Научная статья на тему 'Криминализация нравственного сознания современной молодежи'

Криминализация нравственного сознания современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / TRADITIONAL MORAL VALUES / ЦЕННОСТИ ПРОТЕСТАНТИЗМА / THE VALUES OF PROTESTANTISM / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / UNIVERSAL HUMAN VALUES / КРИМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / CRIME VALUES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ECONOMIC CRIME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрижов Евгений Юрьевич

В статье рассматриваются проблемы, касающиеся резкого роста преступности в современном российском обществе, появления бездомных и беспризорных, отказа от высших идеалов своего бытия в пользу личной выгоды и других негативных социальных явлений, которые заставили ведущих психологов России обратиться к проблеме нравственного сознания общества. А. Л. Журавлёв, А. В. Юревич, М. И. Воловикова, В. Е. Семёнов, А. А. Гостев и другие считают криминализацию нравственного сознания общества одним из психологических факторов его функционирования. Статья посвящена психологическому анализу этого фактора. В ней дан обстоятельный анализ нравственных ценностей, представленных в сознании различных групп общества. Показано значение и влияние на поведение людей традиционных нравственных ценностей нашего общества, универсальных (общечеловеческих) ценностей, ценностей протестантизма. Показаны различия между этими этическими системами, как религиозными, так и светскими. Автором установлена связь криминального поведения личности с нравственными ценностями, особенно с ценностями индивидуализма, прагматизма и утилитаризма. Показана их противоположность традиционным нравственным ценностям русского общества. Статья содержит большой статистический материал о доминирующих нравственных ценностях в гендерных, возрастных, профессиональных, образовательных группах. Приведены данные об особенностях нравственного сознания преступников-рецидивистов (мошенников), отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. Эти данные подтверждают теоретические положения статьи. Приведены результаты психологического исследования нравственного и правового сознания современной российской молодежи, а также теоретического анализа современных трудов в области психологии нравственности. Доказано влияние ценностей прагматизма, индивидуализма и потребительства на криминализацию морального сознания современной молодежи. Проведен сравнительный анализ отношения к криминальным ценностям социальных групп молодежи, отличающихся по возрасту, образованию, полу и профессиональной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sharp rise in crime in modern Russian society, the appearance of homeless and street children, the abandonment of the highest ideals of one's being in favor of personal gain and other negative social phenomena have made the leading Russian psychologists to address the problem of society’s moral conscience. A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich, M.I. Volovikova, V.E. Semenov, A.A. Gostev and others consider criminalization of society’s moral conscience to be one of the psychological factors of its functioning. The article is devoted to the psychological analysis of this factor. It gives a detailed analysis of the moral values represented in the minds of different groups of society. The importance and influence of traditional moral values of our society, the universal (common to mankind) values and the values of Protestantism on people's behaviour are shown. The differences between these ethical systems, both religious and secular, are described. The author shows the relationship between a person's criminal behaviour and moral values, especially the values of individualism, pragmatism and utilitarianism. The contrast between such values and the values of Russian society is displayed. The article contains a lot of statistical material about the prevailing moral values in gender, age, professional and educational groups. The data on the peculiarities of moral conscience of repeat offenders (fraudsters) serving a criminal sentence in prison are presented. These data prove the theoretical propositions of the article. The results of a psychological study of modern Russian youth's moral and legal conscience, as well as the results of a theoretical analysis of the contemporary works in moral psychology are given. The influence of pragmatism, individualism and consumerism values on the criminalization of modern youth's moral conscience has been proved. A comparative analysis of the attitudes to crime values in social groups of young people different in their age, education, gender and professional occupation has been carried out.

Текст научной работы на тему «Криминализация нравственного сознания современной молодежи»

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Е. Ю. Стрижов

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, касающиеся резкого роста преступности в современном российском обществе, появления бездомных и беспризорных, отказа от высших идеалов своего бытия в пользу личной выгоды и других негативных социальных явлений, которые заставили ведущих психологов России обратиться к проблеме нравственного сознания общества. А. Л. Журавлёв, А. В. Юревич, М. И. Воловикова, В. Е. Семёнов, А. А. Гостев и другие считают криминализацию нравственного сознания общества одним из психологических факторов его функционирования.

Статья посвящена психологическому анализу этого фактора. В ней дан обстоятельный анализ нравственных ценностей, представленных в сознании различных групп общества. Показано значение и влияние на поведение людей традиционных нравственных ценностей нашего общества, универсальных (общечеловеческих) ценностей, ценностей протестантизма. Показаны различия между этими этическими системами, как религиозными, так и светскими.

Автором установлена связь криминального поведения личности с нравственными ценностями, особенно с ценностями индивидуализма, прагматизма и утилитаризма. Показана их противоположность традиционным нравственным ценностям русского общества.

Статья содержит большой статистический материал о доминирующих нравственных ценностях в гендерных, воз-

растных, профессиональных, образовательных группах. Приведены данные об особенностях нравственного сознания преступников-рецидивистов (мошенников), отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. Эти данные подтверждают теоретические положения статьи. Приведены результаты психологического исследования нравственного и правового сознания современной российской молодежи, а также теоретического анализа современных трудов в области психологии нравственности.

Доказано влияние ценностей прагматизма, индивидуализма и потребительства на криминализацию морального сознания современной молодежи. Проведен сравнительный анализ отношения к криминальным ценностям социальных групп молодежи, отличающихся по возрасту, образованию, полу и профессиональной принадлежности.

Ключевые слова: традиционные нравственные ценности, ценности протестантизма, универсальные и общечеловеческие ценности, криминальные ценности, экономическая преступность.

Современные исследования нравственности обычно проходят в пределах сложившихся этических парадигм: деонтологии, аретологии, фелицитоло-гии и аксиологии. Недостатком многих исследований на эту тему было изучение «идеальных» этических систем, в которых этические ценности, нормы и принципы сочетаются друг с другом, образуя безупречное, с точки зрения ло-

гики, иерархическое дерево. Применение выводов и положений психологической антропологии и этики человеческого бытия С. Л. Рубинштейна позволяет нам уйти от абстрактных рассуждений о добре и зле, применить положения принципа детерминизма к человеку в системе морально-правовых отношений как носителю нравственных ценностей.

Современное духовно-нравственное направление отечественной психологии построено на изучении роли нравственных ценностей в нашей культуре. Психологами, работающими в этом направлении, сделано несколько важных выводов об особенностях нравственного сознания современного российского общества. В систему его ценностей наряду с традиционными ценностями русского общества входят и другие ценности, заимствованные из иностранных религиозных и светских этических систем.

Наиболее широко в сознании нашего общества представлены религиозные ценности русского православия. Совесть образует сердцевину личной и соборной жизни русского православного христианина. Православный человек относится к смыслам христианской истины как к свету, идущему из глубины собственной совести. Нравственное совершенство для него—это непрерывный и бесконечный процесс приобщения к божественному идеалу. Загробная жизнь для православного христианина зависит только от его нравственного совершенства, безгрешности или греховности. В православии спасение человека понимается не как избавление от вечных наказаний благодаря наличию заслуг, а как процесс

духовного освящения и преображения человеческой личности. И. Ильин считал, что православие сводится к этике, личному пути и подвигу, описанию способов достижения духовного совершенства, а западное — к правилам, регла-ментациям, объяснениям. Исследования К. А. Абульхановой, М. И. Волови-ковой, Л. Л. Дикевич, О. П. Николаевой, В. Е. Семенова, О. К. Серовой свидетельствуют о том, что наши граждане сохраняют свои исконные ценности и психологические черты.

Менее значительную, но более агрессивную группу составляют ценности протестантизма. Деньги и частная собственность считаются священными, то есть высшими ценностями. Труд также является высшей ценностью, которая освящает прибыль и выгоду. Прибыль, полученная не честным и производительным трудом, а с помощью обмана и мошенничества, в протестантизме считается греховной. Однако грех можно искупить, выполнив «минимум добрых дел», то есть определенные заповеди. Выполняя так называемые евангельские советы, человек получает «сверхдолжные заслуги». Протестантизм подчеркивает ценность собственных достоинств личности и долгом человека перед самим собой.

Ценности протестантизма [3, 4] легли в основу современных светских этических систем, утверждая нормы утилитарно-рационалистической морали. Если отойти от религиозного толкования нравственных норм, то можно увидеть, что в светских этических системах отсутствует понятие греха и вместе с тем утверждается незыблемость трех главных ценностей: свободы (прав человека), ненасилия, гума-

низма. Полноценное завершение религиозные нравственные нормы протестантизма нашли в либеральных этических системах.

Протестантская этика связывала успех человека в мирских делах с перспективой его спасения после смерти, и эта перспектива тем самым выступала мощным стимулом к упорному труду, бережливости, вкладыванию накопленного богатства в развитие своего дела. Производная от нее светская этика лишена идеи спасения души посредством труда, но ее носители по-прежнему считают труд главным смыслом своей жизни. Они убеждены, что упорный труд всегда вознаграждается, осуждают праздность и лень. Протестантизм составляет основу американского образа жизни, носителями и проводниками которого являются граждане США — белые англосаксонские протестанты (WASP). Особое место представители данной культуры отводят индивидуализму. К числу фундаментальных ценностей относится «личный успех».

Психологи давно стремились представить ценности общества в виде организованной, взаимосвязанной, поддающейся объяснению системы социальных норм. Некоторые из них включали в свои теоретические конструкции и нравственные нормы, стремясь обосновать их психологическую, а не только этическую основу. Так, Л. Колберг в своей стадиальной теории морального развития обосновал универсальный характер следующих одиннадцати ценностей: законы и нормы; совесть; способность выразить свои чувства; авторитет; гражданские права; договор, доверие и справедливость в обмене; наказа-

ние и справедливость; ценность жизни; ценность и права собственности; правда или истина; любовь и секс [6, 7].

В настоящее время активно применяется методика для психодиагностики универсальных ценностей Ш. Шварца и У. Билски (Schwartz & Bilsky, 1987) [5]. Она используется в кросс-культурных исследованиях, имеет достаточно разработанную теоретическую основу и считается эффективной для изучения ценностей групп и отдельных индивидов. Универсальными, общечеловеческими, присущими все людям, авторы теории и методики считают 10 ценностей, некоторые из них имеют нравственную нагрузку.

Как видно из списка шкал, они построены на ценностях индивидуализма и прагматизма. Другие методики, построенные по такому же принципу, диагностируют нравственное сознание человека с точки зрения его утилитаризма, рационализма, но никак не с точки зрения традиционных нравственных ценностей русского общества. К ним относятся зарубежные методики на самоактуализацию личности, ее социальную компетентность, отношение к социальным нормам, к себе и другим людям. Вполне объяснимо, что полученные результаты не могут объяснить ни добросовестного отношения российской молодежи к своему труду, ни к совершенному ими обману или мошенничеству.

О своеобразном отношении молодых людей к нормам протестантской трудовой этики свидетельствуют исследования М. И. Магуры и В. С. Магу-на [4]. Суммарный индекс протестантской этики не дал значимых корреляций с экспертными оценками реального труда. Нравственное сознание мо-

лодежи содержит ценности, заимствованные из различных этических систем, как светских, так и религиозных. У современных молодых людей, как показывают наши исследования, нет стройной, осмысленной системы нравственных ценностей. Вместо нее сложился конгломерат нравственных представлений, невербализованных смыслов, стереотипов, в котором доминируют ценности индивидуализма, прагматизма и личного успеха, заимствованные из американской этической системы. В ней проявляются общечеловеческие ценности гуманизма и свободы. В ней обнаруживаются также ценности гедонизма и «вечной жизни», взятые из индуистской религии. В ней явно просматриваются ценности криминального мира с его «понятиями» о справедливости. И в то же время в ней представлены традиционные ценности доброты, любви, милосердия. Соотношение этих противоречивых ценностей, как показывают результаты наших исследований, определяется жизненным опытом, возрастом, содержанием трудовой деятельности.

Выявлены гендерные, возрастные, образовательные и профессиональные особенности нравственных ценностей у экономически активного населения. При обследовании 989 мужчин и 1478 женщин установлено, что женщины превосходят мужчин по составу и структуре этих ценностей ф < 0,012), отрицательному отношению к эгоизму ^ < 0,0001), расчетливости и прагматизму ф < 0,001). Они чаще используют нравственные альтернативы и опираются на нравственные смыслы при принятии решений о способе получения материальных благ.

Выявлено, что высокий уровень образования связан с более высокой долей традиционных нравственных ценностей (ответственности, добросовестности, трудолюбия) в сознании людей. Так, группа с высшим образованием (1073 чел.) превосходит группу со средним специальным (858 чел.) и средним образованием (536 чел), причем это превосходство имеет абсолютную статистическую значимость ф < 0,0001).

Структура нравственных ценностей тесно связана с возрастом. Она проявляется на каждом возрастном периоде, но её максимальные показатели проявляются к 40 годам. Наше исследование возрастных групп показало, что группы в возрасте до 20 лет (191 чел.), от 20 до 30 лет (1202 чел.), и от 30 до 40 лет (704 чел.) не отличаются по составу ценностей. Однако все они уступают более старшим возрастным группам от 40 до 50 лет (270 чел.) и старше 50 лет (100 чел.) тем сильнее, чем выше возрастные различия ^ < 0,0001).

Установлена профессиональная обусловленность содержания нравственной сферы сложностью и ответственностью выполняемой деятельности. Эта закономерность проявилась при обследовании 10 профессиональных групп. Наивысшие показатели — 29,22 и 26,76 балла — зафиксированы у сотрудников милиции (51 чел.) и военнослужащих (172 чел.), чья служебная деятельность подчинена интересам воинского и служебного долга, строго регламентирована и сопровождается регулярным воспитательным воздействием в системе профессиональной подготовки. Отличия в надежности этих двух групп от остальных статистически значимы ф < 0,001). Торговые ра-

Таблица 1

Распределение средних значений нравственных и универсальных ценностей у надежных граждан и мошенников (Ш = 2457]

Универсальные ценности по Ш. Шварцу и нравственные ценности по ЛО НН Средние значения по уровням нравственно-правовой надежности

Высокий 81 чел. Средний 1012 чел. Мошенники 1344 чел. 2457 чел.

Доля нравственных ценностей - честности, добросовестности, справедливости, ответственности ,778 ,533 ,153 ,403

Ценности саморегуляции - независимость от социальных норм 20,38 31,34 37,92 31,70

Ценности стимулирования -конкуренция 12,73 23,14 27,54 23,03

Ценности гедонизма -стремление к чувственным удовольствиям 14,18 24,67 27,15 22,86

Ценности власти над людьми 15,99 28,51 32,07 26,68

Ценности достижения -личный успех 21,28 32,22 35,30 32,42

Индекс нравственно-правовой надежности 70,15 39,16 -26,77 19,33

ботники (282 чел.) и рабочие торговли (391 чел.) имеют значимые отличия от остальных групп, но не различаются между собой. Группа осужденных мошенников-рецидивистов (257 чел.) имеет абсолютно значимые различия со всеми профессиональными группами.

Можно утверждать, что в современном российском обществе активно утверждаются ценности индивидуализма, прагматизма, рационализма, которые при отсутствии национальной идеи, неэффективной борьбы с коррупцией наряду с несовершенством экономических отношений прогрессируют в сторону эгоизма, корысти и отрицания моральной ответственности человека. Выявить эти негативные тенденции существующими западными методика-

ми невозможно. На виду оказываются лишь последствия изменения нравственных ценностей общества. Растет количество не только детей, брошенных своими родителей, но и стариков, брошенных своими детьми. Количество случаев мошенничества выросло за 10 лет втрое (1995-2005 гг.) с 67824 до 201941 и имеет тенденцию к ежегодному росту в 15 %.

Картина истинного нравственного состояния общества проясняется, когда психологи применяют традиционные нравственные ценности для оценки личности и социальной группы. Об этом свидетельствуют результаты исследования нравственной сферы осужденных, проведенные И. А. Кудрявцевым, который оценил моральное развитие преступников с помощью

семи смертных грехов и добродетелей, содержащихся в священных писаниях мировых религий. Он получил данные о тесных связях преступления с нравственными ценностями личности. Аналогичные выводы были получены и нами. Наши исследования показали интересное соотношение традиционных и универсальных нравственных ценностей у людей, имеющих разный уровень нравственно-правовой надежности. Традиционные нравственные ценности (честность, трудолюбие, справедливость, ответственность) и универсальные ценности индивидуализма находятся в состоянии конфликта, и по мере усиления одной из сторон происходит выбор человеком способа получения материальных благ. Как видно из таблицы, по мере усиления универсальных ценностей — эгоистических ценностей самовозвышения над людьми (по Ш. Шварцу) — в сознании снижаются доля и роль традиционных ценностей. Характерно, что максимальные показатели по эгоистическим ценностям и минимальные — по традиционным нравственным ценностям имеют мошенники, образующие низкий уровень нравственно-правовой надежности. Основания для такого вывода приведены в таблице 1.

На аморально-криминальной стадии (мошенники-рецидивисты) традиционные нравственные ценности вообще отсутствуют, в то время как универсальные ценности имеют максимальные значения, превышающие средние данные по всей выборке. Именно эта группа, имеющая отрицательные показатели нравственной надежности, совершила 100 % преступлений из числа всей выборки (2457 чел.).

Ориентация на «общечеловеческие», эгоистические и прагматические универсальные ценности, не свойственные нашей культуре, ослабляет нравственно-смысловую детерминацию поведения в ее позитивном значении, следствием чего могут быть хищения имущества, финансовых активов, баз данных, предательство, мошенничество, продажа коммерческих секретов конкурентам.

Результаты корреляционного анализа (табл. 2)свидетельствуют о том,что традиционные нравственные ценности имеют сильные отрицательные связи с ценностно-смысловыми детерминантами мошенничества (универсальными ценностями). Судя по модальности и знаку коэффициента (-0,592), они определяют резко отрицательное отношение к мошенничеству и обману. Нравственные ценности трудолюбия, добросовестности, честности, справедливости, сострадания к ближнему не согласуются с ценностями власти, самовыражения, эгоизма, чувственных удовольствий, независимости от других людей. Универсальные ценности находятся в оппозиции к традиционным нравственным ценностям.

Чем менее надежен человек, чем более он склонен к недобросовестному труду, лени, обману и мошенничеству, тем меньшую роль в регуляции его поведения играют традиционные нравственные ценности и тем выше роль в его сознании ценностей саморегуляции (независимости и автономности), самостимулирования (конкуренции), гедонизма, власти и достижения личного успеха. Ценности альтруизма у мошенников (0,687 балла) в 10 раз ниже, чем средние значения этого показателя по

Таблица 2

Корреляции ценностей и отношения социальных групп к мошенничеству (Ш = 2457]

Личностные ценности ТНЦ ОМ ЦН ЦК ЦГ ЦВ ЦД

Традиционные нравственные ценности (ТНЦ) 1 -,592** -,100* -,062 -,260** -,338** -,031

Одобрение мошенничества (ОМ) -,592** 1 ,257** ,250** ,399** ,339** ,233**

Ценности независимости (ЦН) -,100* ,257** 1 ,530** ,410** ,489** ,531**

Ценности конкуренции (ЦК) -,062 ,250** ,530** 1 ,553** ,512** ,620**

Ценности гедонизма (ЦГ) -,260** ,399** ,410** ,553** 1 ,466** ,527**

Ценности власти (ЦВ) -,338** ,339** ,489** ,512** ,466** 1 ,584**

Ценности достижения (ЦД) -,031 ,233** ,531** ,620** ,527** ,584** 1

* Корреляция на уровне р < 0.05;**корреляция на уровне р < 0.01.

выборке 2467 человек (7,270 балла), а ценности труда — в 5 раз (2,031 балла против 9,583).

В таблице 3 показаны различия в структуре личностных смыслов у двух противоположных групп: нравственно надежных лиц и осужденных мошенников-рецидивистов.

Традиционные нравственные ценности для мошенников не имеют смысла и практически отсутствуют в их сознании. Более половины смыслов их поведения (0,508) составляют смыслы корысти в различных вариантах объяснений, а остальную часть занимают невербали-зованные смыслы («так принято», «все воруют», «не обманешь — не продашь»).

45 % мошенников совершенно не учитывают нравственные ценности в своем поведении. Правовые ценности мошенники также отрицают. 30 % осужденных мошенников оправдывали уголовное преступление личной выгодой и получением удовольствия, 52 % — слабостью наказания, а 48 % намеревались уклониться от уголовной ответственности с помощью подкупа сотрудников МВД.

Вывод. Противодействие нравственным ценностям индивидуализма, прагматизма, нормам («понятиям») криминального мира является важной и нерешенной научной и практической проблемой. В целях противодействия

Таблица 3

Доминирующие личностные смыслы поступков нравственно надежных лиц и мошенников-рецидивистов

Контрастные группы Распределение частот по смыслам поступка

Традиционные нравственные ценности Ценности личной выгоды Правовые ценности Невербализован-ные смыслы

Нравственно надёжные лица 81 человек В пределах 0,633-0,723 В пределах 0,00-0,021 В пределах 0,15-0,528 В пределах 0,00-0,08

Осужденные мошенники 257 человек 0,02 0,508 Отрицаются 0,453

ценностно-смысловым детерминантам преступности необходимо проводить дальнейшие теоретические исследования в рамках нравственно-психологического подхода, критически относиться к теории и методам зарубежной психологии. Следует учитывать состав и динамику развития ценностей в сознании социальных групп, противодействовать нормам эгоистической и прагматической морали, противопоставляя им традиционные нравственные ценности нашего общества.

Литература

1. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлёв и А.В. Юревич. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. 413 с.

2. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / отв. ред. М.И. Во-ловикова. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 320 с.

3. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 480 с.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

5. СажинА. В. Психологические факторы нравственной устойчивости личности: дис. ... канд. пси-хол. наук. М.: СГА, 2014.

6. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2008.

7. Стрижов ЕЮ. Личность мошенника: нравственно-психологический анализ : монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 374 с.

8. Стрижов ЕЮ. Нравственно-психологические детерминанты мошенничества : дис. . д-ра пси-хол. наук. М.: Академия управления МВД России, 2011. 400 с.

9. Стрижов ЕЮ. Нравственно-психологический подход—новая тенденция развития юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 67-82.

10. Стрижов Е.Ю. Нравственно-правовая надёжность личности: психологическая модель и механизмы развития // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 40-55.

11. Юревич А.В. Нравственность как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 3-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.