КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
А.А. Лапин
Кафедра уголовного права Российский государственный университет правосудия Северо-Кавказский филиал
ул. Леваневского, 187, Краснодар, Россия, 350002
В статье анализируются проблемы обеспечения национальной безопасности криминологическими средствами, раскрываются криминологические закономерности достижения целей национальной безопасности, определяются криминологически значимые и криминологически обоснованные предпосылки формирования и реализации стратегии национальной безопасности во взаимосвязи и взаимодействии с иными видами безопасности.
Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, криминологическая безопасность, правоохранительные органы, органы внутренних дел, предупреждение преступности.
Безопасность государства и общества в широком смысле слова представляет собой состояние защищенности их жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз [3. С. 91; 4; 9]. Под такими жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей российского общества, государства, личности, в целом всего населения страны, удовлетворение которых должно быть надежно защищено от противоправных посягательств специально формируемой и развиваемой для этого государством системой безопасности. При этом безопасность выступает одновременно и одним из важнейших функций социальной системы, и гарантией ее существования.
Системные признаки безопасности определяются ее целостностью, относительной самостоятельностью и устойчивостью. Устранение какого-либо одного из перечисленных признаков способно привести к гибели всей системы [3. С. 28]. Образуя собой систему, все составляющие элементы безопасности в комплексе создают надежный механизм защиты от подстерегающих социальную организацию опасностей. Более того, такой механизм нуждается в особой, формируемой для развития и укрепления безопасности системе управления [1. С. 439; 5; 7; 10. С. 167-168].
Для обеспечения системности безопасности управление ею всегда первоначально связано с определением объектов защиты, каковыми в любом государстве являются:
- общие жизненно важные интересы государства и общества;
- жизненно важные интересы государства и общества, проявляющиеся в различных сферах их жизнедеятельности (политической, экономической, военной, научно-технической, информационной, экологической, социальной и др.);
- социальные факторы, детерминирующие формирование и развитие внутренних и внешних угроз интересам государства и общества;
- приоритетные направления обеспечения безопасности интересов государства и общества в различных сферах его жизнедеятельности;
- основные функции системы обеспечения безопасности государства и общества;
- основные условия и гарантии организации эффективной системы безопасности государства и общества [6].
Далее всякая система управления безопасностью предполагает определение и оценку собственно перечня угроз перечисленным объектам безопасности. Специалистам хорошо известно, что большинство подобных угроз в той или иной степени носят криминальный характер, поскольку практически каждая из них определена в качестве таковой отечественным уголовным законодательством. В своей совокупности эти угрозы образуют явление преступности, которая, как известно, представляет собой не только внутреннюю опасность, но что более страшно, угрожает интересам международной безопасности. Потому международное сообщество стремится держать под особым международно-правовым контролем отдельные виды преступности, признаваемые всеми государствами приоритетными с точки зрения обеспечения не только национальной, но и мировой безопасности. Среди таковых традиционно на протяжении последних десятилетий обозначаются: транснациональная организованная преступность, преступность несовершеннолетних и молодежи, наркоманийная преступность, а также часто входящие в систему перечисленных видов такие преступления, как терроризм, торговля людьми, сексуальные преступления, насилие в семье и др. [8].
Тем самым угрозы национальной и международной безопасности приобретают криминологический смысл, поскольку только криминология, единственная из всех наук так называемого криминального цикла обладающая арсеналом теоретически обоснованных и практически проверенных средств познания и оценки преступлений, способна в полном объеме оценить состояние, тенденции и последствия как любого отдельного уголовно наказуемого деяния, так и всей их совокупности. В этом смысле всякая национальная безопасность, с правовой научной точки зрения, суть криминологическая.
Разумеется, криминологическая сущность безопасности должна найти свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах, регламентирующих обеспечение государственного и общественного контроля над преступностью, процессами и явлениями, ее детерминирующими и сдерживающими. Соответственно, аналогичной правовой регламентации требуют и криминологические аспекты обеспечения национальной безопасности. Важно законодательно закрепить перечень объектов и субъектов обеспечения криминологической безопасности, их задач и функций, прав и обязанностей, ответственности за необеспечение безопасности государства, общества, личности от преступности.
Таким образом, мы выходим на определение места, выявление той роли, которую должна играть криминологическая безопасность в системе националь-
ной безопасности. Формально такая роль, а точнее функция криминологической безопасности в системе национальной безопасности, состоит в обеспечении безопасности личности, общества, государства от угроз преступных посягательств в системе обеспечения безопасности от иных угроз национальной безопасности. Соответственно такая же взаимосвязь проявляется и при определении места стратегии обеспечения криминологической безопасности в стратегии национальной безопасности. То есть стратегия обеспечения криминологической безопасности является неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности, которая призвана оказывать воздействие на угрозы, исходящие от преступности, снижая и нейтрализуя их общественную опасность и защищая от их негативных воздействий не только собственно личность, общество, государство, но и объединяющие их общие национальные интересы.
Стратегия обеспечения криминологической безопасности является составной частью более глобальных стратегий, таких как стратегия обеспечения национальной безопасности, стратегия обеспечения государственной безопасности и стратегия обеспечения общественной безопасности. Их соотношение схематично выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение стратегий обеспечения безопасности
Рассматриваемый нами вид стратегии тесно связан как со стратегией обеспечения государственной безопасности, так и со стратегией обеспечения общественной безопасности. В стратегии государственной безопасности место стратегии криминологической безопасности определяется кругом задач противодействия внутренним угрозам, связанным с преступлениями в сфере политической, территориальной и военной безопасности.
Поскольку криминологическая безопасность является одним из видов общественной безопасности, то и стратегия обеспечения криминологической безопасности структурно входит в стратегию обеспечения общественной безопасности.
Такая взаимосвязь довольно ярко проявляет себя на примере оценки угроз общественной безопасности, исходящих от природной среды, когда источником угрозы фактически являются действия отдельных людей и социальных сообществ. Существующая в общей системе безопасности государства подсистема безопасности от угроз, исходящих от природной среды, призвана обеспечивать защиту от действий стихийных сил природы, как независимых от человека, так и провоцирующих их путем неразумных, халатных или преступных деяний человека. Отсюда подсистема безопасности от природных угроз включает в себя: безопасность от стихийных сил природы; безопасность от техногенных угроз; безопасность от экологических угроз. Однако последние два вида безопасности непосредственно могут быть связаны с криминологической безопасностью, поскольку как техногенная, так и экологическая угрозы могут быть спровоцированы преступными деяниями человека. Примерами такой комплексной угрозы общественной безопасности могут быть аварии на Чернобыльской АЭС, Саяно-Шушенской ГРЭС, когда преступная халатность персонала станции стала причиной как техногенных, так и экологической катастроф.
Подобные угрозы могут исходить и от террористической деятельности. Потому в подсистему безопасности также входит и криминологическая безопасность, предусматривающая защиту от преступных покушений на провоцирование техногенных и экологических угроз. Поскольку криминологическая безопасность в данной подсистеме имеет свои особенности, то ее следует определять как криминологическую безопасность провоцирования техногенных и экологических угроз. В этой связи стратегия обеспечения криминологической безопасности в данной сфере будет ориентирована на криминологическое противодействие криминальным угрозам, направленным на провоцирование техногенных и экологических катастроф.
Подсистема безопасности от социальных источников угроз может включать в себя: экономическую безопасность, социокультурную безопасность, научно-техническую безопасность, информационную безопасность, противопожарную безопасность, продовольственную безопасность и криминологическую безопасность. В данной подсистеме криминологическая безопасность исполняет двойную роль, во-первых, основную, когда обеспечивает безопасность личности, общества и государства от любых преступных покушений, во-вторых, обслуживающую, когда реализует свои функции в сфере других видов безопасности в случае возникновения угрозы преступного покушения на защищаемые ими объекты.
Исходя из сущности видов безопасности, входящих в структуру общественной безопасности, соответственно и стратегия обеспечения криминологической безопасности в системе стратегий общественной безопасности будет предусматривать стратегию обеспечения безопасности личности, общества, государства от всех внутренних криминальных угроз, а также предусматривать стратегии обеспечения такой безопасности от криминальных угроз, возникающих в других сферах общественной безопасности.
Стратегию обеспечения общественной безопасности, таким образом, можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).
Стратегия обеспечения экономической безопасности
Стратегия обеспечения социокультурной безопасности
Стратегия обеспечения научно-технической безопасности
Стратегия обеспечения пр 01ИБ01Ю жарной безопасности
Стратегия обеспечения информационной безопасности
Стратегия обеспечения пр од обо льственной безопасности
Рис. 2. Стратегия обеспечения общественной безопасности
Наличие реальной постоянной угрозы дальнейшего распространения преступности, особенно организованного ее вида, в экономической, политической, социальной и других сферах общества, криминализации многих государственных структур, распространение коррупции и мздоимства диктует необходимость разработки стратегии обеспечения криминологической безопасности. В основу такой стратегии должна быть положена адекватная данным угрозам система обеспечения криминологической безопасности личности, общества и государства.
Для создания такой адекватной современному состоянию преступности системы криминологической безопасности потребуется выявить действительное состояние преступности и ее проявлений без идеологических, статистических и других приукрашиваний, чтобы определить реальные и потенциальные угрозы на всех уровнях государственной власти, для всех слоев населения, во всех сферах общественных отношений и для каждой территории.
Выявление реальных и потенциальных криминальных угроз должно производиться с учетом конкретных исторических условий жизнедеятельности личности, существования общества и государства, от внутреннего и международного положения страны, от уровня экономического развития государства, научно-технических возможностей, материального и культурного уровня населения, развития законодательной базы и правовой культуры в целом.
Таким образом, стратегия криминологической безопасности должна занимать одно из ключевых мест в стратегии национальной безопасности и реализо-вываться с учетом и в комплексе с другими рассматриваемыми стратегиями. Начинать эту работу необходимо с создания надежной правовой основы обеспечения права каждого россиянина на защиту от преступности, поскольку защита прав человека выступает в известном смысле гарантией национальной безопасности любого государства.
На первый взгляд, правовые гарантии защиты прав человека есть в Конституции Российской Федерации. Однако, как известно, она не содержит, какой-либо регламентации права человека на защиту от преступности. Можно считать лишь предпосылками обеспечения такого права присутствующие в Конституции Российской Федерации гарантии защиты государством всех прав и свобод человека и гражданина (ст. 46), а также реализации права человека на судебную защиту (ст. 47). Но ведь по своей сути это всего лишь декларируемые гарантии. Тогда как криминологическое обеспечение стратегии национальной безопасности России требует создания более надежных юридических гарантий:
а) предупреждения преступных посягательств;
б) обеспечения реальной защиты личности, общества, государства от преступных посягательств;
в) гарантий адекватного возмещения ущерба пострадавшим от преступлений и др.
Разумеется, все это должно функционировать на основе целенаправленных криминологически обоснованных правовых актов, разработка и принятие которых призваны сформировать оптимальные и адекватные целям национальной безопасности правовые механизмы ее криминологического обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Криминология: учебник / под ред. Г.А. Аванесова. — 5-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
[2] Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства: учеб. пособие. — М., 1996.
[3] Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. — 1994. — № 3.
[4] Васильев А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): дисс... док. юрид. наук. — СПб., 1999.
[5] Гончаренко Л.П., Куценко Е.С. Управление безопасностью. — М.: КНОРУС, 2005.
[6] Лебедев С.Я. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности России // Российский криминологический взгляд. — 2006. — № 3.
[7] Мирошниченко В.М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. — М.: Экзамен, 2002.
[8] Подготовительные материалы к 13-му Конгрессу ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию «Предупреждение преступности в интересах устойчивого развития», Доха, 12-19 апреля 2015 г. URL: http://www.un.org/ru/events/ crimecongress2015/about. shtml.
[9] Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: дисс. ... док. юрид. наук. — СПб., 1995.
[10] Тер-Акопов А.А. Безопасность человека // Теоретические основы социально-правовой концепции. — М., 1998.
CRIMINOLOGICAL SAFETY IN RUSSIAN NATIONAL SECURITY STRATEGY
A.A. Lapin
The Department of the Criminal Law North Caucasian branch of the Russian State University of Justice
187, Levanevskogo st, Krasnodar, Krasnodar Krai, 350015
This paper analyzes the problems of national security criminological means disclosed criminological patterns achieve the objectives of national security, defined significant criminological and criminological reasonable prerequisites for the formation and implementation of national security strategy in the relationship and interaction with other types of safety.
Key words: national security strategy, criminological security, law enforcement, police, crime prevention.
REFERENCES
[1] Avanesov G.A., Inshakov S.M., Lebedev S.Ja., Jeriashvili N.D. Kriminologija: uchebnik / pod red. prof. G.A. Avanesova. — 5-e izd. — M.: JuNITI-DANA, 2010.
[2] AntonovA.B., Balashov V.G. Osnovy obespechenija bezopasnosti lichnosti, obshhestva i go-sudarstva: ucheb. posobie. — M., 1996.
[3] Bel'kov O.A. Ponjatijno-kategorial'nyj apparat koncepcii nacional'noj bezopasnosti // Be-zopasnost': informacionnyj sbornik Fonda nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti. — 1994. — № 3.
[4] Vasil'ev A.I. Sistema nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (konstitucionno-pravovoj analiz): diss... dok. jurid. nauk. — SPb., 1999.
[5] Goncharenko L.P., Kucenko E.S. Upravlenie bezopasnost'ju. — M.: KNORUS, 2005.
[6] Lebedev S.Ja. Kriminologicheskaja bezopasnost' v sisteme nacional'noj bezopasnosti Rossii // Rossijskij kriminologicheskij vzgljad. — 2006. — № 3.
[7] Miroshnichenko V.M. Organizacija upravlenija i obespechenie nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. — M.: Jekzamen, 2002.
[8] Podgotovitel'nye materialy k 13-mu Kongressu OON po preduprezhdeniju prestupnosti i ugolovnomu pravosudiju «Preduprezhdenie prestupnosti v interesah ustojchivogo razvitija», Doha, 12-19 aprelja 2015 g. URL: http://www.un.org/ru/events/crimecongress2015/ about.shtml.
[9] Stepashin S. V. Teoretiko-pravovye aspekty obespechenija bezopasnosti Rossijskoj Federacii: diss. dok. jurid. nauk. — SPb., 1995.
[10] Ter-Akopov A.A. Bezopasnost' cheloveka // Teoreticheskie osnovy social'nopravovoj koncepcii. — M., 1998.