Научная статья на тему 'Криминогенное влияние на формализацию поведения молодежи'

Криминогенное влияние на формализацию поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1033
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминогенное влияние на формализацию поведения молодежи»

Мерзаканов Сергей Айтечевич,

кандидат социологических наук,

г. Туапсе, заместитель генерального директора

ООО «Роснефть - Туапсенефтепродукт»

КРИМИНОГЕННОЕ

ВЛИЯНИЕ НА ФОРМАЛИЗАЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

КАК ВЫШЕ уже отмечалось, молодежная и подростковая преступность в настоящее время активно прогрессирует, её росту во многом способствуют объективные и специфические условия нашей жизни. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так и в территориальном и профессионально-образовательных аспектах. С учетом неуклонного роста безработицы среди молодежи, несомненно, она будет способствовать и уже способствует формированию среди незанятой молодежи групп, устойчиво подверженных криминальному влиянию. В преступном поведении молодежи все более значительную роль играют социальные мотивы, порожденные беспризорностью, бедностью и нищетой. Более 60 процентов участников групповых преступлений проживают в семьях с нищенским уровнем доходов. В этом, прежде всего, причина усиления корыстной направленности деятельности молодежных преступных групп.

Проблема криминогенного влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность. Молодежи, в какой степени приходится ежедневно испытывать на себе воздействие молодежной и подростковой преступности. 78% от числа опрошенных молодых людей сталкивались за последние два года с различного рода правонарушениями среди молодежи и подро-

стков. Среди основных видов правонарушений первенство принадлежит дракам и хулиганству Как показывает анализ статистических данных и ответов молодых правонарушителей, объем корыстных преступлений - воровства, вымогательства денег, мошенничества - в настоящий момент быстро растет: в каждом втором ответе молодых респондентов, испытавших на себе воздействие молодежной и подростковой преступности, содержится указание на виды корыстных правонарушений.

Возрастает влияние на молодежь взрослой криминальной среды. В половине дел об организованных преступных группах и бандах с участием подростков и молодежи проходят не установленные следствием взрослые лица - организаторы, подстрекатели, перекупщики, поставщики оружия и технических средств. Практически в каждой выявленной группировке антиобщественной направленности присутствовал взрослый лидер, советчик или консультант.

Как известно, проблема лидерства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо она не просто определяет характерные особенности интеграции групповой деятельности, а психологически описывает субъекта этой интеграции. Наиболее общим и распространенным является подход к типологизации лидерства К. Левина.

Он выделил три основных типа лидера: авторитарный, демократический и попустительский. Каждый из трех типов лидерства характеризуется с

70

формальной и содержательной стороны.

Так, авторитарный стиль предполагает краткие распоряжения; запреты без снисхождений, с угрозой; неприветливый тон; оценку членов группы, исходя из крайне субъективных критериев (формальная сторона). Определение целей группы осуществляется как непосредственная перспектива; планирование дел заранее и во всем объеме (содержательная сторона). Демократический тип лидерства с формальной точки зрения характеризуется товарищеским стилем обращения лидера к членам группы; дискуссионное обсуждение принятия запретов и санкций; нахождение лидера постоянно внутри группы. Содержательный аспект лидера демократического типа: мероприятия планируются не лидером заранее, а внутри группы; за реализацию предложений отвечают все; общие дела группы обсуждаются совместно. Попустительский стиль лидерства исходит из следующих составляющих: лидер не проявляет сотрудничества с членами группы; находится в стороне от них; никак не оценивает деятельность членов группы (формальная сторона). С содержательной точки зрения можно отметить, что в группе дела идут сами по себе; лидер не дает указаний; нет никакой согласованности в действиях членов группы1.

Какой тип лидерства наиболее приемлем для группы, состоящей из трудных подростков? Если исходить из принятой и привычной классификации лидеров по трем типам, то наиболее распространенным будет попустительский тип, с некоторыми элементами, которые традиционно относятся к демократическому Этот вывод делается на основании того обстоятельства, что интеграционные процессы, происходящие в данной малой группе, строятся, прежде всего, из феномена социального протеста.

Трудные подростки - это дети, которые признаются таковыми в обществе вследствие того, что они нарушают определенные правила, установленные этим обществом. Сознательно или невольно они являются в некотором роде изгоями и образуют свою собственную субкультуру Подростки, которые высказывают протест против установленных обществом норм, формируют свои собственные нормы, которые становятся правилами, организующими их жизнь. Нормы данной субкультуры по идее должны обуславливать большую степень интеграционной сплоченности, нежели нормы в тех группах, которые формируются на основе признания базовых ценностей культуры. И лидерство в таких группах должно быть авторитарным (оно как бы предполагает, что подобный тип лидерства является наиболее эффективным с точки зрения руководства группой). Однако, учитывая психологические особенности трудных подростков, характеризующие отказом от авторитетов, символическим отношением к вещам, нонконформизм, в большинстве случаев авторитарный стиль лидерства в среде трудных подростков неприемлем.

Лидер группы трудных подростков всегда должен находиться внутри коллектива своих единомышленников. Он должен быть составной частью группы. Случаи, чтобы подростки, характеризующиеся слабой степенью конформности, демонстративно или скрытно дистанцирующиеся от группы, являются лидерами редко. Это будет неизбежно расценено членами группы, как стремление «отделиться», «возвыситься», «стать авторитетом».

Правда, в этом случае могут быть свои особые исключения. Так, если руководство группой подростков, состоящей из потенциальных преступников, возглавляет взрослый человек, который является безусловным авторитетом для подростков, то здесь тип лидерства, вне всяких сомнений, будет авторитарным. Более того, в группе подростков одного возраста может сформироваться иерархия, подобная той, что существует в среде взрослых преступников.

Демократизм формирования межгрупповых отношений обуславливается фактором одного возраста членов группы. В этом случае в группе трудных подростков единственным интеграционным фактором будет нонконформизм, который оказывает сплачивающее действие через различные формы антисоциальных действий. В таких условиях наиболее вероятностным условием формирования группы является отсутствие иерархии, и форма лидерства может быть только демократической. Лидер в такой группе будет иметь лишь формальное значение, так как, по сути, он лишен реальных рычагов воздействия на группу, обладая лишь возможностью убеждения.

Иерархические отношения в группах трудных подростков выстраиваются лишь при условии существования в одной группе разновозрастных членов. Поскольку в подростковом возрасте физические параметры (в частности, физическая сила) играют огромную роль, то и иерархия будет выстраиваться по мере обладания одними членами группы физического превосходства над другими. Если один из членов группы будет превосходить всех остальных физическими параметрами, то он вероятнее всего и станет лидером.

Объем его лидерских полномочий будет зависеть от степени групповой сплоченности - если она достаточно высокая, то он вполне может стать авторитарным лидером. Если групповая сплоченность низкая и мобильность выхода и входа в группу оценивается как значительная, то едва ли лидерство в данной группе будет авторитарным и вряд ли лидер может как-то (в сравнении с другими членами группы) воздействовать на процесс принятия группового решения.

Нонконформизм является стержневой основой для формирования групповой сплоченности в среде трудных подростков. Чем в большем объеме отрицаются ценности «большого» общества, тем сильнее должна быть выражена групповая сплочен-

1 Андреева Г.М. Указ. соч. С. 223-224.

71

ность. Поэтому проблему лидерства в среде трудных подростков следует рассматривать особенно пристально и через призму этого аспекта (а не только оценки возраста членов группы).

Элементы авторитаризма сильнее будут проявляться в управлении группой там, где значительнее будет отрицание ценностей культуры. И, напротив, чем более выявляется фактор социализированное™ подростков в систему общепринятых ценностей, тем менее значительным является фактор авторитарности в управлении групповыми процессами.

Нынешнюю ситуацию в России можно определить словами М. Гершензона: «настанет время, когда юноше на пороге жизни уже не встретить готовый идеал, а каждому придется самому определять для себя смысл и направление своей жизни, когда каждый будет чувствовать себя ответственным за все, что он делает и все, чего он не делает»1. Юность - период усвоения социальных ролей, время выбора, проб и ошибок.

Каждый из нас, являясь наследником предшествующей культуры человечества, вправе выбирать из всего многообразия ее моральных, политических, идеологических, эстетических и других ценностей. Однако объективными условиями существования мы уже поставлены в ограниченный круг возможностей, обусловленный и генетическими, и социально-политическими, и национальными, и экономическими и прочими факторами. Сегодняшнее переходное состояние российского общества делает такой выбор довольно сложным.

Ориентация молодых людей на те или иные ценности и образцы поведения в общественной жизни, в частности, сфере досуга, зависит от множества объективных и субъективных факторов: возраста (наибольшая субкультурная активность наблюдается в 16-17 лет и резко снижается к 21 году), интеллектуального потенциала личности, социального происхождения (уровня образования и характера ценностных ориентации родителей), особенностей общения со сверстниками (наличие и направленность неформальной группы, качества ее лидера), места жительства.

Сложившиеся в нашем обществе воспитательные аспекты досуга потеряли свою ценность, что привело к поискам неформальных способов реализации свободного времени. В его структуре стали преобладать репродуктивно-развлекательные виды деятельности. Тяготение к ним стало объективной реальностью. Естественно, серьезные занятия, необходимые для развития личности, вытесняются из досуговой деятельности и рассматриваются как обременительные. Преобразовательные виды отдыха потеряли популярность. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что молодежь из всех форм реализации свободного времени выбирает те, которые рассчи-

таны на бездумную развлекательность.

Бытует устойчивый миф о повальном увлечении молодежи рок-музыкой. Однако среди респондентов только 53,7 % являются ее поклонниками. Из них 4,4 % - фанатичные приверженцы «хэви металл», не признающие других форм культуры. Единственная группа, в которой рок-музыка занимает первое место среди увлечений, - учащиеся ПТУ. В качестве культурного «кода» здесь превалирует звук, а не слово. Это косвенно подтверждается и такими данными: вербальная деятельность характеризует совместный досуг 82% школьников, 65% студентов и лишь 44% учащихся ПТУ.

К какой социальной среде принадлежат учащиеся ПТУ? У 60% родители - рабочие, место жительства - городские окраины и заводские районы. Если в среднем в выборке доля учащихся ПТУ составляет 25%, то в группах «металлистов» их 56,5%, столько же их и в другой группе «социального риска» - рокеров, среди футбольных болельщиков -40%. К сожалению, в этой категории особенно много примеров отклоняющегося поведения: среди тех, кто пробовал наркотики, их 34,6% (школьников -29,1%, студентов - 24%, учащихся техникумов -12,3%), среди употребляющих токсические вещества учащихся ПТУ - 42,6%, студентов вузов - 9,2%, школьников - 6,7%, учащихся техникумов - 1,3% 2.

Социальное поведение этих групп отличает ориентация на приобщение к вещественным символам городской жизни (радио- и видеоаппаратура, мотоциклы, спортивная символика и др.), демонстративность поведения, агрессивность, «экзотичность» внешнего вида. Вместе с тем для таких молодых людей характерен высокий уровень конформизма не только по отношению к своей компании, но и к обществу в целом.

Важно отметить, что участники этих групп мало образованы и обладают весьма низким общим уровнем. Среди металлистов, например, велика доля (11%) тех, кто вообще находится «вне» культуры: книг не читает, театры и музеи не посещает, по телевизору смотрит исключительно спортивные и музыкальные передачи. В меньшей степени подобная ситуация характерна и для рокеров, и для футбольных фанатов. Эти молодые люди тяготеют к «общинному» сознанию, где представления о суверенной личности попросту отсутствуют. Показательны требования, которые они предъявляют к неформальному лидеру группы. Для всех категорий учащихся главным качеством, которым должен обладать лидер, является общительность, что вполне понятно, иначе он просто не сможет выполнять связующую роль.

Однако для учащихся ПТУ, а особенно для тех, кто причисляет себя к металлистам и рокерам, степень значимости этого качества не так высока. Они особенно ценят смелость, физическую силу, умение

1 Гершензон М.О. Творческое самосознание. М., 1994. С. 96.

2 Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей //Социологические исследования, 1989. №4. С. 52.

72

найти интересное занятие для всех. Следует обратить внимание на то, что эти подростки не способны самостоятельно распорядиться собой - они ждут внешней организующей силы. Поэтому у них и не формируется осознанное отношение к себе и к своим поступкам - делают то, что и «все».

Длительное время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол. Однако уже в 70-80-е годы ХХ столетия стали складываться неформальные молодежные группы, в ряде случаев продуцирующие свою собственную культуру Это был протест нового поколения против того состояния, в котором пребывало общество, против утилитаризма, конформизма, стандартов массовой культуры. До середины 80-х годов существовали две молодежные группировки: нормативная - идеологизированная и противопоставляющая себя ей неформальная. С началом перестройки это жесткое деление перестало существовать, границы размылись.

Постепенно наркотики становятся частью молодежной субкультуры как культуры определенной социально-демографической группы, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов самореализации. Ее отличает феномен субъективной размытости, который выражается в отсутствии самоидентификации и распространенности поведенческих стереотипов, обусловливающих деперсонализацию ориентации и установок.

В неформальной среде появились и быстро стали популярны «кислотные дискотеки». В 80-е гг. стал модным ЛСД, употреблять его было престижно. Именно в этот период популярным становится Кастанеда и некоторые другие философские течения, связанные с изменением сознания. Был подброшен миф, что ЛСД, кокаин, героин, другие виды ПАВ стимулируют творческий процесс, повышает творческую энергию, экспрессию. Употребление наркотиков стало окружаться ореолом романтизма и элитарности, поклонники, благодаря рекламной роли СМИ, начали активно подражать кумирам1.

Автор рассматривает наркогенную субкультуру как часть молодежной субкультуры, как конгломерат правдоподобных мифов, которые зачастую некритически принимаются на веру (интроецируют-ся) молодыми людьми. Поскольку наркогенная субкультура является достаточно агрессивной и резистентной к антинаркотической профилактике, то, на наш взгляд, существует необходимость в создании таких профилактических программ, которые бы учитывали тенденции к принятию тех или иных наркогенных мифов в различных молодежных группах.

В силу общей социально-политической ситуации в стране неформальные группы находились в «андеграунде». С началом процессов гласности и перестройки, легализовав свою деятельность, они довольно громко заявили о себе, значительно увеличив тем самым свою численность. Определенное

место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.п.) Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные организации которых носили некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, зеленые). Выделялись группы аполитического характера (хиппи, панки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовались популярностью эстетствующая группа «митьки», выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем. Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы («качки»), а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (гопники, люберы и т.п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со «скверной» в лице хиппи, панков и др.

Неформальные страсти металлистов, рокеров, панков, системных ребят, брейкеров, хайлайфистов и прочих групп и объединений с броскими названиями, которых неустанно «открывали» для широкой публики и усиленно рекламировали средства массовой информации. Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, одежде, увлечениях, жаргоне, достигая иногда откровенно экстремистских форм. Однако, как правило, течения западной молодежной субкультуры на нашей почве зачастую трансформировались в довольно нелепые формы, носили внешний характер.

Важно отметить, что в условиях системного кризиса, когда отсутствуют оптимально функционирующая государственная система, идеология, сплачивающая общество, когда возникают политические партии, объединения и течения, характеризующиеся нестабильностью внутренней организации, но тем не менее, определяющие политический климат в стране, различные молодежные группы и движения становятся более значимыми. Некоторые из них могут оказаться той серьезной подпиткой, которую реальные политические партии будут использовать в своих интересах и целях.

В настоящее время в молодежной среде можно выделить три ведущие групповые формы. Первая характерна для молодых людей, занимающихся мелким бизнесом (мажоры). Такие группы складываются в интересах деловых операций (в основном разовых) и проведения свободного времени. Они ориентированы на легкое добывание денег и «красивую жизнь». Их характеризуют беспринципность, деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. В области нравственности им присущ моральный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

1 Шашков В.Н. В сетях нарколобби. М. 1999г. С.10-13.

73

Вторая групповая форма проявляется в деятельности «люберов», «гопников» и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием культа «физической силы», ярко выраженной криминальной направленностью и во многих случаях связью с уголовным миром. Их «идеология» опирается на примитиви-зированные социалистические идеалы, окрашенные «уголовной романтикой». Основу деятельности таких групп составляют мелкий рэкет и спекуляция. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом и в любой момент могут стать инструментом в деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

Третья групповая форма - так называемые яппи и неояппи. Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение себе в будущем «нормальной жизни» (материального достатка) и на продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылке достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни. Поэтому в этой среде пользуются спросом исключительно практические образовательные курсы. Для них характерно стремление «делать деньги» и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов. Им свойственны технократические установки и собственная субкультура с весьма дорогостоящими материальными атрибутами1.

Рост численности молодежи во «взрослых» преступных группировках, усиление групповых проявлений молодежной и подростковой преступности эксперты считают самыми главными факторами при оценке развития криминогенного влияния на подростков и молодежь.

Существенным проявлением криминогенного влияния на молодежь является неуважение к закону, представление о нем как о факторе второстепенной важности. Правовой нигилизм, снижение нравственных и правовых барьеров, отделяющих молодежь от криминального мира, объясняют рост численности криминальной молодежи в целом.

Массовый правовой нигилизм молодежи на фоне разгула преступности может привести к введению чрезвычайных положений и мер, которые со временем станут обычной нормой жизни. Уже через несколько лет можно ожидать введения подобных мер в некоторых российских регионах, где нара-

стает вал преступности и социальный хаос2.

Сильное влияние на молодежь нередко оказывают криминальные «авторитеты». Информация о криминальных авторитетах, влияющих на молодежь, часто имеет приблизительный характер, в ней, как правило, отмечается общая тенденция влияния. Вместе с тем их роль в восприятии и освоении современной молодежью норм криминальных отношений весьма ощутима. В сознании молодежи произошла абберация оценок и роли авторитетов криминального мира и правоохранительных органов, прежде всего, милиции.

Следует также отметить, о влиянии на различные форм делинквентного поведения молодого человека авторитетных криминализированных сверстников. В последнее время исследователи обратили внимание на роль такого социально-криминального института, как «общак», в процессе усиления молодежной делинквентности. Поддерживая отдельных молодых людей с помощью «обща-ка», криминальные авторитеты и криминальные группы «приобщают» их к преступным деянием. «Общак» - преступное сообщество, которое, имеет ряд особенностей, свидетельствующих о его организованном характере.

Его основные направления деятельности можно представить следующим образом: пропаганда «воровского закона» - преступной идеологии; организация нелегальных каналов связи «общака» с местами лишения свободы, следственными изоляторами для оказания помощи и информационного обмена; оказание материальной и иной помощи лицам, сотрудничавшим на воле с «общаком», находящимся в местах лишения свободы и освобождающимся из них; вовлечение молодежи и несовершеннолетних в преступную деятельность; присвоение преступникам функций третейского суда, «арбитража» в «разборках», спорах между преступными группами, коммерческими структурами, частными лицами.

Все более очевидным является стремление «об-щака» уже не просто обладать огромными средствами, а контролировать власть, самим иметь ее, легализоваться и утвердиться в общественном сознании. «Общак» и подконтрольные ему организации в настоящее время стараются больше использовать психологические методы в общении с представителями различных возрастных и социальных групп.

Проникновение преступной идеологии в молодежную среду подтверждает то обстоятельство, что в сознании некоторой части подростков и молодежи укрепляется мнение о том, что быть судимым, носить знаки принадлежности к преступному миру чуть ли не признак высочайшей доблести.

По мере взросления молодежи, ее контакт с родителями ослабевает, что становится нормой. Ибо родители не в состоянии оказывать прежнее влия-

1 Погосян Л.А., Бондаренко С.В,, Черноус В.В. Профилактика девиантного поведения молодежи. Ростов-на-Дону, 2003. С. 139.

2 См.: Карпухин Ю. Неучтенное ало // Труд. 1999. 23 февр.

Т4

ние на ребенка, более значимым становится мнение сверстников, к нему чаще прислушиваются, с ним чаще считаются. В случае если родители упрямо настаивают на своих требованиях, у молодежи часто проявляется реакция эмансипации и крайние формы самостоятельности.

Многие проблемы молодежь решает самостоятельно или, опираясь на нормы референтной группы, в которой теперь он находится, или просто общаясь со сверстниками. Правда, это общение не компенсирует необходимого общения с родителями. Некоторые советы могут дать только родители или же просто взрослые. Хотя и в этом случае мнение референтной группы, ее нормы и правила остаются очень значимыми для молодежи. Большую роль при этом играют групповые образцы и лидеры, оказывающие деформирующее влияние на процесс становления социальной идентичности подростка в период социализации.

В результате роста криминогенного влияния

на молодежь происходят важные изменения в ее сознании и поведении, в ходе которых существенно трансформируется её социальное самочувствие. В нем доминирует чувство опасности в связи с ростом молодежной и подростковой преступности. Одна часть молодежи «погружается» в мир криминальных отношений, а другая пытается изолироваться от этого мира.

Важным проявлением криминогенного влияния на молодежь является проникновение в её сознание и поведение элементов криминальной субкультуры, прежде всего, «блатного жаргона», уголовно-тюремного фольклора, татуировок с типичными тюремными сюжетами.

Существенное значение имеет в современных условиях ослабление правовых регуляторов поведения молодежи. В первую очередь это связано с расширением правового нигилизма и формированием установки на допустимость правонарушений, на возможность силового решения жизненных проблем.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.