Научная статья на тему 'Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации: к постановке проблемы'

Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД / CRIMINOLOGICAL SECURITY / POLICE / CRIMINAL ACTIVITY / PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губарева Татьяна Ивановна

В статье автор поднимает вопрос об уровне криминологической безопасности в современной России, анализирует статистику уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников полиции Ставропольского края за период с 2010 по 2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Губарева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological security in the system of national security of Russian Federation: on statement of problem

In this article the author raises the problem of a level of criminological security in contemporary Russia, analyzes the statistics of criminal cases initiated against police officers of the Stavropol region for the period from 2010 till 2012.

Текст научной работы на тему «Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации: к постановке проблемы»

Губарева Татьяна Ивановна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России (тел.: 88652387141)

Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации: к постановке проблемы

В статье автор поднимает вопрос об уровне криминологической безопасности в современной России, анализирует статистику уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников полиции Ставропольского края за период с 2010 по 2012 гг.

Ключевые слова: криминологическая безопасность, полиция, преступность, защита прав и свобод.

T.I. Gubareva, Candidate of Jurisprudence, Senior Assistant of Administrative Law and Administrative Activity's Department (Krasnodar University of Russian Ministry of Internal Affairs, Stavropol Branch); tel.: 88652387141.

Criminological security in the system of national security of Russian Federation: on statement of problem

In this article the author raises the problem of a level of criminological security in contemporary Russia, analyzes the statistics of criminal cases initiated against police officers of the Stavropol region for the period from 2010 till 2012.

Key words: criminological security, police, criminal activity, protection of rights and freedoms.

Г

лобализационные процессы, внутренних и внешних угроз, которое позволяет

разворачивающиеся в совре- обеспечить конституционные права, свободы,

менном мире, являются не толь- достойные качество и уровень жизни граждан,

ко катализатором развития об- суверенитет, территориальную целостность и щественных отношений во всех устойчивое развитие Российской Федерации,

сферах, они дают импульс для оборону и безопасность государства.

использования новейших технологий в преступ- Современное правовое регулирование нацио-

ной деятельности. Современная преступность не нальной безопасности представлено целым ря-

знает территориальных и финансовых границ, и дом нормативно-правовых актов. Среди них:

помощником ей являются новейшие информа- Федеральный законы от 28 декабря 2010 г.

ционные и инновационные технологии. Резуль- № 390-Ф3 "О безопасности"; от 10 декабря 1995

татом выхода преступной деятельности на новый г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движе-

уровень является угроза безопасности граждан, ния"; от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспор-

отдельного государства и даже группы госу- тной безопасности"; от 9 января 1996 г. № З-ФЗ

дарств. Именно поэтому слово "безопасность" "О радиационной безопасности населения"; от

все чаще встречается не только в военном деле, 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопас-

юриспруденции или экономике, но и на бытовом ности пищевых продуктов"; от 21 декабря 1994

уровне. г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; от 3 ап-

Согласно толкованию слово "безопасность" реля 1995 г. № 40-ФЗ "О Федеральной службе

означает отсутствие опасности; сохранность, безопасности".

надежность; "безопасный" - значит неопасный, Особую роль в обеспечении национальной

неугрожающий, не могущий причинить зла или безопасности играет Указ Президента РФ от 12

вреда. В свою очередь под национальной безо- мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной

пасностью следует понимать состояние защи- безопасности Российской Федерации до 2020 щенности личности, общества и государства от года", в котором стратегическими целями обес-

172

печения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности названы защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

В юридической науке под общественной безопасностью, являющейся частью национальной безопасности, традиционно понимают уровень защищенности личности, общества и государства от угроз общеопасного характера (преимущественно внутренних). В литературе по уголовному праву отмечается, что общественная безопасность является сложным и многоаспектным явлением, являясь одновременно не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и граждане, и государство в целом. Такая многогранность общественной безопасности предопределяет ее сложную систему, состоящую из: 1) разработанной доктрины безопасности, которая выступает как определенная идеология и одновременно как программа действий; 2) правовой основы, реально позволяющей защищать интересы общества и его граждан и их объединений; 3) системы государственных органов, обеспечивающих безопасность общества; 4) общественной системы безопасности, т.е. совокупности неправительственных, общественных организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него; 5) корректной системы средств и методов обеспечения безопасности, основанной на демократических принципах [1, а 672].

Говоря о криминологической безопасности как одной из составляющих общественной безопасности, следует отметить, что криминологическая безопасность выступает одним из обязательных атрибутов, обеспечивающих нормальное функционирование демократического государства. Проблемы криминологической безопасности в России стоят довольно остро, и подтверждением этому является современная уголовно-правовая статистика.

Дискуссии ученых относительно данной проблемы свидетельствуют о том, что в настоящее время назрела острая необходимость в выработке такой модели организации борьбы с преступностью, которая была бы в состоянии обеспечить объективное состояние защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства от преступных

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ посягательств и угроз таких посягательств, а также осознание людьми такой защищенности, то есть способную обеспечить криминологическую безопасность.

Сейчас было бы преждевременным говорить о том, что граждане нашей страны чувствуют себя защищенными от преступных посягательств на их права и свободы, даже на такие, как право на жизнь. К сожалению, в настоящее время приходится констатировать случаи преступных посягательств на права и свободы граждан со стороны представителей правоохранительных органов, что недопустимо в стране, провозглашающей демократические принципы. Совершаемые сотрудниками правоохранительных органов преступления наносят серьезный удар по репутации, как отдельных государственных органов, так и всей системы органов государственной власти.

В этой связи бессмысленно заявлять о криминологической безопасности, когда во всех регионах нашей страны возникают ситуации, где простые граждане сталкиваются с преступными посягательствами со стороны представителей государственной власти. Особую опасность и непонимание со стороны общественности вызывают преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел. Преступные действия отдела "Дальний" в Казани, смерь избитого подростка в 75-м отделении полиции в Санкт-Петербурге, другие подобные случаи поражают своим цинизмом, неуважением прав человека и нежеланием следовать букве закона [2; 3].

Если обратиться к статистике Главного управления МВД России по Ставропольскому краю, то можно увидеть, что только за 3 месяца 2012 года (1-й квартал) возбуждено 23 уголовных дела в отношении 27 сотрудников органов и подразделений ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

Анализируя общую тенденцию по данному региону, можно сказать, что преступления, совершаемые сотрудниками полиции, идут на снижение. Если в 2010 г. в отношении сотрудников полиции в Ставропольском крае было возбуждено 93 уголовных дела, то в 2011 г. - 71 уголовное дело. Однако для одного субъекта Российской Федерации эта цифра все равно остается высокой.

Статистика 2011 г. знает случаи и наездов на пешеходов, и укрывательства от учета и регистрации заявлений о краже имущества граждан, и фальсификации различных служебных документов, и предоставления подложных дипломов о высшем образовании, и незаконного вывоза из СИЗО следственно-арестованных для встреч с родственниками и передаче наркотиков, и полу-

173

чения взяток, и причинения гражданам телесных повреждений различной степени тяжести. Особо хочется выделить анекдотичные ситуации, которые, впрочем, не уступают по степени общественной опасности перечисленным выше. Это, к примеру, открытое похищение с торгового места на рынке мешка картошки весом в 25 кг, избиение сотрудником полиции, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, сотрудника ДПС или кража из чужого автомобиля аккумулятора и колонок.

Подобные случаи снижают уровень доверия населения к сотрудникам полиции и способствуют формированию негативного отношения к органам внутренних дел. Безусловно, когда свободы и законные интересы граждан нарушены, они вынуждены обращаться в органы внутренних дел за защитой нарушенных прав. Однако зачастую они сталкиваются с непробиваемой стеной бюрократии, коррупции и формального подхода к решению их проблем. Об этих проблемах говорит сегодня и руководство нашей страны, и ученые, и средства массовой информации.

Поэтому, для обеспечения криминологической безопасности в стране в целом, необходимо в первую очередь обеспечить гражданам чувство уверенности в должностных лицах государственных органов, основной функцией которых является защита прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи абсолютно оправданно в Указе Президента РФ "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" регламентировано, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

В этих целях уже полным ходом идет необходимая реструктуризация федеральных органов

исполнительной власти, как с функциональной, так и с институциональной точки зрения. Дополнительным импульсом в развитии уважения к букве закона является повышение уровня денежного довольствия государственных служащих, что должно способствовать поступательному движению к реализации Национального плана противодействия коррупции и снижению уровня преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов.

В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб по обеспечению криминологической безопасности, создания единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, необходимы не только разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений, необходима также разработка и проведение воспитательных мероприятий среди сотрудников правоохранительных органов, которые необходимо включить в формируемые долгосрочные концепции комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб. Другим не менее важным аспектом данных концепций должны стать повышение социальной ответственности органов обеспечения государственной и общественной безопасности, обеспечение строгого выполнения должностными лицами правоохранительных органов своих обязанностей и недопущение формального подхода к защите прав и законных интересов граждан.

1. Курс уголовного права. Т. 4. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002.

2. Российская газета. 2012. 16 марта.

3. Российская газета. 2012. 12 мая.

1. Course of Criminal Law. Volume 4. Particular Part/Edited by. G.N. Borzenkov, VS. Komisssarov. Moscow, 2002.

2. Rossiyskaya Gazeta. 2012. 16 march.

3. Rossiyskaya Gazeta. 2012. 12 may.

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.