ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
Соколов Денис Александрович
аспирант Академии Генеральной прокуратуры РФ (тел.: 84992566121)
Криминологическая характеристика механизмов организации незаконной миграции
Аннотация
Фиксируются негативные тенденции в территориальной распространенности и динамике организации незаконной миграции. Существенное влияние на это оказывает территориальное расположение субъектов Российской Федерации. Можно выделить три вида механизмов организации незаконной миграции. В некоторых субъектах механизм организации незаконной миграции носит латентный характер.
Annotation
Negative tendencies in territorial prevalence and dynamics of the organization of illegal migration are fixed. Essential influence on it renders a territorial arrangement of subjects of the Russian Federation. It is possible to allocate three kinds of mechanisms of the organization of illegal migration. In some subjects the mechanism of the organization of illegal migration has latent character.
Ключевые слова: механизм организации незаконной миграции, латентный характер, бизнес, вектор. Key words: the mechanism of the organization of illegal migration, latent character, business, a vector.
а время, с момента введения
Зет. 3221 УК РФ, фиксируются негативные тенденции как в территориальной распространенности, так и в динамике, предусмотренной данной статьей организации незаконной миграции. Проводимое автором исследование показало, что на характеристику организации незаконной миграции существенное влияние оказывает территориальное расположение субъектов РФ: выявлена зависимость между их расположением и характеристиками незаконного миграционного процесса на их территории. В частности, - этапами организационной деятельности. Все факты организации незаконной миграции можно подразделить на несколько видов в зависимости от этапов незаконной миграции, характерных для механизма данного преступления. При этом принимается во внимание установленная в ходе исследования закономерность, согласно которой как организация незаконного въезда, так и организация незаконного выезда иностранных граждан, практически в каждом случае сопровождаются организацией их незаконного пребывания и незаконного транзитного перемещения. В то время как организация незаконного пребывания осуществляется без использования остальных этапов миграции.
Всего можно выделить три вида механизмов
организации незаконной миграции:
1) организация незаконного въезда, пребывания и транзитного перемещения по территории Российской Федерации;
2) организация незаконного пребывания на территории Российской Федерации;
3) организация незаконного пребывания, транзитного перемещения и выезда с территории Российской Федерации.
Таким образом, совершение рассматриваемого преступления возможно несколькими способами. Однако, обращает на себя внимание, что при исследовании не установлено ни одного уголовного дела по факту организации незаконной миграции, в котором были бы зафиксированы все этапы: как въезд, пребывание, транзитное перемещение, так и выезд с территории России. Это, судя по ряду других данных, является скорее недостатком правоохранительной деятельности, нежели подтверждением того, что подобного незаконного транзитного перемещения просто нет. Фактически выявляется лишь небольшая часть фактов организации незаконной миграции. Анализ изученных материалов уголовных дел позволяет утверждать, что как на территории России, так и на территории странисхода незаконных мигрантов существует целая индустрия по оказанию незаконных услуг, способствующая организации незаконной миграции на территорию России.
Причем этой индустрии, как и любому виду
_226
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 № 4 (36)
бизнеса присущи такие признаки как:
1) постоянство территориального нахождения людей оказывающих подобные услуги (рынки, территория, прилегающая к КПП на Государственной границе Российской Федерации);
2) широко известный характер предоставления услуг (как правило, информация передается через самих незаконных мигрантов);
3) наличие определенной стоимости каждой из предлагаемых услуг;
4) наличие спроса на предлагаемые услуги.
Вместе с этим оказание подобных услуг
характеризуется повышенной
конспиративностью, что затрудняет их выявление правоохранительными органами.
Зачастую эта деятельность осуществляется в форме незаконной предпринимательской деятельности по оказанию услуг путем создания на законном основании юридических лиц, что также усложняет ее выявление.
Приведенная классификация позволяет выявить основные маршруты перемещения незаконных мигрантов, а также направления, в которых оно осуществляется:
1) Организация незаконного въезда, пребывания и транзитного перемещения мигрантов осуществляется, прежде всего, на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с государствами Средней Азии и Дальнего Востока: Курганская область, Оренбургская область, Челябинская область, Волгоградская область, Самарская область, Амурская область. Транзитное перемещение незаконных мигрантов осуществляется в основном через территории Курганской, Оренбургской и Челябинской областей. В данном случае отмечено, что осуществляется организация незаконной миграции не только граждан соседних государств, таких как Республика Таджикистан, Республика Кыргызстан, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, но и граждан Республики Афганистан. Если факт организации незаконной миграции не устанавливается на этом этапе, то в дальнейшем отследить перемещение конкретных незаконных мигрантов по территории страны становится очень сложно. Они попадают в поле зрения правоохранительных органов, уже находясь в месте своего постоянного пребывания, оседая на территории Российской Федерации, или при осуществлении выезда с ее территории. При этом во всех случаях транзитного перемещения иностранных граждан они не имели законного права на въезд и пребывание на территории Российской Федерации, и поэтому в каждом из этих случаев предполагалось
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ незаконное пересечение Государственной границы РФ. Это обстоятельство, с учетом либерального миграционного законодательства Российской Федерации, позволяющего на законных основаниях въезжать на ее территорию (например, по туристической визе), может служить свидетельством неблагонадежности указанных граждан.
2) Организация незаконного пребывания на территории Российской Федерации не характеризуется наличием ее исключительной концентрации на территории каких-либо конкретных субъектов РФ. В том или ином количестве это преступление совершается во многих из них. Отдельно можно отметить наиболее выделяющиеся на фоне остальных следующие субъекты: г. Москва, Московская область, Тамбовская область, Астраханская область, Волгоградская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Причем подавляющая часть фактов организации незаконной миграции регистрируется в Московском регионе. Характерной особенностью данного способа организации незаконной миграции является тот факт, что незаконные мигранты уже находятся на территории России.
К числу существенных недостатков можно отнести то обстоятельство, что в ходе предварительного расследования и судами не устанавливается маршрут, по которому перемещались незаконные мигранты, способ перемещения и лица, которые им в этом содействовали.
3) организация незаконного пребывания, транзитного перемещения по территории Российской Федерации и выезда с нее связана, прежде всего, с такими субъектами РФ, как Курская и Псковская области. В данном случае отмечено преимущественное осуществление организации незаконной миграции граждан государств представляющих дальнее зарубежье, таких как Исламская Республика Пакистан, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Шри-Ланка, Китайская Народная Республика. В каждом из случаев, подвергнутых исследованию, также предполагалось незаконное пересечение Государственной границы РФ.
Таким образом, в ходе проводимого исследования установлено, что основные маршруты, используемые организаторами незаконной миграции, пролегают через территорию Российской Федерации по вектору Восток-Запад. Перемещение в обратном направлении не установлено.
Приведенные данные подтверждают мнение экспертов, согласно которому наметились
227
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ тенденции по превращению территории России в евразийский транзитный "коридор", используемый мигрантами из азиатских и африканских стран, стремящихся попасть в Западную Европу и другие развитые страны мира. Причем отмечается управляющая роль при этом хорошо организованных криминальных структур [1]. При этом, если организация незаконной миграции граждан государств, прилегающих к территории Российской Федерации, преимущественно направлена на их перемещение на ее территорию, то организация незаконной миграции лиц из государств "дальнего зарубежья" преимущественно направлена на их дальнейшее перемещение на территорию стран Европейского Союза.
На наличие транснациональных каналов организации незаконной миграции указывают, как российские, так и иностранных эксперты [2].
Анализ данных ГИАЦ МВД России показывает, что при различиях показателей общего ежегодного количества регистрируемых фактов организации незаконной миграции в 2010г. по сравнению с 2005 г. произошло их значительное увеличение, которое составило 343,9 %. Так, согласно статистическим данным на территории ряда субъектов РФ, например, таких, как Республика Адыгея, Ростовская область, Пермский край, практически не отмечается какой-либо активной преступной деятельности организаторов незаконной миграции. Однако делать выводы только на основе анализа статистики было бы неправильно.
Согласно изученным материалам уголовных дел, механизм организации незаконной миграции в этих субъектах носит характер организованной преступной деятельности, которой свойственна повышенная латентность. Чем организованней
преступная деятельность, тем выше уровень ее латентности. В данном случае она представляет собой своеобразный "бизнес", который предполагает создание фиктивных юридических лиц, наличие "рекламы" своих услуг, подделку документов (даже паспорта гражданина РФ), имеет целью получение прибыли. Как известно, главное условие появления и развития бизнеса -наличие спроса на предлагаемые услуги. Если этот "бизнес" существовал, значит, он был востребован заинтересованными лицами. При наличии таких условий рассматриваемая преступная деятельность в указанных регионах должна носить более широкий характер, чем тот, который фиксируется официальной статистикой.
1.Пинкевич Т. В. Миграционные процессы в России / Миграционные процессы в условия глобализации общества: Матер. Междунар. научно-практ. конференции, 6-7 июня 2007. Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2007. С. 25.
2.Региональное измерение трансграничной миграции в Россию /Науч. ред. С.В. Голунов. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 124; Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического исследования) / Междунар. орг. по миграции (МОМ), Бюро МОМ в России. М.: Гендальф, 2004. С.501; Гончаров, С.Н. Китайцы в России - кто они? // О Китае средневековом и современном. Записки разных лет. Новосибирск: Наука, 2006. С.347; Нгуен В. Ч. Криминологические проблемы борьбы с организованной преступностью во Вьетнаме: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук/Нгуен В.Ч. М, 2000. С. 13; и др.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 № 4 (36)
228