роль ценностей и норм криминальной морали: на 3,93 % агрессивности, на 5,22 % алчности, на 3,85 % жестокости, на 4,22 % наглости, на 3,93 % ненависти, на 3,86 % эгоизма и др. [10, с. 25].
Существующая ситуация усугубляется недостаточной активностью государства по вовлечению молодых людей в общественно-политическую жизнь, а также организации полноценного и качественного досуга, на которую обращают внимание многие исследователи [11, с. 15]. Эти меры в советский период истории нашей страны играли важную роль в предупреждении правонарушений среди молодежи.
В период проведения рыночных реформ многие молодежные и детские организации прекратили свою деятельность, а их имущество было реализовано или передано в аренду коммерческим организациям. Исторический опыт нашей страны, проверенный на практике, мог бы быть использован в современной российской молодежной политике по предупреждению преступлений и правонарушений.
Таким образом, необходимо отметить, что, несмотря на незначительное снижение криминогенной активности молодежи, эта положительная динамика в большей степени связана с сокращением общей численности населения и удельного веса молодых людей. В условиях увеличения рецидивной и организованной преступности особое значение приобретает преду-
Библиография:
1. Карлов И. В. Организованная молодежная преступность: криминологическая характеристика и детерминация // Борьба с организованными проявлениями преступности и обеспечение национальной безопасности. - М., 2019. - С. 210-217.
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // Российская газета. - 2015. - 31 декабря.
3. Россия в цифрах. 2018: Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2018. - 522 с.
4. Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества. - М., 2002. - 240 с.
5. Меркурьев В. В., Агапов П. В. Криминологическая характеристика преступности, связанной с организацией экстремистского сообщества // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 26-35.
6. Соколов М. А. Криминологическая характеристика организованной преступной деятельности лиц раннего молодежного возраста // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 2. - С. 162-166.
7. Харламов В. С. Корреляция преступного насилия современной российской молодежи и криминогенности семьи // Алтайский юридический вестник. - 2018. - № 2. - С. 82-87.
8. Лебедев С. Я., Валуев М. В. Преступное насилие под знаменем социальной справедливости: криминологическая оценка групповых преступлений, совершаемых современными «санитарами» общества // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 1. - С. 70-74.
9. Подольный Н. А. Криминалистически значимые черты молодежной организованной преступности как средство повышения эффективности расследования преступлений, совершаемых молодежными организованными группировками // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. - 2013. - № 11. - С. 97-101.
10. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 413 с.
11. Видясова Е. Н., Косова Н. Н. Причины преступности несовершеннолетних и молодежи // Вестник Уральского финансово-юридического института. - 2016. - № 1. - С. 15-19.
преждение преступности молодых людей, поэтому профилактическая работа должна начинаться еще на этапе начала антиобщественного поведения молодежи. Необходимы вовлечение молодых людей в социально-экономические процессы и политическую жизнь страны, а также организация спортивной и общественно-культурной работы с ними.