Научная статья на тему 'Криминализация государства в контексте глобализации'

Криминализация государства в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
468
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КРИМИНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / КРИМИНАЛИТЕТ / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / ГЕНОЦИД / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / CRIMINALIZATION / GLOBALIZATION / CRIMINAL STATE / CRIMINALITY / ISLAMIC STATE / GENOCIDE / HUMAN TRAFFICKING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Клейменов Михаил Петрович, Клейменов Иван Михайлович

В статье показывается, что происходящие в мире активные процессы криминализации получают своё логическое завершение в глобальном проекте криминального государства. Возникновение криминальных анклавов, в которых государственная власть совпадает со структурами организованной преступности и международного терроризма, реализует стратегические цели агрессивной глобализации через криминализацию общественных отношений и манипулирование общественным мнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalization of the State in the Context of Globalization

The article shows that the active criminalization processes taking place in the world are getting their logical conclusion in the global project of the criminal state. The emergence of criminal enclaves in which state power coincides with the structures of organized crime and international terrorism realizes the strategic goals of aggressive globalization through the criminalization of public relations and manipulation of the public opinion.

Текст научной работы на тему «Криминализация государства в контексте глобализации»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 2 (55). С. 146-151.

УДК 343

DOI 10.25513/1990-5173.2018.2.146-151

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

CRIMINALIZATION OF THE STATE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

М. П. КЛЕЙМЕНОВ, И. М. КЛЕЙМЕНОВ (M. P. KLEYMENOV, I. M. KLEYMENOV)

В статье показывается, что происходящие в мире активные процессы криминализации получают своё логическое завершение в глобальном проекте криминального государства. Возникновение криминальных анклавов, в которых государственная власть совпадает со структурами организованной преступности и международного терроризма, реализует стратегические цели агрессивной глобализации через криминализацию общественных отношений и манипулирование общественным мнением.

Ключевые слова: криминализация; глобализация; криминальное государство; криминалитет; «Исламское государство»; геноцид; торговля людьми.

The article shows that the active criminalization processes taking place in the world are getting their logical conclusion in the global project of the criminal state. The emergence of criminal enclaves in which state power coincides with the structures of organized crime and international terrorism realizes the strategic goals of aggressive globalization through the criminalization of public relations and manipulation of the public opinion.

Key words: criminalization; globalization; criminal state; criminality; Islamic state; genocide; human trafficking.

В настоящее время во всём мире наблюдается процесс криминализации общественных отношений. В некоторых странах этот процесс приобретает такую остроту, что создаёт опасность появления форм государственности, выражающих преимущественно криминальные интересы узкой группы лиц, находящихся у власти, вопреки нуждам и ожиданиям подавляющего большинства населения.

Криминализация общественных отношений происходит в условиях чрезвычайно противоречивого процесса глобализации. Противоречивость глобализации определяется тем, что это эволюционный процесс, который содержит в себе не только прогрессивный, но и регрессивный потенциал. Глобализация в настоящее время часто связана с кри-

© Клейменов М. П., Клейменов И. М., 2018

минализацией (экономики, политики, культуры и др.). Кроме того, она нередко создаёт благоприятные условия для криминального бизнеса. В свою очередь, криминализация порождает широкий спектр глобальных угроз и угроз национальной безопасности. В Концепции внешней политики Российской Федерации указано, что «на первый план в современной международной политике выходят имеющие трансграничную природу новые вызовы и угрозы, стремительно возрастают их уровни, диверсифицируются их характер и география. Прежде всего, это опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боевиков, радикализация общественных настроений, провоцирующая

религиозный экстремизм и этноконфессио-нальные антагонизмы, нелегальная миграция, морское пиратство, незаконный оборот наркотиков, коррупция, региональные и внутренние конфликты... Глубоко трансформируется транснациональная организованная преступность, приобретающая в условиях глобализации макроэкономическое измерение, что приводит к появлению новых криминальных "центров силы", аккумулирующих значительные ресурсы и последовательно расширяющих сферы своего влияния, в том числе путём проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установления связей с террористическими и экстремистскими организациями» [1].

Криминализация общественных отношений своё логическое завершение получает в проекте криминального государства.

Исследование проблемы криминального государства можно осуществлять, исходя из двух основополагающих позиций. Первый подход можно назвать рациональным (теоретическим), а второй - позитивистским (эмпирическим). Они должны не конфликтовать, а дополнять друг друга в рамках инте-гративной школы сравнительной криминологии. В первом случае базовым плацдармом выступают политология, теория государства и криминология. Во втором случае точкой опоры служат историко-правовой опыт, эмпирическая реальность, подлежащая сравнительно-криминологическому исследованию.

В политологической публицистике проблема криминального государства в настоящее время является главным образом предметом политических спекуляций. Например, этот термин нередко применяется по отношению к России. Известный немецкий публицист Ю. Рот в интервью испанскому журналу "La vanguardia" прямо заявил, что «Россия - криминальное государство... В России государство и преступность - одно и то же» [2]. Американские журналисты Д. Сат-тер и Л. Хардинг опубликовали в последние годы книги с красноречивыми названиями «Тьма на рассвете: возникновение криминального государства в России», «Мафиозное государство. Как один репортёр стал врагом брутальной России» [3]. Эти книги нельзя считать научными, они представляют со-

бой итоги журналистских расследований и лишены требуемых для научной продукции качеств: аналитичности, объективности оценок и строгости выводов. Многие упрёки авторов, адресованные российским органам власти (в обмане населения в корыстных целях, коррупции, сращивании с криминалом, цинизме и др.), с равным успехом могут быть адресованы властям США и многих других государств. Более того, якобы «криминальное государство Россия» не замечено в совершении агрессий. Оно никаким образом не претендует на мировое господство. Зато «демократическое государство США» только в ХХ1 в. совершило две агрессии непосредственно (Ирак, Афганистан) и как минимум одну опосредованно (Ливия). Претензия же США на мировое лидерство продолжает оставаться главной внешнеполитической стратегией [4]. Таким образом, США по уровню криминальности значительно превосходят Россию. Не следует также забывать, что именно США очень много сделали для криминализации общественных отношений в России, о чём, в частности, свидетельствует история криминальной приватизации [5]. Западным политологам и журналистам уместно напомнить библейскую фразу о сучке в чужом глазу и бревне в глазу собственном (Лк, 41-42).

Однако такие напоминания оставляют дискурс в рамках публицистического диспута и не приближают к пониманию сущности криминального государства.

Попытка сформулировать определение криминального государства представлена в современном словаре по политологии: «Государство криминальное - особый тип государства, характеризующийся определяющим влиянием преступных кругов на политику, криминализацией общественной жизни, использованием преступных элементов в качестве социальной опоры власти» [6]. В этом определении много неясного. Что такое определяющее влияние преступных кругов и кто такие сами преступные круги? Что это за преступные элементы, которые используются в качестве социальной опоры власти? Какова должна быть криминализация общественной жизни, чтобы государство стало криминальным? Как видим, цитируемое определение не отвечает на вопросы, а порождает новые.

Единственное, что есть в нём позитивного, указание на то, что криминальное государство - это особый тип государства.

По мнению С. С. Сулакшина, криминальное государство - это государство, в котором государственная власть сращивается с организованной преступностью. Автор называет признаки криминального государства: 1) системную коррупцию; 2) массовое похищение бюджетных средств; 3) тотальное взяточничество; 4) узурпацию политической власти путём либо её прямого захвата - переворот, хунта, клановое перерождение, либо путём массовых фальсификаций на так называемых демократических выборах [7]. Не говоря о том, что первые три признака криминального государства совпадают (являя собой различные формы коррупции), не ясно, с каким видом организованной преступности сращивается государственная власть: общеуголовной, экономической, транснациональной. Не понятно также, какой уровень власти имеется в виду: федеральный, субъекта Российской Федерации или муниципальный. Однако очевидно, что в данном случае речь идёт о процессе, который имеет противоправный характер.

Итак, политологи констатируют, что криминальное государство - это: а) особый тип государства и б) процесс его противоправного перерождения, мутации. Эти утверждения требуют теоретико-правового анализа, поскольку политологи не обладают должной правовой компетенцией и, вторгаясь на «чужую территорию знаний», могут высказывать ошибочные суждения.

С нашей точки зрения, криминальное государство - это конкретно-исторический тип, представляющий собой псевдопубличную организацию общества для реализации групповых и частных интересов на основе антиправа (неправа). В криминальном государстве организация публичных институтов связана с попранием конституционных основ демократических государств, нарушением прав человека, фальсификацией результатов демократических процедур, манипулированием сознанием населения. Признаками криминального государства являются: а) криминальная идеология, основанная на ксенофобии и нравственном нигилизме; б) политика геноцида и нарушение прав человека; в) при-

частность органов власти к торговле людьми; г) превращение закона в инструмент произвола и насилия; д) агрессивные войны и терроризм; е) формирование криминальной инфраструктуры для транснациональной преступной и террористической деятельности; ж) осуществление государственной власти криминалитетом. Возникновение криминальных анклавов, в которых государственная власть совпадает со структурами организованной преступности и международного терроризма, реализует стратегические цели агрессивной глобализации через криминализацию общественных отношений и манипулирование общественным мнением.

Криминальное государство воплощает кастовые, групповые и частные интересы вопреки интересам прогрессивного развития личности, общества и государства. Чаще всего кастовые, групповые и частные интересы отождествляются с политическими и экономическими выгодами, что способствует концентрации власти и материальных богатств в руках узкой категории собственников. В криминальном государстве происходит подмена права законом, нарушающим публичные интересы, - неправом.

Свидетельством социального развития в направлении трансформации в криминальное государство является социальное отчуждение (власти от граждан, управленческой социально-ролевой функции от ответственности, личности от самосознания и совести), которое порождает множество симулякров, имитирующих реальность, а также фетишизацию денег и гедонистический образ жизни. Признаками движения к криминальному государству выступают показатели криминали-зованности экономики, информационного пространства и других сфер социальной жизни.

С позиций эмпирического анализа криминальное государство завершает процесс развития государственно-правовых отношений от образцовых и стабильных к неустойчивым (недееспособным) и критическим. Завершает социодинамику недееспособного государства его превращение в «свёрнутое государство», в котором энтропия достигает крайних значений и наблюдается тотальный вакуум власти [8]. Этот вакуум часто заполняется криминалитетом. Не случайно иссле-

дователи называют недееспособные государства инкубаторами международного терроризма, указывая, что здесь террористы находят «тепличные» условия для организации своей деятельности из-за коррумпированности и непрофессионализма властей, их невнимания к проблемам общественной безопасности, наличия «свободных от государственного контроля» территорий [9].

В современном геополитическом проектировании криминальное государство создаётся акторами глобализма в качестве международного анклава для достижения ряда целей:

- формирование силы, которая способна направить определённую «пассионарность» в нужном направлении;

- криминализация миграционного пространства, что позволяет управлять этим пространством через криминальные сети;

- создание комплексных угроз безопасности для целых регионов, которые могут быть реализованы в любой момент, в частности, для достижения нужного политического решения;

- подавление очагов народного сопротивления криминальной политике и устранение оппозиции силами террористических организаций;

- размещение баз подготовки наёмников для направления их в горячие точки планеты;

- управление глобальными потоками нелегальной миграции и торговли людьми;

- рационализация процессов контрабанды оружия, наркотиков, иных нелегальных товаров;

- реализация стратегических планов глобализации через криминализацию.

Таким образом, мир становится свидетелем продуманной многоцелевой криминальной политики, в которой криминальное государство выполняет множество функций, выступая оператором достижения поставленных «стратегическим субъектом» геополитических целей преступными средствами. При этом проблема криминального государства становится предметом политических спекуляций, которые скрывают её реальное криминологическое содержание.

В настоящее время в мире существуют криминальные анклавы, в которых государственная власть совпадает со структурами организованной преступности и междуна-

родного терроризма. Особого внимания заслуживает «Исламское государство (Ирака и Леванта)» (ИГ - ИГИЛ).

В деятельности ИГ присутствуют все признаки криминального государства.

Налицо криминальная идеология, попирающая все общечеловеческие ценности, в том числе закреплённые в Коране. В этой связи многие политические и исламские лидеры, а также представители уммы высказываются против использования термина «Исламское государство», предлагая заменить его на определения «Неисламское государство», «Иблисское государство» (от иблис - сатана) или «ДАИШ», имея в виду, что акроним ДАИШ в арабском языке имеет негативные коннотации; например, термин созвучен с таким словосочетанием, как «попирать кого-то» [10]. Если даже обратиться в истории халифата, где было немало темных страниц (в частности, налог кровью - дю-шерме, который далеко опередил современные технологии выращивания «нового человека»), в нём не было практики беспричинного убийства единобожников (иудеев и христиан) и уж тем более мусульман. «Сто тысяч мусульман в Ираке и Сирии погибли от боевиков "Исламского государства"», сообщил король Иордании Абдалла II во время визита в Австрию в ноябре 2015 г. [11].

ИГ реализует политику геноцида, причём осуществляет её с нарочитым цинизмом и демонстративным вызовом мировому общественному мнению. Показателем этого являются виды казней, которые совершают боевики ДАИШ: расстрелы, побитие камнями, сожжение заживо, резание горла, обезглавливание, закапывание заживо, сбрасывание с крыши, моста, волочение автомобилем, варение в котле со смолой, распиливание электропилой, раздавливание бронетехникой. Изощрённая фантазия убийц здесь, как видим, не имеет пределов. Казни часто совершаются по надуманным поводам (например, за отказ заниматься сексом с боевиками) или вовсе без всякого повода (без объяснения причин). Убивают стариков, женщин (в том числе беременных), детей. Концентрация такого разгула насилия является беспрецедентной.

ИГ открыто торгует людьми. При этом производится оценка людей как товара: тех,

кто, по мнению боевиков, не представляет ценности (например, женщин старше 25 лет), просто убивают. «Боевики продавали жен-щин-езидок за 10-12 долларов. Одна женщина предназначалась для 10 мужчин. Кто может оправдать такое поведение? Может ли Господь такое принять? Это позор, когда женщину насилуют. Но когда её насилуют 10 мужчин - как это назвать? Это не люди, это животные. Из-за них я до сих пор живу в постоянном страхе», - свидетельствует бывшая пленница ИГ [12]. Таких свидетельств - множество.

Законы шариата, которые вводятся на территориях, находящихся под контролем ИГ, используются не для гармонизации общественных отношений, а для осуществления политики террора, запугивания населения, превращения его в молчаливое, послушное стадо, заражения его бациллами религиозного экстремизма и насилия. Эти законы, в соответствии с которыми строго регламентируется порядок жизни, дресс-код, допустимые выказывания, зависимое положение женщины и др., выглядят угрожающе архаичными на фоне Декларации прав и свобод человека и способны вызвать отвращение всего цивилизованного мира.

По всей видимости, они преследуют именно такую цель. Вообще разгул насилия на территориях, занятых ИГ, и политика террора не только по отношения к тем, кого зачислили в ряды врагов («кяфиров»), но и по отношению к правоверному населению «халифата» заставляют сделать вывод, что перед нами специально организованный проект. Конечная цель этого спецпроекта - навязать общественному мнению вывод об уродливости и общественной опасности всей исламской идеологии, ислама в целом.

Возникает закономерный вопрос: кому это выгодно? Ясно, что это не может соответствовать интересам сообщества мусульман, которое обрекается на мучительную жизнь в условиях угроз со всех сторон (как власти «халифа», так и его противников). Выгодно это только тем силам, которые укрепляют свою империю на обломках всего остального мира.

Речь идёт о гигантской, многоуровневой и многоходовой провокационной операции, в центр мишени которой помещён ислам как

религия, обладающая мощной политической харизмой. Эта операция, первый этап активной реализации которой совпадает с началом XXI в., имеет продолжение в разрушении Ирака и Ливии, цветных арабских революциях и хорошо просматривается в Сирии. «Уничтожение ислама руками ислама» - вот её лозунг и стратегия.

ИГ - искусственно созданное криминальное государство - в настоящее время представляет собой ударную силу глобализма антиисламской направленности. Эта химера, сконструированная усилиями западных спецслужб при участии их агентуры в сообществе мусульман [13], должна вызвать во всём мире антиисламские настроения, похоронив «классический» ислам с его концепцией мирного межконфессионального общения и пониманием джихада как борьбы со своими страстями. В данном глобальном проекте просматривается и его эсхатологическое значение.

В связи с террористической деятельностью ИГ большую актуальность приобретает проблема создания Международного трибунала по «Исламскому государству» (ad hoc), что требует согласования множества правовых подходов и позиций [14]. В настоящее время следует сосредоточиться на документировании доказательств совершения преступлений организаторами и участниками глобальной криминальной операции, имеющей кодовое название «Исламское государство». В этой деятельности должны принять участие российские правоохранительные органы.

1. Концепция внешней политики Российской Федерации : утв. Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г. № Пр-1440 // Сайт Президента России. - URL: http://www.kremlin.ru.

2. Рот Ю. Россия - криминальное государство // Движение «За возрождение отечественной науки» : сайт. - URL: http://www.old.za-nauku.ru.

3. Саттер Д. Тьма на рассвете: возникновение криминального государства в России. - М., 2004. - 336 с. ; Harding L. Mafia State. How one reporter became an enemy of the brutal new Russia. - Guardian Books, 2011. - 310 p.

4. См.: Хомский Н. Будет так, как скажем мы! -М., 2013. - 256 с.

5. См.: Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Фе-

дерации за период 1993-2003 годы (эксперт-но-аналитическое мероприятие). - М., 2004. -185 с.; АргуноваЮ. Н. Криминологический анализ законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества // Преступность в России и проблемы борьбы с ней. - М., 2001. - С. 111-128; Лисичкин В. А. Чёрная приватизация. - М., 1997. - 140 с.; Полеванов В. П. Технология великого обмана. - М., 1995. - 32 с.; Приватизация по-российски / под ред. А. Б. Чубайса. - М., 1999. -368 с.

6. Политология : краткий словарь политологических терминов / сост. Т. Н. Духина, Т. П. Болотова. - Ставрополь, 2010. - URL: http://www.politike.ru>dictionary/974.gosudarstv o-kriminalnoe.

7. Сулакшин C. Обретение смыслов // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии) : сайт. - URL: http ://www.rusrand.ru.

8. Rotberg R. I. Failed States, Collapsed States, Weak States : Causies and Indicators // State Failure and State Weakness in a Time of Terror. -Washington, 2003. - P. 7-17.

9. The Politics of Transnational Organised Crime // University at Albany : [website]. - URL: http://www.albany. edu.

10. См.: Коткина О. На словах ДАИШ, на деле ИГ // ИГ Религии : проект «Независимой газеты» : [сайт]. - URL: http://www.ng.ru.

11. См.: Боевики ИГ за год убили 100 тыс. мусульман // VAUA. Новости : [сайт]. - URL: http://www.vaua.org.

12. См.: Бывшая пленница ИГ рассказала о торговле людьми // Постсовет : информ-аналит. онлайн-ресурс. - URL: http://www.postsovet.ru.

13. См.: Исламское государство»: сущность и противостояние : аналитический доклад. -Владикавказ, 2015. - 226 с.

14. См.: АдилгерееваЖ. Е., Самалдыков К. Е. Об идее создания специального суда по ИГИЛ. -URL: http://www.sibac.info.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.