Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика личности преступника и жертвы преступного посягательства в сельской местности'

Криминологическая характеристика личности преступника и жертвы преступного посягательства в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / IDENTITY OF THE PERPETRATOR / ЖЕРТВА ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / THE VICTIM OF A CRIMINAL ASSAULT / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / COUNTRYSIDE / ЛАТЕНТНАЯ ВИКТИМИЗАЦИЯ / LATENT VICTIMIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прилепская О.В., Кутров А.А.

Значение проблемы изучения личности преступника определяется тем, что преступление, будучи актом сознательной волевой человеческой деятельности, обусловлено сущностью и особенностями лица, избравшую подобную форму поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE OFFENDER AND THE VICTIM OF A CRIMINAL ASSAULT IN RURAL AREAS

Аnnotation. The study of the issue of identity of the offender is determined by the fact that the offense, as an act of conscious volition of human activity due to the nature and characteristics of the person elected this form of behavior.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика личности преступника и жертвы преступного посягательства в сельской местности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА И ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

О.В. ПРИЛЕПСКАЯ

адъюнкт Московского университета МВД России

А.А. КУТРОВ

соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: Kutrov@mail.ru

Аннотация. Значение проблемы изучения личности преступника определяется тем, что преступление, будучи актом сознательной волевой человеческой деятельности, обусловлено сущностью и особенностями лица, избравшую подобную форму поведения.

Ключевые слова: личность преступника, жертва преступного посягательства, сельская местность, латентная виктимизация.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE OFFENDER AND THE VICTIM OF A CRIMINAL ASSAULT IN RURAL AREAS

O.V. PRILEPSKAYA

graduated of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

A.A. KUTROV

competitor of the Ministry of Internal Affairs Moscow university ofRussia

Annotation. The study of the issue of identity of the offender is determined by the fact that the offense, as an act of conscious volition of human activity due to the nature and characteristics of the person elected this form of behavior.

Key words: identity of the perpetrator, the victim of a criminal assault, countryside, latent victimization.

Определенное представление о криминальной активности жителей сельской местности дает сравнительный анализ уровня преступности среди отдельных категорий лиц; так, преступная активность мужчин традиционно на несколько порядков (в 8—10 раз) выше, чем женщин и, причем безотносительно, к конкретному месту их жительства. Проведенными ранее исследованиями подтверждается, что совершаемые мужчинами преступления значительно многообразнее, чем женщинами, и на протяжении длительного периода времени соотношение доли мужчин и женщин в составе преступников остается относительно стабильным и колеблется для женщин в пределах 13—16%'.

Одновременно в ряде мест ситуация осложняется обратным притоком горожан из числа переселенцев и беженцев из «горячих» регионов страны и СНГ в сельские районы. Речь идет о миграционной политике, в ходе которой мигранты — последователи «чистого» ислама заселяют уже деревни Среднего Поволжья. Это может привести к конфликту мигрантов как с русскими, так и с татарами, проживающими на этих территориях2.

Нет сомнений, что колонизация иноэтничным и инорелигиозным населением России идет в сельских районах на границах с Китаем, но в настоящее время это проходит уже в самом центре страны — в Поволжье. Тот факт, что наряду с трудовой мигра-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

цией проникает и исламский фундаментализм, уже давно подмечен экспертами и даже татарское население отмечает, что ислам у приезжих — нетрадиционный для России.

В этой связи немаловажным для предупреждения преступлений в условиях сельской местности является то, что подавляющее большинство «сельских» преступников являются местными жителями.

Изучение материалов показало, что свыше 83% выявленных «сельских» преступников приходится на местных жителей; приезжие из других сельских районов составляют 7—8%, а горожане — лишь около 10%.

По проведенным нами опросам «сельские» преступники до совершения преступлений проживали: в станицах — 41%; в селах — 17%; хуторах и аулах — 10%; районных центрах — 21%. В поселках городского типа проживало 10% осужденных, совершивших преступления в сельской местности. По срокам проживания: 62% осужденных граждан проживали в сельской местности с рождения; 18% — проживали свыше 3 лет; 5% — до 6 месяцев; от 6 месяцев до 1 года — 1%; от 1 года до 3 лет — 4%; временно проживали (т.е. постоянно проживали в других местах) — 10%.

Далее отметим, что выявлены заметные отличия и по уровню образования. Доля с начальным образованием среди совершивших преступления в сельской местности составила 17,0%. В том числе среди привлеченных к ответственности за убийство — 23,0%, за изнасилование — 16,0%, за кражи чужого имущества — 16,0%.

Доля лиц с высшим образованием на селе наиболее низка среди привлеченных к уголовной ответственности за кражи (8,0%), особенно за кражи из квартир (7,0%), а также за разбои (3,5%) и грабежи (3,7%). В то же время имели высшее образование 37,4% лиц, совершивших на селе хищения путем мошенничества, 45,7% — хищения путем присвоения либо растраты. Общее и основное среднее образование имели в 2011—2012 гг. на селе 46,0% преступников.

По отдельным видам преступлений разница между этими показателями значительно больше. В целом образовательный уровень «сельских» преступников намного ниже, чем «городских». Наряду

с отмеченными выше особенностями характеристики «сельского» преступника в ходе нашего исследования выделены и иные особенности, которые в современный период во многом определяют специфику указанной группы лиц. Знание их, безусловно, должно способствовать более эффективной организации предупреждения и раскрытия преступлений на селе.

Анализ результатов проведенных ранее исследований позволяет говорить, что в качестве особенности характеристики личности преступника на селе отмечался более низкий удельный вес ранее совершивших преступления в сравнении с городом (соответственно 22 и 28%)3. Такое положение можно объяснить тем, что основная масса лиц, отбывших наказание, остается в городах. Сельская местность с ее сохранившимися формами социального контроля, ограниченными возможностями трудоустройства по специальности, затрудненностью получения и реализации нетрудовых доходов меньше привлекает этот контингент.

За исследуемый период также установлено, что в сельской местности заметно вырос и удельный вес лиц, совершивших преступления в составе преступной группы. Выборочные исследования в сельских районах показали, что из числа лиц привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, 39,0% были в группе, в городах этот показатель ниже и составил 33,0%. И роли в группах распределялись следующим образом: 40,0% — исполнители; 31,0% — организаторы; 19,0% — пособники и 10,0% — подстрекатели. Например, в сельской местности выше, чем в городах, удельный вес совершивших в группах такие преступления, как кражи из складов, баз, магазинов — соответственно 60,0% и 41,0%, хулиганство — 46,0% и 35,0%.

Изучение уголовных дел показало, что группа лиц, совершающих например, хулиганские действия, состоит, как правило, из 2—4 лиц мужского пола, чаще всего она складывается случайно, для совместного времяпрепровождения. Большинство групповых хулиганских действий в сельской местности совершается после употребления спиртных напитков, по незначительному поводу. Средний возраст участников групповых преступлений составляет 18—24 года. Особого внимания заслужи-

156-Вестник Московского университета МВД России- № 7 / 2013

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

вает тот факт, что более часто участниками группового хулиганства становятся несовершеннолетние. Участие несовершеннолетних в групповом хулиганстве составляет 5% от общего количества лиц, совершивших хулиганство, смешанные группы с участием несовершеннолетних составляют 7,3%. Это объясняется психофизиологическими особенностями подростков, для которых гораздо легче принять необдуманное решение под воздействием коллектива, повинуясь стадному инстинкту4.

Наиболее высокий уровень групповой преступности в сфере экономики и экологии. По данным МВД России в 2012 г. организованными группами или преступными сообществами совершено 17,3 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+2,4%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий увеличился с 5,2% в 2011 г. до 5,7%. Из числа выявленных в 2012 г. за преступления на предприятиях агропромышленного комплекса 44% совершили указанные деяния в группах, в том числе 5% организованными преступными группами.

Ряд проведенных исследований преступности дает основание полагать, что в большинстве случаев лица становятся на путь совершения преступления, находясь под влиянием антиобщественных взглядов, нравов, привычек, царящих в криминогенных группах5. В таких группах лица с отклонениями в поведении находят для себя психологическую поддержку и возможность удовлетворять свои социально вредные потребности.

Мы разделяем мнение, что для повышения эффективности предупреждения преступлений, наряду с изучением личности преступника, причин и условий, способствующих совершению преступлений, необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего (жертвы преступления) и всех тех обстоятельств, в силу которых эта личность стала таковой6.

Значительная распространенность бытовой насильственной преступности в сельской местности чаще, чем в городе, приводит к тому, что среди потерпевших встречаются члены семьи преступника, другие родственники, соседи и знакомые. Данное обстоятельство определяет более высокий уровень

латентной виктимизации в сельской местности. Таким образом, высокий уровень латентной виктимизации может выступать как фактор, способствующий интенсификации насильственной преступности.

Кроме того, в сельской местности распространена повторная виктимизация. Так, в ходе исследования установлено, что среди жертв бытовых убийств, совершенных в сельской местности, более половины (56,2%) ранее уже подвергались насилию, однако не заявляли об этом в правоохранительные органы.

Представляется целесообразным всех потерпевших объединить в три группы: заинтересованных в сообщении информации о преступлении, безразличных, заинтересованных в сокрытии информации о преступлении.

Проведенное исследование подтвердило ранее полученные сведения о том, что в сельской местности вторая и третья группы составляют больший удельный вес. Мотивы, по которым потерпевшие не сообщают о преступлениях, типичные (боязнь мести, стыд, неверие в возможности правоохранительных органов выявить преступника, нежелание тратить время и др.). Вместе с тем, обнаруживается специфический «сельский» мотив, в основе которого лежат особенности в отношениях между людьми в условиях сельской жизни, а также в отношении к уголовному закону'.

На уровень латентной виктимизации в сельской местности, по мнению экспертов, влияют также низкий уровень правовой культуры части населения — 12%. Неоперативность в деятельности полиции эксперты связывают с ограниченными возможностями по предупреждению преступности, которые выражаются: а) в отсутствии квалифицированных кадров — 11%; б) большой текучестью кадров — 13%; в) большой нагрузкой на оперативный и следственный состав — 14%, а также многообразием уголовно-процессуальных процедур — 4%; г) манипуляциями недобросовестных сотрудников полиции, направленными на сокрытие преступлений от учета — 7%.

Виктимизация в сельской местности обладает отличительной структурой: в сельской местности женщины чаще, а мужчины реже становятся жертвами насильственных посягательств, чем в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

городе. В этой связи следует отметить, что наше исследование подтвердило результаты других исследователей8. Так, среди жертв насильственных преступлений в городе женщины составили 65%, на селе — 75,5%; в сельской местности несовершеннолетними реже совершаются преступления в отношении своих родственников; в сельской местности чаще, чем в городе, лица зрелого возраста являются жертвами насильственных преступлений; в сельской местности чаще, чем в городе, жертвами насильственных преступлений являются супруги, родственники, соседи и сожители; в условиях сельской местности в случае конфликта между «чужими» (незнакомыми) жертва характеризуется большим набором негативных признаков, чем в случае конфликта между «своими» (родственники, соседи, знакомые и т.п.); виктимизация в сельской местности в большей степени, чем городская, отражает социально-демографическую структуру региона.

Подводя итог рассмотрению криминологической характеристики личности преступника и жертвы преступного посягательства в сельской местности можно составить обобщенный криминологический портрет «сельского» преступника, который представляется следующим образом: это местный житель — мужчина, старше 30 лет, имеющий низкий образовательный уровень, злоупотребляющий спиртными напитками, преимущественно не работающий, не имеющий семьи и постоянного источника дохода, имеющий значительный преступный опыт. Наряду с этим, в последнее время приобрели устойчивый характер: увеличение удельного веса женщин; ранее судимых лиц, совершивших преступления в группе.

Криминологический портрет «сельского» преступника отличается высокой степенью обобщенности, но, вместе с тем, указанные в нем признаки достаточно устойчивы в пространственно-временном отношении и могут быть использованы, как и все типичные вышеописанные и распространенные свойства сельских преступников, при планировании и организации предупреждения преступности в сельской местности.

Кроме того, установлены сведения о тех, кто становится жертвой преступного посягательства в сельской местности: на селе женщины чаще, а мужчины реже становятся жертвами насильственных посягательств, чем в городе; на селе лица зрелого возраста чаще являются жертвами насильственных преступлений, чем в городе; на селе чаще жертвами насильственных преступлений являются супруги, родственники, соседи, сожители; среди потерпевших от сельского хулиганства все чаще встречаются «случайные» лица, ранее не знакомые преступникам, на которых чаще посягают лица молодого возраста, чем лица зрелого возраста, что свидетельствует о большей распространенности среди молодежи досуговой преступности, однако на селе несовершеннолетние реже посягают на своих родственников, чем в городе; при статистически одинаковом распространении пьянства в городской и сельской местности пьяные потерпевшие на селе встречаются реже, чем в городе.

1 См., например, Пахомов В.Д., Корзун И.В. Женская преступность и борьба с ней // В кн.: Современная преступность — новые исследования. М 1993. С. 107; Сорокин А.Б. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в сельской местности. Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 104.

2 См.: Сулейманов Р. Деревни Татарстана заселяют мигранты-фундаменталисты: новая Кондопога? // http://www. km.ru

3 См.: Сорокин А.Б. Некоторые аспекты криминологической характеристики «сельского» преступника // Научные труды ученых-юристов Северо-Кавказского региона. Вып. 5. Краснодар: Изд-во Краснодар. акад. МВД России, 2004. С. 111—116.

4 Сапронова Н.А. Преступность несовершеннолетних в сельской местности и ее предупреждение: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Томск, 2011.

5 См.: Долгова А.И., Беляева Н.В. Криминогенная микросреда общения и методы ее исследования. В кн.: Социально-психологическое изучение личности несовершен-нолетних, совершивших преступления. М., 1977. С. 47; Аванесов Г.А. Преступность и социальные сословия. Криминологические рассуждения: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 33—39.

6 См.: Ситковский А.Л. Основы виктимологии и викти-мологическая профилактика преступлений. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Малкова В.Д. М: ЗАО Юстицин-форм, 2004. С. 177—195.

7 См.: Тишков С.В. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в сельской местности, и их предупреждение органами внутренних дел (по материалам Южного федерального округа России). Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 121.

8 См., например, Тишков С.В. Указ. соч. С. 122.

158

Вестник Московского университета МВД России

№ 7/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.