УДК 343.91
doi: 10.25724/VAMVD.FFFF
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Жанна Игоревна Рыбокитова
Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию криминологической характеристики личности студентов образовательных организаций, совершивших преступления. Целью работы является восполнение пробелов в области криминологических знаний о состоянии, особенностях и тенденциях преступности среди названой категории лиц. Автор на основе анализа и обобщения данных официальной статистики, представленных Министерством внутренних дел Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, а также публикаций и иных материалов, размещенных в открытом доступе, попытался сформулировать научно обоснованный вывод о криминологическом портрете современного российского студента, совершающего преступные посягательства.
В контексте рассматриваемой категории преступников отмечены характеристики структуры личности студента образовательных организаций в совокупности взаимосвязанных признаков (элементов). Исследование базируется на детальном изучении биофизиологических, социально-демографических, нравственно-психологических и уголовно-правовых признаков, составляющих структуру личности. В завершение сформулирован вывод о типичных особенностях личности потенциального студента-преступника, обучающегося в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, руководствуясь которыми, субъекты профилактики могут повысить эффективность своей деятельности.
Ключевые слова: криминологическая характеристика, личность студента, совершившего преступление, личность преступника, структура личности преступника, признаки (элементы) структуры личности, биофизиологические признаки, социально-демографические признаки, уголовно-правовые признаки, нравственно-психологические признаки, профилактика, предупреждение, преступность среди молодежи
Для цитирования: Рыбокитова Ж. И. Криминологическая характеристика личности студентов образовательных организаций, совершивших преступления // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 2 (61). С. 59—66. doi: 10.25724/VAMVD.FFFF
CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS COMMITTED CRIMES
Zhanna Igorevna Rybokitova
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russia [email protected]
Abstract. The article is devoted to the study of the criminological characteristics of the personality of students of educational organizations who have committed crimes. The purpose of this article is to fill some of the research gaps in the field of criminological knowledge about crime among students of educational organizations. Based on the analysis of official statistics data presented by the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation, the General Prosecutor's Office of Russian Federation, the Ministry of science and higher education of Russian Federation, as well as publications and other materials posted in the public domain, tried to formulate a scientific substantiated criminological portrait of a modern student committing criminal offence.
In the context of the considered category of criminals, the characteristics of the personality structure of a student of educational organizations in the aggregate from interrelated features (elements) are noted. Research is based
© Рыбокитова Ж. И., 2022
on analytical material that reveals the biophysiological, socio-demographic, moral-psychological and criminal law features that make up the structure of a criminogenic personality. In conclusion, specific features of the personality of a criminal student studying in educational institutions of secondary and higher education are proposed, with the help of which the subjects of prevention can be guided in counteracting crimes committed by this category of persons.
Keywords: criminological characteristic, the identity of the student who committed the crime, the identity of the offender, the structure of the personality of the offender, the signs (elements) of the personality structure, biophysiological signs, socio-demographic signs, criminal law signs, moral and psychological signs, prevention, youth crime
For citation: Rybokitova Zh. I. Criminological characteristics of students in educational organizations committed crimes. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 59—66, 2022. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.FFFF
Исследование личности преступника традиционно является одной из центральных проблем отечественной криминологической науки. Ее разработка имеет большое теоретическое и практическое значение, так как на основе подробного изучения криминогенной характеристики личности можно сделать вывод о специфике различных факторов, оказывающих негативное воздействие и обусловливающих выбор преступного образа жизни в той или иной ситуации. Несмотря на важность данной категории, в криминологии до сих пор нет единого подхода к определению личности преступника. По мнению А. В. Кудрявцева и А. Е. Михайлова, это «абстрактное понятие, выражающееся в совокупности негативных качеств и свойств личности, которые при взаимодействии с негативными факторами окружающей среды приводят к совершению преступления» [1, с. 116].
Применительно к личности преступника, являющегося студентом образовательной организации, наиболее предпочтительной является дефиниция, сформулированная Е. Б. Кургузкиной: «Личность преступника — это динамическое состояние лица, определяемое совокупностью различных негативных факторов, внешних и внутренних, социальных, биологических, психологических, представляющее собой идеальную модель, отличающуюся от других людей такими особенностями, как отчуждение от нормальных связей, отношений, ценностей, более низкий уровень образования и культуры, более низкая нравственность, выражающаяся в признании возможности использования криминальных средств достижения цели, а также сочетание таких психологических черт, как гипертрофированная импульсивность, ригидность, тревожность, паранойяльность» [2, с. 24].
Отметим, что подавляющее большинство криминологов в структуре личности преступника выделяют биофизиологические, социально-демографические (социально-ролевые), нравственно-психологические и уголовно-правовые признаки [1, с. 118; 3, с. 5; 4, с. 174]. Структура личности студента, совершившего преступление, включает в себя совокупность перечисленных свойств и качеств, которые харак-
теризуют и детерминируют его преступное поведение. Их анализ необходим для разработки современных профилактических мер. Рассмотрим их подробнее.
Биофизиологические признаки структуры личности студентов образовательных организаций обусловлены состоянием здоровья, физической конституцией, особенностями нервной системы и т. д. [5, с. 28]. В основном они определяются генетической и врожденной предрасположенностью, но в отдельных случаях подвергаются изменению в зависимости от условий жизнедеятельности и ближайшего окружения.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 6 октября 2014 г. № 581н состояние здоровья студентов отслеживается периодическими медицинскими осмотрами [6], которые, как правило, помогают предотвратить возникновение инфекционных заболеваний, психических отклонений, а также алкогольной и наркотической зависимости.
Социально-демографические признаки. Сравнительный анализ в контексте целей и задач исследования необходимо проводить по наиболее значимым элементам, составляющим социально-демографические характеристики личности обучающихся (пол, возраст, образование, гражданство, род занятий).
1. Пол. Для изучения этого социально-демографического признака студентов, совершивших преступления, рассмотрим данные официальной статистики (табл. 1)1.
1 См.: Официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 12.01.2022).
Таблица 1
Сведения о выявленных студентах, совершивших преступление, по половому признаку за период с 2016 по 2020 г. в России
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Общее количество выявленных
студентов, совершивших преступления 49 971 45 504 44 430 40 910 34 773
Темп роста, % -10,7 -8,9 -2,3 -7,9 -15,0
Удельный вес в общем числе лиц, % 5,2 4,9 4,7 4,8 4,6
Среди которых:
мужского пола 43 690 40 639 39 651 36 425 31 247
темп роста, % -10,1 -6,9 -2,4 -8,1 -14,2
удельный вес в общем числе лиц, % 87,4 89,3 89,2 89,0 89,8
женского пола 6 281 4 865 4 779 4 485 3 526
темп роста, % -14,5 -22,5 -1,7 -6,1 -21,3
удельный вес в общем числе лиц, % 12,5 10,6 10,7 10,9 10,1
Исходя из данных таблицы 1, становится очевидным, что с 2016 по 2020 г. в подавляющем большинстве случаев преступления совершали мужчины (максимальное значение удельного веса 89,8 % зафиксировано в 2020 г., в среднем значении 88,9 %), женщины отличаются меньшей криминальной активностью, их доля за исследуемый период не превысила порогового значения 12,5 %, которое было отмечено в 2020 г., в среднем выражении за рассматриваемый период — 11 %. Такое соотношение между мужчинами и женщинами свидетельствует прежде всего о специфике влияния исполняемых ими социальных ролей, психофизиологических различиях, определяющих мотивацию преступного поведения, а также о наличии у женщин в большей степени, чем у мужчин, обостренного чувства вины и ответственности (в научных исследованиях уже с начала XIX в. прямо указывается, что лица женского пола менее склонны к выбору преступного пути, чем мужчины [7, с. 160—161]).
2. Возраст. Криминально активный возраст студентов оказывает непосредственное влияние на характер формирования преступной деятельности и возможности последующего рецидива. Для того чтобы понять, в каком возрасте студенты наиболее подвержены криминогенному воздействию, вновь обратимся к статистике (табл. 2)1.
Из таблицы 2 видно, что общее количество выявленных лиц, совершивших преступления, составляет: в возрасте 14—15 лет в среднем значении за данный период 1,4 %, в возрасте 16—17 лет — 2,8 %, в возрасте 18—24 лет — 16,1 %. Приведенные показатели наглядно демонстрируют степень повышенной общественной опасности возрастной группы 18—24 лет (возраст наиболее социально активной части населения — молодежи), куда входят студенты образовательных организаций высшего образования. Это вполне объяснимо: характерными причинами совершения преступлений в студенческой среде являются главным образом финансовая ущемленность, употребление алкоголя и наркотиков, вступление во взрослую жизнь, подверженность чужому влиянию, что закладывает признаки антиобщественного и асоциального поведения в личности студента [8, с. 196].
3. Уровень образования предопределяет направление криминогенной деятельности личности преступника на основе степени интеллектуального развития, трудовой деятельности, сферы интересов и круга общения (табл. 3)2.
1 См.: Состояние преступности за 2016—2020 гг. 2 См.: Состояние преступности за 2016—2020 гг.
URL: https:/Av^^/reports (дата обращения: 12.01.2022). URL: https:/Av^^/reports (дата обращения: 12.01.2022).
Таблица 2
Сведения о выявленных лицах, совершивших преступление, по возрастному признаку за период с 2016 по 2020 г. в России
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Общее количество выявленных лиц,
совершивших преступления 1 015 875 967 103 931 107 884 661 852 506
Темп роста, % -5,5 -4,8 -3,7 -5,0 -3,6
Среди которых совершили преступление
в возрасте:
14—15 лет 15 604 14 883 14 848 13 794 11 355
темп роста, % -9,4 -4,6 -0,2 -7,1 -17,6
удельный вес в общем числе лиц, % 1,5 1,5 1,6 1,5 1,3
16—17 лет 32 985 27 621 26 012 24 159 22 220
темп роста, % -14,9 -23,2 -5,8 -7,1 -8,0
удельный вес в общем числе лиц, % 3,2 2,8 2,8 2,7 2,6
18—24 года 182 448 161 683 147 540 134 675 126 196
темп роста, % -10,4 -11,3 -8,7 -8,7 -6,3
удельный вес в общем числе лиц, % 17,9 16,7 15,8 15,2 14,8
Таблица 3
Сведения о выявленных лицах, совершивших преступления, по уровню образования за период с 2016 по 2020 г. в России
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Общее количество выявленных лиц,
совершивших преступления 1 015 875 967 103 931 107 884 661 852 506
Темп роста, % -5,5 -4,8 -3,7 -5,0 -3,6
Среди которых лица,
имеющие образование:
высшее профессиональное 89 164 87 707 88 833 88 136 87 877
темп роста, % -0,3 -1,6 +1,2 -0,7 -0,3
удельный вес в общем числе лиц, % 8,7 9,0 9,5 9,9 10,3
среднее профессиональное 308 542 306 107 300 932 291 731 288 964
темп роста, % -1,7 -0,8 -1,7 -3,0 -0,9
удельный вес в общем числе лиц, % 30,4 31,6 32,4 33,0 33,9
начальное и основное общее 212 845 198 801 189 696 178 831 167 774
темп роста, % -8,8 -6,6 -4,6 -4,2 -6,2
удельный вес в общем числе лиц, % 20,9 20,5 20,3 20,2 19,7
Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод о том, что за анализируемый период удельный вес лиц, совершивших преступления, с высшим образованием составляет 9,4 %, со средним профессиональным образованием — 32,2 %, с начальным и основным общим образованием — 20,3 %. Таким образом, лица в возрасте 18—24 лет на момент совершения преступления в большинстве
случаев имели среднее профессиональное образование. Для них характерно совершение краж, грабежей, убийств, насильственных действий и иных видов противоправных деяний, составляющих общеуголовную преступность, в связи с недостаточным уровнем образования у них отсутствуют специальные знания или профессиональные навыки для совершения более сложных преступлений
[9, с. 22]. Таким лицам свойственны «общие» мотивы и побуждения, часто подталкивающие их к совершению преступления (корысть, месть, зависть). Отметим, что для лиц, имеющих высшее образование, характерны и «особые» мотивы и побуждения (например, личное самоутверждение, желание быть лучше в студенческой среде или получить признание «как состоявшегося» в определенных профессиональных криминальных кругах со стороны лиц, более опытных и старших, банальный карьеризм), которые предопределяют совершение ими сравнительно специфичных преступлений (коррупционных, экономических, финансовых и иных преступлений с высоким уровнем латентности, тщательно скрываемых и требующих от преступника использования больших интеллектуальных резервов для длительной подготовки и самого совершения) [10, с. 57].
4. Гражданство. Некоторые исследователи выделяют студентов из общей массы преступников, поскольку данной категории лиц присуща особенность беспрепятственно передвигаться в целях получения образования как на территории одной страны, так и по всему миру [11, с. 112]. Но согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД России ежегодно не менее 90 % студентов, совершивших преступления, являются гражданами Российской Федерации1.
5. Род занятий. Многие специалисты отмечают, что подавляющее большинство студентов образовательных организаций среднего и высшего образования не имеют постоянного источника доходов, стипендии и иных социальных выплат [12, с. 179]. Данный факт свидетельствует о невозможности законным путем удовлетворить свои материальные потребности и нужды в условиях интенсивного образовательного процесса (постоянной занятости), что часто подталкивает их к выбору альтернативных способов «зарабатывания денежных средств на жизнь». В. А. Лелеков пишет: «Жертвуя успеваемостью, многие студенты вынуждены подрабатывать и искать иные, нередко криминальные, способы получения дохода» [13, с. 291].
Уголовно-правовые признаки. Среди уголовно-правовых признаков рассмотрим определяющий критерий — вопрос о судимости (табл. 4)2.
1 См.: Состояние преступности за 2016—2020 гг. URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 12.01.2022).
2 См.: Сводные статистические сведения о состоянии
судимости в России за 2016—2020 гг. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 12.01.2022).
Проведенное исследование свидетельствует о том, что удельный вес осужденных студентов, совершивших преступления с 2016 по 2020 г., составляет в среднем 3,1 %, что является одним из наиболее низких показателей криминальной активности среди всех осужденных лиц. Вместе с тем настораживает тот факт, что мы наблюдаем крайне высокие показатели удельного веса несовершеннолетних осужденных среди всех студентов — в среднем значении 70,2 %. Наличие практики применения к данной возрастной категории принудительных мер воспитательного воздействия подтверждает ранее озвученный тезис о сравнительно высокой степени общественной опасности их деяний и повышенной криминальной активности несовершеннолетних студентов.
Нравственно-психологические признаки играют большую роль в оценке мотивации преступного поведения. Решение совершить преступление в сознании молодого человека основывается на искаженных представлениях об общественных ценностях и нравственных установках. По мнению ряда исследователей, в число негативных нравственно-психологических характеристик студентов, влияющих на совершение преступлений, входят: игнорирование общественных ценностей, непринятие законодательства, корысть, зависть, внушаемость, лживость, приверженность к идеалам криминальной субкультуры, легкомысленное отношение к последствиям своих поступков, безжалостность, бездуховность, чувство собственной безнаказанности, пристрастие к развлечениям, алкоголю и наркотикам [14, с. 74]. Здесь следует согласиться с высказыванием Н. А. Корниенко: «Безнравственным людям нарушение нравственных законов облегчает жизнь» [15, с. 120].
В некоторой степени дать оценку состоянию нравственности у лиц, совершивших преступления, можно на основе анализа данных официальной уголовно-правовой статистики. Так, в 2020 г. 33,8 % лиц, совершивших преступления, находились в состоянии алкогольного и 0,8 % — в состоянии наркотического опьянения3. С учетом того что более 20 % из них составляют лица в возрасте от 18—24 лет (соответствует периоду обучения в образовательных организациях высшего образования), приведенные показатели продолжают вызывать серьезные опасения у ученых и практиков, несмотря на огромные усилия общества и госу-
3 См.: Официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 12.01.2022).
дарства и позитивные результаты, достигнутые профилактике среди российских подростков и моло-Россией в антиалкогольной и антинаркотической дежи в целом.
Таблица 4
Сведения об осужденных лицах в России за период с 2016 по 2020 г.
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
Общее количество осужденных лиц, совершивших преступление 772 920 697 054 658 291 598 214 530 998
Темп роста, % — -9,8 -5,5 -9,1 -11,2
Среди которых: количество осужденных студентов 25 979 22 871 21 011 18 350 14 913
темп роста, % — -11,9 -27,2 -12,6 -18,7
удельный вес в общем числе лиц, % 3,3 3,2 3,2 3,1 2,8
количество осужденных несовершеннолетних студентов 25 961 14 141 12 893 11 559 9 736
темп роста, % — -45,5 -8,8 -10,3 -15,7
удельный вес в общем числе лиц, % 3,3 2,0 1,9 1,9 1,8
Таким образом, проведенный анализ личности студента, совершившего преступление, позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Биофизиологические признаки студентов различных образовательных организаций свидетельствуют о них как о преимущественно физически и психически здоровых личностях, без видимых признаков заболеваний, расстройств либо отклонений от установленной медицинской нормы (практика показывает, что для многих преступников более старшего возраста, прежде всего совершающих насильственные и насильственно-корыстные посягательства, и тех, кто вообще не обучается, такие психофизиологические «отклонения» весьма распространены).
2. Социально-демографические признаки личности студента, совершившего преступление, показывают, что это преимущественно лицо мужского пола в возрасте 18—24 лет, имеющее среднее профессиональное образование, с финансовыми трудностями, как правило, без постоянного источника дохода, являющееся в подавляющем большинстве случаев гражданином Российской Федерации.
3. Уголовно-правовая характеристика говорит о том, что среди всех осужденных студентов основную долю составляют именно несовершеннолетние лица (ежегодно около 70 %). Это студенты всех курсов образовательных организаций среднего профессионального образования и первого курса образовательных организаций высшего образования, которые во многих случаях поддерживают
контакт между собой после совместного обучения в общеобразовательной организации (соответственно, первые окончили обучение после 9 класса, вторые — после 11 класса) и, как правило, проводят совместный досуг по месту жительства. Данный факт подтверждает наличие тенденции к повышению общественной опасности и криминальной активности «молодых» преступников. На первокурсников, которые часто теряют устойчивую связь с родственниками и контроль со стороны родителей (особенно характерно для студентов, обучающихся в другом регионе), попадают в новую социальную среду (студенческий коллектив), необходимо обратить особое внимание (эта категория наиболее виктимна и рискует быть вовлеченной в групповое преступление).
4. Нравственно-психологические признаки студентов образовательных организаций, которые совершают преступления, включают: игнорирование общественных ценностей, непринятие законодательства, корысть, зависть, лживость, внушаемость, приверженность к идеалам криминальной субкультуры, легкомысленное отношение к последствиям своих поступков, безжалостность, бездуховность, чувство собственной безнаказанности, пристрастие к развлечениям, алкоголю и наркотикам. Грамотно организованная непрерывная медико-социальная и психологическая диагностика студенческого микроклимата в конкретной образовательной среде позволит своевременно выявлять такие «типичные» признаки в поведении обучающихся для проведения с ними комплекса общих и индиви-
дуальных профилактических мероприятий с привлечением в ряде случаев представителей системы профилактики (медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, судов, представителей органов по делам молодежи, религиозных и иных общественных организаций и объединений). От администрации образовательной организации во многом зависят качество и результативность обратной связи со всеми субъектами профилактики преступности среди студентов, поскольку она имеет реальную возможность постоянного наблюдения за поведением и связями студентов в процессе обучения.
1. Кудрявцев В. Н., Михайлов А. Е. Криминология: учебник. Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2020. 220 с.
2. Кургузкина Е. Б. Учение о личности преступника: моногр. Москва: ВНИИ МВД России, 2002. 212 с.
3. Сахаров А. Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. Москва: Госюриздат, 1961. 279 с.
4. Лунеев В. В. Криминология: учебник. Москва: Юрайт, 2019. 686 с.
5. Лотова Н. К., Андросова М. И., Сергеева К. К. Психологические особенности личности студента вуза // Проблемы современного педагогического образования, 2021. № 70-3. С. 27—31.
6. О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ: приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 октября 2014 г. № 581н (ред. от 19.11.2020) // Рос. газ. 2014. № 298.
7. Антонян Ю. М. Мотивация преступного поведения: моногр. Москва: Юрлитинформ, 2018. 373 с.
8. Польшиков А. В. Оценка уровня распространенности девиантного поведения среди несовершеннолетних — учащихся общеобразовательных организаций // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2021. № 1. С. 191—199.
9. Буслов М. М. Криминологическая оценка и предупреждение краж и грабежей, совершаемых молодежью: моногр. Москва: Юрлитинформ, 2020. 184 с.
10. Кравцов И. А. О некоторых социально-экономических и правовых мерах общесоциального предупреждения дачи и получения взятки в Рос-
Выявленные признаки личности студентов различных образовательных организаций, совершивших преступления, могут позволить правоохранительным органам совместно с педагогическими работниками, представителями общественности и иными заинтересованными субъектами системы профилактики более эффективно противодействовать совершению преступлений, определить приоритеты, цели и задачи предупредительной деятельности прежде всего на ранних этапах и с учетом специфики образовательной организации.
1. Kudryavtsev V. N., Mikhailov A. E. Criminology. Textbook. Vladimir: Vladimir branch of the RANEPA; 2020: 220. (In Russ.).
2. Kurguzkina E. B. The doctrine of the identity of the offender. Monograph. Moscow: All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2002: 212. (In Russ.).
3. Sakharov A. B. On the identity of the criminal and the causes of crime in the USSR. Moscow: Gosjurizdat; 1961: 279. (In Russ.).
4. Luneev V. V. Criminology. Textbook. Moscow: Yurayt; 2019: 686. (In Russ.).
5. Lotova N. K., Androsova M. I., Sergeeva K. K. Psychological characteristics of the personality of a university student. Problems of modern pedagogical education, 27—31, 2021. (In Russ.).
6. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated No. 581n on 6 October 2014 (revised on 19 November 2020). "On the procedure for conducting preventive medical examinations of students in general educational organizations and professional educational organizations, as well as educational organizations of higher education for the purpose of early detection of illegal consumption of narcotic drugs and psychotropic substances". Rossiyskaya Gazeta, 2014. (In Russ.).
7. Antonyan Yu. M. Motivation of criminal behavior. Monograph. Moscow: Yurlitinform; 2018: 373. (In Russ.).
8. Polshikov A. V. Evaluation of the level of prevalence of deviant behavior among juvenile students of educational institutions. Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 191—199, 2021. (In Russ.).
9. Buslov M. M. Criminological assessment and prevention of thefts and robberies committed by youth. Monograph. Moscow: Yurlitinform; 2020: 184. (In Russ.).
10. Kravtsov I. A. On some socio-economic and legal measures of general social prevention of giving
сии // Современное общество глазами специалистов: сб. науч. тр. Воронеж: Центр научно-технической информации, 2019. С. 56—58.
11. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. Ювеналь-ная криминология: учебник. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 343 с.
12. Матюшина Ю. Б., Петров Д. С., Петрова В. Д. Доходы в бюджете современного российского студента // Социология. 2020. № 1. С. 173—185.
13. Лелеков В. А., Морозов Д. В. Состояние и причины женской преступности в России // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2020. № 4. С. 158—163.
14. Гармышев Я. В., Корягина С. А., Лавы-гина И. В. Нравственно-психологическая характеристика личности преступника // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9, № 4. С. 19.
15. Корниенко Н. А. Нравственное состояние современного российского общества — основа формирования гражданской идентичности студентов // Философия образования. 2018. № 1. С. 116—138.
and receiving a bribe in Russia. In: Modern society through the eyes of specialists: collection of scientific works. Voronezh: Center for Scientific and Technical Information, 2019: 56—58. (In Russ.).
11. Lelekov V. A., Kosheleva E. V. Juvenile criminology. Textbook. Moscow: UNITY-DANA; 2017: 343. (In Russ.).
12. Matyushina Yu. B., Petrov D. S., Petrova V. D. Income in the budget of a modern Russian student. Sociology, 173—185, 2020. (In Russ.).
13. Lelekov V. A., Morozov D. V. Status and causes of female crime in Russia. Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 158—163, 2020. (In Russ.).
14. Garmyshev Ya. V., Koryagina S. A., Lavy-gina I. V. Moral and psychological characteristics of the offender's personality. Baikal Research Journal, 19, 2018. (In Russ.).
15. Kornienko N. A. The moral state of modern Russian society is the basis for the formation of students' civic identity. Philosophy of Education, 116—138, 2018. (In Russ.).
Рыбокитова Жанна Игоревна,
адъюнкт Воронежского института МВД России; [email protected]
Rybokitova Zhanna Igorevna,
associate adjunct of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.04.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 18.05.2022.
The article was submitted 20.04.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 18.05.2022.
* * *